Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды пример. Педагогическая инноватика: основные понятия, концепции, классификации

Понять динамику развития и противоречий инновационных процессов в системе образования помогают законы педагогических новшеств.

1) Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды. Любой инновационный процесс в системе образования при его реализации с неизбежностью вносит необратимые изменения в инновационную социально-педагогическую среду, в которой он осуществляется. В результате этого целостные представления о каких-либо педагогических процессах или явлениях начинают разрушаться. Такое вторжение педагогического новшества в социально-педагогическую среду приводит к поляризации мнений о нем, о его значимости и ценности. Чем значительнее педагогическое новшество, тем основательнее дестабилизация, которая касается инновационной среды разного типа: теоретической, опытной, коммуникативной и практической.

2) Закон финальной реализации инновационного процесса. Любой инновационный процесс рано или поздно, стихийно или сознательно реализовывается и заканчивает свое существование как новшество. Показателен в этом отношении опыт В. А. Шаталова.

3) Закон стереотипизации педагогических инноваций. Любая педагогическая инновация имеет тенденцию превращаться в стереотип мышления и практического действия. В этом смысле она обречена на рутинизацию, она становится стереотипом, барьером на пути реализации других новшеств.

4) Закон цикловой повторяемости педагогического новшества. Характерной особенностью системы образования является повторное возрождение какого-либо явления или новшества в новых условиях. Именно поэтому в педагогической теории и практике новшества вызывают особое противодействие, так как воспринимаются частью учителей как «давно забытое старое». В качестве примеров можно привести конспекты В. А. Шаталова, в которых многие не видят нового из-за того, что они давно используются в педагогике, а также коммунарскую методику, восстановленную в новых условиях в ряде школ (например, школа В. А. Караковского).

Этими законами не ограничиваются общие и специфические для педагогической инноватики закономерности, которые еще предстоит исследовать.

Методы обучения математике и их классификация

Традиционное обучение имеет ряд недостатков. Из них следует выделить:

Преобладание словесных методов изложения, способствующих рассеиванию внимания и невозможности его акцентирования на сущности учебного материала;

Средний темп изучения математического материала;

Большой объем материала, требующего запоминания;

Недостаток дифференцированных заданий по математике и др. Недостатки традиционного обучения математике можно устранить путем усовершенствования процесса ее преподавания.


Метод (от греч. methodos - путь исследования) - способ достижения цели.

Метод обучения - упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств, с помощью которых реализуются цели обучения и воспитания. Методы обучения включают взаимосвязанные, последовательно чередующиеся способы целенаправленной деятельности учителя и учащихся.

Любой метод обучения предполагает цель, систему действий, средства обучения и намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик.

Какой-либо один метод обучения используется в чистом виде лишь в специально спланированных учебных или исследовательских целях. Обычно преподаватель сочетает различные методы обучения.

Метод обучения - историческая категория. На протяжении всей истории педагогики проблема методов обучения разрешалась с различных точек зрения: через формы деятельности; через логические структуры и функции форм деятельности; через характер познавательной деятельности. Сегодня существуют разные подходы к современной теории методов обучения.

Классификация методов обучения проводится по различным основаниям.

По характеру познавательной деятельности:

Объяснительно-иллюстративные (рассказ, лекция, беседа, демонстрация и т.д.);

Репродуктивные (решение задач, повторение опытов и т. д.);

Проблемные (проблемные задачи, познавательные задачи и т.д.);

Частично-поисковые - эвристические;

Исследовательские.

По компонентам деятельности:

Организационно-действенные - методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

Стимулирующие - методы стимулирования и мотивации учебно­познавательной деятельности;

Контрольно-оценочные - методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.

По дидактическим целям:

Методы изучения новых знаний;

Методы закрепления знаний;

Методы контроля.

По способам изложения учебного материала:

Монологические - информационно-сообщающие (рассказ, лекция, объяснение);

Диалогические (проблемное изложение, беседа, диспут). Но формам организации учебной деятельности.

По уровням самостоятельной активности учащихся. По источникам передачи знаний:

Словесные (рассказ, лекция, беседа, инструктаж, дискуссия);

Наглядные (демонстрация, иллюстрация, схема, показ материала, график);

Практические (упражнение, лабораторная работа, практикуму. По учету структуры личности:

Сознание (рассказ, беседа, инструктаж, иллюстрирование и др.);

Поведение (упражнение, тренировка и т.д.);

Чувства - стимулирование (одобрение, похвала, порицание, контроль и т.д.).

Все указанные классификации рассматриваются в дидактическом аспекте; предметное содержание математики учитывается здесь в недостаточной мере, поэтому невозможно отразить всю номенклатуру методов обучений математике. Выбор методов обучения - дело творческое, однако оно основано на знании теории обучения. Методы обучения невозможно разделить, универсализировать или рассматривать изолированно. Кроме того, один и тот же метод обучения может оказаться эффективным или неэффективным в зависимости от условий его применения.

Новое содержание образования порождает новые методы в обучении математике. Необходимы комплексный подход в применении методов обучения, их гибкость и динамичность. Педагогическая классификация методов обучения разделяет методы преподавания и методы изучения (учения). Последние, в свою очередь, представлены научными (наблюдение, анализ, синтез и т.д.) и учебными (эвристический, обучение на моделях и др.) методами изучения математики.

Методы преподавания - средства и приемы, способы информации, управления и контроля познавательной деятельности учащихся.

Методы учения - средства и приемы, способы усвоения учебного материала, репродуктивные и продуктивные приемы учения и самоконтроля.

Основными методами математического исследования являются: наблюдение и опыт; сравнение; анализ и синтез; обобщение и специализация; абстрагирование и конкретизация.

Современные методы обучения математике: проблемный

(перспективный), лабораторный, программированного обучения, эвристический, построения математических моделей, аксиоматический и др.

Рассмотрим классификацию методов обучения (схема 1).

Информационно-развивающие методы делятся на два класса:

1. Передача информации в готовом виде (лекция, объяснение, демонстрация учебных кинофильмов и видеофильмов, слушание магнитозаписей и др.);

2. Самостоятельное добывание знаний (самостоятельная работа с книгой, с обучающей программой, с информационными базами данных - использование информационных технологий).

Проблемно-поисковые методы : проблемное изложение учебного ма­териала (эвристическая беседа), учебная дискуссия, лабораторная поисковая работа (предшествующая изучению материала), организация коллективной мыслительной деятельности в работе малыми группами, организационно­деятельностная игра, исследовательская работа.

Репродуктивные методы : пересказ учебного материала, выполнение упражнения по образцу, лабораторная работа по инструкции, упражнения на тренажерах.

Творчески-репродуктивные методы: сочинение, вариативные

упражнения, анализ производственных ситуаций, деловые игры и другие виды имитации профессиональной деятельности.

Составной частью методов обучения являются приемы учебной\ деятельности учителя и учащихся. Методические приемы - действия, способы работы, направленные на решение конкретной задачи. За приемами учебной работы скрыты приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение и обобщение, доказательство, абстрагирование, конкретизация, выявление существенного, формулирование выводов, понятий, приемы воображения и запоминания).

Современные методы обучения, главным образом, ориентированы на обучение не готовым знаниям, а деятельности по самостоятельному приобретению новых знаний, т. е. познавательной деятельности.

Специальные методы - это адаптированные для обучения основные методы познания, применяемые в самой математике, характерные для математики методы изучения действительности (построение математических моделей, способы абстрагирования, используемые при построении таких моделей, аксиоматический метод).

ТЕМА 2. Смысл, цели и задачи инноватики в образовании

1. Сущность и задачи педагогической инноватики

2. Методологические основания инноватики в образовании

1. Сущность и задачи педагогической инноватики

Итак, что же такое педагогическая инноватика? Педагогика имеет дело с образовательными процессами, в которых участвуют учащиеся и педагоги. Все остальные изменения - модернизация образования, изменение продолжительности среднего или выс­шего образования, доступ школ к Интернету и т.д. - это только средства, которые могут приводить к главной педагогической миссии - прогрессивным личностным изменениям учащихся и педагогов.

Педагогическая инноватика направлена на выполнение обще­человеческих задач. Развитие обусловлено не только заказом об­щества и личности на изменение системы образования, но и не­обходимостью педагогического обеспечения связи прошлого и будущего. Связь времен, прошлого и будущего, реализуется чело­веком, его деятельностью, в том числе и образовательной. Эта связь не есть простая передача прошлого опыта будущим поколе­ниям, образовательный процесс всегда сопровождается внесени­ем нового. Изменениями в образовании и занимается педагоги­ческая инноватика, выполняя тем самым функцию педагогичес­кой связи времен.

Учитывая изложенное, сформулируем следующее определе­ние. Педагогическая инноватика - наука, изучающая природу, за­кономерности возникновения и развития педагогических иннова­ций в отношении субъектов образования, а также обеспечиваю­щая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.

Из данного определения вытекает главная цель педагогической инноватики - научно обосновать и обеспечить непрерывное из­менение образования в интересах его приближения к реализуе­мой сущности образовывающегося человека - носителя и реализатора культурологической связи времен.

В современном образовании принято различать два типа инно­вационных феноменов: «инновации в системе образования» и «ин­новационное обучение». Первое связано с перестройкой, моди­фикацией, усовершенствованием, изменением системы образо­вания или ее отдельных сторон, свойств и аспектов, например с созданием новых законодательных актов, моделей и концепций обучения, форм интеграционных связей и т.д. Второе - иннова­ционное обучение - определяется как особый тип обучения, про­дукт целенаправленной, научно обоснованной деятельности но­вого типа в учебно-образовательном процессе.

Объединяющее понятие педагогической инноватики - инно­вационный образовательный процесс. С этим понятием тесно свя­заны другие: педагогическое новшество, инновационная деятель­ность, инновационная среда, в которой происходят инновацион­ные процессы.

Инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педа­гогическом и организационно-управленческом. От этих аспектов зависят общий климат и условия, в которых инновационные про­цессы происходят. Имеющиеся условия (среда) могут способство­вать либо препятствовать инновационному процессу. Инноваци­онный процесс в единстве трех его составляющих (создание, ос­воение и применение новшеств) может иметь характер как сти­хийный, так и сознательно управляемый. Введение новшеств - это прежде всего функция управления искусственными и есте­ственными процессами изменений.

Инновационная деятельность - комплекс мер и технологий по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования. К основным функциям инновационной деятельно­сти относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.п.

Новшества в образовании представляют собой выдвижение или творческую проработку новых идей, принципов, технологий, в отдельных случаях доведение их до типовых проектов, содержа­щих условия их адаптации и применения в массовой практике. По видам деятельности различают новшества педагогические, обес­печивающие и управленческие.

Ученые предлагают следующие типы задач педагогической инноватики:

    Описательно-объяснительные задачи, призванные дать кар­тину того, что есть в действительности на уровне теоретического объяснения.

    Задачи, связанные с разработкой новых моделей инноваци­онной деятельности, новых технологий ее осуществления, новых форм ее организации.

    Задачи, связанные с разработкой способов развития систем инновационной деятельности.

    Задачи, связанные с изучением системы отношений, возника­ющих в инновационной образовательной деятельности по отноше­нию к личностному становлению и развитию ученика и учителя.

    Задачи, относящиеся к природе и закономерностям возник­новения, развития педагогических инноваций, их связи с тради­циями прошлого и будущего в отношении субъектов образования.

Педагогическая инноватика имеет задачи не только внутрен­ние, но и общепедагогического характера. Н.Р. Юсуфбекова на­зывает такие задачи инноватики: обоснование и систематиза­ция новых направлений педагогических исследований. Среди них:

    педагогическая теория нашего времени как система идей и принципов организации в условиях обновления общества, систе­мы образования и формирования нового типа личности; как стра­тегическое направление развития педагогической науки;

    педагогика творчества, изучающая вопросы формирования творческой личности в учебно-воспитательном процессе и вне его;

    педагогическая терапия в системе профилактической и ком­пенсаторной педагогики, педагогики пограничных состояний и экстремальных ситуаций;

    педагогика мира, изучающая влияние глобальных проблем человечества на воспитание и нацеленная на воспитание мышле­ния, новой морали и новой психологии, отвечающих реально­стям ядерно-космической эры;

Теория воспитательных систем, систематизирующая интегративные процессы обучения и воспитания, закономерности объ­единения социальных и педагогических факторов воспитания.

На основе принципов, законов и технологий педагогической инноватики процессу инновационных преобразований могут быть подвержены:

    целевой и концептуальный блок образования;

    организационная структура системы образования, образова­тельных учреждений, органов управления образованием, система повышения квалификации;

    педагогические технологии (формы, методы и технологиче­ские средства);

    структура и содержание образования;

    учебные программы, учебники, электронные средства обу­чения;

    научно-методическое обеспечение учебного процесса;

    принципы управления образованием, качеством образова­ния;

    система мониторинга, диагностики, контроля и оценки ре­зультатов образования;

    экономика образования, государственная и межгосударствен­ная политика в образовании.

2. Методологические основания инноватики в образовании

В процессе исследования инновационных процессов в образо­вании ученые обнаружили ряд проблем теоретико-методологиче­ского плана: соотношение традиций и инноваций, содержание и этапы инновационного цикла, отношение к инновациям разных субъектов образования, управление инновациями, подготовка кадров, основания для критериев оценки нового в образовании и др. Эти проблемы нуждаются в осмыслении на методологическом уровне.

Деятельностная сущность инноваций в образовании и необхо­димость их отображения в форме учения выдвигают требование к пониманию методологии педагогической инноватики как орга­ничного единства двух составляющих: учения и деятельности.

Методология педагогической инноватики есть система знаний и видов деятельности, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств.

В чем состоит задача методологии педагогической инноватики! Очевидно, что необходимо дать целостное теоретическое пред­ставление педагогической инноватике, ее составу, структуре, функциям. Для этого нужно выявить основные тенденции, проти­воречия, принципы, законы развития инновационных процес­сов, обосновать методологические подходы к их изучению в рам­ках педагогической инноватики.

H.Р. Юсуфбекова выявляет следующие тенденции в сфере образования и соответствующие им противоречия.

I. Тенденция к непрерывности образования. Она вызывает потребность структурного и содержательного обновления.

    Усиливающаяся потребность в новом педагогическом знании среди учителей и других практических работников. Идет обновле­ние состава и структуры педагогического сообщества.

    Тенденция внедрения. Применение нового принимает массо­вый характер.

4. Тенденция к созданию воспитательных школьных систем.

Развитие воспитательных систем школ предполагает прохож­дение трех основных взаимосвязанных этапов:

1) возникновения нового педагогического явления - воспитательной системы школы и его теоретическое осмысление в новом педагогическом знании, которое в форме теорий, концепций характеризует данное педагогическое новшество в его специфике;

2) освоения новшества педагогическим сообществом;

3) применения, внедрения в практику работы школ. Каждый из трех этапов отличается своими конкретными противоречиями и особенностями их разрешения.

Для первого этапа противоречие состоит в том, что цель вос­питания - формирование гармонично развитой личности - не может последовательно реализоваться в современном обществе с его системой воспитания.

Для второго этапа существенно противоречие между несистем­ным научно-педагогическим мышлением и системным классом научных и практических задач, которые ставятся и решаются при разработке проблемы воспитательной системы школы.

Для третьего этапа значимо противоречие между готовым, су­ществующим «образцом», «моделью» воспитательной системы и необходимостью ее использования и развития в условиях работы конкретной школы.

С методологических позиций необходимо определить законо­мерности развития инновационных педагогических систем и про­цессов. Белорусский ученый И. И. Цыркун выявил следующие за­кономерности развития инновационной системы.

    Система развивается неравномерно. В развитии инновацион­ной системы доминируют логика культуры, стохастичность над кумулятивностью и рациональностью.

    Детерминирующими основаниями развития инновационной системы являются нововведения с предметным научным обосно­ванием. Они преобладали до 70-х гг. XX в.

    Существует определенная очередность в развитии: сначала последовательно вычерпываются ресурсы предметного научного обоснования, а затем осуществляется переход к более глубоким источникам (дидактика, психология, кибернетика, системный подход и др.).

    Различные дидактические нововведения обладают свойством эквивалентности относительно ожидаемых эффектов.

    В инновационной системе преобладают модифицирующие нововведения и нововведения, которые ориентированы на цен­ности результата.

    В процессе развития инновационной системы повышается сложность научных обоснований и увеличивается частота появле­ния модернистских нововведений.

    Радикальные нововведения, как правило, связаны с устрем­лением инноваторов к достижению целей развития и саморазви­тия личности учащихся.

    Развитие инновационной системы осуществляется с эволю­ционными циклами. Максимумы развития соответствуют перио­дам: 1951-1960, 1971-1975, 1981-1985 гг.

    В инновационной системе происходят смены позиций пере­менных и постоянных составляющих образования.

Н. Р. Юсуфбекова сформулировала следующие законы педагоги­ческой инноватики.

    Закон необратимой дестабилизации педагогической инноваци­онной среды. Целостные представления о каких-либо педагогиче­ских процессах или явлениях начинают разрушаться, причем впо­следствии оказывается невозможным восстановить эти представ­ления. В связи с этим возникают издержки, связанные с кадровы­ми и духовными возможностями педагогического сообщества.

    Закон финальной реализации инновационного процесса. Любой инновационный процесс должен рано или поздно, стихийно или сознательно реализоваться.

    Закон стереотипизации педагогических инноваций. Любая педа­гогическая инновация, реализуемая в инновационном процессе, имеет тенденцию превращаться в стереотип мышления и практи­ческого действия.

    Закон цикловой повторяемости, возвращаемости педагогических инноваций.

Перечисленные законы в определенной степени характерны для многих инновационных процессов, в педагогике такие зако­ны, наверняка, еще будут уточнены. Задача педагогической инно­ватики - установить именно те законы и закономерности, кото­рые относятся к ее предмету исследования. Для этого необходимо построение теоретико-методологического аппарата, одним из глав­ных компонентов которого является понятийный аппарат.

Процессы создания, освоения и применения нововведений все больше распространяются в системе образования и педагогической науке. Конкретно-историческая ситуация обновление мира и общества, перестройки образования предопределяет перманентность (франц. permanent - постоянный, непрерывный) и нацеленность этих процессов на постоянное сущностное и целостное обновление педагогической теории и практики. В связи с этим осмысления инновационных образовательных процессов требует знания основных законов их течения, принципов управления, структуры и динамики их развития.

В теории педагогической инноватики функционируют фундаментальные законы, знание которых позволяет эффективно внедрять инновации в системе образования и управлять ими. Закон - необходимое, существенное устойчивое отношение между природными и общественными явлениями, которое имеет свойство повторяться. Законы педагогической инноватики выражают связь между понятиями этой отрасли знаний, ее составляющими, свойствами понятий, а также между свойствами внутри конкретного понятия.

Закон необратимой дестабилизации педагогического инновационной среды. Суть его заключается в том, что любой инновационный образовательный процесс неизбежно вносит в устойчивое социально-педагогическая среда необратимые деструктивные изменения. Это порождает разрушению целостных представлений о природе образовательных процессов, их управляемость. Моменты инноваций нарушают привычную текучесть педагогического мышления, поляризуют взгляды. Против нового всегда объединяются те, кто через психологические, социально-экономические и организационно-управленческие причины не воспринимает его. Кроме того, чем более обстоятельной является педагогическая инновация, тем более вероятна дестабилизация, которая может касаться теоретического, исследовательского, коммуникативного или практического инновационных сред.

Закон финальной реализации инновационного процесса. Связан он с тем, что любое жизнеспособный инновационный процесс в образовательной структуре раньше или позже, стихийно или сознательно будет реализован.

Даже те инновации, которые сначала кажутся безнадежными к овладению педагогическим сообществом, а тем более по их внедрению, некоторое время проторюють себе дорогу и реализуются (речь идет о жизнеспособные нововведение). Таким было, например, внедрение в массовую педагогическую практику идей проблемного обучения, программированного обучения, воспитательных систем. Макаренко, С. Шацкого, В. Сухомлинского.

Закон стереотипизации педагогических инноваций. Заключается в том, что любая педагогическая инновация имеет тенденцию превращаться со временем на стереотип мышления и практического действия. В этом смысле она обречена на рутинізацію, то есть на переход к педагогического стереотипа, который существенно затрудняет реализацию новых прогрессивных инновационных технологий.

Однако история развития педагогической практики свидетельствует, что не все инновации обречены на рутинізацію, поскольку имеют разный инновационный потенциал. Поэтому некоторые из них, ярко вспыхивая, гаснут или дезорганізовують образовательную систему, другие становятся традиционными или дают толчок рождению новых педагогических идей, концепций, теорий (педагогическое наследие Я. -А. Коменского, К. Ушинского, Л. Толстого, С. Русовой, В. Сухомлинского и др.).

Закон циклического повторения, возвратности педагогических инноваций. Суть его сводится к тому, что в педагогике, системе образования нередко случается повторное возрождения нововведения в новых условиях. Речь идет о так называемые «традиционные инновации», или «ретровведення». Например, возрождение педагогических систем (или их элементов) М. Монтессори, С. Френе, национального детского сада С. Русовой и др. Такие инновации часто вызывают противодействие, поскольку воспринимаются как то, что уже было.

Конечно, этими законами не исчерпываются общие и специфические для педагогической инноватики закономерности. Однако их знания способствует пониманию динамики развития и противоречий инновационных образовательных процессов, а также раскрытию принципов управления ими.

Если практики чаще озабочены конкретными результатами обновлений, то ученых интересует система знаний и соответству­ющих им видов деятельности, которые изучают, объясняют, об­основывают педагогическую инноватику, ее собственные прин­ципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применимости и другие научные атрибуты, характерные для тео­ретических учений. Все это - методологические аспекты изуче­ния и конструирования педагогических нововведений.

В процессе исследования инновационных процессов в образо­вании ученые обнаружили ряд проблем теоретико-методологиче­ского плана: соотношение традиций и инноваций, содержание и этапы инновационного цикла, отношение к инновациям разных субъектов образования, управление инновациями, подготовка кадров, основания для критериев оценки нового в образовании и др. Эти проблемы нуждаются в осмыслении на методологическом уровне. В результате обоснование методологических основ педаго­гической инноватики оказывается не менее актуальным, чем со­здание самой педагогической инноватики.

Н. Р. Юсуфбекова считает педагогическую инноватику направ­лением методологических исследований, поскольку именно в этой науке можно представить систему знаний о создании, освоении и распространении педагогических новшеств. Педагогическая инно-ватика позволяет отразить необходимую связь процессов создания педагогических новшеств и их применения, в том числе внедре­ния в практику; обосновать и развить принцип единства исследо­вательской деятельности и деятельности преобразования педаго­гической действительности.

В предстоящих построениях нам потребуется опора на уже име­ющуюся методологическую базу. Для этого вполне уместно ис­пользовать научный аппарат, относящийся к методологии общей педагогики, который, заметим, хотя и является достаточно сфор­мированным, но также находится в стадии развития.

Что же такое методология педагогики? В работах философов, методологов, педагогов на этот счет имеются различные понима­ния, включающие как проблемы, специфические для педагоги­ческой области, так и вопросы философского и общенаучного уровней (например, системный подход).

Деятельностная сущность инноваций в образовании и необхо­димость их отображения в форме учения выдвигают требование к пониманию методологии педагогической инноватики как орга­ничного единства двух составляющих: учения и деятельности. Чтобы зафиксировать это единство на понятийном уровне, воспользуем­ся определением методологии педагогики, которое было дано



М.А.Даниловым: «Методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих... педагоги­ческую действительность» 1 - и развито позднее В. В. Краевским: «...а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества спе­циально-научных педагогических исследований» 2 .

Вышеприведенные построения позволяют сформулировать сле­дующее определение: методология педагогической инноватики есть система знаний и видов деятельности, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств.

Итак, нас интересует система знаний и соответствующих им видов деятельности, которые изучают, объясняют, обосновыва­ют педагогическую инноватику, ее собственные принципы, зако­номерности, понятийный аппарат, средства, границы примени­мости и другие научные атрибуты, характерные для теоретиче­ских учений.

В чем состоит задача методологии педагогической инноватики? Очевидно, что необходимо дать целостное теоретическое пред­ставление педагогической инноватике, ее составу, структуре, функциям. Для этого нужно выявить основные тенденции, противоречия, принципы, законы развития инновационных процес­сов, обосновать методологические подходы к их изучению в рам­ках педагогической инноватики. В этом направлении пока делают­ся только первые шаги.

Н. Р. Юсуфбекова в своем исследовании выявляет следующие тенденции в сфере образования и соответствующие им противо­речия 3 .

1. Тенденция к непрерывности образования. Она вызывает по­требность структурного и содержательного обновления.

2. Усиливающаяся потребность в новом педагогическом знании среди учителей и других практических работников. Идет обновле­ние состава и структуры педагогического сообщества.



3. Тенденция внедрения. Применение нового принимает массо­вый характер.

4. Тенденция к созданию воспитательных школьных систем.


1 Данилов М.А. Взаимоотношение всеобщей методологии науки и специаль­ной методологии педагогики // Проблемы социалистической педагогики. - М., 1973.-С. 73.

2 Краевский В.В. Методология педагогики: пособие для педагогов - исследова­телей. - Чебоксары, 2001. - С. 16.

3 См.: Юсуфбекова Н.Р. Проблемы и перспективы развития теории инноваци­онных процессов // Единое образовательное пространство стран СНГ и Ближне­го Зарубежья. - М., 1994. - С. 31- 44.

Развитие воспитательных систем школ предполагает прохож­дение трех основных взаимосвязанных этапов:

1) возникновения нового педагогического явления - воспи­тательной системы школы и его теоретическое осмысление в но­вом педагогическом знании, которое в форме теорий, концепций характеризует данное педагогическое новшество в его специфике;

2) освоения новшества педагогическим сообществом;

3) применения, внедрения в практику работы школ. Каждый из трех этапов отличается своими конкретными про­тиворечиями и особенностями их разрешения.

Для первого этапа противоречие состоит в том, что цель вос­питания - формирование гармонично развитой личности - не может последовательно реализоваться в современном обществе с его системой воспитания.

Для второго этапа существенно противоречие между несистем­ным научно-педагогическим мышлением и системным классом научных и практических задач, которые ставятся и решаются при разработке проблемы воспитательной системы школы.

Для третьего этапа значимо противоречие между готовым, су­ществующим «образцом», «моделью» воспитательной системы и необходимостью ее использования и развития в условиях работы конкретной школы.

С методологических позиций необходимо определить законо­мерности развития инновационных педагогических систем и про­цессов. Белорусский ученый И.И.Цыркун выявил следующие за­кономерности развития инновационной системы 1 .

1. Система развивается неравномерно. В развитии инновацион­ной системы доминируют логика культуры, стохастичность над кумулятивностью и рациональностью.

2. Детерминирующими основаниями развития инновационной системы являются нововведения с предметным научным обосно­ванием. Они преобладали до 70-х гг. XX в.

3. Существует определенная очередность в развитии: сначала последовательно вычерпываются ресурсы предметного научного обоснования, а затем осуществляется переход к более глубоким источникам (дидактика, психология, кибернетика, системный подход и др.).

4. Различные дидактические нововведения обладают свойством эквивалентности относительно ожидаемых эффектов.

5. В инновационной системе преобладают модифицирующие нововведения и нововведения, которые ориентированы на цен­ности результата.


1 См.: Цыркун И. И. Инновационные модели развития педагогической науки // Университетское образование: опыт тысячелетия, проблемы, перспективы разви­тия: материалы Междунар. конгресса. 27 - 29 мая 2003 г. - Минск, 2003. - С. 5- 10.

6. В процессе развития инновационной системы повышается сложность научных обоснований и увеличивается частота появле­ния модернистских нововведений.

7. Радикальные нововведения, как правило, связаны с устрем­лением инноваторов к достижению целей развития и саморазви­тия личности учащихся.

8. Развитие инновационной системы осуществляется с эволю­ционными циклами. Максимумы развития соответствуют перио­дам: 1951-1960, 1971-1975, 1981-1985 гг.

9. В инновационной системе происходят смены позиций пере­менных и постоянных составляющих образования.

Среди перечисленных закономерностей значимой, на наш взгляд, является седьмая закономерность, определяющая вектор радикальных нововведений, который связан с целями развития и саморазвития личности учащихся. Действительно, данная законо­мерность является смысловой, т.е. относится к сути образования как развития человека. Остальные выявленные закономерности относятся в большей степени к характеристикам процесса ново­введений и условий их осуществления.

В основе любой научной теории лежат выявленные закономер­ности и законы. В инноватике как междисциплинарной области эти закономерности исследованы и сформулированы в работах экономистов, менеджеров, производственников. По отношению к образовательным инновациям данный вопрос изучен еще недо­статочно и нуждается в дополнительных исследованиях. В качестве одного из первых обобщений приведем данные Н.Р. Юсуфбековой, которая сформулировала следующие законы педагоги­ческой инноватики.

1. Закон необратимой дестабилизации педагогической инноваци­онной среды. Целостные представления о каких-либо педагогиче­ских процессах или явлениях начинают разрушаться, причем впо­следствии оказывается невозможным восстановить эти представ­ления. В связи с этим возникают издержки, связанные с кадровы­ми и духовными возможностями педагогического сообщества.

2. Закон финальной реализации инновационного процесса. Любой инновационный процесс должен рано или поздно, стихийно или сознательно реализоваться.

3. Закон стереотипизации педагогических инноваций. Любая педа­гогическая инновация, реализуемая в инновационном процессе, имеет тенденцию превращаться в стереотип мышления и практи­ческого действия.

4. Закон цикловой повторяемости, возвращаемости педагогических инноваций.

Перечисленные законы в определенной степени характерны для многих инновационных процессов, в педагогике такие зако­ны, наверняка, еще будут уточнены. Задача педагогической инно-

ватики - установить именно те законы и закономерности, кото­рые относятся к ее предмету исследования. Для этого необходимо построение теоретико-методологического аппарата, одним из глав­ных компонентов которого является понятийный аппарат. Этому вопросу будет посвящен следующий параграф.

Вопросы для дискуссий и творческие задания

1. Как вы предлагаете решить противоречие между внедренческой сутью инноваций и личностно ориентированным подходом к обучению?

2. Сформулируйте цели одной и той же инновации с позиций разных субъектов образования, его проектирования и реализации: ученика, пе­дагога, ученого, методиста, директора школы, министра образования, директора издательства. Как педагогическая инноватика может обеспе­чить комплексное и согласованное достижение всех этих целей?

3. Приведите примеры двух образовательных инноваций, участником которых вы являлись. Есть ли у них общие закономерности? Если да, то какие? Обоснуйте, что это именно закономерности, а не случайные по­вторения.

4. Какие задачи педагогической инноватики вы можете сформулиро­вать в отношении происходящих в вашем регионе образовательных ин­новаций?

Основные понятия педагогической инноватики

Новое, новизна

Словарь С.И.Ожегова предлагает следующее определение по­нятию «новый»: «впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый». 1 Заметим, что в этом определении новый не означает лучший. Это важно для понимания новаций в образовании, где не всякое но­вое приводит к прогрессивному улучшению системы. Некоторые новшества могут быть или стать тормозом развития образователь­ной системы. Вопросы, относящиеся к результатам введения но­вого в образование, также относятся к области педагогической инноватики.

Новизна - один из основных критериев оценки педагогиче­ских исследований, результат нововведения. Новизна всегда отно­сительна как в личностном, так и в объективно-временном плане.


1 Ожегов СИ. Словарь русского языка. - М., 1986. - С. 358.

То, что ново в одно время или для одного субъекта, может быть неновым для другого времени и субъекта.

Новшество

Новшество, инновация, нововведение - трактовки этих поня­тий разными авторами оказываются различны.

Новшество в образовании - это может быть педагогическое средство, метод, методика, технология, программа и т.д. Под нов­шеством часто понимают целенаправленное прогрессивное изме­нение, т.е. определенный процесс. В других случаях новшеством называют само средство, введение которого в систему приводит к ее изменению.

Н.Р. Юсуфбекова под новшеством в педагогике понимает «та­кое содержание возможных изменений педагогической действи­тельности, которое ведет (при освоении новшеств педагогическим сообществом и внедрении их) к ранее не известному, ранее не встречавшемуся в данном виде в истории образования состоянию, результату, развивающим теорию и практику обучения и воспи­тания» 1 .

М. М. Поташник и О. Г. Хомерики пишут, что новшество - «это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а инновация - это процесс освоения этого средства» 2 .

В.С.Лазарев считает, что по своему смыслу инновация и ново­введение - это тождественные понятия. Они рассматривают но­вовведение (инновацию) как внедренное (освоенное) новшество. «Если новшество - это потенциально возможное изменение, то нововведение (инновация) - это реализованное изменение, став­шее из возможного действительным» 3 .

Следует различать новшества и нововведения. Если под педаго­гическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, тех­нологию или систему, то нововведением в этом случае будет про­цесс внедрения и освоения этого новшества. Новшество - нечто новое, специально спроектированное, исследованное, разработан­ное или случайно открытое. Это может быть новое педагогическое знание, технология, методика, прием. Нововведение - это продукт освоения и внедрения новшества. С помощью конструирования


1 Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разра­ботки теории инновационных процессов в образовании. - М., 1991. - С. 31.

2 Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М. М. Поташника и В.С.Лазарева. - М., 1995. - С. 105.

3 Лазарев В. С. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные по­нятия // Педагогика. - 2004. - № 4. - С. 15.

нововведений можно управлять развитием образовательных систем как на уровне школы, так и на уровне региона, страны.

По отношению к новшествам инновационный процесс опре­деляется как комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.

Новшество может быстро стать достоянием многих, нормой, общепринятой массовой практикой, или, наоборот, устареть.

Новшество новшеству - рознь. Уровень нового в образовании определяется в зависимости от степени изменений, вносимых в образовательный процесс или систему образования. Перечислим уровни новшеств в образовании.

1. Усовершенствование - изменение одного или более элемен­тов образовательного процесса; приспособление известной мето­дики к новым условиям учебной деятельности.

Пример: в действующей групповой системе обучения учитель применяет новые способы создания групп.

2. Рационализация - установление нового правила использова­ния известных педагогических средств для решения традицион­ных задач.

Пример: завуч составляет в старших классах расписание заня­тий таким образом, чтобы учащиеся имели возможность более основательного погружения в изучаемые предметы с одновре­менной разгрузкой домашних занятий (например, парами). В этом случае школьники ежедневно более основательно готовятся к 2 - 3 предметам вместо 5 - 7.

3. Модернизация - изменение нескольких элементов действую­щей образовательной системы.

Пример: изменение структуры общего среднего образования - вместо 11 лет обучения в школе предлагается 12 лет.

4. Эвристическое решение - отыскание способа решения извест­ных педагогических проблем; создание и использование неизвест­ных ранее педагогических форм, методов, средств для решения актуальных педагогических задач.

Пример: методика опорных конспектов Шаталова - способ изучения того же объема традиционного материала за менее дли­тельное время.

5. Педагогическое изобретение - новое средство, технология или новое сочетание известных педагогических средств для осуществ­ления образования. Педагогическое изобретение может быть ком­бинацией известных средств либо совершенно новым подходом к обучению.

Пример: система «погружения» М.П.Щетинина.

6. Педагогическое открытие - постановка и решение новой пе­дагогической задачи, приводящей к принципиальному обновле­нию образовательной системы в целом или существенному улуч­шению ее составляющего элемента.

Примеры: концепция и технология личностно ориентированно­го образования; Вальдорфская школа; ТРИЗ - педагогика; дидак­тическая эвристика; компетентностный подход; дистанционное обучение с помощью сетевых ресурсов и технологий.

Инновация, нововведение

Исторически под инновацией понималось введение элементов одной культуры в другую. Теперь инновацией часто называют но­вовведение - целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Понятие «инновация» происходит от латинского innovatis (in - в, novus - новый) и трактуется как нововведение 1 . Н.И.Лапин 2 отмечает, что этимология слова «нововведение» (innovation) ука­зывает на то, что оно означает «введение», т.е. создание и исполь­зование какого-либо новшества. Автор обращает внимание, что нововведение и новшество не идентичные понятия. Нововведение является более широким определением, оно означает процесс создания и использования новшества.

Нововведение - это внедрение нового в существующий про­цесс; «вновление» (В. И. Слободчиков) - органичное вживление чего-то нового в ткань существующего процесса.

А. И. Пригожиq 3 считает, что нововведение выступает в каче­стве формы управляемого развития и есть такое целенаправлен­ное изменение, которое вносит в среду внедрения новые, отно­сительно стабильные элементы. Последние могут быть чисто ма­териальными или социальными, но каждый из них сам по себе представляет лишь новшество, т.е. предмет нововведения. Ново­введение же суть процесс, т.е. переход некоторой системы из од­ного состояния в другое. Соответственно предмет инноватики - это создание, распространение разного типа новшеств.

Согласно А.А. Мешкову, инновация - это «комплексный со­циокультурный процесс, развивающийся по неким объективным законам, тесно взаимосвязанным с историей и традициями рас­сматриваемых социальных систем, и кардинально преобразующий их структуру. Это и социально-психологический феномен, харак-


1 Современный словарь иностранных слов. - М., 1993. - С. 238.

2 См.: Лапин Н.И. Актуальные проблемы исследования нововведений // Со­циальные факторы нововведений в организационных системах. - М., 1980. - С. 6.

3 См.: Пригожий А. И. Нововведения: Стимулы и препятствия: (Социальные проблемы инноватики). - М., 1989. - С. 28.

теризующийся своеобразным жизненным циклом, с особыми фазами, последовательностями и зависимостями происходящих в индивидах когнитивных и эмоциональных процессов» 1 . Именно поэтому современная педагогическая инноватика имеет понятий­ный аппарат, насыщенный терминами, заимствованными из раз­ных областей человеческого знания: философии, культурологии, социологии, психологии, педагогики, теории управления, эко­номики.

С позиций методологии педагогической инноватики нас инте­ресует предложение А.А. Мешкова, в котором он говорит о двух подходах в изучении инновации: организационно-ори­ентированном и индивидуально-ориентированном. В организацион­но-ориентированном подходе термин «инновация» используется как синоним понятия «изобретение» и относится к созидательно­му процессу, где два или более представления, идеи, объекта со­четаются вовлеченным в процесс социальным субъектом неким особым образом с целью сформировать ранее не существовавшую конфигурацию. Этот субъект называется агентом инновации. Ин­новация представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов и является результатом концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы и далее - к практическому применению нового явления. Новизна измеряется не по отношению к обществу, а по отношению к исследуемой организации.

В индивидуально-ориентированном подходе описывается про­цесс, посредством которого некий социокультурный объект (нов­шество) становится частью набора образцов поведения индиви­дов и одной из составляющих их когнитивной сферы. Инновация рассматривается как изобретательская деятельность, когда осо­бым образом пересекаются две ранее не связанные между собой системы - индивид и инновация.

В общенаучном смысле понятие «инновация» определяется как целевое изменение в функционировании системы, причем в ши­роком смысле это могут быть качественные и (или) количествен­ные изменения в различных сферах и элементах системы.

Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам как в производственной, так и в организационной, финансовой, науч­но-исследовательской, учебной и других сферах, к любым усо­вершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающим условия для такой экономии. Инновационный про­цесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации.

Инновация имеет и общефилософское содержание. Природа инноваций диалектична: они рождаются по закону отрицания,


1 См.: Мешков А.А. Основные направления исследования инновации в амери­канской социологии // Социс. - 1996. - № 5. - С. 117.

вырастая количественно и качественно на основе разрешения объективно существующих противоречий между потребностями общества и жизни, общества и личности, общества и школы 1 . Создание нового отрицает старое.

Инновация выражает философский принцип единства и борь­бы противоположностей. В термине «инновация» заложено дуалистическое понимание: с одной стороны, создание нового, с дру­гой - его реализация; творение нового и его последующее суще­ствование в реальной действительности.

Инноватика

Под инноватикой обычно понимается наука, изучающая при­роду, закономерности возникновения и развития инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего.

В трактовке А. И. Субетто 2 инноватика как наука включает про­гностику (науку о прогнозировании), креатологию и интеллектику (науку о законах работы интеллекта и объективных законах творчества), системогенетику как общую теорию преемственности в

развитии систем (и по принципу инверсии - как общую теорию обновления и развития систем).

Мы уже отмечали, что развитие инноватики произошло во многом благодаря предпринимательской деятельности и соответ­ствующим областям знаний и деятельности - экономике, менед­жменту, управлению предприятиями и др. В предпринимательстве и сегодня под инновациями понимаются достижения науки и техники, воплощенные в новые технологии, средства коммуника­ции, промышленные образцы новой техники, новые методы технического и организационного управления и т.д., запланирован­ные предприятиями и организациями, органами управления к внедрению в производство и социальную сферу. Инновации не просто нарушают существующие традиции, они приносят гораздо больший доход, чем обычные рискованные де­ловые предприятия. Американцы посчитали, что норма прибыли от 17 самых удачных нововведений, сделанных в 1970-х гг., составила в среднем около 56 %. В то же время средняя норма прибыли от инвестиций в американский бизнес за последние 30 лет составляет всего лишь 16%. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, несмотря на всю авантюрность различных проектов,


1 См.: Беляев В.И. Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство. – М.: 2000 – с.27

2 См.: Субетто А.И. Этика педагогических инноваций // «Академия тринитаризма» - М.: Эл. № 77 – 6567, публ. 10929., 12.01.2004 [Электронный ресурс], 2004 – Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/000/a0000001.htm

новаторы с хорошими идеями и конкретными достижениями при­влекают внимание большого числа потенциальных инвесторов.

Инновационные процессы активно изучаются в области эко­номики, менеджмента. С точки зрения гуманитарной инноватики и менеджмента А.Тупицын предлагает следующее рабочее опре­деление: «Инновация - это новый способ думать и делать. Отме­тим, что в этом определении важны оба слова - и "думать", и "делать". Появление нового способа деятельности предполагает, что в мышлении человека это действие уже сделано. Всякая инно­вация начинается с нового взгляда, с допущения новой возмож­ности» 1 .

К инновациям относятся новые продукты, наукоемкие техно­логические процессы, модификации продуктов, новые услуги. Практическое освоение новшеств в нововведениях означает реа­лизацию коммерческой (предпринимательской) идеи по удовлет­ворению спроса на рынке товаров экологической защиты ноо­сферы, укреплению обороноспособности страны.

Спрос на инновации свидетельствует об общественном при­знании интеллектуальной и производственной деятельности ши­рокого круга ученых, инженеров, техников и рабочих. Особенно­стями инноваций являются высокая неопределенность в достиже­нии желаемых результатов и связанный с этим коммерческий риск по отношению к инвестициям в инновационную деятельность. Но­визна потребительских свойств технических процессов как това­ров и услуг является одним из важных признаков инноваций, в значительной мере обеспечивающих возвратность инвестиций.

Инновационная деятельность

Это сфера разработки и практического освоения технических, технологических и организационно-экономических нововведений, она включает в себя не только инновационные процессы, но и маркетинговые исследования, а также новый подход к организа­ции информационных, социальных, образовательных и других видов услуг. Альтернативность направлений инновационной дея­тельности проявляется в том, что она может осуществляться не только локально на любом из этапов инновационных процессов, но и вне их.

Отдельными компонентами целостной системы любой инно­вационной деятельности являются наука и образование. Без них не могут успешно развиваться ни технология производства, ни экономика. Отсутствие этих компонентов приведет к нарушению целостной системы инновационной деятельности. Точно так же


1 Гуманитарная инноватика // Сообщение. - 2002. - № 3.

недостаточное внимание к развитию одного из компонентов це­лостной системы снизит результативность ее функционирования. Например, игнорирование развития науки негативно отразится на конкурентоспособности продукции, так как уменьшится ее наукоемкость. В свою очередь, недостаточное внимание к сфере образования приведет к обострению кадровых проблем не только в учреждениях науки и организациях, создающих новую продук­цию, но и в экономике в целом. Следовательно, инновационная деятельность прямо или косвенно через технологию, экономику или быт воздействует на человеческие потребности. Изменение целей, идеалов и интересов способствует развитию и появлению новых ценностей, адекватных доминирующему укладу в обществен­ном производстве. Ценности одного этапа развития человеческой цивилизации утрачивают свое значение на другом, более прогрес­сивном.

Элементом инновационной деятельности является инноваци­онный поиск - процесс разработки, получения нового знания и новой практики.

В современной теории инноватики различают нововведения-про­дукты, нововведения-процессы и модификацию продуктов. Нововве­дения-продукты считаются первоначальными. Они появляются в недрах предшествующего уклада. Появление неординарных ново­введений-продуктов означает фазу зарождения нового уклада. Нововведения-процессы могут иметь в инновационной деятель­ности и самостоятельное значение. Например, процессы, связан­ные с применением здоровье - и ресурсосберегающих педагоги­ческих технологий, компьютеризации и «интернетизации» обуче­ния, повышения качества обучения при использовании прогрес­сивных форм и методов обучения и т.д. Такого рода нововведе­ния-процессы повышают качество учебного процесса и конку­рентоспособность выпускников. Поэтому инновационная образо­вательная деятельность, связанная с обеспечением лидерства в образовательной подготовке, является дополнительным фактором развития как отдельных инновационных школ, так и образования в целом.

Нововведения-процессы значительно меньше подвержены из­менениям, чем, например, это происходит в отношении ново­введений-продуктов. Модернизация или модификация продлева­ет жизненный цикл заложенного типа образования как возмож­ной инновации, которая была в прошлом. Например, в структуру и содержание образования, стандарты, систему контроля вносят­ся некоторые изменения с целью большего соответствия требова­ниям времени.

Таким образом, непременное и обязательное условие в инно­вационной деятельности - распространение и тиражирование диффузия) новых продуктов и особенно технологий, передовых

методов организации производства, инновационного менеджмента. А для этого необходимо создавать инновационную среду, основ­ным элементом которой, ее олицетворением является человек - будь то выпускник школы или высокообразованный специалист.

Инновационная идея

В инноватике инновационной идеей называется заявка о по­явившемся замысле чего-либо нового, требующего привлечения внимания возможных участников инновационного процесса (ис­следователей, ученых, педагогов, администраторов, инвесторов, разработчиков, производителей, коммерсантов, маркетологов, ад­министраторов, потребителей) для организации работ по всем или отдельным стадиям и этапам инновационного цикла. В процессе достижения инновационной цели требуется множество различных решений, но основополагающая содержательная роль отводится вы­работке научно-технических или научно-педагогических идей. На их основе разрабатываются и принимаются решения, показываю­щие замыслы реализации идей. Это результат стадии предпроектного исследования или так называемого «концептуального проек­тирования». Потребителю - исполнителю следующей стадии ин­новационного цикла - идея и замысел поступают в виде отчета по научно-исследовательской работе с техническим заданием и пред­ложением по использованию результатов. В случае коммерческой реализации результаты в виде предложения и соответствующего бизнес-плана поступают на рынок научно-технических решений. В образовании данные процессы не столь выражены из-за его доста­точно массовой и длительной «бесплатности». В то же время, если рассматривать образование как услугу, инновационные идеи могут иметь в данной сфере такое же значение, как и в других областях.

В основе инновационной идеи заложено, как правило, общее теоретическое представление об объекте, процессе, явлении, сфор­мированное на основе интуитивной догадки и эмпирических дан­ных. Под техническим решением подразумеваются осуществимый замысел создания продукта или алгоритм осуществления процес­са, базируемые на идее и выраженные необходимыми средствами. Инновационная идея в педагогике может быть воплощена посред­ством нескольких разных решений с сочетанием различных тех­нологических признаков.

Инновационная программа

Комбинация нескольких связанных между собой проектов как объект управления отличается от отдельного проекта. В инноваци-

онной программе проекты взаимосвязаны функционально, а так­же по срокам, исполнителям и ресурсам. Предмет управления выступает как сеть проектов. Программам требуется единое руко­водство, централизованное по функциям стратегического плани­рования, финансирования, мониторинга, координации, право­вого обеспечения.

Примерами инновационной программы могут быть: техноло­гический прорыв в заданном направлении, например в компью­теризации образования, повышение престижа или конкуренто­способности национальной системы образования, техническое перевооружение школ, улучшение экологической обстановки и др.

Сформировать и реализовать инновационную программу мо­жет только крупное объединение организаций, регион или мега­полис, федеральные органы, межгосударственные альянсы. Само формирование инновационной программы требует объединения различных организаций, финансовых учреждений, администрации регионов и государства, а во многих случаях и межгосудар­ственных соглашений. Для разработки и реализации инновационных программ в об­ласти образования необходимо привлечение специалистов разных сфер - педагогов, ученых, экономистов, инвесторов, управлен­цев, политиков, представителей общественности и др. Отсутствие комплексного подхода к разработке инновационных программ в области образования - типичная ошибка, приводящая к отрицательным результатам их реализации.

Инновационная доктрина

По отношению к образованию инновационная доктрина по­нимается как система базовых положений, выработанных руко­водством государства или его региона и определяющих политику в данном направлении. В инновационной доктрине должны быть определены:

объект, в котором происходит обновление (образователь­ные области, учебные предметы; регионы, в которых планируют­ся нововведения, и т.д.); 2) предмет воздействия, т.е. что обновляется (цели, стандар­ты, структура и содержание образования, педагогическая техно­логия, система диагностики и контроля, образовательные ресур­сы, система управления, организационная структура и др.) и на основе чего (на основе каких целей, принципов, концепций); 3) результат в виде концепции образовательной политики и механизма ее реализации. Порядок выработки инновационной доктрины подчиняется принятым в инноватике положениям. Например, на уровне госу-

дарства собираются предложения общества, специалистов, уче­ных; после анализа предложений вырабатывается проект, кото­рый апробируется в общест

Методологические основания педагогической инноватики

В случае если практики чаще озабочены конкретными результатами обновлений, то ученых интересует система знаний и соответству­ющих им видов деятельности, которые изучают, объясняют, об­основывают педагогическую инноватику, ее собственные прин­ципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применимости и другие научные атрибуты, характерные для тео­ретических учений. Все это – методологические аспекты изуче­ния и конструирования педагогических нововведений.

В процессе исследования инновационных процессов в образо­вании ученые обнаружили ряд проблем теоретико-методологиче­ского плана: соотношение традиций и инноваций, содержание и этапы инновационного цикла, отношение к инновациям разных субъектов образования, управление инновациями, подготовка кадров, основания для критериев оценки нового в образовании... Эти проблемы нуждаются в осмыслении на методологическом уровне. В результате обоснование методологических основ педаго­гической инноватики оказывается не менее актуальным, чем со­здание самой педагогической инноватики.

Н.Р. Юсуфбекова считает педагогическую инноватику направ­лением методологических исследований, поскольку именно в этой науке можно представить систему знаний о создании, освоении и распространении педагогических новшеств. Педагогическая инно­ватика позволяет отразить необходимую связь процессов создания педагогических новшеств и их применения, в т.ч. внедре­ния в практику; обосновать и развить принцип единства исследо­вательской деятельности и деятельности преобразования педаго­гической действительности.

Деятельностная сущность инноваций в образовании и необхо­димость их отображения в форме учения выдвигают требование к пониманию методологии педагогической инноватики как орга­ничного единства двух составляющих: учения и деятельности. Чтобы зафиксировать это единство на понятийном уровне, воспользуем­ся определœением методологии педагогики, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ было дано М.А. Даниловым: ʼʼМетодология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих... педагоги­ческую действительностьʼʼ – и развито позднее В.В. Краевским: ʼʼ...а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества спе­циально-научных педагогических исследованийʼʼ,

Вышеприведенные построения позволяют сформулировать сле­дующее определœение: методология педагогической инноватики есть система знаний и видов деятельности, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств.

Итак, нас интересует система знаний и соответствующих им видов деятельности, которые изучают, объясняют, обосновыва­ют педагогическую инноватику, ее собственные принципы, зако­номерности, понятийный аппарат, средства, границы примени­мости и другие научные атрибуты, характерные для теоретиче­ских учений.

В чем состоит задача методологии педагогической инноватики? Очевидно, что крайне важно дать целостное теоретическое пред­ставление педагогической инноватике, ее составу, структуре, функциям. Для этого нужно выявить основные тенденции, проти­воречия, принципы, законы развития инновационных процес­сов, обосновать методологические подходы к их изучению в рам­ках педагогической инноватики. В этом направлении пока делают­ся только первые шаги.

Н.Р. Юсуфбекова в своем исследовании выявляет следующие тенденции в сфере образования и соответствующие им противо­речия.

1.Тенденция к непрерывности образования. Она вызывает по­требность структурного и содержательного обновления.

2.Усиливающаяся потребность в новом педагогическом знании среди учителœей и других практических работников. Идет обновле­ние состава и структуры педагогического сообщества.

3.Тенденция внедрения. Применение нового принимает массо­вый характер.

4.Тенденция к созданию воспитательных школьных систем.

Развитие воспитательных систем школ предполагает прохож­дение трех базовых взаимосвязанных этапов:

1) возникновения нового педагогического явления – воспи­тательной системы школы и его теоретическое осмысление в но­вом педагогическом знании, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в форме теорий, концепций характеризует данное педагогическое новшество в его специфике;

2) освоения новшества педагогическим сообществом;

3) применения, внедрения в практику работы школ.

Каждый из трех этапов отличается своими конкретными про­тиворечиями и особенностями их разрешения.

Для первого этапа противоречие состоит в том, что цель вос­питания – формирование гармонично развитой личности – не может последовательно реализоваться в современном обществе с его системой воспитания.

Для второго этапа существенно противоречие между несистем­ным научно-педагогичес-ким мышлением и системным классом научных и практических задач, которые ставятся и решаются при разработке проблемы воспитательной системы школы.

Для третьего этапа значимо противоречие между готовым, су­ществующим ʼʼобразцомʼʼ, ʼʼмодельюʼʼ воспитательной системы и крайне важно стью ее использования и развития в условиях работы конкретной школы.

С методологических позиции крайне важно определить законо­мерности развития инновационных педагогических систем и про­цессов. Белорусский ученый И.И. Цыркун выявил следующие за­кономерности развития инновационной системы.

1.Система развивается неравномерно. В развитии инновационной системы доминируют логика культуры, схоластичность над кумулятивностью и рациональностью.

2.Детерминирующими основаниями развития инновационной системы являются нововведения с предметным научным обосно­ванием. Οʜᴎ преобладали до 70-х гᴦ. ХХ в.

3.Существует определœенная очередность в развитии: сначала последовательно исчерпываются ресурсы предметного научного обоснования, а затем осуществляется переход к более глубоким источникам (дидактика, психология, кибернетика, системный подход…).

4.Различные дидактические нововведения обладают свойством эквивалентности относительно ожидаемых эффектов.

5.В инновационной системе преобладают модифицирующие нововведения и нововведения, которые ориентированы на цен­ности результата.

6.В процессе развития инновационной системы повышается сложность научных обоснований и увеличивается частота появле­ния модернистских нововведений.

7.Радикальные нововведения, как правило, связаны с устрем­лением инноваторов к достижению целœей развития и саморазви­тия личности учащихся.

8.Развитие инновационной системы осуществляется с эволю­ционными циклами. Максимумы развития соответствуют перио­дам: 1951-1960, 1971-1975, 1981-1985 гᴦ.

9.В инновационной системе происходят смены позиций пере­менных и постоянных составляющих образования.

Среди перечисленных закономерностей значимой является седьмая закономерность, определяющая вектор радикальных нововведений, который связан с целями развития и саморазвития личности учащихся. Действительно, данная закономерность является смысловой, ᴛ.ᴇ. , относится к сути образования как развития человека. Остальные выявленные закономерности относятся в большей степени к характеристикам процесса ново­введений и условий их осуществления.

В корне любой научной теории лежат выявленные закономерности и законы. В инноватике как междисциплинарной области эти закономерности исследованы и сформулированы в работах экономистов, менеджеров, производственников. По отношению к образовательным инновациям данный вопрос изучен еще недо­статочно и нуждается в дополнительных исследованиях. В качестве одного из первых обобщений приведем данные Н.Р. Юсуфбеко­вой, которая сформулировала следующие законы педагоги­ческой инноватики.

1.Закон необратимой дестабилизации педагогической инноваци­онной среды. Целостные представления о каких-либо педагогиче­ских процессах или явлениях начинают разрушаться, причем впо­следствии оказывается невозможным восстановить эти представ­ления. В связи с этим возникают издержки, связанные с кадровыми и духовными возможностями педагогического сообщества.

2.Закон финальной реализации инновационного процесса. Любой инновационный процесс должен рано или поздно, стихийно или сознательно реализоваться.

3.Закон стереотипизации педагогических инноваций. Любая педа­гогическая инновация, реализуемая в инновационном процессе, имеет тенденцию превращаться в стереотип мышления и практи­ческого действия.

4.Закон цикловой повторяемости, возвращаемости педагогических инноваций.

Перечисленные законы в определœенной степени характерны для многих инновационных процессов, в педагогике такие зако­ны, наверняка, еще будут уточнены. Задача педагогической инноватики – установить именно те законы и закономерности, кото­рые относятся к ее предмету исследования. Для этого крайне важно построение теоретико-методологического аппарата͵ одним из глав­ных компонентов которого является понятийный аппарат.

Методологические основания педагогической инноватики - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Методологические основания педагогической инноватики" 2017, 2018.