Преемственность сад школа в условиях фгос проект. Доклад "преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации фгос"

Ксения Попова
Методическая разработка «Преемственность между школой и ДОУ по ФГОС»

Преемственность детского сада и школы по ФГОС .

___ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Доктор психологических наук Леонид Абрамович Венгер.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве , от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т. е. от развития умственных способностей ребёнка.

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению Учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в ДОУ , помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям

Задачи . Развитие любознательности. Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи. Формирование творческого воображения, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками

Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе . Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДОУ и школы .

Формы осуществления преемственности :

экскурсии в школу ; посещение школьного музея ; знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы ; участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах; выставки рисунков и поделок; встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада; совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников ; участие в театрализованной деятельности; посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе .

Совместные педагогические советы (ДОУ и школа ) ; семинары, мастер- классы; круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы ; проведение диагностики по определению готовности детей к школе ; взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы ; открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе ; педагогические и психологические наблюдения.

Ожидаемые результаты : портрет выпускника детского сада деятельный и активный, креативный, любознательный, инициативный, открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый. Положительное отношение к себе, уверенность в своих силах.

Вывод : Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы , построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы . Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач

Публикации по теме:

Методическая работа в ДОУ по обеспечению преемственности между дошкольным и школьным образованием От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший.

Преемственность дошкольного и начального образования в соответствии с ФГОС «. Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее.

Договор о сотрудничестве между дошкольной организацией и школой ДОГОВОР О СОТРУДНИЧЕСТВЕ между дошкольной организацией и школой Государственное дошкольное образовательное учреждение ГККП я/с «Айголек».

Мастер-класс «Преемственность в работе между ДОУ, школой и семьей при подготовке детей к школе» Мастер класс «Преемственность в работе между ДОУ, школой и семьей при подготовке детей к школе» «Быть готовым к школе – не значит уметь.

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных.

Портфолио дошкольника как инновационная технология преемственности между ДОУ и школой Разработчики стандарта ДО красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова.

Организация: МБДОУ №9 «Улыбка»

Населенный пункт: Свердловская область, с. Черноусово

Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,

а всегда опирается на определенную стадию развития,

проделанную ребенком.

Л. С. Выготский

Эпоха человеческого развития, именуемая «детством», считается наиболее сложным переходным периодом от дошкольного к школьному. Проблема преемственности между ступенями обучения всегда являлась одной из важнейших проблем в образовании. Поэтому невозможно не согласиться с мнением учёного, педагога-психолога Е.Е.Кравцовой: «Если по каким-либо причинам развитие ребёнка на одном из этапов было неполноценным, он не освоил свойственной для этого перехода деятельности, не получил специфических черт личности, то на следующем этапе он будет испытывать серьёзные трудности, и его развитие будет идти искажённым путём».

Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования понимается как обеспечение этой необходимой связи в процессе, как согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования. Таким образом, преемственность - это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития. Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач.

На дошкольной ступени:

  • приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
  • развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
  • формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности;
  • развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе, включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

На ступени начальной школы:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
  • умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними, совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
  • индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

С егодня главный вопрос : меняется ли понимание «готовности ребёнка к школе» в связи с принятием ФГОС в детском саду и в начальной школе, в чём специфика проблемы преемственности между дошкольным образованием и начальным звеном общего образования на современном этапе.

Именно с выходом ФГОС начального общего образования и ФГОС к основной общеобразовательной программе дошкольного образования положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.

Впервые создана реальная нормативная основа преемственности в системе дошкольное образование - начальная школа. Единые общетеоретические основания и принципы построения образовательной работы с детьми, согласованность и преемственность целей образования, выделение в качестве результатов освоения образовательной программы интегративных качеств являются основой для начала реализации на практике решения проблемы преемственности.

Анализ образовательных областей ФГОС и ФГОС начальной школы выявил содержательную преемственность, которую можно выразить следующим образом:

только через деятельность человек осваивает новый опыт, может самостоятельно обу­чаться, и наиболее успешно это происходит на основе тех видов деятельности, которыми он уже обладает. В детском саду ведущий вид деятельности игра - как моделирование отношений и событий реальной жизни, а в начальной школе происходит постепенный переход к учебной деятельности.

Портреты выпускника детского сада и выпускника начальной школы во многом схожи, но результаты обучения в начальной школе предполагают качественно новый уровень развития компетенций, сформиро­ванных в детском саду (вернее, предпосылок к развитию компетентностей). Требования к результатам освоения образовательных программ в ФГОС и ФГОС начальной школы во многом согласованы. Освоение образовательных областей в дет­ском саду обеспечивает успех ребенка в предметных областях в начальной школе. Кроме того, предполагается, что 20% образовательной программы дошкольного образования формируется всеми участниками образовательного процесса исходя из потребностей детей и родителей. Такая же возможность утверждена стандартом для начальной школы. Еще один показатель преемственности - обеспечение равных стартовых возможностей для дальнейшего обучения всех детей. В стандарте прописаны также и требования к личностным и метапредметным результатам, основы которых заложены в модели выпускника детского сада. Как говорилось ранее, портрет выпускника детского сада по основным позициям совпадает с портретом выпускника начальной школы. Педагоги детского сада и школы формируют у детей одни и те же качества личности.

В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, вопрос формирования универсальных учебных действий (УУД) приобретает особое значение.

Согласно ФГОС, УУД - совокупность способов действия, благодаря которым ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса, и выступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности детей, обеспечивает ребенку переход от совместной (под руководством педагога) учебной деятельности - к самостоятельной. В результате изучения всех предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы все универсальные учебные действия как основа умения учиться. Всё это касается начального общего образования.

А как же обстоят дела на дошкольной ступени? Ведь в дошкольном возрасте нет универсальных учебных действий, формируются лишь их предпосылки.

У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции школьника. Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки регулятивных универсальных учебных действий:

  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  • умение сохранять заданную цель;
  • умение находить ошибки и исправлять их;
  • умение контролировать свою деятельность по результату;
  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Предполагается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты:

  • потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
  • владение речевыми умениями, определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению,
  • умение слушать собеседника.

В проекте ФГОС ДО выделяется раздел «Требования к результатам освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования». Эти требования «представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования». Такие характеристики «являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса».

Сопоставим интегративные качества выпускника детского сада и универсальные учебные действия, формируемые у обучающихся начальной школы.

Предпосылки УУД у детей

при поступлении в школу

Планируемые результаты

на конец 1 класса

Умеет положительно относиться к себе, другим людям, обладает чувством собственного достоинства

Понимает предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей, умеет оценить себя по критериям, предложенным взрослыми

Положительно относится к школе

Умеет доброжелательно относиться к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека

Умеет уважать достоинство других

Умеет ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

Умеет уважительно относиться к чужому мнению

Умеет понимать чувства других людей и сопереживать им

Умеет беречь свои вещи

Умеет бережно относиться к материальным ценностям

Уважает и принимает ценности семьи и общества

Любит свою Родину и свой край

Умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх и их организациях, способен вести переговоры, договариваться, учитывать интересы и чувства других, сдерживать свои эмоции в игре

В обществе сверстников умеет выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности

Умеет взаимодействовать со сверстниками в совместной деятельности, договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции

Умеет выбирать себе род занятий и партнёров

Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

Может поддержать разговор на интересную для него тему

Умеет обсуждать возникшие проблемы, правила

Может поддержать разговор на интересную тему

Умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности

Умеет делать самооценку себе и своим действиям

Умеет проявлять самостоятельность в разных видах деятельности

Умеет делать самооценку себе и своим поступкам

Умеет открыто относиться к внешнему миру и чувствовать уверенность в своих силах

Умеет адаптироваться к некоторым сложным ситуациям

Важно отметить тот факт, что предпосылки УУД дошкольника находят свое развитие на начальной ступени образования, на это указывают данные таблицы: мотивация к школе, взаимоотношение со сверстниками, организаторские способности, коммуникативные навыки и взаимодействие с окружающим миром и др.

Таким образом, обобщая и сопоставляя требования к выпускнику детского сада в соответствии с ФГОС ДО и требования к результатам обучающихся начального общего образования в соответствии с ФГОС НШ, четко вырисовывается преемственная связь.

С целью обеспечения качественного дошкольного и начального общего образования, современные педагоги должны умело подойти к реализации ФГОС. Вместе с тем, нужно понимать, что введение в действие ФГОС ДО является сложным и многоплановым процессом. Все мы надеемся, что проблема преемственности как единой линии развития ребенка будет нами совместно решена (педагогами ДОУ и школ), а это значит, что наши дети полноценно проживут дошкольный период детства и приобретут ту самую равную стартовую площадку для успешного школьного обучения.

Основные выводы:

  • С введением ФГОС для детского сада и ФГОС для начальной школы программы не должны противоречить друг другу. Подготовка к обучению не должна дублировать программу первого класса, иначе процесс обучения в школе перестанет быть познавательным и развивающим для учеников.
  • Введение ФГОС в дошкольном образовании призвано определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования для обеспечения ребенку равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе.
  • Характеристики развития дошкольника на этапе завершения дошкольного образования, заявленные в проекте ФГОС и формируемые в детском саду, соотносятся с УУД, прописанными в ФГОС начального общего образования.
  • Для того, чтобы подготовить ребенка к школе, нет необходимости подменять специфические «дошкольные» виды деятельности «школьными», то есть заранее приучать ребенка к урочной системе, развивать навыки письма, чтения и счета, нарушая тем самым естественный ход его развития.
  • Понимание понятия «Готовность к школе» остаётся прежним: это не только некое состояние дошкольника, но и усилия всех участников образовательного процесса: детского сада, семьи и начальной школы.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Янгелевская средняя общеобразовательная школа»

ПРОБЛЕМНАЯ ГРУППА

«Школа + детский сад»

ДОКЛАД

Преемственность

детского сада и начальной школы

в условиях реализации

Федерального государственного образовательного стандарта

Подготовила:

руководитель ПГ

учитель начальных классов

Меньшикова Т.М.

п. Янгель, 2016-17 уч. г.

Преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Слайд 2.

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком»

Л. С. Выготский

Детский сад должен стать фундаментом, а школа зданием.

Слайд 3.

Дошкольное развитие и обучение детей, как и первые годы начального образования в школе - это важный период для ребенка, когда закладываются основы знаний.

Школа и детский сад делают все возможное, чтобы обучение детей было построено не только правильно, но и интересно.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.

Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться

Слайд 4.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что образовательные программы дошкольного образования направлены на достижение необходимого и достаточного уровня развития для успешного освоения детьми образовательных программ начального общего образования.

В основу ФГОС ДО и ФГОС НОО положена единая теоретическая основа - системно-деятельностный подход , который предполагает - воспитание и развитие качеств личности, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Слайд 5.

Если мы обратим внимание на содержательные стороны проекта ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, то убедимся в наличии преемственности между областями на дошкольной ступени и ступени начальной школы.

Пять образовательных областей , обозначенных в проекте ФГОС ДО имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы НОО.

Слайд 6.

Одна из важнейших задач - создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.

Дошкольное образование

Начальное образование

1

Знания, умения, навыки по образовательным областям и в процессе овладения разными видами деятельности.

Предметные результаты

(знания, умения, навыки).

2

Универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца, воспринимать критику и др

Метапредметные результаты (школьно – значимые функции): мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие, умение договариваться, ставить цель и др

3

Характеристики мотивационного развития (желание учиться, идти в школу).

Эмоционально волевое развитие, морально – нравственное (терпеть, поступать не как я хочу).

Личностные результаты: потеря детской непосредственности, формирование адекватного поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества…

Слайд 7.

ОТЛИЧИЯ ФГОСов ДО и НОО

    Результаты освоения ООП ДО – целевые ориентиры, не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей.

    Разработка специальных вариантов стандарта для детей с ОВЗ не предусмотрена.

    Цензовый характер образования: итоговая оценка достижения результатов освоения ООП НОО – основание для перевода на следующую ступень.

    Результаты освоения ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной оценке), метапредметные (УУД) и предметные подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке.

    Ведется разработка СФГОСов для детей с ОВЗ (в зависимости от характера и тяжести нарушений).

Слайд 8.

Преемственность результатов ДО и НОО: от целевых ориентиров
к универсальным учебным действиям (УУД)

Результаты освоения ООП ДО сформулированы как целевые ориентиры и не подлежат непосредственной оценке, не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей

Результаты освоения ООП НОО : личностные (не подлежат индивидуальной персонифицированной оценке, метапредметные (универсальные учебные действия) и предметные результаты подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке)

Освоение Программы в ДОУ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Слайд 9.

Слайд10.

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДОУ и школы.

Чтобы решить проблему преемственности образована ПГ «Школа + детский сад»

Работу по преемственности детского сада со школой будем осуществлять по трем основным направлениям:

методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.);

работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

Слайд 17

Вывод:

Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Слайд 18

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы.
Выиграют от этого все, особенно дети.
Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

Слайд 19

Ожидаемые результаты:

Обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения.

Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению.

Положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком.

Общая положительная динамика психического и физического здоровья детей.

Мотивационная готовность детей к обучению в школе.

    Создание системы преемственности ДОУ и школы как необходимое условие непрерывного образования.

К вопросу о преемственности в работе ДОО и начальной школы при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни, предъявляя ребенку новые правила и требования. К которым нужно адаптироваться и привыкнуть.
Следует подчеркнуть, что проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально-волевой. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.
Как известно, исследование вопросов подготовки детей к школе было развернуто под руководством А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. Они боролись за сохранение детям детства, максимальное использование возможностей дошкольного периода, безболезненный переход к школьному обучению. В отечественной литературе имеется немало работ, посвященных изучению проблемы подготовки детей к школьному обучению (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Р.Я. Гузман, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, Е.Е. Кравцова, У.В. Ульенкова и др.). В них подчеркивается, что подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Важнейшей стороной готовности к школьному обучению выступает, по мнению ряда ученых, уровень всестороннего развития ребенка, умение принимать систему требований, предъявляемых школой и учителем.
Безусловно, поступление ребенка в школу является переломным моментом в его жизни, в формировании его личности. И мы согласны с точкой зрения таких ученых педагогов, психологов как, Е.И.Тихеева, Р.С.Буре, Г.Г.Петроченко, Ш.А.Амонашвили, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Л.Е.Журова и др., отмечавших, что с переходом к систематическому обучению в школе завершается дошкольное детство и начинается период школьного возраста.
Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада, начальной школы и семьи. Это обусловлено законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
В процессе деятельности детского сада можно выделить несколько направлений деятельности. Одним из них является организация взаимодействия дошкольной организации, начальной школы и семьи на этапе подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе.
Анализ научной литературы позволяет говорить о трех ключевых линиях работы по подготовке ребенка дошкольного возраста к начальной школе:
общее развитие ребенка дошкольного возраста. К моменту перехода ребенка из дошкольной образовательной организации в начальную школу, ребенок должен достичь определенного уровня развития памяти, внимания и интеллекта;
сформированность умений управления собой. Характеризуя ребенка дошкольного возраста можно отметить наличие у него яркого восприятия, неустойчивого, легко переключающегося внимания, наличие хорошей памяти, но управлять этими процессами в должной мере ребенок старшего дошкольного возраста еще не может. Особенностью является то, что событие, вызвавшее интерес ребенка, он может запомнить в деталях. В то же время ребенок абсолютно не может сосредоточиться на том, что не вызывает у него непосредственного интереса. А наличие данного умения необходимо ребенку к моменту поступления в школу. Важно, чтобы у ребенка было сформировано умение вести себя не так, как ему хочется, а так как следует себя вести в конкретной ситуации;
формирование мотивов, необходимых для дальнейшего учения. В детском саду необходимо сформировать ту глубинную действительную, глубокую мотивацию, которая выступит побудительной силой к приобретению новых знаний. Сформированность мотивов учения и положительного отношения к школе это важнейшая задача, стоящая перед дошкольной образовательной организации в подготовке детей к обучению в школе.
Вся деятельность педагогического коллектива, направленная на формирование у детей дошкольного возраста положительного отношения к школе, предусматривает решение трех ключевых задач:
1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
2. формирование положительного эмоционального отношения к школе;
3. формирование опыта учебной деятельности.
Взаимосвязь дошкольной образовательной организации и начальной образовательной организации обусловлено потребностями ребенка в первую очередь. Эта мысль находит свое отражение и в современной нормативно-правовой документации. Так, в Концепции непрерывного образования отмечается, что преемственность в деятельности ДОО и начальной школы должно стать одним из перспективных направлений деятельности. Преемственность должна прослеживаться на следующих уровнях:
- цели;
- задачи;
- принципы отбора содержания образования.
Помимо всего прочего должны быть четко обозначены психолого-педагогические условия, которые должны лечь в основу процесса реализации непрерывного образования на этапах детства.
Одним из ключевых направлений взаимосвязанной деятельности должно стать налаживание реального психолого-педагогического сопровождения процесса перехода ребенка из ДОО в начальную школу. Это позволит преодолеть не только уже существующие проблемы, но и работать над тем, чтобы их в дальнейшем не возникало.
Дошкольная образовательная организация и начальная школа должны составить единый план, включающий в себя деятельность в рамках двух ключевых направлений: совместная работа воспитателя детского сада и учителя начальной школы, а также ознакомление детей дошкольного возраста с начальной школой.
В рамках второго направления деятельности - ознакомление детей со школой – воспитатель детского сада должен наметить посещения группой детей начальной школы, в которой они, скорее всего, будут учиться. Лучше всего первую экскурсию провести в День знаний, 1 сентября, для того, чтобы старшие дошкольники смогли прочувствовать всю торжественность момента, получить яркие эмоции от первой встречи со школой. После посещения школы следует обсудить с детьми увиденное, поговорить о том, что их в следующем году.
Можно также посетить с детьми спортивный зал школы во время урока физкультуры и предложить детям понаблюдать за учениками. Следующим шагом может стать проведение физкультурного занятия в условиях начальной школы.

В конце учебного года провести беседу о школе может уже учитель, рассказав о планах на первый год их обучения в школе.
Следует отметить, что подобных мероприятий не должно быть слишком много, чтобы не убивать интерес ребенка к школе. Они должны наоборот поддерживать заинтересованность ребенка, оставляя возможность узнать еще что-то интересное позже. Но в то же время, необходимо добиться того, чтобы ребенок не боялся школы, не испытывал страха и тревоги.
Специфика планирования воспитательной работы в детском саду и начальной школе также должна быть известна воспитателю и учителю начальных классов. Это позволит планировать и в последствии определить тот уровень развития, которого ребенку необходимо достичь к концу дошкольного периода, чтобы без особых трудностей перейти и успешно адаптироваться в начальной школе.
Посещение воспитателем уроков в школе, а учителем – занятий в детском саду позволяет познакомиться с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка, обменяться опытом, найти оптимальные методы, приемы и формы работы. Анализируя открытые уроки воспитатели детских садов могут посоветовать применять те или иные игровые приемы, различные виды наглядности для поддержания интереса у детей. Это будет также способствовать организации более тонкой учебно-методической преемственности между двумя образовательными организациями. Кроме того, подобны встречи могут служить прекрасным поводом для обмена информацией о педагогических новинках в области воспитания и обучения детей.
Таким образом, в процессе совместного анализа полученных результатов деятельности педагоги могут определить наиболее эффективные формы и методы работы, достигнуть взаимных соглашений о новых плодотворных формах сотрудничества. Педагоги, налаживая межличностное общение в дальнейшем могут помогать друг другу, передавая сведения о личностных особенностях того или иного ребенка, особенностях его характера, темперамента, состоянии здоровья и т.д. Это позволит педагогам выбирать те формы работы, которые дадут максимально больший эффект при работе с конкретным ребенком. На основании этого педагоги смогут также совместно разрабатывать программы, формы и методы работы с семьями, дети которых имеют некоторые трудности в адаптации к условиям школы.
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми:
экскурсии в школу;
посещение школьного музея, библиотеки;
знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
выставки рисунков и поделок;
встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
участие в театрализованной деятельности;
посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
2. Взаимодействие педагогов:
совместные педагогические советы (ДОО и школа);
семинары, мастер- классы;
круглые столы педагогов ДОО и учителей школы;
психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
взаимодействие медицинских работников, психологов ДОО и школы;
открытые показы образовательной деятельности в ДОО и открытых уроков в школе;
педагогические и психологические наблюдения.
3. Сотрудничество с родителями:
совместные родительские собрания с педагогами ДОО и учителями школы;
круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
консультации с педагогами ДОО и школы;
встречи родителей с будущими учителями;
дни открытых дверей;
творческие мастерские;
анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы;
семейные вечера, тематические досуги;
визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
Ключевой фигурой в осуществлении преемственности работы ДОО и начальной школы являются педагоги этих образовательных организаций. Наличие между ними взаимосвязи, стремления помочь друг другу будет являться залогом успешной адаптации ребенка к условиям начальной школы.
Таким образом, начальная школа и ДОО – это первые ступени системы образования в РФ. Каждая из этих степеней решает свои задачи, но их объединяет общее стремление обеспечить качественное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, позволяющее не только преодолеть возникающие у него трудности, но и обеспечить их профилактику.
На помощь педагогам должны прийти специалисты других областей знания: медицинские работники, психология, и конечно семья. Как главный институт социализации ребенка. Многоаспектность проблемы преемственности между детским садом и школой требует конструктивного диалога всех заинтересованных социально-административных групп и структур.
Список использованной литературы:
1. Алиева, Н.Ф. Педагогические условия формирования готовности детей к школе [Текст] : дис. … канд.пед.наук / Н.Ф. Алиева. – Екатеринбург, 1994. – 230 с.
2. Виноградова, Н.Ф. Готов ли ваш ребенок к школе? Советы педагога и психолога [Текст] / Н.Ф. Виноградова, Л.Е. Шурова. – М. : Просвещение, 1992. – 16 с.
3. Гелло, В.А. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к школе [Текст] // Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста: сб. тр. – М. 1989. - С. 20-28.
4. Готовность к школе [Текст] / под ред. И.В.Дубровиной. – М. : Просвещение, 1995. – 119 с.
5. Парамонова, Л.А. Дошкольное учреждение и начальная школа: проблема преемственности [Текст] / Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, А. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 1997. -№ 4. – С. 97-105.

Ольга Абдуллаева
Механизм решения проблемы преемственности ДОУ и начальной школы в условиях ФГОС

Необходимость преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе.

Преемственность это двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребенка, и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе .

Цель преемственности , это построение единой содержательной линии между детским садом и школой , обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение, сохраняющей связь и согласованность всех компонентов методической работы.

Рассмотрим преемственность с позиции школы и с позиции детского сада.

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.

Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы , формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе . Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.

Установление преемственности между детским садом и школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста . Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.

Но несмотря на проводимую работу, на сегодняшний день перед нами стоят актуальные вопросы подготовки детей к школе с учетом ФГОС :

Разный уровень психического и физического здоровья детей;

Разный уровень знаний у детей; предпосылок формирования УУД;

Разная степень развития мотивов учения;

Разный уровень родительской и педагогической компетенции.

Многочисленные исследования по вопросу осуществления преемственности связей между детским садом и школой позволяют выделить следующие параметры :

1. Преемственность в содержании обучения и воспитания.

2. Преемственность в формах и методах работы.

3. Преемственность педагогических требований и условий воспитания детей .

Сформировавшиеся в детском саду многочисленные привычки, навыки, знания составляют необходимый фундамент, на котором строится всё дальнейшее обучение и воспитание. Они помогают ребёнку быстрее включиться в новые условия .

Существуют проблемы при обеспечении преемственности детского сада и школы

1. Одной из проблем является выбор школы для обучения ребёнка и выбор программы обучения. Среди сегодняшнего разнообразия общеобразовательных учреждений, которые предлагают широкий спектр образовательных услуг, множество программ (что, в принципе, положительный момент, но определиться родителям с выбором очень непросто. Ведь необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребёнка (зону его ближайшего развития, специфику предлагаемых программ, личностные качества учителя и многое другое.

В процессе четырёхлетнего психологического сопровождения ребёнка в детском саду уже определили его психологический портрет, который, как потом оказывается, никому не нужен, нигде не учитывается. И при переходе в начальную школу ребёнок опять неоднократно обследуется. Упущенное время «работает» против него, а возможные проблемы , затянувшаяся адаптация, потеря любознательности, проблемы взаимоотношений в коллективе сверстников, проблемы в общении со взрослыми, ведут к неуспешности в последующем обучении.

Непосредственный контакт психологов детского сада и школы , встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребёнка в школу , помогут определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия.

2. Тревожит и проблема завышенных требований к готовности ребёнка к школьному обучению в части школ (особенно лицеев и гимназий) . Ведь не секрет, что часто на пороге начальной школы ребёнку предлагаются задания, нацеленные на выявление сформированности у него навыков счета, знания букв, геометрических фигур, на развитие логики, кругозора дошкольника . Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям высокого уровня развития ребёнка без учёта его индивидуальных особенностей. Приходится содержание дошкольного образования выстраивать в «школьной » логике - практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложнённой математике , вместо развития познавательных процессов. Игра и другие специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются такими занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию .

) Сотрудничество психологов детских садов и школ по проблеме преемственности , формирование у педагогов понимания значимости процесса развития ребёнка, а не накопление знаний, поможет исправить эту негативную практику, сохранить здоровье детей, не ущемляя законное право ребёнка на образование.

Нельзя не сказать и о следующей проблеме , о которой всё больше говорят педагоги ДОУ.

3. Проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу . А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и дезаптации детей. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.

Работа по преемственности даёт возможность совместно с педагогом-психологом школы разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду.

Механизмом решения данной проблемы является последовательное выполнение следующих этапов :

1. Заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности .

1. Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности .

2. Проведение профилактических мероприятий («День открытых дверей» , «День Знаний» , совместные праздники и т. д.)

3. Работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей) .

5. Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе .

6. Координация деятельности ДОО и начальной школы :

Результаты итоговой диагностики воспитанников ДОУ необходимо передавать в школы , они должны учитываться при составлении рабочих программ учителей начальных классов .

На наш взгляд, целесообразно проведение единого мониторинга уровня развития первоклассников в начале адаптационного периода, который отразит особенности развития детей в период перехода к новому виду деятельности – учению, и позволит осуществить внешнюю оценку качества образовательных услуг, предоставляемых ДОУ и зафиксировать точку отчета в оценке динамики достижения обучащимися планируемых результатов освоения ООП НОО.

Формы осуществления преемственности .

Работа с детьми :

Экскурсии в школу

Посещение школьной библиотеки , школьного музея

Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы ;

Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

Выставки рисунков и поделок;

Совместные праздники и соревнования.

Взаимодействие педагогов :

Совместные педагогические совет;

Семинары, мастер-классы, круглые столы;

Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе ;

Проведение диагностики по определению готовности к школе .

Сотрудничество с родителями :

Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы ;

Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»

Консультации с педагогами ДОУ и школы , в том числе и заочные, с использованием ИКТ

Встречи родителей с будущими учителями;

Дни открытых дверей;

Творческие мастерские;

Анкетирование и тестирование родителей.

Выводы :

1. В настоящей ситуации развития системы образования с учетом ФГОС , преемственность в обучении слишком узкое понятие, и теперь мы будем говорить о преемственности в образовании .

2. Несмотря на то, что данная тема давно и постоянно рассматривается, некоторые проблемы преемственности до сих пор не решены , и требуют пристального внимания.

3. Один из аспектов преемственности , готовность ребенка к школьному обучению . Для того чтобы ребенок успешно смог справиться с новыми требованиями школьной жизни , он должен обладать набором качеств, которые тесно переплетены между собой, и должны формироваться в совокупности.

4. Педагоги и школы , и детского сада должны работать в тесном сотрудничестве, учитывая специфику организации деятельности друг друга, обязательно привлекая родителей.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы . Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности .