Театральный режиссёр Павел Осипович Хомский: биография, личная жизнь. Сухой Павел Осипович - биография

Надгробный памятник
Мемориальная доска в Москве
Бюст в Гомеле
Университет в Гомеле
Памятный знак в Гомеле
Памятный знак в Гомеле (фрагмент 1)
Памятный знак в Гомеле (фрагмент 2)
Мемориальная доска в Гомеле
Аннотационная доска в Гомеле
Мемориальная доска в Москве (на здании МГТУ)


Сухой Павел Осипович – главный конструктор Государственного опытного завода №51 (ОКБ-51) Министерства авиационной промышленности СССР; генеральный конструктор ОКБ-51 Министерства авиационной промышленности СССР, город Москва.

Родился 10 (22) июля 1895 года в селе ныне городе Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии, ныне Витебской области (Белоруссия), в семье учителя народной школы Осипа Андреевича и Елизаветы Яковлевны Сухих. Белорус. В 1914 году окончил с серебряной медалью Гомельскую гимназию. С июня 1915 года учился в Московском технологическом училище.

В 1916 году был призван в армию, окончил 2-ю Петроградскую школу прапорщиков и с августа того же года служил в запасном полку в Екатеринбурге. В 1917 году участвовал в Первой мировой войне на Северо-Западном фронте: младший офицер 733-го пехотного полка, с октября 1917 года – начальник пулемётной команды того же полка. В марте 1918 года демобилизован.

Вернулся в родные края, в 1918–1920 годах работал учителем средней школы в городах Лунинец и Гомель, инструктором промышленной кооперации Гомельского райсоюза.

В сентябре 1920 года снова приехал в Москву и возобновил учёбу. После окончания Московского высшего технического училища имени Н.Э.Баумана в 1925 году распределён на работу в отдел АГОС (авиации, гидроавиации и опытного строительства, в будущем стал основой конструкторского бюро А.Н.Туполева) в составе Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), инженер-конструктор. Активно участвовал в разработке самолётов А.Н. Туполева АНТ-3, ТБ-1, АНТ-5, ТБ-3, Р-6, Р-7, И-5, АНТ-13, АНТ-14, АНТ-17. С октября 1930 года – начальник бригады АГОС, выезжал в длительные командировки на авиазаводы Германии и Италии.

С мая 1932 года – начальник объединённой бригады №3 ЦАГИ. Именно тогда началась его самостоятельная конструкторская деятельность: им начато создание самолёта АНТ-25, предназначенного для сверхдальних перелётов. Самолёт был спроектирован и построен в сжатые сроки, в июле 1933 года экипаж М.М. Громова совершил на нём сверхдальний перелёт по замкнутому маршруту. Следующим успехом стало создание самолёта АНТ-37бис («Родина»), на которой женский экипаж М. Расковой, П. Осипенко и В. Гризодубовой в 1938 году совершил сверхдальний перелёт Москва – Дальний Восток.

С мая 1936 года – заместитель начальника Конструкторского отдела Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР, работал над ближним бомбардировщиком ББ-1 (в серийное производство запущен не был).

С февраля 1939 года – главный конструктор авиазавода №135 в Харькове. Принимал решающее участие в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта Су-2, применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны.

С апреля 1940 года – главный конструктор авиазавода №289, на базе конструкторского бюро которого выросло знаменитое на весь мир Конструкторское бюро П.О. Сухого (ныне – ПАО «Компания "Сухой"»). Предприятие базировалось на ряде заводов в Подмосковье и Москве. Одновременно с ноября 1940 года – директор этого завода. В 1942–1943 годах под его руководством был создан бронированный штурмовик Су-6 (Сталинская премия 1-й степени, 1943). В 1949–1953 годах – заместитель главного конструктора в КБ А.Н.Туполева. С 1953 года – главный конструктор вновь воссозданного своего КБ (с 1956 – генеральный конструктор).

В послевоенные годы Сухой был в ряду первых советских авиаконструкторов, возглавивших работы в области реактивной авиации, создав несколько опытных реактивных истребителей. После воссоздания КБ под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11 и Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колёсно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, истребитель Су-27 и другие самолёты. Были также разработаны ряд нереализованных проектов, например Су-13.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года за выдающиеся заслуги в области создания новых образцов авиационной техники Сухому Павлу Осиповичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

На самолётах конструкции Сухого установлены два мировых рекорда высоты (1959, 1962) и два мировых рекорда скорости полёта по замкнутому маршруту (1960, 1962).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июля 1965 года за создание новых образцов авиатехники и в связи с семидесятилетием со дня рождения награждён второй золотой медалью «Серп и Молот».

Избирался депутатом Верховного Совета СССР 5–9-го созывов (1958–1974).

Жил и работал в городе Москве. Скончался 15 сентября 1975 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награждён 3 орденами Ленина (16.09.1945; 12.07.1957; 10.07.1975), орденами Октябрьской Революции (26.04.1971), Трудового Красного Знамени (02.11.1938), Красной Звезды (22.12.1933), «Знак Почёта» (13.08.1936), медалями.

Лауреат Ленинской премии (1968), Сталинской премии 1-й степени (1943), Государственной премии СССР (1975, посмертно), Государственной премии Российской Федерации (1996, посмертно).

Доктор технических наук (13.09.1940). Награждён золотой медалью имени А.Н.Туполева АН СССР (1975, №1).

В городе Гомель установлены бюст Героя и мемориальная доска на здании бывшей гимназии, в которой он учился, в Москве – мемориальные доски на доме, в котором он жил, и на здании МГТУ. Его именем названы Гомельский государственный технический университет, улицы в Москве (2004) и Гомеле. В 1985 году в школе №1 города Глубокое был открыт музей П.О.Сухого.

2018-11-15T17:05:43+00:00

Сухой Павел Осипович (1895-1975).

Родился 10 (22) июля 1895 года в селе ныне городе Глубокое Витебской области (Белоруссия) в семье учителя народной школы Осипа Андреевича и Елизаветы Яковлевны Сухих. Белорус. В 1905 году Павел поступил в Гомельскую мужскую гимназию и в июне 1914 года окончил её с серебряной медалью. С июня 1915 года учился в Московском технологическом училище.

В 1916 году был призван в Русскую Императорскую Армию, окончил 2-ю Петроградскую школу прапорщиков и с августа того же года служил в запасном полку в Екатеринбурге. В 1917 году участвовал в Первой Мировой войне на Северо-Западном фронте: младший офицер 733-го пехотного полка, с октября 1917 года — начальник пулемётной команды того же полка. В марте 1918 года демобилизован.

Вернулся в родные края, в 1918-1920 годах работал учителем средней школы в городах Лунинец и Гомель, инструктором промышленной кооперации Гомельского райсоюза.

В сентябре 1920 года снова приехал в Москву и возобновил учёбу. После окончания Московского высшего технического училища имени Н.Э.Баумана в 1925 году распределён на работу в отдел АГОС (авиации, гидроавиации и опытного строительства, в будущем стал основой конструкторского бюро А.Н.Туполева) в составе Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), инженер-конструктор. Активно участвовал в разработке самолётов А.Н.Туполева: АНТ-3 (Р-3) , АНТ-4 (ТБ-1) , АНТ-5 (И-4) , АНТ-6 (ТБ-3) , АНТ-7 (Р-6) , АНТ-10 (Р-7) , АНТ-13 (И-8) , АНТ-14 «Правда» . С октября 1930 года — начальник бригады АГОС, выезжал в длительные командировки на авиазаводы Германии и Италии.

С мая 1932 года — начальник объединённой бригады № 3 ЦАГИ. Именно тогда началась его самостоятельная контрукторская деятельность: им начато создание самолёта АНТ-25 , предназначенного для сверхдальних перелётов. Самолёт был спроектирован и построен в сжатые сроки, в июле 1933 года экипаж М.М.Громова совершил на нём сверхдальний перелёт по замкнутому маршруту. Следующим успехом стало создание самолёта АНТ-37бис «Родина» , на которой женский экипаж П.Осипенко , В.Гризодубовой и М.Расковой в 1938 году совершил сверхдальний перелёт Москва — Дальний Восток.

С мая 1936 года — заместитель начальника Конструкторского отдела Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР, работал над близким бомбардировщиком ББ-1 (наработки использованы при создании Су-2).

С февраля 1939 года — главный конструктор авиазавода № 135 в Харькове. Принимал решающее участие в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта Су-2, применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны.

С апреля 1940 года — главный конструктор авиазавода № 289, на базе конструкторского бюро которого выросло знаменитое на весь мир Конструкторское бюро П.О.Сухого (ныне — ОАО «ОКБ Сухого»), базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве, одновременно с ноября 1940 года — директор этого завода. В 1942-1943 годах под его руководством был создан бронированный штурмовик Су-6 (Сталинская премия 1-й степени, 1943 г.). В 1949-1953 годах заместитель главного конструктора в КБ А.Н.Туполева. С 1953 года главный конструктор вновь воссозданного своего КБ (с 1956 г. — Генеральный конструктор).

В послевоенные годы Сухой был в ряду первых советских авиаконструкторов, возглавивших работы в области реактивной авиации, создав несколько опытных реактивных истребителей. После воссоздания КБ под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9 , Су-11 и Су-15 , истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колёсно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24 , штурмовик Су-25 , истребитель Су-27 и другие самолёты. Были также разработаны ряд не реализованных проектов, например С-13 .

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года за выдающиеся заслуги в области создания новых образцов авиационной техники Сухому Павлу Осиповичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

На самолетах конструкции Сухого установлены два мировых рекорда высоты (1959 г., 1962 г.) и два мировых рекорда скорости полёта по замкнутому маршруту (1960 г., 1962 г.).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июля 1965 года за создание новых образцов авиатехники и в связи с семидесятилетием со дня рождения Сухой Павел Осипович награждён второй золотой медалью «Серп и Молот».

В 1958-1974 годах — депутат Верховного Совета СССР.

Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 15 сентября 1975 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
В городе Гомель установлены бюст Героя и мемориальная доска на здании бывшей гимназии, в которой он учился, в Москве — мемориальные доски на доме, в котором он жил, и на здании МГТУ. Его именем названы Гомельский государственный технический университет, улицы в Москве (2004) и Гомеле. В 1985 году в школе № 1 города Глубокое был открыт музей П.О.Сухого.

Награды:
-в 1957 году присвоено звание Героя Социалистического Труда,
-в 1965 награждён второй золотой медалью Героя Социалистического Труда,
-кавалер трёх орденов Ленина (1945 г., 1957 г., 1975 г.),
-орден Октябрьской Революции,
-орден Трудового Красного Знамени,
-орден Красной Звезды,
-орден «Знак Почёта»,
-Сталинская премия первой степени (1943 г. — за создание штурмовика Су-6),
-Ленинская премия (1968 г.),
-золотая медаль имени академика А.Н.Туполева № 001 (1975 г. — посмертно),
-Государственная премия СССР (1975 г. — посмертно).

Павел Сухой в детстве.

Гимназист Павел Сухой.

Отечественный авиаконструктор.

В детстве он впервые увидел полёт самолёта «Фарман», пилотируемого С.И. Уточкиным .

«Тогда же гимназисты впервые увидели низко летящий аэроплан. Эта встреча с рукотворной птицей для Павла стала судьбоносной.

Теперь фотографии аэропланов, статьи в газетах и журналах о полётах стали предметом его постоянного внимания. А сестры и родители увлечены литературой, театром, живописью. Он всё это будет любить всю жизнь, но преданность авиации и новой технике сохранит навсегда. Серебряная медаль по окончании гимназии - знак очень ответственного отношения к учёбе и несомненных способностей юноши, которому скоро будет 19.

Разразилась мировая война, а он едет в Москву и становится студентом математического факультета университета. Но следующий, 1915 учебный год он уже начинает в Московском высшем техническом училище (МВТУ), чтобы быть ближе к авиационной технике.

Именно здесь профессор Николай Егорович Жуковский собрал молодых энтузиастов воздухоплавания со всей России и с их участием был создан ЦАГИ, и разработаны теоретические основы проектирования, аэродинамики и прочности самолета. Павел попадает в компанию талантливых и увлечённых молодых людей: Туполев (он только через три года защитит свой дипломный проект в МВТУ), Стечкин, Юрьев, братья Архангельские, Петляков, братья Погосские.

Старый и всеми уважаемый профессор открывает перед ними широчайшие перспективы создания воздушных судов. Школа профессора Жуковского закладывает основу высочайшей квалификации будущего Генерального конструктора авиационной техники Павла Сухого .

Но тут незадача - парню 21, а его, студента престижнейшего вуза империи, призывают в армию. Делать нечего - поехал в школу прапорщиков в Петергофе, а оттуда на Северо-западный фронт заместителем командира пулеметной роты. Звание прапорщика так и останется его высшим воинским званием на всю жизнь. Но уже здесь, на фронте, проявились его качества лидера. На фотографии того времени в каракулевой папахе и добротном овчинном полушубке, туго перетянутый широким кожаным ремнем, он выглядит очень бравым. Но его красивое лицо отражает накопившуюся усталость фронтовика. Складки на концах губ проявились более резко, левое веко чуть опущено. Здесь на фронте во время боевых действий Павел своими глазами видит эффективную «работу» российского бомбардировщика «Ильи Муромца» по немецким позициям, когда он подавил сразу несколько артиллерийских батарей. Штабы его полка и дивизии часто получают очень важные данные воздушной разведки с самолётов. И уж совсем захватывающим был воздушный бой двух истребителей над их головами. Всё это только укрепило в сознании молодого офицера значимость авиации и мечту стать авиаконструктором.

Брестский мир позволил обстрелянному прапорщику вернуться в МВТУ. Но перед новым 1919 годом разруха и голод в Москве вынудили его вернуться к родителям в Гомель. Ему предложили место школьного учителя математики в городке Лунинец в западной части Белоруссии. Павел едет туда. Здесь он не только преподаватель математики, но и инструктор по ремонту сельскохозяйственных машин. [...]

Павел преподаёт математику в школе отца. Узнав об обращении правительства России к бывшим студентам вузов вернуться на учёбу - спешит в Москву. Снова годы студенческой жизни в МВТУ. Лекции, лабораторные работы, курсовые проекты. Он всё делал с присущей ему тщательностью, хотя условия проживания в переполненном общежитии были порой невыносимы. После защиты курсового проекта по паровым котлам его руководитель, профессор Щеголев, предложил специализироваться в этой области техники: «Зачем вам эта авиация? Из вас получится отличный котельщик...»

Анцелилович Л.Л., Сухой против Америки. Дуэль авиаконструкторов, М., «Яуза»; «Эксмо», 2009 г., с. 100-102 .

С 1925 по 1931 годы П.О. Сухой под руководством А.Н.Туполева принимает участие в создании целой серии самолётов

В 1939 году под руководством П.О. Сухого организуется конструкторское бюро.

«… целью своей жизни он сделает создание новых, самых совершенных самолётов. И будет верен своей профессии авиаконструктора, несмотря ни на какие превратности судьбы. Почему же Павел Сухой стал авиаконструктором?

Он никогда не курил и не переносил алкоголь, избегал застолий и панибратства. Любил читать и наслаждаться природой. Прекрасно разбирался в литературе и изобразительном искусстве.

Из-за перипетий Первой мировой и Гражданской войн он получает высшее инженерное образование только в тридцать лет. Успеху в жёстких условиях советской авиапромышленности он обязан своей интуиции и способности окружить себя как щитами стойкими и верными партийными помощниками».

Анцелилович Л.Л., Сухой против Америки. Дуэль авиаконструкторов, М., «Яуза»; «Эксмо», 2009 г., с. 48.

  • Бригада №4 КОКОС ЦАГИ (КБ А.Н.Туполева) (c 1930)
  • Бригада №3 КОКОС ЦАГИ (КБ А.Н.Туполева) (c 1932)
  • Конструкторский отдел №15 завода 156 (ЗОК) (c 1936)
  • КБ завода №135 (г.Харьков) (c 1939)
  • КБ завода №289 (c 1940)
  • КБ завода №134 (1945-1949)
  • ОКБ-1 (с 1952)
  • ОКБ-51 (с 1954)
  • ММЗ «Кулон» (с 1965)
  • ОКБ им.П.О.Сухого (c 1975)
  • АООТ «ОКБ им.П.О.Сухого» («Сухой»)

125284 Россия, г.Москва, ул. Поликарпова, 23а

СУХОЙ Павел Осипович (10.07.1895 - 15.09.1975) - советский авиаконструктор, доктор технических наук (1940), дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1965).
После окончания МВТУ (1925) работал в КБ А.Н.Туполева - в ЦАГИ и на заводе № 156 (инженер-конструктор, начальник бригады, заместитель главного конструктора). В этот период Сухим под общим руководством Туполева созданы истребители И-4, И-14, рекордные самолёты АНТ-25 и АНТ-37бис «Родина». С 1937 г. бригада П.О.Сухого участвует в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта ББ-1 (АНТ-51), применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны.
Постановлением КО при СНК СССР от 29 июля 1939 г. Сухой со своим коллективом переводится на завод №135 в Харькове. Здесь Павел Осипович - главный конструктор нового ОКБ-135. В связи с успешным внедрением ББ-1 (Су-2) в серию, по просьбе Сухого весь коллектив ОКБ переводится в Подмосковье (Подлипки), где Постановлением КО от 4 марта 1940 г. на базе КБ-29 организуется завод опытного самолетостроения с присвоением ему №289. Сухой назначается главным конструктором этого завода, КБ, а с ноября 1940 г. - его директором.
В октябре 1941 г. завод был эвакуирован в г.Молотов (ныне Пермь) и объединен с эвакуированными заводами №135, 207 и др. В начале 1942 г. завод №289 был восстановлен. В трудные годы войны коллектив, руководимый главным конструктором П.О.Сухим, работает над проблемой создания скоростного высотного истребителя (Су-1, Су-3), выпускает и совершенствует самолеты-штурмовики Су-6, Су-8. За создание штурмовика Су-6 главный конструктор самолета П.О.Сухой был удостоен в 1943 г. Сталинской премии первой степени.
После смерти конструкторов Н.Н.Поликарпова и В.Г.Ермолаева (1944 г.) все доработки их серийных машин были поручены немногочисленному в то время коллективу Сухого. В марте штат бывшего ОКБ Ермолаева были переданы в состав ОКБ Сухого. Завод №134 по приказу НКАП №39с от 3.2.45 г. (или по приказу №341с от 14.8.45 г.) был объединен с Тушинским заводом №289 НКАП гл.к. П.О.Сухого и образован единый завод №134 НКАП. КБ Сухого переехало в здание КБ Ермолаева, производственная же база осталась на старом месте. Ведутся работы по созданию в кратчайшие сроки самолетов Ер-20Н и УТБ-2В (учебный вариант Ту-2).
В 1944 г. Павел Осипович приступает к созданию самолетов с реактивными двигателями. Истребитель Су-7 оснащается ЖРД-ускорителем. В 1945 г. испытывается истребитель Су-5 с комбинированной силовой установкой. В 1946 взлетает фронтовой истребитель Су-9, оснащенный двумя ТРД РД-10. На модификации самолета Су-11 Сухой первым использовал отечественные двигатели ТР-1 разработки А.М. Люльки.
В конце 40-х годов П.О.Сухой создает околозвуковой истребитель-перехватчик Су-15 и экспериментальный самолет с крылом большой стреловидности Су-17, который предназначен для достижения в установившемся горизонтальном полете скорости звука. На этой машине впервые в мире спроектировали отделяемую (с помощью пороховой катапульты) носовую часть фюзеляжа с гермокабиной лётчика.
Авария Су-15 и отказ Сухого заняться ракетной тематикой послужили поводом для разгона КБ. 27 ноября 1949 г. решением МАП СССР конструкторское бюро П.О.Сухого в составе завода 134 было расформировано. Завод был передан вооруженческому ОКБ гл.к. И.И.Торопова (ныне Гос.МКБ «Вымпел »), переведенному с серийного завода №43 МАП. До 1953 г. Павел Осипович вновь заместитель главного конструктора в КБ Туполева. Здесь он руководит доводкой и внедрением в серию Ту-14, испытаниями др.самолетов.
После войны в Корее создается ОКБ-1 В.В.Кондратьева (прочнист ЦАГИ) для копирования истребителя F-86 «Sabre». 14 мая 1953, после смерти Сталина, главным конструктором этого КБ стал Сухой. Уже в августе по согласованию с МАП он добился правительственного постановления, открывавшего дорогу работам над новыми самолетами. Для этого в ноябре 1953 г. ОКБ получило, наконец, производственную базу: филиал ОКБ-155, находившийся в одном из углов Ходынского поля. В прошлом здесь размещалось ОКБ-51, главным конструктором которого был Н.Н.Поликарпов, а в 1944-52 гг. - В.Н.Челомей . В феврале 1954 г. ОКБ Сухого и опытный завод были перенумерованы, вновь получив в системе МАП №51.
С 1956 П.О.Сухой - генеральный конструктор. Вскоре после воссоздания КБ под его руководством были разработаны реактивные самолеты второго поколения: фронтовой истребитель Су-7 со стреловидным крылом и истребитель-перехватчик Су-9 с треугольным. Весной 1956-го Су-7, управляемый летчиком-испытателем Махалиным, первым в отечественной авиации достиг скорости, превышающей две скорости звука. Но большую известность Су-7 получил в варианте истребителя-бомбардировщика Су-7Б. Были созданы варианты Су-7Б с лыжным и колесно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла.
На опытных образцах Су-9 - Т-431 и Т-405 были установлены два мировых рекорда высоты (1959, 1962), два мировых рекорда скорости полёта по замкнутому маршруту (1960,1962). Развитием Су-9 стал истребитель-перехватчик Су-11. А после закрытия Хрущевым проекта 3-махового Т-37 (Т-3М) с ТРД Р-15Б, новый истребитель-перехватчик Т-58 (Су-15) пришлось создавать под видом модернизации Су-11.
Под руководством Сухого впервые созданы створки перепуска воздуха с двусторонним отклонением, обеспечивающие устойчивую работу двигателя на всех режимах полёта, боковые секторные сверхзвуковые регулируемые воздухозаборники (П-1); система управления самолётом на необратимых бустерах. На экспериментальном самолёте Т-4 , рассчитанном на скорость полёта, втрое превышающую скорость звука, впервые в СССР были широко использованы титан и высокопрочная нержавеющая сталь, а также применена электродистанционная система управления самолётом. Разрабатывался вариант «Сотки» с крылом изменяемой стреловидности - Т-4М , а в 1970 г. ОКБ Сухого вышло победителем конкурса аванпроектов ударно-разведывательных самолетов, предложив проект «200» (Т-4МС) . Но в серию пошел Ту-160 ...
В 1972-75 гг. был создан ряд серийных боевых машин, в числе которых фронтовой бомбардировщик Су-24 и штурмовик Cу-25. Под руководством Сухого была начата разработка высокоманёвренного истребителя Су-27 с интегральной аэродинамической компоновкой, с успехом демонстрировавшегося на многих международных авиационных выставках 80-х гг.
Золотая медаль им. А.Н.Туполева (1975, посмертно). Депутат ВС СССР в 1958-74. Ленинская премия (1968), Государственные премии СССР (1943, 1975, посмертно). Награжден 3 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почёта», медалями. Имя Сухого присвоено машиностроительному заводу в Москве

ИВАНОВ Евгений Алексеевич (13.02.1911 - 10.7.1983) - советский авиаконструктор, доктор технических наук (1970), герой Социалистического Труда (1976).
Родился в Петербургской губернии (ныне пос.Толмачево Лужского района) в семье почтового работника. В 1927 году окончил 9-летнюю школу, трудовую деятельность начал в 1929 кочегаром. С 1930 по 1935 работал токарем в артели, токарем и начальником цеха на опытном заводе, начальником группы на заводе "Красный блок" в Москве. В 1931 поступил на вечернее отделение Московского машиностроительного института им.А.С.Бубнова, в 1935 окончил институт. Работает в авиационной промышленности - начальником группы в Гипроавиапроме, начальником технического отдела, заместителем и главным технологом, главным инженером и заместителем директора завода. С 1939 работал совместно с П.О.Сухим, после ликвидации КБ в 1949 работал главным инженером испытательной базы у А.Н.Туполева. После восстановления ОКБ П.О.Сухого с 1953 был его заместителем, исполняющим обязанности директора и главного инженера завода, с 1959 - заместитель Главного конструктора. С 1975 возглавлял ММЗ «Кулон" (ОКБ им. П.О.Сухого), с декабря 1977 - генеральный конструктор.
Принимал участие в создании самолетов Су-1, Су-2, Су-3, Су-5, Су-6, Су-8, Су-9, Су-10, Су-11, Су-12, УТБ, ЕР-2ОН, Су-15, Су-17, Су-7Б, Су-24, Су-24М, Т-4. Во многом благодаря его «пробивным» способностям самолеты Су-7Б, Су-9 и Су-15 были приняты на вооружение.
Руководил постройкой истребителей-перехватчиков Су-11, Су-15, Су-15ТМ, штурмовика Су-25, опытных образцов самолета Т-10 (Су-27).
В мае 1977-го начались летные испытания первых экземпляров истребителя Т-10-1. Но после сравнения характеристик его и основного конкурента - F-15A, в конструкцию самолета и двигателя было внесены изменения, список которых насчитывал 20 пунктов. 20 апреля 1981 взлетел новый истребитель - Т-10-7 (Т-10С), в котором от старой машины остались только шины колес основных стоек шасси и катапультное кресло К-36. С 1982 он был запущен в серию как Су-27.
С 1981 велись работы по созданию сверхзвукового бомбардировщика Т-60С
Иванов долгие годы являлся руководителем филиалов базовых кафедр МАИ и занимался подготовкой студентов.
Ленинская премия (1967), Государственная премия СССР (1975).
Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями.

СИМОНОВ Михаил Петрович (19.10.1929-04.03.2011) - советский авиаконструктор.
Родился 19 октября 1929 года в Ростове-на-Дону. Окончив в 1954 г. Казанский авиационный институт (КАИ), преподавал в нём и возглавлял лабораторию. В 1959 при КАИ основал ОКБ спортивной авиации, где был главным конструктором и одновременно инструктором и лётчиком-буксировщиком авиаспортклуба. В ОКБ созданы планёры КАИ-6, первые в СССР цельнометаллические рекордные планёры КАИ-11, КАИ-12, КАИ-14, КАИ-17, КАИ-19 и др. Затем работал на руководящих должностях в Долгопрудненском КБ автоматики и Таганрогском машиностроительном заводе.
В 1969-70 зам. главного конструктора (Р.Л.Бартини) в Ухтомском филиале Московского машиностроительного завода. С 1970 года - в ОКБ Сухого: руководил летными испытаниями и доводкой самолета Су-24, был главным конструктором самолета Су-27, других военных машин, первый зам. генерального конструктора ОКБ им. П.О.Сухого. В 1979-83 заместитель министра авиационной промышленности.
С 17 января 1983 года - генеральный конструктор ОКБ им. П.О.Сухого. Принимал участие в создании сверхзвукового фронтового бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25 и их модификаций. Руководил постройкой спортивно-пилотажного самолёта Су-26 и его модификаций - Су-26М, Су-29, Су-31 и Су-49, ставших лучшими в мире в своем классе. Инициатор создания при ОКБ юношеской планёрной школы.
Истребитель-перехватчик Су-27 стал лучшим истребителем 4 поколения. На его базе создано целое семейство многоцелевых истребителей Су-30... Су-37 и фронтовой бомбардировщик Су-34. Семейство самолетов палубной авиации Су-27К (Су-33) и Су-32ФН 29 апреля 1999 пополнилось двухместным Су-27КУБ (Су-33КУБ).
К 1995 году в возглавляемую Симоновым корпорацию «Сухой» входили 32 предприятия, в том числе АО «ОКБ им. Сухого» (Москва) и авиационные заводы Комсомольска-на-Амуре, Иркутска и Новосибирска. К 1995 году в 21 стране мира эксплуатировалось более 2,5 тыс.самолетов марки «СУ». ВВС России были укомплектованы этими самолетами на 70%.
Помимо глубокой модернизации Су-27, проводились работы по созданию перспективной авиатехники. По программе штурмовик 90-х (Ш-90) ОКБ вело работы по Т-12. Кроме того, в инициативном порядке велось проектирование истребителя С.32 (Су-27КМ) и бомбардировщика Т-60С . 25 сентября 1997 взлетел прототип истребителя пятого поколения С-37 «Беркут» с крылом обратной стреловидности. Были проекты легких однодвигательных - УБС С-54, истребителя С-55 и палубного С-56, предлагался сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-37 .
В начале 90-х годов, в ОКБ развернуты работы по гражданской тематике; в 2001 году совершили первые полеты грузопассажирский самолет С-80ГП и сельскохозяйственный Су-38Л. Ранее прорабатывались проекты супераэробуса КР-860 , способного перевозить почти 1000 пассажиров и сверхзвукового самолета бизнес-класса С-21 .
Народный депутат СССР с 1989г. Ленинская премия (1976). Награждён орденом Трудового красного Знамени.

ПОГОСЯН Михаил Асланович (р.18.04.1956) - российский авиаконструктор, Доктор технических наук.
В 1979 году с отличием окончил факультет самолетостроения Московского авиационного института им. С.Орджоникидзе и начал работать на Московском машиностроительном заводе им. П.О.Сухого. Прошел путь от инженера-конструктора до первого заместителя Генерального конструктора (1992-1998), председателя совета директоров ОКБ (1995-1999). 29 мая 1999 г. избран Генеральным директором ОКБ Сухого.
В качестве конструктора и технического руководителя принимал участие в ряде перспективных программ создания авиационной техники военного и гражданского назначения. Среди них: истребители Су-27, Су-30, истребитель палубного базирования Су-33 . Как главный конструктор руководил работами по созданию прототипа боевого самолета пятого поколения с крылом обратной стреловидности С-37 «Беркут», совершившего в сентябре 1997 года первый полет. В ходе его проектирования были проведены масштабные исследовательские работы в области аэродинамики, прочности, композиционных материалов и т.д. с применением современных методов компьютерного проектирования и статических испытаний. Полученные результаты испытаний С-37 «Беркут» используются в создании перспективных авиационных комплексов военного и гражданского назначения.
С апреля 1998 года - Генеральный директор ФГУП «Авиационный военно-промышленный комплекс «Сухой». В сентябре 2003 года Распоряжением Правительства РФ назначен Генеральным директором ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой», объединяющего разработчика и производителей самолетов марки «Су». Является также председателем Совета директоров ОАО «Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения имени Ю.А.Гагарина».
Под руководством М.А.Погосяна в рамках создаваемого холдинга «Сухой» ведется работа по модернизации и созданию перспективных образцов новой авиатехники. В апреле 2002 года решением госкомиссии АХК «Сухой» был объявлен победителем конкурса и определен головным разработчиком программы перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА).
За личный вклад в создание самолета Су-33, принятого на вооружение Военно-Морского Флота России, М.А.Погосян в 2002 году награжден Орденом Почета.
Он является автором 11 патентов и изобретений, 14 научных трудов, удостоен звания лауреата Государственной премии РФ в 1997 году и лауреата премии Правительства РФ в 1998 году.
Член-корреспондент Российской Академии Наук.

Литература:

  • «Первые реактивные истребители Сухого». ГОНЧАРЪ, POLYGON
  • Рядом с Сухим . Воспоминания авиаконструктора / Самойлович О.С. /

Выдающийся советский авиаконструктор, доктор технических наук, один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации. Сегодня самолёты марки «Су» известны во всем мире. Конструктор этих самолётов – Павел Осипович Сухой – был всегда нацелен в будущее. Во многом это и стало залогом успеха его машин. Но путь к мировому признанию самолётов КБ Сухого был не простым. Коллектив Павла Осиповича в полной мере испытал и радость побед, и горечь поражений. Но по сей день самолеты этого прославленного КБ составляют основу авиации РФ – штурмовик Су-25 , фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-34 , легендарный истребитель Су-27 . Сухой Павел Осипович (1895–1975). Авиаконструктор. Дважды Герой Социалистического труда, Генеральный конструктор с 1956 года.

Павел Осипович Сухой родился 22 июля (10 июля по старому стилю) 1895 года в селе Глубокое Виленской губернии (ныне город Глубокое Витебской области, Белоруссия) в семье сельского учителя. Мальчик с раннего детства много читал. В 1914 г. юноша окончил гимназию с серебряной медалью. Павел рано увлекся авиацией.

После окончания гимназии в 1914 году Павел Сухой продолжил обучение на физико-математическом факультете Московского университета, стал посещать лекции по теории авиации, которые читал профессор Николай Жуковский в Императорском московском техническом училище (ИМТУ, ныне Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана). В 1915 году, по окончании первого курса, перевелся учиться в ИМТУ и стал участником воздухоплавательного кружка, созданного в училище Николаем Жуковским.

В 1916 году во время Первой мировой войны Павел Сухой был призван в армию, окончил Петроградскую школу прапорщиков.

С августа 1916 года служил в запасном полку в Екатеринбурге. В 1917 году участвовал в Первой мировой войне на Северо-Западном фронте сначала младшим офицером, с октября 1917 года начальником пулеметной команды пехотного полка. В марте 1918 года был демобилизован.

В 1918-1920 годах работал учителем средней школы в белорусских городах Лунинец и Гомель, инструктором промышленной кооперации Гомельского райсоюза.

В 1920 году он возобновил обучение в Московском техническом училище. Одновременно с учебой с 1924 года Павел Сухой работал чертежником в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). В свидетельстве об окончании Московского Высшего технического училища написано следующее:

После окончания училища с 1925 года работал инженером-конструктором в отделе АГОС (авиации, гидроавиации и опытного строительства) в составе ЦАГИ, который в будущем стал основой конструкторского бюро Андрея Туполева. Участвовал в разработке самолетов Туполева И-4 (АНТ-5), И-14 (АНТ-31) и других.

С октября 1930 года - начальник бригады АГОС, выезжал в длительные командировки на авиазаводы Германии и Италии.

С мая 1932 года - начальник объединенной бригады №3 Конструкторского отдела Сектора опытного строительства (КОСОС) ЦАГИ.

В том же году Павел Сухой был назначен ответственным руководителем по проектированию и постройке самолета РД («рекорд дальности» - АНТ-25). В 1934 году на этом самолете установлен мировой рекорд дальности и продолжительности полета по замкнутому маршруту.

На базе РД бригада Сухого сконструировала одномоторный бомбардировщик ДБ-1 , а затем двухмоторный ДБ-2, на гражданском варианте которого («Родина») женский экипаж в составе Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой осуществил рекордный перелет на дальность.

С 1936 года по 1939 год Павел Сухой был начальником конструкторского отдела - заместителем главного конструктора авиационного завода № 156 (Москва).

Принимал участие в конкурсной разработке самолета «Иванов» (ближний бомбардировщик ББ-1, с 1940 года - Су-2).

Для внедрения ББ-1 в серию, постановлением правительства от 29 июля 1939 года Павел Сухой был назначен главным конструктором.

Вместе с коллективом ОКБ, получившим статус самостоятельного, он был переведен на серийный авиационный завод № 135 в Харьков.

С апреля 1940 года по 1949 год - главный конструктор авиазавода № 289, на базе конструкторского бюро которого выросло Конструкторское бюро П.О. Сухого (ныне - «ОКБ Сухого» , филиал Публичного акционерного общества «Компания «Сухой»), одновременно с ноября 1940 года - директор этого завода.

В 1942-1943 годах под его руководством был создан бронированный штурмовик Су-6.

С 1949 года после того, как было расформировано его конструкторское бюро, Павел Сухой занимал должность заместителя главного конструктора в конструкторском бюро Андрея Туполева.

С 1953 года - главный конструктор вновь воссозданного конструкторского бюро, с 1956 года - генеральный конструктор. Под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полета, вдвое превышающей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15 , истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колесно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полете стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25 и другие самолеты.

В 1972 году (задолго до руководителей других авиационных КБ) Павел Осипович обратился в ВЦ АН СССР с просьбой о содействии в автоматизации процесса проектирования своих изделий. В ответ на его обращение была создана группа исследователей и программистов, сумевшая за несколько лет разработать и внедрить первую очередь соответствующей САПР.

Самолеты «Сухого»

Самолёты, которые носят название «Сухой» + номер; в советском и с 1991 - в российском авиастроении принято сокращение «Су»; Две серии опытных, экспериментальных и серийных летательных аппаратов; в первой серии - оснащённые поршневыми авиадвигателями и тянущим винтом, после Второй мировой войны - оснащаются реактивными двигателями; во второй серии - движителем являются различные типы реактивных двигателей; самолеты ОКБ Сухого, которые носят фамилию в память основателя и первого руководителя конструкторского бюро Павла Сухого.

Талантливым авиаконструктором был Павел Осипович Сухой . Под его руководством создано более 50 конструкций самолетов , многие из которых отличались высокими летно-техническими и боевыми характеристиками:

  • Разработчик истребителя «И-4 » (1926-1927), «И-14 » (1932-1934).
  • Самолетов «РД» («АНТ-25 «), «Родина» («АНТ-37 «).
  • Многоцелевой самолет его конструкции (Су-2 ) успешно применялся в годы Великой Отечественной войны.

  • В 1942-1943 годах он создал бронированный штурмовик Су-6.
  • Сухой является также одним из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации. В послевоенные годы в КБ под его руководством разработаны реактивные самолеты Су-9, Су-11, Су-12, Су-15 и др.
  • Под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука.

  • 1949г. Проект первого сверхзвукового штурмовика Су-14
  • В 1955-1956 годах – сверхзвуковые реактивные самолеты со стреловидным и треугольным крылом истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колесно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла.

  • Фронтовой бомбардировщик Су-24.
  • Штурмовик Cу-25 .
  • На экспериментальных самолетах «Т-431 » и «Т-405 » конструкции Сухого установлены 2 мировых рекорда высоты (1959 и 1962 годы) и 2 мировых рекорда скорости полета по замкнутому маршруту (1960 и 1962 годы).

  • Палубный истребитель Су-33 .
  • Многоцелевой истребитель Су-27, Су-30, Су-35, Су-37.


  • Лёгкий спортивный самолёт Су-26, Су-29, Су-31.
  • Малозаметный многоцелевой истребитель Су-57 .
  • Фронтовой бомбардировщик Су-34.


  • Штурмовик Су-39.
  • Пассажирский самолёт местных авиалиний Су-80.
  • Пассажирский самолёт средней дальности SSJ
  • Рекордный самолёт П-42 .
  • Палубный истребитель Су-47

  • Т-60 – проект закрыт.
  • КР-860 «Крылья России» - проект двухпалубного широкофюзеляжного самолёта ОКБ Сухого. Разрабатывался в пассажирском и грузопассажирском варианте.
  • Сверхзвуковой бизнес-самолёт SSBJ – проект.


В ближайшие годы на смену фронтовому бомбардировщику Су-24М придет не имеющий аналогов в мире многофункциональный бомбардировщик Су-34 . Его основное предназначение – поражение точечных сильно защищенных целей в любое время суток и в любых погодных условиях.

Под руководством Сухого впервые созданы отделяемая (с помощью пороховой катапульты) носовая часть фюзеляжа с гермокабиной лётчика, створки перепуска воздуха с двусторонним отклонением, обеспечивающие устойчивую работу двигателя на всех режимах полёта, боковые секторные сверхзвуковые регулируемые воздухозаборники; система управления самолётом на необратимых бустерах. На экспериментальном самолёте Т-4 , рассчитанном на скорость полёта, втрое превышающую скорость звука, впервые в СССР были широко использованы титан и высокопрочная нержавеющая сталь, а также применена в первые электродистанционная система управления самолётом. Под руководством Сухого была начата разработка высокоманёвренного истребителя Су-27 с интегральной аэродинамической компоновкой, с успехом демонстрировавшегося на многих международных авиационных выставках 80-х гг.

Вехи история «ОКБ СУХОГО»


8 сентябре 1939 г. было организовано ОКБ под руководством П. О. Сухого. Был усовершенствован бомбардировщик ББ-1. ОКБ получил задачу разработать высотный истребитель-перехватчик. Но некоторые недоработки помешали самолету пойти в серию. В 1941 г. в ОКБ шла работа над штурмовиком Су-6. В 1945 г. КБ занимались проектировкой мощного штурмовика большого радиуса действия Су-8.

В 1945 г. в КБ Сухого шла работа над истребителями Су-5 и: Су-6. Эти самолеты должны были достигать скорости 800 км/ч. В 1947 г. Сухой с сотрудниками разработали корректировщик огня артиллерии. Начиналось время реактивных самолетов. Работа над первым реактивным самолетом Су-9 была начала Павлом Осиповичем в 1945 г. Через год самолет поднялся в воздух. Авиаконструктор приступил к разработке Су-11 с первым отечественным турбореактивным двигателем ТР-1.
28 мая 1947 г. Су-11 впервые взлетел. Полет оказался удачным. В дальнейшем Сухой работал над истребителем-перехватчиком Су-15, Су-17. В 1949 г. Сухому было предложено заниматься проектированием ракетного оружия, но он отклонил это предложение.

  • В 1953 г. Сухому было предложено создать конструкторское бюро. Инженер предложил к разработке фронтовой истребитель и истребитель-перехватчик, в 1954 г. эскизный проект был принят макетной комиссией, в этом же году чертежи были переданы в производство. В сентябре 1955 г. самолет поднялся в воздух. Скорость самолета была доведена до 2070 км/ч. Это было прекрасным результатом.

В 1955 г. главный конструктор Сухой был награжден орденом Ленина. Через год ему было присвоено звание генерального конструктора авиационной техники.
Осенью 1956 г. начались государственные испытания истребителя Су-7. В этом же году самолет был запущен в серию.
В конце 1950-х гг. конструкторам было приказано построить самолет, сочетающий качества бомбардировщика, истребителя и штурмовика. В результате появился истребитель-бомбардировщик Су-7Б, он был разработан на основе Су-7. Эта модель была рекомендована для вооружения ВВС.

  • КБ Сухого вело работу над истребителем-перехватчиком с треугольным крылом. В 1956 г. самолет поднялся в воздух. Его отличала необыкновенная легкость управления. За создание фронтового истребителя Су-7Б и перехватчика Су-9 П. О. Сухому в 1957 г. было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
    В 1962 г. Сухой, и группа сотрудников приступили к проектированию экспериментального сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца Т-4 (Су-106). В 1960-е гг. Сухой уже задумывался о том, что благодаря ЭВМ можно автоматизировать конструкторскую работу. Он обратился к специалистам, чтобы они разработали систему, позволяющую сокращать многомесячные расчеты до нескольких дней.

В 1975 г. началась работа над проектировкой Штурмовика Су-25. Самолет поднялся в небо только после смерти авиаконструктора. В декабре 1975 г. Президиум академии наук СССР присудил медаль № 1 им. А. Н. Туполева Павлу Осиповичу Сухому посмертно.

Жил и работал в Москве. В последние годы обострились последствия перенесённого на фронте туберкулёза лёгких, из-за которых приходилось пользоваться кислородным баллоном. Скончался 15 сентября 1975 года в подмосковном санатории Барвиха. Похоронен наНоводевичьем кладбище в Москве.

  • В 1977 году в Гомеле был открыт памятник П. О. Сухому - бронзовый бюст на постаменте.
  • В городе Гомеле именем Павла Сухого названа улица.
  • Музей Павла Сухого создан в 1985 году на его родине в городе Глубокое в средней школе № 1.
  • В 1987 году именем Павла Сухого названа улица в Витебске.
  • В 1995 году имя авиационного инженера и конструктора Павла Сухого присвоено Гомельскому государственному техническому университету (ГГТУ).

  • В Москве установлена мемориальная доска по адресу: Ленинский проспект, дом 7, где П. О. Сухой жил с 1947 по 1965 годы.
  • В 2004 году именем Павла Осиповича названа улица в Москве.
  • В 2012 году его имя присвоено средней школе № 1 города Глубокое.
  • В городе Глубоком в память о Павле Сухом на постамент установлен один из боевых самолётов Конструкторского бюро П. О. Сухого.
  • В городе Кричев в память о Павле Сухом на постаменте в городском парке установлен боевой самолёт - однодвигательный реактивный всепогодный истребитель-перехватчик Су-9 . Самолёт принадлежал 28-му истребительному полку ВВС СССР, Кричевский район базирования, Белорусский военный округ.
  • В 1995 году в Белоруссии выпущена почтовая марка с портретом Павла Сухого; также выпущена серия почтовых марок с изображением самолётов, созданных в Конструкторском бюро, которым руководил П. О. Сухой.

Опытно — конструкторское бюро им. П.И. Сухого

История Открытого Акционерного Общества «ОКБ Сухого» берет свое начало с бригады №4 АГОС ЦАГИ, которую в октябре 1930г. возглавил П.О. Сухой. Именно с этого момента начинается формирование конструкторского коллектива будущего ОКБ.

В последующие девять лет этим коллективом созданы:

  • опытные истребители — И-3, И-14, ДИП;
  • рекордный самолет РД, на котором экипажи В.П. Чкалова и М.М. Громова совершили ряд выдающихся перелетов, а экипаж М.М. Громова установил абсолютный мировой рекорд дальности полета по прямой – 10148 км, преодолев это расстояние за 62 часа 17 мин;
  • дальний бомбардировщик ДБ-2, на доработанном варианте этого самолета — «Родина» женский экипаж В.С. Гризодубовой совершил беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток;
  • многоцелевой самолет ББ-1 (с 1940 года – Су-2<), который первым из «семейства Сухих» строился большой серией (910 самолетов) и в вариантах ближнего бомбардировщика и артиллерийского разведчика-корректировщика принимал активное участие в Великой Отечественной войне.

Для внедрения ББ-1 в серию, постановлением правительства от 29 июля 1939 года П.О. Сухой назначается Главным конструктором. Он, вместе с коллективом ОКБ, получившим статус самостоятельного, переводится на серийный авиационный завод №135 в Харьков.

    Дальнейшая деятельность коллектива направлена на создание:
  • модификаций самолета Су-2;
  • опытного бронированного штурмовика Су-6 в одноместном и двухместном вариантах, за который в 1943 году, П.О. Сухой был удостоен Сталинской премии I степени;
  • опытного пушечного истребителя Су-1 (Су-3);
  • опытного дальнего двухместного бронированного штурмовика Су-8;
  • экспериментальных истребителей Су-5 и Су-7 с комбинированными силовыми установками.
    • Начиная с 1945 года, ОКБ ведет разработку и постройку:
  • реактивных истребителей Су-9, Су-11 , Су-15, Су-17 (первых с этими названиями);
  • реактивного бомбардировщика Су-10;
  • двухмоторного поршневого разведчика-корректировщика Су-12.

На базе бомбардировщика Ту-2 создается и запускается в серийное производство учебно-тренировочный бомбардировщик УТБ-2, кроме того, ведется проектирование пассажирских и десантно-грузовых самолетов, реактивного штурмовика Су-14 и ряда других самолетов.

    • За пять послевоенных лет в ОКБ впервые в отечественной практике были созданы и внедрены:
  • бустерная система управления самолетом;
  • тормозной посадочный парашют;
  • катапультируемое кресло с телескопической тележкой;
  • отделяемая носовая часть фюзеляжа с гермокабиной.

В ноябре 1949 года решением правительства ОКБ было ликвидировано и восстановлено вновь лишь в мае 1953 года, но уже на новой производственной базе. «Второе рождение» ОКБ по времени совпало с появлением сверхзвуковой реактивной авиации. Поэтому основными направлениями в работе конструкторского коллектива на начальном этапе стали сверхзвуковые истребители С-1 и Т-3. На базе С-1 создается семейство истребителей-бомбардировщиков Су-7, Су-17 и более 20 их модификаций, причем, Су-17 стал первым в СССР самолетом с крылом изменяемой стреловидности. Опытный Т-3 послужил основой для первого отечественного авиационного ракетного комплекса перехвата целей Су-9-51 и созданных позднее комплексов Су-11-8М и Су-15-98(М). В 60-е годы перечень разрабатываемой в ОКБ техники расширяется. С 1962 года ведутся работы по созданию дальнего ударно-разведывательного комплекса Т-4, первый полет опытной машины состоялся 22 августа 1972 года. Этот самолет впервые в нашей стране был оснащен электродистанционной системой управления и автоматом тяги, а планер выполнен сварным из титана и высокопрочной стали.

  • В 1969 году поднимается в воздух фронтовой бомбардировщик Су-24 с крылом изменяемой стреловидности, первый отечественный всепогодный ударный самолет. Су-2 строился серийно, и имел несколько модификаций. В настоящее время находится на вооружении ВВС РФ и ряда других стран.
  • В 1975 году первый полет выполняет бронированный штурмовик Су-25, предназначенный для поражения целей на поле боя. Су-25 – первый отечественный серийный реактивный штурмовик, имеет несколько модификаций и в настоящее время составляет основу армейской авиации РФ.
  • В 1969 году в ОКБ приступают к разработке истребителя четвертого поколения, а в 1977 году прототип истребителя Су-27 совершает первый полет. В последующие годы на базе Су-27 созданы: Су-27УБ, Су-30, Су-32, Су-33.

Для реализации наработок по конструктивным решениям, освоения новых материалов и технологических процессов, создается опытно-экспериментальный самолет Су-47 (первый полет в 1997 году).

Опыт по созданию авиационной техники, накопленный коллективом ОКБ за многие десятилетия, позволил создать семейство спортивно-пилотажных самолетов Су-26, Су-29, Су-31. Выступая на этих машинах, сборная команда СССР и РФ по высшему пилотажу завоевала на чемпионатах Мира и Европы 156 золотых, а всего 330 медалей.


В начале 90-х годов, в ОКБ развернуты работы по гражданской тематике; в 2001 году совершили первые полеты грузопассажирский самолет Су-80ГП и сельскохозяйственный Су-38Л.

В настоящее время ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», ведет разработку семейства региональных самолетов Sukhoi Superjet 100.

  • В разные годы коллектив возглавляли П.О. Сухой, Е.А. Иванов, М.П. Симонов, с 1999 до 30 июля 2007 года Генеральным директором являлся М.А. Погосян. С 31 июля 2007 года Исполнительным директором ОАО «ОКБ Сухого» был назначен Игорь Яковлевич Озар, до того времени занимавший должности заместителя Генерального директора по экономике и финансам — финансового директора ОАО «ОКБ Сухого».
  • 30 июня 2011 года Совет директоров ОАО «Компания «Сухой» назначил И.Я.Озара Генеральным директором ОАО «Компания «Сухой».

За многие десятилетия коллективом ОКБ создано около 100 типов самолетов и их модификаций, из которых более 60 типов выпускались серийно, а общее число серийно выпущенных самолетов превышает 10000 экземпляров. Свыше 2000 самолетов поставлены в 30 стран мира. На самолетах «Су» установлено более 50 мировых рекордов.

  • ОАО «Компания «Сухой» завершила все этапы реорганизации в форме присоединения трех дочерних обществ — ОАО «ОКБ Сухого», ОАО «КнААПО им. Ю.А. Гагарина» и ОАО «НАПО им. В.П. Чкалова» и получила уведомление о прекращении с 1 января 2013 г. деятельности перечисленных обществ в качестве самостоятельных юридических лиц. В структуру единого юридического лица теперь входят в качестве филиалов — Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова, Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина, ОКБ Сухого, а также представительства компании в Республике Индия, Вьетнаме и Китае.

Консолидация бизнеса и переход к проектно-функциональной организационной структуре управления единого юридического лица гарантирует компании «Сухой» долгосрочное стратегическое развитие. Создание единого юридического лица позволит сформировать полноценную вертикально интегрированную компанию, оптимизировать корпоративную структуру для роста эффективности производства, сформировать единый центр принятия операционных решений по направлениям деятельности. Централизованное управление инвестиционными решениями максимизирует отдачу на вложенные средства, повысится качество корпоративного управления. Снизятся издержки за счет сокращения стоимости операций между структурными единицами Компании, оптимизируется численный состав компании. Активнее будет развиваться внутренняя производственная кооперации, повысится эффективность взаимодействия со смежниками, что благоприятно скажется на себестоимости продукции и сроках выполнения заказов на производство и поставку самолетов. Более эффективным станет выполнение наукоемких, долгосрочных НИОКР в области военной и гражданской авиации.

Создание единой компании «Сухой» в глобальном масштабе даст новый импульс развитию не только ее производственного потенциала, но и российского авиастроения в целом, позволит отечественной военной и гражданской авиации занять достойное место на мировом рынке. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), в которую вошла компания «Сухой», получила единого исполнителя по всей номенклатуре продукции и услуг, что существенно улучшило планирование и выполнение гособоронзаказа и производство гражданской авиационной техники.

Настоящее и будущее ОКБ им. П.И. Сухого

Публичное акционерное общество «Компания «Сухой»

Сокращенное наименование: ПАО «Компания «Сухой»

Руководство:

Генеральный директор ПАО – Озар Игорь Яковлевич
Председатель Совета директоров – Слюсарь Юрий Борисович

Акционеры ПАО «Компания «Сухой»:

  • ПАО «ОАК» (81,25% акций)
  • Внешэкономбанк (17,29% акций)
  • АО «РСК «МиГ» (0,71% акций)
  • Росимущество (0,30% акций)

Сфера деятельности :

Выполнение полного цикла работ в авиастроении – от проектирования до послепродажного обслуживания. В состав холдинга входят ведущие российские конструкторские бюро и серийные самолетостроительные заводы:

Текущие проекты:

  • Программа пятого поколения: Основной программой по данному направлению стал проект по созданию перспективного многофункционального истребителя;
  • Су-30МК2;
  • По заказу ВВС Китая ведутся работы по модернизации многоцелевого истребителя Су-30МК, оборудованного новой системой вооружения;
  • Су-32 – экспортная версия Су-34;
  • Су-33;
  • Су-35;
  • Гражданские программы «Сухого»: ОАО «Компания «Сухой» ведет работу по диверсификации производственной деятельности. Наиболее масштабной гражданской программой компании является семейство региональных пассажирских самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ)

« Новосибирский авиационный завод (НАЗ) им. В.П. Чкалова»:

Руководство:

Заместитель генерального директора — директор филиала ПАО «Компания «Сухой» «Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова» — Смирнов Сергей Александрович

Сфера деятельности:

Серийное производство военных и гражданских самолётов

Проекты последних лет:

Производство истребителя-бомбардировщика Су-34;
Участие в программе перспективного регионального самолета SSJ;
Участие в программе создания боевого авиационного комплекса 5-го поколения.

«Комсомольский-на-Амуре авиационный завод (КнААЗ) им. Гагарина:

Руководство:

Заместитель генерального директора — директор филиала ОАО «Компания «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина» – Пекарш Александр Иванович.

Сфера деятельности:

  • производство самолетов военного и гражданского назначения для внутренних и экспортных поставок
  • производство технических комплектов для лицензионного производства
  • ремонт, модернизация и послепродажное обслуживание авиационной техники
  • производство гражданской продукции, товаров народного потребления
  • оказание услуг по выполнению воздушных перевозок.

Проекты последних лет:

Одноместные и двухместные модификации самолетов семейства Су-27;
Производство двухместных многоцелевых истребителей Су-30М2/МК2 и многофункциональных сверхманёвренных одноместных истребителей Су-35/С в интересах Министерства обороны РФ и для поставки на экспорт;
Производство перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации пятого поколения Т-50 (ПАК ФА);
Ремонт, модернизация и послепродажное обслуживание авиационной техники;
Производство составных частей регионального пассажирского самолёта Sukhoi Superjet-100.

Акционерное общество «Гражданские самолёты Сухого»

Сокращенное наименование: АО «ГСС»

Руководство:

Президент – Рубцов Александр Иванович
Председатель Совета директоров – Алешин Борис Сергеевич

Акционеры АО «ГСС»:

  • ПАО «Компания «Сухой» (100 % акций)

Сфера деятельности:

  • маркетинговая деятельность на российском и международном рынках;
  • проведение научно-исследовательских, опытных, проектно-конструкторских и внедренческих работ по гражданской авиационной технике;
  • осуществление летных испытаний опытных образцов установочных и серийных партий самолетов, оборудования, средств эксплуатации и ремонта;
  • деятельность по созданию международной кооперации.

Текущие проекты:

В настоящее время основным проектом АО «ГСС» является создание семейства российских региональных самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ) вместимостью 95 мест.

  • Представительства за рубежом.


Сфера деятельности:

  • Проектирование и производство военных самолетов — основное направление деятельности компании «Сухой».
  • Компания «Сухой» развивает различные направления гражданского самолетостроения. Новые перспективные проекты Компании по созданию самолетов гражданского назначения.