Сочинение на тему маленького человека в повести станционный смотритель пушкин. Образ и характеристика Самсона Вырина (маленького человека) в повести Станционный смотритель Маленький человек в произведение станционный смотритель

Одним из первых к теме «маленького человека» обратился Александр Сергеевич Пушкин в повести «Станционный смотритель». Читатели с особым интересом и вниманием слушают рассказ Белкина, очевидца всех изложенных событий. Из-за особой формы повести - доверительной беседы - читатели проникаются тем настроением, которое нужно автору-рассказчику. Мы сострадаем бедному смотрителю. Верим, что это самый несчастный класс чиновников, которых любой обидит, оскорбит даже без видимой надобности, а просто так, чтобы доказать, главным образом себе, свою значимость или на несколько минут ускорить свое путешествие.
Но сам Вырин привык жить в этом несправедливом мире, приспособил свой нехитрый быт и доволен тем счастьем, которое послано ему в виде дочери. Она его радость, защитница, помощница в делах. Несмотря на довольно юный возраст, Дуня уже вошла в роль хозяйки станции. Она без страха и смущения смиряет гневливых посетителей. Умеет без лишних слов утихомирить самых «петушистых». Природная красота этой девушки завораживает проезжающих. Увидя Дуню, они забывают, что куда-то спешили, хотели покинуть убогое жилище. И кажется, что так будет всегда: красавица хозяйка, неспешный разговор, бодрый и счастливый
смотритель... Эти люди наивны и радушны, как дети. Они верят в доброту, благородство, силу красоты...
Поручик Минский, увидя Дуню, захотел приключений, романтики. Он не представлял, что бедный отец, чиновник четырнадцатого класса, посмеет противостоять ему - гусару, аристократу,- богатому человеку. Отправляясь на поиски Дуни, Вырин не представляет себе, что будет делать, как сможет помочь дочери. Он, безмерно любя Дуню, надеется на чудо, и оно происходит. Найти в огромном Санкт-Петербурге Минского - это почти невозможно. Но провидение ведет несчастного отца. Он видит дочь, понимает ее положение - богатой содержанки - и хочет забрать ее. Но Минский гонит его в толчки.
Впервые Вырин понимает всю пропасть, разделяющую его и Минского - богатого аристократа. Старик видит тщетность своих надежд вернуть беглянку.
Что остается бедному отцу, потерявшему в лице дочери опору, смысл жизни? Возвратившись, он пьет, заливая вином свое горе, одиночество, обиду на весь мир. Перед нами теперь уже опустившийся человек, ничем не интересующийся, тяготящийся жизнью - этим бесценным даром.
Но Пушкин не был бы великим, если бы не показал жизнь во всем ее многообразии и развитии. Жизнь намного богаче и изобретательнее литературы, и писатель нам это показал. Опасения Самсона Вырина не оправдались. Дочь его не сделалась несчастною. Вероятно, она стала женой Минского. Посетив могилу отца, Дуня горько плачет. Она понимает, что ускорила кончину отца. Но она не просто сбежала из дома, а была увезена любимым человеком. Вначале плакала, а потом смирилась со своей участью. Да и не самая плохая ее ждала судьба. Мы не осуждаем ее, не Дуня все решала. Писатель также не ищет виноватых. Он просто показывает эпизод из жизни бесправного и бедного станционного смотрителя.
Повесть положила начало созданию в русской литературе своеобразной галереи образов «маленьких людей». К этой теме обратятся впоследствии Гоголь и Достоевский, Некрасов и Салтыков-Щедрин... Но у истоков этой темы стоял великий Пушкин.

Повести Белкина — это истории, которые писатель пишет в период Болдинской осени в 1830 году. Читатель знакомится с разными историями, что рассказаны Белкиным и кажется, что все это из реальной жизни, а сюжеты не выдуманные, а продиктованы жизнью. Как раз является одним из произведений, что вошло в цикл Повести Белкина. Это повесть, хотя вполне могла бы сойти за роман. В ней автор показал много характеров, а главное раскрыл в Станционном смотрителе образ маленького человека.

Образ маленького человека

Изучив повесть Станционный смотритель для читательского дневника, мы познакомились с обычным человеком, что жил привычной для него жизнью, пока в нее не вмешались обстоятельства.

Образ маленького человека раскрывает с помощью станционного смотрителя, который был мелким чиновником по рангу находящегося на последних местах. Это жертва несправедливости и частых побоев. Смотрителя постоянно во всем обвиняют, а он не протестует, так как и права на это не имеет. Да и характер его не позволяет, ведь маленькие люди всегда себя недооценивают, считая что у них меньше прав. Словом, типичный маленький человек, который также имел право на существование и вносил определенную лепту в жизнь общества, выполняя свои обязанности. Вот только обидно, что работа маленького человека не ценится и их не уважают. Однако своим произведением писатель пытается достучаться до читателя, показав нам, что и маленькие люди заслуживают уважения и нужно хотя бы перестать их ругать, выливая на них недовольство.

Работа смотрителя сложная, однако он выполняет ее исправно в любую погоду, встречая и провожая экипажи. У него одна отрада — дочь Дуня, однако у Вырина и ее отбирают, ведь уезжает она с богатым гусаром Минским, с которым невозможно было соперничать, ведь по положению тот был выше. Не нашел смотритель у себя сил для борьбы, поэтому и возвращается ни с чем домой.

Если раньше Вырин принимал свою жизнь с ее невзгодами, как полагается, то теперь он понимает всю пропасть, что разделяет чины. Теперь смысл жизни потерян, и заливая свое горе, герой начинает пить. Вырин предстает перед читателем уже пропащим человеком, которого тяготит жизнь. Самое страшное, что такие маленькие люди беззащитны, ведь им могут такие вот Минские причинить боль и при этом никто не будет из них наказан. Маленькому же человеку остается лишь влачить свое существование, несмотря на обиду и оскорбления. Но Вырин не смог пережить жизненную трагедию, спившись, он умирает.

В повести «Станционный смотритель» нам показан образ одного маленького человека. Мы видим, как сильно был унижен честный человек, как жестоко его унижали и втаптывали в землю, считали его низким и бедным по материальному достатку.

В образе такого человека был представлен бедный смотритель почтовой службы Самсон Вырин. Этот человек принимал у себя дома приезжих гостей из других стран, обеспечивал их едой, питьем и теплым уютом, а утром запрягал лошадей в дальний путь. Этот человек делал свою работу с чистой совестью и душой, он никогда не желал зла никому. В свой адрес же принимал низкие унижения за свою некачественную работу. Несмотря ни на что он не поддавался оскорблениям и не разочаровывался в своей работе. Ведь у него был смысл жизни, было ради чего жить. Это его родная четырнадцатилетняя дочка Дуняша. Она отвечала отцу взаимностью и делала всю работу по дому: готовила и убиралась. Самсон воспитывал ее один после смерти своей жены. Дуне доставалась вся любовь и забота отца, Самсон полностью отдает себя и бережет свою дочь из всех сил.

В первый приезд рассказчика Самсон Вырин был полон сил, свеж и бодр, несмотря на свою нелегкую работу. Во второй раз после приезда рассказчика горой сильно изменился. Он будто потерял смысл жизни, перестал следить за собой и начал сильно выпивать. Его единственная дочка Дуняша ушла жить к богатому избраннику. Отца ранил уход Дуни из его жизни, он считал это предательским поступком. Ведь отец ни чем её не обделял, а она его предала, его даже старость и нищета так не сломали его как это действие.

Самсон понимал, что Дуня находится в оскорбительной ситуации любовницы избранника, что другие такие же простодушные барыни повелись на богатство, а после их выкидывали на улицу. Но несмотря ни на что, отец готов был простить ей все, но только бы она одумалась, вернулась! Но, казалось бы, что Дуня уже знать не знала своего отца. У Самсона уже был потерян смысл жизни, трудиться и жить ему теперь была не для кого. Он начал выпивать и опускаться в своих же глазах. Самсон Вырин – человек чести и долга, для него на первом месте чистая совесть и душа, поэтому такое сбило его с ног.

Этот рассказ закончился трагично. Самсон не смог вернуть домой свою дочь и из-за горя стал еще больше пить, вскоре он скончался.

Характеристика Самсона Вырина

«Станционный смотритель» - одна из повестей, вошедших в серию произведений, объединенных одним общим названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». В этом рассказе ведется речь о тяжелой судьбе самых обычных, простых людей – станционных смотрителей. Автор подчеркивает тот момент, что, несмотря на кажущуюся легкость, обязанности этих людей представляют собой нелегкий, а порой и крайне неблагодарный труд. Нередко их обвиняют даже в том, что на улице плохая погода, или что лошади отказываются ехать и т.п. Во всем всегда виноват смотритель. Многие их и вовсе за людей не считают, а ведь они по характеру и нраву своему народ мирный, услужливый, скромный. А судьбы у них, в основном, непростые, исполненные страдания, слез и сожаления.

Жизнь Самсона Вырина была в точности такой же, как и у других смотрителей. Так же как и остальным, ему приходилось молча сносить нескончаемые оскорбления и претензии в свою сторону, дабы не потерять единственную возможность содержать свою семью. У Самсона Вырина семья была совсем небольшая: он и красавица дочь. В свои 14 лет Дуня была очень самостоятельная и для отца была во всем незаменимой помощницей.

В обществе своей дочери главный герой счастлив, и даже самые большие трудности не имеют над ним власти. Он бодр, здоров, общителен. Но уже спустя год, после того, как Дуня тайком уехала вместе с гусаром, вся его жизнь буквально перевернулась.

Горе изменило его до неузнаваемости. Отныне перед читателем предстает образ постаревшего, опустившегося и пристрастившегося к пьянству человека. Будучи человеком, для которого честь и достоинство превыше всего, он никак не мог принять бесчестный поступок дочери и смириться с произошедшим. Все это просто не укладывалось у него в голове. Он не мог допустить даже в мыслях, чтобы родная дочь, которую он так любил и оберегал, поступила с ним, а главное, с собой – таким вот образом, став не женой, а любовницей. Автор разделяет чувства Самсона Вырина, уважает его честную, искреннюю позицию.

Для Вырина нет ничего важнее чести, и никакие богатства ее не заменят. Множество раз претерпевая на себе удары судьбы, он ни разу не был ею сломлен. Но в этот раз произошло нечто страшное и непоправимое, то, что заставило Вырина разлюбить жизнь, опустившись на самое дно. Поступок любимой дочери оказался для него непереносимым ударом. Даже постоянная нужда и бедность были для него ничто в сравнении с этим. Все это время смотритель ждал возвращения дочери и был готов простить ее. Больше всего его пугало то, чем обычно заканчивались подобные истории: когда молодые и глупые девушки остаются брошенными в одиночестве, нищие и никому не нужные. А вдруг та же история произошла и с его любимой Дуней? От отчаяния отец не находил себе места. В итоге несчастный отец запил от безутешного горя и вскоре умер.

Самсон Вырин олицетворяет собой образ безрадостной, наполненной горем и унижением жизни простых людей, станционных смотрителей, которых так и норовит обидеть каждый проезжий. В то время как именно такие люди и являли собой образец чести, достоинства и высоких моральных качеств.

Образ маленького человека Самсона Вырина в повести Станционный смотритель сочинение для 7 класса

Дороги, переезды. Кому приходилось ездить и менять лошадей на постоялых дворах знает, что это такое. Как обидно бывает, что нельзя продолжить путь из-за того, что на станции не оказалось лошадей. Ух и доставалось же за это станционным смотрителям. Особенно если путешественник был в больших чинах.

По долгу службы, а не из праздного любопытства мне тоже приходилось много ездить, случалось всякое. На одной из таких перевалочных пунктах судьба свела меня с одним станционным смотрителем, Самсоном Выриным. Человеком небольшого чина, ответственно относящегося к своим обязанностям. Ему в его нелегком деле помогала дочка Дуня. Многие знали постоялый двор, и даже специально заезжали посмотреть на Дуню. Смотритель понимал это и даже в душе, гордился этим.

Но так не могло продолжаться вечно. Но никто не предполагал, как может измениться жизнь. Все произошло зимним вечером, разумеется не без согласия Дуни. Молодой человек без сомнения поступил подло, отплатив за гостеприимство похищением дочери. Никто не стал считаться с чувствами старого смотрителя ни доктор, ни сам офицер, ни даже горячо любимая дочь.

Оставшись один Самсон Вырин не мог смириться с одиночеством и незнанием, взял отпуск и отправился на поиски Дуняши. В Петербурге, куда привели следы беглецов он остановился у приятеля. В незнакомом городе очень тяжело одному к тому же не имея достаточно денег и власти пришлось унижаться перед всеми у кого спрашивал, как найти ротмистра Минского.

Запугана ли была Дуня или сама не захотела общаться со своим бедным отцом, но смотрителя выгнали. После этого он вернулся к себе страшно переживая за дочь. Неужели у Дуни неосталось ни капли любви к человеку который ее воспитал. Да, он не был богат, но отдал все тепло блогородной души своей единственной девочке. А она даже не захотела дать весточку о том, что у нее все хорошо. Ему советовали подать жалобу на Минского, но гордость и самолюбие не позволило унижаться перед теми, кто обидел. Для смотрителя это было большим горем. Но он не столько переживал за оскрбление нанесенное ему, сколько за будущее своей дочки. Если бы он знал что у Дуни все хорошо он смирился бы со своим положением изгоя.

Выходит если человек бедный, не имеющий достойного чина его не ставят ни во что. Нигде ему не рады

Вариант 4

Самсон Вырин это главный герой повести Пушкина «Станционный Смотритель». Он представлен в образе «маленького человека». Он живет на своей станции и не имеет богатства. Он сильно унижен своей жизнью. Его постоянное унижали приезжавшие на станцию люди. Его принимали за нищего попрошайку. Но он был честным, добрым, а главное справедливым.

Его работа на станции не доставляла ему труда. Он принимал путников из дальней дороге и устраивал им отдых. Самсон всегда впускал людей к себе в дом. Затем поил лошадей и давал им отдых. А на следующей день, провожал путников в дорогу на следующею станцию. Он всю свою работу выполнят честно и с чистой душой. Тем, кто уезжал со станции, он всегда желал счастливого пути. Но ему некто не отвечал взаимностью. После его теплых слов он слышал лишь оскорбление и унижения. На это Самсон не как не отвечал, а лишь только тихо смеялся в ответ. Он делал это для того, чтобы не потерять работу, которая была ему нужно, чтобы вырастить свою дочь Дуню. Она помогала отцу, готовила и убиралась. Ей пришлось расти без матери. Отец все свое время тратил на свою единственную дочь и одаривал ее всей своей любовью.

Вся повесть основана на основе рассказа. Повествование идет о человека, который приехал на станцию. Самсон сделал хорошее первое впечатление о себе. Рассказчик описал его как доброго и жизнерадостно человека. Когда рассказчик прибывает на следующий год на станцию, то застает Самсона как морального разбитого человека. Он перестал бриться и начал пить много алкоголя. Также рассказчик заметил, что Самсон очень постарел. Когда рассказчик начинает расспрашивать Самсона, что в его жизни случилось, то он рассказывает свою жизненную историю. Оказывается за последний год Самсон столкнулся с предательством собственной дочери. К Самсону на станцию заезжал один богатый помещик и предложил Дуне поехать с ним и она согласилась. Этот поступок перевернул с ног на голову жизнь Самсона. Даже нищета в которой он жил раньше не тревожили его сильнее, чем этот поступок.

Основным смыслом романа «Тихий Дон» является сохранение человечности во время переломного периода в стране. Важнейшие человеческие достоинства основаны на воспитании детей, на труде и любви

Невозможно прожить жизнь и не ошибаться. Ошибка совершает каждый человек и каждое поколение, которое живет на земле. Не совершая ошибок невозможно получить опыт.

  • Анализ произведения Быкова Его батальон

    В своем произведении «Его батальон» Быков рассказывает о трудностях военных будней. Он старается донести до читателя о поступках и героизме вымышленных героев, основанных на реальных событиях на фронте

  • Своеобразие произведения Тихий Дон Шолохова

    Роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» является одним из самых интересных и впечатляющих произведений русской литературы. Автору удалось создать необычный роман, не прибегая к новым формам

  • Образ маленького человека в повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель”

    “Станционный смотритель” А. С. Пушкина – одно из произведений, входящих в цикл “Повести Белки­на”, разнообразных по настроению, композиции, те­матике.

    Перед читателем разворачивается история из жиз­ни простого человека, Самсона Вырина. Он – один из многих мелких чиновников, самый обычный, ничем не примечательный. Таких, как он, много в Российской империи, но Пушкина интересует судьба именно этот “маленького” человека, а не какого-нибудь

    Выдающегося деятеля, героя, яркой личности.

    Простой человек оказывается ближе и понятнее читателю, его история не может никого оставить равнодушным.

    Уже с первых строк автор настраивает нас на драма­тичную ноту. Образ жизни и занятие Самсона Вырина вызывают жалость у проезжающих путешественников. Ведь станционный смотритель – это чиновник само­го низшего ранга, вынужденный подчиняться всем вышестоящим.

    Он получает ото всех оскорбления и, с точки зрения окружающих, не заслуживает уважения.

    Однако в начале повести Самсон Вырин произво­дит впечатление счастливого человека. Он силен и здо­ров. Смотритель доволен своей жизнью: ведь у него есть красавица дочь, которой он гордится и в кото­рой души не чает.

    Через несколько лет все изменилось. Самсон Вырин превратился в хилого старика, никому не нужного и всеми презираемого. Исчезновение Дуни сломало ему жизнь.

    Он стал жалким и несчастным. Оказалось, что человек вроде ротмистра Минского может причинить боль простому человеку, похитив его дочь, и не по­нести наказания. “Маленький” человек становится беззащитным не только с социальной точки зрения. Он оскорбрлен, его человеческое достоинство попрано. Литр сопереживает своему герою, называя его бедняк, бедный.

    Смотритель спивается и умирает.

    Белкин сочувствует беде несчастного смотрителя.

    Сердце рассказчика тронула трагедия Самсона Выри­на. Он долго не мог забыть его историю. Горе смотри­теля усиливается на фоне контраста со счастьем его дочери.

    Она стала богатой барыней, у нее трое детей. Но Дуня тоже несчастлива: ее мучают угрызения совести, потому что она не получила отцовского прощения.


    (No Ratings Yet)


    Related posts:

    1. Тема “маленького человека” традиционна для русской литературы 19 века. Она непосредственно связана с гуманистической темой – одной из основных в русской классической литературе. Первым писателем, затронувшим и развившим эту тему, считается А. С. Пушкин. В повести “Станционный смотритель” он “выводит” своего героя – “маленького человека” Самсона Вырина, служащего станционным смотрителем. Сразу же Пушкин обращает внимание […]...
    2. В повести “Станционный смотритель” нам показан образ одного маленького человека. Мы видим, как сильно был унижен честный человек, как жестоко его унижали и втаптывали в землю, считали его низким и бедным по материальному достатку. В образе такого человека был представлен бедный смотритель почтовой службы Самсон Вырин. Этот человек принимал у себя дома приезжих гостей из […]...
    3. В 1830 году, в период, названный позднее “Болдинской осенью”, А. С. Пушкин написал цикл “Повести Белкина”. Рассказчиком историй является некий Белкин, который много путешествует, встречается с разными людьми, которые рассказывают ему о реальных событиях, произошедших в реальной жизни. За счет этого Пушкин создает впечатление, что развязки сюжетов обусловлены не литературной традицией или фантазией писателя, а […]...
    4. “Повести Белкина” А. С. Пушкина созданы осенью 1830 года в селе Болдино. В них отображены военно-офицерские нравы (“Выстрел”), мелкочиновный и аристократический быт (“Станционный смотритель”), мещанско-ремесленный обиход (“Гробовщик”), поместно-усадебный уклад (“Метель”, “Барышня-крестьянка”). Но основная тема “Повестей” – маленький бедный человек, его положение в обществе, его желания и стремления, социальные противоречия, нравственное достоинство и простое человеческое счастье. […]...
    5. Одним из первых к теме “маленького человека” обратился Александр Сергеевич Пушкин в повести “Станционный смотритель”. Читатели с особым интересом и вниманием слушают рассказ Белкина, очевидца всех изложенных событий. Из-за особой формы повести – доверительной беседы – читатели проникаются тем настроением, которое нужно автору-рассказчику. Мы сострадаем бедному смотрителю. Верим, что это самый несчастный класс чиновников, которых […]...
    6. В повести “Станционный смотритель” Александр Сергеевич Пушкин описывает судьбу “маленького” человека, мелкого провинциального чиновника с которым грубо обходятся люди обладающие властью и богатством. Симпатии Пушкина полностью на стороне станционных смотрителей, о которых он пишет на станицах своей повести, сочувствуя их нелегкой службе% “Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от […]...
    7. ГУМАНИЗМ ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ” 1 вариант “Повести Белкина” проникнуты гуманизмом, в своей основе они оптимистичны. В “Повестях Белкина” выдуманные чувства, навеянные чтением романтических книг, проверяются самой жизнью. Иллюзии сталкиваются с действительностью, которая в конечном счете оказывается неожиданнее самых замысловатых литературных сюжетов. С наибольшей силой пушкинский гуманизм раскрылся в повести “Станционный смотритель “. […]...
    8. А. С. Пушкина не зря называют величайшим русским поэтом и писателем. Многие вопросы затрагивал он в своем творчестве, в том числе и об истинных причинах бед самых слабых и незащищенных людей в обществе. Эту же проблему затрагивает он и в повести “Станционный смотритель”. Самсон Вырин – один из главных героев повести. По должности он станционный […]...
    9. Ни в одной стране не возникло за такой небольшой период времени такой могучей семьи величайших мастеров художественного слова, как в России XIX века. Но именно Пушкина мы считаем родоначальником классической русской литературы. Гоголь говорил: “При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер…”. В […]...
    10. Повесть “Станционный смотритель” – это история человеческой жизни, в которую бесцеремонно вторглись и безжалостно ее растоптали. Повесть построена по всем правилам жанра. Сначала мы знакомимся с местом действия и героем – Самсоном Выриным. Потом автор вводит в развитие сюжета персонажей, сопричастных к тому, что произойдет с главным героем. Перед нами трагедия “маленького человека”, чиновника четырнадцатого […]...
    11. История создания 14 сентября 1830 года Александр Сергеевич закончил одну из повестей в цикле “Повести покойного Ивана Петровича Белкина” под названием “Станционный смотритель” . Период, на который приходится завершение Пушкиным повести, называется Болдинской осенью. В те месяцы Александр Сергеевич находится в Болдино, куда его “привела” необходимость решить финансовые вопросы. Застигнутый эпидемией холеры, вынужденный остаться в […]...
    12. Тема “маленького человека” в повести Станционный смотритель Тема “маленького человека” была одной из самых излюбленных в произведениях русских писателей начала девятнадцатого века. А. С. Пушкин не был исключением, и он, как никто другой, мог раскрыть все оттенки и краски души так называемого “Маленького человека”­ в своих произведениях. Повесть “Станционный смотритель” рассказывает о чиновнике самого последнего […]...
    13. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение на тему произведения А. С. Пушкина “Станционный смотритель” “Станционный смотритель” – известное прозаическое произведение Александра Сергеевича Пушкина, входящее в цикл повестей о путешественнике Иване Петровиче Белкине. Этот цикл обозначил новое направление для русской литературы – исследование и рассмотрение Жизни и судьбы простого “маленького человека”. Сюжетная линия “Станционного смотрителя” Рассказ ведет тот […]...
    14. В этой повести А. С. Пушкин рассказывает историю из жизни обычного станционного смотрителя – Самсона Вырина. Автор описывает его нелегкую судьбу. В любую погоду, не зная отдыха, он вынужден работать и терпеть унижения путешественников, которые всю накопленную злость и досаду вымещают на нем. Угрозы и ругательства сыплются ему на голову, а он будучи человеком мирным […]...
    15. Как описывает Пушкин жизнь станционного смотрителя, его радости и горести? А. С. Пушкин рассказывает о станционном смотрителе Самсоне Вырине с большим сочувствием, подчеркивая бесправное положение этого “мученика XIV класса”. Никто еще не писал так о “маленьком человеке”, униженном своим положением, зависящем от настроения проезжающих, от обстоятельств, над которыми он не властен. Единственная радость – дочь […]...
    16. Жанр произведения – рассказ в рассказе. Три главных героя – станционный смотритель Самсон Вырин, его дочь Дуня и гусар Минский. Одним из героев произведения является сам автор, выведенный в образе путешественника. Завязка действия – лирическое отступление о сословии станционных смотрителей и рассказ о знакомстве автора с Самсоном Выриным и его дочерью. Кульминация – встреча смотрителя […]...
    17. План пересказа 1. Рассказчик размышляет о судьбе станционных смотрителей. 2. Первая встреча со смотрителем и его дочерью. 3. Рассказчик спустя годы встречает Самсона Вырина и узнает от него историю Дуни: а) Дуня обманом уезжает с ротмистром Минским в Петербург; б) смотритель едет в столицу, чтобы вернуть свою “заблудшую овечку”; в) Минский выгоняет Самсона Вырина. 4. […]...
    18. Во многих областях литературного творчества Александр Сергеевич Пушкин стал первооткрывателем. Одним из его новаторских достижений было обращение к теме “маленького человека”. Что понимается в литературоведении под термином “маленький человек”? Это герой, в котором нет ничего герои­ческого. Он не славен и не знаменит. Это самый простой, ни- чем не примечательный человек, но он так же достоин […]...
    19. Главная мысль в повести Станционный смотритель В повести “Станционный смотритель”, несомненно, поднято очень много важных вопросов, но­ самая главная мысль, как мне кажется, очень сильно связана с картинками, которые были повешены на стене, в доме станционного смотрителя. У чиновника четырнадцатого класса, Самсона Вырина, в комнате висели изображение­ притчи из евангелия о блудном сыне. Несколько изображений […]...
    20. Авторская позиция – это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описании природы, а также непосредственно в оценках повествователя. Отношение Пушкина к главному герою повести “Станционный смотритель” Самсону Вырину можно понять двояко. На первый взгляд авторская позиция в этом […]...
    21. Пушкин углубил рассмотрение маленького человека, усилил психологизм в его изображении, но в принци­пах гуманизма был очень близок к Карамзину. Правда, у Пуш­кина маленький человек – это уже не крестьянин, для Пушки­на это отдельная тема. Своего героя Пушкин берет из среды мелкого чиновничества, изображая в “Станционном смотрителе” Самсона Вырина, “сущего мученика четырнадцатого класса (то есть самого […]...
    22. Главный герой повести А С. Пушкина “Станционный смотритель” Самсон Вырин – обыкновенный, ничем не примечательный мелкий чиновник, “маленький человек”. Повествованию о его горестной судьбе предпослан эпиграф из Вяземского: Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор. В этих словах содержится горькая ирония. Станционный смотритель не диктатор, а “сущий мученик четырнадцатого класса”, огражденный своим чином разве что от побоев. […]...
    23. Основные действующие лица: Рассказчик – мелкий чиновник. Самсон Вырин – станционный смотритель. Дуня – его дочь. Минский – гусар. Лекарь-немец. Ванька – мальчик, проводивший рассказчика на могилу смотрителя. В начале рассказчик рассуждает, как непросто быть смотрителем. Он должен прислуживать и угождать всем посетителям, но в первую очередь – высоким чинам. Ему приходится выслушивать ругательства, угрозы […]...
    24. Анализ произведения Жанр произведения – рассказ в рассказе. Три главных героя – станционный смотритель Самсон Вырин, его дочь Дуня и гусар Минский. Одним из героев произведения является сам автор, вы­веденный в образе путешественника. Завязка действия – лирическое отступление о сословии стан­ционных смотрителей и рассказ о знакомстве автора с Самсоном Выриным и его дочерью. Кульминация – […]...
    25. “Станционный смотритель” – одна из повестей, входящих в цикл “Повести покой- ного Ивана Петровича Белкина”, написанный А. С. ПушкинЫм осенью 1830 года в Болдине. Известно, что Болдинская осень – едва ли не самый продуктивный период в творчестве поэта: собираясь расстаться с холостой жиз- нью и предчувствуя ограниченность времени, которое у него будет оставаться для творче- […]...
    26. Повесть Пушкина “Станционный смотритель” была написана в 1830 году и вошла в цикл “Повестей покойного Ивана Петровича Белкина”. Ведущей темой произведения является тема “маленького человека”, представленного образом станционного смотрителя Самсона Вырина. Повесть относится к литературному направлению сентиментализм. Главные герои Рассказчик – чиновник, который “в течение двадцати лет сряду, изъездил Россию”, от его лица ведется повествование […]...
    27. Характерной особенностью творчества Пушкина является глубокая содержательность. Пример тому – рассказ “Станционный смотритель” из цикла “Повести покойного Ивана Петровича Белкина” (1830), в котором можно найти любопытный жизненный случай, любовную историю, психологическую драму, социальный тип “маленького человека”, философское осмысление человеческих поступков и т. д. В зависимости от того, на какую сторону содержания обращает внимание исследователь, определяется […]...
    28. План Лирическое отступление автора о станционных смотрителях, его размышления об этом сословии. Знакомство рассказчика на одной из почтовых станций со станционным смотрителем Самсоном Выриным и его дочерью Дуней. Новая встреча рассказчика и Самсона Вырина. История, рассказанная смотрителем: приезд гусара, его мнимая болезнь; исчезновение Дуни; поиски Дуни в Петербурге, неприятное открытие – его дочь живет на […]...
    29. “МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК” И ЕГО ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ (по повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель”) 1 вариант Повесть “Станционный смотритель” – это история человеческой жизни, в которую бесцеремонно вторглись и безжалостно ее растоптали. Повесть построена по всем правилам жанра. Сначала мы знакомимся с местом действия и героем – Самсоном Выриным. Потом автор вводит в развитие сюжета […]...
    30. Нет людей несчастнее станционных смотрителей, ибо во всех своих неприятностях путешествующие непременно винят смотрителей и стремятся на них выместить свою злость по поводу плохих дорог, несносной погоды, скверных лошадей и тому подобного. А между тем смотрители – это большей частью кроткие и безответные люди, “сущие мученики четырнадцатого класса, огражденные своим чином токмо от побоев, и […]...
    31. Одним из первых к теме “маленького человека” обратился Александр Сергеевич Пушкин в повести ” Станционный смотритель “. Читатели с особым интересом и вниманием слушают рассказ Белкина, очевидца всех изложенных событий. Из-за особой формы повести – доверительной беседы – читатели проникаются тем настроением, которое нужно автору-рассказчику. Мы сострадаем бедному смотрителю. Верим, что это самый несчастный класс […]...
    32. Начинается повесть с лирического отступления рассказчика о том, что станционный смотритель – это “сущий мученик четырнадцатого класса” (самый низший чин). Ему нет покоя ни днем, ни ночью, путешественники вымещают на нем накопленную во время езды досаду на то, что “погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут”. “Во всем виноват только станционный смотритель!” – […]...
    33. СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ Рассказчик – мелкий чиновник – проезжал как-то через ***скую губернию по тракту на пере­кладных и остановился у станционного смотрите­ля по имени Самсон Вырин. Они разговорились, как будто всегда были знакомы. Дочь смотрителя, красавица Дуня, тоже умела поддержать разговор с проезжающими. Прошло несколько лет, рассказчик опять попал на эту же станцию. Увидев очень постаревшего […]...
    34. “Станционный смотритель” (Повесть из цикла “Повести покойного Ивана Петровича Белкина”) Пересказ Основные действующие лица: Рассказчик – мелкий чиновник. Самсон Вырин – станционный смотритель. Дуня – его дочь. Минский – гусар. Лекарь-немец. Ванька – мальчик, проводивший рассказчика на мо­гилу смотрителя. В начале рассказчик рассуждает, как непросто быть смотрителем. Он должен прислуживать и угождать всем посетителям, но […]...
    35. Романтический период творчества поэта прихо­дится на годы южной ссылки (1820-1823), ознаме­нованные появлением поэм “Кавказский пленник”, “Бахчисарайский фонтан”, “Цыганы” и др. Движение от романтизма к реализму и постепенное утверждение последнего наметилось в творчестве со второй полови­ны 1820-х гг. “Станционный смотритель”. Эта повесть занимает важное место в творчестве А. С. Пушкина и имеет большое значение для всей […]...
    36. В начале произведения повествователь говорит об отношении людей к станционным смотрителям. Рассказал, что с ними постоянно кто-то ругается, иногда и ударить их могут. Вообще, станционные смотрители – это чиновники четырнадцатого класса. И ведут с ними так, в основном чиновники класса выше, чем четырнадцатый. Однако, один такой станционный смотритель, очень запал в душу рассказчику. В 1816 […]...
    37. СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ “Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не брани-вался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? Будем однако справедливы, постараемся войти […]...
    38. В начале повести приводится авторское отступление о судьбе станционных смотрителей – чиновников 14-го класса, достойных сострадания, ведь каждый проезжающий обязательно вымещает на них свое раздражение. Повествователь и сам изъездил всю Россию, ему знакомы были многие станционные смотрители. Одному из них, Самсону Вырину, “смотрителю почтенного сословия” посвящает повествователь эту повесть. Действие повести происходит в мае 1816 […]...
    39. Александр Сергеевич Пушкин – человек широких, либеральных, “подцензурных” взглядов. Тяжело ему, бедному, было находиться в светском лицемерном обществе, в Петербурге, при дворцовой подхалимной аристократии. Подальше от “мегаполиса” 19 века, поближе к народу, среди людей открытых и искренних чувствовал себя “потомок арапов” гораздо свободнее и “в своей тарелке”. Поэтому все его произведения, от эпически-исторических, до мельчайших […]...
    40. О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха! Жрецы минутного, поклонники успеха! Как часто мимо вас проходит человек, Над кем ругается слепой и буйный век, Но чей высокий лик в грядущем поколенье Поэта приведет в восторг и умиленье! А. С. Пушкин Тема “маленького человека” является сквозной в русской литературе XIX века. Этой теме посвящали свои […]...

    Разделы: Литература

    Цель урока - ввести учащихся в мир «маленького человека» пушкинской прозы; пробудить сочувствие и сострадание к герою повести; показать особенность сюжета и композиции пушкинской повести.

    Ведущий прием – беседа – анализ.

    Приемы - комментированное чтение, слово учителя, выразительное чтение.

    Наглядность – иллюстрации к повести «Станционный смотритель».

    Ход урока

    I. Слово учителя

    «Повести Белкина», написанные в сентябре-октябре 1830 г., были произведениями зрелого таланта, чувствующего свою силу и способность творить в условиях полной внутренней свободы. Все повести, входящие в белкинский цикл, занимательные истории, но они не все веселые. Есть среди них и вполне серьезные и грустные.

    II. Беседа – анализ по содержанию повести.

    Учитель: Дома вы прочли вторую повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель», которая входит в цикл «Повестей Белкина». Что показалось вам особенным, запоминающимся в этой повести?

    Дети: Простые люди, добрые сердца, печальный конец.

    Учитель: Своей повести рассказчик предпослал немного видоизмененные стихи друга поэта Петра Вяземского: «Коллежский регистратор,/ Почтовой станции диктатор». Всерьез ли автор воспринимает эти слова князя Вяземского? Может быть, за этим скрыта горькая ирония, так свойственная автору «Повестей…?» Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к повести. «Что такое станционный смотритель?» - спрашивает рассказчик. Как автор развенчивает расхожие представления об этом дорожном «диктаторе»? Подтвердите текстом.

    Дети: Станционный смотритель в России имел самый низший класс в служебной лестнице чинов – четырнадцатый.
    Смотритель терпел унижения и даже побои от проезжих, которые вымещали на нем досаду за скверную погоду, усталых лошадей, плохое настроение.
    На голову смотрителя, как из рога изобилия, сыпались ругательства и оскорбления. «В бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца».
    Никакой благодарности, простого «спасибо» трудно дождаться от какого – нибудь генерала или фельдъегеря.

    Учитель: Как сам рассказчик относится к этим служителям почтовых станций?

    Дети: Автор призывает своего читателя «вместо негодования» наполнить сердце свое «искренним состраданием». Рассказчику, изъездившему много дорог, изведавшему не одно поколение ямщиков, знавшему каждого смотрителя в лицо, можно поверить.

    Учитель: Кто такие станционные смотрители, по мнению рассказчика?

    Дети: Работники си – труженики мирные, услужливые, скромные, оклеветаны людской молвой.

    Дети: Добрым сердцем, незлобивостью, удивительным умением вести беседу, которую писатель часто предпочитает «речам какого-нибудь чиновника 6-го класса».

    Учитель: Действительно, весьма иронично на фоне пушкинских представлений о станционном смотрителе звучат слова князя Вяземского. Рассказчик с чувством гордости признается в том, что есть у него «приятели из почтенного сословия смотрителей», а память об одном из них, историю которого писатель запечатлел в повести, особенно «драгоценна» ему. И эта «драгоценная память» возвращает автора в месяц май 1816 года. Рассказчик едет на перекладных, платит прогоны за две лошади, смотрители на станциях с ним не церемонятся. Подумайте, почему? Какие размышления посещают путешественника? Что удивляет его? Почему он так негодует «на низость и малодушие смотрителя»?

    Дети: Рассказчик замечает, что в ту пору «чин он имел не большой», а все внимание смотрителя было сосредоточено на том, кто побогаче.

    Учитель: Верно. Путешественник размышляет: «…что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила чин чина почитай ввелось в употреблении другое, например: ум ума почитай». Тогда бы приниженный смотритель не посмел бы отдать приготовленную для рассказчика коляску чиновному барину. Простодушный пушкинский рассказчик удивительно уместно размышляет об этих «общеудобных правилах», господствующих в обществе, согласно которым твой чин и богатство позволяют тебе обижать неимущего, а власть имущий может растоптать бедняка. Но, как замечает рассказчик, подобные мысли посещали его, когда он был «молод и вспыльчив», а ныне эти «общеудобия» кажутся ему в порядке вещей». В чем ирония Пушкина? Горькая ирония…

    Дети: Наверное, в том, что сам рассказчик вроде бы и не замечает своей невольной двойственности и, словно спохватившись, торопит наше читательское любопытство: «Но обращаюсь к моей повести».

    Дети: Напротив, дальнейшее содержание повести показывает порицание этих самых «правил», и тогда ясно виден сам Пушкин, ироничный, сострадающий героям повести.

    Учитель: Итак, рассказчик, молодой человек, облеченный «мелким чином», приехал на станцию, чтобы отдохнуть, поменять лошадей, переодеться после дождя. Расскажите, какое впечатление производит на гостя Дуня, дочка смотрителя.

    Дети: Путешественника поразила красота этой четырнадцатилетней девочки, ее большие голубые глаза. В Дуне уже в первый приезд рассказчика обнаруживаются свойства, ставящие ее вне круга, к которому она принадлежала.

    Учитель: По словам отца, Дуня – «разумная», «проворная», «вся в покойницу мать». Еще рассказчик замечает в поведении Дуни самолюбование, стремление понравиться гостю; он называет девочку «маленькой кокеткой». Она в 14 лет ведет себя «как девушка, видевшая свет». Дуня даже позволила ему в сенях поцеловать себя на прощание.
    Как ведет себя гость с хозяевами станции? Почему так понравились ему смотритель и его дочка?

    Дети: Это были добрые, радушные люди, почувствовавшие интерес гостя к ним. Им есть о чем говорить, недаром они долго беседуют за чаем, «как будто век были знакомы».

    Учитель: Несомненно, рассказчик – человек добрый, искренний, внимательный. Его умиляют обстановка комнаты, где живут эти добрые люди, горшки с бальзамином, кровать с пестрой занавеской и конечно же, картинки на стенах, изображавшие историю блудного сына. Как вы думаете, почему рассказчик так подробно описал сюжет этих картинок о беспокойном юноше, познавшем печаль и раскаяние и вернувшемся к отцу после долгого скитания?

    Дети: Эти картинки словно намекают на будущую историю «блудной дочери», героини повести. А «почтенный старик в колпаке и шлафроке» напоминает самого смотрителя.

    Учитель: Действительно, в современной Пушкину России проблема отцов и детей была не менее важной, чем в наши дни. Библейская история о блудном сыне была размножена в тысячах популярных картинок, которыми простые люди украшали свои избы в назидании отцам и детям. Но Пушкина и здесь не покидает горькая ирония: увы, не по этим картинкам развивается жизнь и даже не по сюжету сентиментальной истории об обманутой девушке в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Писатель словно пытается вступить в спор с неведомыми силами за судьбу Дуни.
    В повести рассказчик трижды навещает почтовую станцию. Первый и второй приезды заключают в себе немало общего. Рассказчик видит все тот же почтовый домик, входит в комнату с картинками на стене; стол и кровать стояли на прежних местах. Смотритель переписывает подорожную приезжего и свою книгу. Потом следует чаепитие, рассказчик предлагает Самсону Вырину пуншу… Почти все, как в первый приезд?

    Дети: Нет, это лишь внешняя похожесть обоих приездов. Нет Дуни, и поэтому все привычное кажется уже другим. В этой знакомой обстановке все выказывает «ветхость и небрежение». Нет ни горшков с цветами, ни пестрой занавески. Все это было создано заботливыми руками Дуни.

    Учитель: Как изменился сам смотритель?

    Дети: Еще несколько лет назад это был «бодрый мужчина», а теперь- «хилый старик».

    Учитель: Обратите внимание на весьма характерную деталь: «смотритель спал под тулупом». Она подчеркивает, как Самсон Вырин запущен. Болезненность и дряхлость смотрителя подчеркиваются еще одной деталью. Сравним, в первый раз: «Тут принялся он переписывать мою подорожную». То есть немедленно взялся исполнять свой служебный долг. Во второй же приезд: «Покамест собирался переписывать мою подорожную…продолжал пошептом читать…» Смотритель по-стариковски медлит, с трудом разбирает написанное, произносит вслух слова – старческим «пошептом». Перед нами – горькая история угасания одной разбитой жизни… А что же Дуня? Расскажите о первом появлении на станции гусара Минского. Отвечают ли его облик и поведение «общеудобному правилу» «чин чина почитай»?

    Дети: Приезжий был в чине ротмистра, при разговоре со смотрителем требовал скорее лошадей, «возвысил было голос и нагайку», и лишь ласковое обращение Дуни к гусару развеяло его гнев.

    Учитель: Посмотрите, как художник М.В.Добужинский изобразил приезд Минского на почтовую станцию. Опишите эту иллюстрацию.

    Дети: Посреди скромной, но опрятной комнаты – бравый гусар «в черкесской шапке, в военной шинели». В руках у него нагайка, которую он, вероятно, собирается призвать к ответу несчастного смотрителя. Смотритель же, обращенный к зрителю спиной, выказывает своей фигурой самое покорство: склонная на бок голова, рука, заведенная за спину, полусогнутые ноги. И лишь появление Дуни смиряет злость гусара.

    Учитель: Из каких слов рассказчика мы понимаем, что Дуня произвела сильное впечатление на Минского?

    Дети: Гусар подобрел, согласился ждать лошадей и даже заказал себе ужин. Ротмистр начал весело разговаривать со смотрителем и его дочерью. Минский, желая подольше задержаться на станции, сказался «больным», даже подкупил доктора.

    Учитель: Чувствует ли бедный отец, что Минский обманывает всех и чем его внезапная «болезнь» грозит Дуне?

    Дети: Нет, Самсон Вырин и Дуня искренне верят в болезнь Минского, они не слишком наблюдательные люди, иначе бы заметили, что «больной» «выпил две чашки кофе и заказал себе обед», выпил кружку лимонада. И вместе с доктором «ели с большим аппетитом, выпили бутылку вина».

    Учитель: Верно, Самсон Вырин – добрый и доверчивый человек. Он убежден в порядочности Минского, и невольно сам отпускает от себя свою дочь, когда гусар предложил довезти ее до церкви: «Чего же ты боишься?.. ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест». Передайте состояние бедного смотрителя после отъезда Дуни с гусаром.

    Дети: Он чувствовал за собой вину: как он мог позволить Дуне сесть в кибитку к гусару. Словно на него нашло «ослепление». Вскоре после отъезда дочери «сердце его начало ныть», им овладело беспокойство, сам идет к церкви, вернулся домой «ни жив, ни мертв».

    Учитель: С каким чувством говорит рассказчик о болезни Вырина?

    Дети: «Бедняк занемог сильной горячкой». В тоне рассказчика уже нет и тени иронии, когда он говорит, что несчастный старик «слег в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик». В голосе автора – искреннее сочувствие.
    Учитель: Как смотритель начинает бороться за свою дочь? Какие детали помогают нам глубже понять душу несчастного отца?

    Дети: Он пешком отправляется искать дочь. Надеется привести домой свою «заблудшую овечку». Минский, встретив в прихожей смотрителя, особенно не церемонился с ним, объясняя, что Дуня с ним будет счастлива, откупился от Вырина деньгами. Во второй раз слуга ротмистра объяснил Вырину, что «барин никого не принимает, грудью вытеснил из передней и хлопнул двери ему под нос». Когда Вырин в третий раз осмелился потребовать у Минского свою дочь, «гусар вытолкнул его на лестницу».

    Учитель: Подумайте, как Минский относится к Дуне. Любит ли ее или «коварный соблазнитель» играет чувствами девушки?

    Дети: Минский, похоже, по-настоящему любит Дуню, окружил ее вниманием и роскошью, но и Дуня любит своего «похитителя»: с какой нежностью она смотрела на Минского, «наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы».

    Учитель: Дуня стала богатой барыней, но от этого жизнь ее отца стала еще несчастнее. Бедняк не просто остался бедняком – оскорбили и растоптали его человеческое достоинство. Добросердечие, доверчивость, любовь к Дуне и нежность к детям делают его беззащитным перед горем, обрушившимся на него.
    Повесть завершается грустно. Прошли годы, рассказчик в третий раз посещает эти места, вспоминая бедного смотрителя. С каждым новым посещением нашего путешественника почтовой станции уменьшается число персонажей. Этот третий приезд рассказчика усиливает угасание жизни.
    Жива ли память о смотрителе у людей?

    Дети: Да, люди помнят его могилу. Хозяйский мальчик Ванька выучился у смотрителя вырезать дудочки. Самсон Вырин играл с детьми, одаривал их орехами.

    Учитель: Рассказчик на могиле смотрителя. Почему кладбище произвело на него такое удручающее впечатление?

    Дети: Это было голое место, не было даже ограды, над могилами возвышались одни деревянные кресты – видно, что там покоились бедняки. К Дуне пришло позднее раскаяние. Но застала она лишь могилу отца. Да, она стала богатой. У нее трое маленьких детей, но отец ее потерял любовь навсегда, а вместе с этой любовью утратил и надежду на саму жизнь. Несчастье обрушивается не на заблудшую овечку», как это происходит в истории на картинках, а на отца.

    III. Подведение итогов.

    Учитель: Прочитана повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель». О чем она?

    Дети: О глубокой отцовской любви. О дочерней неблагодарности. Эта повесть о том, как бедному человеку трудно соперничать с богатым и сильным. О «маленьком человеке», сохранившем свое достоинство. О запоздалом раскаянии «блудной дочери», которая будет жить с чувством вины перед своим отцом. Рассказчик еще и размышляет о неизбежности расставания детей и родителей. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием.

    Учитель: Да, всех тем, которые вы назвали, касалось перо поэта. Повесть многозначительна.

    IV. Домашнее задание.

    1. Чтение и конспект статьи «Образ и тема «маленького человека» в литературе».
    2. Прочитать остальные произведения «Повестей Белкина».