Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука л в словах и предложениях. Конспект индивидуальной коррекционной деятельности «Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях Конспект по автоматизации звука л

Конспект индивидуальной коррекционной деятельности.

Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях»

Задачи:

Образовательные:

1. Повторить и закрепить артикуляцию звука [Л].
3. Развивать лексико-грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие:

1. Закрепить правильное звукопроизношение в словах, предложениях.
2. Развивать фонематический слух и восприятие.
4. Развивать зрительное внимание и восприятие.
5. Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением.

Воспитательные:

1. Формировать нравственные качества.
2. Воспитывать внимание к собственной речи.

Оборудование: картинки-символы для характеристики звука, су-джок, набор предметных картинок, презентация.

Ход игровой деятельности.

1. Организационный момент.

Сегодня к нам пришёл гость. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это?

Всё жужжит, жужжит, жужжит,
Над цветком она кружит,
Целый день, словно юла,
А зовут её (Пчела).

Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Мила. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из неё мед. Она прилетела послушать, как ты произносишь звук [л].

2.Артикуляционная гимнастика с использовани биоэнергопластики.

Давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «Чупа и чупс»

(Выполнение артикуляционной гимнастики)

3. Характеристика и артикуляция звука [л].

Возьми зеркало и произнеси звук [л]. Посмотри, что помогает нам произносить звук [л]? (Губы, зубы, язык).

Когда мы произносим звук [л], что делают губы? (Губы в улыбке).

(Выставляется картинка: губы «улыбка»).

Когда мы произносим звук [л], что делают зубы? (Зубы видны, они разомкнуты).

Когда мы произносим звук [л], где находится язык? (Кончик языка плотно поднят и упирается за верхние зубы).

(Выставляются картинка: «стрелка вверх»).

А какой воздух дует изо рта? (Тёплый воздух).

(Выставляется картинка: «солнце»).

Скажи характеристику звука [л]. Какой он? (Звук [л] – согласный).

Почему? (Во рту есть преграда – зубы, язык).

Еще какой звук [л]? (Твердый).

Каким цветом мы обозначаем согласный твердый звук? (Синим цветом).

(Выставляется картинка: синий кружок).

Каким еще бывает звук [л]? (Звонкий).

(Выставляется картинка: колокольчик).

Теперь расскажи все о звуке [л] по «волшебной дорожке»

4. Автоматизация звука [Л] в слогах.

Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней. (Проговаривание ряд слогов с использованием су-джока)

Ла-ло-лу Ал-ол-ул Ала-оло-улу
Ла-лы-лэ Ол-ал-ул Ала-элэ-ылы
Ло-ла-лы Ол-ул-эл Оло-ала-ылы

5. Автоматизация звука [Л] в словах.

Мила принесла с собой конверт с картинками. Выбери только те картинки, в названии которых есть звук [л] и назови их.

Назови ласково.

Назови «живые» предметы.

Назови «неживые» предметы.

Назови картинку, которая находится в правом нижнем углу, между…

6. Пальчиковая гимнастика.

Домик маленький на елке,
Дом для пчел, а где же пчелки?
Надо в домик постучать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по елке,
Где же, где же эти пчелки?
Стали вдруг вылетать:
Раз, два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей».

Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают.)

7. Автоматизация звука [Л] в предложениях.

Подвижная игра «Кочки»

Чтобы попасть к Миле в гости, нам предстоит пройти препятствие. Наш путь проходит через болото. Нужно прыгать по кочкам и называть картинки. (Ребенок, наступает на картинку: «Я увидела на лодку»…)

Игра «Где спрятался звук».

Посмотри, вот мы и пришли на лужайку. Как тут красиво. Мила летает от одного цветка к другому и собирает цветочную пыльцу. Чем больше она соберет картинок, тем больше пыльцы у нее окажется. Мы должны помочь Миле собрать картинки, в названии которых спрятался звук [Л]. Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова. (Слайд)

Игра «Было – стало»

У Милы было день рождение и пчелке подарили много подарков. Давай посчитаем сколько игрушек было и сколько стало у Милы.

У Милы было две куклы, а стало пять кукол.

8. Автоматизация звука [Л] в предложениях с использованием мнемотехники.

Мила принесла забавные картинки. Посмотри, что нарисовано и по картинкам составь предложение.

9. Собери цветок для Милы.

Что больше всего любит делать пчелка?

Правильно, она летает от одного цветка к другому. Давай подарим цветок Миле. (Выкладывание цветка из цветных камешков).

9. Итог занятия.

Наше приключение подошло к концу. Пора прощаться с пчелкой. Ей пора возвращаться домой на свою лужайку. Что тебе понравилась больше всего?

Молодец! Мила очень довольна.

Дедловская Т.Н.,
учитель-логопед

Статьи по теме:

Индивидуальное логопедическое занятие

«Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях»

Стрельникова Мария Николаевна,

у читель – логопед ТОГБОУ «Центр лечебной

педагогики и дифференцированного обучения»

Тамбов

Цель: формирование правильной речи, автоматизация звука Л.

Задачи: Образовательные:

    упражнять в правильном произношении звука Л в слогах, словах, предложениях;

    уточнять артикуляцию и правильное изолированное произношение звука Л;

    упражнять в определении наличия и места звука Л в словах;

    упражнять в подборе слов-антонимов;

    закреплять знания по темам: «Зима. Новый год. Зимние забавы детей».

Коррекционно-развивающие

    развивать устную речь, внимание, мышление;

    развивать фонематическое восприятие;

    развивать навык звуко-буквенного анализа и синтеза;

    развивать пространственную ориентировку и внимание;

    развивать просодическую сторону речи, выработать правильное речевое дыхание;

    развивать подвижность речевого аппарата;

    развивать память;

    развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные

    воспитывать любовь к природе;

    воспитывать самоконтроль над речью.

Наглядность и оборудование: индивидуальное зеркало, компьютерная программа «Игры для Тигры», картинки-символы для артикуляционной гимнастики, предметные картинки, посылка от Деда Мороза (почтовый ящик), фигурка слона, разрезная картинка «Снеговик».

Словарь:

    Дед мороз, снеговик;

    Слова-антонимы

ХОД УРОКА

I.Орг. момент.

II .Сообщение темы занятия.

1.Сегодня мы с тобой вновь будем тренироваться произносить звук Л.

2.Уточнение артикуляции звука.

Но сначала давай вспомним как мы произносим звук Л. Где язычок?

Дай характеристику звуку Л (согласный, звонкий, твердый)

II I . Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.

Для того, чтобы уметь говорить и красиво, четко, чисто, выразительно, необходимо потренировать наш язычок и губки.

«Наказать непослушный язык», «Лопатка», «Кто дальше загонит мяч?», «Вкусное варенье», «Пароход гудит», «Индюк», «Качели», «Маляр», «Почистим верхние зубки», «Лошадка»

IV . Игра «Поймай звук». Чтобы звук больше не терялся, поймай его крепко и сожми в кулачек. Слушай внимательно. Как только услышишь звук Л, сожми крепко руки в кулачек или потряси погремушкой: ла фара ха рололулы. Какой звук ты сейчас ловил? (Л)

V . Мне сегодня передали посылку и сказали открыть на занятие. Давай узнаем, что в этой посылке и от кого она. Тут какие то задания. Давай сделаем эти задания и узнаем, что будет дальше.

    Предметные картинки со словами со звуком Л. Назови что здесь нарисовано. Повторяй за мной. Четко произноси звук Л.

    Теперь давай поиграем в игру «Что пропало?» .Закрывай глазки. Какая картинка пропала?

    Достаем следующее задание. Разложим картинки по домикам, определим где стоит звук Л (в начале слова, в середине, в конце).

Раскладываем и проговариваем каждое слово.

    А это кто? (Слон). Надо помочь слону пройти по клеточкам и найти слово. Одна клеточка вправо, какое слово? …

VI .Физкультминутка

Выполнять движения пальчиками и руками в соответствии с содержанием стихотворения.

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибать пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили.

(Имитировать лепку комов.)

Птичек крошками кормили,

(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались.

(Вести указательным пальцем правой руки

по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись.

(Класть ладошки на стол то одной,

то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли,

(Отряхивать ладошки.)

Съели суп и спать легли.

(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку.)

VII . Развитие мелкой моторики.

Давай помассируем наши пальчики.

1.Ребенок катает шарик «Су-Джок» между пальчиками одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Л.

Не жалела мама мыла.

Мама Милу мылом мыла.

Мила мыло не любила.

Миле в глаз попало мыло.

Что ты плачешь наша Мила?

Я выплакиваю мыло.

Жил-был белый, белый слон.

Бел, как облако был он.

Был белее слон белил,

Булки белые любил.

2.Одеваем колечко на пальчики по очереди начиная с мизинчика.

Этот малыш – милый, славный

Этот малыш – смелый

Этот малыш – ласковый

Этот малыш – послушный

Этот малыш – веселый

3. Развитие лексико-грамматических категорий. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Игра «Назови ласково». Логопед катит шарик по столу называя слово, ребенок ловит шарик и откатывает его назад, называя слово ласково.

Лошадь-лошадка, белка-белочка, слон-слоник, тарелка-тарелочка, палка-палочка

VIII . 1. А здесь какие то половинки. Давай попробуем составить из них картинки. Кто это? (Снеговик)

Я буду говорить тебе слова, а ты скажи как будет наоборот.

Снеговик не маленький, а… большой.

Он не злой, а… добрый .

Ведро у него на голове не полное, а… пустое.

Оно не тяжелое, а… легкое.

Нос-морковка у снеговика не короткий, а… длинный.

Глаза-уголки у него не закрыты, а… открыты.

Встрече с тобой он не сердится, а … радуется.

Добавь в каждое предложение слово со звуком Л. Как будет наоборот? Скажи полным ответом.

У березки ствол тонкий, а у дуба- … толстый

Заяц трусливый, а лев-… смелый

Суп горячий, а мороженое-… холодное

Воздушный шар легкий, а гиря-… тяжелая

2. А здесь нам даны интересные предложения. Сначала послушай, а затем повтори.

Мила надела халат, села и съела салат.

Катя на полке забыла заколку.

Николка долго искал иголку.

Алла купила в палатке булавку.

Вадим устал и долго спал.

У Кати на пол упал пенал.

Папа уехал на вокзал.

У ёлки иголки колки.

3. Выбери картинки со словами в которых есть звук Л.

4. «Лабиринт 3 ». Пройди по лабиринту называя картинки, четко произнося звук Л. Начинай от звездочки.

Игра «Половинки». Я загадаю слово и назову его начало. А ты добавь недостающую часть слова. Картинки помогут тебе справиться с заданием.

5. «Ребус»

Бу(лавка) Что за слово?

Ку(лак) Что за слово?

Каб(лук) Что за слово?

IX . Осталось узнать, кто приготовил нам все эти задания? Для этого надо отгадать загадку.

Кто приходит в каждый дом

В Новый год с большим мешком?

Шуба, шапка, красный нос,

Это Дедушка...

Он катки для нас устроил,

Снегом улицы занес,

Изо льда мосты построил,

Кто же это? ...

(Дед Мороз).

X . Итог урока.

Оказывается, Дед Мороз решил перед новым годом проверить справишься ли ты с заданием. Но у тебя был замечательный помощник – звук, который ты так красиво сегодня произносил. Какой это звук? (Л)

Разработала учитель - логопед

Илюхина Ольга Васильевна

МБДОУ "Детский сад "Теремок" комбинированного вида"

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях.

Формировать навыки согласования числительного с существительным;

Коррекционные:

Развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;

Обогащение и расширение словарного запаса;

Закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением цветов (ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы); картинки с изображением птиц: соловей, иволга, дятел, щегол, соловей; разрезная картинка с изображением Стеллы»; набор предметных картинок: лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это?

Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мед свой в соты отдала;

Как зову её?... (пчела).

Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Стелла. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из них мед. Она прилетела послушать, как ты произносишь звук [л] и поиграть с тобой в разные игры.

2. Артикуляционная гимнастика.

Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки». Посмотри на них и делай так же.

« Лопаточка»

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык нужно расслаблять,

И под счет его держать.

«Иголочка»

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

« Часики»

Влево - вправо, влево - вправо,

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

«Качели»

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

« Пароход гудит»

Пароходик небольшой,

Зато смелый он какой!

Ему волны не страшны,

Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы».

« Улыбка»

Наша Таня - озорница,

Тянет губки к ушкам.

Посмотрите на меня -

Я, теперь - лягушка!

« Вкусное варенье»

Блин мы ели с наслажденьем-

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

3. Автоматизация звука [Л] в слогах.

Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.

ла-ла-ла ала-ала-ала

лу-лу-лу улу-улу-улу

лы-лы-лы ылы-ылы-ылы

ло-ло-ло оло-оло-оло

4. Автоматизация звука [Л] в словах.

Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить [Л].

Ла-ла-ла, вкусный мед несет… (пчела).

Лу-лу-лу, мы увидели… (пчелу).

Лы-лы-лы, испугались мы…(пчелы).

5. Пальчиковая гимнастика.

ПЧЕЛКИ

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в домик постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по елке,

Где же, где же эти пчелки?

Стали вдруг вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей».

Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают.)

6. Формирование навыка звукового анализа.

Как много цветов растет на лужайке. Стелла летает от одного цветка у другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать цветочный сок. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Л].

(ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы).

7. Физминутка.

Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

8. Игра «Где спрятался звук».

Стелла принесла с собой красивую шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых каждого предмета спрятался звук [Л]. Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.

(Лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка).

9. Игра «Посчитай».

Посмотри, как много птиц прилетели на лужайку! Давай посчитаем их. И скажи: каких птиц больше, а каких - меньше.

КОНСПЕКТ

индивидуального занятия по звукопроизношению

Автоматизация

звука Л в слогах и

в словах

Цель: правильно и четко произносить звук Л в слогах и словах.

Задачи:

обучающие:

  1. Формировать понятие «согласный звук», уточнить особенности артикуляции звука Л ;
  2. Формировать навыки образования глаголов прошедшего времени;
  3. Закреплять навыки употребления им. сущ. в форме родительного падежа.

коррекционные:

  1. Автоматизировать звук Л в слогах и словах.

развивающие:

  1. Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  2. Развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль;
  3. Развивать внимание, память, мышление.

воспитательные:

  1. Воспитывать самоконтроль за речью, умение вслушиваться в речь

Логопеда.

Методические приемы:

  1. игровая мотивация;
  2. подражательно-исполнительские и речевые упражнения;
  3. игры;
  4. поощрения.

Материалы и оборудование:

Кукла Мила, мяч, карточки для определения позиции звука Л в слове,

предметные картинки: бокал, мяч, мел, шар, пенал, вилка, чашка, карандаш.

Предварительная работа:

  1. Формирование артикуляционных умений и навыков, необходимых для правильного произнесения звука Л .
  2. Отработка упражнений мелкой моторики.
  3. Отработка опорных звуков.
  4. Постановка звука Л .

Последующая работа:

Автоматизация звука Л в чистоговорках, во фразах, в связной речи.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Приготовились к занятию. Слушай меня внимательно, старайся правильно выполнять все задания.

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Будем делать зарядку для язычка, чтобы он хорошо и правильно двигался, четко проговаривал звуки и слова.

Повторение артикуляционных упражнений:

для губ: чередование «Заборчик» - «Трубочка»;

для языка: «Чашечка», «Вкусное варенье», «Пароход гудит».

Ребенок делает упражнения по инструкции логопеда.

2. Пальчиковая гимнастика.

Логопед : Без ошибок выполняй, что такое называй.

Ножки, спинки и сиденье – Левая ладонь вертикально вверх.

Вот вам стул на удивленье. К её нижней части приставляется кулачок.

У стола четыре ножки, Левая рука в кулачок, сверху на кулачок

Сверху крышка, как ладошка. опускается ладошка.

3. Сообщение цели занятия.

Логопед: К нам на занятие пришла кукла Мила. Сегодня вместе с ней мы будем повторять слоги и слова со звуком Л .

4. Акустико-артикуляционный образ звука.

Логопед : Вспомним, когда мы произносим звук Л, что делают губки?

Улыбаются.

Логопед : Что делает язычок?

Поднимается за верхние зубки к бугорочкам (если отрабатывается зазубная артикуляция). Или:

Кончик языка зажат между зубов.

Логопед: Дадим характеристику звука Л .

Звук Л согласный, звонкий, твердый.

5. Слоговая гимнастика.

Ребенок воспроизводит серию слогов за логопедом, сопровождая проговаривание пальчиковой гимнастикой «Пальчики здороваются» (пальцы ведущей руки поочередно соприкасаются с большим пальцем).

ал- ол ял -ел ал-ол-ул-ил

ол- ул ел-юл ул- ил-ал-ол

ул -ил юл-ёл ил-ул-ол-ал

6. Проговаривание слов за логопедом.

Бал, мал, вал, зал, дал, стул, мел, сел, пел, гол, вал, пол, был, мыл, ныл, мёл, вёл, осёл, козёл, бил, пил, вил, бокал, пенал, укол, футбол.

7. Игра на развитие фонематического восприятия.

Логопед: Подними флажок, если услышишь в слове звук Л .

Слова: лопата, машина, пила, ведро, молоток, совок, игла, ножницы, шило,

Метла, кисть.

8. Подбор картинок на заданный звук.

Игра «Подбери и назови».

Логопед: Мила пошла в магазин. Помоги Миле купить вещи, в названии которых есть звук Л.

Предметные картинки: бокал, мяч, мел, шар, пенал, карандаш, стул.

Логопед : Молодец, ты правильно выбрал. Мила довольна.

9. Игра «Чего не стало?». Употребление им. сущ. в Р.п.

Подобранные в предыдущей игре картинки выставляются на наборное полотно. Ребенок запоминает их, закрывает глаза, логопед убирает одну картинку.

Логопед: Посмотри, чего нет?

Ребенок: Нет … (сущ. в форме родительного падежа).

10. Физкультминутка.

Логопед: Я буду показывать и называть то, что я делаю, а ты повторяй мои действия, и скажи, что ты сделал.

Логопед: Ребенок:

Я встаю. Я встал.

Я ставлю стул. Я поставил стул.

Я поднимаю руку. Я поднял руку.

Я прыгаю. Я прыгал.

Я сажусь на стул. Я сел на стул.

Я беру ручку. Я взял ручку.

Я пишу. Я писал.

11. Игра «Много – один» (с мячом).

Логопед: Измени слово, помни о звуке Л в конце слова.

Логопед: Ребенок:

столы - стол

укол - уколы

полы - пол

залы - зал

пеналы - пенал

голы - гол

бокалы - бокал

дятлы - дятел

12. Определение положения звука Л в слове.

Логопед: Где в слове спрятался звук Л (в начале, в середине, в конце слова). Работа со звуковой линейкой.

Слова: зал, лампа, малыш, лавочка, полка, укол.

III. Итог занятия и оценка деятельности ребенка.

Логопед: Наше занятие закончено. Какой звук мы сегодня учились правильно произносить? Ты сегодня хорошо занимался. Миле тоже понравилось, как ты говорил, выполнял задания.