«Какие поступки Гека Финна можно назвать поступками взрослого человека? (по книге М. Твена «Приключения Гекльберри Финна»)

Время, когда Твен работал над романом «Приключения Гекльберри Финна», было сложным периодом в истории американского Юга. Уже после того как в результате победы Севера в гражданской войне рабство было отменено, бывшие рабовладельцы-плантаторы пытались снова ввести его в Южных штатах; они хотели снова главенствовать в стране, они создавали террористические организации, пытаясь в крови потопить борьбу черных и белых бедняков за свободу. Тогда и был создан сохранившийся до наших дней ку-клукс-клан, позорная слава которого облетела весь мир. Плантаторы линчевали негров, костры пылали по всему Югу, а победившая буржуазия Севера беззастенчиво грабила побежденные штаты и смотрела сквозь пальцы на террор ку-клукс-клана. Бедняки же - и белые и негры - боролись за искоренение рабства и его пережитков, за то, чтобы свободы, провозглашенные конституцией, не оставались только на бумаге.

«Сорок акров земли, мул и гражданские права» - таковы были их незамысловатые требования.

К концу 70-х годов народная борьба была подавлена, буржуазия Севера пошла на сговор с плантаторами, увела с Юга последние войска, - на Юге победила реакция. «Замкнутость, заскорузлость, отсутствие свежего воздуха, какая-то тюрьма для освобожденных негров - вот что такое американский юг», - писал об этом Ленин.

Американские писатели тех лет боролись с реакцией Юга различными способами. Многие писатели, такие, как А. Турже, описывали современные события. В их книгах негры после победы Севера в гражданской войне рвутся к труду, к образованию, они требуют не больше того, что им обещано законом. Но в ответ запылали костры и выросли виселицы ку-клукс-клана.

Марк Твен, как и некоторые другие писатели, боролся иными средствами: он рассказывал о недавнем прошлом.

В американской литературе в это время очень широко разрабатывалась тема Старого Юга - рабовладельческого Юга до гражданской войны. Те, кто защищал террор против освобожденных негров, рисовали в своих книгах счастливый, мирный, патриархально-рабовладельческий Юг; они создавали образы добрых плантаторов, которые по-отечески любили своих слуг, и преданных, самоотверженных рабов. Раб изображался этими писателями счастливым своим рабством, плантатор - его лучшим защитником. А уж если какой-нибудь негр взбунтуется и убежит - значит, его соблазнил с пути истинного «проклятый аболиционист» (аболиционисты - это люди, боровшиеся против рабства).

В «Приключениях Гекльберри Финна» перед читателем развертывается совсем иная картина жизни Старого Юга.

Когда мисс Уотсон, хозяйка Джима, решила продать его, живого человека, разлучить с семьей, Джим убежал. Реакционный писатель пытался бы доказать, что Джим - «дикарь», «неблагодарная тварь». Марк Твен доказывает обратное. Века угнетения не смогли убить в негритянском народе живую душу: несмотря на всю невежественность и предрассудки, Джим чувствует свое право жить по-человечески. Суеверный и неграмотный (рабовладельцы прекрасно представляли себе, как опасно для рабов образование), Джим сам не понимает значения своего бунта. Веками воспитывали в рабах самоуничижение, и Джим верит, что белый человек лучше и умнее черного уже потому, что он белый.

Но есть граница терпению - даже для такого терпеливого и доверчивого, доброго и преданного человека, как Джим. И не аболиционист подстрекает Джима к бегству; наоборот, Джим сам решил попросить помощи у аболициониста, когда начал меч тать о том, как он освободит свою семью. Так неудержимо рвется раб к свободе, если он сохранил человеческое достоинство. А Джим - настоящий человек; недаром Гек, раздумывая о людях, приходит к выводу, что этот презираемый всеми негр - «внутри белый», а столько белых вокруг него черны душой.

С каким беспощадным, уничтожающим смехом издевается Марк Твен над «цветом и гордостью» Старого Юга-богатыми плантаторами! Высмеивает Твен прежде всего то, что восхваляли - в жизни и в литературе - защитники старых порядков на Юге.

Гек попадает в дом к таким «джентльменам с головы до пят», превыше всего кичившимся древностью и знатностью своего рода. Еще бы! Ведь порода «для человека так же важна, как для лошади». Плантаторы никогда не пятнали себя каким-либо трудом; их «благородные» занятия - поединки и подвиги во имя личной и фамильной чести. Гек сталкивается с такими «подвигами». Сначала просто смешно читать, как его боятся впустить в дом, как трое взрослых мужчин в полном вооружении заставляют маленького мальчика, мокрого до нитки и дрожащего от холода, медленно подходить к крыльцу под наведенными на него дулами ружей, а затем при свете свечи, стоящей на полу, обыскивают его. Так ли доблестны и храбры эти джентльмены? - возникает первый, естественный вопрос. Когда же Гек ближе знакомится с хозяевами дома, когда на его глазах несколько вооруженных всадников во имя пресловутой фамильной чести совершают «подвиг» - добивают раненых мальчиков, тонущих в реке, - то Геку становится невыносимо «тошно и худо», и он бежит от этих джентльменов-дикарей на свой плот, к Джиму.

Но и сюда, на плот, куда спрятались от людей маленький оборвыш и беглый раб, врываются непрошеные гости - самозванцы герцог и король.

Твен высмеивает в этих образах то, что ненавидел всю свою жизнь страстной ненавистью: монархию и сословную знать. Гек думает, что два бессовестных самозванца - невинные барашки в сравнении с настоящими королями и герцогами.

При этом оказалось, что не только в какой-нибудь далекой европейской монархии, но и здесь, на Старом Юге, аристократические предрассудки настолько сильны, что, украсившись титулами, мошенники могут грабить безнаказанно.

Обосновавшись на плоту, эти бродяги нарушили весь уклад жизни Гека и Джима, - жизни, свободной от власти вещей и денег. Как в «Позолоченном веке», как в «Приключениях Тома Сойера», только гораздо острее, в этой книге возникает тема золота, погони за богатством. Герцог и король думают только о том, как бы обобрать кого-нибудь. Фантазия их не знает границ ни времени, ни расстояния. Умерший французский дофин, великий трагик, живший в XVIII веке, пират с Индийского океана, - как бы нелеп ни был обман, он служит им свою службу. На «кучи желтяков» они глядят облизываясь, голодными глазами, а добыв их, хватают руками, пропускают сквозь пальцы и со звоном роняют на пол, наслаждаясь уже одним прикосновением к холодному металлу. Золото заслоняет для них людское горе - они пытаются ограбить осиротевших девочек; ради денег они готовы продать Джима - человека, которому обязаны жизнью. Бескорыстие и верность - такова дружба Гека и Джима. Герцог и король тоже называли себя друзьями, но, когда отношения строятся на деньгах, не может быть речи даже о простом доверии; каждый из них по опыту знает, что надует и продаст «друга», если только в воздухе запахнет выгодной сделкой.

«Просто делалось стыдно за всех людей» - к такому печальному выводу приходит Гек, раздумывая о жизни.

Но совсем не уныние вызывает в читателе эта беспощадная книга. Марк Твен - мастер смеха. Не только уничтожающего, презрительного, но и бодрого, веселого, жизнерадостного.

Горький смех, доходящий до чувства глубокого отвращения, вызывают доблести «джентльменов с головы до пят». Презрительно смеемся мы над фантазиями авантюристов-проходимцев короля и герцога, обирающих своих ближних. Весело и смешно читать, как фантазирует, подражая любимым героям, Том Сойер. Смех, но и глубокое сочувствие вызывают наивные хитрости Гека Финна, когда он выпутывается из ловушек, которые расставляет ему жизнь; хотя в играх главенствует Том, в борьбе с жизненными обстоятельствами пальма первенства принадлежит Геку.

Гек тоже по-своему фантазирует, без запинки плетет свои небылицы, нагромождает выдумку на выдумку, сменяет одну басню другой. Молниеносно придумывает он выход, спасая Джима, и ошарашивает фермеров, преследующих беглого негра: мол, рядом, в лодке, - его отец, заболевший оспой. А помогая осиротевшим девочкам, он сплетает целую интригу. Гек выдумывает свои небылицы, когда он борется с несправедливостью, защищает обиженных, поэтому так сочувствуешь ему. А борется и побеждает он с помощью того оружия, которое ему по силам, - хитростью, так, как борется маленький Братец Кролик против господ леса, хищников, в любимых Марком Твеном народных негритянских сказках.

Многое из того, о чем вы прочли в этих двух произведениях, Марк Твен взял из воспоминаний своего собственного детства. Городишко Санкт-Петербург, в котором жили Том и Гек, похож на родной Твену городок Ганнибал, где он родился в 1835 году и где провел свое детство. Тетя Полли напоминает мать писателя, а друзья Тома - его детских товарищей. И что самое главное - Марк Твен рос в тех же условиях американского захолустного городка, что и его герои. Но жизнь и приключения Сэма Клеменса (таково было настоящее имя писателя, Марк Твен - это литературный псевдоним) были иными, чем у его героев.

Сэм родился в небогатой семье и после смерти отца, еще двенадцатилетним мальчиком, пошел «в люди» и стал сам зарабатывать себе на жизнь. Он сменил много профессий и побывал в самых разных уголках страны. В родном городке был учеником в типографии, затем стал бродячим наборщиком, кочуя из одного города в другой; был «старателем» на Дальнем Западе, пытался найти полезные ископаемые в неисследованных землях; потом стал журналистом. Когда Сэмюэль Клеменс был уже знаменитым писателем, больше всего он любил вспоминать о том, как он учеником лоцмана обучался водить пароходы по Миссисипи. И свой псевдоним «Марк Твен» он взял в честь этого тяжелого, но радостного труда, в память могучей, своенравной реки Миссисипи. «Марк Твен» в переводе значит «мерка - два»- глубина, достаточная для пароходов.

Источники:

  • Твен М Приключения Тома Сойера. Пер. с англ. К. Чуковского.- Приключения Гекльберри Финна. Пер. с англ. Н. Дарузес. Послесл. Т. Ланиной. Рис. Г. Фитингофа. М., «Дет. лит.», 1977. 462 с. с ил. (Школьная б-ка).
  • || .

    Полезный материал по теме

Гек Финн, беспечный оборвыш, беспризорный мальчуган из Сент-Питерсберга, был уже однажды охарактеризован автором в книге о Томе Сойере. В "Приключениях Гекльберри Финна" происходит сложный процесс обогащения этого образа, в результате которого он далеко перерастает рамки первоначальной характеристики. Формулируя замысел своего романа, Марк Твен писал: "Я возьму мальчика лет тринадцати-четырнадцати и пропущу его сквозь жизнь… Но не Тома Сойера. Том Сойер неподходящий для этого характер" . Твен противопоставляет "игрушечным" приключениям Тома Сойера реальную жизнь и реальные приключения своего нового героя - Гекльберри Финна.

Гек остаётся Геком. Сложившийся образ героя сохраняет своё значение. Однако содержание этого образа основывается теперь на гораздо более глубоком проникновении в действительность. В одном из наивных мальчишеских диалогов в книге о Томе Сойере Гек так говорит Тому: "Видишь ли, Том, быть богатым вовсе не такое весёлое дело. Богатство - это тоска и забота… - Нет, Том, не хочу быть богатым, не желаю жить в гнусных и душных домах. Я люблю этот лес, эту реку, эти бочки - от них я никуда не уйду" . Гек и Том теперь куда менее сходны обликом, чем раньше. Поступки Тома всё чаще носят характер забав, милых и наивных. Том обитает в мире выдумки. Ему ничего не стоит вообразить, что школьники на прогулке в лесу - это караван богатых арабов. Он упрекает Гека за незнание книжных правил поведения разбойников. Но Том в этой книге бледен. Центральная фигура здесь Гек. Если Том склонен забывать тяжёлые впечатления, инстинктивно отметая от себя всё уродливое и страшное, то Гек - натура более глубокая - знает, чего хочет, не способен на компромиссы, упрямо добивается своего - жить вольно. Методы типизации, которыми пользуется Марк Твен при создании характера Гека Финна лучше всего выявляются при анализе эволюции этого образа и композиционных противопоставлений ему. В конце повести о Томе Сойере Гек порывает с "приличною" жизнью. "Во всём такая гнусная аккуратность, что никакому человеку не вытерпеть" , - говорит он Тому, объясняя причину своего побега от вдовы Дуглас. Устами своего героя Твен определяет образ жизни буржуазного общества как античеловеческий, противоестественный. Напрасно Том убеждает его потерпеть, ведь "у всех то же самое" . Геку "это невтерпёж. Прямо смерть - быть связанным по рукам и ногам" . Гек хочет жить свободно, так, чтобы его не стесняли, не мучили. Это вполне реалистический образ. И жизнь, окружающая Гека, - реальная жизнь.

В "Приключениях Гекльберри Финна" Твен утверждает героя, который не только не стремится к богатству, но вообще чужд во всех своих действиях каких бы то ни было корыстных расчётов. Могущество этого мотива столь велико, что, хотя носителем его выступает едва вступающий в жизнь мальчуган, он сразу оказывается выше и разумнее всех окружающих.

Марк Твен рассказывает историю жизни типичного американского мальчика из народа. Он делает его воплощением независимости, свободолюбия, справедливости и сердечной доброты. Бездомный бродяга, уже с самого раннего детства вынужденный заботиться о себе, он обладает множеством практических навыков, необходимых человеку из низов, чей жизненный "капитал" состоит из умелых рук и способности преодолевать трудности. Его воспитательницей была сама жизнь. Сделав Гека трезвым реалистом и практиком, она избавила его от многих иллюзий, в том числе и детских. Обеими ногами он стоит на земле, и не ожидая ни от кого помощи, с недетским мужеством встречает испытания, уготованные ему судьбой. Однако сквозь его трезвость и практицизм нет-нет да и проглянет 14-летний подросток. Конечно, он не умеет играть, как его сверстники, но в его отношении к их играм таится немалая доля детской наивности, специфической наивности ребёнка, никогда не знавшего детства и чуть ли не с момента своего рождения жившего по нормам сурового и жестокого взрослого мира.

В первых главах повести Гек становится деятельным участником социального конфликта: он защитник и укрыватель беглого раба. Тем самым он восстаёт против "цивилизованного" общества, узаконившего рабство негров. Он спасает Джима от своры злобных работорговцев, хотя при этом рискует потерять собственную свободу: если бы обнаружилось, что Гек укрывает беглого негра, его самого ждала бы тюрьма. Гек помогает Джиму получить свободу потому, что сам не выдержал бы никакой неволи. "Пусть меня ругают паршивым аболиционистом и презирают за то, что я не донёс, но мне всё равно" , - говорит Гек Джиму. Геку приходится бороться не только с теми, кто хочет вновь вернуть негра в рабство, но и собственными предрассудками, на протяжении многих дней своего путешествия он озабочен дилеммой - передать или не передать Джима в руки властей. В конце концов, Гек проявляет себя сострадательным и мужественным человеком. Он не раз спасает Джима от его врагов. Джим бескорыстно предан Геку - не как раб господину, а как товарищ товарищу. В Геке он видит особенного человека. Скитальческая жизнь, во время которой Гек показал себя преданным другом, привязала сердце Джима к мальчику.

Ни одним словом не выражает мальчик любви к своему отцу. Вот как рассказывает Гек о появлении отца: "Я затворил за собой дверь. Потом повернулся, смотрю - вот он, папаша! Я его всегда боялся - уж очень здорово он меня драл. Мне показалось, будто я и теперь испугался, а потом я понял, что ошибся, то есть сперва-то, конечно, встряска была порядочная, у меня даже дух захватило - так он неожиданно появился, только я сразу же опомнился и увидел, что вовсе не боюсь, даже и говорить не о чем" . Портрет пропойцы отца, находящегося на грани белой горячки, Гек передаёт такой деталью: кожа на лице у пьяницы была неестественно бледной, напоминала "рыбье брюхо" , так что "смотреть было противно" . Этим выражено предельное равнодушие сына к опустившемуся отцу. "Папаша" заставляет Гека поселиться с ним. Старик Финн пьян, как всегда. Он заболевает белой горячкой, и каждый час пребывания с отцом становится для Гека пыткой. "Отец, как сумасшедший, - рассказывает мальчик, - метался во все стороны и кричал: "Змеи!" Он жаловался, что змеи ползают у него по ногам… Я не видывал, чтобы у человека были такие дикие глаза… Скоро он сбросил одеяло, вскочил на ноги как полоумный, увидел меня и давай за мной гоняться. Он гонялся за мной по всей комнате со складным ножом, звал меня Ангелом Смерти, кричал, что он меня убьёт и, тогда я уже больше не приду за ним. Я его просил успокоиться, говорил, что это я, Гек; а он только смеялся, да так страшно!.." . С решительностью и сосредоточенностью взрослого Гек задумывает и осуществляет побег.

Гек Финн, вырвавшийся из оков "цивилизации", глядит на широкие дали берегов Миссисипи, слушает поразительно чистые звуки на ночной реке, любуется небом. "Небо кажется таким глубоким, когда лежишь на спине в лунную ночь; я этого никогда раньше не замечал". Все его ощущения говорят о счастье, он переполнен сознанием своей свободы: "Я лежал, отдыхая на славу, покуривал трубку и глядел в небо…", "мне было страсть как хорошо…" , "я нашёл удобное местечко в листве, уселся там на древесный ствол… и чувствовал себя прекрасно" . Река, лес, вся природа раздвигают горизонты для Гека, обостряют его чувства, открывают красоту, которую он "раньше не замечал" .

Гек присутствует при кровавых событиях, которые вносят разнообразие в унылую жизнь Сент-Питерсберга. Старик Богс спьяну бранится и угрожает убить чем-то задевшего его местного аристократа полковника Шерборна. Шерборн, считая, что честь его кровно задета, выходит с пистолетом в руке и хладнокровно пристреливает старика на глазах у его дочери посреди равнодушной толпы. Гек рассказывает: "Я обернулся поглядеть, кто это крикнул, а это был тот самый полковник Шерборн. Он стоял неподвижно посреди улицы, и в руках у него был ствольный пистолет со взведёнными курками, - он не целился, а просто так держал его дулом кверху. В ту же минуту я увидел, что к нам бежит молоденькая девушка, а за ней двое мужчин. Богс и его приятели обернулись посмотреть, кто это его зовёт, и, как только увидели пистолет, оба приятеля отскочили в сторону, а пистолет медленно опустился, так ч то оба ствола со взведёнными курками глядели в цель. Богс вскинул руки кверху и крикнул: - О. господи! Не стреляйте! "Бах!" - раздался первый выстрел, и Богс зашатался, хватая руками воздух. "Бах!" - второй выстрел, и он, раскинув руки, повалился на землю, тяжело и неуклюже. Молодая девушка вскрикнула, бросилась к отцу и упала на его тело, рыдая и крича: - Он убил его, убил!" . Едва успевают унести мёртвое тело, как один из очевидцев, "долговязый, длинноволосый худой человек в высоком белом плюшевом цилиндре, сдвинутом на затылок" , представляет в лицах всё происшедшее к величайшему удовольствию тех из толпы, кто пропустил интересное зрелище. Немного погодя у кого-то рождается мысль, что убийцу надо судить судом Линча. Толпа мгновенно воспламеняется и мчится к дому полковника Шерборна, срывая по дороге попадающиеся бельевые верёвки, " чтобы было чем вешать" . Встретив холодное презрение и угрозу убийцы, толпа также быстро теряет отвагу и ретируется, чтобы вернуться к своим обычным занятиям.

Рассказ о кровавой распре Грэнджерфордов и Шепердсонов передан на языке Гека Финна - полуребёнка, плохо разбирающегося в происходящем. Грэнджерфорды и Шепердсоны - это Монтекки и Капулетти американского Юга. Они давно позабыли о первоначальной причине ссоры и, тем не менее, продолжают бессмысленно истреблять друг друга. Ненависть не нуждается в причинах, она питает и поддерживает сама себя, разрастаясь, как злокачественная опухоль. Перенося шекспировский мотив на почву бытовой реальности своего времени, Твен поступает в духе реализма XIX века. Он, кроме того, прибегает к комическому прологу: таковы обстоятельства знакомства Гека с одним из враждующих кланов. Гек простодушно удивляется, почему в стихах и рисунках умершей маленькой девочки, дочери хозяев, так безраздельно господствует тема смерти. "На смерть такого-то" - излюбленный жанр юной поэтессы. Это претит природной жизнерадостности Гека. Мальчик Грэнджерфорд рассказывает о гибели своего кузена Бада от руки старика Шепердсона. "Плешивый Шепердсон" долго гнался за Бадом, и когда мальчик понял, что ему не уйти от смерти, он "остановил лошадь и повернулся лицом к старику, чтобы пуля попала не в спину, а в грудь, а старик подъехал ближе и убил его наповал. Только недолго ему пришлось радоваться; не прошло и недели, как наши его уложили" . Наивная речь Гека ещё больше оттеняет бесчеловечную, бессмысленную жестокость враждующих родов. Гек становится невольным свидетелем решающего столкновения семейств, кончающегося трагической гибелью большинства участников схватки. Всё это звучит на первый взгляд неправдоподобно. Но взаимоуничтожение южных "аристократов" было явью. Чем шире раскрывается перед нами с каждой новой страницей книги жизнь Америки, тем больше духовного богатства мы обнаруживаем в Геке.

Немало осложнений внесли в жизнь Гека встретившиеся на его пути мошенники Король и Герцог. Им нельзя отказать в ловкости. Они присваивают себе имена знаменитых актёров "Дэвида Гарика-Младшего" и "Эдмунда Кина-Старшего". Они ловко водят за нос провинциалов. Твен вкладывает в их уста уморительную пародию на знаменитый диалог Гамлета "Быть или не быть". Когда Герцог читал этот монолог, говорит Гек, он "и зубами скрипел, и завывал, и бил себя в грудь, и декламировал - одним словом, - заключает он,- все другие актёры, каких я только видел, и в подмётки ему не годились" . Желая завладеть наследством некоего кожевника, они выдали себя за его родственников и стали изображать безутешное горе. Геку это показалось смешным. Ему сделалось "стыдно за род человеческий". Он всё время мечтал избавиться от непрошеных попутчиков. Казалось, что его желание, наконец, осуществилось. Когда же Гек обнаружил, что Король и Герцог нагоняют его и Джима в лодке, он "повалился прямо на плот и едва-едва удержался, чтобы не заплакать" . Великолепно показал Твен алчность этих воров. Они захватили обманом много денег, принадлежавших кожевнику, но не удовлетворились этим. "Что? А остальное имущество так и не продадим? - говорит Король. - Уйдём, как дураки, и оставим на восемь, на девять тысяч добра, которое только того и дожидается, чтобы его прибрали к рукам?" . Позднее у этих мерзавцев "хватило духу", как с презрением восклицает Гек, продать Джима, "опять продать его в рабство на всю жизнь за какие-то паршивые сорок долларов, да ещё чужим людям". Разрушая мошеннические замыслы двух авантюристов, Гек Финн приобретает жизненный опыт, становится отважнее, смелее. Требуется всё проворство и добрая воля Гека, чтобы помешать мошенникам осуществить свой преступный план. Но у Гека болит сердце, когда толпа, изловив проходимцев, учиняет над ними безжалостную расправу. "Люди могут быть ужасно жестоки друг к другу" , - горько сетует Гек.

Гек, наделённый автором укоренившимися предрассудками рабовладельческого общества, в котором он вырос, рассматривает свою помощь беглому рабу как социальное и моральное грехопадение. По всем правилам рабовладельческой этики, впитанной Геком с раннего детства, только бесчестный, гадкий человек стал бы помогать негру бежать из неволи. Чем ближе Джим к своей цели - стать свободным человеком, тем более сильные угрызения совести испытывает Гек. Твен создаёт психологически правдивый образ. Однако, движимый чувством справедливости, он предпочитает скорее обречь себя "на вечные муки в аду", нежели отказать в помощи негру-невольнику. Его отношения с Джимом основаны на дружеской привязанности, чувстве, исключающем всякую расовую, социальную или иную иерархию.

В книге нет слов восхищения перед Геком - повествование ведётся от имени его самого, а иронически сдержанный Твен вообще предпочитает обходиться без комментариев. Но в последних главах приводится факт, который бросает новый свет на поведение Гека. Беглый негр Джим находится под замком на ферме некоего Фелпса. Туда же попадает Гек. Фелпс оказывается родственником Тома Сойера, и вот на его ферму по воле автора повести приезжает сам Том. Гек с Томом решают помочь Джиму скрыться. Освободить негра можно было бы довольно просто, но Том изо всех сил старается придать побегу "романтический" характер и в результате только осложняет положение негра и мучает его. Гек сначала не может понять, как это его друг соглашается "украсть" негра - даже во имя восстановления справедливости. И Гек правильно оценивает Тома. Ведь на поверку выходит, что Том согласился оказать помощь Джиму лишь после того, как узнал, что негр уже отпущен его владелицей на свободу. Противопоставление образов Гека и Тома Марк Твен заканчивает такими характерными деталями: Гек бурно радуется тому, что Джим проявил высочайшую степень человеколюбия и благородства. Том же поступает так, как и полагается мальчику из "приличной" семьи: он дарит Джиму 40 долларов, оплатив, таким образом, его участие в игре.

Эстетические суждения Марка Твена - человек прекрасен, если чист и добр сердцем - многое объясняют в построении образа Гекльберри Финна. Марк Твен может заставлять своего героя хитрить, сочинять на каждом шагу небылицы, увиливать, изворачиваться с помощью невинного вранья - и тем не менее оставлять душевный строй Гека Финна чистым, ясным, гармоничным. Гек добр, простодушен, бескорыстен, самоотвержен, великодушен. Это видят все люди, соприкасающиеся с ним. Недаром Гек располагает к себе сердца мальчиков Сент-Питерсберга, слуг-негров, членов семьи Грэнджерфордов, девушек-сирот семьи Уилксов, всех обитателей фермы Фелпсов.

Повествование от первого лица помогает лучше видеть героев, оно привносит остроту в изображение, сохраняет у читателя ощущение живого разговора с героем. Оно даёт автору ещё и то преимущество, что душевный мир героя остаётся всё время в центре внимания читателя; события преломляются сквозь психологию рассказчика и предстают в той временной связи, когда они становятся ему известными. В данном случае эта манера имеет ещё одно важное значение: Гек - "простак" - всё время оценивает жизнь буржуазного общества с точки зрения простого человека. Простодушие этого "простака" - достаточно сложный психологический комплекс, в котором детская наивность самым причудливым образом сочетается с реалистической трезвостью мышления, с прямотой и ясностью суждений, столь свойственной людям из народа. От этого тускнеет мишура "приличной" жизни, условности кажутся смешными, яснее проступает правда.

Гек довольно скупо комментирует наблюдаемые им события. Иногда он как будто бы не решается дать им оценку. Скромный и непритязательный по природе, Гек не страдает излишним самомнением. Разве может он, полуграмотный и "по всей вероятности испорченный подросток", поставить под сомнение суждения и поступки, принципы поведения взрослых, образованных, порядочных людей? В его мыслях не всегда царит полная ясность. Но он чувствует противоестественность и бесчеловечность господствующих отношений и поэтому в его манере изложения событий неведомо для него самого таится огромная сила обличения. В бесхитростно наивных речах Гекльберри Финна слышится гневно-иронический голос самого автора.

Восставая против законов буржуазной Америки, помогая Джиму бежать, Гек следует естественной логике своего неиспорченного и неразвращённого сердца. И эта естественная логика находится в вопиющем противоречии со всеми моральными, религиозными и этическими законами буржуазного мира. Проявляя элементарную человечность, Гек вступает в конфликт с государством, церковью, религией, сознательно идёт на разрыв с узаконенным кодексом буржуазной морали и нравственности. В этом заключается героизм Гека.

Марк Твен не случайно сделал Гека Финна только подростком, а единственным его оружием - лишь хитрость и изворотливость. Характер и образ мыслей Гека Финна таков, что, сделавшись взрослым человеком, он должен стать борцом, активно приняться за переустройство жизни. Однако сам писатель, яростно ненавидя любые формы насилия и рабства и сочувствуя борьбе народных масс, не видел реальных перспектив этой борьбы. Поэтому он не смог продолжить жизнь своего героя, не нарушив целостности его характера и логики развития художественного образа.

Гекльберри Финн - бездомный мальчик, сын первого питерсбергского пьяницы, бродяга, живущий где придется. Все матери городка ненавидили его, а все мальчишки завидовали его свободе и стремились к его обществу.

Гек имел больше жизненного опыта чем Том и был серьезнее его (особенно, это видно в истории со спасением негра Джима), тем не менее, именно Том всегда был лидером в их совместных делах.

В результате всем известной истории, Гек и Том Сойер, нашли клад, спрятанный в пещере Индейцем Джо. Гек стал богатым человеком по местным меркам. Его опекуном сделали вдову Дуглас, которую он спас от мести Джо, а заботу о его деньгах поручили судье Тэтчеру. Попав в приличный дом, Гек стал невыносимо страдать. Он непривык есть ножом и вилкой и спать в постели. В конце концов, он сбежал, но затем вернулся, так как Том Сойер пообещал сделать его разбойником.

Узнав, что Геку достались деньги, нашелся его отец и выкрал его. Он постоянно пил и был невменяем. Гек сбежал от него. Он встретил беглого негра Джима и они пустились в путешествие по реке Миссисипи. В итоге, после многих приключений, он попал к родственникам Тома Сойера и так получилось, что они приняли Гека за Тома, который должен был приехать со дня на день.

Том приехал и благополучно выдал себя на своего брата Сида. Вместе с Геком, он стал играть в освобождение негра Джима. В итоге, выяснилось, что Джиму дали свободу по завещанию мисс Уотсон. Так же Гек узнал, что его отец погиб и больше не будет его преследовать.

После этого он вернулся в родные края и зажил припеваючи. Дальнейшие приключения Тома и Гека описаны в повестях Марка Твена "Том Сойер - сыщик", где мальчики попадают в детективную историю и "Том Сойер за границей", где они путешествуют по миру на воздушным шаре.

Марк Твен личности Гека Финна:

"Все матери в городе от всего сердца ненавидели Гекльберри и в то же время боялись его, потому что он был ленивый, невоспитанный, скверный мальчишка, не признававший никаких обязательных правил. И еще потому, что их дети - все до одного - души в нем не чаяли, любили водиться с ним, хотя это было запрещено, и жаждали подражать ему во всем. Том, как и все прочие мальчишки из почтенных семейств, завидовал отверженному Гекльберри, и ему также было строго-настрого запрещено иметь дело с этим оборванцем. Конечно, именно по этой причине Том не упускал случая поиграть с ним. Гекльберри одевался в обноски с плеча взрослых людей; одежда его была испещрена разноцветными пятнами и так изодрана, что лохмотья развевались по ветру. Шляпа его представляла собою развалину обширных размеров; от ее полей свешивался вниз длинный обрывок в виде полумесяца; пиджак, в те редкие дни, когда Гек напяливал его на себя, доходил ему чуть не до пят, так что задние пуговицы помещались значительно ниже шины; штаны висели на одной подтяжке и сзади болтались пустым мешком, а внизу были украшены бахромой и волочились по грязи, если Гек не засучивал их."

"Гекльберри был вольная птица, бродил где вздумается. В хорошую погоду он ночевал на ступеньках чужого крыльца, а в дождливую - в пустых бочках. Ему не надо было ходить ни в школу, ни в церковь, он никого не должен был слушаться, над ним не было господина. Он мог удить рыбу или купаться, когда и где ему было угодно, и сидеть в воде, сколько заблагорассудится. Никто не запрещал ему драться. Он мог не ложиться спать хоть до утра. Весной он первый из всех мальчиков начинал ходить босиком, а осенью обувался последним. Ему не надо было ни мыться, ни надевать чистое платье, а ругаться он умел удивительно. Словом, у него было все, что делает жизнь прекрасной. Так думали в Санкт-Петербурге все изнуренные, скованные по рукам и ногам “хорошо воспитанные” мальчики из почтенных семейств."

Экранизации

История о Гекльберри Финне неоднократно экранизировалась. В нашей стране было снято два фильма:

"Совсем пропащий" - фильм Георгия Данелии 1972 года, где Гека играет Роман Мадьянов

"Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна" - фильм 1981 года, снятый режиссёром Станиславом Говорухиным, где роль Гека исполнил Владислав Галкин.

Кстати, словом huckleberry называется мелкая ягода, похожая на голубику, распространённая в Северной Америке, а в староанглийском слэнге так говорили при упоминании какой-нибудь малозначительной вещи, иногда в тёплом, ласковом контексте.

(«Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Том Сойер за границей», «Том Сойер - сыщик», «Заговор Тома Сойера»). Подросток 12-14 лет, приятель Тома, замешанный в многочисленных общих приключениях с ним, происходит из бедной неполной семьи. Только в первом романе рассказ ведется от лица автора. В остальных текстах серии рассказчиком выступает Гекльберри Финн.

История создания

Имя героя - Huckleberry (Хаклбери), которое на русский традиционно переводят как Гекльберри, - в переводе с английского означает название мелковатой ягоды, вроде черники или голубики. В переносном смысле во времена Марка Твена это слово использовалось в значении «человек, который мало значит, не обладающий влиянием».

Образ Гека Финна списан Твеном с собственного друга детства, которого звали Том Блэнкеншип. Автор пишет об этом в автобиографии:

«В «Гекльберри Финне» я вывел Тома Блэнкеншипа именно таким, каким он был. Невоспитанным, немытым и всегда голодным, но с самым добрым сердцем среди всех, кого я знал. Он пользовался неограниченной свободой и был единственным по-настоящему независимым человеком в нашем городке и, как следствие, постоянно и безмятежно счастливым. Все мы ему завидовали».

В жизни маленького приятеля Марка Твена было много моментов, которые откровенно совпадают с событиями книг. Семья Тома была необеспеченной, а старший брат вправду помогал одному беглому негру скрываться. За возвращение сбежавших негров полагалось денежное вознаграждение, которое бедной семье пришлось бы, без сомнений, кстати.


Кроме того, на рабовладельческом Юге Америки укрывательство чернокожих считалось позорным поступком для людей с белой кожей. Но парень не сдал беглого раба и помогал тому. Эти события в несколько измененном виде вошли во второй роман Марка Твена.

Биография

Характеристика героя и перипетии жизни бездомного мальчишки в наши дни покажутся драматическими. Однако романы Твена повествуют о приключениях, и сами герои счастливы жить так, как живут. Папаша Финн, отец Гека, – бездомный пьяница, а мать героя умерла. Сам Гек ночует у реки, в пустой бочке, где раньше хранился сахар. Герой выглядит оборванцем и растет как трава, беспризорником. Другим подросткам запрещают заводить дружбу с «неблагополучным» Геком, который курит трубку, лоботрясничает, не ходит в школу и при этом выглядит донельзя довольным такой жизнью.


Том Сойер, однако, этот запрет нарушает, за что временами бывает наказан. Вместе друзья переживают вереницу приключений и даже находят клад. Гек внезапно становится богатеем, и жизнь героя переворачивается. У него появляется приемная мать - вдова Дуглас, которая берет на себя воспитание Гека. Герой не привык к такой жизни и, главное, к тому, что его пытаются воспитывать, поэтому сбегает из-под надзора вдовы. В компании Джима (негра, сбежавшего от хозяев) и двух авантюристов, известных под кличками «Герцог» и «Король», Гекльберри Финн совершает путешествие по реке Миссисипи на плоту.


Жизнь Гека до того, как тот нашел клад и разбогател, выглядела неприглядной для взрослых, но нравилась самому герою, который личную независимость ставил куда выше чистого костюмчика и бытовых удобств.

«Ему не надо было ни мыться, ни надевать чистое платье, а ругаться он умел удивительно. Словом, у него было все, что делает жизнь прекрасной».

До «усыновления» парень был полностью предоставлен сам себе и мог делать, что хочет. Никто не принуждал героя ходить в школу, носить неудобную одежду и вести себя определенным образом, как принято в обществе.

Вдова Дуглас основательно берется за воспитание героя. В доме вдовы Гек окружен слугами, которые обращаются с ним так, как если бы герой был маленьким хозяином - умывают, расчесывают волосы щеткой и гребнем, укладывают спать на чистых простынях, которые кажутся герою неприятными. Вдова настаивает на том, чтобы Гек посещал церковь и ел при помощи вилки и ножа.


Юноше эти условия кажутся невыносимыми, и тот сбегает, выдержав под опекой вдовы Дуглас всего три недели. Том Сойер хитростью заставляет приятеля вернуться, но это помогает ненадолго. Желание вновь обрести независимость - причина того, что герой навсегда покидает город, где родился, и отправляется в опасное путешествие по реке, перед этим фальсифицировав собственную смерть, чтобы люди больше не искали его.

Экранизации

Книги о приключениях Тома Сойера и Гека Финна несколько раз экранизировали. В 1981 году вышел трехсерийный советский фильм «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», снятый режиссером . Молодые герои пробираются на кладбище ночью в поисках приключений и становятся свидетелями того, как индеец Джо совершает убийство. Позже герои еще раз сталкиваются с ним, когда ищут клад. В роли Тома Сойера и Гека Финна выступают актеры и .


В 1993 году в США вышла экранизация «Приключения Гека Финна» с в главной роли. Там обыгрывается история с беглым рабом и путешествием на плоту по реке Миссисипи.


Последний фильм по мотивам произведений Марка Твена вышел не так давно, в 2014-ом. Он называется «Том Сойер и Гекльберри Финн». Там персонаж Гек Финн сыгран Джейком Ти Остином, который до этого снялся в главной роли в комедийном сериале «Волшебники из Вэйверли Плейс».


В 1992 году во Франции вышел 12-серийный мультсериал о приключениях Гекльберри Финна. В Японии тоже не обошли эту тему вниманием и сняли аниме-сериал «Huckleberry no Bouken» в 1976 году, а в 1991-ом появился одноименный анимационный фильм. Еще через пару лет сериал решили перезапустить, и вышла новая версия, с новым режиссером и названием «Huckleberry Finn Monogatari».


Геку Финну случалось появляться на экране в образе лиса. В 2000 году в США вышел мультипликационный фильм, где персонажи «Приключений Тома Сойера» изображены в виде зверушек. Сам Том стал молодым котом, а Бекки Тетчер превратили в белую кошечку.


В остальном мультфильм снят близко к роману Марка Твена, за исключением несколько измененного финала и перестановки некоторых событий. Например, эпизод, где Бекки и Том теряются в пещере, в мультфильме перенесен в самый конец, а лис-Гек заводит дружбу с бывшей подружкой Тома (чего в тексте Твена не было).

В американском штате Алабама переиздают произведения Марка Твена с правками, вычищая то, что способно оскорбить афроамериканцев. Таких «оскорбительных» слов в романе о Гекльберри Финне нашлось аж 219. Забавно, что в свое время Марк Твен тоже пострадал из-за расовых придирок, но тогда дело обстояло ровно наоборот.


Писатель - ярый противник рабства и идеологии расизма, своей позиции не скрывал и прямо озвучивал ее в книгах. Как раз это и вызывало возмущение современников. Книгу Марка Твена о Гекльберри Финне даже изъяли из публичной библиотеки в Массачусетсе. По этому поводу Твен писал издателю:

«Они исключили Гека из библиотеки как «мусор, пригодный только для трущоб», из-за этого мы, несомненно, продадим ещё 25 тысяч копий книги».

Во второй половине ХХ века эта книга снова начала исключаться из программ в некоторых школах Америки, но уже из-за «расистских высказываний», которые в ней неожиданно обнаружили.

  1. Кто рассказчик в повести? Как вы это можете объяснить?
  2. В повести о приключениях Гекльберри Финна рассказчик сам Гек. Мы помним, что в повести «Приключения Тома Сойе-ра» рассказчиком был автор, а не главный герой. Выбор рассказчиком Гека Финна дает автору возможность более подробно и точно познакомить читателя с мыслями и чувствами этого героя во время путе-шествия по Миссисипи.

  3. Что знали о королях и знати Гек и Джим? А что знаете вы, например, о Людовике XIV?
  4. Гек много читал Джиму «про разных королей, герцогов, графов и прочих важ-ных господ, про то, какие они все гордые и как великолепно наряжаются, и как ве-личают друг друга — «ваше величество», «ваша светлость». Но когда Джим спро-сил Гека, что же делают короли, то тот от-ветил: «Короли ничего не делают — сидят себе да глазеют по сторонам». Ничего больше об этих великих людях он не смог сказать.

    Справка. Людовик XIV — фран-цузский король из династии Бурбонов. Годы его жизни — 1638-1715. Он был королем с 1643 года. Это был расцвет аб-солютизма во Франции. Ему приписыва-ют выражение: «Государство — это я». Людовик вел многочисленные войны, во времена его правления было немало на-родных восстаний.

  5. Как можно объяснить неграмотному человеку, что на земле много различных языков? Удачно ли сделал это Гек? Какие ошибки он допустил в объяснениях?
  6. Гек попытался объяснить Джиму, что на свете много народов и у каждого свой язык. Он даже призвал себе на помощь способы общения животных. Джим согла-сился с тем, что «… каждое животное го-ворит на своем собственном языке». Но не мог поверить, что человек может не по-нять другого человека и «не говорить на честном человеческом языке».

    Гек, конечно, зря обратился к языку животных. Но другого способа объяснить причину, почему так много языков, так и не нашел. И не нужно его укорять в этом: пока и ученые не нашли убедительного и общего ответа на этот вопрос.

    Справка. На Земле более двух с по-ловиной тысяч языков. Языками между-народного общения и международных ор-ганизаций принято считать английский, арабский, испанский, китайский, рус-ский, французский — это официальные и рабочие языки Организации Объединен-ных Наций.

  7. Опишите «приятную жизнь на плоту». Что, как вам кажется, делало ее такой привлекательной?
  8. Жизнь на плоту, которую вели Гек и Джим, нравилась им прежде всего пото-му, что они были свободны от любых обя-занностей и все их занятия были вызваны суровой необходимостью. Да и время для их путешествия было самое приятное: теплые летние дни радовали путников. Они ловили рыбу, разжигали костры, го-товили себе пищу, купались и наблюда-ли из густых зарослей кустов и деревьев за проплывавшими мимо судами и пло-тами.

  9. Как можно объяснить такое суждение Гека: «Иногда вся река была в нашем распоряжении»?
  10. Гек был прав, поскольку иногда они могли не соблюдать особую осторожность: ведь Джима всегда могли поймать как беглого раба. Поэтому только ночью, ког-да все спали, они потихоньку плыли по реке, и в это время можно было считать, что вся река была в их распоряжении.

  11. Как произошла встреча с «незнакомцами»? Сразу ли Гек и Джим сообразили, кто перед ними?
  12. Встреча с «незнакомцами» произошла неожиданно: они увидели беглецов, кото-рые умоляли спасти им жизнь. Гек сразу же сказал, что они могут спайтись от пого-ни, пройдя несколько шагов по воде. Тог-да собаки и преследователи не смогут до-гадаться, что они сели в лодку. Беглецы послушались Гека, и скоро все четверо оказались на безопасном островке.

    Гек довольно скоро сообразил, что пе-ред ними жулики. Да и сами «незнаком-цы» сразу же раскрыли себя, рассказывая о своих приключениях. Они сначала ре-шили объединить свои усилия в каком- нибудь очередном мошенничестве, но очень скоро молодой жулик придумал бо-лее выгодный ход.

  13. Расскажите, как лысый мошенник стал коро-лем, а его спутник — герцогом.
  14. Как только молодой мошенник стал го-ворить, что он — герцог в изгнании, лы-сый старик назвал себя королем. Гек и Джим «принялись величать его, всячески угождать ему и стояли перед ним навы-тяжку, пока он не пригласит сесть». Но это раздражало герцога. Однако король призвал его к сотрудничеству, и примире-ние состоялось. Что же Гек? «Впрочем, я скоро догадался, что эти лгуны вовсе не герцоги и не короли, а просто-напрос-то прогоревшие шарлатаны и мошенни-ки. Но я не сказал ни слова…» Джим так и не узнал от Гека, с кем они путе-шествуют.

  15. Опишите встречу друзей — Гека и Тома. По-пробуйте доказать, что каждый из них ведет себя со-ответственно собственному характеру.
  16. Встреча двух друзей была необычной и радостной: ведь Том думал, что Гек погиб. Однако Геку быстро удалось убедить Тома в том, что он не дух, а живой человек. Так с самой первой минуты Том продемонст-рировал свою приверженность всяким суе-вериям, а Гек — быстроту реакции и пря-моту решений и объяснений.

  17. Какой план придумал Том, чтобы скрыть вы-думку Гека (вспомните, как Гек выдал себя за То-ма)?
  18. Том всегда был готов на выдумки. Но они часто были излишне сложными и за-путанными. Так, когда он приехал в дом тети Салли, то сначала назвал себя Вилья-мом Томсоном, затем Сидом. И вместо то-го чтобы сразу назвать себя, сначала поце-ловал бедную тетю Салли в губы и испу-гал ее этим, потому что она приняла его за постороннего человека.

  19. Как вы объясните выходку Тома с тетей Салли?
  20. Выходка с тетей Салли убеждает нас в том, что Том не умеет сочинять простых шуток, а его выдумки всегда чрезвычайно замысловаты.

  21. Опишите завершение эпопеи двух мошенников.
  22. Мошенники — король и герцог решили представить «Камелеопарда», и поначалу все шло удачно, но фермеры догадались об обмане, и на одной из своих выдумок жу-лики попались. Гек с Томом видели, как с ними расправлялись местные жители: они были обмазаны дегтем и вываляны в перьях, так что потеряли образ человече-ский. Вдобавок их посадили на шесты и тащили по дороге, трубя в рога, колотя в жестяные сковороды, вопя и ругаясь.

  23. Почему был ранен Том? Как вы объясняете причину этого события?
  24. Том был ранен по собственной вине. Из-быток фантазии привел к этому грустно-му результату. Зная, что Джима отпус-тили и существует специальный документ по этому поводу, а значит, его никто не может и не должен ловить, он решил изобразить «похищение» бедного негра. Во время этого «похищения» он и был ранен.

  25. Попробуйте воспроизвести и прокомментиро-вать исповедь Тома.
  26. Том рассказал, как они с Геком готови-ли побег Джима, для этого сочиняли вся-кие подметные письма, рисовали на них гробы и всякие ужасы, делали подкоп под чуланом, наполняли сарай крысами, зме-ями и разными гадюками для компании Джиму… Рассказал Том, как они потом бежали. Том был горд и не понял, сколько глупостей он совершил и как рисковал благодаря этим выдумкам.

    Наконец, когда он узнал, что Джим опять в заключении, то выдал «тайну»: старая мисс Ватсон дала Джиму вольную по завещанию.

  27. Составьте рассказ о негре Джиме — его харак-тере, взглядах, суевериях, о том, как сложилась его судьба.
  28. В «Приключениях Гекльберри Финна» большую роль играет негр Джим — один из самых привлекательных героев этой книги. Он неграмотен, у него трудная судьба. Но все тяготы жизни вовсе не ис-портили его характер. Он не только добро-желателен, но и разумен, и трудолюбив. У него есть чувство собственного достоин-ства и юмор. Его наблюдательность — это наблюдательность умного ребенка. Джим так и не понял, что «незнакомцы» — обыкновенные мошенники, хотя это быст-ро уловил Гек. Джим не испытал гнева, когда выяснилась вся нелепость выдумок Тома по поводу его освобождения… Он очень суеверен, не менее суеверны и его друзья — Том и Гек.

  29. Подготовьте крохотную сценку о встрече тети Салли и тети Полли. Можно просто прочесть ее в лицах или написать инсценировку.
  30. Действующие лица Тетя Салли. Тетя Полли. Том. Гек.

    Явление первое

    Тетя Салли. Ах, Боже мой, Полли! {Обнимает и целует сестру.)

    Тетя Полли (Тому). Да, ты хорошо делаешь, что отворачиваешься, на твоем месте мне совестно было бы смотреть в глаза людям, Том!

    Тетя Салли. Боже мой! Разве он до такой степени переменился? Ведь это не Том, а Сид. Том… Том был здесь сию ми-нуту. Куда это он девался?

    Тетя Полли. Ты хочешь сказать, ве-роятно, куда девался Гек Финн? Надеюсь, я сама вырастила этого шалуна, Тома, так мне ли не узнать его! Выходи из-под кро-вати, Гек Финн».

    Так крохотная сценка дала возмож-ность разобраться в той путанице, кото-рую устроил Том Сойер.

  31. Можно ли считать сорок вторую главу развяз-кой событий, или это, по вашему мнению, эпилог, послесловие? Попробуйте доказать свою правоту.
  32. Сорок вторая глава может считаться развязкой событий. Именно здесь выясня-ется «кто есть кто» и решаются судьбы ге-роев. До этого момента Джим сидел на хлебе и воде, а Том был уверен, что Джим уже скитается где-то как вольный чело-век. До этой главы Том был Сидом, Гек — Томом.

  33. Подготовьте рассказ об одном из друзей. Объясните свой выбор. При рассказе можно ис-пользовать обе повести.
  34. Из двух друзей одним больше нравится Том, другим — Гек. Прочтем рассказы учеников, которые не только охарактери-зовали друзей, но и искали ответ на воп-рос, стоит ли иметь таких товарищей.

    Том Сойер

    Рассказ о Томе Сойере нужно начать с того, как он жил у тети Полли и как бед-ной старушке приходилось терпеть его по-стоянные выходки и фантазии. При этом мы сразу понимаем, что она любит этого непоседу и озорника больше, чем тихого и послушного Сида.

    Он выдумщик и фантазер, всегда зачин-щик всяких затей. Однако, хотя при этом сам берется за дело, всегда его товарищи также втянуты в эти проделки.

    Припомним, как он красил забор. Он придумал, как заставить работать на себя своих знакомых. Конечно, мальчишки ра-ботали с удовольствием, но сам-то он от этой работы себя избавил.

    Припомним также, как он придумал «похищать» уже освобожденного из нево-ли Джима. Для того чтобы было поинте-реснее, он рисковал жизнью бедного негра да и своей собственной.

    С удовольствием вспоминая выдумки этого героя, мы еще очень и очень задума-емся, прежде чем сделать такого мальчи-ка своим товарищем.

    Гекльберри Финн

    Гекльберри Финн — сын местного про-пойцы, отличавшегося свирепым нравом, поэтому Гек вполне мог пострадать и даже погибнуть от «забот» своего папеньки. Он был мальчиком, который мог бы быть по-вторением своего отца, если бы не крепкое здоровье, спокойный нрав, уравновешен-ный характер и природный ум. Отличало его и доброжелательное отношение к тем, кто его окружал.

    Жители городка, в котором он жил, за-мечали его достоинства, и вдова Дуглас даже пыталась его взять на воспитание и очень заботилась о мальчике. Но при сво-ем добром нраве он вовсе не был склонен к усидчивому труду в школе и очень быстро снова был предоставлен сам себе.

    Описание его путешествия с Джимом по Миссисипи — рассказ еще об одной «ро-бинзонаде». Путники должны были скры-ваться. Они плыли по ночам, а днем жили на островках, которыми изобиловала ре-ка, — ловили рыбу, готовили себе пищу, тайком наблюдали за проплывавшими мимо судами и плотами. Им даже иногда казалось, что вся река была в их распоря-жении.

    Долгое плавание завершилось, когда они попали к тете Полли. Наблюдение за этим путешествием дает нам право ска-зать, что Гек был очень хорошим и вер-ным товарищем.

  35. Создайте сравнительную характеристику То-ма и Гека.
  36. Характеризуя каждого из мальчиков, мы уже заложили основу для их сравне-ния. Попробуем кратко назвать их общие и отличающиеся качества.

    Оба мальчика решительны, их не назо-вешь трусами. Они смелы, ловки и спор-тивны. Мальчики суеверны, и сегодня та-кая вера в приметы может показаться смешной.

    Тома отличает буйная фантазия: он не только всегда склонен фантазировать по любому поводу, но при этом часто теряет чувство меры. Так, в конце второй по-вести он чуть не погиб сам и не погубил Джима, хотя для всего того, что он насо-чинял, не было никаких оснований.

    Гека отличают спокойствие и выдерж-ка. Быстро сообразив, что «незнакомцы» обыкновенные жулики, он сумел не толь-ко скрыть это, но и не дать Джиму повода для ненужных переживаний.

  37. Какие качества Тома и Гека вас привлекают? Какие удивляют? Есть ли у этих мальчиков качества, которые вам не нравятся? Почему?
  38. Конечно, каждого читателя привлека-ют в Томе и Геке их смелость и решитель-ность, их спортивная сноровка, которую им дала жизнь на реке, их любовь к при-ключениям и верная дружба.

    Многих читателей удивляют неуемность фантазии Тома и его неумение подчинять собственные замыслы контролю разума. Гек, пожалуй, читателя не удивляет — он прост, ясен и надежен.

    В Томе некоторых раздражает отсутст-вие чувства меры, а в Геке — его излиш-няя доверчивость и быстрота отклика на замыслы и затеи Тома. Но такие оценки возникают не у всех, и каждая из этих оценок имеет свою причину, которую нужно назвать самому ученику.

  39. Повести названы «Приключения Тома Сойе-ра» и «Приключения Гекльберри Финна». Каковы самые главные приключения в каждой из этих по-вестей? Найдите эпизоды в повестях, в которых рас-крываются наиболее интересные события. Сопос-тавьте их и решите, в чем же разница между ними.
  40. В первой повести с Томом происходит несколько страшных приключений. И сре-ди этих приключений более всего застав-ляют биться сердце читателей события в подземных катакомбах, в пещерах, кото-рые завершаются смертью индейца Джо, и события, связанные с пустым домом. Это — самые страшные эпизоды.

    Приключений, которые происходят с друзьями в каждой из повестей, множест-во. Поскольку вторую повесть вы только что прочли, стоит припомнить важней-шие события этой «робинзонады», кото-рая совершалась на реке Миссисипи. Часть из них есть в учебнике-хрестома-тии, и их вы уже обсудили.

    В чем же разница двух повестей? Пер-вая кажется более веселой и живой. В ней есть и своя героиня Бэкки Тэтчер. И оба героя участвуют практически наравных.

    Во второй повести Том Сойер играет совсем небольшую роль. Эта повесть грустнее, и в ней больше сведений о тех сложностях и трудностях, которыми изо-биловала жизнь Америки в те годы. Раб-ство, жестокое отношение к неграм и во-обще к людям, чья судьба не устроена, здесь нарисованы гораздо подробней. Ви-дим мы отчетливей и то, что Том Сойер небрежен к возможным результатам сво-их выдумок и импровизаций, что ярче пе-редает его характер. Материал с сайта

  41. Какие события из жизни мальчиков точнее всего дают представление о жизни городов вроде Санкт-Петербурга на Миссисипи?
  42. Точнее всего дают представление о жиз-ни маленького Санкт-Петербурга на Мис-сисипи не какие-то конкретные эпизо-ды жизни мальчиков, а описание всей жизни — ее хода, событий, к которым об-ратился автор. Нужно помнить, что обе повести во многом являются автоби-ографическими, и автор не только созда-вал художественные произведения, но вспоминал с радостью и грустью свое дет-ство.

  43. Откуда и почему в повестях появился не только Санкт-Петербург, но и Каир? Как появля-лись у этих маленьких городков такие громкие на-звания?
  44. В Америке существует множество горо-дов и городков, которые носят названия крупных городов и даже столиц разных стран. Их давали люди, которые заселяли просторы нового континента и хотели хоть как-то связать жизнь в этих еще не освоенных землях с теми далекими края-ми, откуда они прибыли. Поэтому-то так часто на карте США находятся названия самых различных городов мира.

  45. Повесть «Приключения Гекльберри Финна» на-чинается с краткого пересказа (изложения сюжета) повести «Приключения Тома Сойера». Внимательно перечитайте этот отрывок и подготовьтесь передать сюжет повести «Приключения Гекльберри Финна».
  46. В первой главе повести «Приключения Гекльберри Финна» рассказывается о том, чем завершилась книга о приключе-ниях Тома Сойера. Том и Гек нашли день-ги, которые грабители зарыли в пещере. Так друзья разбогатели и, когда эти день-ги положили в банк, стали получать при-быль — по доллару в день.

    Но приключения Гека не прерывались. Он стал привыкать к жизни у вдовы: ис-правно ходил в школу и даже получал по-ощрения за хорошую учебу. Вскоре в го-роде появился его отец, который решил отобрать Гека у вдовы. Он увез сына в са-модельную избушку в лесу, в которой они и жили некоторое время. Но запои отца становились все страшнее, и Гек решил убежать, да так, чтобы его грозный отец решил, что сын убит. Хитроумный план был осуществлен, и Гек стал жить на ост-рове близ города, а вскоре встретил на этом же острове негра Джима. Бедный Джим бежал, потому что узнал, что его хотят продать на Юг, в рабовладельческие районы. Таким образом, мнимый погиб-ший Гек и беглый Джим начали свое пу-тешествие по Миссисипи. Странники пе-режили множество приключений — и на островах, и на берегу реки, и в затонув-шем доме, и на борту парохода, который чуть не потонул. Казалось, приключения окончились, когда герои встретились в до-ме у родной тети Тома Полли. Однако и тут их ждали новые испытания.

  47. Как оценивали поступки Гека Финна близко знавшие его люди?
  48. Том Сойер, негр Джим и все герои, с ко-торыми удавалось встретиться Геку, высоко ценили честность и отзывчивость этого подростка. Но некоторые взрослые умели видеть в нем и те качества, которые мешали и еще больше могли бы помешать ему в более старшем возрасте. Гек не лю-бил учиться. Он очень любил независи-мость и не умел подчиняться никакому порядку. Он не знал, как можно противос-тоять нечестным выходкам своих случай-ных спутников. Так, два мошенника, которых они с Джимом спасли, их экс-плуатировали и были, конечно, очень не-приятными спутниками. Гек все это ви-дел и понимал, но считал за лучшее де-лать вид, что все идет так, как и должно идти.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • анализ 14 главы приключения гекльберри финна
  • игра по повести приключения гекльберри финна
  • сравнительная характеристика тома сойера и гекльберри финна
  • таблица сравнения тома и гека
  • почему гека удивило желание тома участвовать в спасении негра джима