Как научить видеть опасные места в словах, чтобы грамотно писать? Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне Вот наиболее полный список слов с похожими корнями.

Правило

По общему правилу правописания безударных гласных во всех однокоренных словах в корне пишутся одни и те же гласные.

Проверить безударную букву можно ударением. Для этого нужно подобрать такое однокоренное слово , в котором искомая гласная будет находиться под ударением. Ударную букву хорошо слышно, и у вас не будет никаких сомнений. Если такое слово подобрать невозможно, перед вами - непроверяемая безударная гласная , которую нужно запомнить.

Примеры

Ка ток - ка тит.

Мо ток - намо тка (не проверяем глаголом с -ыва: наматывать).

Пе вец - пе ть.

Пте нец - пте нчик.

Тря стись - тря ска.

История правила

Впервые на гласные в корнях обратил внимание Михаил Ломоносов в Российской грамматике . Но правило им сформулировано не было. Развивая мысль Ломоносова, авторы следующих учебников уже формулируют подобие правила. Вот так:

В общем, писать некоторые слова с безударными гласными не как все считалось "непристойным", но правила еще нет.

Николай Греч уже предлагал проверять безударные гласные ударными в однокоренных словах, но у него также ещё нет единого правила: отдельный абзац он посвящает каждой паре гласных, которые можно спутать.

Но за 100 лет формулировка была отточена.

По поводу правила о безударных гласных не ведётся особых споров. Всем оно понятно, всем нравится. Но именно на это правило допускается большая часть ошибок.

На что обратить внимание

  • Ни в коем случае не проверяйте ударением гласные в корнях с чередованием гласных .
  • Не проверяют ударением слова с полногласием однокоренными с "выпавшей" гласной. Например, в слове золо то пишем буквосочетание ОЛО, хотя есть слово зла то .
  • При установлении написания о или а в неударяемых корнях глаголов не следует принимать в расчёт формы несовершенного вида на -ывать (-ивать) с ударяемым а, например: то птал , потому что то́ пчет (хотя выта́ птывал), мо лчать, мо лчат, потому что мо́ лча (хотя ума́ лчивать).
  • При подборе однокоренного слова помните о лексическом значении корня. Существует много похожих и даже почти одинаковых корней, имеющих разные значения и разные гласные. Например, приме рять одежду (проверяем словом приме рка ), прими рять друзей (проверяем словом ми р ), уми рать и уме реть (чередование мер-мир зависит от суффикса а , нельзя проверять ударением).
На нашем сайте есть специальный курс, который поможет довести подбор проверочных слов до автоматизма. Посмотреть курс

Вот наиболее полный список слов с похожими корнями:

Залезать (лезть) в нору – зализать (лижет) рану

Начал облезать (облез) – облизать (лижет) леденец

Слезать (лезть) с дерева – слизать (лижет) сметану

Запевать (петь) песню – запивать (пить) лекарство

Навевать (веять) грустные мысли – навивать (вить) волосы на плойку

Развеваться (веять) на ветру – развиваться (развитие) по возрасту

Полоскать (полощет) бельё – ласкать (ласка) кошку

Посветить (свет) фонариком – посвятить (свято) стихи даме

Спешите (спешка) на работу – спишите (списывать) в тетрадь

Чистота (чисто) в доме – частота (часто) радиоволн, визитов

Умолять (молит) о помощи – умалять (мал) заслуги

Посидеть (сидя) на скамейке – поседеть (сед) от горя

Увядать (вянет) на жаре – увидать (вид) друга

Примерять (мерка) платье – примирять (мир) врагов – умирать, умереть (мер/мир)

Проредить (редкий) морковь – разрядить (разряд) ружьё

Накалить (накал) железо – наколоть (укол) дрова

Цветущая долина (дол) – далёкий (даль) маяк

Свела (вёл) с ума – свила (вить) гнездо

Она очень мила (мил) – Она мела (мёл) пол

Датировать (дата) документ – дотировать территорию

Прожевать (жёваный) мясо – проживать (жить) в квартире

Подражать старшим - раздражать (дразнит) – дрожать (дрожь) на ветру

Сплотить (плотно) коллектив – заплатить (плата) долг

Скрепить (крепко) листы – скрипеть (скрип) на ветру

Прекращать ремонт – укрощать (кроткий) тигра – сокращать (кратко) дробь

Трепать (трёпка) на ветру – какое-то тряпьё (тряпка)

Вызволять (воля) пленника – взвалить (вал) на себя груз – валять (валяный) шерсть

Старожил (стар) города – сторожил (сторож) склад

Обежать (бег) магазины – обижать (обида) слабых

Газовая плита (плитка) – сплетать (плёл) корзинку

Хвастливый (хвастать) зазнайка – хвостатый (хвост) чёрт

Угадать (загадка) слово – угодить (угода) невесте

Испариться (пар) в воздухе – неоспоримый (спор) аргумент

Кочковатый (кочка) луг – качаться (качка) на качелях – кочевник

Теснить (тесно) соседей – тиснить (тиснуть) на коже

Стесненный (тесно) в средствах - тисненный (тиснуть)золотом

Слепил (лепка) снеговика – слипаться (липкий) вместе

Отварить (варит) картошку – отворить (створка) дверь

Что стряслось (тряска) – трещит (треск) по швам

Бронировать (бронь) билеты – бранить (брань) мужа

Сгребать (грёб) листья – грибной (гриб) суп

Висеть (повис) груша, нельзя скушать – весовой (вес) сахар

Истощиться (тощий) от голода - притащиться (тащит) под вечер, тащить сумку

Косить (косит) траву – кассир (касса) - касаться, прикосновение (кос/кас)

Лучший радист (радио) – моя родня (род)

Пойдём на каток (катит) – котик, коток (кот)

Охранять (охрана) склад – хронология (хронос) событий

Горьковатый (горький) вкус – гористая (горы) местность – горбыль (горб) – горевать (горе) – разгораться, загар (гор/гар)

Приведение (вёл) приговора в исполнение – увидел привидение (вид)

Прядут (прясть) три девицы – придут гости

Обнажённый (наг) натурщик – ножевое (нож) ранение

Наваждение (отвадил) – наводнение (воды)

Постепенно утихать (тихо) – утешать (утеха) ребёнка

Тема: Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

Цели: обучающие:

- закрепить знания о способах проверки слов с парными согласными

в конце и в середине слова;

Закрепить умения подбирать родственные слова;

Закрепить знания словарных слов на тему «Птицы».

развивающие:

Развивать речь, логическое мышление через операции анализа,

синтеза на протяжении всего урока обобщения;

Обогащать лексический запас слов детей;

Формировать орфографическую зоркость и произвольное внимание;

Развивать эмоциональную сферу, воображение, коммуникативные

способности.

воспитывающие:

Воспитывать любовь к природе, животным;

Воспитывать аккуратность, чистоту в тетради;

Воспитывать культуру поведения и общения на уроке.

Ход урока:

    Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас в гостях много учителей, давайте повернёмся и поприветствуем их.

2. Сообщение целей урока:

- Посмотрите на доску и прочитайте текст.

По узкой дорожке ребятишки идут в лес. В руках у них кормушки. Они несут для птиц зёрнышки, крошки, ягодки рябины, немножко хлебца.

Какая орфограмма часто встречается в этом тексте? (парные согласные)

Когда парные согласные нужно проверять? (когда парные согласные находятся в слабой позиции)

Когда позиция является слабой для согласных? (когда парные согласные стоят в конце слова или в середине слова перед глухим согласным)

Как нужно проверять парные согласные, которые находятся в слабой позиции? (надо изменить форму слова или подобрать родственное слово, чтобы после согласного стоял гласный или буква н)

Сегодня на уроке мы закрепим умение проверять парные согласные на конце слова или в середине слова в слабой позиции.

Назовите в тексте слова с парными согласными в слабой позиции и подберите к ним проверочные слова.

3. Тема урока:

1) запись в тетради даты;

2) минутка чистописания;

3) - Сегодня мы с вами на уроке отправимся в зимний парк, чтобы покормить птиц. Потому что зима страшна для птиц не холодом, а голодом. Птицы нуждаются в помощи человека. С собой мы возьмём зёрнышки, да не простые, а с согласными буквами.

Найдите лишние зёрнышки. (лишние р, ч, й). Почему они лишние? (они непарные, их не нужно проверять)

На какие 2 группы можно разделить оставшиеся буквы?

Запишите красиво в одну строчку буквы, обозначающие парный звон –

кий согласный, а во вторую их пару по глухости. (б, в, г, д, ж, з)

п, ф, к, т, ш, с

Вот мы и записали парные согласные и тем самым приготовили корм для

птиц. Теперь мы готовы к встрече с ними. Но мы же не можем бросить

корм прямо на снег. Почему? Куда надо положить корм? (в кормушку)

КОРМУ….КА

- Какая буква пропущена? Подберите проверочное слово. Ну а теперь давайте положим корм в нашу кормушку. Я называю «корм», а вы записываете, находите согласные в слабой позиции и подбираете проверочное слово.

Крош ки –

Зёрныш ки –

Ягод ки –

Хлеб

А вот и первые гости. (воробей, ворона, сорока, дятел, синица, снегирь, утка) Кто это? (зимующие птицы)

А как можно назвать эти слова? (словарные)

Давайте запишем эти слова в тетрадь с проговариванием.

Какое слово здесь лишнее? (утка не словарное слово)

А какая орфограмма в слове утка? (парная согласная в корне)

Как можно проверить её? (подобрать родственное слово)

Давайте запишем все родственные слова в тетрадь. Если возникнет трудность, обращаемся к словарю. (утка, уточка , утиный , утёнок , утконос, утятница , Уткин)

Подчеркните те слова, которые являются проверочными к слову утка.

Почему слова утконос и Уткин не являются проверочными? (в этих словах данный звук находится в слабой позиции)

4.Физминутка.

Вы очень хорошо поработали. А сейчас отдохнём, послушав голоса птиц. Может, кто – то из вас узнает по голосу какую – либо птицу.

5.Закрепление.

- Птицы благодарят вас за кормушку и вкусный обед и желают вам дальнейших успехов работе.

Определите, в каких словах нужно парную согласную проверять, запишите эти слова и подберите проверочные:

Узкий, сладкий, холодный, робкий, гладкий, голодный, дорожка, тропка,

скользкий, хрупкий, крепкий.

Какие слова не требуют проверки? (холодный и голодный, т. к. парный согласный стоит перед н)

6 Систематизация знаний.

1)- Посмотрите, к нам в гости прилетела синичка. Она принесла нам письмо. Оно лежит у каждого из вас на парте в конвертике. Но в нём есть ошибки. Исправьте ошибки и правильно запишите письмо в тетрадь.

Ударил кребкий марос. Хрубкие ведки трищят от замаросков. Трудно нам земой. Памагите друзям.

Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте, правильно ли написал ваш сосед, исправьте ошибки карандашом. Обсудите ошибки в парах и расскажите друг другу, как вы проверяли.

    Работа в группах.

Каждая группа собирает рассыпавшиеся пословицы. В них надо определить, в каких словах нужно проверять парные согласные. Подобрать проверочные слова.

1 группа

Кош ка клуб ком – на мороз .

В зимний холод всякий молод .

Сорвать прут не большой труд.

2 группа

В мае дожд ь – будет рож ь.

Бров ь да глаз рядом живут.

Не тот друг , кто мед ком мажет, а тот, кто в глаза правду скажет.

3 группа

Один с сош кой, а семеро с лож кой.

На языке мёд , а на серд це лёд .

Снег глубок – год хорош.

7. Рефлексия

Что мы сегодня делали на уроке?

Какие способы проверки вы знаете?

Какие слова с парными согласными не требуют проверки?

Назовите парные согласные по звонкости – мягкости.

Какие задания вам показались трудными?

8.Домашнее задание.

Прочитайте.Обсудите,в каких словах надо проверять написание буквы,обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук.Объясните как это сделать. На красных лапках гусь тяжёлый, Задумав плыть по лону вод, Ступает бережно на лёд, Скользит и падает:весёлый Мелькает,вьётся первый снег, Звездами падая на берег. спасибо..

Ответы:

В словах "вод" [вот] - проверяем ВОДА. лед -[лет] - ледяной, льды. снег - [снек] - снега берег [берек] - берега, береговой. Итак, чтобы проверить, нужно подобрать проверочное слово так, чтобы после проверяемого согласного стоял ударный или безударный гласный звук. Если надо проверить. "гуся", то вот: гуси, гусиный. не "з", а "с" в конце.

Похожие вопросы

  • Чем грудная клетка человека отличается от грудной клетки млекопитающих животных?
  • різниця потроєного числа х і числа 17 дорівнює 10
  • Тема: Ймовірність Помогите решить мини задачи. 1) Яка ймовірність того що підкинута монета впаде гербом до низу? 2) У торбині є 8 цукерок із них 5 у червоних обгортках. Яка ймовірність того що взята навмання цукерка виявиться не в червоній обгортці? 3) Яка ймовірність того що Баба Яга народилася в п"ятницю? 4) Яка ймовірність того що назване навмання двоцифрове число виявиться меншим від 100? 5) Яка ймовірність того що переставивши місцями букви в слові ІСТОРІЯ ви отримаєте слово ТЕОРІЯ? ПРЕВОД НА РУСКИЙ Тема: Вероятность Помогите решить мини задачи. 1) Какова вероятность того что подброшенный монета упадет гербом вниз? 2) В сумке есть 8 конфет из них 5 в красных обертках. Какова вероятность того что взятая наугад конфета окажется не в красной обертке? 3) Какова вероятность того что Баба Яга родилась в пятницу? 4) Какова вероятность того именуемого наугад двузначное число окажется меньше 100? 5) Какова вероятность того что переставив местами буквы в слове ИСТОРИЯ вы получите слово ТЕОРИЯ?
  • Люди добрые, помогите пожалуйста!!! Решите задачу пжл:3 Что займёт больший объём, 56 граммов угарного газа(СО) или 24 грамма азона(О 3)

Хорошо, когда у ребенка есть так называемое врождённое чувство грамотности. Такой ребенок пишет правильно не задумываясь, даже не зная правил русского языка. Обычно этот ребенок много читает и, благодаря , запоминает написание слов. Таким образом научился грамотно писать Максим Горький.

А что делать, если у ребенка нет такого умения? Ведь чаще получается наоборот - ребенок и правила орфографии знает, а пишет всё равно неправильно. Как научить ребенка видеть потенциальные ошибки в слове и писать правильно?

Давайте подумаем, когда в слове можно допустить ошибку? Каждая буква может быть в двух позициях - сильной, когда она четко слышится, и слабой, когда слышится нечетко. Если мы научим ребенка видеть слабую позицию буквы в слове и находить верное решение, то поможем избежать многих ошибок в словах.

Все мы из детства знаем много сказок про бабку Ежку. То она Иванушку украдёт, то разные пакости сказочным героям устроит. Но это всё в сказках происходит. Да вот оказывается, что и стране букв завелось подобное создание - Буквоёжка. Эта Буквоёжка маленькая-маленькая, её никто толком и не видел, а вреда школьникам приносит ой, как много. Это из-за неё в тетрадках полным-полно исправлений и ошибок.

Любит Буквоёжка баловаться и силу свою волшебную применять везде, где есть буквы. Хитрая она, как увидит, что буква стоит в слабой позиции, так сразу давай её менять. Вот и получается, что в слове КОРОВА пишем мы О, а говорим А. Это Буквоёжкины проделки.

А что же делать? Поймать и прогнать это зловредное существо мы не сможем, оно, как и Кощей бессмертное. Но мы можем его победить и обезвредить. Как? Если научимся видеть, где оно прячется. К счастью, прятаться Буквоёжка может только в определенных местах, там, где буквы стоят в слабой позиции и качаются. И гласные, и согласные могут быть заколдованы Буквоёжкой, но только, если они маленькие и слабенькие. Найди эти маленькие слабенькие буковки в слове, вспомни, как они пишутся правильно и всё, ошибок не будет.

А как найти эти слабенькие буковки? Легко, если знать, где они прячутся. Вот сейчас это и выясним.

Гласные. Вспомните, когда мы четко и громко слышим гласный звук? Когда он под ударением. А вот если гласный без ударения, то здесь его слышно плохо и Буквоёжка сразу пытается его заменить и запутать ребят. Но нам надо знать, что Буквоёжка может заколдовать не все гласные, некоторые буквы не поддаются ее чарам. Нам надо быть особенно внимательными, если без ударения находятся буквы А, О, Е, И, Я. Только эти буквы можно заколдовать, заменить другими звуками. Потренируйся находить эти слабенькие буквы в любом тексте. Возьми карандаш и подчеркни все буквы А, О, Е, И, Я в словах, если они безударные. Что для этого надо сделать? Сначала поставить в слове ударение, а затем подчеркнуть нужные буквы.

  • Если буква гласная вызвала сомнение,
  • ты её немедленно ставь под ударение.

Измените слово так, чтобы эта буква была под ударением, и сразу узнаете, что надо писать. Но не все слова можно проверить ударением. В таком случае нам поможет словарь.

Согласные. Согласные не бывают под ударением или без ударения, но они тоже могут быть слабыми и легко поддаваться превращениям Буквоёжки. К счастью, Буквоёжка и здесь может одолеть не все буквы, а только парные согласные Б-П, В-Ф, Г-К, З-С, Д-Т, Ж-Ш. И подобраться к этим буквам, чтобы заколдовать-изменить их, можно только в двух случаях - если буква стоит в конце слова или после неё стоит согласная. Например, в слове ноЖ букву "Ж" Буквоёжка всегда заменит на "Ш", а вот в слове ноЖик не сможет, потому что после Ж стоит гласная и не даёт возможности заколдовать букву Ж. В слове пироЖки букву обязательно заколдует Буквоёжка, потому что после неё стоит согласная, а вот в слове пироЖок не сможет, здесь гласная не позволит это сделать. Потренируйся находить такие слабые буквы в тексте. Возьми карандаш и подчеркни все буквы, которые может заколдовать Буквоёжка.

А как узнать, какую всё-таки букву надо писать? Вспомним правило русского языка:

  • Звук согласный проверяй - рядом гласный подставляй.

Измени слово так, чтобы после этой согласной стояла гласная и тогда чётко будет слышен нужный звук. Напиши эту букву и слово будет написано правильно.

Есть, конечно, слова, которые так не проверишь. Это словарные слова, которые надо запомнить. Это сделать легко, если знать, как запоминать словарные слова.

Вот теперь вы знаете, как найти опасные места в слове, где может появиться Буквоёжка, и правила, как проверить правильность буквы. Остаётся только тренироваться в поисках опасных мест и проверки букв. От того, как будете тренироваться и зависит, будет ли появляться Буквоёжка в ваших тетрадях или испугается и убежит.