Анализ стихотворения в прозе тургенева русский язык. Стихотворение в прозе И

Тема: Стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Русский язык»

Класс: 7

Учитель : Найданова Любовь Валентиновна

Цели:

обучающие: формирование у учащихся представления об особенностях стихотворений в прозе;

формирование навыков лингвистического анализа текста.

развивающие: развитие коммуникативной компетенции учащихся;

развитие аналитических умений и навыков;

развитие творческих способностей учащихся.

воспитывающие: воспитание интереса к литературе, к творчеству Тургенева;

воспитание нравственных качеств учащихся.

Межпредметные связи: русский язык – литература – история

Оборудование : записи на доске, стенд, учебник литературы

Ход урока:

    Оргмомент.

    Слово учителя.

Тургеневу-писателю всегда было характерно лирическое переживание. В конце 70-х годов оно вылилось в небольшие лирические миниатюры, как итог размышлений о жизни, о смерти, о любви, о красоте. Стихотворения в прозе были написаны Тургеневым за границей в последние годы его жизни, в них отразился сам писатель, его восхитительный ум, миропонимание и неизбывная скорбь одинокого и бездомного человека.

Тургенев не рассчитывал, что его стихотворения будут приняты публикой и называл их »материалами, этюдами». Но современники оценили его творения, называя их «калейдоскопом, составленным из разнообразных по величине и качеству бриллиантов».

Вот этим бриллиантам и будет посвящен наш урок. А работать мы будем с одной из самых известных миниатюр, которая называется «Русский язык».

    Чтение стихотворения наизусть.

    Работа с эпиграфом.

«Тургенев спел такой гимн русскому языку, что он будет жить до тех пор, пока будет жить русский язык, значит всегда».

К. Бальмонт

- Ребята, согласны ли вы, что это стихотворение можно считать гимном русскому языку?

5.Определение жанра.

Тургенев довольно долго искал название своим художественным миниатюрам. Вначале озаглавил их как «Посмертное», не имея намерения публиковать их при жизни. Затем возникло имя «Стариковское». И только в сентябре 1882 года Тургенев окончательно остановился на названии «Стихотворения в прозе».

Стихотворения в прозе… Явление необыкновенное, удивительное, прекрасное.

- Что же необычного в этом названии?

Введение понятия ОКСЮМОРОН.

- Ребята, давайте определим, чем же лирическое стихотворение отличается от прозы?

Что сближает их?

Нет рифм, не выдерживается стихотворный размер, но мы ощущаем музыкальность речи, передающей настроения, чувства, душевное состояние автора.

Отметить музыкальность самого Тургенева.

Сам Тургенев не знал наслаждения выше, чем музыка. Обладал необыкновенным музыкальным слухом.

Вывод: Перед нами прощальная песнь любви к милой, дорогой и в тоже время далекой Родине.

Ребята, лирика бывает пейзажной, любовной, философской, гражданской.

- Как вы думаете, к какому виду лирики относится это стихотворение? Почему?

6. Анализ средств выразительности.

Посмотрим, при помощи каких языковых средств автор выражает свою главную идею, идею единства языка и народа.

Фонетика.

Мы отметили, что одним из признаков лирического стихотворения является его музыкальность. А музыка – это звуки. Определим их роль.

(О, А, У)-печаль, боль, тоска (сомнений, раздумий, отчаяние )

(О!)- торжественность, восторг (поддержка, опора, родина)

(Р,Л,М,Н,Й)- надежда, радость, жизнь.

Вывод: Смысл передается и с помощью фонетики, через употребление гласных и звонких согласных.

Тропы.

- Что такое тропы? Их роль в тексте?

Эпитеты. Тягостные раздумья - душевное состояние лирического героя. Великий, могучий,… язык- оценка, характеристика языка.

Чтобы пропеть гимн, сказать благоговейное слово, выразить свои чувства, автор использует эпитеты.

Есть в этом тексте и МЕТАФОРА - поддержка и опора- с ее помощью автор выражает свое отношение к языку. Именно язык стал на протяжении нескольких лет жизни за границей поддержкой и опорой. Именно он в трудные минуты согревал, давал силы жить, творить, не падать духом.

- Ребята, как вы думаете, почему в таком небольшом по объему тексте автор дважды употребляет эпитет «великий»?

Неслучайно, дабы показать величие языка и народа – одна из главных идей произведения.

7. Лексика.

Закрасьте синим карандашом слова, в которых выражены отрицательные эмоции лирического героя, а зеленым – слова с положительной эмоциональной окраской.

Назовите слова с «-» эмоц-ой окраской. Как вы понимаете их значение?

сомнение – неуверенность, отсутствие веры

тягостный – трудный, обременительный

отчаяние- безнадежность, безвыходность

- Какие чувства испытывает лирический герой в начале стихотворения? Чем они вызваны?

Здесь не только благодарность, но и размышление о будущем своей страны, о судьбе своего Отечества. Об этом говорит использование слова СУДЬБА. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

Судьба людей, судьба родины, судьба государства. Лирический герой размышляет о том, что совершалось в России, и это размышление тягостное.

Историческая справка (сообщение ученика).

-Какие качества русского языка вызывают восхищение лирического героя? Как вы понимаете значение этих эпитетов?

великий – выдающийся

могучий – мощный, сильный

правдивый – говорящий правду

свободный – пользующийся свободой

8. Синтаксис.

-Ребята, посмотрите, текст состоит из трех предложений, где каждое интонационно оформлено. О чем это говорит? Когда мы используем эти знаки?

1 предложение – восклицательное, значит сказанное не оставляет автора равнодушным, вызывая сильные чувства.

- Какие знаки препинания использует Тургенев в этом предложений? Их функция?

Тире разделяет предложение на две части: с «-» и «+» эмоциональной окраской. Но одного тире Тургеневу было не достаточно, он поставил еще и запятую.

Вывод: Использование тире и запятой нужно для усиления эмоциональности, а длительная пауза говорит о силе чувств.

2 предложение – вопросительное. Заставляет задуматься об отношении к родине, к русскому языку. Здесь передано чувство безысходности, безнадежности, которое испытывает лирический герой, окрашено синим цветом.

3 предложение – восклицательное. Последнее предложение более эмоционально насыщено, т.к. в нем заключена идея и вывод.

- Давайте посмотрим, как последнее предложение соотносится с предыдущими.

9. Работа со схемой.

Автор наблюдает то, что происходит на родине – Автор размышляет о дальнейшей судьбе Отечества – Эти размышления тяжки, сопровождаются сомнениями – автор готов впасть в отчаяние – Но поддержкой и опорой ему служит русский язык – Русский язык - великий, могучий, свободный - ….

Слово учителя.

Связь судеб русского языка и народа не раз отмечалась Тургеневым. Так, в одном письме он писал о русском языке: «… для выражения многих и лучших мыслей – он удивительно хорош по своей честной простоте и свободной силе. Странное дело! Этих четырех качеств – честности, простоты, свободы и силы - нет в народе, а в языке они есть… Значит, будут и в народе. По тому самому я верю, что у народа, выработавшего такой язык, должно быть прекрасное будущее».

- Какую связь видит Тургенев между судьбой народа и русским языком?

У народа, выработавшего такой язык, должно быть прекрасное будущее (запись на доске и в тетради ).

10. Итоги. Домашнее задание.

Написать свое слово о русском языке.

Одни из лучших произведений в мировой литературе – это тургеневские рукописи, в которых содержатся очерки, повести, романы, рассказы и огромное количество миниатюр. Иван Сергеевич Тургенев работал над своими произведениями всю свою жизнь.

Огромнейший цикл занимают его «Стихотворения в прозе». Прекраснейший стихотворный цикл в прозе, который объединен общим тургеневским замыслом, сразу понравился и критикам, и читателям. Эти миниатюры, которые он назвал «старческими», были всегда востребованы и интересны людям разного поколения.

История замысла и создания

Иван Тургенев долгое время жил за границей, где уже в пожилом возрасте решил обратиться к необычному жанру – стихотворения в прозе. Известно, что при жизни автора часть стихов была напечатана. Но последняя, меньшая часть, которая состояла из тридцати миниатюр, была напечатана уже после смерти великого и замечательного писателя. Несмотря на то что автор предчувствует скорую смерть, он все-таки надеется, что его творчество найдет отклик в сердцах читателя и русского человека. К сожалению, его миниатюра «Русский язык» при жизни самого писателя так и не была напечатана.

Самыми сильными его стихами из этого цикла считаются те, что посвящены русскому языку. Наверное, каждый человек знает наизусть его прекрасное стихотворение в прозе. Кстати, эта миниатюра «Русский язык» изучается в школьной программе.

Известно, что тургеневская миниатюра в прозе «Русский язык» является завершающей весь этот цикл, в котором Иван Сергеевич подчеркивает то, насколько важны для него и родной дом, и язык, и Родина.

Русский язык
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Красив и прекрасен русский язык, который всегда правдив и свободен. Любой человек, как и писатель, могут найти в нем и опору, и необходимую поддержку в любой момент. Особенно когда человек находится вдалеке от родины, страдает, сомневается, его одолевает тягостные и печальные раздумья. В такое время всегда тянет на родину, и вот тогда русский язык становится надежной опорой.

Автор использует множество прилагательных, чтобы выразить свою любовь и восхищение родным языком. Так, он правдивый, и, конечно же, свободный, и, соответственно, великий, и обязательно могучий. И тут же автор задает риторический вопрос, чтобы и читатель задумался о том, какую роль в его жизни играет язык, и как можно преодолеть все препятствия и даже разлуку с домом, Родиной, если бы не было родного языка.

Основной образ миниатюры

Главным образом тургеневского стихотворения является русский язык, отношение автора к которому можно проследить уже с первого слова и первой строчки. Писатель очень бережно и свято относится к родному языку. Он считает, что это настоящее сокровище, в котором заключено все:

➥ Народные традиции.
➥ Обычаи народа.
➥ Мировоззрение целой нации.


Именно язык возвеличивает человека, он как бы поднимает его на пьедестал перед самой природой. Благодаря ему, жизнь человека имеет цель, становиться осмысленной. Иван Тургенев признается своему читателю, что когда ему становится плохо, он не знает, что делать, то всегда может найти опору в русском языке. Поэтому и его стихотворная миниатюра в прозе такая сильная и душевная, нежели остальные. Писатель поясняет, как он горд, что он живет в этой стране и разговаривает на русском, родном для него языке.
Сам писатель говорил:

«Я верю, что у народа должно быть прекрасное будущее».

Любовь к родине в тургеневском стихотворении в прозе

В своей необычной миниатюре автор выражает свою любовь к родному языку, который является не только необходимой, но важной частью русской культуры, отражая всю широту и красоту русской души. В своем сюжете автор призывает беречь этот прекрасный и самый могучий язык. Автор обращается не только к своим современникам, но и к потомкам.

Иван Тургенев говорит о том, что не только в то время, когда он жил, все самые лучшие и талантливые произведения создаются на этом прекрасном языке, но его необходимо сохранить для того, чтобы создавались новые и уникальные произведения, которые будут также интересны и талантливы. Автор говорит о том, что судьба народа, прежде всего, связана с судьбой и историей языка. Стоит вспомнить, что когда сам писатель писал эту миниатюру, то находился вдалеке от родины, и только язык был важным связывающим звеном его с родной страной. Только в разлуке писатель смог понять и осознать, как важен для него русский язык.

Несмотря на то что Тургенев владел иностранными языками и делал много переводов, русский язык всегда оставался для него самым важным. Переводы он выполнял только затем, чтобы иностранцы тоже могли приобщиться к русской литературе и узнать, насколько разнообразен русский язык, насколько талантливы русские авторы. Как утверждал сам Иван Тургенев, он верил в щедрость и душевную красоту своего народа, который всегда сможет преодолеть любые препятствия.

Выразительные средства

Основной мыслью тургеневского стихотворения является вера в народ, которому дан такой прекрасный и великолепный язык, поэтому-то у такого народа обязательно должно быть будущее. И эта вера выражается автором при помощи различных художественных средств. Итак, писатель в своем тексте использует эпитет «великий». Лексическое значение этого слова означает, что тот, который превышает всякую меру, а его достоинства выделяются среди остальных подобных качеств.

Могучий - это тоже эпитет, означающий, что явление обладает властью и силой, необычной мощью и влиянием. Эпитетом является и слово «правдивый», которое имеет значение правды и истины. Эпитетом является и слово «свободный», значение которого обозначает как тот, который совершенно не терпит каких-либо препятствий к свободе или ограничений.

Употребление подряд несколько эпитетов говорит о том, что в своем произведении автор использует стилистические речевые фигуры, который помогают передать настроение и эмоции писателя.

Анализ тургеневской миниатюры «Русский язык»


Тургеневская миниатюра «Русский язык» очень лирична и передает размышления автора. Это произведение написано в прозе, поэтому в нем нет никакой поэтической рифмы, но зато хорошо видны переживания и настроения писателя. Иван Тургенев пишет это стихотворение, чтобы показать, как сильно он любит свою Родину. В отличие от других произведений великого мастера слова, финал его совсем не трагичен, он воодушевляет и дает возможность гордиться тем, что каждый из нас разговаривает на этом языке.

В этом произведении, которое так красиво написано, нет сюжета, но зато есть композиция и авторская позиция, которая выражается прямо, ярко и насыщенно. Вся композиция разделена на несколько частей, только это разделение, конечно же, условно. Итак, постарается их боле четко разделить на части. Первая часть – это обращение к языку, как к жизненной опоре. Автор объясняет, когда и как он обращается к нему. Соответственно, читатель может увидеть время, причину и даже условия, при которых автор думает о родном языке и обращается к нему за помощью.

Вторая часть – это уже характеристика родного языка, которую дает Иван Тургенев. В третьей части содержится длинный и очень глубокий риторический вопрос, который обращен к читателю. Сам автор использует повторное утверждение о том, что в самые трудные для него времена его всегда спасает родной язык. В четвертой части, которая, как и остальные, небольшая по объему, содержится рассуждение о том, что думает о родном языке сам автор. Ведь он никогда не сомневался, что только у такого сильного и могущественного народа мог появиться такой сильный и прекрасный язык.

Поэтому автор обращается ко всем кто способен понять и оценить всю силу, которую имеют говорящие на прекрасном могучем языке, в котором содержится огромнейшее количество слов и любому предмету и явлению есть название и обозначение. Именно поэтому язык, на котором говорили и писали великие мастера слова, развит, певуч и красив. И этот язык в опытных руках может стать и сильным оружием, и нежным и ласковым инструментом для достижения всего в этой жизни. Сила и мощь родного тургеневского языка не может не поражать, а лишь требует бережного и заботливого отношения к нему.

Необычная гордость писателя, который, даже находясь за пределами родины, продолжает гордиться своей страной и рассуждать о ее судьбе вызывает уважение. Сам автор внес большой вклад в то, чтобы люди, которые живут в других странах и говорящие на других языках, могли познакомиться с русской культурой и узнали национальный характер нашего народа. Литературное наследие, оставленное Иваном Сергеевичем Тургеневым позволяют иностранцам лучше понять не только менталитет нашего народа, но и показать какое огромное наследие досталось потомкам в виде великого и могучего русского языка.

Самим же носителям русского языка остаётся только понять каким сокровищем они обладают.

Шмаленая Александра

Творческая работа ученицы 10 кл. МОУ СОШ № 3 г. Лыткарино Шмаленой Александры заняла на городском конкурсе сочинений "Россия-Беларусь:историческая духовная общность" 2 место. Тема сочинения - высказывание писателя И.С. Тургенева о русском языке. В дальнейшем творческая работа была отправлена на областной этап конкурса и была опубликована в сборнике "Русское речевое общение" 2009 г.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сочинение ученицы 10 «А» класса Шмаленой А.

(2 место в городском конкурсе сочинений

«Россия и Беларусь: историческая духовная общность»)

2008 г.

« Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины-

ты один мне поддержка и опора, о великий и могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя как не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома? Но нельзя не верить, что такой язык не был дан великому народу.» (И.С.Тургенев)

Идут века за веками. Земля меняет свой наряд: то покрываясь снегом, то резными листьями, то молодой зеленью, просыпаясь от долгого сна. Жизнь изменчива и прекрасна. Неизменным остается одно - любовь! Любовь к своей Родине, к своему народу, к своему языку. Долгие годы именно русский язык объединял народы, населяющие нашу страну. Для украинцев, белорусов, казахов он был языком межнационального общения.

Я русская! Я горжусь принадлежностью к своему народу, потому что есть чем гордиться! Велик ли русский народ? Безусловно. На всех этапах своего развития Россия доказала, что на ее земле, где бьют чистые прозрачные родники, где растут могучие кедры и нежные легкокрылые березки, мог появиться великий, открытый, сердечный народ, который говорит на самом красивом языке. Что может быть ближе и дороже, чем родной язык? Какое волшебное слово - родной! Оно согревает своим теплом все то, к чему прикасается в качестве эпитета: родная мать, родной дом, родная страна. родной язык.

« Мой язык горами ворочает»,- гласит старинная русская пословица. Именно в языке отражаются все этапы истории народа, все ступени, по которым направлялось движение его культуры. Поэтому богатое прошлое народа – залог богатого и мощного развития самого языка данного народа. Богатство, выразительность, неисчерпаемые внутренние силы, красота

«великого и могучего, правдивого и свободного русского языка» всегда восхищали поэтов, ученых, философов. М.В.Ломоносов писал: «Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ее могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому государству не уступает».

Каких только талантов не родила русская земля! Это и художники, композиторы, полководцы и многие другие, но с особым почтением я отношусь к поэтам и прозаикам. Ведь из всех искусств самым распространенным, ходким материалом пользуется поэзия. Музыканту нужны инструменты, живопись немыслима без холста и красок, а поэзия имеет дело со словом – с тем обыкновенным словом, которое служит нам в повседневной речи. Но самое привычное, изо дня в день произносимое слово как будто перерождается, вступая в строй поэтической речи. Как часто мы слышим «грусть», «грустно». А как оживает, становится значительным и величавым это «грустно» в драгоценных строчках Пушкина:

«На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко…»

Значение слова «грустно», почти неразличимое в нашей обыденной разговорной речи, становится здесь особенно ощутимым и внятным.

В.Г. Белинский справедливо отмечал: «Из русского языка Пушкин сделал чудо». Вслушайтесь в эти поэтические строки, и вы почувствуете звучность и красоту языка, и ваша душа наполнится пониманием чувств поэта и благодарностью за эти его строки:

«… Леса, где я любил, где чувство развивалось,

Где с первой юностью младенчества сливалось

И где, взлелеянный природой и мечтой,

Я знал поэзию, веселость и покой».

(А. С. Пушкин «Царское село»)

Пушкин - это целое явление в русской литературе. В его стихах русский язык зазвучал, заиграл красками; поэтические сравнения поэта так хороши, необычны, музыкальны. С чего начинается познание языка маленького ребенка? Со сказок Пушкина. Они так увлекательны и красивы, что дети готовы их слушать бесконечно. С кем мы идем по жизни, познавая красоту русского языка? С Пушкиным, поэтом и прозаиком. Для читающей России А.С.Пушкин своими солнечными стихами «утеплил» ее климат. У веселого пушкинского очага мы согреваемся и сегодня, в двадцать первом веке, потому что ничего теплее Пушкина не было в русской культуре. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий» пушкинская бодрость, пушкинская мудрость вооружают нас мужеством и дают надежду, что в многовековую трагическую историю русского народа когда-нибудь войдет гармония.

Человек живет и воспитывается в сложившейся веками культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и историю своего народа. Как это ответственно: жить там, где жили поэты и прозаики великой русской литературы, впитывать впечатления, которые получили отражение в знаменитых произведениях, говорить и размышлять на языке Гоголя, Тургенева, Некрасова, Толстого! И разве может современное поколение «впадать в отчаяние», когда все творчество величайших русских поэтов и писателей проникнуто великой надеждой за русского человека, верой в духовную мощь русского характера?

Н.А. Некрасов всегда надеялся, что гордый духом русский народ сумеет скинуть тяжкое бремя рабства:

«В минуту унынья, о родина-мать!

Я мыслью вперед улетаю,

Еще суждено тебе много страдать

Но ты не погибнешь, я знаю…

Сбирается с силами русский народ

И учиться быть гражданином…»

Образы, созданные Некрасовым, и все человеческие проблемы, изображенные им, современны и по сей день, потому что Некрасов – это сама Россия, где все большое: горе и счастье, память и предвидение, прошлое и будущее.

Как много дает нашей душе прекрасный русский язык, если пером по бумаге пишет гениальнейший, талантливейший человек – Л.Н.Толстой, который показал, что человек несет ответственность за все свои поступки и располагает правом выбора своего пути. Роман «Война и мир» пронизан тонкой мудростью, а описание Бородинского сражения – это высоконравственный подвиг русской армии. Это светлый и торжественный день в жизни русского народа, и описан он таким пронизывающим душу языком, что невольно понимаешь, что идеалы мира и добра украшают жизнь. Это было и всегда будет истиной для каждого русского человека, так как он

«…Готов помочь одной душе, А то и целому народу!» (С.Смирнов «Советский солдат»).

О величии, мужестве, бесстрашии русского народа написано много произведений о войне. В повести Василя Быкова «Дожить до рассвета» видно настоящее торжество русского духа и характера: «И пусть Ивановский почти умирал, он чувствовал: что-то в нем еще оставалось - если не сила, как, может, решимость».

Самоотверженность, решимость на войне – ярко характеризуют и показывают величие русского народа. Я уверена, что, идя в рукопашный бой или просто в атаку, русские кричали более хлесткие словца, чем те, которые мы можем прочитать в книгах. Но эти моменты можно оправдать: русские любят подстегивать себя хлестким словом. Но я не хочу слушать эти слова от своих сверстников, которые ничего трудного в жизни не видели, тем более что подобная брань не только корежит наш русский язык, но и оскверняет человеческую душу. Нам нельзя забывать слова И.С. Тургенева о значении и величии русского языка: «Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии творить чудеса! Куда денут скептики наш гибкий, чарующий, волшебный язык, Поверьте господа, народ, у которого такой язык, - народ великий».

Каждый человек – это целый мир, который с ним рождается и с ним умирает. Гете писал, что под каждой могильной плитой лежит всемирная история. Но эта история живет. Живет в языке. Человек бессмертен, пока жива нация, к которой он принадлежит, пока из поколения в поколение передается язык:

О небо! О вечность!

О трудные годы…

Народ – зодчий речи.

Речь – зодчий народа.

(А.Вознесенский)

Пусть не оставит Бог Россию и поможет ей быть великой многие лета.

«Тургенев стихотворения в прозе» - «Стихотворения в прозе» были написаны И.С. Тургеневым в конце жизни, в 1878-1882 годах. Ритм, размер, рифма. Жанры лирики. Стихотворение, поэма. И. С. Тургенев (1818 - 1883). Близок к автору. Крупко Анна Ивановна, № 233-103-883. Переживания, чувства. «V» - уже знал(а), «+» - новое, «-» - думал(а) иначе, «?» - не понял, есть вопросы.

«Герои Бежин луг» - Павлуша отличается деловитостью, смелостью, трезвостью ума. Средства художественной выразительности. Все ли герои рассказа способны ощутить загадочность и красоту окружающего мира? Что сближает Костю с другими ребятами? В.А.Маковский.1879. И.С. Тургенев. Федя. Вспомните литературные произведения, где встречается подобная ситуация?

«Тургенев Бежин луг» - Речь автора музыкальна, мелодична, насыщена яркими, запоминающимися эпитетами: «сверкающие обагренные кусты», «красные, золотые потоки молодого, горячего света». Урок по теме: «Волшебная красота и сила русского слова». Охотник залюбовался мальчиками Герои «Бежина луга» - крестьянские мальчики. «Был прекрасный июльский день.».

«Иван Тургенев» - В произведениях Тургенева отчетливо проступают следы лутовиновской старины. … Люблю ли я родину? Центр усадьбы - двухэтажный деревянный дом, украшенный колоннами. Р о д о с л о в н а я. «К о г д а в ы б у д е т е в с п а с с к о м…». Картина художника б.Щербакова. Там и воздух-то как будто «полон мыслей»!..

«Тургенев Отцы и дети» - А. Панаева. П. Вайль, А. Генис. Учитель русского языка и литературы. МОУ СОШ № 2 ЗАТО п. Солнечный Оловянникова Елена Петровна. Такова идеальная гармония бытия и в представлении Тургенева. «Отцы и дети» -едва ли не самая шумная и скандальная книга в русской литературе. Социально-философский, полемический.

«Тургенев биография» - О какой повести идет речь? Одной из главных в романе является тема отношений между поколениями. Кот в мешке 2 (3 ума). Что же послужило поводом для ареста писателя? Биография 2 (3ума). Методическая работа. Герои и произведения 1 (1ум). Тургенев оставил «Современник» навсегда. 1. 1828 – 1910 2. 1818 - 1883 3. 1809 - 1852 4. 1812 - 1891.

Всего в теме 28 презентаций

Изучение стихотворения в прозе «Русский язык» И.С.Тургенева имеет давнюю методическую традицию, которая во многом и определяет работу над ним: стихотворение выразительно читается учителем, затем идет работа над его «партитурой» (иногда с привлечением записей мастеров художественного слова), ученики отвечают на вопросы, связанные с общей идеей стихотворения и его пафосом, и затем учат его наизусть.

Но давайте задумаемся, можно ли считать такую работу над стихотворением эффективной, происходит ли подлинное постижение идеи этого художественного текста учениками или создается лишь иллюзия понимания. В большинстве случаев ответ очевиден. Дело в том, что слишком долго мы изучали художественный текст, игнорируя его поэтику или — в лучшем случае — касаясь его «художественных особенностей» лишь на заключительном этапе работы, и, как следствие, не учили главному — пониманию художественного текста. А ведь понимание, как трактует его современная герменевтика,- «это процесс познания «внутреннего содержания» жизненного факта с помощью внешних знаков, воспринимаемых нашими чувствами. Основываясь на анализе процесса понимания, герменевтика утверждает возможность универсального действенного истолкования фактов и стремится решить общую проблему — доказать способность «наук о духе» дать знание, обладающее универсальным значением»’. Интерпретируя это высказывание к методике преподавания нашего предмета, мы с определенной долей уверенности можем утверждать: понимание художественного текста дает ученику знание текста, но не знание о нем, почерпнутое из учебника или другого источника. Не будем забывать также и о том, что навык понимания текста во многом формируется на уроках литературы. И задача учителя не «транслировать» информацию о тексте и проверять ее «усвоение» учениками, а создать условия для формирования этого навыка. И здесь на помощь учителю приходят современные образовательные технологии, позволяющие освоить новые формы урока: например, урока-практикума или — в иной терминологии — урока, выстроенного в жанре лабораторной работы. Безусловно, подготовка к такому уроку — дело чрезвычайно трудоемкое для учителя, поэтому надеемся, что предлагаемые ниже материалы во многом облегчат его труд. Сразу отметим, что при подготовке заданий для урока по стихотворению в прозе «Русский язык» Тургенева мы обращались к работам Е.В.ДжанжаковоЙ и А.К.Киселёва, а сам принцип построения карточек и ход урока аналогичен тому, что предлагается в пособии «Обучающие практические работы по литературе».

Ход урока.
Вступительное слово. Последние произведения И.С.Тургенева, а именно к их числу и относится цикл «Стихотворения В прозе» (18П-188З), полны раздумий о судьбах родины, о быстротечности человеческой жизни, о связи при роды и разума. В прозаических произведениях писателя эти размышления находятся за сюжетом, за внешними событиями и редко-редко прорываются в лирические отступления: «И Я сам — что сталось со мною? Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений? Так легкое испарение ничтожной травки переживает все радости и горести человека переживает самого человека» (<<Ася»).

«Стихотворения В прозе» — лирические произведения. Тургенев, создавая их, использовал все интонационное богатство, ритмическую гибкость, музыкальность, возможность выразить в прозе тончайшие смысловые нюансы — одним словом, все свойства русского языка, которые позволяют, не при бегая к размеру и рифме, выразить все душевные движения, напрямую обратиться к миру чувств читателя. К созданию произведений этого жанра писатель подошел как истинный художник слова: «Непритворна моя грусть, мне действительно тяжело жить, горестны и безотрадны мои чувства. И между тем я стараюсь придать им блеск и красивость, я ищу образов и сравнений; я округляю свою речь, тешусь звоном и созвучием слов» (из стихотворения «Кубок»),

Задание 1.
Многие стихотворения родились как результат художественной обработки «не художественного материала»: фрагментов из писем, устных рассказов, воспоминаний. Сравните предлагаемые ниже тексты и определите, что отличает художественное произведение от материала, легшего в его основу. Из воспоминаний собеседника Тургенева: «Говорили О России, об ее положении в Европе, об ее будущности, о тех, кто скептически относился к ее судьбам.
— И я бы, может быть, сомневался в них, — заметил Тургенев, — но язык? Куда денут скептики наш гибкий, чарующий язык? Поверьте, господа, народ, у которого такой язык, — народ великий». Из статьи: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Берегите чистоту языка как святыню … » Из беседы: «Я верю, что у народа, выработавшего такой язык, должно быть прекрасное будущее». Из письма: « … Он <русский язык> удивительно хорош по своей честной простоте и свободной силе». «Русский язык»: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу»

Задание 2.
Основная мысль стихотворения выражена предельно ясно: родной язык — это то единственное, что дает автору веру в народ и его будущее. Посмотрите, с помощью каких художественных средств она выражена. Найдите метафоры и определите, по какому принципу они созданы.
Метафора — вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству и контрасту. Метафоры создаются по принципу олицетворения, овеществления, отвлечения. Найдите эпитеты, обратившись к лексическому толкованию слов, выступающих в роли эпитетов, выясните, сколько значений включает в себя каждое из них. Подумайте, как эти значения обыгрываются в тексте. Эпитет — слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки. Великий — превышающий всякую меру, выдающийся по своим достоинствам. Могучий — очень большой, значительный, мощный; обладающий властью, силой, влиянием, могущественный. Правдивый — любящий правду, истину; содержащий в себе правду, основанный на правде. Свободный — не знающий, не терпящий ограничений, не связанный никакими обязательствами, ограничениями; проявляющийся легко, без ограничений, затруднений. Подумайте, почему автор употребляет не один эпитет, а несколько подряд. Как называется такой синтаксический прием? Каким образом достигается выделение смысла последнего из названных эпитетов?

Задание З.
Разберемся в стилистических фигурах речи, используемых автором. Фигура — обороты речи, средство художественной выразительности, способствующие восприятию образа, фигуры речи «служат выражением эмоционального движения в говорящем и средством передачи тона и степени его настроения слушателю» (А. Горнфельд). Определите, какое настроение и каким образом стремится передать автор читателю. Для этого еще раз обратитесь к ряду эпитетов великий, могучий, правдивый и свободный и определите: по принципу перечисления или градации они выстроены? Перечисления — частный случай синтаксического повтора. Градация — вид перечисления, когда между членами ряда возникают отношения, усиливающие или ослабляющие тот или иной признак.

Задание 4.
Выполняя задание 1, вы уже установили, что метафоры синонимичны. Найдите в тексте стихотворения аналогичный случай повтора близких по смыслу слов. Что изменится, если оставить только одно из слов и/или заменить оба слова синонимом размышлений? Почему Тургенев использует форму во дни? Какой стилистический эффект достигается использованием повтора этой формы? (Для ответа на этот вопрос сравните два высказывания: во дни сомнений, во дни тягостных раздумий и во дни сомнений и тягостных раздумий).

Задание 5.
Найдите в тексте стихотворения обращение. К кому обращается автор? Зачем перед обращением употреблена частица о? Прочитайте второе предложение. В конце стоит вопросительный знак, а по смыслу требует ли такой вопрос ответа? Как называется такой стилистический прием?
Дайте истолкование значению слова дома. Как называется этот троп?

Задание б.
Перечитайте еще раз первые два предложения: вы заметили, что в них тропы поддержаны фигурами, а фигуры, в свою очередь, выделяют тропы? Соблюдается ли такая закономерность в последнем предложении? Определите, как выражена его эмоциональная окраска (предложение — восклицательное). Перечитайте внимательно первое и последнее предложения. Какой эпитет повторяется? К какому слову он отнесен в первом случае, к какому — во втором? Как он помогает установить глубинную связь между этими понятиями? Если вы затрудняетесь с ответом на этот вопрос, то подумайте, в каком значении употреблено слово язык в одной из известных пушкинских строф:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

Задание 7.

Исследователи творчества Тургенева отмечают, что в стихотворении «Русский язык» использован еще один художественный прием: автор не договаривает мысль до конца. Этот прием является и синтаксическим и лексическим одновременно, это прием умолчания. Определите, какая мысль «не выговорена» автором до конца. Посмотрите, как связаны между собой по смыслу первое и последнее предложения. Подумайте, чем можно считать последнюю фразу стихотворения: его последней мыслью или отправной точкой для дальнейших размышлений? Каких? Как вы думаете, можно ли считать строки из поэмы «Мертвые души»: «Выражается сильно российский народ! < … > и всякий народ, носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей яркой особенности и других даров Бога, своеобразно отличился каждый своим собственным словом < … > но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово» — тоже созданными в русле подобных размышлений?

Подводя итоги, можно сказать, что подобная работа с текстом на уроке — это последовательное постижение смысла художественного произведения, который раскрывается в его композиции, в его поэтике: ведь, как правильно заметил однажды известный литературовед Ю.В.Манн, «смысла, отдельного от поэтики, не существует».

«Русский язык» Тургенева. Стихотворение. Анализ

4.5 (89.66%) 29 votes