Академик зинченко. А.П

Тезисы.

(В дискуссии принимали участие: Зинченко, Грязнова, Копылов, Андрейченко, Зильберштейн, Клоков, Кияшко, Галкин, Тараканова).

Зинченко А.П.

Кто такой методолог? Начну с байки, которую когда-то слышал от Георгия Петровича Щедровицкого. Это было в каком-то аэропорту, в видеозале. Смотрели мы японский фильм, действие происходило в древние времена. Воюют между собой самураи, и вот в одном эпизоде какой-то самурай японским мячом снес голову другому самураю. Все это было снято очень натуралистично. Георгий Петрович толкнул меня локтем и сказал: «Саша, вот это и есть методолог» - про того японца, который отрубил голову мечом.

Самого Г.П. называли в свое время, в 60-е годы, «Главный методолог». Справка для молодежи - в те времена, в СССР, шли успешные запуски ракет в космос, и все знали, что в стране есть «Главный теоретик» космонавтики и «Главный конструктор» космических ракет. Теперь мы знаем, что это были Келдыш и Королев). И вот по аналогии Олег Генисаретский иронично называл Г.П. «Главный методолог».

Итак, 28 лет прошло с момента нашего знакомства. И сейчас я могу сказать, что все годы, пока я ездил за ним по городам и весям, я стремился «снять» его уникальный способ мысли и действия. Все остальное меня интересовало в меньшей мере.

А после того, как Учитель умер, я поставил задачу – технологизировать то, что он делал и превратить это дело в систему тренажеров, игр, и разного рода занятий. Я пробовал обсуждать эту задачу на методологических конгрессах и натолкнулся на возмущение.

Копылов .

Что именно технологизировать? То чем Г.П. занимался? А чем именно он занимался? Технологизация чего?

Зинченко.

Возможна технологизация с пособа работы и мысли. Но не персональных техник, это уходит с человеком навсегда, а вот то, что делалось им вместе с коллективом, которым он руководил, и всем методологическим движением…

Для того чтобы решать задачу технологизации способа мысли и действия, необходимо учебное заведение.

«Технологический» не означает перенос. Когда мы осваивали понятие «технология», то оно обычно обсуждалось на следующем примере. Есть сапожник, который вручную, нетехнологично, тачает сапоги. А в другом месте находится заводик, где линия станков выплевывает партии кроссовок…

Андрейченко. Что-то, что было у Г.П., потеряно навеки, но делается вот это. Вот здесь делается это. Работает машина, проходя через которую, люди могут получить те или иные способности.

Зинченко.

Методология - это «школа». И в школе есть место для «Учителя». Даже когда Учителя уже нет, школа есть, и у этой школы есть определенная история. Кстати, в методологической школе очень тщательно подходили к истории и отслеживали, что, скажем, в корпусе методологических представлений идет из Греции, что взято у Декарта, что взято у Кузанского, и что мы придумали сами. Это очень важный был вопрос.

Второе место – методологическая школа сформировала новую картину мира и у этой школы есть особое мировоззрение.

«Картина мира» имеет важнейшее значение. Если я методолог, то я вижу мир, как мир мыследеятельности, или мышления и деятельности. Для меня не существует природы, но есть материал деятельности. Я не скажу, что Бога нет, но я знаю, что есть Мышление, которое все, что нас окружает и нас, людей, в том числе, придумало когда-то, а потом деятельность воплотила эти проекты в материале. В том числе и Бога.

Методология сформировала мыследеятельностную картину мира и, кстати, все великие и многие из ныне живущих управленцев реально в ней живут и ею пользуются, но этого не рефлектируют. Нет надобности. Великое достижение методологии состоит в том, что современная картина мира была ею отрефлектирована.

Третье место это практика. Методология немыслима без практики. И там, где у меня на схеме обозначена практика, есть несколько ленточек. Практика «образования», практика «игры», практика «управленческого консультирования». Их не так много этих практик, я перечислил, наверное, основные на сегодняшний день. Поставим здесь троеточие.

Эти три места лежат сверху жирной лини. Что за место находится ниже? То, что выше жирной линии, я обозначаю как принципы самоорганизации. Я должен понимать, к какой я школе принадлежу, если я действую и мыслю как методолог. Я должен демонстрировать свою «картину мира» всем своим пониманием, прежде всего, а затем поведением и действием в тех практиках, которыми я занимаюсь. А вот здесь внизу, четвертое место лежит, это что, что называется «образ жизни». Методология, уважаемые коллеги, тем она и противна, что предполагает особый образ жизни.

Например, Г.П. называли «Бродячий философ», он сменил множество мест работы и был кандидат философских наук, а в СССР обязательно нужно было принадлежать к какому-нибудь профессиональному сообществу. Сейчас у нас с вами совсем другая ситуация. Некоторые из вас тоже пытаются писать кандидатские работы, чтобы стать философами, но я по секрету вам скажу: это все давно и безнадежно устарело.

Здесь нужно сформулировать следующее - методолог не может быть человеком организации, поскольку его принципы самоопределения не предполагают следования нормам поведения в организации…

Вот сейчас американцы активно обсуждают понятие «свободных агентов». Они утверждают, что сегодня в США 25% занятых – это свободные агенты. Это разносторонне подготовленные люди, которые включаются в какую-то деятельность, на основании договора, выполняют работу, а потом из нее выскакивают. Сидят по домам, у них у всех Интернет… Методолог в этих современных понятиях – это свободный агент.

Вопрос из зала. В чем перспектива вхождения, в какую либо школу? Есть разные школы, спортивные, математические и т.д. Какие перспективы дает методологическая школа?

Зинченко. Например, понимание своего места в культуре. Есть хороший японский фильм «Гений дзю-до». Старый фильм про древние времена. В Японии множество мастеров дзюдо и они постоянно устраивают стычки. И вот что интересно, как только бойцы начинают драться, то они сразу рефлексивно фиксируют, к какой школе принадлежит противник, по движения, ударам, по элементам техники и т.д. Известно, что где-то в Китае есть монастырь Шаолинь (его недавно Путин посетил), это место, откуда изначально почти все восточные единоборства произошли. А затем, на длинных отрезках истории каждый мастер вводил в технику что-то новое и создавал собственную школу. И вот для японских мастеров единоборств важно зафиксировать к какой они школе принадлежат. Главный герой этого фильма никак не мог победить некоего «плохого парня», который знал несколько оригинальных приемчиков. В конце концов, герою с огромным трудом удалось достать свиток, на котором были описаны все приемы той школы, к которой принадлежал его противник. И вот он изучил эти приемы, разработал контрприемы и в конце победил.

Андрейченко. Я вот до сих пор, в некоторых случаях, в которых мне нужно принять решение, задумываюсь, как отнесся бы Г.П. к тому или иному моему решению. В школе всегда есть учитель, он используется как некоторый образец, если хотите, в функции Бога. Поэтому в случае, когда ты не знаешь, как поступить, ты начинаешь обращаться к образцу, либо рассчитываешь на внутренний голос. Действуешь и оснащаешься различными инструментами и приемами. Это и есть школа.

Зинченко

Методологическая школа отличается от всех тем, что учитель отбрасывает от себя поколение учеников, и каждый раз проблематизирует предыдущие свои шаги в отношении школы и идет отдельно от школ, своим путем, методологическим. Да школы создаются, их, по крайней мере, несколько. Вот такая картина, кумулятивная является неадекватной.

Методологическая позиция – это и есть то, что нарисовано мною на схеме. Не «морковка», которая что-то там связывает, а я связываю, стоящий у доски. Поскольку мыследеятельностная картина мира, которая на схеме как место изображена, она гетерогенна. А это значит, что она включает в себя схемы на доске, живых персонажей, которые стоят у доски и коммуникацию, через которую это все доносится до аудитории. Или на доске, возле твоей морковки я мог бы написать «Зинченко», но это незаконная графика, нельзя рисовать на доске Зинченко, потому что вот он я здесь стою. И это, кстати, есть главное отличие МД картины мира от естественно-научной! Естественно-научная схватывает в схемах объекты и формулирует законы их жизни – в действительности мышления! А мыследеятельностная только частично принадлежит пространству мышления и рисуется на схеме, а другие ее части предполагают наличие живой практики (в данном случае – педагогической) и связей – коммуникации и понимания.

Дело в том, что мыследеятельностная картина мира так устроена, что ее нельзя использовать не по назначению. Поскольку, инструменты методолога и все рефлексивные перебросы от мышления к действию являются прозрачными. Методолог не может работать конфиденциально. Вот он стоит, выступает, рисует, действует. И у него работает принцип соответствия слова делу и мысли. Если этого нет, если кто-то начинает делать одно, говорить другое, а на доске фиксировать третье, то, поскольку все это видят - это есть обычное вранье или политика, но не методология.

Я бы сказал, что методологическая работа в силу принципов МД прозрачна и не допускает поэтому «плохих парней». Они сразу становятся понятными и разоблаченными.

Игра выращивает такие техники, чтобы понимать происходящее и действовать как минимум в трех слоях.


Вот я что-то делаю, передо мной поставлена задача, например, разработать проект для фирмы (нижний слой). Мне нужно сделать этот проект, но не получается. Оказывается, что методолог отличается от бизнесмена тем, что он может перейти во второй, вышележащий слой, они все у него вместе, рядом. И здесь заняться работой другого типа – найти в культуре такие инструменты, которых ему не хватает в работах нижнего слоя, которые происходят в его практической деятельности, чтобы получить результат.

Если не получается и в этом слое и он не может найти подходящее средство или инструмент, с помощью которого можно решить задачу, то можно сделать выход в третий слой, где могут быть организованы собственно методологические разработки инструментов и понятий, которых не хватает во втором слое. В этом многообразии возможностей и состоит сила методолога.

Поскольку деятельность методолога так «трехэтажно» устроена, что бы он ни делал, у него всегда есть уверенность в успехе. И кроме всего прочего, он всегда знает, в отличие от других людей, что все зависит только от него. Это кстати очень важный момент, потому что большинство людей, получивших естественно-научную подготовку (а это те, кто требует объективированных знаний), склоны винить в своих неудачах других людей и объективные обстоятельства. Методолог так никогда не скажет, не имеет права. И если ему что-то мешает, то он начинает обсуждать, как ему эту помеху преодолеть. А если не находит ответа, то начинает обсуждать, как в принципе это можно было бы преодолеть, например по Платону.

Что несет с собой ОД игра, как определенная технология. Я утверждаю, что ОД игра есть единственное место, где возможно создание и функционирование, в определенный, короткий отрезок времени, полной мыследеятельности. Что это значит? Это значит создание действий, которые организуются мыслью, в ходе проблематизирующей коммуникации. Больше это нигде невозможно, кроме как в игре. Этого не может случиться без специальной организационной работы, ОД игру очень долго нужно готовить. Это похоже на атомную бомбу, сначала готовим специальный пусковой механизм, а потом происходит взрыв (кумулятивный эффект).

Теперь я могу дать ответ на вопрос: почему в методологии произошел переход от философии к исследованиям мыследеятельности, а затем к ОД играм. В ходе многолетних исследований мышления были накоплены богатейшие результаты. И возник вопрос, а зачем это все нам нужно? Этот вопрос, очень крутой методолог, один из моих учителей, Саша Раппопорт задавал постоянно Георгию Петровичу. И я думаю, что конструкция ОД игры и есть ответ на этот вопрос. Для того чтобы создавать эти концентрированные сгустки мыследеятельности, нужно проблему ставить, проектировать, программировать, то есть активно пользоваться мышлением. Но многое зависит от того, какой коллектив соберется и какая ставится задача.

ОД игра есть попытка создать кумулятивный эффект на базе результатов исследований мышления, деятельности, коммуникации. Она стала практикой методологии, а потом появилось много разных неожиданных продолжений, например учебный план Тольяттинской академии управления. Он когда-то назывался учебный план с проектированием, поскольку противопоставлялся учебному плану традиционного вуза, который транслирует уже известное и апробированное знание.

Традиционный учебный план это своеобразная конвейерная лента, по ней двигаются студенты и сверху «преподы» надевают им на голову «ведра», а в этих ведрах находится проверенное, утвержденное Министерством образования, единственно правильное знание. Хотя везде есть преподаватели - «диссиденты», пытающиеся работать по другому, но они, как бы много их не было – исключение из утвержденных правил.

Методология разрабатывает другую схему подготовки людей и говорит: «Ребята, для того чтобы научиться жить в этом мире, и быть эффективным, не нужно осваивать предметные знания, а нужно учиться проектировать свою деятельность». Наверное, в ходе проектных работ придется использовать и предметные знания. И нужно уметь привлекать их в нужном месте и в нужных объемах. Грубо говоря - чтобы не быть совсем «охламоном» нужно книжки читать. И мы этого тоже требуем, но в свое время и на своем месте.

Зинченко. Когда я, как методолог, начинаю некое рассуждение, я должен следовать принципам методологической работы, а они гласят: «Если я начинаю что-то делать, то я должен это делать из будущего». Я в мысли должен вынести себя в будущее и решить, что я хочу получить, а после этого вернуться в настоящее и так выстроить цепочку рассуждений, чтобы прийти к исходной цели.

Я вижу миссию методолога в том, что он должен демонстрировать соответствующий образ жизни, воспроизводить среду своей школы, опираться на мыследеятельностную картину мира и практиковать управленческую деятельность. Не обязательно в функции начальника или политика, но присутствуя в системе управления как мыслительная функция.

Зинченко. Управленец должен делать, в отличие от методолога, одну простую вещь – изменять направление процессов. Если вы управляете автомобилем, то вы изменяете направление движения автомобиля, а если вы сидите в министерстве, то движение финансовых потоков. Методолог нужен управленцу для того, чтобы тот увидел соответствующий процесс, мог прогнозировать и т.д. На управленце лежит ответственность за процесс и за то, чтобы происходили изменения, а методолог обеспечивает управленца, оснащает его видением.

Андрейченко. Есть Колумб, который идет открывать Америку, а есть картографы, которые рисуют ему карту.

Зинченко. Методолог не должен на себя принимать функцию ЛПР.

Вопрос из зала. Разве не сам управленец рисует себе будущее? Используя те инструменты, которые он имеет.

Зинченко. На управленце лежит большая ответственность. Управленец всегда работает с тем, что у него есть: организация, страна и т.д. Он должен сделать шаг в будущее. Его ответственность состоит в том, что когда он начнет двигаться в будущее, могут произойти нежелательные изменения и в этом плане ему гораздо сложнее, чем методологу.


Методолог более свободен. А мышление, оно безответственно. Мышление может быть чистым, Вы можете мыслить все, что хотите… Как говорят американцы to think about unthinkable .

Тезисы выделены Цой Л.Н.

Зинченко Владимир Петрович (10 августа 1931, Харьков — 6 февраля 2014, Москва) - российский психолог, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, руководитель Центра комплексных исследований развития человека Института общего среднего образования РАО.

Родился семье психологов. В 1948 году поступил в МГУ на отделение психологии. После окончания университета (1953) занимался изучением развития восприятия у детей. 1957 г. - кандидат психологии; 1966 г. - доктор; 1969 г. - профессор.

В.П. Зинченко создал лабораторию инженерной психологии в НИИ Автоматической Аппаратуры (1961), кафедру психологии труда и инженерной психологии в МГУ (1970), кафедру эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (1984). Многие годы руководил отделом эргономики ВНИИ Технической эстетики, был директором - организатором Института человека РАН.

Под руководством В.П. Зинченко защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Владимир Петрович - Зинченко - автор около 400 опубликованных научных работ, в том числе многих книг, посвященных проблемам детской психологии, психологии восприятия, памяти, деятельности и действия, мышления, теории и методологии психологии, инженерной психологии и эргономики, образования, истории российской психологии. Более 100 работ изданы на английском, немецком, испанском, японском и многих других языках.

Зинченко Владимир Петрович является действительным членом РАО (Российская Академия Образования), заведующим кафедрой эргономики МИРЭА, профессором Самарского государственного педагогического университета, почетным членом Американской академии искусств и наук.

Область научных исследований - теория, история и методология психологии, психология развития, детская психология, экспериментальная когнитивная психология, инженерная психология и эргономика.

Книги (11)

В учебнике предпринята попытка восстановления психологии в роли и функции неотъемлемой части культуры и цивилизации, придания ей статуса профессии, а не узкой специальности, которой она стала в советское время.

Учебник представляет собой опыт, направленный на расширение профессионального сознания психологов. Поэтому его центром стали культурно-историческая психология и психологическая теория деятельности, обогащенные традициями Серебряного века российской культуры.

Зинченко Владимир Петрович (10.08.1931, Харьков) - российский психолог, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, руководитель Центра комплексных исследований развития человека Института общего среднего образования РАО.

Родился семье психологов. В 1948 году поступил в МГУ на отделение психологии. После окончания университета (1953) занимался изучением развития восприятия у детей. 1957 г. - кандидат психологии; 1966 г. - доктор; 1969 г. - профессор.

В.П. Зинченко создал лабораторию инженерной психологии в НИИ Автоматической Аппаратуры (1961), кафедру психологии труда и инженерной психологии в МГУ (1970), кафедру эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (1984). Многие годы руководил отделом эргономики ВНИИ Технической эстетики, был директором - организатором Института человека РАН.

Под руководством В.П. Зинченко защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Владимир Петрович - Зинченко - автор около 400 опубликованных научных работ, в том числе многих книг, посвященных проблемам детской психологии, психологии восприятия, памяти, деятельности и действия, мышления, теории и методологии психологии, инженерной психологии и эргономики, образования, истории российской психологии. Более 100 работ изданы на английском, немецком, испанском, японском и многих других языках.

Зинченко Владимир Петрович является действительным членом РАО (Российская Академия Образования), заведующим кафедрой эргономики МИРЭА, профессором Самарского государственного педагогического университета, почетным членом Американской академии искусств и наук.

Область научных исследований - теория, история и методология психологии, психология развития, детская психология, экспериментальная когнитивная психология, инженерная психология и эргономика.

Книги Зинченко В.П.

Видео автора

Доклад В.П. Зинченко

"Развитие и применение теории деятельности: реструктурирование социальных практик".

6 февраля 2014 года на 83-м году жизни скончался ординарный профессор ВШЭ, действительный член Российской Академии образования, почетный член Американской академии искусств и наук Владимир Зинченко.

«Наш род весь состоит из психологов, так что мы могли бы создать свой психологический колледж», - заметил однажды Владимир Зинченко. Сын известного ученого, одного из ведущих представителей харьковской школы психологии Петра Зинченко, он сам в 1953 году окончил отделение психологии философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, в 1956-м - аспирантуру Института психологии Академии педагогических наук РСФСР, а в 1966-м защитил докторскую диссертацию на тему «Восприятие и действие».

В своих первых научных работах Владимир Зинченко изучал онтогенез восприятия. Проводил эксперименты, исследуя процессы формирования зрительного образа, опознания и идентификации элементов образа. В дальнейшем сфокусировался на изучении форм перцепции, движения и действия. Проводил исследования в области когнитивной психологии, в частности по визуальному и творческому мышлению, микроструктурному анализу когнитивных процессов.

Владимир Зинченко - один из создателей отечественной инженерной психологии. В 1961 году он впервые в стране организовал в НИИ автоматической аппаратуры лабораторию инженерной психологии. Около 15 лет заведовал отделом эргономики ВНИИ Технической эстетики, став автором первого в СССР учебника по эргономике. В нескольких вузах создал кафедры психологии, много преподавал, читая лекции не только в российских, но и в западных университетах. Многие его труды переведены на английский, немецкий, японский и другие языки.

В начале двухтысячных годов Владимир Петрович, по его собственным словам, «наконец, остепенился и приобрел постоянное пристанище» - на факультете психологии ВШЭ, который он помогал создавать «с нуля». «Сначала читал здесь «Введение в психологию», - вспоминал он, - а, когда студенты подросли, стал читать «Методологические проблемы психологии».

Три раза подряд он был назван студентами одним из лучших преподавателей ВШЭ. А за особый вклад в развитие образовательной и исследовательской деятельности университета Владимир Зинченко был награжден II степени.

В последние годы несколько публикаций он посвятил проблемам психологии творчества, доверия и… души. Большинству его коллег разговор о душе мог казаться эпатажным, но Владимир Петрович все же был уверен, что «для самой психологии быть между душой и телом значительно лучше, чем быть наукой об отсутствии души».

Высшая школа экономики выражает искренние соболезнования родным и близким профессора Зинченко.

Светлая память о Владимире Петровиче останется в сердцах всех его коллег.

Профессиональные интересы

Общая и экспериментальная психология

Инженерная психология и эргономика, когнитивная психология

Теория и методология психологической науки

Проблемы психического и духовного развития

Психологическая педагогика и развивающее обучение

Российские психологические и философские традиции

Конференции

Седьмой Международный Междисциплинарный Конгресс «Нейронаука для медицины и психологии» (Судак). Доклад: Влияние различной степени эмоциональности людей на эффективность саморегуляции состояний с помощью биологической обратной связи

Доклады на конференциях

  • Зинченко В.П. Нужно ли преодолевать постулат непосредственности? Доклад на конференции «Культурно-историческая психология и конструирование миров» 26-27 февраля 2009 г., Москва, факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
  • Зинченко В.П. О начале научной работы М.И. Лисиной. Доклад на международной конференции «Общение и развитие в детском возрасте» 21-22 апреля 2009 г., Москва, Психологический институт РАО.
  • Зинченко В.П. Поведение в свете (темноте) аффекта и интеллекта. Доклад на X конференции ГУ-ВШЭ. 7-9 апреля 2009 г. Москва, ГУ-ВШЭ.
  • Zinchenko V.P.From Stream of Consciousness to its Structure (After M. Bakhtin, G. Shpet and L. Vygotsky). Referat on “The Second International Interdisciplinary Conference on Perspectives and Limits of Dialogism in Mikhail Bakhtin”. Stokholm, 3.06 – 5.06. 2009.

Публикации 140

    Статья Зинченко В. П. // Вісник Харківського національного педагогічного університету імені Г.С. Сковороди. Психологія. 2013. № 45. С. 5-35.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Поколения ВШЭ. Учителя об учителях. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. С. 51-59.

    Глава книги Осокина Е. С. , Чернышева Е. Г. , , Зинченко В. П. // В кн.: Психология индивидуальности: материалы IV Всероссийской научной конференции, г. Москва, 22–24 ноября 2012 г. / Отв. ред.: А. Б. Купрейченко , ; науч. ред.: Н. В. Антонова , , , , А. Карпов, А. Н. Лебедева , , , , , , , , , , , . М. : Логос, 2012. С. 339-339.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред.: ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 5. С. 109-120.

    Статья Белостоцкая Д. И. , Зинченко В. П. // Культурно-историческая психология. 2012. № 3. С. 49-59.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Хрестоматия по исследованиям времени в психологии. В трех томах / Под общ. ред.: А. Мелёхин . Т. 1: Методологические проблемы исследования времени в психологии. М. : Lennex Corp, 2012. С. 137-162.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред.: ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 3. С. 72-96.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Хрестоматия по исследованиям времени в психологии. В трех томах / Под общ. ред.: А. Мелёхин . Т. 1: Методологические проблемы исследования времени в психологии. М. : Lennex Corp, 2012. С. 163-197.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред.: ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 1. С. 29-50.

    Глава книги , Чернышева Е. Г. , , Зинченко В. П. // В кн.: Московский международный конгресс, посвященный 110-летию со дня рождения А.Р. Лурия. Тезисы сообщений. М. : Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, 2012. С. 144-144.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред.: ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 6. С. 121-134.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред.: ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 8. С. 159-190.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Человек в мире знания: К 80-летию Владислава Александровича Лекторского / Отв. ред.: Н. Автономова , ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2012. С. 360-387.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Харьковская школа психологии: наследие и современная наука / Под общ. ред.: Т. Хомуленко . Х. : ХНПУ, 2012. С. 22-39.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред.: ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 4. С. 97-108.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред.: ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 10. С. 207-230.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Хрестоматия по теории Петра Яковлевича Гальперина / Под общ. ред.: А. Мелёхин . М. : PubMix.com, 2012. С. 153-175.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред.: ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 7. С. 135-158.

  • Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред.: ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 9. С. 191-206.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: История психологии. Течения, школы, пути развития. М., Штутгарт: Научный мир, 2012.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Современная реальность и жизненный путь человека. Психологические аспекты. Материалы Международной научно практической конференции (19-20 апреля 2012 г.) / Под общ. ред.: Е. Сапогова . Тула: Тульский государственный университет, 2012. С. 11-47.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред.: ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 2. С. 52-71.

    Статья , Безсонова В. , Чернышева Е. Г. , Осокина Е. С. , Трунова М. С. , Зинченко В. П. // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека Дубна. 2012. № 3. С. 1-7.

  • Глава книги , Трунова М. С. , Чернышева Е. Г. , , Зинченко В. П. Успешность прохождения альфа-тренинга в зависимости от показателей Пятифакторного личностного опросника // В кн.: Психофизиологические и висцеральные функции в норме и патологии: Тезисы докл. VI Междунар. науч. конф., посвященной 170-летию кафедры физиологии человека и животных и 100-летию школы электрофизиологии Киевского университета / Отв. ред.: Л. Остапченко . К. : Издательско-полиграфический центр "Киевский университет", 2012. С. 96-96.

    Глава книги , Чернышева Е. Г. , Безсонова В. Е. , Зинченко В. П. // В кн.: Психология индивидуальности: материалы IV Всероссийской научной конференции, г. Москва, 22–24 ноября 2012 г. / Отв. ред.: А. Б. Купрейченко , ; науч. ред.: Н. В. Антонова , , , , А. Карпов, А. Н. Лебедева , , , , , , , , , , , . М. : Логос, 2012. С. 344-344.

    Статья Zinchenko V. P. // . 2011. Vol. 49. No. 6. P. 18-44.

    Глава книги , Chernysheva E. G. , Ramendik D. M. , Zinchenko V. P. , in: European Perspectives on Cognitive Science Issue 213. New Bulgarian University Pres, 2011. P. 1-6.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 363-382.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 231-271.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 341-352.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 437-464.

    Глава книги Трунова М. С. , Рамендик Д. М. , Чернышева Е. Г. , Шитов А. В. , Безсонова В. Е. , Зинченко В. П. // В кн.: Нейронаука для медицины и психологии: 7-й международный междисциплинарный конгресс, Судак, Крым, Украина, 3-13 июня 2011 г. / Под общ. ред.: Е. Лосева , Н. Логинова . М. : МАКС Пресс, 2011. С. 419-420.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 492-508.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 272-284.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 465-491.

    Глава книги Зинченко В. П. , Щедрина Т. Г. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 595-614.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 413-436.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 523-564.

    Статья Хухорева А. В. , Зинченко В. П. // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2011. № 2. С. 33-44.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 294-299.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 513-522.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. Гл. Раздел III. С. 281-582.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 300-319.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 383-386.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 387-411.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 509-512.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 320-340.

    Глава книги Осокина Е. С. , Зинченко В. П. , Чернышева Е. Г. , // В кн.: Всероссийский научный форум с международным участием "Современные тенденции психологической науки и практики", 14-17 апреля 2011 и Международная заочная online конференция "Психология и психотерапия аддиктивной личности", 17-21 октября 2011: сборник материалов. Отечество, 2011. С. 48-48.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 285-293.

    Глава книги Чернышева Е. Г. , , Рамендик Д. М. , Осокина Е. С. , Безносова, В., Зинченко В. П. // В кн.: Нейронаука для медицины и психологии: 7-й международный междисциплинарный конгресс, Судак, Крым, Украина, 3-13 июня 2011 г. / Под общ. ред.: Е. Лосева , Н. Логинова . М. : МАКС Пресс, 2011. С. 451-452.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 565-584.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 353-362.

  • Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: X Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 3 кн. / Отв. ред.: . Кн. 3. М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. С. 182-189.

  • Глава книги Zinchenko V. P. , Wertsch J. V. , in: Gustav Shpet`s Contribution to Philosophy and Cultural Theory . West Lafayette: Purdue University Pre, 2009. P. 43-53.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Творческое наследие Г.Г. Шпета в контексте современного гуманитарного знания. Пятые Шпетовские чтения. Томск: Томский государственный университет, 2009. С. 102-112.

    Статья Зинченко В. П. // Методология и история психологии. 2009. № 1. С. 90-117.

    Статья Zinchenko V. P. // Journal of Russian and East European Psychology . 2008. Vol. 46. No. 6. P. 80-91.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Современный когнитивный подход: философия и когнитивные науки. М. : Канон, 2008. С. 375-434.

    Статья Зинченко В. П. // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2008. № 1(75). С. 10-13.

    Глава книги Зинченко В. П. , Мамардашвили М. К. // В кн.: Философия. Наука. Культура. «Вопросам философии» 60 лет. М. : Вече, 2008. С. 275-287.

    Статья Зинченко В. П. // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека Дубна. 2008. № 1

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Разумное поведение и язык Вып. 1: Коммуникативные системы животных и язык человека. Проблема происхождения языка. М. : Языки славянских культур, 2008. С. 33-66.

    Глава книги Zinchenko V. P. , in: The Cambridge Companion To Vygotsky . Cambridge: Cambridge University Press, 2007. P. 212-245.

Зинченко Владимир Петрович (1931-2014) - доктор психологических наук, профессор, академик РАО, руководитель Центра комплексных исследований развития человека Института общего среднего образования РАО.

В П. Зинченко являлся членом редколлегии журналов: «Вопросы психологии», «Вопросы философии», «Человек», Journal of Russian and East European Psychology, ежегодника «Системные исследования» и др., главным редактором Международного научного журнала «Культурно-историческая психология».

В.П. Зинченко создал лабораторию инженерной психологии в НИИ Автоматической Аппаратуры (1961), кафедру психологии труда и инженерной психологии в МГУ (1970), кафедру эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (1984). Многие годы руководил отделом эргономики ВНИИ Технической эстетики, был директором - организатором Института человека РАН. Был членом Президиума и вице-президентом Общества психологов СССР, членом Президиума и председателем Экспертного совета по психологии и педагогике ВАК РФ, заместителем председателя ряда Межведомственных научных советов «Эргономика», «Сознание», «Человек», председателем Международного Научного совета «Эргономика» стран - членов СЭВ, председателем совета по Федеральным экспериментальным площадкам Министерства образования РФ, членом Совета Российского фонда фундаментальных исследований, президентом Международной ассоциации развивающего обучения.

Под руководством В.П. Зинченко защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Владимир Петрович - Зинченко - автор около 400 опубликованных научных работ, в том числе многих книг, посвященных проблемам детской психологии, психологии восприятия, памяти, деятельности и действия, мышления, теории и методологии психологии, инженерной психологии и эргономики, образования, истории российской психологии. Более 100 работ изданы на английском, немецком, испанском, японском и многих других языках.

Основные научные труды: Формирование зрительного образа. М:. МГУ, 1969 (В соавт.); Психология восприятия. М:. МГУ, 1973 (В соавт.); Психометрика утомления. М:. МГУ, 1977 (соавт. А.Б.Леонова, Ю.К.Стрелков); Проблема объективного метода в психологии / / Вопр. философии, 1977 № 7 (соавт. М.К.Мамардашвили).; Основы эргономики. . М: МГУ, 1979 (соавт. В.М.Мунипов); Функциональная структура зрительной памяти. М, 1980 (в соавт.).; Функциональная структура действия. . М: МГУ, 1982 (соавт. Н.Д.Гордеева); Человек развивающийся. Очерки российской психологии. . М, 1994 (соавт. Е.Б. Моргунов); Живое знание. Психологическая педагогика. Самара, 1997; Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М, 1997.; Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программного обеспечения и среды. Учебник для вузов ". М., 1998 (соавт. В.М.Мунипов).

Среди изданных книг заметное место занимают учебники и учебные пособия В начале 70-х гг. по инициативе и под редакцией В.П. Зинченко изданы 4 выпуска Хрестоматий "Зрительные образы: феноменология и эксперимент".

Публикации

  1. + - Время - действующее лицо[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.portalus.ru/modules/psychology/print.php?subaction=showfull&id=1107782917&archive=1120045907&start_from=&ucat=27& http://www.library.by/portalus/modules/psychology/show_archives.php?subaction=showfull&id=1107782917&archive=1120045907&start_from=&ucat=27&

  2. + - Как построить свое "я" (Диалоги о Человеке без начала и конца)

    Эта книга - своеобразный диалог философов и историков, обществоведов и этнографов, психологов и педагогов по одной из самых острых и актуальных проблем современности - формирования и становления личности человека. Дискуссионная форма разговора, неординарности подхода к решению поставленных проблем дают возможность читателям стать заинтересованными участниками диалога. Для широкого круга читателей....

    // Под ред. В. П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1991. - 136 с. ISBN 5-7155-0277-2

    Http://www.psychlib.ru/mgppu/Zkp_1991/Zkp-136.htm

  3. + - Кризис или катастрофа? (Психология и новые идеалы научности (материалы "круглого стола"))

    Http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/psychsci1.htm

  4. + - Культурно-историческая психология: опыт амплификации

    Http://mary1982.narod.ru/zinchenko.htm

  5. + - На пути к осмыслению теоретического мира психологии[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.auditorium.ru/books/6206/ http://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads&showfile=1278

  6. + - О душе и ее воспитании

    Http://www.rl-online.ru/articles/1-02/54.html

  7. + - О человеческой душе и плоти[недоступно]

    Стенограмма выступления на конференции "Междисциплинарные проблемы психологии телесности" 2004 В. П. Зинченко "Психология на качелях между душой и телом" и последовавшего за ним доклада В. А. Подороги "Феноменология телесности". ных, разрабатывающих проблему телесности

    В настояще время публикация недоступна. http://mosgu.ru/nauchnaya/ZPU/2005_1/Zinchenko&Podoroga/index.pdf

  8. + - Очень субъективные заметки о психологической диагностике

    Http://www.rl-online.ru/articles/3_4-01/194.html http://courier.com.ru/homo/ho0101zinchenko.htm

  9. + - Посох Осипа Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.auditorium.ru/aud/p/showindex.php?ShowIndex=3014

  10. + - Проблема объективного метода в психологии

    Http://psylib.org.ua/books/_zimamar.htm http://narrativepsy.narod.ru/num1-2004_45.html

  11. + - Психология доверия

    Автор брошюры - психолог рассматривает различные аспекты проблемы доверия: ситуация и этимология, коммуникативные, вещные и природные корни возникновения глубокого (базисного) чувства доверия (недоверия); некоторые психологические механизмы этого чувства. Специально рассматривается доверие в игре (на примере игры чемпиона мира и компьютера). В разделе культура доверия значительное внимание уделено психологии личности. Предназначена для преподавателей гуманитарных дисциплин, а также для студентов факультетов и отделений психологии университетов и гуманитарных вузов

    // Самара: Издательство СИОКПП, 2001. - 104 с.

    Http://www.psychlib.ru/mgppu/Zpd-001/Zpd-001.htm

  12. + - Психология на качелях между душой и телом

    Http://www.zpu-journal.ru/zpu/2005_3/Zinchenko/20.pdf

  13. + - Психология развития (по мотивам Л. Выготского)

    Http://elib.org.ua/psychology/ua_readme.php?subaction=showfull&id=1161761105&archive=&start_from=&ucat=4&category=4 http://www.portalus.ru/modules/biology/readme.php?subaction=showfull&id=1125997760&archive=&start_from=&ucat=19&

  14. + - Работа понимания

    Понимание - это очень широкое понятие, не имеющее строго фиксированного содержания и объема. Оно нередко отождествляется с познанием. Укажем на некоторые наиболее важные значения слова "понимание": 1. Способность осмыслять, постигать содержание, значение, смысл чего-нибудь. 2. То или иное толкование чего-нибудь (текста, поведения, сновидений и т.д.). В этом смысле возможно правильное и неправильное, глубокое и поверхностное, полное и неполное понимание. 3. Когнитивный процесс постижения содержания, смысла; этот процесс может быть успешным или безуспешным, самостоятельным или несамостоятельным, быстрым или медленным, произвольным и осознанным или же непроизвольным и интуитивным.

    // "Психологическая наука и образование", 1997. № 3

    Http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1029&binn_rubrik_pl_articles=121

  15. + - Размышления о душе и ее воспитании

    Http://telesnost.ru/omega/psihologiya/razmyshleniya_o_dushe_i_ee_vospitanii.htm

  16. + - Участность в бытии[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.auditorium.ru/books/974/

  17. + - Человек в пространстве времен

    Http://www.rl-online.ru/articles/3-02/140.html

  18. + - Человек развивающийся. Очерки Российской психологии

    В учебнике предпринята попытка восстановления психологии в роли и функции неотъемлемой части культуры и цивилизации, придания ей статуса профессии, а не узкой специальности, которой она стала в советское время. Учебник представляет собой опыт, направленный на расширение профессионального сознания психологов. Поэтому его центром стали культурно-историческая психология и психологическая теория деятельности, обогащенные традициями Серебряного века российской культуры. Он предназначен для студентов старших курсов, аспирантов и преподавателей философских и психологических факультетов университетов и может быть полезен при подготовке к курсам «Психология развития», «Общая психология», «История и методология психологии», «Мышление и искусственный интеллект».

    Http://tipa-biblioteka.narod.ru/chelrazv.zip http://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads&showfile=1492