Тесты на тему станционный смотритель. Тест по повести А.С

Вопрос № 1

"Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился?" - так начинает Пушкин свою повесть. "Будем однако справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? "

Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев.
Коллежский регистратор, почтовой станции диктатор.
Вынужденный враг любого проезжающего.

Вопрос № 2

".. .В течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые тракты мне известны; несколько поколений ямщиков мне знакомы; редкого смотрителя не знаю я в лицо, с редким не имел я дела; любопытный запас путевых моих наблюдений надеюсь издать в непродолжительном времени; покамест скажу только, что сословие станционных смотрителей представлено обществу в самом ложном виде". Они люди:

мирные, услужливые, хоть и склонны к сребролюбию;
любопытные, склонные к общению, хоть некоторые из них и притязают на почести;
мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые.

Вопрос № 3

Рассказчик говорит, что память одного станционного смотрителя, с которым некогда его сблизили обстоятельства, "особенно ему драгоценна". Познакомились они в 1816 г., в ту пору рассказчик был:

"Вследствие сего смотрители со мною не церемонились, и часто бирал я с бою то, что, во мнении моем, следовало мне по праву".

молодым военным;
в мелком чине;
всего лишь провинциальным помещиком.

Вопрос № 4

своей красотой;
умом;
проворством в хозяйственных делах.

Вопрос № 5

история блудного сына;
сказка об аленьком цветочке;
история некой девицы, полюбившей гусара.

Вопрос № 6

"Я предложил отцу ее стакан пуншу; Дуне подал я чашку чаю, и мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы". Дуня отвечала:

безо всякой робости, как девушка, видевшая свет;
со взрослой разумностью, но с робостью, присущей ее возрасту;
кокетливо потупив большие голубые глаза.

Вопрос № 7

"Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места". Путешественник вспомнил станционного смотрителя и его дочь, к станции он приближался:

радуясь, что снова увидит Дуню;
погруженный в приятные воспоминания;
с печальным предчувствием.

Вопрос № 8

"Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел! ...я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться, как три или четыре года мог ли превратить бодрого мужчину в хилого старика".
Станционный смотритель встретил автора:

радостно, так как узнал его;
равнодушно, хотя по всему было видно, что узнал его;
сначала равнодушно, но ром прояснил его угрюмость, на втором

Вопрос № 9

"Ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит. Барыни дарили ее... господа проезжие нарочно останавливались... только чтоб на нее подол ее поглядеть. ... Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала". Все изменилось, когда на станции появился молодой, статный гусар с черными усами. Минский был:

корнет;
ротмистр;
поручик.

Вопрос № 10

Отдав распоряжения о кибитке проезжего, смотритель нашел его "...почти без памяти лежащего на лавке: ему сделалось дурно, голова разболелась, невозможно было ехать...". Молодой человек провел в доме станционного смотрителя:

два дня;
неделю;
более недели.

Вопрос № 11

"Чего же ты боишься? - сказал ей отец, - ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест..." "Любезный постоялец" вызвался довезти Дуню:

до следующей станции, где жила ее крестная мать;
до ближней деревни;
до церкви.

Вопрос № 12

"Едва оправясь от болезни, смотритель выпросил у С*** почтмейстера отпуск на два месяца и, не сказав никому ни слова о своем намерении, пешком отправился за своею дочерью". Он узнал, где ее искать:

из подорожной Минского;
от ямщиков;
случайно, от проезжего, видевшего Дуню.

Вопрос № 13

"Авось, - думал смотритель, - приведу я домой заблудшую овечку мою". С этой мыслью прибыл он ".

В Смоленск;
в Москву;
в Петербург.

Вопрос № 14

"Рано утром пришел он в его [Минского] переднюю и просил доложить его высокоблагородию, что старый солдат просит с ним увидеться". Минский принял старика:

тотчас же;
в 11 часов, так как прежде этого времени почивал и не принимал никого;
только на следующий день.

Вопрос № 15

"Что сделано, того не воротишь, - сказал молодой человек в крайнем замешательстве, - виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения; но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово. Зачем тебе ее? Она меня любит; она отвыкла от прежнего своего состояния. Ни ты, ни она - вы не забудете того, что случилось".

Гусар еще долго разговаривал со стариком, убеждая его в своей правоте и предлагая деньги.
Минский позвал своего лакея и приказал проводить гостя, щедро награжденного "за труды", до дверей.
Сунув старику что-то, Минский отворил дверь, и смотритель, сам не помня как, очутился на улице.

Вопрос № 16

"Долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава сверток бумаг; он вынул их и развернул несколько пяти- и десятирублевых смятых ассигнаций. Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошел..."

Отошед несколько шагов, он остановился, подумал... и воротился... но ассигнаций уже не было. Хорошо одетый молодой человек, увидя его, подбежал к извозчику, сел поспешно и закричал: "Пошел!.." Смотритель за ним не погнался.
Маленькая фигурка его горбилась все больше и больше, но смотритель ни разу не оглянулся.
Отошед несколько шагов, он остановился, подумал... и воротился, поднял ассигнации, тщательно разгладил и спрятал в карман.

1. К какому эпическому жанру относится произведение «Станционный смотритель»?

1) рассказ

2) повесть
3) роман
4) поэма

2. В какой цикл вошло произведение «Станционный смотритель»?

1) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
2) «Повести Пушкина»
3) «Проза Пушкина»
4) ни в какой цикл не вошло

3. В каком году произошла первая встреча рассказчика с героем?

1) 1812
2) 1815
3) 1816
4) 1820

4. Станционный смотритель – это чиновник

1) 1 класса
2) 3 класса
3) 9 класса
4) 14 класса

5. Укажите правильное толкование слова «шлафорк» в предложении:«…в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами».

2) домашний халат
3) рубашка
4) пальто

6. Какая проблема не поднята в произведении «Станционный смотритель»?

1) проблема одинокой старости
2) проблема позднего раскаяния
3) проблема дочерней неблагодарности
4) проблема экологии языка

7. Укажите имя дочери главного героя.

1) Наташа
2) Глаша
3) Дуня
4) Маша

8. Какого цвета были глаза у дочери героя?

1) голубые
2) зелёные
3) карие
4) в произведении об этом не говорится

9. Как расплатился гусар с лекарем?

1) Вручил ему двадцать пять рублей за визит, пригласил его отобедать.
2) Вручил ему пятьдесят рублей.
3) Пригласил отобедать.
4) Ничем не расплатился.

10. Современник Пушкина писал: "Вскоре по выходе повестей Белкина я на минуту зашел к Александру Сергеевичу; они лежали у него на столе. Я и не подозревал, что автор их - он сам. "Какие это повести? И кто этот Белкин?" - спросил я, заглядывая в книгу. "Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно".
Повести были написаны: "Гробовщик" - 9 сентября , "Станционный смотритель" и предисловие к повестям - 14 сентября , "Барышня-крестьянка" - 20 сентября , "Выстрел" - 12 и 14 октября , "Метель" - 20 октября : тогда же Пушкин задумал объединить повести вымышленным образом Белкина и издать их анонимно.

1)1830 г.;
2)1833 г.;
3)1834 г.

11. Почему, по мнению автора, нет людей несчастнее станционных смотрителей?

1) Потому что это унылая и однообразная работа

2) Потому что им не хватает человеческого общения

3) Потому что во всех своих неприятностях путешествующие всегда винят смотрителей

1)Иван Белкин

2)Самсон Вырин

3)Петр Гринев

1)Трудолюбием

2)Смешливостью

3)Красотой

14. Как изменился Самсон Вырин за те несколько лет, которые его не видел рассказчик?

1)Он стал угрюм и неразговорчив

2)Он был все тот же, только немного постарел

3)Он был очень рад встрече, но казался уставшим от жизни

15. Как Дуня с приезжим офицером обманули ее отца, чтобы сбежать?

1)Офицер изобразил притворную горячку и, выздоровев, предложил подвести Дуню до церкви

2)Дуня притворилась больной, а он предложил отвезти ее в больницу

3)Он предложил свозить ее в город на ярмарку

Задание: найти в повести страдательные причастия настоящего времени

Тест с творческим заданием по повести «Станционный смотритель» для 7 класса

2 вариант

1. Куда отправился отец на поиски дочери?

1) в Москву
2) в Саратов
3) в Петербург
4) в Новгород

2. Какого цвета были волосы у гусара?

1) светлые
2) каштановые
3) русые
4) чёрные

1) всемирный потоп
2) история блудного сына
3) воскрешение Иисуса Христа
4) история Давида

4. С какой целью так подробно описывает картинки с изображением этой библейской истории?

1) Хотел показать интерьер дома смотрителя.
2) Это были необычные картинки известного художника.
3) Эти картинки словно намекают на будущую историю «блудной дочери».
4) Хотел показать, что всё в доме было оформлено со вкусом.

5. Узнай героя по описанию.«Проезжий в черкесской шапке, в военной шинели, окутанный шалью».

1) станционный смотритель
2) гусар
3) рассказчик
4) лекарь

6. Укажите правильное толкование слова «тракт» в предложении: «…случилось мне проезжать через ***скую губернию, по тракту, ныне уничтоженному».

1) большая проезжая дорога
2) направление
3) совокупность средств для перемещения чего-либо
4) трактир

7. Укажите имя главного героя произведения «Станционный смотритель».

1) Самсон Вырин
2) Владимир Дубровский
3) Пётр Гринев
4) Кирилла Петрович Троекуров

8. К какому типу литературных героев можно отнести станционного смотрителя?

1) резонёр
2) «маленький человек»
3) «лишний человек»
4) «благородный разбойник»

9. Укажите фамилию гусара, который увёз дочь смотрителя.

1) Нижельский
2) Минский
3) Лаевский
4) Погорельский
10. Эпиграфом к повестям "Гробовщик","Станционный смотритель", "Барышня-крестьянка", "Выстрел", "Метель" стал отрывок:

1) из "Недоросля" ;
2) из "Горя от ума" ;
3) из "Сна в летнюю ночь" У. Шекспира.

11. Что сказал Минский Самсону, когда тот приехал в Петербург, чтобы найти дочь?

1) Чтобы он больше тут не показывался

2) Что он любит Дуню и никогда ее не бросит

3) Предложил ему подождать, когда Дуня вернется с прогулки

12. Как Самсону удалось увидеть дочь?

1) Он дождался ее в квартире Минского

2) Ему удалось прокрасться в квартиру Минского, после того, как тот выпроводил его

3) Он смог увидеть ее только издалека, потому что Минский был против его свидания с дочерью

1) На счастливую жену и мать

3) На женщину, терпящую жестокое обращение от мужа

14. Какую цифру Самсон назвал рассказчику, говоря о том, когда в последний раз видел свою дочь?

15. Что рассказчику рассказали о судьбе Самсона, когда он в третий раз был проездом в тех местах?

1) Что они с дочерью помирились, и она забрала его в Петербург

2) Она не успела попросить у него прощения до его смерти и очень убивалась не его могиле

3) Он иногда навещает свою дочь в Петербурге

6 класс. А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»

1. Какова основная тема повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»?

а) осуждение детей, забывающих своих родителей

б) изображение жизни «маленького человека»

в) реалистическое описание почтовой станции

2. С какой целью А. С. Пушкин вводит экспозицию в повествование?

а) для подробного описания жизни на почтовых стан­циях

б) для реалистического изображения действительности

в) для раскрытия мировоззрения рассказчика, его ха­рактера

3. Кого из героев русской литературы называют «ма­леньким человеком»?

а) ребенка

б) второстепенный персонаж

в) человека, не имеющего высокого чина

г) типичный образ бедного человека, страдающего от социальной несправедливости

4. Какую символическую деталь вводит А. С. Пуш­кин в описание жилища станционного смотрителя?

а) горшки с бальзамином

б) лубочные картинки, изображающие сцены из прит­чи облудном сыне

в) кровать с пестрой занавеской

5. Сопоставьте портреты Самсона Вырина из первой и второй частей повести. С какой целью А. С. Пуш­кин дважды описывает внешность героя?

I часть: «Вижу, как теперь, самого хозяина, человека
лет пятидесяти, свежего ибодрого, его длинный зеле­
ный сюртук с тремя медалями на полинялых лентах...»

II часть: «Я смотрел на его седину, на глубокие мор­
щины давно небритого лица, на сгорбленную спину...»

а) для более яркого описания характера героя

б) для того чтобы показать, насколько сильно горе Вырина

в) создать ощущение достоверности

6. Почему Вырин отпустил Дуню покататься с Мин­ским?

а) проявил неосмотрительность

б) не мог предположить, что офицер за добро отплатит злом

в) хотел, чтобы Дуня уехала с офицером

7. А. С. Пушкин показывает, что люди «порядочно­го общества» в моральном плане куда ниже Самсона Вырина, используя

в) художественную деталь

8. Какой эпизод повести подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над «хорошо одетыми» людьми привилегированного сословия?

а) отказ Вырина жаловаться

б) ассигнации, брошенные Выриным, подобрал «хоро­шо одетый молодой человек», который, увидев возвра­тившегося смотрителя, убежал

в) описание второй попытки смотрителя вернуть дочь

а) Вырин 1) корит, не оправдывает

б) Дуня 2) осуждает, возмущается

в) Минский 3) сострадает, сочувствует, симпатизирует

10. Что является идейным замыслом повести и наи­более значимо для автора?

а) изобразить семейную драму

б) показать трагическую судьбу мелкого чиновника

в) показать социальное неравенство, на котором стро­ятся отношения между людьми в обществе

11. Счастлива ли Дуня?

а) да, потому что она любит Минского

в) нет, так как благополучие не может быть свидетель­ством счастливой жизни

12. Какой принцип положен в основу жизни людей «порядочного юбщества»?

а) «цель оправдывает средства»

б) «чин чина почитай»

в) «добро всегда победит зло»

г) «на чужом несчастье своего счастья не построишь»

13. Почему Вырин не пошел жаловаться на Минс­кого?

а) не хватило мужества

б) был очень добрым человеком и простил Минского

в) не знал, как это можно сделать

г) понимал бессмысленность такой попытки

14. Что общего между повестями «Метель» и «Стан­ционный смотритель» ?

а) глубина характеристики героев

б) социальная проблематика

в) бытописание

г) сложный сюжет

д) образ рассказчика

15. В чем основное значение повести «Станционный смотритель» для русской литературы?

а) писатель заставляет задуматься о бесправии «ма­ленького человека»

б) показывает пробуждение гордости и человеческого достоинства в «маленьком человеке»

в) повесть открывает в русской литературе галерею образов под общим названием «маленький человек»

Ответы к тесту «Станционный смотритель»

Вариант 1. Выполнил(а)

1. Какова основная тема повести «Станционный смотритель»? а) осуждение детей, забывающих своих родителей; б) изображение жизни «маленького человека»; в) реалистическое описание почтовой станции.

2. С какой целью автор вводит экспозицию в повествование? а) для подробного описания жизни на почтовых стан­циях; б) для реалистического изображения действительности; в) для раскрытия мировоззрения рассказчика, его ха­рактера.

3. Кого из героев русской литературы называют «ма­леньким человеком»? а) ребенка; б) второстепенный персонаж; в) человека, не имеющего высокого чина; г) типичный образ бедного человека, страдающего от социальной несправедливости.

4. Какую символическую деталь вводит Пуш­кин в описание жилища станционного смотрителя? а) горшки с бальзамином; б) лубочные картинки, изображающие сцены из прит­чи о блудном сыне; в) кровать с пестрой занавеской.

5. Сопоставьте портреты Самсона Вырина из первой и второй частей повести. С какой целью Пуш­кин дважды описывает внешность героя? I часть: «Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, его длинный зеле­ный сюртук с тремя медалями на полинялых лентах...» II часть: «Я смотрел на его седину, на глубокие мор­щины давно небритого лица, на сгорбленную спину...» а) для более яркого описания характера героя; б) для того чтобы показать, насколько сильно горе Вырина; в) создать ощущение достоверности.


Вариант 2. Выполнил(а) _____________________________________________________

1. Почему Вырин отпустил Дуню покататься с Мин­ским? а) проявил неосмотрительность; б) не мог предположить, что офицер за добро отплатит злом; в) хотел, чтобы Дуня уехала с офицером.

2. Пушкин показывает, что люди «порядочно­го общества» в моральном плане куда ниже Самсона Вырина, используя а) сюжет; б) прямую авторскую характеристику; в) художественную деталь.

3. Какой эпизод повести подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над «хорошо одетыми» людьми привилегированного сословия? а) отказ Вырина жаловаться; б) ассигнации, брошенные Выриным, подобрал «хоро­шо одетый молодой человек», который, увидев возвра­тившегося смотрителя, убежал; в) описание второй попытки смотрителя вернуть дочь.

5. Что является идейным замыслом повести и наи­более значимо для автора? а) изобразить семейную драму; б) показать трагическую судьбу мелкого чиновника; в) показать социальное неравенство, на котором стро­ятся отношения между людьми в обществе.

Вариант 3. Выполнил(а) ____________________________________________________

1. Счастлива ли Дуня? а) да, потому что она любит Минского; б) автор не дает прямого ответа; в) нет, так как благополучие не может быть свидетель­ством счастливой жизни.

2. Какой принцип положен в основу жизни людей «порядочного общества»? а) «цель оправдывает средства»; б) «чин чина почитай»; в) «добро всегда победит зло»; г) «на чужом несчастье своего счастья не построишь».

3. Почему Вырин не пошел жаловаться на Минс­кого? а) не хватило мужества; б) был очень добрым человеком и простил Минского; в) не знал, как это можно сделать; г) понимал бессмысленность такой попытки.

4. Что общего между повестями «Метель» и «Стан­ционный смотритель»? а) глубина характеристики героев; б) социальная проблематика; в) бытописание; г) сложный сюжет; д) образ рассказчика.

5. В чем основное значение повести «Станционный смотритель» для русской литературы? а) писатель заставляет задуматься о бесправии «ма­ленького человека»; б) показывает пробуждение гордости и человеческого достоинства в «маленьком человеке»; в) повесть открывает в русской литературе галерею образов под общим названием «маленький человек».


ЭТАЛОН.

Вариант 1: 1б; 2в; 3г; 4б; 5б.

Вариант 2: 1б; 2аб; 3б; 4б; 5в.

Вариант 3: 1б; 2б; 3г; 4д; 5в.

30.11.2014 6814 649 тасеменова Г.С.

2 Тема произведения
А) Трагедия «маленького человека»
Б) Любовь истинная и ложная
В) Конфликт отцов и детей

3 Рассказывая о станционных смотрителях, автор
А) Осуждает их
Б) Сочувствует им.
В) Презирает их

4 Картинки, украшавшие жилище смотрителя, являются
А) Свидетельством набожности и религиозности хозяев
Б) Скромным украшением дома
В) Предзнаменованием трагических событий

5 «Проезжий в черкесской шапке, в военной шинели, с усиками» - это
А) И.П.Белкин
Б) Минский
В) Станционный смотритель
Г) А.С. Пушкин

6 Дуня села в кибитку рядом с гусаром, намереваясь
А) Проводить его до лекаря
Б) Убежать из дома
В) Доехать до церкви
Г) Прокатиться в его кибитке

7 Минский прогнал Самсона Вырина, потому что
А) Дал ему достаточно денег за Дуню.
Б) Сказал Дуне, будто отец умер.
В) Был грубым человеком.
Г) Боялся, что смотритель его зарежет.
Д) Смотрителя прогнал военный лакей, а не Минский.

8 Судьба Дуни в Петербурге сложилась
А) Счастливо
Б) Трагично
В) Неизвестно

9 Причина смерти смотрителя
А) спился от горя
Б) сердечный приступ
В) неизвестна

10 Как Дуня будет жить дальше, узнав о смерти отца?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11 В чём отличие сюжета данной повести от «Притчи о блудном сыне», от другой повести Пушкина «Метель»?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12 Ваше отношение к произведению Пушкина ___________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.