Системы организма и органы встречается. Функции систем органов человека

  • Тема 12. Химические особенности кислорода и водорода. Их значение для человека
  • Тема 13. Растворение твердых веществ и газов
  • Тема 14. Теоретические основы органической химии
  • Тема 15. Предельные и непредельные углеводороды
  • Тема 16. Ароматические углеводороды, спирты и карбоновые кислоты
  • Тема 17. Основные жизненно-необходимые вещества в организме человека
  • Раздел III. Биология – наука о жизни (живой природе)
  • Тема 18. Общие представления о жизни (живой природе)
  • Тема 19. Уровни организации живой природы. Эволюция живого
  • Тема 20. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма
  • Тема 21. Системы органов человека и их функционирование
  • Тема 22. Индивидуальное развитие организма
  • Тема 23. Предупреждение заболеваний органов человека
  • Раздел IV. Основы экологических знаний
  • Тема 24. Основы экологических знаний. Значение и проблемы загрязнения воды
  • Тема 25. Значение атмосферы и проблемы ее загрязнения
  • Тема 26. Экология питания человека
  • Планы уроков Введение в Естествознание
  • Тема 1. Введение в дисциплину «Естествознание». Значение естествознания для профессиональной подготовки.
  • 1. Введение в дисциплину «Естествознание».
  • 2. Основные науки о природе (физика, химия, биология, экология), их сходство и отличия.
  • 3. Значение естествознания для профессиональной подготовки.
  • Тема 2. Основы естественнонаучного познания.
  • 1. Основы научной деятельности.
  • 2. Структура научного познания.
  • 3. Основные методы научного исследования.
  • Тема 3. Естественнонаучные законы природы.
  • 1. Объективные законы природы – основа естествознания.
  • 2. Дискретная (атомно-молекулярная) основа движения и взаимодействия тел и веществ.
  • Раздел I. Физика – наука о движении и взаимодействии тел.
  • Тема 4. Механическое движение. Законы Ньютона.
  • 1. Физика и ее научный предмет.
  • 2. Механика. Механическое движение.
  • 3. Законы динамики Ньютона.
  • Тема 5. Закон всемирного тяготения. Закон сохранения механической энергии.
  • 1. Закон всемирного тяготения. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести.
  • 2. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
  • 3. Закон сохранения механической энергии. Потенциальная и кинетическая энергия.
  • 4. Работа и мощность.
  • 5. Механические волны, звук.
  • Тема 6. Основы термодинамики.
  • 1. Агрегатные состояния физических тел.
  • 2. Тепловые процессы.
  • 3. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Законы термодинамики.
  • 4. Тепловые машины, их применение.
  • Тема 7. Основы электродинамики.
  • 1. Электричество. История открытия.
  • 2. Основы электродинамики.
  • 3. Постоянный электрический ток.
  • Тема 8. Основы электромагнетизма.
  • 1. Основы электромагнетизма.
  • 2. Переменный электрический ток.
  • 3. Электромагнитные волны.
  • Тема 9. Основы оптики
  • 1. Развитие представлений о природе света.
  • 2. Законы прямолинейного распространения света.
  • 3. Дисперсия света. Цвет и свет.
  • 4. Волновые свойства света.
  • 5. Свет как поток частиц.
  • Раздел II. Химия – наука о веществах.
  • Тема 10. Значение химии. Введение в химию.
  • 1. Общие теоретические основы химии.
  • 2. Развитие химии, как науки. Исторический экскурс.
  • 3. Химия наука о веществах.
  • Тема 11. Химические реакции неорганических веществ.
  • 1. Химические особенности неорганических веществ.
  • 2. Разновидности химических реакций.
  • Тема 12. Химические особенности кислорода и водорода. Их значение для человека.
  • 1. Кислород и его химические свойства.
  • 2. Применение кислорода.
  • 3. Водород и его химические свойства.
  • 4. Применение водорода.
  • Тема 13. Растворение твердых веществ и газов.
  • 1. Растворение и растворы.
  • 2. Понятие растворимости вещества.
  • 3. Концентрация раствора.
  • 4. Поведение веществ в растворах.
  • Тема 14. Теоретические основы органической химии.
  • 1. Органические соединения и их значение.
  • 2. Основы теории строения органических соединений.
  • Тема 15. Предельные и непредельные углеводороды.
  • 1. Предельные углеводороды.
  • 2. Непредельные углеводороды.
  • Тема 16. Ароматические углеводороды, спирты и карбоновые кислоты.
  • 1. Ароматические углеводороды.
  • 2. Спирты и карбоновые кислоты.
  • Тема 17. Основные жизненно-необходимые вещества в организме человека.
  • 1. Органические вещества в организме (белки) и их значение.
  • 2. Органические вещества в организме (жиры и углеводы) и их значение.
  • Раздел III. Биология – наука о жизни (живой природе).
  • Тема 18. Общие представления о жизни (живой природе).
  • 1. Биология – естественная наука.
  • 2. Понятие жизни и организма.
  • Тема 19. Уровни организации живой природы. Эволюция живого.
  • 1. Уровни организации живой природы.
  • 3. Эволюция живого. Движущие силы эволюции.
  • Тема 20. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма.
  • 1. Определение клетки. История открытия.
  • 2. Строение клетки. Обмен веществ и энергетическая функция.
  • 3. Молекула днк – носитель наследственной информации.
  • Тема 21. Системы органов человека и их функционирование.
  • Тема 22. Индивидуальное развитие организма.
  • 1. Онтогенез человека – индивидуальное развитие.
  • 2. Этапы развития человека в онтогенезе.
  • 3. Половое созревание. Продолжение жизни.
  • Тема 23. Предупреждение заболеваний органов человека.
  • 1. Предупреждение пищевых отравлений.
  • 3. Болезни органов дыхания и их профилактика.
  • 4. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия.
  • 5. Влияние наркогенных веществ на развитие и здоровье человека.
  • Раздел IV. Основы экологических знаний.
  • Тема 24. Основы экологических знаний. Значение и проблемы загрязнения воды.
  • 1. Экология как наука.
  • 2. Вода и ее свойства.
  • Тема 25. Значение атмосферы и проблемы ее загрязнения.
  • 1. Понятие воздуха и атмосферы.
  • 2. Воздействие атмосферы Земли на организм человека.
  • 3. Понятие и типы климата. Климатические пояса Земли.
  • 4. Экология атмосферы.
  • Тема 26. Экология питания человека.
  • 1. Экология питания человека.
  • 2. Значение витаминов для организма.
  • 3. Пищевые добавки и генетически модифицированные организмы.
  • Методические рекомендации по изучению учебного предмета и организации самостоятельной работы студентов
  • Целями выполнения письменных домашних заданий в 1 семестре является:
  • Порядок и правила выполнения и оформления письменных домашних заданий по естествознанию в 1-м семестре.
  • Обязательные правила оформления письменных домашних заданий.
  • Структура ответов при решении задач письменных домашних заданий
  • Критерии оценки письменных домашних заданий в 1 семестре.
  • Примерные варианты письменных домашних заданий в первом семестре: Письменное домашнее задание №1
  • Письменное домашнее задание №2
  • Письменное домашнее задание №3.
  • Порядок и правила выполнения и оформления письменных домашних заданий по естествознанию во 2-м семестре.
  • Критерии оценки письменных домашних заданий во 2 семестре.
  • Примерные направления исследований для выполнения письменных домашних заданий по естествознанию во втором семестре.
  • Глава 1 с выводами (пдз №5 и №6)
  • Глава 2 с выводами – третья (практическая) задача решается в процессе выполнения пдз№7.
  • Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету
  • Литература
  • Тема 21. Системы органов человека и их функционирование.

    Учебные вопросы

    1. Ткани человеческого организма.

    2. Органы и системы органов человека.

    1. Ткани человеческого организма .

    Ткани и органы организма . Ткань - это группа клеток, в совокупности с межклеточным веществом, выполняющая общие функции и, при этом, характеризующаяся общим строением и происхождением. Совокупность различных и взаимодействующих тканей образуют органы.

    Гистология . Строение тканей живых организмов изучает наука гистология.

    4 основных вида (типа) тканей . Наука выделяет 4 основных типа тканей: эпителиальную; соединительную; нервную; мышечную.

    Эпителиальная (покровная) ткань . Эпителиальная (покровная) ткань, или эпителий, представляет собой пограничный слой клеток, который выстилает покровы тела, слизистые оболочки всех внутренних органов и полостей, а также составляет основу многих желез.

    Функции эпителиальной ткани . Эпителий отделяет организм (внутреннюю среду) от внешней среды, но одновременно служит посредником при взаимодействии организма с окружающей средой. Основные функции: Покровная; Защитная; Выделительная; Секреторная.

    Регенерация клеток эпителиальной ткани . Клетки эпителиальной ткани живут непродолжительное время и быстро заменяются новыми (это называется регенерацией).

    Соединительная ткань (Коллаген ). В целом, соединительная ткань составляет то, что называют внутренней средой организма. Эта ткань очень разнообразна и представлена различными видами – от плотных и рыхлых форм до крови и лимфы, клетки которых находятся в жидкости.

    Виды соединительной ткани в организме . Из этой ткани образуются: кости, хрящи, сухожилия, связки, кровь, жир. Поэтому ее виды: костная, хрящевая, жировая, жидкая, рыхлая, ретикулярная.

    Функции соединительной ткани . Опорная; Защитная; Транспортная; Запасающая.

    Костная ткань . Костная ткань, образующая кости скелета, отличается большой прочностью. Она поддерживает форму тела (конституцию) и защищает органы, расположенные в черепной коробке, грудной и тазовой полостях, а также участвует в минеральном обмене.

    Хрящевая ткань . Состоит из клеток (хондроцитов) и межклеточного вещества (хрящевого матрикса), характеризующегося повышенной упругостью. Эта ткань выполняет опорную функцию, т.к. образует основную массу хрящей.

    Кровь и лимфа . Это - жидкая соединительная ткань, состоящая из форменных элементов (клеток) и плазмы (жидкость с растворенными в ней органическими и минеральными веществами – сыворотка и белок фибриноген). Образует кровеносную систему всего организма.

    Жировая ткань . Жировая ткань относится к рыхлой соединительной ткани. Ее клетки крупные и наполнены жиром. Эта ткань подразделяется на два типа: белую и бурую.

    Функции жировой ткани. Питательная; Защитная; Формообразующая; Терморегулирующая.

    Мышечная ткань и ее виды . Мышечная ткань обладает возбудимостью и способностью к активному сокращению под влиянием нервной системы и некоторых веществ. Микроскопические различия позволяют выделить два типа этой ткани – гладкую (неисчерченную) и поперечнополосатую (исчерченную).

    Гладкая мышечная ткань . Гладкая мышечная ткань имеет клеточное строение. Она образует мышечные оболочки стенок внутренних органов (кишечника, матки, мочевого пузыря и др.), кровеносных и лимфатических сосудов; сокращение ее происходит непроизвольно.

    Поперечнополосатая мышечная ткань . Поперечнополосатая мышечная ткань состоит из мышечных волокон, каждое из которых представлено многими тысячами клеток, слившимися, кроме их ядер, в одну структуру. Она образует скелетные мышцы.

    Сердце (сердечная мышца ). Сердечная мышца – это разновидность мышечной ткани. В сердечной мышечной ткани соседние мышечные волокна соединены между собой, волокна имеет небольшое число ядер, расположенных в центре волокна. Сердечная ткань обладает автоматией – способностью непроизвольно сокращаться, что обеспечивает проталкивние крови через камеры сердца.

    Функции мышечной ткани . Гладкая мышечная ткань выполняет следующие функции: обеспечивает непроизвольные сокращения стенок внутренних органов и поднятие волос на коже. Поперечно–полосатая мышечная ткань выполняет следующие функции: обеспечивает произвольные движения тела, мимику лица, речь. Важная функция: автоматия сердечно-мышечной ткани.

    Нервная ткань . Нервная ткань состоит из двух разновидностей клеток: нервных (нейронов) и глиальных. Глиальные клетки вплотную прилегают к нейрону, выполняя опорную, питательную, секреторную и защитную функции.

    Нервные клетки (нейроны) и межклеточное вещество – нейроглия . Из клеток нервной ткани образуются головной и спинной мозг, а также нервы. Нервные клетки – нейроны – состоят из тела и отростков. Межклеточное вещество нервной ткани – нейроглия образует вспомогательные клетки или клетки-спутницы.

    Функции нервной ткани. Высшая нервная деятельность. Связь организма

    с внешней средой. Центры условных и безусловных рефлексов. Свойства возбудимости и проводимости.

    2. Органы и системы органов человека .

    Организм . Организм – это определенный комплекс или система, реагирующая как единое целое на различные изменения внешней среды.

    Органы в организме человека . Обычно орган состоит из нескольких видов тканей, но какая-то одна преобладает. Например, главная ткань желез – эпителиальная, а мускулов – мышечная. В печени, легких, почках, железах основной, «рабочей» тканью является эпителиальная, в кости – соединительная, в мозге – нервная.

    Общее строение органов человека . Живые организмы построены из особых химических соединений – органических веществ (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот). Они входят в состав любой живой клетки. Вещества клетки образуют упорядоченные структуры – органоиды, которые обеспечивают процессы жизнедеятельности клетки.

    Понятие системы органов . Органы, выполняющие единую функцию и имеющие общий план строения и развития, объединяются в системы органов. Все системы органов взаимосвязаны и составляют единый организм.

    10 основных систем органов организма человека . В организме человека выделяется 10 основных систем органов: Покровная система; Опорно-двигательная система; Пищеварительная система; Кровеносная система; Лимфатическая система; Дыхательная система; Выделительная система; Половая система; Нервная система; Эндокринная система.

    Покровная система органов человека . В покровную систему входят кожа и слизистые оболочки, выстилающие полость рта, дыхательных путей, органов пищеварения.

    Состав и функции покровной системы . В состав покровной системы входят: кожа и слизистые оболочки: полости рта; дыхательных путей; органов пищеварения. Основная функция: Защитная. Предохраняет организм от: высыхания, температурных колебаний, повреждения, проникновения ядовитых в-в; проникновения болезнетворных микроорганизмов.

    Опорно-двигательная система органов человека . Опорно-двигательная система состоит из скелета и прикрепленных к нему мышц. Она позволяет человеку стоять, двигаться, выполнять сложную работу, защищает внутренние органы от повреждения.

    Кровеносная система организма . Кровеносная система состоит из сердца и кровеносных сосудов.

    Задачи кровеносной системы . Эта система снабжает органы нашего тела питательными веществами и кислородом, выносит из них углекислый газ и другие ненужные продукты жизнедеятельности, выполняет защитную функцию, участвуя в иммунитете.

    Гуморальная регуляция . Регуляция процессов жизнедеятельности в организме, через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость, слюну) с помощью гормонов, выделяемых клетками, органами, тканями называется гуморальной регуляцией.

    Состав крови . Плазма. Лейкоциты. Тромбоциты.

    Лимфатическая система . Лимфатическая система образована лимфатическими узлами и лимфатическими сосудами. Принимает участие в образовании иммунитета и поддержании постоянства внутренней среды организма.

    Структура лимфатической системы . В структуру лимфатической системы входят: лимфатические капилляры; лимфатические сосуды; лимфатические узлы; лимфатические стволы и протоки.

    Система пищеварительных органов . Пищеварительная система состоит из: пищеварительного тракта; пищеварительных и функциональных желез.

    Основные функции пищеварительной системы . Функции пищеварительной системы – переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь.

    Дыхательная система человека . Система органов дыхания состоит из дыхательных путей (носовой полости, носоглотки, глотки, гортани, трахеи и бронхов) и дыхательной части – легких.

    Функции органов дыхания . Функция дыхательной системы обеспечение газообмена между внешней средой и организмом.

    Газообмен . Газообмен осуществляется в альвеолах лёгких, и в норме направлен на захват из вдыхаемого воздуха кислорода и выделение во внешнюю среду образованного в организме углекислого газа.

    Выделительная система . Выделительная, или экскреторная система в биологии - это совокупность органов, выводящих из организма избыток воды, продукты обмена веществ, соли, а также ядовитые вещества, попавшие в организм извне или образовавшиеся в нём.

    Структура и функции выделительной системы . Выделительная система образована почками, в которых образуется моча, содержащая вредные продукты обмена веществ, и мочевыносящими органами – мочеточниками, мочевым пузырем и мочеиспускательным каналом.

    Половая система . Половая система - это совокупность органов, обеспечивающих половое размножение организма.

    Основная функция половой системы . Функция половой системы – обеспечение процесса деторождения.

    Половые клетки – гаметы . В половой системе образуются половые клетки – гаметы (сперматозоиды или яйцеклетки), и происходит оплодотворение и развитие оплодотворенной яйцеклетки.

    Общая структура половой системы . Половая система состоит из половых желез, внутренних и наружных половых органов.

    Нервная система . Нервная система регулирует ра боту органов, обеспечивает их согласованную деятельность и приспособление к условиям среды.

    Структура и функции нервной системы . Нервная система состоит из: головного мозга; спинного мозга; отходящих от них нервов и нервных узлов. Оснвая функция: благодаря нервной системе осуществляется умственная деятельность чело-века, определяется его поведение.

    Эндокринная система. Это система регуляции деятельности внутренних органов посредством гормонов, выделяемых эндо-кринными клетками непосредственно в кровь, либо диффундирующих через межклеточное пространство в соседние клетки.

    Структура и функции эндокринной системы. Система образована железами внутренней секреции. К ним относятся: гипофиз, щитовидная железа, надпочечники и некоторые др. железы. Именно железы внутренней секреции выделяют гормоны.

    Демонстрации:

    Покровная система человека.

    Кожа и слизистая ткань носа.

    Костная ткань.

    Хрящевая ткань.

    Мышечная ткань.

    Поднятие волос на коже.

    Сердечно-мышечная ткань.

    Нервная ткань.

    Внутренние органы человека.

    Покровная система.

    Опорно-двигательная система.

    Пищеварительная система.

    Кровеносная система.

    Дыхательная система.

    Выделительная система.

    Нервная система.

    Эндокринная система.

    Контрольные вопросы:

      Назовите основные ткани человеческого организма.

      Дайте определение биологической ткани.

      Дайте определение органу в структуре организма.

      Назовите 4 основных вида (типа) тканей.

      Раскройте понятие эпителиальной (покровной) ткани и назовите ее функции.

      Сформулируйте, в чем заключается особенность регенерации клеток эпителиальной ткани.

      Раскройте понятие соединительной ткани (коллагена).

      Назовите виды соединительной ткани в организме.

      Назовите функции соединительной ткани.

      Раскройте понятия костной и хрящевой тканей.

      Раскройте понятие жировой ткани и назовите ее функции.

      Раскройте понятие мышечной ткани и назовите ее виды.

      Сформулируйте особенности гладкой мышечной ткани.

      Сформулируйте особенности поперечнополосатой мышечной ткани.

      Докажите аргументировано, что сердечная мышца является разновидностью мышечной ткани.

      Назовите функции мышечной ткани.

      Сформулируйте особенности нервной ткани, нервных клеток (нейронов) и межклеточного вещества – нейроглии.

      Назовите функции нервной ткани.

      Назовите основные органы и системы органов человека.

      Сформулируйте понятие организма человека.

      Раскройте общее строение органов человека.

      Раскройте понятие системы органов.

      Назовите 10 основных систем органов организма человека.

      Сформулируйте особенности устройства и функционирования покровной системы органов человека.

      Назовите состав и функции покровной системы.

      Сформулируйте особенности устройства и функционирования опорно-двигательной системы органов человека.

      Назовите компоненты опорно-двигательной системы.

      Назовите функции двигательного аппарата.

      Сформулируйте особенности устройства и функционирования кровеносной системы организма.

      Назовите задачи кровеносной системы.

      Раскройте понятие гуморальной регуляции.

      Докажите, что кровеносная система является основой внутренней среды организма.

      Назовите состав крови.

      Раскройте особенности понятий «плазма», «лейкоциты», «тромбоциты».

      Назовите основные функции крови.

      Раскройте функциональные особенности тканевой жидкости и лимфы.

      Сформулируйте особенности устройства и функционирования системы пищеварительных органов.

      Раскройте общую структуру пищеварительной системы.

      Назовите основные функции пищеварительной системы.

      Назовите основные компоненты нормального рациона питания.

      Докажите, что пищеварение – это процесс физической и химической обработки пищи.

      Назовите три отдела пищеварительной системы.

      Назовите функции ротовой полости, зубов и слюнных желез.

      Назовите вкусовые зоны языка.

      Назовите функции кишечника и желудка.

      Назовите функции поджелудочной железы и печени.

      Назовите функции различных отделов пищеварительного тракта.

      Сформулируйте значение слюны и ее ферментов: птиалина и мальтазы.

      Назовите химические особенности процесса обработки пищи слюной.

      Назовите основные компоненты слюны.

      Раскройте устройство пищевода.

      Раскройте понятие перистальтики пищевода.

      Расскажите об устройстве желудка.

      Сформулируйте особенности физико-химического процесса обработки пищи функциями желудка человека.

      Расскажите об устройстве кишечника и функциях пищеварительных желез.

      Сформулируйте особенности устройства и функционирования дыхательной системы человека.

      Докажите примерами, какое значение имеет дыхание для жизни.

      Назовите функции органов дыхания.

      Раскройте биологическое значение дыхания.

      Раскройте понятие и значение газообмена и трахеи.

      Раскройте значение и устройство легких.

      Назовите биологические особенности дыхательного процесса.

      Раскройте понятие жизненной емкости легких.

      Сформулируйте особенности устройства и функционирования выделительной системы.

      Раскройте понятие экскреторной системы в биологии.

      Сформулируйте особенности устройства и функционирования половой системы.

      Назовите основные функции половой системы.

      Раскройте понятие гамет.

      Сформулируйте особенности устройства и функционирования нервной системы.

      Сформулируйте особенности устройства и функционирования эндокринной системы.

    Литература:

    1. Ахмедова Т.И., Мосягина О.В. Естествознание: Учебное пособие / Т.И. Ахмедова, О.В. Мосягина. – М.: РАП, 2012. – С. 367-392.

    1. Ключевые вопросы.

    1. Дайте определение понятий «орган» и «система органов».

    Органы — это анатомически обособленные части организма, имеющие строго определенные форму, строение и функции.

    Система органов — это несколько органов, выполняющих общую функцию.

    2. Могут ли органы выполнять функции вне организма?

    Органы не могут выполнять свои функции вне организма.

    3. Охарактеризуйте структурно-функциональные особенности известных вам систем органов.

    Дыхательная система . Включает полость носа, носоглотку, гортань, трахею, бронхи и легкие. Функция — обмен газами между организмом и внешней средой.

    Сердечно-сосудистая система . Состоит из кровеносных сосудов и сердца. Функция - обеспечение движения крови в организме.

    Лимфатическая система . Представлена лимфатическими сосудами и лимфатическими узлами. Функция — отведение избытка жидкости и некоторых веществ (например, белков) из межклеточных пространств обратно в кровеносную систему.

    Пищеварительная система . Включает ротовую полость с языком, зубами и слюнными железами, глотку, пищевод, желудок, кишечник, печень и поджелудочную железу. Функция — измельчение пищи и влияние на нее пищеварительными соками.

    Мочевыделительная система . Состоит из почек, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Функция — удаление из организма конечных продуктов обмена веществ.

    Репродуктивная (половая) система . Включает наружные и внутренние половые органы, а также половые железы, в которых формируются половые клетки. Функция — воспроизведение потомства.

    Эндокринная система . Включает железы внутренней секреции (гипофиз, щитовидную железу, надпочечники). Функция — выработка и выделение в кровь веществ, которые выполняют функцию регуляции процессов жизнедеятельности организма.

    Иммунная система . Включает в себя красный костный мозг, селезенку, вилочковую железу, лимфоузлы. Функция — защита организма от инфекционных заболеваний.

    Костная система . Представлена костями, большинство из которых входит в состав скелета. Функция — опора и защита.

    Мышечная система . Состоит из скелетных мышц. Функция — сохранение позы, перемещение тела или его отдельных частей в пространстве, выполнение движений.

    Нервная система . Состоит из спинного и головного мозга, нервных узлов, нервов и нервных окончаний. Функция — регулирование функций всех систем организма. Нервная система — это основа психических процессов и поведения человека.

    Сенсорные системы (зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная и т.д.). Состоит из рецепторов и проводящих путей. Функция — восприятие сигналов внешнего мира или внутренней среды организма.

    4. Чем отличается система органов от аппарата органов? Приведите примеры тех и других.

    Отличается тем, что система органов — это совокупность органов, выполняющих общую функцию, а аппарат органов — это несколько объединенных систем органов. Системы органов: дыхательная, сердечно-сосудистая, лимфатическая, пищеварительная, мочевыделительная, репродуктивная (половая), эндокринная, иммунная, костная, мышечная, нервная и сенсорная. Аппараты органов: опорно-двигательный (костная и мышечная системы), мочеполовой (мочевыделительная и половая системы).

    5. Какие системы органов осуществляют связь с внешней средой? В чем это выражается?

    Связь с внешней средой осуществляют следующие системы органов: дыхательная система (выражается в обмене газами между организмом и внешней средой), мышечная система (перемещение тела или его отдельных частей в пространстве), нервная система (обеспечивает его приспособление к воздействиям внешней среды) и сенсорная система (восприятие сигналов внешнего мира).

    6. Какие системы органов можно отнести к рабочим, а какие — к управляющим?

    Рабочие системы организма — дыхательная, сердечно-сосудистая, лимфатическая, пищеварительная, мочевыделительная, репродуктивная (половая), иммунная, костная, мышечная, сенсорная. Управляющая система организма — нервная.

    2. Сложные вопросы.

    1. Объясните, как вы понимаете высказывание: «Все органы тела можно сравнить с оркестром, которым дирижирует мозг».

    Пусть мозг — дирижер, а все остальные органы организма — оркестр. Как дирижер управляет оркестром, так и мозг регулирует функции всех систем организма (соответственно, всех органов).

    2. Прокомментируйте совет французского философа Рене Декарта: «Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ваш ум работал правильно».

    Все системы в организме связаны. Если не заботиться об организме в целом, не следить за каждой из систем — это непременно отразится на работе нервной системы (которая и отвечает за умственную деятельность).

    Орган представляет собой часть тела, которая занимает в нем постоянное положение, имеет определенное строение и форму и выполняет одну или несколько функций. Орган состоит из нескольких видов тканей, но одна из них всегда преобладает и определяет его главную, ведущую функцию. В состав скелетной мышцы, например, входит поперечнополосатая мышечная и рыхлая соединительная ткань. В ней имеются кровеносные и лимфатические сосуды и нервы.

    Органы представляют собой рабочие аппараты организма, специализированные на выполнении сложных видов деятельности, необходимых для существования целостного организма. Сердце, например, выполняет функцию насоса, перекачивающего кровь из вен в артерии; почки - функцию выделения из организма конечных продуктов обмена веществ; костный мозг - функцию кроветворения и т.д. Органы образовались в процессе эволюции животного мира. Орган - это исторически сложившаяся система различных тканей, объединенных общей для данного органа основной функцией, структурой и развитием.

    В теле человека имеется много органов, но каждый из них является частью целостного организма. Несколько органов, совместно выполняющих определенную функцию, образуют систему органов. Система органов - это анатомические и функциональные объединения нескольких органов, участвующих в выполнении какого-либо сложного акта деятельности.

    Все системы органов находятся в сложном взаимодействии друг с другом и составляют в анатомическом и функциональном отношении единое целое - организм.

    Нередко две или несколько систем органов объединяют в понятие аппарат. Но, обладая сложной организацией, живой организм представляет собой единое целое, в котором деятельность всех его структур - клеток, тканей, органов и их систем - согласована и подчинена этому целому.

    В анатомической и функциональной связи между всеми системами органов человека проявляется целостность организма. Живой организм, состоящий из множества органов, существует как единое целое.

    1. Система органов движения обеспечивает передвижение организма в пространстве и участвует в образовании полостей тела (грудной, брюшной), в которых располагаются внутренние органы. Эта система образует также полости, в которых находятся головной и спинной мозг.

    2. Система органов пищеварения осуществляет механическую и химическую переработку поступающей в организм пищи, а также всасывание во внутреннюю среду организма питательных веществ. Эта система выводит из организма оставшиеся неусвоенными вещества в окружающую среду.

    Пищеварительный аппарат человека представлен пищеварительной трубкой, крупными железами пищеварительного тракта (слюнные железы, поджелудочная железа, печень), а также множеством мелких желез, залегающих в слизистой оболочке всех отделов пищеварительного тракта. Общая длина пищеварительного тракта от полости рта до заднего прохода составляет 8–10 м. По большей части он представляет собой изогнутую в виде петель трубку и состоит из переходящих одна в другую частей: полости рта, глотки, пищевода, желудка, тонкой, толстой и прямой кишки.


    Чтобы произошло переваривание пищи, сначала необходимо ее разжевать и проглотить. Затем пища попадает в желудок и кишечник, где выделяются пищеварительные соки. Только слаженная работа всех органов пищеварения дает возможность полностью переварить пищу. Каждый орган в данном случае выполняет часть сложного процесса, а все вместе они осуществляют пищеварение. Значит и между отделами одной системы органов существует физиологическая зависимость.

    Для нормальной работы пищеварительной системы требуется поступление к клеткам ее органов питательных веществ, кислорода. Из клеток должны удаляться углекислый газ и другие вредные вещества. Иначе говоря, система органов пищеварения теснейшим образом связана физиологически с системой органов кровообращения, дыхания, выделения и др.

    3. Система органов дыхания обеспечивает газовый обмен, т.е. доставку кислорода из внешней среды в кровь и выведение из организма углекислого газа, одного из конечных продуктов обмена веществ, а также принимает участие в обонянии, голосообразовании, водно-солевом и липидном обмене, вырабатывании некоторых гормонов.

    В дыхательном аппарате легкие выполняют газообменную функцию, а полость носа, носоглотка, гортань, трахея и бронхи - воздухопроводящую. Попадая в воздухоносные пути, воздух согревается, очищается и увлажняется. Кроме того, здесь же происходит восприятие температурных, механических и обонятельных раздражений.

    4. Система мочевых органов выводит из крови и организма продукты обмена веществ (мочевину и др.). Мочеобразующие органы, которые также называются органами выделения, очищают организм от шлаков (солей, мочевины и др.), образующихся в результате обмена веществ.

    5. Систему половых органов поддерживает жизнь вида, т.е. несет специальную функцию размножения. Половые органы подразделяются на наружные и внутренние. Внутренние мужские половые органы образуют яички, придатки, семенные пузырьки, семявыносящие протоки, предстательная и бульбоуретральные железы. Наружными мужскими половыми органами являются мошонка и половой член.

    К внутренним женским половым органам относятся яичники, матка, маточные трубы, влагалище, а к наружным - большие и малые половые губы, клитор, луковицы преддверия влагалища и большие железы преддверия. Наружные женские половые органы располагаются в переднем отделе промежности, в области мочеполового треугольника.

    6. Сердечно-сосудистая система, состоящая из кровеносной и лимфатической систем, доставляет питательные вещества и кислород к органам и тканям, удаляет из них продукты обмена веществ, а также обеспечивает транспортировку этих продуктов к выделительным органам (почкам, коже), а углекислого газа - к легким. Кроме того, продукты жизнедеятельности эндокринных органов (гормоны) также разносятся с помощью кровеносных сосудов по всему организму, чем обеспечивается влияние гормонов на деятельность отдельных частей и организма в целом.

    7. Система органов внутренней секреции осуществляет при помощи гормонов регуляцию жизнедеятельности организма.

    8.Система органов размножения - это семенники у мужчин, яичники и матка - у женщин. Система органов размножения обеспечивает воспроизведение потомства.

    9. Нервная система объединяет все части организма в единое целое и уравновешивает его деятельность соответственно меняющимся условиям внешней среды. Будучи теснейшим образом связана с эндокринными органами, она обеспечивает совместно с последней нейрогуморальную регуляцию жизнедеятельности отдельных частей и организма в целом. Нервная система (кора полушарий головного мозга) является материальным субстратом психической деятельности человека, а также составляет важнейшую часть органов чувств.

    Единая нервная система условно подразделяется на два больших отдела - соматическую нервную систему и вегетативную нервную систему. Соматическая нервная система ("сома" - тело) преимущественно осуществляет связь организма с окружающей средой, обусловливая чувствительность (с помощью чувствительных нервных окончаний и органов чувств) и движения тела, управляя скелетной мускулатурой.

    Так как передвижение в пространстве и чувствительность свойственны животным организмам (это и отличает их от растений), соматическая часть нервной системы получила также название анимальной ("анималь" - животное).

    Вегетативная нервная система названа так потому, что она оказывает влияние на "внутреннее хозяйство" организма: обмен веществ, кровообращение, выделение, размножение, т. е. на процессы так наз. растительной жизни ("вегетатио" - растительность).

    Таким образом, организм человека, его единое целое, составляют несколько уровней организации по возрастанию, а именно: молекулярный уровень, клеточный уровень, тканевой уровень, органный уровень, системно-органный уровень и организменный уровень. Причем единицей считается клетка, а более высокие уровни за счет сложного взаимодействия осуществляют существование организма.

    Органы и системы организма находятся между собой в столь тесной связи и взаимозависимости, что патологические изменения в одном из них не могут не отразиться на других, что приводит к нарушению нормальной жизнедеятельности организма в целом.

    Даже незначительные изменения, не говоря уже о постоянном влиянии патогенных факторов окружающей среды, приводят к ухудшению общего состояния, возникновению дисфункции различных органов и как итог - к болезни. И не одного только органа, а всего организма.

    Человеческий организм представляет собой уникальную, сложную конструкцию, в которой все процессы протекают только благодаря слаженной совместной работе каждой клеточки, из которых состоят ткани каждого органа нашего тела. Но одна структура не может выполнять все необходимые функции для жизнедеятельности нашего организма, поэтому все части тела, выполняющие похожие функции, объединяют в системы.

    Таким образом, система органов - это совокупность образований, похожих по своему строению, функциям и развитию. Выделяют 5 таких объединений, каждое из которых выполняет свою определенную и немаловажную роль в существовании всего организма. Какие же можно выделить системы органов человека?

    Респираторный тракт

    Играет большую роль в деятельности организма, так как обеспечивает доставку кислорода, поступающего с вдыхаемым воздухом в кровь, и выделение углекислого газа. Таким образом, каждая клеточка получает необходимую для жизни порцию кислорода и избавляется от ненужных ей веществ. Но до того как воздух попадает в легкие, он проходит через дыхательные пути, а именно: носовую полость и глотку - это верхние дыхательные пути; гортань, трахею и бронхи, образующие нижнюю часть дыхательой системы.

    Стенки проводящих путей состоят из костной и хрящевой тканей, благодаря которым они не спадаются, и воздух без каких-либо препятствий поступает в организм при вдохе. Также, поступая в легкие, воздух должен быть очищен от пыли, согрет и увлажнен, в чем и кроется заслуга слизистой оболочки, в частности покрывающей полость носа. В верхней трети носоглотки имеется орган обоняния, при помощи которого дыхательная система осуществляет и обонятельную функцию.

    Кроме того, одной из крайне важных функций, осуществляющихся при помощи дыхания и позволяющей людям общаться между собой и выражать свои эмоции, является речь. Невозможно представить нормальную жизнедеятельность, если бы не было дыхательной системы органов человека.

    Сердечно-сосудистая система

    В ее основе выделяют центральный орган - сердце - с соединенными с ним замкнутыми трубками, называемыми кровеносными сосудами. Сердце представляет собой полый мышечный орган, основной функцией которого является насосная. Оно своими ритмичными сокращениями выталкивает всю массу крови, находящуюся в ее камерах, в сосудистое русло. Сосуды образуют малый и большой круги кровообращения. Все перечисленные структуры образуют в совокупности органы кровеносной системы.

    Сеть сосудов представляет собой систему трубок, которые содержат циркулирующую жидкость и осуществляют доставку к клеткам и тканям организма необходимые питательные вещества, а также осуществляют удаление продуктов жизнедеятельности и транспортировку их в систему выделения, а именно к экскреторным органам, почкам, коже. Артерии расположены во всем теле человека, даже в костях, что позволяет поддерживать все необходимые условия для существования.

    Кровеносные сосуды, идущие от сердца и несущие к ним артериальную, обогащенную кислородом кровь, называются артериями. А те, что осуществляют противоположную функцию, то есть несут кровь, содержащую ненужные клеткам продукты жизнедеятельности к сердцу от органов, называются венами. Все они различаются по калибру: от более крупных до совсем мелких. В малом кругу кровообращения артерии и вены выполняют противоположные друг другу функции.

    Пищеварительная система человека

    Пищеварительный канал имеет определенные разделы: полость рта, глотка, пищевод, желудок, тонкая и толстая кишка. Длина этого комплекса составляет 8-10 м.

    Глотка представляет собой часть пищеварительной трубки и дыхательных путей и является промежуточной между полостью носа и рта с одной стороны и пищеводом и гортанью - с другой.

    Пищевод представляет собой длинную узкую трубку, находящуюся между глоткой и желудком, главная функция которой - продвижение пищи в нижележащие отделы. Длина его составляет 23-25 см.

    Желудок имеет вид мешкообразного расширения пищеварительного тракта. Здесь скапливается пища и протекают первые стадии переваривания, в результате которых твердые части пищи приобретают жидкий или кашицеобразный вид.

    Тонкая кишка образует множество петлеобразных изгибов и переходит в толстую. Длина ее составляет 6,5-7 м. Тут осуществляется механическая и химическая обработка пищи (при воздействии щелочной среды) и всасывание питательных веществ.

    Толстая кишка - последний отдел пищеварительной системы, который заканчивается заднепроходным отверстием. Длина составляет 1-1,5 м.

    Пищеварительная система человека отвечает за получение необходимых питательных веществ, их обработку и удаление ненужных продуктов обмена.

    Мочеполовая система

    Органы этой системы связаны друг с другом по своему развитию, а их выводные протоки соединяются в одну большую мочеполовую трубку, представляющую собой мочеиспускательный канал у мужчин, или же открываются в одном общем пространстве- преддверии влагалища у женщин, поэтому объединяют в себе мочевые и половые органы.

    Мочевыделяющие органы включают почки, которые образуют мочу, и мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал, которые участвуют в накоплении и выведении мочи.

    Половые органы делятся на мужские и женские. К мужским относятся яички, семявыносящие протоки с семенными пузырьками, предстательная железа, бульбоуретральные железы, половой член. К женским относят яичники, маточные трубы, матка, влагалище. Эти органы расположены в малом тазу, и их называют внутренними, а большие и малые половые губы, клитор, девственная плева относятся к группе наружной части половой системы.

    Нервная система

    Что касается данной системы органов человека, то она является наиболее сложной структурой человеческого тела. Ее можно подразделить на центральную и периферическую.

    К центральной нервной системе относится головной и спинной мозг, а различные корешки и нервы, отходящие от них, вместе с рецепторным аппаратом образуют периферическую ее часть.

    Центральная нервная система отвечает за обработку поступающих от периферических нервов импульсов, попутно образуя ответные сигналы, которые приводят к осуществлению какого-либо действия, осознанию мысли и т. д. Представляет собой более сложную и совершенную, по сравнению с периферической, систему.

    Периферическая нервная система выполняет преимущественно проводниковую функцию. При ее помощи происходит восприятие раздражения, формирование. Центральная нервная система отвечает за восприятие передаваемых импульсов и ответ на них.

    Кроме того, нервную систему можно подразделить на соматическую и вегетативную. Первая подчиняется сознанию человека и отвечает за осознанные движения.

    Вегетативная нервная система расположена в стенках сосудов и органов и контролируется преимущественно различными метаболитами и веществами.

    Опорно-двигательный аппарат

    Включает в себя мускулатуру, являющуюся активной частью аппарата, скелет и его соединения, которые образуют пассивную часть опорно-двигательной системы.

    Вся мускулатура делится на висцеральную и соматическую. Мускулатура, входящая в состав внутренних органов и в большинстве состоящая из гладких мышц, называется висцеральной или непроизвольной. Соматическая, или произвольная, состоит в основном из исчерченных волокон, которые находятся в стенках полостей тела и образуют основную мышечную массу конечностей. С помощью поперечных мышечных волокон осуществляются движения, проявляющиеся в перемещении всего тела в пространстве.

    Скелет представляет собой совокупность плотных образований, имеющих преимущественно механическое значение. Составляют скелет отдельные кости, соединенные между собой соединительной, хрящевой и костной тканью. Основные функции скелета - защита, опора и движение.

    Защитная функция осуществляется путем образования из костей специального канала, например позвоночного, который защищает спинной мозг, черепа - шлемообразного образования, защищающего головной мозг, грудной клетки, отграничивающей жизненно важные органы, и таза, защищающего органы выделения и размножения.

    Опорная функция достигается путем прикрепления мягких тканей и органов к различным частям скелета. Без данной системы органов человека невозможно было бы прямохождение и поддержание положения тела в пространстве.

    Двигательная функция осуществляется за счет мышц, приводящих в движение кости, соединенные подвижными сочленениями. Благодаря многообразию суставов, удается совершать сложные и комбинированные действия.

  • Тема 12. Химические особенности кислорода и водорода. Их значение для человека
  • Тема 13. Растворение твердых веществ и газов
  • Тема 14. Теоретические основы органической химии
  • Тема 15. Предельные и непредельные углеводороды
  • Тема 16. Ароматические углеводороды, спирты и карбоновые кислоты
  • Тема 17. Основные жизненно-необходимые вещества в организме человека
  • Раздел III. Биология – наука о жизни (живой природе)
  • Тема 18. Общие представления о жизни (живой природе)
  • Тема 19. Уровни организации живой природы. Эволюция живого
  • Тема 20. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма
  • Тема 21. Системы органов человека и их функционирование
  • Тема 22. Индивидуальное развитие организма
  • Тема 23. Предупреждение заболеваний органов человека
  • Раздел IV. Основы экологических знаний
  • Тема 24. Основы экологических знаний. Значение и проблемы загрязнения воды
  • Тема 25. Значение атмосферы и проблемы ее загрязнения
  • Тема 26. Экология питания человека
  • Планы уроков Введение в Естествознание
  • Тема 1. Введение в дисциплину «Естествознание». Значение естествознания для профессиональной подготовки.
  • 1. Введение в дисциплину «Естествознание».
  • 2. Основные науки о природе (физика, химия, биология, экология), их сходство и отличия.
  • 3. Значение естествознания для профессиональной подготовки.
  • Тема 2. Основы естественнонаучного познания.
  • 1. Основы научной деятельности.
  • 2. Структура научного познания.
  • 3. Основные методы научного исследования.
  • Тема 3. Естественнонаучные законы природы.
  • 1. Объективные законы природы – основа естествознания.
  • 2. Дискретная (атомно-молекулярная) основа движения и взаимодействия тел и веществ.
  • Раздел I. Физика – наука о движении и взаимодействии тел.
  • Тема 4. Механическое движение. Законы Ньютона.
  • 1. Физика и ее научный предмет.
  • 2. Механика. Механическое движение.
  • 3. Законы динамики Ньютона.
  • Тема 5. Закон всемирного тяготения. Закон сохранения механической энергии.
  • 1. Закон всемирного тяготения. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести.
  • 2. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
  • 3. Закон сохранения механической энергии. Потенциальная и кинетическая энергия.
  • 4. Работа и мощность.
  • 5. Механические волны, звук.
  • Тема 6. Основы термодинамики.
  • 1. Агрегатные состояния физических тел.
  • 2. Тепловые процессы.
  • 3. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Законы термодинамики.
  • 4. Тепловые машины, их применение.
  • Тема 7. Основы электродинамики.
  • 1. Электричество. История открытия.
  • 2. Основы электродинамики.
  • 3. Постоянный электрический ток.
  • Тема 8. Основы электромагнетизма.
  • 1. Основы электромагнетизма.
  • 2. Переменный электрический ток.
  • 3. Электромагнитные волны.
  • Тема 9. Основы оптики
  • 1. Развитие представлений о природе света.
  • 2. Законы прямолинейного распространения света.
  • 3. Дисперсия света. Цвет и свет.
  • 4. Волновые свойства света.
  • 5. Свет как поток частиц.
  • Раздел II. Химия – наука о веществах.
  • Тема 10. Значение химии. Введение в химию.
  • 1. Общие теоретические основы химии.
  • 2. Развитие химии, как науки. Исторический экскурс.
  • 3. Химия наука о веществах.
  • Тема 11. Химические реакции неорганических веществ.
  • 1. Химические особенности неорганических веществ.
  • 2. Разновидности химических реакций.
  • Тема 12. Химические особенности кислорода и водорода. Их значение для человека.
  • 1. Кислород и его химические свойства.
  • 2. Применение кислорода.
  • 3. Водород и его химические свойства.
  • 4. Применение водорода.
  • Тема 13. Растворение твердых веществ и газов.
  • 1. Растворение и растворы.
  • 2. Понятие растворимости вещества.
  • 3. Концентрация раствора.
  • 4. Поведение веществ в растворах.
  • Тема 14. Теоретические основы органической химии.
  • 1. Органические соединения и их значение.
  • 2. Основы теории строения органических соединений.
  • Тема 15. Предельные и непредельные углеводороды.
  • 1. Предельные углеводороды.
  • 2. Непредельные углеводороды.
  • Тема 16. Ароматические углеводороды, спирты и карбоновые кислоты.
  • 1. Ароматические углеводороды.
  • 2. Спирты и карбоновые кислоты.
  • Тема 17. Основные жизненно-необходимые вещества в организме человека.
  • 1. Органические вещества в организме (белки) и их значение.
  • 2. Органические вещества в организме (жиры и углеводы) и их значение.
  • Раздел III. Биология – наука о жизни (живой природе).
  • Тема 18. Общие представления о жизни (живой природе).
  • 1. Биология – естественная наука.
  • 2. Понятие жизни и организма.
  • Тема 19. Уровни организации живой природы. Эволюция живого.
  • 1. Уровни организации живой природы.
  • 3. Эволюция живого. Движущие силы эволюции.
  • Тема 20. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма.
  • 1. Определение клетки. История открытия.
  • 2. Строение клетки. Обмен веществ и энергетическая функция.
  • 3. Молекула днк – носитель наследственной информации.
  • Тема 21. Системы органов человека и их функционирование.
  • Тема 22. Индивидуальное развитие организма.
  • 1. Онтогенез человека – индивидуальное развитие.
  • 2. Этапы развития человека в онтогенезе.
  • 3. Половое созревание. Продолжение жизни.
  • Тема 23. Предупреждение заболеваний органов человека.
  • 1. Предупреждение пищевых отравлений.
  • 3. Болезни органов дыхания и их профилактика.
  • 4. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия.
  • 5. Влияние наркогенных веществ на развитие и здоровье человека.
  • Раздел IV. Основы экологических знаний.
  • Тема 24. Основы экологических знаний. Значение и проблемы загрязнения воды.
  • 1. Экология как наука.
  • 2. Вода и ее свойства.
  • Тема 25. Значение атмосферы и проблемы ее загрязнения.
  • 1. Понятие воздуха и атмосферы.
  • 2. Воздействие атмосферы Земли на организм человека.
  • 3. Понятие и типы климата. Климатические пояса Земли.
  • 4. Экология атмосферы.
  • Тема 26. Экология питания человека.
  • 1. Экология питания человека.
  • 2. Значение витаминов для организма.
  • 3. Пищевые добавки и генетически модифицированные организмы.
  • Методические рекомендации по изучению учебного предмета и организации самостоятельной работы студентов
  • Целями выполнения письменных домашних заданий в 1 семестре является:
  • Порядок и правила выполнения и оформления письменных домашних заданий по естествознанию в 1-м семестре.
  • Обязательные правила оформления письменных домашних заданий.
  • Структура ответов при решении задач письменных домашних заданий
  • Критерии оценки письменных домашних заданий в 1 семестре.
  • Примерные варианты письменных домашних заданий в первом семестре: Письменное домашнее задание №1
  • Письменное домашнее задание №2
  • Письменное домашнее задание №3.
  • Порядок и правила выполнения и оформления письменных домашних заданий по естествознанию во 2-м семестре.
  • Критерии оценки письменных домашних заданий во 2 семестре.
  • Примерные направления исследований для выполнения письменных домашних заданий по естествознанию во втором семестре.
  • Глава 1 с выводами (пдз №5 и №6)
  • Глава 2 с выводами – третья (практическая) задача решается в процессе выполнения пдз№7.
  • Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету
  • Литература
  • Тема 21. Системы органов человека и их функционирование.

    Учебные вопросы

    1. Ткани человеческого организма.

    2. Органы и системы органов человека.

    1. Ткани человеческого организма .

    Ткани и органы организма . Ткань - это группа клеток, в совокупности с межклеточным веществом, выполняющая общие функции и, при этом, характеризующаяся общим строением и происхождением. Совокупность различных и взаимодействующих тканей образуют органы.

    Гистология . Строение тканей живых организмов изучает наука гистология.

    4 основных вида (типа) тканей . Наука выделяет 4 основных типа тканей: эпителиальную; соединительную; нервную; мышечную.

    Эпителиальная (покровная) ткань . Эпителиальная (покровная) ткань, или эпителий, представляет собой пограничный слой клеток, который выстилает покровы тела, слизистые оболочки всех внутренних органов и полостей, а также составляет основу многих желез.

    Функции эпителиальной ткани . Эпителий отделяет организм (внутреннюю среду) от внешней среды, но одновременно служит посредником при взаимодействии организма с окружающей средой. Основные функции: Покровная; Защитная; Выделительная; Секреторная.

    Регенерация клеток эпителиальной ткани . Клетки эпителиальной ткани живут непродолжительное время и быстро заменяются новыми (это называется регенерацией).

    Соединительная ткань (Коллаген ). В целом, соединительная ткань составляет то, что называют внутренней средой организма. Эта ткань очень разнообразна и представлена различными видами – от плотных и рыхлых форм до крови и лимфы, клетки которых находятся в жидкости.

    Виды соединительной ткани в организме . Из этой ткани образуются: кости, хрящи, сухожилия, связки, кровь, жир. Поэтому ее виды: костная, хрящевая, жировая, жидкая, рыхлая, ретикулярная.

    Функции соединительной ткани . Опорная; Защитная; Транспортная; Запасающая.

    Костная ткань . Костная ткань, образующая кости скелета, отличается большой прочностью. Она поддерживает форму тела (конституцию) и защищает органы, расположенные в черепной коробке, грудной и тазовой полостях, а также участвует в минеральном обмене.

    Хрящевая ткань . Состоит из клеток (хондроцитов) и межклеточного вещества (хрящевого матрикса), характеризующегося повышенной упругостью. Эта ткань выполняет опорную функцию, т.к. образует основную массу хрящей.

    Кровь и лимфа . Это - жидкая соединительная ткань, состоящая из форменных элементов (клеток) и плазмы (жидкость с растворенными в ней органическими и минеральными веществами – сыворотка и белок фибриноген). Образует кровеносную систему всего организма.

    Жировая ткань . Жировая ткань относится к рыхлой соединительной ткани. Ее клетки крупные и наполнены жиром. Эта ткань подразделяется на два типа: белую и бурую.

    Функции жировой ткани. Питательная; Защитная; Формообразующая; Терморегулирующая.

    Мышечная ткань и ее виды . Мышечная ткань обладает возбудимостью и способностью к активному сокращению под влиянием нервной системы и некоторых веществ. Микроскопические различия позволяют выделить два типа этой ткани – гладкую (неисчерченную) и поперечнополосатую (исчерченную).

    Гладкая мышечная ткань . Гладкая мышечная ткань имеет клеточное строение. Она образует мышечные оболочки стенок внутренних органов (кишечника, матки, мочевого пузыря и др.), кровеносных и лимфатических сосудов; сокращение ее происходит непроизвольно.

    Поперечнополосатая мышечная ткань . Поперечнополосатая мышечная ткань состоит из мышечных волокон, каждое из которых представлено многими тысячами клеток, слившимися, кроме их ядер, в одну структуру. Она образует скелетные мышцы.

    Сердце (сердечная мышца ). Сердечная мышца – это разновидность мышечной ткани. В сердечной мышечной ткани соседние мышечные волокна соединены между собой, волокна имеет небольшое число ядер, расположенных в центре волокна. Сердечная ткань обладает автоматией – способностью непроизвольно сокращаться, что обеспечивает проталкивние крови через камеры сердца.

    Функции мышечной ткани . Гладкая мышечная ткань выполняет следующие функции: обеспечивает непроизвольные сокращения стенок внутренних органов и поднятие волос на коже. Поперечно–полосатая мышечная ткань выполняет следующие функции: обеспечивает произвольные движения тела, мимику лица, речь. Важная функция: автоматия сердечно-мышечной ткани.

    Нервная ткань . Нервная ткань состоит из двух разновидностей клеток: нервных (нейронов) и глиальных. Глиальные клетки вплотную прилегают к нейрону, выполняя опорную, питательную, секреторную и защитную функции.

    Нервные клетки (нейроны) и межклеточное вещество – нейроглия . Из клеток нервной ткани образуются головной и спинной мозг, а также нервы. Нервные клетки – нейроны – состоят из тела и отростков. Межклеточное вещество нервной ткани – нейроглия образует вспомогательные клетки или клетки-спутницы.

    Функции нервной ткани. Высшая нервная деятельность. Связь организма

    с внешней средой. Центры условных и безусловных рефлексов. Свойства возбудимости и проводимости.

    2. Органы и системы органов человека .

    Организм . Организм – это определенный комплекс или система, реагирующая как единое целое на различные изменения внешней среды.

    Органы в организме человека . Обычно орган состоит из нескольких видов тканей, но какая-то одна преобладает. Например, главная ткань желез – эпителиальная, а мускулов – мышечная. В печени, легких, почках, железах основной, «рабочей» тканью является эпителиальная, в кости – соединительная, в мозге – нервная.

    Общее строение органов человека . Живые организмы построены из особых химических соединений – органических веществ (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот). Они входят в состав любой живой клетки. Вещества клетки образуют упорядоченные структуры – органоиды, которые обеспечивают процессы жизнедеятельности клетки.

    Понятие системы органов . Органы, выполняющие единую функцию и имеющие общий план строения и развития, объединяются в системы органов. Все системы органов взаимосвязаны и составляют единый организм.

    10 основных систем органов организма человека . В организме человека выделяется 10 основных систем органов: Покровная система; Опорно-двигательная система; Пищеварительная система; Кровеносная система; Лимфатическая система; Дыхательная система; Выделительная система; Половая система; Нервная система; Эндокринная система.

    Покровная система органов человека . В покровную систему входят кожа и слизистые оболочки, выстилающие полость рта, дыхательных путей, органов пищеварения.

    Состав и функции покровной системы . В состав покровной системы входят: кожа и слизистые оболочки: полости рта; дыхательных путей; органов пищеварения. Основная функция: Защитная. Предохраняет организм от: высыхания, температурных колебаний, повреждения, проникновения ядовитых в-в; проникновения болезнетворных микроорганизмов.

    Опорно-двигательная система органов человека . Опорно-двигательная система состоит из скелета и прикрепленных к нему мышц. Она позволяет человеку стоять, двигаться, выполнять сложную работу, защищает внутренние органы от повреждения.

    Кровеносная система организма . Кровеносная система состоит из сердца и кровеносных сосудов.

    Задачи кровеносной системы . Эта система снабжает органы нашего тела питательными веществами и кислородом, выносит из них углекислый газ и другие ненужные продукты жизнедеятельности, выполняет защитную функцию, участвуя в иммунитете.

    Гуморальная регуляция . Регуляция процессов жизнедеятельности в организме, через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость, слюну) с помощью гормонов, выделяемых клетками, органами, тканями называется гуморальной регуляцией.

    Состав крови . Плазма. Лейкоциты. Тромбоциты.

    Лимфатическая система . Лимфатическая система образована лимфатическими узлами и лимфатическими сосудами. Принимает участие в образовании иммунитета и поддержании постоянства внутренней среды организма.

    Структура лимфатической системы . В структуру лимфатической системы входят: лимфатические капилляры; лимфатические сосуды; лимфатические узлы; лимфатические стволы и протоки.

    Система пищеварительных органов . Пищеварительная система состоит из: пищеварительного тракта; пищеварительных и функциональных желез.

    Основные функции пищеварительной системы . Функции пищеварительной системы – переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь.

    Дыхательная система человека . Система органов дыхания состоит из дыхательных путей (носовой полости, носоглотки, глотки, гортани, трахеи и бронхов) и дыхательной части – легких.

    Функции органов дыхания . Функция дыхательной системы обеспечение газообмена между внешней средой и организмом.

    Газообмен . Газообмен осуществляется в альвеолах лёгких, и в норме направлен на захват из вдыхаемого воздуха кислорода и выделение во внешнюю среду образованного в организме углекислого газа.

    Выделительная система . Выделительная, или экскреторная система в биологии - это совокупность органов, выводящих из организма избыток воды, продукты обмена веществ, соли, а также ядовитые вещества, попавшие в организм извне или образовавшиеся в нём.

    Структура и функции выделительной системы . Выделительная система образована почками, в которых образуется моча, содержащая вредные продукты обмена веществ, и мочевыносящими органами – мочеточниками, мочевым пузырем и мочеиспускательным каналом.

    Половая система . Половая система - это совокупность органов, обеспечивающих половое размножение организма.

    Основная функция половой системы . Функция половой системы – обеспечение процесса деторождения.

    Половые клетки – гаметы . В половой системе образуются половые клетки – гаметы (сперматозоиды или яйцеклетки), и происходит оплодотворение и развитие оплодотворенной яйцеклетки.

    Общая структура половой системы . Половая система состоит из половых желез, внутренних и наружных половых органов.

    Нервная система . Нервная система регулирует ра боту органов, обеспечивает их согласованную деятельность и приспособление к условиям среды.

    Структура и функции нервной системы . Нервная система состоит из: головного мозга; спинного мозга; отходящих от них нервов и нервных узлов. Оснвая функция: благодаря нервной системе осуществляется умственная деятельность чело-века, определяется его поведение.

    Эндокринная система. Это система регуляции деятельности внутренних органов посредством гормонов, выделяемых эндо-кринными клетками непосредственно в кровь, либо диффундирующих через межклеточное пространство в соседние клетки.

    Структура и функции эндокринной системы. Система образована железами внутренней секреции. К ним относятся: гипофиз, щитовидная железа, надпочечники и некоторые др. железы. Именно железы внутренней секреции выделяют гормоны.

    Демонстрации:

    Покровная система человека.

    Кожа и слизистая ткань носа.

    Костная ткань.

    Хрящевая ткань.

    Мышечная ткань.

    Поднятие волос на коже.

    Сердечно-мышечная ткань.

    Нервная ткань.

    Внутренние органы человека.

    Покровная система.

    Опорно-двигательная система.

    Пищеварительная система.

    Кровеносная система.

    Дыхательная система.

    Выделительная система.

    Нервная система.

    Эндокринная система.

    Контрольные вопросы:

      Назовите основные ткани человеческого организма.

      Дайте определение биологической ткани.

      Дайте определение органу в структуре организма.

      Назовите 4 основных вида (типа) тканей.

      Раскройте понятие эпителиальной (покровной) ткани и назовите ее функции.

      Сформулируйте, в чем заключается особенность регенерации клеток эпителиальной ткани.

      Раскройте понятие соединительной ткани (коллагена).

      Назовите виды соединительной ткани в организме.

      Назовите функции соединительной ткани.

      Раскройте понятия костной и хрящевой тканей.

      Раскройте понятие жировой ткани и назовите ее функции.

      Раскройте понятие мышечной ткани и назовите ее виды.

      Сформулируйте особенности гладкой мышечной ткани.

      Сформулируйте особенности поперечнополосатой мышечной ткани.

      Докажите аргументировано, что сердечная мышца является разновидностью мышечной ткани.

      Назовите функции мышечной ткани.

      Сформулируйте особенности нервной ткани, нервных клеток (нейронов) и межклеточного вещества – нейроглии.

      Назовите функции нервной ткани.

      Назовите основные органы и системы органов человека.

      Сформулируйте понятие организма человека.

      Раскройте общее строение органов человека.

      Раскройте понятие системы органов.

      Назовите 10 основных систем органов организма человека.

      Сформулируйте особенности устройства и функционирования покровной системы органов человека.

      Назовите состав и функции покровной системы.

      Сформулируйте особенности устройства и функционирования опорно-двигательной системы органов человека.

      Назовите компоненты опорно-двигательной системы.

      Назовите функции двигательного аппарата.

      Сформулируйте особенности устройства и функционирования кровеносной системы организма.

      Назовите задачи кровеносной системы.

      Раскройте понятие гуморальной регуляции.

      Докажите, что кровеносная система является основой внутренней среды организма.

      Назовите состав крови.

      Раскройте особенности понятий «плазма», «лейкоциты», «тромбоциты».

      Назовите основные функции крови.

      Раскройте функциональные особенности тканевой жидкости и лимфы.

      Сформулируйте особенности устройства и функционирования системы пищеварительных органов.

      Раскройте общую структуру пищеварительной системы.

      Назовите основные функции пищеварительной системы.

      Назовите основные компоненты нормального рациона питания.

      Докажите, что пищеварение – это процесс физической и химической обработки пищи.

      Назовите три отдела пищеварительной системы.

      Назовите функции ротовой полости, зубов и слюнных желез.

      Назовите вкусовые зоны языка.

      Назовите функции кишечника и желудка.

      Назовите функции поджелудочной железы и печени.

      Назовите функции различных отделов пищеварительного тракта.

      Сформулируйте значение слюны и ее ферментов: птиалина и мальтазы.

      Назовите химические особенности процесса обработки пищи слюной.

      Назовите основные компоненты слюны.

      Раскройте устройство пищевода.

      Раскройте понятие перистальтики пищевода.

      Расскажите об устройстве желудка.

      Сформулируйте особенности физико-химического процесса обработки пищи функциями желудка человека.

      Расскажите об устройстве кишечника и функциях пищеварительных желез.

      Сформулируйте особенности устройства и функционирования дыхательной системы человека.

      Докажите примерами, какое значение имеет дыхание для жизни.

      Назовите функции органов дыхания.

      Раскройте биологическое значение дыхания.

      Раскройте понятие и значение газообмена и трахеи.

      Раскройте значение и устройство легких.

      Назовите биологические особенности дыхательного процесса.

      Раскройте понятие жизненной емкости легких.

      Сформулируйте особенности устройства и функционирования выделительной системы.

      Раскройте понятие экскреторной системы в биологии.

      Сформулируйте особенности устройства и функционирования половой системы.

      Назовите основные функции половой системы.

      Раскройте понятие гамет.

      Сформулируйте особенности устройства и функционирования нервной системы.

      Сформулируйте особенности устройства и функционирования эндокринной системы.

    Литература:

    1. Ахмедова Т.И., Мосягина О.В. Естествознание: Учебное пособие / Т.И. Ахмедова, О.В. Мосягина. – М.: РАП, 2012. – С. 367-392.

    "