Определение уровня профессионализма преподавателя. «Современные требования к профессионализму учителя» (теоретические материалы к проведению круглых столов) Критерии и уровни профессионализма педагога

Под педагогическим профессионализмом необходимо понимать совершенное владение педагогом психолого-педагогическими знаниями и навыками, которые должны сочетаться с хорошим знанием содержания предмета, знанием и умением применять педагогические технологии, с нравственно-эстетическим отношением педагога к жизни, его способностью понимать педагогические цели, осуществлять их практическое достижение. Совокупность всех этих компонентов обеспечивает высокую эффективность и качество образования и воспитания учащихся.

Педагог-профессионал в совершенстве владеет педагогической техникой, техническими приемами, которые применяются в процессе обучения целенаправленно, систематически и последовательно, что способствует приобретению учащимися прочных знаний, умений и навыков.

Без стремления преподавателя к педагогическому профессионализму его знания как в своей сфере, так и в области педагогической и психологической наук становятся невостребованными, теряют свою значимость, так как их невозможно применить в практической деятельности.

Одним из важных критериев педагогического профессионализма является способность преподавателя к целеполаганию и целеосуществлению. Цели необходимы для осуществления осмысленной педагогической деятельности, они связывают все ее компоненты, этапы в гармоническое единое целое. Преподавателю необходим постоянный целевой контроль за своей профессиональной деятельностью, это обеспечивает педагогическую эффективность образовательного процесса.

Педагогический профессионализм невозможен без психолого-педагогической компетентности преподавателя. Для этого ему необходимы знания о законах психологического развития человека; о критериях психологических нагрузок, закономерностях протекания и развития психических и физиологических процессов в различных ситуациях и условиях обучения. Педагогу необходимо также разбираться в правилах и способах повышения эффективности восприятия и деятельности учащихся, причем важно учитывать психологические условия эффективного воздействия на учащихся.

Еще одним показателем педагогического профессионализма является постоянный поиск новых, более эффективных и наиболее приемлемых форм и методов обучения. Процесс обучения, включающий в себя инновационную деятельность педагога, отличается максимальным использованием новейших технических средств обучения, что способствует всестороннему развитию учащихся.

Все перечисленные компоненты педагогического профессионализма должны сочетаться с высоким уровнем общей культуры преподавателя:

Нравственно-этическими качествами;

Культурой общения с окружающими;

Постоянным самосовершенствованием и самообразованием;

Ответственным отношением к своей профессиональной деятельности;

Компетентностью во многих областях знаний;

Тонким художественным вкусом;

Культурой внешнего вида,

Человеческой гуманностью и любовью, уважением к учащимся.

Все люди, независимо от профессии, проходят в своем профессиональном становлении ряд похожих этапов, их профессиональное развитие обнаруживает общие в той или иной степени закономерности.

Становление человека как профессионала тесно связано с его развитием как личности. Психологическое становление профессионала означает появление новых качеств в психике человека, которые раньше отсутствовали у человека или имелись, но в другом виде (например, ряд профессиональных способностей вырастает из общечеловеческих качеств), а также возникновение у человека новых видов профессиональной деятельности и профессионального общения, не существующих ранее. Значит, становление профессионала есть «приращение» к психике человека, ее обогащение. Частным случаем развития профессионала является регресс, выпадение или деформация старых качеств, появление новых негативных признаков, распад, перерыв, остановка профессиональной деятельности, что означает качественные, хотя и негативные изменения в психике человека. Человек, обладающий активной зрелой личностью, стремится противостоять негативным процессов, вырабатывая у себя приемы компенсации, новые созидательные стратегии, овладевая для этого новыми психическими качествами и способами деятельности, что вновь продвигает вперед психическое развитие.

Сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность - один из актуальнейших вопросов педагоги­ческой науки и практики. Обычно научный анализ этих важных феноменов заменяется общими рассуждениями о профессионализме педагога. Творчество педагога неповторимо, это такое же высокое искусство, как творчество компози­тора и художника - а может быть, и куда более сложное.

Научный анализ педагогической деятельности отдает должное уникальности творческого метода каждого педагога, но сам он построен не на описаниях, а на принципах сравнительного исследования, качественно-количественного анализа. Особенно перспектив­ным принято считать направление, связанное с применением принципов системного подхода к анализу и построению мо­делей педагогической деятельности.

Цель данной работы: Рассмотреть понятие профессионализма учителя и показатель его измерения.

Объектом исследования является понятие профессионализма.

Предметом исследования является профессионализм учителя и показатель его измерения.

Задачи работы:

Изучить особенности педагогической деятельности.

Рассмотреть сущность педагогического профессионализма.

Дать представление о сущности индивидуального стиля деятельности преподавателя.

Проанализировать направление совершенствования педагогической деятельности.

Глава 1. Понятие профессионализма современного педагога

1.1. Особенности педагогической деятельности

Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым, и пре­небрежение этими факторами неизбежно ведет к неудаче. Среди этих факторов - методика обучения и воспитания, возрастные особенности детей, на­личный уровень их развития и т.д. Кроме перечисленных, важным фактором детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя.

Профессиональный педагог - это единственный человек, кото­рый большую часть своего времени отводит на обучение и воспита­ние детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними забо­тами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.

В современном цивилизованном обществе педагог является фи­гурой, которая требует особого внимания, и там, где его место зани­мают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к рабо­те с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.

Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический характер. В процессе образования учитель решает две задачи: адаптивную и гуманистическую («человекообразующую»).

Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности и творческой индивидуальности. С одной стороны, педагог подготавливает своих воспитанников к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но, с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Развивая личность ребенка на основе богатства человеческой культуры, учитель работает на будущее. Педагог в ходе своей профессиональной деятельности выполняет основные функции: обучающую, воспитывающую, развивающую, психологической подготовки.

Реализация этих функций требует от современного педагога следующих личностных параметров:

потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;

тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;

понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;

умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение,

предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах;

знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития;

способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Ее главная задача - выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.

Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

1.2. Сущность педагогического профессионализма

На основании анализа требований профессии к личности специалиста вводится понятие профессионализма. Профессионализм - совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда.

Педагогический профессионализм представляет собой характеристику разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную систему, которая отвечает социальному заказу общества. Компоненты педагогического профессионализма:

уровень общей культуры;

психолого-педагогическая компетентность;

способности к целеполаганию и целеосуществлению;

способности к педагогической рефлексии;

способности к осуществлению инновационной деятельности в сфере образования.

Исследование феноменологии профессионализма учителя показывает, что, с одной стороны, педагогический профессионализм - это социально-педагогическое явление, представляющее сложную, многогранную и многоаспектную характеристику деятельности педагога, которая отвечает заказу общества и нацелена на подготовку учителя - профессионала. С другой стороны, профессионализм учителя - это качественная характеристика, включающая совокупность фундаментальных интегрированных знаний, обобщенных умений и педагогических способностей, его личностных и профессионально - важных качеств, культуры и мастерства учителя, готовность к постоянному самосовершенствованию.

Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога:

высокая гражданская ответственность и социальная активность;

любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Суммируя требования к труду и личности учителя, предъявляемые условиями развития общества на современном этапе, их можно представить следующим образом:

высокая культура и нравственность;

самоотдача;

благородство;

острое чувство нового;

умение заглядывать в будущее и готовить, своих питомцев к жизни в будущем;

максимальная реализация индивидуального таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством;

общность идей и интересов учителей и учащихся;

творческое отношение к делу и социальная активность;

высокий профессиональный уровень и стремление к постоянному пополнению своих знаний;

принципиальность и требовательность;

отзывчивость;

эрудиция;

социальная ответственность и т.д.

Различают следующие позиции педагога: социальную и профессиональную.

«Современные требования к профессионализму учителя»

(теоретические материалы к проведению круглых столов)

Одна из важных задач, стоящих сегодня перед педагогическими коллективами , – оценка качества образования. Качество образования включает качество всех процессов и качество результатов в образовании. Одним из важных факторов, влияющих на качество образования, является профессионализм учителя, так как от профессионализма учителя зависит большинство показателей качества образования. На деятельности учителя в конечном итоге замыкаются все проходящие в образовании изменения и реформы.

1. Показатели профессионализма учителя.

Профессионализм учителя складывается на основе целого ряда профессиональных компетентностей. В педагогической науке существует несколько точек зрения на содержание педагогических компетенций.

в качестве основных элементов педагогической компетентности выделяет следующие:

Специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины;

Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся;

Психолого-педагогическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых;

Рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность.

выделяет 4 вида профессиональной компетентности: функциональная, которая характеризуется профессиональными знаниями и умением их реализовывать; интеллектуальная, которая выражается в способности аналитически мыслить и осуществлять комплексный подход к выполнению своих обязанностей; ситуативная, позволяющая действовать в соответствии с ситуацией; социальная - предполагает наличие коммуникативных и интегративных способностей.


различает следующие виды профессиональной компетентности:

– специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

– социальная компетентность – владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;

– личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

– индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом.

По мнению, педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность - три основные стороны труда учителя.

Личность учителя определяет его профессиональную позицию в педагогической деятельности и педагогическом общении. Педагогическая деятельность - это «технология» труда учителя, педагогическое общение - климат и атмосфера этого труда, а личность - ценностные ориентации, идеалы, внутренние смыслы работы учителя. Профессиональная компетентность предполагает сформированность в труде учителя всех этих трех сторон. Каждая из сторон труда учителя включает следующие составляющие:

а) профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания;

б) профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения;

в) профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией;

г) личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями.

Профессиональные знания учителя - это сведения из педагогики и психологии о сущности труда учителя, об особенностях педагогической деятельности и общения, личности учителя, о психическом развитии учащихся, их возрастных особенностях и др. В профессиональных знаниях учитель черпает эталоны для своего индивидуального профессионального развития.

Педагогические умения - это педагогические действия (воздействия) учителя. Как и всякие другие умения, педагогические умения - это действия, выполненные на достаточно высоком уровне. Педагогические умения образуют «техники» в труде учителя.

Профессиональные психологические позиции - это устойчивые системы отношений учителя (к ученику, к себе, к коллегам), определяющие его поведение. Профессиональная позиция выражает также профессиональную самооценку, уровень профессиональных притязаний учителя, его отношение к тому месту в системе общественных отношений в школе, которое он занимает, и то, на которое он претендует. Профессиональная позиция тесно связана с мотивацией учителя, с осознанием смысла своего труда.

Профессионализм человека – это не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только производительность труда, но и наличие психологических компонентов – внутреннего отношения человека к труду, состояния его психических качеств. Поэтому в профессионализме выделяют две стороны: состояние мотивационной сферы профессиональной деятельности человека (какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет в его жизни профессиональная деятельность, какие цели он лично стремится достичь, насколько он удовлетворен трудом и т. д.) и состояние операциональной сферы профессиональной деятельности человека (как, какими приемами он достигает поставленные цели, какие технологии использует, какие средства – знания, мыслительные операции, способности применяет).


Для оценки профессионализма необходимо использовать не один, а группы критериев (результативных и процессуальных, объективных и субъективных, качественных и количественных и др.).

1. Объективные критерии: насколько человек соответствует требованиям профессии, вносит ощутимый вклад в социальную практику. В деятельности учителя объективным критерием может быть его возможность успешно решать задачи обучения и воспитания в соответствии с требованиями системы образования, запросами семьи учащихся.

Субъективные критерии: насколько профессия соответствует требованиям человека, его мотивам, склонностям, насколько человек удовлетворен трудом в профессии. В деятельности учителя субъективным критерием профессионализма может быть устойчивая профессионально-педагогическая направленность, понимание значимости профессии, ее ценностных ориентации, совокупность необходимых профессионально-психологических качеств личности, позитивное отношение к себе как профессионалу, отсутствие личностных деформаций. Учителя-профессионала характеризует сочетание достаточно высокой успешности труда и внутреннего желания оставаться в профессии.

2. Результативные критерии: достигает ли человек желаемых сегодня обществом результатов в своем труде. В понимании результатов труда учителя существует несколько точек зрения. Одни склонны считать результатом только знания учащихся, соответствие знаний стандартам образования, другие отмечают необходимость развития способностей учащихся, третьи считают результатом труда учителя адаптацию выпускника школы к последующей социальной жизни и др. Чаще всего главным результатом педагогической деятельности называют уровень образовательных достижений обучающихся. Однако возникает вопрос, насколько правомерно считать достижения обучающихся заслугой единственного субъекта - педагога? Как показывает опыт последних лет, школа – не единственное место, где учащиеся могут получить знания по предмету. Может ли учитель приписывать на свой счет «средний балл выше среднего» по результатам ЕГЭ или победы детей в олимпиадах и конкурсах, если учащиеся помимо уроков в школе занимаются еще с репетитором или в системе дополнительного образования по этому направлению? Этот же вопрос касается сферы воспитания: как определить при диагностике изменений уровня воспитанности ребенка, качеств личности и характера его личностных проявлений, что происходит благодаря умелому воздействию педагога, а в чем заслуга семьи, влияния социума, наконец, психофизиологических особенностей нервной системы ребенка? Особую проблему вызывает сложность выделения результатов именно педагогической деятельности, т. к. педагогическая деятельность тесно связана с процессами, протекающими независимо от педагога, во-первых, и, во-вторых, эти результаты не всегда заметны: часто они не проявлены, их нельзя «потрогать», потому что не все результаты выражаются в конкретном продукте. Поэтому к результатам деятельности учителя следует относить качество организации и управления деятельностью детей (обучающихся, воспитанников), уровень обеспечения (методического, информационного, технологического) педагогического процесса, профессиональные достижения педагога и динамику профессионального роста.

Процессуальные критерии: использует ли человек при достижении своих результатов социально приемлемые способы, приемы, технологии. Например, в труде учителя, имеющего дело с психикой другого, взрослеющего человека, особенно велика роль процессуальных критериев. К процессуальным критериям отнесем все, что характеризует психологический процесс его труда – как работал учитель, какие использовал профессиональные знания и умения, приемы, техники, технологии, а также какие в процессе труда использовал личные психические качества (например, педагогическое мышление, педагогическую эмпатию, терпимость к непохожести другого человека и до.), какова психологическая цена результата в виде затраты и времени учащихся и учителя и т. д. Сочетание результативных и процессуальных показателей составляет необходимую характеристику профессионализма.

3. Нормативные критерии: усвоил ли человек нормы, правила, эталоны профессии и умеет ли воспроизводить высокие эталоны профессии на уровне мастерства. Для учителя важно овладеть нормами профессии, тем, что накоплено в ней, а именно: разработанными в науке и апробированными в практике методическими приемами, средствами, формами обучения и воспитания. В труде учителя, как и в других профессиях, есть и определенные нормы общения (как принято общаться), нормы развития личности. Воспроизведение на хорошем уровне этих образцов труда составляет мастерство учителя.

Индивидуально-вариативные критерии: стремится ли человек индивидуализировать свой труда, самореализовать в нем свои личные потребности, проявить в труде свою самобытность, развивать себя средствами профессии. Так, в учителе сегодня как никогда ценят самобытность, индивидуальность, неповторимость, наличие индивидуального стиля, оригинальность взгляда на окружающую действительность. Сочетание в деятельности учителя умения овладеть нормами в педагогическом труде и в то же время внести в их выполнение свою индивидуальность – важная грань профессионализма.

4. Критерии профессиональной обучаемости: готов ли человек к принятию профессионального опыта других людей, проявляет ли профессиональную открытость. Учитель должен быть открыт для профессионального обучения, впитывать все новое, что накоплено в профессии. Закрытость для развития («нас не этому учили в педвузе») – признак низкого профессионализма.

Критерии творческие: стремится ли человек выйти за пределы своей профессии, преобразовать ее опыт, обогатить профессию своим личным творческим вкладом. Для учителя важно иметь творческую направленность и предлагать свои находки, если только они способствуют психическому развитию учащихся и сохраняют благоприятный психологический климат в классе и в школе. Сочетание профессиональной открытости, обучаемости и самостоятельных творческих поисков важно для характеристики профессионализма.

5. Критерии социальной активности и конкурентноспособности профессии в обществе: умеет ли человек заинтересовать общество результатами своего труда, привлекать внимание к насущным потребностям профессии при внутреннем профессиональном локусе контроля, когда причины низкой эффективности профессии человек ищет внутри, в рамках самой профессии. Учителю сегодня важно убедить общество в значимости результатов своего труда, уметь вступить в конкурентные отношения на рынке образовательных услуг, показывая преимущества своих методов и форм работы.

Критерии профессиональной приверженности: умеет ли человек соблюдать честь и достоинство профессии, видеть ее специфический неповторимый вклад в общество.

6. Критерии качественные и количественные: для всякого специалиста, в том числе и учителя, важна оценка его профессионализма как в параметрах качества (например, глубина, системность знаний, сформированность учебной деятельности , мыслительных операций учащихся), так и в количественных показателях (баллы в рейтинге, категории и др.), ибо количественные показатели дают определенную возможность сопоставления (классов, школ), хотя их роль нельзя и преувеличивать. Учителю важно не бояться участвовать в профессиональных испытаниях, результатом которых является дифференцированная (качественная и количественная) оценка его профессионализма.

С учетом названных критериев профессионалом можно считать учителя, который:

– успешно решает задачи обучения и воспитания, достигает необходимого уровня профессиональных личностных качеств, знаний и умений;

– личностно расположен к профессии, мотивирован к труду в ней, удовлетворен;

– достигает желаемых сегодня обществом результатов в развитии личности учащихся;

– использует приемлемые в демократическом обществе способы, технологии;

– осваивает нормы, эталоны профессии, достигает мастерства в ней и вместе с тем стремится индивидуализировать свой труд, осознанно развивает свою индивидуальность средствами профессии;

– открыт для постоянного профессионального обучения, накопления опыта, изменения, в то же время обогащает опыт профессии за счет личного творческого вклада;

– социально активен в обществе, ищет резервы решения проблем внутри профессии, не боится попадать в условия конкурентности образовательных услуг;

– предан педагогической профессии, стремится поддерживать даже в сложных условиях ее честь и достоинство, профессиональную этику;

– готов к качественной и количественной оценке своего труда, умеет сам это сделать, готов к дифференцированной оценке своего труда в баллах, категориях, спокойно относится к участию в профессиональных испытаниях, тестах.

Виды профессиональной компетентности

Показатели профессионализма

Специальная компетентность

– понимание предназначения, миссии данной профессии;

– избрание некоторой деятельности постоянным занятием, обращение этого занятия в профессию;

– овладение нормами профессиональной деятельности, высокая эффективность;

– достижение высоких результатов, стабильность результатов;

– профессиональное мастерство;

– владение несколькими видами профессиональной деятельности в рамках профессии;

– профессиональное сознание (осознание максимального числа признаков профессиональной деятельности – предмета, средств, результата труда);

– профессиональное мышление, профессиональная интуиция, самостоятельность в решении профессиональных проблем;

– оптимальная психологическая цена результата, отсутствие усталости и перегрузки.

Социальная, коммуникативная компетентность

– овладение нормами профессионального общения, этическими нормами профессии;

– направленность профессиональных результатов на благо других людей, духовное обогащение других людей средствами своей профессии;

– социальная ответственность за последствия своих поступков;

– умение сотрудничать, вступать в контакты, легкая совместимость;

– гибкая смена социальных ролей в профессии;

– готовность к изменениям, умение воздействовать на процессы изменения в межличностных отношениях;

– конкурентноспособность, умение вызвать в социуме интерес к результатам своей профессиональной деятельности;

– соответствие профессионального должностного статуса (места среди других) индивидуально-личностным качествам.

Личностная компетентность

– устойчивая профессиональная мотивация, направленность на сохранение верности своей профессии;

– наличие позитивной Я-концепции, самоценность;

– творческая установка, сознательное профессиональное творчество;

– осознанное духовное обогащение, изменение себя средствами профессии;

– обогащение профессии средствами своего творчества;

– приспособление себя к профессии и профессии к себе;

– гибкое компенсаторное приспособление;

– преобладание положительного эмоционального настроя;

– индивидуальность в профессиональном труде;

– удовлетворенность профессиональным трудом.

Индивидуальная компетентность

– целостное профессиональное самосознание, знание профессиограммы своей профессии;

– принятие себя как профессионала;

– постоянно углубляющийся процесс профессионального самопределения;

– саморазвитие профессиональных способностей;

– самопроектирование, самоэкспериментирование, построение собственной стратегии профессионального роста, построение и реализация сценария своей профессиональной жизни;

– согласованность между мотивационной и операциональной стороной деятельности;

– профессиональная обучаемость;

– опора на прошлый профессиональный опыт, преемственность;

– возрастание индивидуализации и относительной автономии по мере профессионального роста;

– обращенность результатов своего индивидуального профессионального развития на благо общности людей, других людей.

2. Оценка профессионализма учителя.

Оценка профессионализма учителя производится многими субъектами: самими педагогами, руководителями образовательных учреждений, органами управления , родителями. Следует отметить, что критерии оценки зачастую относятся к тем результатам деятельности учителя, за которые педагог не может в полной мере нести профессиональную ответственность. Как отмечалось выше, точка зрения, при которой результатом педагогической деятельности считается уровень образовательных достижений обучающихся, представляется не вполне корректной по нескольким причинам:

В процессе воспитания, развития, обучения ребенка принимают участие не только педагоги, но также родители, сам ребенок, оказывает воздействие окружающая среда и социум. Выделить степень влияния конкретного педагога очень сложно.

Результаты деятельности учителя, понимаемые как достигаемые посредством воспитания изменения в личности ученика, отсрочены во времени, и, поэтому, непосредственно в ходе осуществления педагогической деятельности, не могут быть точно зафиксированы.

Компетентный учитель, хорошо знающий свой предмет, не всегда способен передать свои знания обучающимся. В оценке профессиональной деятельности учителя необходимо выявить, насколько уровень компетентностей педагога предопределяет высокие достижения обучающихся.

Таким образом, для определения уровня профессионализма учителя целесообразно выявить оптимальность процесса подготовки, организации и осуществления педагогической деятельности и анализировать те результаты, за достижение которых педагог способен нести профессиональную ответственность. Такими результатами являются:

Качество организации деятельности обучающихся;

Обеспечение педагогического процесса (уровень методического, информационного, технологического оснащения педагогического процесса, создание комфортных психологических условий);

Профессиональные достижения учителя и динамика профессионального роста.

См. , Реан педагогической деятельности. – СПб, 1993.

Кричевский директора школы - Проблемы повышения квалификации руководителей школ. - М.: Педагогика, 1987. С.67

Маркова профессионализма. - М.: Знание, 2004.

См. Маркова труда учителя: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993.

См. Маркова профессионализма. - М.: Знание, 2004.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Основные критерии профессионализма педагога дополнительного образования Выполнила Кобец Нина Ивановна Педагог дополнительного образования Красновишерск 2015 год

2 слайд

Описание слайда:

Дополнительное образование является необходимым компонентом современного общего образования, а на отдельных этапах процесса общего образования его ведущим компонентом. В отличие от специалиста в предметной области профессиональный педагог дополнительного образования в детских объединениях является подлинным субъектом педагогического образования, который ориентирован на развитие личностных качеств учащихся.

3 слайд

Описание слайда:

В соответствии со ст. 26 Закона РФ «Об образовании» дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства . В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение профессиональных качеств специалиста. Образовательными результатами повышения профессионализма является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

4 слайд

Описание слайда:

Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм педагога. Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм педагога является основой для формирования и развития личности ребенка.

5 слайд

Описание слайда:

Специалисты в области психологии труда разработали конкретные положения, характеризующие соответствие личности профессии педагога дополнительного образования. Выделяют следующие особенности личности, необходимые для профессиональной деятельности.

6 слайд

Описание слайда:

Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами: 1.Быть чутким и доброжелательным;понимать потребности и интересы детей;иметь высокий уровень интеллектуального развития;обладать широким кругом интересов и умений;быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;быть активным;обладать чувством юмора;располагать творческим потенциалом;проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

7 слайд

Описание слайда:

2.Особенности личности, необходимые для профессиональной деятельности: способности и предрасположенность к работе определенного типа, причем это могут быть как чисто физические, так и психические, психологические качества;знания и навыки, необходимые для определенной работы; это то, чему человек может научиться, приобретенное специальное образование и практический опыт.

8 слайд

Описание слайда:

3.Желание работать, иначе - воля и мотивация. Следует различать мотивацию внутреннего плана (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству) и внешнего (деньги, поощрения, статусные и престижные аспекты). Наиболее положительное воздействие как на познавательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация.

9 слайд

Описание слайда:

Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.

10 слайд

Описание слайда:

Профессионализм педагога как способность (как качество) в изменяющихся социальных условиях удовлетворять и развивать образовательные потребности личности; способность к самообразованию и саморазвитию.

11 слайд

Описание слайда:

Критериальные характеристики профессионализма педагога дополнительного образования Рассматривая и оценивая профессионализм педагога, важно определить, что движет человеком в профессии, из каких ценностных ориентации он исходит, ради чего он занимается данным делом, какие свои внутренние ресурсы вкладывает в свой труд.

12 слайд

Описание слайда:

Объективные критерии определяют, насколько педагог соответствует требованиям избранной профессии. К разряду объективных критериев относится высокая производительность труда, количество и качество, надежность продукта труда, достижение определенного статуса в профессии, умение решать разнообразные задачи обучения и воспитания. Субъективные критерии: насколько профессия педагога соответствует требованиям человека, его мотивам, склонностям, насколько человек удовлетворен трудом в этой профессии, устойчивая профессионально-педагогическая направленность, понимание ценностных оснований профессии, совокупность необходимых профессионально-психологических качеств личности и др.

13 слайд

Описание слайда:

Получение диплома – это еще не признак профессионализма. Многие помнят, что выпускника вуза еще не так давно называли «молодым специалистом» определяя, так образом, его статус. Считалось, что ему еще требуется определенное время, чтобы приобрести профессиональный опыт, а также соответствующая профессиональная среда, предоставляющая ему возможность сформироваться как профессионалу.Таким образом, наличие у человека диплома, сертификата, подтверждающего уровень его квалификации (а чаще – некоторой совокупности знаний, осведомленности в данной профессиональной сфере) – это необходимое (но не достаточное) условие для последующего становления профессионализма. Человек может приобрести это свойство в результате специальной подготовки и долгого опыта работы, но может и не приобрести его, а лишь «числиться» профессионалом.

14 слайд

Описание слайда:

Профессионализм представляет собой не статическое (единожды заданное, неизменное), а динамическое, непрерывно изменяющееся состояние человека. В динамике можно выделять следующие стадии развития профессионализма:

15 слайд

Описание слайда:

1. стадию допрофессионализма, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности недостаточно высока;

16 слайд

Описание слайда:

2. стадию собственно профессионализма, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; эта стадия включает в себя совокупность последовательно сменяемых фаз, каждая из которых характеризуется показателями, отвечающими требованиям определенных внутренних и внешних критериев;

17 слайд

Описание слайда:

3. стадию «послепрофессионализма» (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).

18 слайд

Описание слайда:

Признаком профессионализма педагога является его готовность к творческому решению педагогических задач. В реальной педагогической деятельности трудно отделить норму от творчества. Способность к творчеству характерна не для всех педагогов. Это отличительное качество личности.

19 слайд

Описание слайда:

На становление профессионализма педагога влияет его владение основами научно и учебно-методической работы, методами и приемами изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями, методами формирования у учащихся навыков самостоятельной работы, мышления и развития их творческих способностей, методами эмоциональной саморегуляции.

20 слайд

Описание слайда:

Основными условиями развития профессионализма педагога дополнительного образования являются: · совершенствование содержания научно-методической деятельности, активизирующей мастерство и творческий поиск личности; · использование вариативных форм развития опыта педагогов по организации дополнительного образования детей, стимулирующего самообразование, самопознание и самореализацию личности; · формирование опыта по реализации педагогической диагностики результатов труда, обеспечивающего самоанализ и своевременную корректировку профессиональной компетентности.

22 слайд

Описание слайда:

Профессионального педагога дополнительного образования характеризует: широкая общая культура, основательная педагогическая и профессиональная подготовка, педагогическое мастерство, постоянная работа над собой, нравственность, авторитет и педагогический такт, творческий характер педагогической профессии. Успешность выработки индивидуального стиля в значительной степени определяет успешность профессионального становления преподавателя, его удовлетворенность трудом, рост его мастерства, объективную результативность его деятельности. Высшим уровнем профессионализма педагога дополнительного образования является педагогическое новаторство, которое включает в себя внесение и реализацию существенно новых, прогрессивных теоретических идей, принципов и методов в процессе обучения и воспитания. Уровень профессионализма практически полностью зависит от того, какие педагогические технологии он применяет в своей деятельности, насколько они современны.

23 слайд

Описание слайда:

Специалист в области дополнительного образования детей, кроме специфики своего вида деятельности, должен понимать соотношение задач различных типов и видов образовательных учреждений, видеть взаимосвязь дошкольного, школьного, профессионального и дополнительного образования. Профессиональное становление требует знания основ психологии личности и социальной психологии, сущности и проблемы обучения и воспитания в УДО, культурологических принципов образования, влияния на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий учащихся.

24 слайд

Описание слайда:

Быть профессионалом – это не только знать, как делать, но и уметь эти знания реализовывать, добиваясь необходимого результата.

Педагогический профессионализм – перспектива развития и совершенствование современного учителя в рамках реализации ФГОС

« Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь»

Ключевский В.О.

Система образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе - школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений.

В связи с подготовкой к переходу на новые стандарты и реализацией национальной образовательной инициативы “Наша новая школа” каждый педагог оказывается в ситуации, когда он должен постоянно осваивать педагогические новшества. Задача нашего педагогического совета определить, какими компетентностями должен обладать педагог, чтобы быть способным освоить и реализовать на практике ФГОС нового поколения. Ибо учить, как пять лет назад, не только нельзя, но уже и не получится.

Для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии "профессионализм" отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.

В современной науке существуют различные точки зрения на профессионализм как таковой: его понимают то, как способность к определѐнному виду деятельности, то – шире – как совокупность качеств человека.

Проанализировав различные точки зрения, мы понимаем профессионализм педагога как способность в изменяющихся условиях удовлетворять и развивать образовательные потребности личности, способность к решению творческих задач, к самообразованию и саморазвитию.

Профессионализм педагога в современном обществе – это высокое искусство осуществления обучающей деятельности на основе знаний личностных качеств и педагогического опыта, проявляемое в комплексном решении задач образования, воспитания и развития обучающихся.

Определение уровня профессионализма не возможно без установления его показателей.

Показатели профессионализма:

    убежденность в общественном предназначении педагога как воспитателя, любовь к детям, ответственность за судьбы своих воспитанников;

    осознанный выбор системы методов и средств обучения;

    максимальное использование возможностей урока;

    владение искусством общения с обучающимися, способами поведения;

    стремление не только познать своих воспитанников в процессе общения, но и максимально раскрыть перед ними свой внутренний мир, свои интересы;

    постоянный анализ результативности своей работы, состояние постоянной неудовлетворенности и творческого поиска, стремление заниматься самообразованием;

    сформированный индивидуальный стиль деятельности.

составляющих профессиональной деятельности педагога: - итак, наиболее актуальной является исследовательская компетентность – владение научными методами изучения педагогических явлений, фактов для выработки новых знаний о закономерностях, структуре и содержании, технологии обучения и воспитания; не менее актуальна управленческая компетентность – владение методами, приѐмами управления собственной деятельностью и деятельностью обучающихся; образовательная компетентность–способность непрерывно совершенствовать свой профессионализм, развиваться в личной и общественной жизни. и, наконец, информационная компетентность – владение современными информационными технологиями, понимание их силы и слабости, сферы применения, выработка критического отношения к получаемой информации.

В динамике можно выделить четыре стадии развития профессионализма:

Допрофессионализм, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности недостаточно высока.

Собственно профессионализм, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; эта стадия включает в себя совокупность последовательно сменяемых фаз.

Суперпрофессионализм или мастерство – приближение к вершине профессиональных достижений.

«Послепрофессионализм», когда человек может остаться профессионалом в прошлом, а может оказаться советчиком, наставником для других специалистов.

Решающим признаком профессионализма педагога является его готовность к творческому решению педагогических задач. В реальной педагогической деятельности трудно отделить норму от творчества. Способность к творчеству характерна не для всех педагогов. Это отличительное качество личности.

Наукой установлено, что профессиональное развитие неотделимо от личностного. Личностное развитие педагога в профессиональной деятельности происходит не параллельно с развитием его как профессионала, а является его неотъемлемой частью.

Задание: напишите 3-5 личностных свойств учителя, которые, по Вашему мнению. Необходимы педагогу, помогают ему стать профессионалом.

Главным фактором достижения профессионализма учителя является процесс самосовершенствования. Профессионализм педагога не может быть раз и навсегда достигнутой высотой. Он «прорастает» каждый раз в конкретном месте и времени, в процессе общения, являясь личностным свойством, поэтому подлежит непрерывному становлению и развитию. Профессионалом можно стать только в том деле, которое способствует раскрытию индивидуального жизненного смысла

Потребность в развитии профессионализма возникает у педагога тогда, когда он ставит перед собой новые цели, меняет характер деятельности, знакомится с новыми достижениями и технологиями.

В профессионализации личности большая роль отводится профессиональному самосовершенствованию и работе над собой.

Учитель профессионально совершенствоваться может на уроке, тем более по новым ФГОС система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Профессионализм – это следствие овладения профессий, достижение педагогического мастерства.

Педагогическое мастерство рассматривается как интегративное качество личности педагога, объединяющее в себе его знания, умения и навыки, способности, призвание и профессиональную направленность.

Рост профессионального мастерства педагога осуществляется в процессе освоения им постоянно усложняющихся педагогических технологий, повышения требований как к профессиональным знаниям и умениям, так и к личностным качествам.

На каждом этапе развития школы возникал и возникает вопрос о повышении профессионального мастерства. Современные подходы к квалификации базируются на достижениях педагогики и психологии и позволяют трактовать еѐ как сложную многоаспектную характеристику педагога.

В профессиональной деятельности педагога выделяют четыре группы функции:

обучающая, воспитывающая, развивающая, мотивирующая;

конструктивная и исследовательская;

организаторская и коммуникативная;

самосовершенствование

Успех в воспитании каждого конкретного человека зависит от влияния многих факторов и условий. Однако это не принижает роли профессионального педагога. Он выступает главным координатором, комментатором, оппонентом, своеобразным фильтром всех воспитательных влияний. А эти функции педагог может выполнить, лишь будучи разносторонне образованным человеком.

Таким образом, профессиональных знаний, которые выступают основой любой профессиональной деятельности, общего развития и широкой эрудиции, недостаточно, поскольку именно для педагогической профессии решающее значение имеют нравственные качества, которые и позволяют формировать личность учащегося в современных условиях.

Эффективность педагогического воздействия во многом будет определяться волевыми свойствами педагога, его настойчивостью, инициативностью, целеустремленностью, решительностью и самостоятельностью. Наряду с этими свойствами ему важно обладать выдержкой, дисциплинированностью, гибкостью поведения, способностью предвидеть реакцию учащихся при изменении педагогической ситуации, готовность к перестройке способов воздействия, способностью к сотрудничеству с учащимися.

Для приобретения профессионализма необходимы определенные педагогические способности.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким, который и дал им соответствующие общие определения.

Дидактические способности - способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Учитель с дидактическими способностями умеет в случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное - простым, непонятное, неясное - понятным. Профессиональное мастерство включает способность не просто доходчиво преподносить знания, популярно и понятно излагать материал, но и способность организовать самостоятельную работу учащихся, самостоятельное получение знаний, умно и тонко "дирижировать" познавательной активностью учащихся, направлять ее в нужную сторону.

Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.). Способный учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы очень скромную исследовательскую работу.

Перцептивные способности - способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. Способный учитель, воспитатель по незначительным признакам, небольшим внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика.

Речевые способности - способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь педагога всегда отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли ясное, простое, понятное для учащихся.

Организаторские способности - это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее. У опытных учителей вырабатывается своеобразное чувство времени - умение правильно распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки.

Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета (хотя, конечно, авторитет создается не только на этой основе, а, например, и на основе прекрасного знания предмета, чуткости и такта учителя и т.д.). Авторитарные способности зависят от целого комплекса личностных качеств учителя, в частности, его волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и т.д.), а также от чувства собственной ответственности за обучение и воспитание школьников, от убежденности учителя в том, что он прав, от умения передать эту убежденность своим воспитанникам.

Коммуникативные способности - способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

Педагогическое воображение (или прогностические способности) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

Выделяют три группы компетентностей учителя в соответствии с тремя “Т” ФГОС:

    Компетентности учителя школы, обусловленные Требованиями к структуре основных образовательных программ

    Компетентности учителя школы, обусловленные Требованиями к результатам освоения основных образовательных программ.

    Компетентности учителя школы, обусловленные Требованиями к условиям реализации основных образовательных программ.

Вопросы педагогического профессионализма всегда волновали и волнуют как представителей различных социальных институтов, так и тех, кто непосредственно сталкивается с педагогами - детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества. А.С.Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. «Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации» (А.С.Макаренко).

Сегодня мы стоим на пороге ФГОС 2 поколения, где педагогу отводится иная роль. Роль профессионала, который :

    демонстрирует универсальные предметные способы действий,

    инициирует пробные действия учащихся, консультирует, корректирует их действия,

    ищет способы включить в работу каждого ученика.

    Создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции), самостоятельной выработки жизненнных ценностей

    является «соучастником» событий, третейским судьей.

    Учитель также оказывает адресную помощь ребенку, не избавляя его от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать (позиция педагогической поддержки).

Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а напрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.

Однако, учитель в гораздо более высокой степени, чем артист, должен воздействовать на свою аудиторию, содействовать формированию мировоззрения своих подопечных, дать им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова. При этом в отличие от актёра, он вынужден работать в режиме обратной связи: ему постоянно задают разнообразные вопросы, в том числе коварные, и все они требуют исчерпывающих и убедительных ответов. Настоящий учитель, Учитель с большой буквы - это личность, рождающая, формирующая другие личности (в идеале - совместно с семьёй). Для этого ему необходимо не только внимание и уважение со стороны его учеников, со стороны всего общества.

Выдержки из школьных сочинений: Об учителях можно говорить бесконечно. Иногда мы злимся на них, когда получаем двойку, хотя мы же сами виноваты в этом и не должны ни на кого обижаться! Быть учителем - не просто, но это всеми уважаемая профессия. По моему мнению, учитель-это человек, который передает свои знания ученикам. Он должен все, что умеет сам передать и научить этому детей. Не просто стать учителем нужно уметь находить общий язык с детьми. Для одних профессия учителя- это призвание, а для других - просто работа. Некоторые учителя работают в школе всю свою жизнь, и они ни о чем не жалеют. Что бы работать в школе - нужно терпение и выносливость отзывчивость и самое главное уметь объяснять свой предмет детям - просто и понятно.

Не каждый может быть учителем, ведь не сразу будет всё получаться, а надо терпеть, чтобы накопить опыт, приобрести навык. Одни всю свою жизнь посвящают обучению детей, а другие не выдерживают трудностей, сдаются и уходят из школы. Я думаю, что это зависит от терпения, от умения общаться и от характера самого человека. Учитель привязывается к детям и любит их, как своих Учитель должен понимать ученика, как самого себя. Если ученик идёт к учителю за помощью, то учитель обязательно поможет ему в трудную минуту. По моему убеждению - каждый опытный учитель талантлив. Иначе как объяснить умение учителя удивлять нас на любом уроке? Учитель полностью отдаётся своему предмету, чтобы в наших головах отложились знания. Учитель-это главная профессия на Земле. Очень часто ребята мечтают быть похожими на своих учителей и это ко многому обязывает.

Да! Учитель-это звучит гордо! А мы дети такие разные, и у нас настроение меняется по 100 раз за день. И я понимаю, как с нами непросто. В нашей школе есть такие учителя, которые могут быть строгими и весёлыми одновременною. Часто мы с учителями разговариваем на разные темы, которые не относятся к уроку. Нам вместе весело, мы обсуждаем проблемы, происходящие в мире.

Понятие «Учитель» с древнейших времён считалось священным. Учитель всегда передавал людям высокое Знание, раскрывал Истину, помогал обретать Силу, Мудрость и Любовь.