Ни в одном предложении нет второстепенных. Синтаксический анализ распространенного предложения и сложные случаи выделения второстепенных членов

Неполные предложения - это предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения.

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться участниками общения из знания ситуации, о которой идёт речь в предложении.

Например, если на остановке автобуса один из пассажиров, посмотрев на дорогу, скажет: «Идёт !» , остальные пассажиры легко восстановят пропущенное подлежащее: Автобус идёт .

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться из предыдущего контекста. Такие контекстуально неполные предложения очень частотны в диалогах.

Например: - Ваша рота завтра назначена в лес ? - спросил князь Полторацкого. - Моя . (Л. Толстой). Ответная реплика Полторацкого представляет собой неполное предложение, в котором пропущены подлежащее, сказуемое, обстоятельство места и обстоятельство времени (ср.: Моя рота завтра назначена в лес ).

Неполные конструкции распространены в сложных предложениях:

Мне всё послушно , я же - ничему (Пушкин). Вторая часть сложного бессоюзного предложения (я же - ничему ) представляет собой неполное предложение, в котором пропущено сказуемое (ср.: Я же не послушен ничему ).

Обратите внимание!

Неполные предложения и односоставные предложения - это разные явления.

В односоставных предложениях отсутствует один из главных членов предложения, смысл предложения нам понятен и без этого члена. Более того, сама структура предложения (отсутствие подлежащего или сказуемого, форма единственного главного члена) имеет определённое значение.

Например, форма множественного числа глагола-сказуемого в неопределённо-личном предложении передаёт следующее содержание: субъект действия неизвестен (В дверь постучали ), не важен (Его ранили под Курском ) или скрывается (Мне про тебя вчера многое рассказали ).

В неполном предложении может быть опущен любой член предложения (один или несколько). Если мы рассмотрим такое предложение вне контекста или ситуации, то его смысл останется нам непонятен (ср. вне контекста: Моя; Я же - ничему ).

В русском языке есть одна разновидность неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается и не подсказывается ситуацией, предыдущим контекстом. Более того, «пропущенные» члены не требуются для раскрытия смысла предложения. Такие предложения понятны и вне контекста, ситуации:

(Песков).

Это так называемые «эллиптические предложения» . В них обычно наличествует подлежащее и второстепенный член - обстоятельство или дополнение. Сказуемое же отсутствует, причём мы часто не может сказать, какое именно сказуемое пропущено.

Ср.: За спиной находится / расположен / виден лес .

И всё же большинство ученых считает такие предложения структурно неполными, поскольку второстепенный член предложение (обстоятельство или дополнение) относится к сказуемому, а сказуемое в предложении не представлено.

Обратите внимание!

Эллиптические неполные предложения следует отличать: а) от односоставных назывных (Лес ) и б) от двусоставных - с составным именным сказуемым, выраженным косвенным падежом существительного или наречия с нулевой связкой (Все деревья в серебре ). Для разграничения данных конструкций необходимо учитывать следующее:

1) односоставные назывные предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку обстоятельство всегда связано со сказуемым. Среди второстепенных членов в назывных предложениях наиболее типичными являются согласованные и несогласованные определения.

Весенний лес ; Вход в зал ;

2) Именная часть составного именного сказуемого - существительное или наречие в двусоставном полном предложении указывает на признак-состояние.

Ср.: Все деревья в серебре . - Все деревья серебряные .

Пропуск члена внутри предложения в устной речи может отмечаться паузой, на месте которой на письме ставится тире:

За спиной - лес . Справа и слева - болота (Песков); Мне всё послушно , я же - ничему (Пушкин).

Наиболее регулярно тире ставится в следующих случаях:

    в эллиптическом предложении, содержащем подлежащее и обстоятельство места, дополнение, - только при наличии паузы в устной речи:

    За ночным окном - туман (Блок);

    в эллиптическом предложении - при параллелизме (однотипности членов предложения, порядка слов, форм выражения и т.д.) конструкций или их частей:

    в неполных предложениях, построенных по схеме: существительные в винительном и дательном падежах (с пропуском подлежащего и сказуемого) с четким интонационным делением предложения на части:

    Лыжникам - хорошую лыжню; Молодёжи - рабочие места; Молодым семьям - льготы;

    в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы - только при наличии паузы:

    Ночи стали чернее , дни - пасмурнее (во второй части восстанавливается связка стали ).

План разбора неполного предложения

  1. Указать тип предложения (полное - неполное).
  2. Назвать пропущенный член предложения.

Образец разбора

Мужики - за топоры (А.Н. Толстой).

Предложение неполное; пропущено сказуемое схватились .

Чтобы понять, что такое второстепенные члены предложения, нужно совсем немного - уяснить суть самого предложения, а это уже полдела.

Основа

Для начала необходимо выделить основу фразы (подлежащее и сказуемое). Два основных слова/словосочетания, обозначающих о чем/о ком говорится и что именно рассказывается.

1. Вася пел.

2. Максим молчал.

3. Николай ногой качал.

В первых двух предложениях все предельно просто (понятно, кто и что делал), выделить главные члены предложения, то есть основу, несложно.

Второстепенные слова

В третьем появляется слово, дающее описание (чем производится действие). Такие слова - это уже второстепенные члены предложения, то есть те слова/словосочетания, которые поясняют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое). Пример, приведенный выше, самый элементарный. Наша речь намного ярче, поэтому пополнить ряды таких пояснений по силам разнообразным частям речи: прилагательным или глаголам, числительным или местоимениям. Они могут быть определениями, обстоятельствами, дополнениями, приложениями.

Формы предложений

К слову, все высказывания, имеющие второстепенные члены предложения, называются распространенными. Если в состав фразы вошли лишь подлежащее и сказуемое, то это нераспространенная форма. Первые два примера, приведенные выше, относятся к этой категории, а вот последнее уже нет. Если пример, приведенный выше, слегка видоизменить и превратить в одно целое, то мы получим сложное предложение, состоящее из нескольких основ. (Вася пел, Максим молчал, Николай ногой качал.) Оно содержит три отдельные основы в своем составе, что дает нам право называть его сложносочиненным.

Однородные слова

Имеющая одну основу простая форма предложения допускает в себе и главные, и второстепенные члены предложения. Изменим предложение следующим образом: Вася, Максим и Николай то молчали, то пели, то ногами качали.

Мы получим простое предложение с однородными членами. Такая форма простого предложения называется осложненной. То есть "Вася, Максим и Николай" составят основу, будут главными членами предложения, так как являются теми, о ком говорится (в данном случае считаются подлежащим), а вот «пели, молчали, качали» - сказуемыми, объясняющими действие тех, о ком речь. Слово «ногами» является второстепенным членом предложения.

Если добавить к «ногам» «руки и головы», мы получим несколько второстепенных слов, относящихся к одной основе и отвечающих на один вопрос. У нас появятся однородные второстепенные члены предложения: Вася, Максим и Николай то молчали, то пели, то ногами, руками, головами качали.

Синтаксис

Знаки препинания при однородных членах предложения ставятся практически всегда, простое это перечисление или имеются повторяющиеся союзы, исключений не так много. Не ставится запятая, если фраза считается устоявшейся (ни себе ни людям, ни рыба ни мясо, и т. д.), если слова соединены союзом (Вася, Максим и Николай то молчали, то пели и ногами качали), разделительным союзом (Вася, Максим и Николай молчали или пели?).

Именно второстепенные члены предложения украшают наш язык, делают его богаче, ярче и интереснее.

Слова и словосочетания, из которых состоит простое предложение (члены предложения), выполняют различные функции в его формальной и смысловой организации.

Прежде всего различаются главные и второстепенные члены предложения.

Главные члены - это члены предложения , которые образуют грамматический центр предложения, его грамматическую основу. В двусоставных предложениях это подлежащее и сказуемое, в односоставных - главный член односоставного предложения.

Второстепенные члены - это члены предложения , не входящие в грамматическую основу и распространяющие («поясняющие») или главные члены предложения, или другие второстепенные члены.

Подлежащее

Подлежащее - главный член двусоставного предложения, который обозначает предмет речи, грамматически соотносится со сказуемым, не зависит от других членов предложения и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?

Подлежащее может обозначать лицо, одушевлённый или неодушевлённый предмет, явление или понятие: Из шатра, толпой любимцев окружённый, выходит Пёт£ (А. Пушкин); Приезд богатого соседа есть важная эпоха для деревенских жителей (А. Пушкин).

Способы выражения подлежащего

Именительный падеж существительного

Именительный падеж местоимения

Другие части речи, употреблённые в значении существительного

Числительное

Неопределённая форма глагола (инфинитив)

Синтаксически цельные словосочетания

Фразеологические (устойчивые) сочетания

В позиции подлежащего может находиться и целое предложение

Спит черёмуха в белой накидке (С. Есенин).

Что мне поёт? Что мне звенит? (А. Блок); С тех пор уже никто не заговаривал с Татьяной (И. Тургенев); Это, кажется, наши противники? (М. Лермонтов)

Новое в жизни требует и новых названий (С. Сергеев Ценскии); К ним стали подходить знакомые, гулявшие в саду (А. Чехов); Танцующие теснились и толкали друг друга (А. Куприн); Завтра не будет похоже на сегодня (И. Гончаров); Даже «эй» предполагает второго, могущего обернуться (Б. Шкловский).

И опять идут двенадцать... (А. Блок); Семеро одного не ждут (пословица).

Жить - это только привычка (А. Ахматова); Ничего не сказать теперь - значило оскорбить её (Л. Толстой).

В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли (М. Лермонтов); Каждый из нас станет на самом краю площадки (М. Лермонтов); Ростову тотчас представилось что-то романтическое в этой встрече (Л. Толстой); Огнём горит костёр рябины красной (С. Есенин); Базаров с Аркадием уехали на другой день (И. Тургенев); Сочувствовать счастью может только весьма благородная и бескорыстная душа (А. Пушкин) (контекстуально цельное словосочетание).

«Он меня любит!» - вспыхивало вдруг во всём её существе (И. Тургенев).

Сказуемое, его типы и способы выражения

Сказуемое - главный член предложения, который обозначает действие, признак, качество, состояние предмета, названного подлежащим, грамматически зависит от подлежащего и отвечает на вопросы что делает предмет? каков предмет? что с ним происходит? кто он такой? что он такое? и под.

Сказуемое обладает не только лексическим значением, т.е. называет действие, признак, состояние, свойство, качество того предмета, который обозначен подлежащим, но и выражает грамматическое значение наклонения и времени (то есть основное грамматическое значение предложения - предикативность).

Лексическое (вещественное) и грамматическое значения сказуемого могут быть выражены совместно (в одном компоненте) или раздельно (в двух компонентах). В соответствии с этим сказуемые делятся на простые и составные.

Простым называется сказуемое , в котором лексическое и грамматическое значения выражены одним компонентом. Простое сказуемое может быть только глагольным, так как только глагол имеет формы наклонения и одновременно с лексическим значением способен выразить и грамматическое значение.

В составном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены разными компонентами. Оно состоит из вспомогательной части, выражающей грамматическое значение, и основной части, выражающей лексическое значение. В зависимости от того, какой частью речи выражена основная часть сказуемого, составное сказуемое может быть глагольным и именным.

Способы выражения простого глагольного сказуемого

Глагол в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения

Инфинитив (в значении изъявительного наклонения)

Устойчивые сочетания глагольного типа, имеющие единое значение

Усечённые и междометные глагольные формы (в значении изъявительного наклонения): прыг, хвать, стук, толк, тютю, ни гу-гу и т. п.

После угомонившейся вьюги наступает в округе покой (Б, Пастернак) - (изъявительное наклонение настоящее время); На портьер зелёный бархат луч луны упал косой (Г. Иванов) - (изъявительное наклонение прошедшее время); Во время грозы, облака будут спускаться до моей кровли М. Лермонтов) - (изъявительное наклонение будущее время, сложная форма); Я бы в лётчики пошел... (В. Маяковский) - (условное наклонение); Да. здравствует солнце, да скроется тьма! (А. Пушкин) - (повелительное наклонение); [Софья]: Молчалин вам наскучил бы едва ли, когда б сошлись короче с ним (А. Грибоедов) - (условное наклонение).

И царица хохотать, и плечами пожимать, и подмигивать глазами, и прищелкивать перстами, и вертеться, подбочасъ, гордо в зеркальце глядясь (А. Пушкин).

Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос (= приуныл) (А. Пушкин); Каждая мелочь этого дня врезалась ему в память (=запом-нилась) (К. Паустовский); Спектакль вышел на славу (= удался) (А. Чехов); Он на лету отдавал приказания (= приказывал), сообщая необходимое, задавал вопросы (=спрашивал) (Д. Фурманов); В разговорах он редко принимает участие (= участвует) и на вопросы обыкновенно не отвечает (А. Чехов); Успехи его в полку и в обществе женщин приводили меня в совершенное отчаяние. (А. "Пушкин)

Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько Медведя толк ногой... (И. Крылов); И легче тени Татьяна прыг в другие сени... (А. Пушкин).

Примечание . Инфинитив в значении изъявительного наклонения, а также усечённые и междометные глагольные формы свойственны главным образом разговорной речи и находят отражение в художественной литературе.

Осложнённые формы простого глагольного сказуемого

Простое глагольное сказуемое , оставаясь простым, может быть осложнено частицами или повтором, которые вносят добавочные оттенки значения в сказуемое: неожиданности действия, длительности и полноты действия и т. д.: Пусть осуждают, проклинают, а я вот назло всем возьми и погибну ... (А. Чехов) (глагольная частица возьму и вносит оттенок неожиданности действия); Зимы ждала, ждала природа (А. Пушкин) (повтор указывает на длительность действия); Пожалуй, подождать подождём , как бы только не замешкаться (Н. Гоголь).

Такие сказуемые всегда экспрессивны и стилистически окрашены (основная сфера их употребления - разговорная речь).

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое имеет следующую структуру: вспомогательная часть + инфинитив.

Во вспомогательной части используется вспомогательный глагол в форме одного из наклонений, выражающий грамматическое значение, а в основной части - инфинитив (или устойчивое сочетание глагольного типа в форме инфинитива), который выражает лексическое значение, т.е. непосредственно называет действие: Он охладительное слово в устах старался удержать (А. Пушкин); Войдя в залу, я спрятался в толпе мужчин и начал делать свои н аблюдения (= наблюдать) (М. Лермонтов).

Кроме грамматического значения наклонения и времени, вспомогательные глаголы выражают и дополнительные значения: 1) начала, конца или продолжения действия, т.е. фазы действия (такие глаголы называются фазисными): начать, стать (= начать), продолжать, закончить, перестать и т. п.; 2) желательности/нежелательности, возможности/невозможности, целесообразности/нецелесообразности, и т. п. действия, а также склонности, привычности, эмоционального отношения к действию (такие глаголы называются модальными, они выражают отношение деятеля к действию): хотеть, мочь, желать, стремиться, пытаться, стараться, решиться, любить, бояться и др.:

1) Между тем княжна Мери перестала петь (М. Лермонтов); Наташа начинала успокаиваться ... (Л. Толстой); От горячих лучей солнца стал плавиться снег (М. Пришвин).

2) Я не хочу печалить вас ничем (А. Пушкин); Не смеют , что ли, командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки? (М. Лермонтов); Мы любим слушать иногда страстей чужих язык мятежный (А. Пушкин); Я сама стараюсь у огня по частям снежинку разобрать (Н. Матвеева).

Во вспомогательной части вместо модальных глаголов могут использоваться также глагольные фразеологизмы и устойчивые глагольно-именные обороты с модальным значением: гореть желанием, иметь обыкновение, иметь право, дать обещание, иметь намерением, иметь возможность и под.

Например: Я очень хорошо знаю Ивана Никифоровича и могу сказать, что он даже не имел намерения (= не намеревался) жениться (Н. Гоголь); Теперь хоть имеете возможность (= можете) возразить , если что не так (В. Вересаев); Я уже дал себе слово (= пообещал) больше не играть с ним (Л. Толстой).

Вместо глаголов и глагольных фразеологизмов во вспомогательной части составного глагольного сказуемого возможны и другие части речи (с модальным значением) в сочетании с глаголом-связкой быть (в настоящем времени связка опускается, т.е. имеет нулевую форту):

1) прилагательные (обычно краткие): рад, готов, обязан, вынужден, должен, согласен и др.: Шутить и он горазд , ведь нынче кто не шутит! (А. Грибоедов); Через несколько дней должен я был очутиться посреди моего семейства (А. Пушкин);

2) существительные мастер, мастерица, охотник, любитель: Он был охотник подшутить (М. Лермонтов); Фетинья, как видно, была мастерица взбивать перины (Н. Гоголь);

3) наречия и наречные сочетания, а также категория состояния (в односоставных безличных предложениях) с модальным значением: вправе, не прочь, в силах, надо, в состоянии, можно, нельзя и под.: Не в силах Ленский снесть удара (А. Пушкин); Я думаю: он в состоянии был
исполнить
в самом деле то, о чём говорил шутя (М. Лермонтов); Мне нужно на кого-нибудь молиться (Б. Окуджава).

Следует помнить, что инфинитив не включается в состав сказуемого, а является второстепенным членом, если: 1) у действий, названных инфинитивом и глаголом в форме наклонения, разные исполнители; инфинитив в таких предложениях является дополнением; 2) инфинитив зависит от глагола движения (или прекращения движения); такой инфинитив является обстоятельством цели.

Например: 1) Непонятная душевная тревога мешала ему читать и сосредоточиться. (А. Чехов); 2) Пошёл поп по базару посмотреть кой-какого товару (А. Пушкин); Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей (А. Чехов).

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое - это сказуемое, которое состоит из глагола-связки (вспомогательная часть сказуемого, выражающая грамматическое значение времени и наклонения) и именной части (основная часть сказуемого, выражающая его лексическое значение): И неподкупный голос мой был эхо русского народа (А. Пушкин).

Виды связок

В составном именном сказуемом может использоваться три вида связок.

1) Наиболее часто используется глагол- связка быть в форме одного из наклонений: был, будет, был бы, пусть будет и т. д.. Эта связка не имеет лексического значения и служит только для выражения грамматического значения времени и наклонения, поэтому её называют отвлечённой (или незнаменательной) связкой : Пусть добрым будет им у вас, а сердце умным будет (С. Маршак).

Связку быть следует отличать от знаменательного глагола быть, который выполняет функцию простого глагольного сказуемого и имеет три основных значения: 1) «присутствовать, находиться»; 2) «существовать, иметься»; 3) «происходить, случаться ».

Ср.: Oti [огонь] был (= находился) в версте от нас (М. Горький); У неё и у Дымова денег было (= имелось) очень немного, в обрез... (А. Чехов); Выл (= происходил) бенефис трагика Феногенова (А. Чехов) и Одним словом, он был не в духе и хандрил (А. Чехов).

2) Реже употребляются связки с более конкретным, хотя и ослабленным значением: казаться, становиться, стать, сделаться, оставаться, оказаться, считаться, называться, выглядеть, являться и др. Такие связки называются полу знаменательными. Например: Красно-золотой з вездой казался огонь под деревьями (И. Бунин); Пёс дружества слывёт пример ом с давних дней (И. Крылов); Характер у него тоже изменился: стал тяжёлым, раздражительным (А. Чехов); Во сне его круглое лицо ... выглядело совсем юным (Ю. Казаков).

Полнозначные глаголы в функции связок , т.е. знаменательный глагол, способный сочетаться с именной частью (чаще всего это глаголы движения, положения в пространстве и некоторые другие). Такие связки называются знаменательными: ушёл успокоенный, сидел притихший, расстались друзьями, растёт здоровым

Например: Онегин жил анахоретом* (А. Пушкин); Мы расстались большими приятелями (А. Пушкин); Я родился перекати-полем ... (И. Тургенев); Я_ возвратился к Зурину грустен и молчалив (А. Пушкин).

Использование понятия связки по отношению к знаменательному глаголу несколько условно. Оно основывается на том, что знаменательный глагол играет роль выразителя значений наклонения и времени. Кроме того, именная часть в сказуемом со знаменательным глаголом нередко является коммуникативно более значимой, а роль глагольного компонента в той или иной степени ослаблена: сидит расстроенный.

В роли связок могут использоваться и устойчивые сочетания: Новорождённый появился на свет (= родился) здоровым (К. Федин).

Способы выражения именной части

* Анахорет - отшельник; живущий в уединении.

Местоимение

Причастие

Цельное словосочетание

Инфинитив (только в том случае, если подлежащее тоже выражено инфинитивом)

При первой же попытке ей дадут почувствовать, что она ничто (Н. Добролюбов); Итак, кто же я на самом деле? (В. Короленко); Граф был для неё всё (Н. Карамзин).

Детское моё любопытство было сильно задето (И. Тургенев); Дела мои расстроены (И. Тургенев); И ныне я новым для меня желанием томим... (А. Пушкин); Сейчас он [сад] стоял облетевший, озябший (К. Паустовский).

азгадка мрачного настроения доктора была налицо (Д. Мамин-Сибиряк); ...Шинель была совершенно и как раз впору (Н. Гоголь); Как некстати было это воспоминание! (А. Чехов)

Она в семье своей родной казалась девочкой, чужой (А. Пушкин); Он был думающий и наблюдательный человек (К. Паустовский); Докторская квартира служила притчей во языцех (Д.Н. Мамин-Сибиряк).

Любить - значит бороться и побеждать (М. Горький).

Вопрос о сложном сказуемом

Вспомогательная часть составного глагольного и составного именного сказуемого иногда может включать в себя добавочные компонентах. Например: 1) Я_ не должна сметь говорить вам об этом (И. Тургенев). - Вспомогательная часть сказуемого включает три компонента: краткое прилагательное должна (с модальным значением), глагол сметь (тоже с модальным значением) и нулевую связку, которая выражает грамматическое значение (значение реальности и настоящего времени); основная часть сказуемого выражена инфинитивом говорить поэтому сказуемое в этом предложении составное глагольное, но с осложнённой вспомогательной частью. 2) Ты не имеешь права продолжать настаивать на своих взглядах... (В. Вересаев) - Вспомогательная часть сказуемого включает два компонента: устойчивый оборот не имеешь права с модальным значением (не можешь) и фазисный глагол продолжать; основная часть выражена инфинитивом настаивать - сказуемое составное глагольное. 3) Человек на любом месте должен оставаться человеком (Д. Гранин). - Вспомогательная часть включает три компонента: краткое прилагательное должен (с модальным значением), полузнаменательную связку оставаться и нулевую связку быть, выражающую грамматическое значение реального настоящего; основная часть выражена существительным (человеком), сказуемое составное именное. 4) Больше всего он боялся показаться смешным (Д. Гранин). - Вспомогательная часть включает два компонента: глагол эмоционального отношения боялся и полузнаменательную связь показаться; основная часть выражена прилагательным смешным, сказуемое составное именное.

Таким образом, осложнение составного сказуемого затрагивает только вспомогательную часть и не затрагивает основную, а тип сказуемого (глагольное или именное) определяется всегда по основной части.

Н.А. ШАПИРО

Продолжение. Начало см. в № 39, 43/2003

Односоставные предложения.
Неполные предложения

Определение односоставного предложения

В русском языке все простые предложения по характеру грамматической основы делятся на два типа – двусоставные и односоставные . В двусоставных предложениях есть подлежащее и сказуемое. Отговорила роща золотая березовым веселым языком. (С.Есенин) Поэтом можешь ты не быть , но гражданином быть обязан . (Н.Некрасов) В односоставных предложениях есть только один главный член, причем второй не нужен для понимания смысла предложения. Поздняя осень . Во дворах жгут сухие листья. Все раньше темнеет . В школе главный член односоставного предложения называют, как и главные члены двусоставных предложений, подлежащим или сказуемым. Ученые-лингвисты обычно пользуются термином «главный член односоставного предложения».

Все односоставные предложения делятся на предложения с главным членом – подлежащим и предложения с главным членом – сказуемым (иначе их называют, соответственно, именными и глагольными односоставными предложениями).

Важно осознать отличие односоставных предложений от неполных, в которых тоже может оказаться только один главный член. Ср.: 1) – Во дворах жгут сухие листья. 2) – Что делают дворники осенью? – Во дворах жгут сухие листья . В первом случае сообщается о том, что производится определенное действие, а кто его производит – не важно. Это – односоставное предложение. Во втором случае сообщается о действии, которое производит определенный субъект – дворники. Подлежащее дворники пропущено, но легко восстанавливается из предшествующего предложения. Значит, второе предложение – двусоставное неполное.

Назывные предложения

Односоставные предложения, в которых главный член выражен существительным в именительном падеже или синтаксически неразложимым словосочетанием, называются назывными . Кинематограф. Три скамейки. (О.Мандельштам) Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. (А.Ахматова) Зелень лавра, доходящая до дрожи. Дверь распахнутая, пыльное оконце. (И.Бродский) О таких предложениях говорят, что они выражают значение бытийности. Именно благодаря этому значению слово или словосочетание «превращается» в предложение.

Назывные предложения могут иметь некоторые добавочные грамматические значения, такие, как конкретно-указательное (выражается частицей вот : Вот мельница ); эмоциональная оценка (выражается с помощью специальных частиц какой, вот так, ну и, что за, вот это и пр.). Важно отличать назывные предложения с частицей вот от двусоставных с местоимением это. Вот стул – односоставное назывное предложение; Это стул – двусоставное, где это – подлежащее, а стул – составное именное сказуемое с нулевой связкой.

Учителю стоит обратить особое внимание учеников на то, как порядок слов в предложении может влиять на его состав. Так, в предложении Теплый день легко обнаруживаются подлежащее и определение, выраженное именем прилагательным, стоящим перед определяемым словом. Это – односоставное назывное распространенное предложение. В предложении же День теплый есть подлежащее и составное именное сказуемое с нулевой связкой и именной частью, выраженной именем прилагательным, стоящим после подлежащего. Это – двусоставное нераспространенное предложение.

Более сложен другой случай. Предложение Было скучно его слушать считается односоставным безличным с составным глагольным сказуемым, где вместо вспомогательного глагола – слово категории состояния скучно и глагол-связка. Но если инфинитив поставить на первое место – Слушать его было скучно, его можно рассматривать как подлежащее, тогда было скучно – составное именное сказуемое, где именная часть выражена кратким прилагательным (ср. Слушанье было скучно).

В русском языке встречаются предложения, в которых на первый взгляд вообще нет главных членов: Снегу! Деревьев! Шуму-то, шуму! (В значении: Как много снега (деревьев, шума)!) Ни пылинки. В школьном курсе они не изучаются. Грамматическое значение бытийности как будто позволяет отнести эти предложения к назывным. Но единственный член такого предложения нельзя рассматривать как подлежащее, потому что он выражен существительным не в именительном, а в родительном падеже. Многие лингвисты называют такие предложения генитивными (по латинскому названию родительного падежа), а те предложения, которые мы именуем назывными, – номинативными (по латинскому названию именительного падежа), объединяя те и другие в тип «именные односоставные предложения».

Когда единственный главный член предложения выражен существительным в именительном падеже, а второстепенные члены зависят от главного и составляют с ним словосочетание (Раннее утро; Конец аллеи; Домик на окраине и т.п.), ни у кого не вызывает сомнения, что данное предложение является односоставным.

Но бывают и спорные случаи. Если второстепенный член имеет обстоятельственное или объектное значение (У меня хандра; В доме праздник) , некоторые ученые считают предложение двусоставным с пропущенным сказуемым на том основании, что к подлежащему не может относиться ни обстоятельство, ни дополнение. Другие ученые считают такие предложения назывными, с особым второстепенным членом, который относится ко всему предложению, распространяя его в целом, и называется детерминантом.

Упражнение

Являются ли выделенные предложения назывными?

Прекрасный человек Иван Иванович!.. Какие у него яблони и груши под самыми окнами! Он очень любит дыни. Это его любимое кушанье.

– Скажите, пожалуйста, на что вам это ружье, что выставлено выветривать вместе с платьем?.. Послушайте, отдайте его мне!
– Как можно! Это ружье дорогое. Таких ружьев теперь не сыщете нигде. Я, еще как собирался в милицию, купил его у турчина... Как можно? Это вещь необходимая…
– Хорошее ружье!
(Н.Гоголь)

Ответ. Назывные предложения: Какие у него яблони и груши под самыми окнами! и Хорошее ружье! Предложение Послушайте, отдайте его мне! – односоставное, но не назывное, ведь главный член в нем – не подлежащее, а сказуемое. Во всех остальных выделенных предложениях есть и подлежащее, и сказуемое, т.е. они являются двусоставными.

Односоставные предложения с главным членом – сказуемым

Односоставные предложения с главным членом – сказуемым делятся на определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные. Эти типы различаются по двум основным признакам: а) по тому, насколько выражено представление о деятеле; б) по морфологическим формам глагола, употребляемого в качестве главного члена предложения. Иными словами, разные типы односоставного предложения дают возможность с разной степенью конкретности вообразить, кто производит действие, или содержат указание на то, что такого производителя вообще нет, его невозможно представить.

При этом за каждым типом предложения закреплены свои формы глагола-сказуемого, и они не пересекаются, т.е. по форме глагола можно определить тип односоставного предложения (исключение составляют обобщенно-личные предложения, о которых будет сказано особо).

Определенно-личные предложения

Определенно-личными называются такие односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как вполне определенное лицо – сам говорящий или его собеседник. Иными словами, в определенно-личных предложениях легко восстанавливается подлежащее – местоимение 1-го или 2-го лица (я, мы, ты, вы). Это возможно потому, что сказуемое в определенно-личном предложении выражено только глаголом 1-го или 2-го лица изъявительного или повелительного наклонения.

Простим горячке юных лет и юный жар и юный бред. (А.Пушкин) Белье на речке полощу , два цветика моих ращу .. . (М.Цветаева) Я смеялась: «Ах, напророчишь нам обоим, пожалуй, беду». (А.Ахматова) Восславим , братья, сумерки свободы... (О.Мандельштам) Не подходите к ней с вопросами. (А.Блок) Приезжай , попьем вина, закусим хлебом или сливами. Расскажешь мне известья. Постелю тебе в саду под чистым небом и скажу , как называются созвездья. (И.Бродский)

Важно заметить, что в определенно-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом в прошедшем времени или в условном наклонении, поскольку в этих формах нет значения лица (Ср. Подошла . Я волненья не выдал... (А.Ахматова) В первом предложении невозможно восстановить подлежащее. Ты? Она? Значит, это предложение не определенно-личное, а двусоставное неполное. О том, какое подлежащее пропущено, можно узнать только из последующих строк: Села, словно фарфоровый идол, в позе, выбранной ею давно. ).

Упражнение

Найдите в тексте односоставные предложения, определите тип каждого из них.

Снова степь. Теперь на горизонте широко разлеглась станица Абадзехская – синеют ее пирамидальные тополя, голубеет церковь. Воздух дрожит от зноя. Лица девочек Соловьевых принимают спокойное до суровости выражение – они скрывают усталость. Но вот наконец-то станица Абадзехская входит в нашу жизнь, окружает белыми хатами, палисадниками с мальвой.
Здесь мы сделали первый привал. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. Все довольны переходом и приятно удивлены тем, что я не устал, а я – больше всех. Собираем хворост, разводим костер, девочки варят кондер – не то суп, не то кашу из пшена со свиным салом. (Е.Шварц)

Ответ. Назывные предложения: Снова степь. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. Определенно-личное предложение: Собираем хворост, разводим костер (часть сложного предложения).

Неопределенно-личные предложения

Неопределенно-личными называются односоставные предложения, где деятель мыслится как неопределенное лицо, которое не интересует говорящего. Такие предложения употребляются, когда нужно показать, что важно само действие, а не производитель действия. Сказуемое в таких предложениях обязательно имеет форму множественного числа (хотя это вовсе не означает, что подразумеваемых деятелей много), в настоящем и будущем времени изъявит. накл. и в повелит. накл. – форму 3-го лица мн. ч.

Ведь только здесь еще и дорожат дворянством! (А.Грибоедов) У нас ругают везде, а всюду принимают. (А.Грибоедов) Пускай меня объявят старовером... (А.Грибоедов) Но, не спросясь ее совета, девицу повезли к венцу. И за столом у них гостям носили блюды по чинам. Когда б оставили меня на воле, как бы резво я пустился в темный лес! Как раз тебя запрут , посадят на цепь дурака и сквозь решетку как зверка дразнить тебя придут . (А.Пушкин) Уводили тебя на рассвете... (А.Ахматова) И пусть унесут фонари... (А.Ахматова)

Упражнение

Найдите в тексте все предложения, в которых сказуемые выражены глаголами в форме множественного числа. Какое из них является неопределенно-личным? Попробуйте переделать остальные предложения в неопределенно-личные.

Однажды богиня Эрида подкинула трем обитательницам Олимпа – Гере, Афине и Афродите – яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Каждая богиня, конечно, надеялась, что яблоко предназначено ей. Рассудить спор Зевс приказал Парису.
По рождению Парис был троянским царевичем, но жил не во дворце, а среди пастухов. Дело в том, что его родители Приам и Гекуба еще до рождения сына получили страшное пророчество: из-за мальчика погибнет Троя. Младенца отнесли на горуИду и бросили там. Париса нашли и воспитали пастухи. Здесь, на Иде, и рассудил Парис трех богинь. Победительницей он признал Афродиту, но не бескорыстно: та пообещала юноше любовь самой красивой на свете женщины. (О.Левинская)

Ответ. Неопределенно-личное предложение: Младенца отнесли на гору Иду и бросили там.
Возможные переделки остальных предложений: В Трое еще до рождения царского сына получили страшное пророчество. Париса нашли на горе Иде и воспитали как пастуха.

Обобщенно-личные предложения

Среди односоставных предложений с главным членом – сказуемым есть такие, в которых деятель мыслится как обобщенное лицо, т.е. действие имеет отношение к каждому лицу, ко всем; особенно часто такое значение в пословицах: Солдатами не рождаются (т.е. никто не может родиться сразу солдатом). Без труда не вынешь и рыбки из пруда. Тише едешь – дальше будешь .

Как видно из приведенных примеров, глаголы-сказуемые в этих предложениях стоят в той же форме, что и в определенно-личных или неопределенно-личных предложениях. И тем не менее нередко предложения с таким обобщенным значением выделяют в особый тип – обобщенно-личные предложения.

Безличные предложения

Безличными называются такие односоставные предложения, в которых действие несоотносимо с каким бы то ни было деятелем; иными словами, производителя действия вообще нет, его нельзя себе представить.

Мне не спится, нет огня... О свадьбе Ленского давно у них уж было решено . Как весело , обув железом острым ноги, скользить по зеркалу стоячих, ровных рек! И жаль зимы старухи... Но как же любо мне осеннею порой, в вечерней тишине, в деревне посещать кладбище родовое... Долго ль мне гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком? Куда ж нам плыть ? (А.Пушкин)

Грамматический показатель безличности – форма 3-го лица ед. ч. (для настоящего и будущего времени, а также для повелительного наклонения): Пахнет сеном. Сегодня будет жарко. Пусть тебе спится , как дома;

форма ед. ч. среднего рода (для прошедшего времени, а также для условного наклонения): Лодку унесло на середину реки. Ее унесло бы и дальше, если бы не коряга;

неопределенная форма глагола: Быть дождю .

Как видно из примеров, приведенных выше, безличными предложениями передается состояние природы и окружающей среды, состояние человека, неизбежность, желательность, возможность и невозможность чего-либо.
Безличные предложения очень разнообразны по способам выражения сказуемого.
Простое глагольное сказуемое в безличном предложении может быть выражено:

а) безличным глаголом (Смеркается) ;
б) личным глаголом в безличной форме (Ветром сдуло шляпу. Ср. Ветер сдул шляпу – двусоставное предл., подлежащее – ветер ));
в) глаголом быть с отрицательной частицей или словом нет (Посылки нет и не было ) ;
г) глаголом в неопределенной форме (Этому не бывать ).

В составном глагольном сказуемом в качестве вспомогательного глагола могут выступать:

а) безличные глаголы следует , хочется , посчастливилось и т.п. (Пришлось все делать заново) ;
б) личный фазовый глагол (Начало темнеть );
в) вместо вспомогательного глагола часто употребляются краткие страдательные причастия и специальные слова категории состояния нельзя, можно, надо, жаль, пора, грех и т.п. (Разрешено бесплатно провозить одно место багажа. Можно закрыть дверь. Жаль было расставаться. Пора выезжать в поле. Грех жаловаться на нехватку времени).

Составное именное сказуемое в безличном предложении состоит из именного компонента – слов категории состояния или кратких страдательных причастий прошедшего времени – и глагола-связки в безличной форме (в настоящем времени – нулевая связка). (Нам было весело. Становится светлее и тише . По вечерам в городе опасно . В комнате прибрано .).

Слово нет

К какой части речи относится странное слово нет ? Оно не изменяется, при нем не может быть вспомогательного глагола или связки, к нему нельзя поставить вопрос... А между тем мы обнаруживаем, что это слово может выступать в роли главного – и единственного! – члена в односоставном безличном предложении.
Словари рассказывают, что нет может быть отрицательной частицей, противоположной по значению частице да (– Ты уже дочитал книгу? Нет .). Но когда это слово оказывается сказуемым в безличном предложении, мы назовем его неизменяемой глагольной формой (нет – значит не существует, отсутствует). Этого слова нет ни в одном славянском языке, кроме русского. Как оно образовалось?
В древнерусском языке было выражение не е(сть) ту , где ту – наречие со значением здесь. Из этого выражения сначала появилось слово нету, а потом конечное у отпало, стали говорить и писать нет, хотя в разговорной речи можно встретить нету до сих пор (Никого нету дома).

Нередко встречаются предложения с несколькими главными членами – подлежащими или сказуемыми. (Туман, ветер, дождь. Темнеет, становится прохладно , все сильнее дует с моря.) Кажется, что можно назвать такие подлежащие или сказуемые однородными. Но правильнее считать, что перед нами сложные предложения, в которых каждая часть – односоставное предложение.

Упражнения

1. Выделите сказуемые в безличных предложениях.

Об этом жильце надо бы рассказать подробней, потому что в первую очередь подозрения пали на него. Но упали они немного позднее, примерно через час, а в тот момент он стоял у подъезда, слушал музыку и был вне подозрений. Впрочем, стоял он понуро... Вдруг он расправил плечи, более гордо поднял голову и пошел прямо к нам. Однако подойти к нам было непросто. (Ю.Коваль)

Ответ. Надо бы рассказать, было непросто подойти.

2. Найдите в тексте односоставные предложения. Определите тип каждого из них, выделите сказуемое.

Так как мама вечно возится со стиркой, воды ей требуется всегда очень много, а крана во дворе у нас нет. И мама, и Маруся, и я должны добывать воду на далеких задворках одного из соседних домов, чтобы налить доверху ненасытную бочку. Принесешь четыре ведра, и в глазах зеленеет, и ноги и руки дрожат, а нужно нести пятое, шестое, седьмое, иначе придется идти за водою маме, а от этого мы хотим избавить ее – я и Маруся. (К.Чуковский)

Ответ. Принесешь четыре ведра – определенно-личное (или обобщенно-личное). ...чтобы налить доверху ненасытную бочку; в глазах зеленеет , нужно нести пятое, шестое, седьмое, иначе придется идти за водою маме – безличные.

3. Найдите неправильные утверждения.

1) В односоставных предложениях не может быть сказуемого, выраженного глаголом в условном наклонении.
2) В неопределенно-личном предложении сказуемое обязательно выражено глаголом в форме множественного числа.
3) Бывают односоставные предложения с главным членом – сказуемым, в которых нет глаголов.
4) В определенно-личных предложениях легко восстанавливается подлежащее – личное местоимение 1-го, 2-го или 3-го лица.
5) В безличных предложениях глагол-сказуемое не может употребляться в форме множественного числа.
6) Если в предложении нет подлежащего, а сказуемое выражено глаголом в форме женского или мужского рода ед. ч. прош. вр., это предложение двусоставное неполное.

Ответ. 1, 4.

4. Найдите в тексте: а) односоставное неопределенно-личное предложение; б) односоставное безличное предложение.

1) Труднее всего было в шумерском письме изображать абстрактные понятия, имена собственные, а также различные служебные слова и морфемы. 2) В этом помогал ребусный принцип. 3) Например, знак стрелы использовали не только для слова стрела , но и для слова жизнь , звучавшего так же. 4) Постоянно применяя ребусный принцип, шумеры закрепили за некоторыми знаками уже не конкретное значение, а звуковое чтение. 5) В результате возникли слоговые знаки, которые могли обозначать некоторую короткую последовательность звуков, чаще всего слог. 6) Таким образом, именно в Шумере впервые сформировалась связь между звучащей речью и написанными знаками, без которой невозможна настоящая письменность.

Ответ. а) – 3); б) – 1).

Неполные предложения

Неполным является предложение, в котором пропущен какой-либо член (или группа членов). Пропущенный член предложения может быть восстановлен из контекста или ясен из ситуации речи.

Вот пример неполных предложений, в которых пропущенное подлежащее восстанавливается из контекста.

Шла, шла. И вдруг перед собою с холма господский видит дом, селенье, рощу под холмом и сад над светлою рекою. (А.С. Пушкин.) (Контекст – предшествующее предложение: В поле чистом, луны при свете серебристом, в свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна.)

Примеры неполных предложений, пропущенные члены которых восстанавливаются из ситуации.

Мужа повалил да хочет поглядеть на вдовьи слезы. Бессовестный! (А.С. Пушкин) – слова Лепорелло, отклик на высказанное его господином, Дон Гуаном, желание познакомиться с Доной Анной. Ясно, что пропущенное подлежащее – он или Дон Гуан .

О боже мой! И здесь, при этом гробе! (А.С. Пушкин.) Это – неполное предложение – реакция Доны Анны на слова главного героя «Каменного гостя»: Дон Гуан сознался, что он не монах, а «несчастный, жертва страсти безнадежной». В его реплике нет ни одного слова, которое могло бы занять место пропущенных членов предложения, но исходя из ситуации их приблизительно можно восстановить так: «Вы смеете это говорить здесь, при этом гробе!».

Пропущены могут быть:

    подлежащее : Как твердо в роль свою вошла! (А.С. Пушкин) (Подлежащее восстанавливается по подлежащему из предыдущего предложения: Как изменилася Татьяна !);

Пропал бы, как волдырь на воде, без всякого следа, не оставивши потомков, не доставив будущим детям ни состояния, ни честного имени! (Н.В. Гоголь) (Подлежащее я восстанавливается по дополнению из предыдущего предложения: Что ни говори, – сказал он сам себе, – а не подоспей капитан-исправник, мне бы, может быть, не далось бы более и на свет Божий взглянуть!) (Н.В. Гоголь);

    дополнение: А я так на руки брала! А я так за уши драла! А я так пряником кормила! (А.С. Пушкин) (Предыдущие предложения: Как Таня выросла! Давно ль я, кажется, тебя крестила? );

    сказуемое: Только не на улицу, а вот отсюда, через черный ход, а там дворами. (М.А. Булгаков) (Предыдущее предложение: Бегите! );

    сразу несколько членов предложения, в том числе грамматическая основа: Давно ли? (А.С. Пушкин) (Предыдущее предложение: Ты сочиняешь Requiem?)

Неполные предложения нередко встречаются в составе сложных предложений: Он счастлив, если ей накинет боа пушистый на плечо... (А.С. Пушкин) Ты Дон Гуана напомнил мне, как выбранил меня и стиснул зубы с скрежетом. (А.С. Пушкин) В обоих предложениях пропущенное в придаточной части подлежащее восстанавливается из главного предложения.

Неполные предложения очень распространены в разговорной речи, в частности, в диалоге, где обычно начальное предложение является развернутым, грамматически полным, а последующие реплики, как правило, представляют собой неполные предложения, поскольку в них не повторяются уже названные слова.

На сына я сердит.
За что?
За злое преступленье. (А.С. Пушкин)

Бывает, что ученики ошибочно считают неполными предложения, в которых ни один член не пропущен, например: Он же гений, как ты да я (А.С. Пушкин), говоря, что они тоже непонятны без контекста. Важно объяснить, что неполнота предложения – явление прежде всего грамматическое, и именно грамматическая неполнота вызывает смысловую. В приводимом примере неясность вызвана употреблением местоимений. Следует напомнить ученикам, что местоимения всегда нуждаются в контекстном раскрытии.

Упражнения

1. Найдите неполные предложения и восстановите пропущенные члены.

И Таня входит в дом пустой, где жил недавно наш герой. ...Таня дале; Старушка ей: «А вот камин; здесь барин сиживал один... Вот это барский кабинет; здесь почивал он, кофий кушал, приказчика доклады слушал и книжку поутру читал...» (А.С. Пушкин)

Ответ. Таня (идет ) дале... Старушка (говорит ) ей...

2. Найдите в составе сложноподчиненных предложений части, являющиеся неполными предложениями, и выделите их.

Ты толерантен, если не сжимаешь кулаки, когда тебе противоречат. Ты толерантен, если можешь понять, почему тебя так ненавидят или так назойливо и хлопотливо любят, и можешь простить все это и тем и другим. Ты толерантен, если способен разумно и спокойно договариваться с разными людьми, не задевая их самолюбия и в глубине души извиняя их за непохожесть на тебя.

Апологет – человек, готовый превозносить понравившуюся ему однажды идею даже тогда, когда жизнь показала ее ложность, расхваливающий правителя, какие бы ошибки он ни совершал, славословящий политический режим, какие бы безобразия ни творились при нем в стране. Апологетика – занятие довольно смешное, если делается по глупости, и гнусное – если по расчету. (С.Жуковский)

Ответ. 1) ...если способен разумно и спокойно договариваться с разными людьми, не задевая их самолюбия и в глубине души извиняя их за непохожесть на тебя; 2) ...если делается по глупости; 3) ...если по расчету.

Все остальные придаточные предложения, в которых нет подлежащего, – полные односоставные.

Еще раз напомним, что следует отличать неполные предложения от односоставных, в которых отсутствующее подлежащее или сказуемое не нужно восстанавливать для понимания смысла. В сложном предложении Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно , что обманула нас она... (А.С. Пушкин) третья часть – неполное предложение с пропущенным подлежащим мы , которое восстанавливается по дополнению нам из предыдущего придаточного предложения. Придаточная часть предложения Только смотри, чтоб не увидели тебя. (А.С. Пушкин) по характеру грамматической основы является односоставным неопределенно-личным предложением: здесь важно само действие, а не тот, кто его производит; грамматическая форма глагола (мн. ч. прош. вр.) здесь не означает, что производителей действия должно быть много, – это показатель неопределенно-личного значения. Иными словами, предложение чтоб не увидели тебя – полное.

Пунктуация в неполном предложении

В неполном предложении может ставиться тире на месте пропуска сказуемого, если при произнесении предложения предполагается пауза: ...Тогда барон фон Клоц в министры метил, а я – к нему в зятья. (А.С. Грибоедов) При отсутствии паузы тире не ставится: ...Ну, люди в здешней стороне! Она к нему, а он ко мне. (А.С. Грибоедов)

Эллиптические предложения

В русском языке есть предложения, называемые эллиптическими (от греческого слова эллипсис , что означает «опущение», «недостаток»). В них пропущено сказуемое, но сохранено слово, зависящее от него, причем контекст для понимания таких предложений не нужен. Это могут быть предложения со значением движения, перемещения (Я – к Таврическому саду (К.И. Чуковский); речи – мысли (А жена ему: за грубость, за свои идешь слова (А.Т. Твардовский) и др. Такие предложения обычно встречаются в разговорной речи и в художественных произведениях, а в книжных стилях (научном и официально-деловом) не употребляются.

Одни ученые считают эллиптические предложения разновидностью неполных, другие – особым типом предложений, который примыкает к неполным, сходен с ними.

Мы говорим, чтобы выражать свои мысли. Каждая законченная мысль выражается обыкновенно группой слов. Слова эти тесно связаны между собой. Например: Мы спускались в долину. Молодой месяц показался на ясном небе. Вечерний воздух был тих и тёпел.

В этом отрывке три законченные мысли, и каждая из них выражена несколькими связанными между собой словами.

Законченная мысль может быть выражена и одним словом. Например: Тепло. Вечереет. Здесь каждое слово выражает законченную мысль.

Сочетание слов или отдельное слово, выражающее законченную мысль, называется предложением.

В устной речи между предложениями делается остановка (пауза). На письме одно предложение отделяется от другого точкой, вопросительным или восклицательным знаком.

Вопросительное, восклицательное и повествовательное предложения.

Предложения могут быть вопросительными,восклицательными, повествовательными.

Вопросительным предложением называется такое предложение, в котором содержится вопрос. Библиотека открыта? Ты уже готов? Какая сегодня погода? Кто пришёл? Который час?

В конце вопросительного предложения на письме ставится вопросительный знак.

Восклицательным предложением называется такое предложение, в котором мысль сопровождается каким-нибудь сильным чувством (удивления, восторга, восхищения и т. п.). Какая прекрасная погода! Удивительно приятное утро/ Дирижабль летит!

В конце восклицательного предложения на письме ставится восклицательный знак.

Предложение, в котором сообщается о чём-нибудь и не содержится ни вопроса, ни восклицания, называется повествовательным. Рассвело. Жаворонки поют. Первые лучи солнца игразот в светлой речке.

Повествовательное предложение произносится с понижением голоса к концу предложения.

На письме в конце повествовательного предложения ставится точка.

Главные члены предложения.

Те слова в предложении, которые отвечают на какой-нибудь вопрос, называются членами предложения.

Например, в предложении Наша семья летом переезжает из города в деревню - шесть членов. Кто переезжает? - Семья. Семья что делает? - Переезжает. Чья семья? - Наша. Когда переезжает? - Летом. Откуда переезжает? - Из города. Куда переезжает? - В деревню. Слова из и в не отвечают на вопросы и поэтому самостоятельными членами предложения не являются, а входят в состав тех членов, к которым относятся.

Члены предложения делятся на главные и второстепенные. Главных членов предложения два -подлежащее и сказуемое.

Подлежащее обозначает то, о чём что-либо говорится в предложении, и отвечает на вопросы кто? что?

Например: Всадник подъезжал к деревне. Кто подъезжал? Всадник (подлежащее). Книга лежит, на столе. Что лежит? - Книга (подлежащее).

Сказуемое обозначает то, что говорится о подлежащем, и отвечает на один из вопросов: что делает предмет? что с ним делается? каков он? что он такое? кто он такой?

Например: Туристы спускались в долину. Что делали туристы?- Спускались (сказуемое). Старая беседка в саду совсем развалилась. Что сделалось с беседкой? - Развалилась (сказуемое). День ясен. Каков день? - Ясен (сказуемое). Математика-наука. Что такое математика? - Наука (сказуемое). Пушкин-писатель. Кто такой Пушкин? - Писатель (сказуемое).

Второстепенные члены предложения.

Кроме главных членов, в предложении могут быть второстепенные.

Второстепенные члены предложения поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.

В предложении Длинный обоз медленно двигался по пыльной дороге подлежащее обоз , а сказуемое двигался ; второстепенные члены предложения: длинный, медленно, по дороге, пыльной.

Слово длинный поясняет подлежащее обоз , показывая, какой обоз двигался; слово медленно поясняет сказуемое двигался и показывает, как двигался обоз; слова по дороге поясняют сказуемое двигался и показывают, где двигался обоз; слово пыльной поясняет второстепенный член предложения по дороге и показывает, по какой дороге двигался обоз. Отношение членов предложения друг к другу можно изобразить такой схемой:

Из всего сказанного становится понятным, почему подлежащее и сказуемое называются главными членами предложения. Всякий второстепенный член зависит от какого-либо другого слова в предложении, а подлежащее и сказуемое ни от каких других слов не зависят и являются таким образом основой всего предложения. Подлежащее и сказуемое и без второстепенных членов могут составить предложение.

Предложение, которое состоит только из подлежащего и сказуемого, называется простым нераспространённым. Например: Ветер шумел .

Предложение, в котором, кроме подлежащего и сказуемого, имеются ещё второстепенные члены, называется простым распространённым. Например: Свежий ветер бойко шумел в зелёных листьях.

Определение, дополнение и обстоятельство.

Второстепенные члены предложения в зависимости от того, как они поясняют другие члены предложения, делятся на определения, дополнения и обстоятельства.

Определением называется второстепенный член предложения, который показывает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? ней? который? Определение относится к имени существительному.

На ясном кебе белела снеговая гора. На каком небе? - На ясном (определение). Какая гора? - Снеговая (определение). Отец мой работает на фабрике. Чей отец? - Мой (определение). Володе пошёл шестой год. Который год? - Шестой (определение).

Дополнением называется второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

Дополнение обычно относится к глаголу.

Мы изучаем математику. Изучаем что? - Математику (дополнение). Вся страна приветствовала папанинцев. Приветствовала кого? - Папанинцев (дополнение). Собрание отправило приветственную телеграмму героям. Отправило что? - Телеграмму (дополнение). Отправило кому? - Героям (дополнение).

Обстоятельством называется второстепенный член предложения, который обозначает, как и при каких обстоятельствах (т. е. где? когда? почему? и т. п.) совершается действие. Обстоятельство отвечает на вопросы: как? каким образом? где? когда? куда? откуда? почему? зачем?

Обстоятельство обычно относится к глаголу.

Летом пионеры отдыхали в лагере . Когда отдыхали? - Летом (обстоятельство). Где отдыхали? - в лагере (обстоятельство).

Из душной комнаты мы вышли на свежий воздух. Вышли откуда? - Из комнаты (обстоятельство). Вышли куда? - На воздух (обстоятельство). По болезни ученик отсутствовал на занятиях. Отсутствовал почему? - По болезни (обстоятельство). По улицам слона водили на показ. Водили зачем? - На показ (обстоятельство). Ветер вылжалобно и тихо. Как выл? - Жалобно и тихо (обстоятельства).

Простое и сложное предложения.

Связная речь может состоять из отдельных предложений. Лошадь моя была готова. Я ехал с проводником. Утро било прекрасно. Солнце сияло. (П.)

В этом отрывке четыре отдельных самостоятельных предложения. Каждое из них содержит одну законченную мысль и имеет своё подлежащее и сказуемое. Такие предложения называются простыми.

Мысли, выраженные в простых предложениях, могут быть поставлены в тесную связь, объединены в одну сложную мысль. Тогда простые предложения, выражающие эти мысли, объединяются в одно целое сложное предложение.

Например, два простых предложения - Ветер утих. Море продолжало волноваться - могут быть объединены в одно сложное предложение: Ветер утих, по море продолжало волноваться. В этом сложном предложении противопоставляются друг другу две мысли.

Простые предложения, входящие в состав сложного, соединяются специальными словами (а, и, но, когда), а в произношении объединяются голосом.

Сложным предложением называется такое предложение, которое состоит из двух или нескольких простых предложений, выражающих одну сложную мысль. Например: От холода мой спутник дрожал, и я чувствовал, как тряслись его челюсти. (Это сложное предложение состоит из трёх простых предложений.)

Простые предложения, входящие в состав сложного предложения, отделяются на письме друг от друга различными знаками препинания.