Могут ли люди жить без ценностей. Жизненные ценности

Попробуйте спросить любого человека о его первом увлечении, и почти наверняка вы услышите в ответ: он был влюблен в кого-то малознакомого. Возможно, они не только не были близкими, но даже ни разу не разговаривали друг с другом! Когда вы влюблены, это значит, что вам очень нравится человек, которого вы достаточно хорошо знаете. Вы создаете в своей голове идеальный образ и влюбляетесь именно в этот образ, а не в реального человека.

Эти чувства могут быть очень сильными; вам может показаться, что на свете нет ничего более важного, чем то, что происходит в вашей душе, но длится ли это увлечение один день, месяц или даже год, только одно можно сказать точно: рано или поздно оно пройдет. Практически каждый человек в юности переживает чувство влюблённости. Эти чувства важны, так как они постепенно помогают нам понимать, что такое любовь. Часто ученицы влюбляются в своих учителей и начинают выдумывать о них истории или представляют, как разговаривают с ними после уроков. Многие в юности влюбляются в героев книг или в актеров театра и кино, в популярных музыкантов. Они видят талант и красоту этих людей и, хотя и не знают их, думают о них и мечтают поговорить с ними.Наверное, и вам случалось, когда вам было лет семь-восемь, прийти домой и сказать, что когда вы вырастете, вы поженитесь с таким-то одноклассником или одноклассницей. Может быть, вы думали, что влюблены в кого-то из вашего класса, а потом, когда этот человек перешел в другую школу или в другой класс, вы и думать о нем забыли через месяц-другой.

Что такое влюбленность?

Вы неожиданно чувствуете, что какой-то человек - самый замечательный в мире. Он не может сделать ничего плохого; он самый красивый, добрый, умный и т.д. Вас переполняют очень сильные чувства, однако они длятся не очень долго.
Вы не очень хорошо знаете человека, в которого влюблены.
Вы "витаете в облаках", когда находитесь рядом с объектом своей влюбленности, но вам становится печально, когда его нет рядом. Вы все время думаете о нем, даже когда следовало бы думать о чем-то другом.
Влюбленность имеет свою темную сторону, так как она может превратиться в депрессию. Если вы в кого-то влюблены сейчас, или же были влюблены раньше и можете вспомнить свои чувства, попробуйте проверить себя, ответив на следующие вопросы. Если же вы еще не были влюблены, возможно, это поможет вам в будущем.

Знакомы ли вам следующие чувства:

потеря интереса к жизни.
частые приступы отчаяния.
отсутствие желания чем-либо заниматься.
сильное чувство ревности, когда кто-то другой говорит о том, в кого вы влюблены.
чувство безнадежности.
чувство, что вы недостойны своего избранника.
вы постоянно думаете о нем(ней).
Если вы ответили "да" более чем на два вопроса, то вам необходимо что-то предпринять, прежде чем ваша влюбленность превратится в депрессию.

Не нужно проводить долгие часы в размышлениях о нем (ней).
Не забывайте о своих друзьях.Друзья очень важны, но если вы будете отдаляться от них, то вскоре ваша дружба может ослабеть.
Поговорите с кем-нибудь из взрослых о том, что вы переживаете.
Не пренебрегайте занятиями в школе и другими своими интересами. Попытайтесь направить свои чувства на что-нибудь конструктивное - учебу, занятия спортом и т.п.


Из дневника Ани.

Аня понимает, что она ошибалась на счет Марины, и ей становится ее жаль.

15 апреля. Сегодня я видела Марину. Ее лицо было белое как бумага, а глаза - красные, как будто она проплакала весь день. Я спросила ее, что случилось, и в ответ она опять заплакала. Она сказала, что мальчик, с которым она дружила, нашел себе другую подружку, а ее бросил. Он даже рассказал своим друзьям, что она - эгоистичная дура. Просто не могу себе представить, что это правда. Я так завидовала раньше Марине, это была моя тайна. Я завидовала ее красивой, модной одежде, ее взрослости, тому, что у нее есть мальчик, который ходит к ней каждый день. Но теперь мне ее просто жалко. Она похожа на сломанную куклу, красивую сломанную куклу. Мама была права. Может быть, она и хорошенькая, но теперь я ни за что не хотела бы оказаться на ее месте.

Раньше я никогда об этом не думала. Каждый раз, когда я видела их обнимающимися у нас в холле, я чувствовала такую зависть. Я думала: "Вот если бы нашелся человек, который считал бы меня такой красивой!" Мне никогда не приходило в голову, чем кончится их роман. Но теперь я так рада, что я - это я. Я могу делать все что угодно. Мне не нужно беспокоиться о том, чтобы доставить удовольствие какому-нибудь мальчику. И я не боюсь остаться в одиночестве, если сделаю что-нибудь не так. Я могу дружить со всеми, кто мне нравится, - и ребятами, и девчонками. Я не хочу быть сломанной куклой, как Марина. Я хочу, чтобы у меня в жизни была только одна любовь, и чтобы это случилось позднее, а не сейчас. Мама сказала, что я похожа на растущий цветок, и теперь я понимаю, что она имела в виду. Я думаю, что Маринин цветок открылся слишком рано, и теперь она чувствует себя одинокой, брошенной и неуверенной в себе. Бедная Марина, я рада, что все это случилось не со мной.

А еще мама сказала, что все произошедшее между Мариной и ее приятелем не имело никакого отношения к любви, это было просто увлечение. Часто бывает легко принять увлечение за любовь из-за переполняющих тебя чувств. При этом ты забываешь о времени, о том, где ты находишься, о школе, друзьях - в общем, обо всем. Тот, в кого ты влюблена, кажется тебе таким необыкновенным, ни на кого не похожим, идеальным. Но на самом деле этот идеал - это по бо

Мама сказала, что каждая женщина похожа на нежный цветок, который должен медленно раскрываться, готовясь к цветению. Если ты раскроешься слишком быстро, то цветок вскоре завянет. Мама говорила о том, что если выйти замуж за человека, который будет твоей первой настоящей любовью, то ты сможешь делиться с ним всей своей душой, всем что в тебе есть. Но если растратить свою душу до этого на разных приятелей, то ты не сможешь так много отдать своему мужу, и ваши отношения уже не будут особенными, единственными. Мама сказала, что любовь - это не просто чувство. Когда ты любишь человека, то готова все для него сделать. Любовь это поступки, это настоящая забота о другом человеке, проявляемая даже в те минуты, когда тебе не хочется, ничего делать. Любовь очень красива, но часть этой красоты состоит в том, что вы заботитесь друг о друге, не просто вместе проводите время, а делаете что-то важное. Она сказала, что настоящая любовь долго растет, и в основе её – глубокие дружеские отношения. Когда двое любят друг друга, то они не только развлекаются вместе, но и преодолевают трудности, делят и радости и горе. По-моему, всё это очень важно, и я хотела бы сама подумать об этом.

Когда вы влюблены, вам необходимо научиться контролировать свои чувства, а не подчиняться любым их порывам. Чувства похожи на лошадей - когда они хорошо обучены, то отвезут вас туда, куда нужно; но попробуйте сесть на необъезженного коня, и он наверняка сбросит вас. Поэтому удостоверьтесь, что вы можете контролировать свои чувства и эмоции. Иногда вам придется сознательно управлять ими, но только тогда вы сможете обрести свободу любить. Итак, есть граница, которую вы не должны переходить, потому что иначе вы потеряете свою чистоту и невинность. Пройдет какое-то время, вы станете взрослыми и встретите человека, с которым захотите создать семью. И самый лучший подарок, который вы сможете подарить своему будущему мужу или жене, - это свое чистое сердце, свое целомудрие. А пока вы можете учиться любить, заботясь о своих друзьях, помогая родителям, одноклассникам, тем, кто живет рядом с вами.

Сравним - влюблённость и настоящую любовь.

Влюбленность прежде всего думает о себе: "Когда он рядом, я так счастлива!"
Любовь направлена на благо другого человека.
Влюбленность быстро растет и неожиданно исчезает.
Настоящая любовь начинается медленно и с течением времени растет, становясь все глубже.

Влюбленность смотрит на внешность человека, а не на его сердце.
Любовь обращена к человеку в целом, а не только к его внешности!
Когда вы увлечены кем-то, от этого часто страдают ваша учеба, отношения с друзьями и т.д.
Когда вы любите, вы сами становитесь лучше.
Вы думаете, что тот, в кого вы влюблены, совершенен и не видите в нем никаких недостатков.
Если это любовь,вы можете в чем-то не соглашаться с тем, кого вы любите, но вместе вы можете преодолеть любые разногласия.

Наше интервью.

Вы когда-нибудь влюблялись, и если да, то сколько длилась ваша влюбленность? Как вы себя при этом чувствовали?

Да, происходило, но это было совершенно несерьезно, и притом очень много раз, Я даже не могу вспомнить, сколько раз, но длилось это от нескольких минут до нескольких месяцев, не больше, то есть все это было в детстве. (Кирилл, 6-й класс)

Ну, так, были какие-то симпатии, конечно; когда читаешь, то часто
влюбляешься в героев книг.(Василиса, 6-й класс)

Что такое любовь?

Любовь - это чувство, которое нельзя передать, ты витаешь в облаках, и очень сложно видеть плохое, и даже если увидел плохое, оно очень быстро забывается, и все время переключаешься на существо, которое ты любишь. (Алеша, 5-й класс)

А я могу сказать, что это трудно объяснить, и подчас даже для себя трудно решить, нравится тебе этот человек или нет, и трудно смотреть на другую сторону человека, на плохую, хотя иногда приходится это делать. (Ксения, 6-й класс)

Запомните!

Любовь и влюбленность - разные вещи. Некоторые женятся потому, что влюблены друг в друга, а потом обнаруживают, что у них мало общего. Настоящая любовь с течением времени растет, становится глубже. Любовь - это не просто чувство, а преданность другому человеку.

О дружбе и влюблённости.

Даже если вы влюблены, важно не забывать своих друзей. Друзья очень важны в жизни любого человека. Они помогут вам, когда это потребуется, останутся с вами даже в самые трудные минуты. Вы также помогаете своим друзьям. В отношениях дружбы порой вы делитесь чем-то с друзьями, а в другие моменты - принимаете их поддержку. Некоторые люди совершают ошибку, когда, влюбляясь, забывают о своих друзьях. Они проводят все свое время с человеком, которым увлечены, или в мечтах о нем. Но потом неминуемо приходит чувство одиночества и разочарования - спохватившись, они понимают, что уже растеряли всех свих друзей. Многие из счастливых семейных пар говорят о том, что они вступили в брак с человеком, который до этого был их другом. В течение долгого времени они были друзьями, хорошо узнали друг друга и лишь потом решили пожениться. Поэтому никогда не забывайте своих друзей и помните, что существует большая разница между влюблённостью и любовью!

1. Обсудите следующее. Как вы думаете, если бы мама любила своего ребенка, только когда ей этого хочется, что случилось бы с ее любовью, когда малыш чем-нибудь бы ее расстроил или разозлил? Зависит ли материнская любовь только от чувств? Любит ли на самом деле мама своего ребенка, только когда ей это приятно, или же она любит его даже тогда, когда ей приходится делать скучные или неприятные вещи? Попробуйте сравнить такую материнскую любовь и влюбленность.

2. В своих дневниках ответьте на следующий вопрос. Мальчики и девочки могут быть хорошими друзьями, при том что эта дружба не перерастает в романтическое увлечение. Как вы думаете, почему хорошо дружить человеком противоположного пола?

Влюбленность - это прекрасное чувство, но не забывайте, что это еще не любовь!

Алые паруса. По повести А.Грина

В Каперне - маленькой деревне на берегу моря - жил Лонгрен, бывший моряк. Его жена умерла, когда их малютке-дочери было всего пять месяцев. Лонгрену пришлось взять расчет на корабле, и с тех пор он сам воспитывал Ассоль. После смерти жены Лонгрен стал угрюм и нелюдим. Он зарабатывал на жизнь, мастеря из дерева игрушки - лодки, боты, яхты. Только со своей дочерью Лонгрен становился другим, подолгу рассказывая ей удивительные истории. И девочка росла в мире необычных приключений, волшебных сказок. Как-то раз восьмилетняя Ассоль отправилась в город, чтобы отнести в лавку сделанные отцом игрушки. В лесу она встретила старика, которого приняла за волшебника. На самом деле это был Эгль - известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок. Вот что он предсказал завороженной девочке:

- Не знаю, сколько пройдет лет, только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывёт от него быстрая лодка. "Зачем вы приехали? Кого вы ищете?" - спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца, он будет стоять и протягивать к тебе руки. "Здравствуй, Ассоль! - скажет он. - Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали". Он посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где восходит солнце и где звезды спускаются с неба, чтобы поздравить тебя с приездом…

Прибежав домой, Ассоль всё рассказала отцу. Страшно усталая, она пыталась ещё прибавить кое-какие подробности, но жара, волнение, слабость клонили её в сон. Глаза её слипались, голова опустилась на твердое отцовское плечо, мгновение - и она унеслась бы в страну сновидений, как вдруг, обеспокоенная внезапным сомнением, Ассоль села прямо, с закрытыми глазами и, упираясь кулачком в жилет Лонгрена, громко сказала:

Ты как думаешь, придет волшебный корабль за мной или нет?

Придет, - спокойно ответил матрос, - раз тебе это сказали, значит, все верно...

Мечта о корабле с алыми парусами наполнила жизнь девочки светом и радостью. Но она же стала источником страданий. В деревне и так не любили Лонгрена, а теперь у жителей появился новый повод для насмешек.

Эй, висельница! Ассоль! Посмотри-ка сюда! Красные паруса плывут!

Девочка, вздрогнув, невольно взглянула из-под руки на разлив моря. Затем обернулась в сторону восклицаний; там, в двадцати шагах от нее, стояла кучка ребят; они гримасничали, высовывая языки. Вздохнув, девочка побежала домой...

Шли годы. Ассоль росла. Ее сверстницы жили обычной деревенской жизнью, заигрывали с парнями, выходили замуж... И только Ассоль ждала своего Принца, все чаще становясь объектом насмешек. Не раз, волнуясь и робея, она уходила ночью на морской берег, где, выждав рассвет, совершенно серьезно высматривала корабль с алыми парусами. Эти минуты были для нее счастьем... В другое время, размышляя обо всем этом, она искренне дивилась себе, не веря, что верила; улыбкой прощая море и грустно переходя к действительности, девушка припоминала свою жизнь. Там было много скуки и простоты. Одиночество, случалось, безмерно тяготило ее... Над ней посмеивались, говоря: "Она - тронутая", "не в себе". Она привыкла и к этой боли; девушке случалось даже переносить оскорбления, после чего ее грудь ныла, как от удара... Может быть, корабль с алыми парусами и прекрасный принц, который придет, чтобы забрать ее с собой, навсегда освободив от тоски одиночества и непонятости, это только сказка? Но Ассоль продолжала верить...

Грэй не был сказочным принцем. Он был капитаном "Секрета", трехмачтового галиота. Но, узнав об Ассоль, он почувствовал в ней родственную душу.

Благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками... Когда душа таит зерно пламенного растения - чуда, сделай это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя. Когда начальник тюрьмы сам выпустит заключенного, а жокей хоть раз попридержит лошадь ради другого коня, которому не везет, - тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно. Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и - вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим - значит владеть всем. Что до меня, то наше чудо - мое и Ассоль - останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь...

И Грэй создал для Ассоль это чудо. В соседнем городе он купил две тысячи метров алого шелка, из которого для его корабля сшили новые паруса...

Ассоль читала... Но вдруг случайный переход взгляда открыл ей на синей морской щели уличного пространства белый корабль с алыми парусами. Она вздрогнула, откинулась, замерла; потом резко вскочила, с головокружительно падающим сердцем, вспыхнув неудержимыми слезами вдохновенного потрясения... Не помня, как оставила дом, Ассоль бежала уже к морю, подхваченная неодолимым ветром события; на первом углу она остановилась почти без сил; ее ноги подкашивались, дыхание срывалось и гасло, сознание держалось на волоске. Вне себя от страха потерять волю, она топнула ногой и побежала дальше. Временами то крыша, то забор скрывали от нее алые паруса; тогда, боясь, не исчезли ли они, как простой призрак, она торопилась миновать мучительное препятствие и, снова увидев корабль, останавливалась облегченно вздохнуть.

Тем временем в Каперне произошло такое замешательство, такое волнение, такая поголовная смута, какие не уступят эффекту знаменитых землетрясений. Никогда еще большой корабль не подходил к этому берегу; у корабля были те самые паруса, имя которых звучало как издевательство; теперь они ясно и неопровержимо пылали с невинностью факта, опровергающего все законы бытия и здравого смысла. Мужчины, женщины, дети впопыхах мчались к берегу, кто в чем был; жители перекликались со двора в двор, наскакивали друг на друга, вопили и падали; скоро у воды образовалась толпа, и в толпу эту стремительно вбежала Ассоль.Пока ее не было, ее имя перелетало среди людей с нервной и угрюмой тревогой, с злобным испугом... Как только появилась Ассоль, все смолкли, все со страхом отошли от нее, и она осталась одна средь пустоты знойного песка, растерянная, пристыженная, счастливая, с лицом не менее алым, чем ее чудо, беспомощно протянув руки к высокому кораблю. От него отделилась лодка, полная загорелых гребцов; среди них стоял тот, кого, как ей показалось теперь, она знала, смутно помнила с детства. Он смотрел на нее с улыбкой, которая грела и торопила...Весло резко плеснуло вблизи нее; она подняла голову. Грэй нагнулся, ее руки ухватились за его пояс. Ассоль зажмурилась затем, быстро открыв глаза, смело улыбнулась его сияющему лицу и, запыхавшись, сказала:

Совершенно такой.

И ты тоже, дитя мое! - вынимая из воды мокрую драгоценность, сказал Грэй. - Вот я пришел. Узнала ли ты меня?

Она кивнула, держась за его пояс, с новой душой и трепетно зажмуренными глазами. Счастье сидело в ней пушистым котенком. Когда Ассоль решилась открыть глаза, покачивание шлюпки, блеск волн, приближающийся, мощно ворочаясь, борт "Секрета" - все было сном, где свет и вода качались, кружась, подобно игре солнечных зайчиков на струящейся лучами стене. Не помня как, она поднялась по трапу в сильных руках Грэя. Палуба, увешанная коврами, в алых выплесках парусов, была как небесный сад...

Грэй взял ее руки, и, зная уже теперь, куда можно безопасно идти, она спрятала мокрое от слез лицо на груди друга, пришедшего так волшебно. Бережно, но со смехом, сам потрясенный и удивленный тем, что наступила невыразимая, не доступная никому драгоценная минута, Грэй поднял за подбородок вверх это давно-давно пригрезившееся лицо, и глаза девушки наконец ясно раскрылись, В них было всё лучшее человека...

Обсудите.

Как вы думаете, почему Ассоль все-таки смогла дождаться Грэя? Легко ли ей было? Если бы она, как и большинство девушек в их деревне, жила обычной жизнью, встречалась с парнями, то случилось бы в ее жизни это чудо?

Как вы понимаете слова Грэя о чудесах: "Благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками... Что до меня, то наше чудо - мое и Ассоль - останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь..."? Можете ли вы принести радость другому человеку, "сделав для него чудо своими руками"? А, может быть, такое уже случалось в вашей жизни? Если да, расскажите об этом.

Почему Грэй считал, что Ассоль знает, что такое любовь? Согласны ли вы с ним? Все люди мечтают о том, чтобы в их жизни произошло что-то прекрасное - так же, как это случилось с Ассоль. Как вы думаете, зависит ли это от вас самих?

Жизнь как ценность... Чтобы соединить два понятия в одно целое необходимо ответить на два вопроса: «Что такое жизнь? Что такое ценность?» Человек, в первую очередь, существо биологическое. Сотни миллионов лет длилась эволюция животного мира, в процессе которой сформировалось наиболее совершенное создание природы – человек. Организм человека состоит из миллионов клеток, все они выполняют определенную функцию. Благодаря клеткам организм растет, размножается, идет восстановление органов и тканей. И стоит только погибнуть определенной группе клеток как организм выходит из строя. Жизнь очень хрупкая, но мы этого часто не осознаем и поэтому не ценим ее. Ученые не пришли к единому мнению: одни считают, что человек может прожить более ста пятидесяти лет, другие – более двухсот лет. И сейчас на Земле есть долгожители, которым более ста лет. Почему же одни живут более ста лет, а другие сорок, пятьдесят лет... Причин очень много: стрессы, экология, алкоголизм, наркомания, неизлечимые болезни. У каждого человека свои причины, но каждый рано или поздно закончит свой жизненный цикл.

Человек – это биосоциальное существо. Важный признак человека заключается в том, что он существо общественное или социальное. Лишь в обществе, в общении сформировались такие человеческие качества как язык (речь), способность мыслить.

Человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых удовлетворяют его потребности. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность. Разными являются и ценностные ориентации. От них зависят правила поведения личности. Но самая высшая и абсолютная ценность – это сам человек, его жизнь. Человек – это самоценность, абсолютная ценность. Говорить о ценностях вне человека нет смысла. Что же такое ценности?

Ценности – это то, что дорого людям, что делает жизнь человека более осмысленной, позволяет разбираться в явлениях окружающего мира, ориентироваться в нем.

Высшие ценности: смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода... Они увеличивают продолжительность жизни. Жизнь будет невыносимой, если человек не найдет смысла жизни, не сможет себя реализовать. Высшие ценности играют большую роль в социализации личности. Иногда человек запутывается в ценностях или не находит их. Его одолевает скука, которая приводит к суициду. Мы живем на этапе становления рыночных отношений. Они влияют на ценностные ориентации личности. Появляется двойная мораль, всеобщее отчуждение... Иногда человек теряет свои высшие ценности, составляющие смысл его жизни. «Есть лишь одна действительно серьезная философская проблема – это самоубийство. Вынести суждение о том, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или не стоит – это ответить на основной вопрос философии. Все остальное, - имеет ли мир три измерения, обладает ли разум девятью или тринадцатью категориями – приходит потом. Это уже игра, а вначале нужно ответить».(Альберт Камю – фр. Философ.) Проблема самоубийства, -считает Камю, - это проблема всей жизни, где человек отвечает на вопрос – является ли жизнь просто биологической данностью, или в ней реализуются человеческие ценности, придающие ей смысл. Стремясь разобраться в смысле жизни, человек бросает пристальный взгляд на общество. Оно кажется ему миром бесправия, отчужденности, равнодушия. Лишь на пороге смерти человек чувствует себя свободным, умиротворенным и счастливым.

Важной функцией человека является установление непрерывного взаимодействия с внешним миром, которое достигается с помощью психической деятельности. Благодаря ей человек формирует духовную картину внешнего мира и в соответствии с ней управляет своим поведением. В результате достигает поставленной цели, решает различные жизненные ситуации.

Жизнь как ценность...

Каждый человек рано или поздно задает себе вопросы: стоит ли жизнь того, чтобы жить? Имеет ли жизнь человека какой – либо смысл и ценность? Я полностью согласна с древними китайцами, для которых жизнь и здоровье – абсолютные ценности. Самая высшая и абсолютная ценность – это сам человек, его жизнь. Говорить о ценностях вне человека нет смысла.

Что же такое жизнь и что такое ценность?

Жизнь – это одна из форм существования материи, отличающая мир организмов от остальной действительности. В биологическом смысле жизнь – это признак организма. Прежде всего, жизнь знаменует собой более высокую ступень эволюции материи.

Теперь необходимо разобраться с понятием ценность. Ценности – это то, что дорого людям, что делает жизнь более осмысленной, позволяет разбираться в явлениях окружающего мира, ориентироваться в нем. Высшими ценностями являются: смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода... Они увеличивают продолжительность жизни. Среди высших ценностей я бы выделила смысл жизни. Жизнь будет невыносимой, если человек не найдет смысла жизни, не сможет себя реализовать. Высшие ценности играют большую роль в социализации личности. Иногда человек запутывается в ценностях или не находит их. То, что для одного имеет большую ценность, для другого – малую или вообще никакой.

До того как философы обратились к феномену жизни и попытались «выяснить, что можно назвать живым», в истории человеческой культуры стали рождаться различные истолкования происхождения и смысла жизни. «Где, часто спрашивал я себя, таится жизни начало?» - размышлял герой романа М.Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей». «Что же такое жизнь? Никто не знает. Никому неведома та точка сущего, в которой она возникла и зажглась», - Т. Манн «Волшебная гора».

Ценность жизни бесспорна. Ведь если нет земного существования, то остальные ценности утрачивают свою значимость. Человечество не сможет продлить собственное бытие, если перестанет воспроизводить жизнь как вечную ценность. Жизнь – драгоценный дар, но когда – то приходит неизбежная смерть и каждый человек знает об этой неизбежности. Но он живет, пытается найти смысл жизни, выделяет значимые для него ценности.

«Человек сам оценивает участие в мировом процессе. Он осознает ценность жизни. Но какая логика заставляет человека жить и ценить жизнь, если его ждет неизбежная смерть? Какой вообще может быть смысл в этой жизни, которая полна ужасов и скорби?» (В. С. Соловьев). И все - таки человек живет, до конца борется с неизбежностью. Порой немыслимыми усилиями борется за свою жизнь, начинает ценить то, что раньше не замечал. Примеров тому множество.

Но жизнь не всегда являлась универсальной ценностью. В древнеиндийской культуре, где господствовала идея воскрешения души, люди стремились завершить очередное кармичекое существование и вернуться на землю в новом телесном облике, бросаясь под колесницы или в воды священного Ганга. В системе ценностей древней Японии честь оказывалась более значимой, чем жизнь. Самураи добровольно делали харакири.

В Новом Завете сказано, что сам человек и его земные интересы не представляют никакой ценности. Человек, по Библии, «раб Божий». Библия ориентирует человека на религиозную деятельность, которая направлена на осуществление религиозного смысла жизни – добиться бессмертия. Смысл жизни не в самой жизни, а вне ее, жизнь в реальном мире становится только этапом к жизни «вечной».

Но философы считают, что бессмертие – не универсальное благо.

«Мне как – то приснилось, что я никогда не умру,

И помнится мне, я во сне проклинал эту милость,

Как бедная птичка, что плачет в сосновом бору,

Сознаньем бессмертья душа моя тяжко томилась».

/ В. Лифшиц /

Д.И. Дубровский: «Мы должны иметь мужество не строить себе иллюзий о возможности жизни после смерти в некотором потустороннем мире. Жизнь каждого из нас «дар случайный» - единственна, уникальна, неповторима, невозобновима. И это придает ей особую ценность, которая отличается от ценности ее при условии возможности потусторонней жизни, какого – либо способа продления жизни после смерти. При прочих разных условиях невозобновимое более ценно, чем возобновимое. Существенно различной становится в каждом случае и проблема смысла жизни».

Смысл жизни человека – это философское размышление о цели и предназначенности такого дара человека, как жизнь. Это понятие, помогающее человеку достойно и осмысленно прожить свои годы.

Иногда жизнь перестает быть ценностью: тяжелая болезнь, утрата очень близкого человека, иногда человек теряет свои высшие ценности, составляющие смысл его жизни. «Вынести суждение о том, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или не стоит – это ответить на основной вопрос философии» (А. Камю – фр. философ.). Многие мыслители практически у всех народов во все времена высказывались о жизни весьма негативно. Жизнь – страдание, бездна зла, суета, борьба, странствие по чужбине, вечная ночь... Смерть же показывалась не как конец, а как венец жизни. Она ориентирует человеческую жизнь, заставляет человека найти смысл и оправдать перед собой свое существование.

Жизнь бесценна. «Жизнь не может быть определена никаким конкретным содержанием. В чем ее смысл? В чем ее цель? – спрашивал В. В. Версаев. – Ответ только один: в самой жизни. Жизнь сама по себе представляет высочайшую ценность, полную таинственной глубины. Всякое проявление живого существа может быть полно жизни, - и тогда оно будет прекрасно, светло и самоценно; а нет жизни – и то же явление становится темным, мертвым, и, как могильные черви, в нем начинают копошиться вопросы: зачем? для чего? какой смысл? Мы живем не для того, чтобы творить добро, как живем не для того, чтобы бороться, любить, есть или спать. Мы творим добро, боремся, едим, любим, потому что живем».

Итак,смысл существования – в самом существовании, в самом бытии человека, а ценность его жизни – в способности, несмотря на все трудности, совершенствуя мир, совершенствоваться самому. Я люблю жизнь и считаю ее самой высшей ценностью, которая дана человеку.

Что для тебя является главным в жизни? И если задать этот вопрос разным людям, то наверняка получишь разные ответы. Я бы сразу сказал, что свобода и развитие. Один из моих лучший друзей ответил, что для него главное в жизни семья и здоровье. У тебя будет свой ответ. Нужно понять всего лишь одно, что то, что является для тебя важным, управляет твоими действиями. В зависимости от того, какие у тебя приоритеты, и будет выстраиваться твоя жизнь. И в этой статье я хотел бы поговорить о формировании системы жизненных ценностей, т.к. считаю это очень важным моментом в процессе

Почему так важна система ценностей для каждого человека?

Важно понимать, что наличие системы ценностных ориентаций говорит уже о зрелой личности. Личностные ценности определяют нашу внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности и указывают направления нашего развития. Если сказать более простыми словами, то система ценностей для человека является некоторым вектором его развития. Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «базовые» ценности, которые определяют деятельность в основных .

Жизненные ценности не возникают за один день. Они являются результатом нашего жизненного опыта. Огромную роль в этом играют значимые события в нашей жизни, книги, фильмы, учителя и т.д. Жизненные ценности со временем могут меняться. Нет ничего более постоянного, как временное. В 15 лет у тебя одни ценности, в 30 уже другие. Ценности каждого человека индивидуальны, как отпечатки пальцев. Совпадение главных жизненных ценностей укрепляет взаимоотношения людей, что очень важно в современном обществе.

Понимание своих главных жизненных ценностей — очень важная вещь. Если ты проживешь большую и трудную жизнь, а в конце поймешь, что такая жизнь была не интересной, то что-то менять будет уже поздно… Если же, напротив, ты хорошо будешь знать, что хочешь от жизни, что для тебя по-настоящему дорого, каждый день твоей грамотно выстроенной жизни будет наполнен смыслом.

2 вида жизненных ценностей и 3 вида людей

Вообще существует большое количество ценностей, но все их можно разделить на две большие группы: материальные и духовные.

— к материальным ценностям мы можем отнести: квартиру, машину, гараж, драгоценности, книги, музыкальные инструменты, спортивные пренадлежности, еду, одежду и т.д;

Скачай мою книгу, которая поможет тебе достичь счастья, успеха и богатства

1 уникальная система развития личности

3 важных вопроса для осознанности

7 сфер для создания гармоничной жизни

Секретный бонус для читателей

уже скачали 7 259 человек

— к духовным: активно-деятельную жизнь, жизненную мудрость, любовь, ответственность, красоту, милосердие, справедливость, самосовершенствование, свободу, красоту, здоровье, знания и т.д.

В зависимости от созданной системы ценностей каждого человека можно отнести к одной из 3 групп:
— материалисты;
— духовные люди;
— духовные материалисты.

Интересно, к какой группе относишься ты?! Сейчас на минутку прекрати чтение и подумай. В какую сторону больше направлены твои основные векторы развития? В сторону материального? А может в сторону духовного? Или в ту и другую! Лично я отношусь к 3-ей группе. Я духовный материалист. Но еще лет 5 назад я был закоренелым материалистом. Понимание 7 сфер жизни помогло мне стать более сбалансированным и начать жить .

Система ценностей современного человека, к сожалению, похожа на Пизанскую башню, которая перекошена в одну сторону. Спрашиваешь, куда? В сторону материальных ценностей. Все просто застыли в материальности, как каменные глыбы. Материальные ценности ты можешь потрогать, увидеть, купить и все они зависят от того времени, в котором живет человек. Например, 300 лет назад не было автомобилей и значит ценности в них тоже не было. Это сейчас только и думаешь, как бы заработать на крутой Мердседес. А представь, что Иисус ходил по Святой Земле и кайфовал просто без iPhone 7S! Материалистов сейчас процентов 60% и с каждым днем их становится все меньше.

Духовных людей намного меньше. Процентов 30%. На духовные ценности человек обращает внимание после лет 40-45. Приходит мудрость, начинаешь ценить здоровье, больше проявляешь любви к окружающему миру, в жизни появляется свобода и творчество. Больше думаешь о Боге и о жизни в целом. Наступает время внутренней философии. Больше хочется молчать и даже быть в одиночестве. Но многие так уходят в духовность, что забывают про материальную сторону. Большинство великих Творцов были нищие. «Для меня важно творчество и свобода, а деньги меня не волнуют» — так может сказать, только человек, жизненные ценности которого направлены только в сторону духовного мира. И это тоже некий дисбаланс, который нужно устранять. Чем быстрее, тем лучше.

Гармоничными могут быть только духовные материалисты. В их системе ценностей важно и то, и другое. Развитие личности должно опираться на ценности 2 видов. Духовное и материальное – это две стороны одной медали. Не нужно отрицать одно или другое. Нужно соединять, и тогда появится мощная внутренняя сила, которая может творить чудеса. Одно только помогает другому. Они не мешают. Что было бы, если пришлось бы ехать на одноколесном велосипеде. Ехать можно, но скорость будет не та. А скорость развития своей личности очень важна в жизни. Духовных материалистов примерно 10%. А должно быть намного больше! Мы должны творить новую жизнь на нашей новой планете Земля!

7 моих главных духовных ценностей

Здоровье – это основа жизни. Одна из самых важных ценностей. Ценить здоровье мы начинаем тогда, когда в организме начинаются «неполадки». А до этого времени пьем, курим и непонятно что едим. Остальные ценности, наверное, даже невозможны без хорошего здоровья. Это сложно объяснить молодому поколению. У них свои ценности. Уделяй время в первую очередь своему здоровью.

Время – это бесценный ресурс. Его нельзя купить, поменять, продать. 70-100 лет тебе дают, чтобы реализовать свой потенциал. Ты смотришь днем и ночью сериалы. Может быть тебе не стоило приходить на эту планету? Посмотри фильм «Время». Там главный ресурс – время, а не деньги. Мы все перевернули с ног на голову, гоняясь за зелеными бумажками.

Любовь – это вообще основа мироздания. Магнит, который связывает все. Любовь к себе, близким, природе, любимому делу, жизни в целом. Без ощущения любви человек не может быть гармоничным. Мало в ком сейчас живет настоящая Безусловная Любовь. Мое мнение, что многие говорят слово «люблю», но до конца не осознают, что это такое. Будь благодарным и любимым.

Знания – это основа твоего развития. Раньше знание было сложно достать. Люди ехали на другой конец света, чтобы его получить. Сейчас есть Интернет. Это великое благо, которое было создано для объединения всех знаний. Многие этого опять же не понимают. Тебе дают, ты не черпаешь. Ты думаешь, что все знаешь. Совсем нет…

Развитие – это основа для твоей свободы. Все развивается, все растет, все цветет. Наверное, тебе нравится запах распустившихся роз. Аромат, который нельзя насладиться. Только вот человек в определенный момент перестает развиваться. Он не достигает своего цветения. Цветения своей жизни. Губит свой потенциал на корню.

Свобода – это основа для творчества. У тебя есть свобода воли, чтобы созидать. Ты свободен в любом выборе. Твоя жизнь – это твой выбор. И только ты ответственен за свой выбор. Настоящая жизнь начинается, когда ты полностью осознаешь свою свободу. Но в жизни часто люди становятся рабами, забывая эту ценность. Работа на дядю занимает всю жизнь.

Творчество – это способность твоего Духа. Ты забыл, что ты Творец. Думаешь, что только Бог может творить. Ты часть его, а он часть тебя. Вы едины. Капля воды по составу не отличается от всего океана. Тот же состав, те же свойства. Сложно это понять. Быть духовным человеком значит быть творческим.

Это мои главные ценности в жизни. Для тебя они совершенно могут быть не главными. Я порекомендую выполнить одно упражнение, которое позволит создать свою систему ценностей в жизни. Возьми чистый лист, ручку и запиши все, что ты больше всего ценишь в жизни. Список должен состоять не менее, чем из 100 ценностей. Потом пройдись по этому списку и вычеркни наименее важные, чтобы осталось 50. Те 7-9 жизненных ценностей, которые останутся в конце и будут являться для тебя главными.

А теперь подумай, этим ли ценностям ты уделяешь большую часть своего времени и сил. Если получится так, что ты постоянно занят другим, то скорее ты служишь чужим ценностям или тем ценностям, которые стоят не первые в списке. Упражнение не жизненные ценности поможет изменить твою жизнь! Главные ценности в жизни и называются главными, потому что они являются нашими маяками и позволяют нам убедиться, что движемся в правильном направлении.

Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью решение каких-то проблем и обстоятельствами, постоянно проверяющими нас на прочность. И в сегодняшнем мире всевозможных забот и стрессов огромную роль играют наши жизненные ценности, являющиеся своеобразными указателями на жизненном пути.

Если всё, что мы говорим и делаем, соответствует нашим , жизнь отличается правильностью и содержательностью, а сами мы довольны и уверены в себе. Однако нередко получается так, что наши действия расходятся с глубинными убеждениями, по причине чего и раздражительность. И это является показателем того, что что-то не так. Кроме того, такие ощущения могут сделать нас несчастными, и только в том случае, когда мы всегда поступаем по совести, сохраняется и чувство собственного достоинства, и состояние счастья.

Жизненные ценности человека можно смело назвать его внутренним компасом, по которому необходимо сверять все шаги. Ведь когда имеются определённые установки, человеку гораздо проще продумывать действия и , что и является основой продуктивной и полноценной жизни.

Но давайте поразмыслим на тему того, что может быть нашими жизненными ценностями.

Как бы погребённые под обломками стольких вселенных, мы вопрошаем себя: к чему наша слава, наша ненависть, наша любовь? Если нам суждено стать в будущем неосязаемой точкой, стоит ли принимать на себя бремя бытия?

Оноре де Бальзак «Шагреневая кожа»

Существует ли Бог?

Прежде чем приступить к поискам ответа на этот вопрос, надо разобраться в сути двух возможных вариантов и в вытекающих из них последствиях.

(Подчеркну ещё раз: в этой главе я хочу только посмотреть, чем чреват отрицательный ответ на этот вопрос и чем - положительный. Который из них истинен - нам пока неважно, об этом речь потом.)

Рассуждая логически, Бог либо существует, либо нет, и один вариант в корне отличается от другого.

Вариант первый: Бога нет.

Если нет Бога, человек обречён на смерть. Подобно всем другим биологическим организмам, он должен умереть, и его жизнь, без надежды на бессмертие, завершается могилой. Жизнь - это лишь искра в бескрайней тьме: появится, померцает и исчезнет навсегда. По сравнению с бесконечной протяжённостью времени срок человеческой жизни - лишь исчезающе краткое мгновение, но это всё, что нам здесь дано.

Все люди неизбежно предстают перед тем, что богослов Пауль Тиллих именует «угрозой небытия». Хотя я знаю, что сейчас существую, я знаю также, что когда-нибудь меня не станет, что я умру. Эта мысль ошеломляет и повергает в страх: подумать только - человек, кого я называю «я», который сегодня бесспорно жив, когда-нибудь перестанет существовать!

Я живо помню, как отец сказал мне в детстве, что когда-нибудь и я умру. Мне стало невыносимо страшно. Я заплакал. (Почему-то до того мне эта мысль не приходила в голову.) Отец утешал меня: мол, до смерти ещё далеко, - но это как-то не имело значения. Рано или поздно я умру, меня не будет, и этот неоспоримый факт потряс меня.

В конце концов я, как и все, попросту свыкся с этим. Нам всем приходится сжиться с неизбежным. Но детское прозрение остаётся истинным: как бы рано или поздно она ни пришла, мысль о смерти, угроза небытия должна повергать нас в ужас. Жизнь человека - лишь мгновенный переход из ничего в ничто.

Всё умирает на земле и в море, Но человек суровей осуждён: Он должен знать о смертном приговоре. Подписанном, когда он был рождён...

Смерть ожидает также и Вселенную. Учёные говорят нам, что Вселенная расширяется, что всё в ней разбегается всё дальше и дальше. По мере этого она всё больше и больше остывает, и её полезная энергия истощается. В конце концов все звёзды погаснут, и вся материя спрессуется в мёртвые звёзды и чёрные дыры. Не будет ни света, ни тепла, ни жизни - только трупы погасших звёзд и галактик, непрестанно разбегающиеся в бесконечную тьму и холодную глубь пространства; руины Вселенной.

Если Бога нет, если наша судьба предопределена и мы живём в ожидании неминуемой смертной казни, то разве не абсурдна наша жизнь? Без Бога и бессмертия она не имеет ни высшего, конечного смысла, ни ценности, ни цели. Рассмотрим вкратце каждую из этих трёх категорий.

Высший смысл

Если существование каждого индивидуума прекращается с его смертью, какой глубинный смысл, какое высшее значение можно приписать его жизни? Не всё ли равно, в конечном итоге, существовал он когда-либо или нет?

Разумеется, можно сказать, что жизнь человека что-то значила, если она повлияла на другие жизни или даже на ход истории. Но это придаёт его жизни лишь относительное, а не абсолютное значение. Быть может, его жизнь что-то и значила по отношению к другим людям и к определённым событиям. Но сами-то эти люди и события - малозначимы в абсолютном смысле: ведь и они тоже катятся в небытие. Если история и все её события и персонажи конечны и потому бессмысленны, то какое же высшее значение может иметь влияние на них?

Вклад учёного в прогресс человеческого знания; борьба врача за облегчение боли и страданий; усилия дипломата установить мир на земле; жертвы людей доброй воли ради блага человечества - всё это оказывается ни к чему. В конечном счёте никто из них не меняет ни йоты. Они не могут ни в малейшей степени рассеять мрак и непоправимость того небытия, в которое нам всем предстоит погрузиться. Поэтому наша жизнь лишена окончательного глубинного смысла, и всё, чем мы заняты, равным образом бессмысленно.

Взглянем на это с другой стороны. Учёные говорят, что Вселенная возникла в результате так называемого «Большого Взрыва» около пятнадцати миллиардов лет назад. Предположим на минуту, что этот взрыв никогда бы не случился и Вселенная никогда бы не существовала. Что бы от этого, в конечном счёте, изменилось? И если Вселенная погибнет, то какая разница, существовала она когда-нибудь или нет? Поэтому конечного, абсолютного смысла она лишена.

То же самое можно сказать и о человечестве. В погибающей Вселенной и оно обречено. Поскольку оно в конечном счёте исчезнет, то не имеет реального значения, существовало ли оно когда-либо.

Человечество тогда значит не больше, чем комариный рой или стадо свиней. Тот же самый слепой космический процесс, который их выплюнул на свет, в конце концов их и поглотит. В том-то и ужас положения современного человека: поскольку его ожидает ничто, он и сам есть ничто.

Больше того: чтобы жизнь человека имела смысл, одного бессмертия недостаточно. Простое продление существования не придаст этому существованию смысла. Человек и Вселенная могут существовать вечно, но без Бога, определяющего и организующего их бытие, они не могут претендовать на конечное значение. Такое вечное и лишённое объяснения существование будет, в гаком-то смысле, еще хуже смерти

Приведу пример. Я когда-то читал научно-фантастический рассказ, в котором астронавт потерпел крушение на голой каменной глыбе, затерянной в космосе. У него было при себе два пузырька: один с ядом. другой с эликсиром, дающим вечную жизнь. Понимая, в какую переделку он попал, он выпил яд, но тут же, к своему ужасу, обнаружил, что глотнул не из того пузырька. Он принял эликсир бессмертия и обрёк себя на вечное существование, на жизнь без всякого смысла и без конца.

Следовательно: чтобы жизнь обрела истинное, непреходящее значение, человеку нужно не просто бессмертие. Ему нужен и вселенский Разум, который бы направил и упорядочил это бессмертие, придал бы ему смысл. Но без Бога - ничего этого нет, и жизнь не имеет высшего, конечно! о смысла.

Ценности (добро и зло)

(Речь идёт о ценностях непреходящих и абсолютных, связанных с различением греха и добродетели, с осознанием высшего долга и неминуемой ответственности.)

Если всякая жизнь завершается могилой, то какая человеку разница - как Гитлер он прожил или как святой? Ф. М. Достоевский выразил это так. когда веры в бессмертие нет, тогда «всё позволено».

Если так, то писательница Эйн Ранд совершенно права, восхваляя достоинства эгоизма. Живи исключительно для себя- никто не призовёт тебя к ответу. Жизнь слишком коротка, чтобы ставить её под угрозу, действуя не только в личных интересах. Было бы смешно чем-то жертвовать ради других.

Но и это ещё не всё. Ибо даже при уверенности в бессмертии, если нет Бога, то не может быть абсолютных эталонов добра и зла. Наша жизнь сводится к голому и не имеющему ценности факту существования в безразличной Вселенной. В мире, лишённом Бога, понятие о нравственности теряет значение. А раз так, то становится невозможным называть войну и жестокость - злом, а любовь и братство - благом. Всё становится относительным. Кто же тогда вправе сказать, что вы поступили хорошо, а я - плохо? Всеобъемлющих критериев добра и зла у нас тогда нет!

Цель

Если в конце жизненных мытарств нас ждёт с распростёртыми объятиями смерть, то зачем тогда вообще жить? Выходит, что жизнь человека не имеет высшей цели!

Многие думают, что в конце двадцатого века человечество стоит на пороге либо ядерной катастрофы либо всемирного голода. Не исключено, что мы уже переступили порог, и вот-вот услышим весть о нашем уничтожении: на этот раз не от пророков, а от научной интеллигенции.

Незадолго до смерти Мао Цзедун беседовал с Генри Киссинджером.

В разговоре Мао изложил свой хладнокровный анализ будущего: ядерная война уничтожит большинство людей на земле; из пепла восстанут остатки китайского пролетариата - и будут править миром.

Надо бы, однако, спросить: зачем им выживать? Есть ли у человечества цель, или же оно когда-нибудь просто сойдёт на нет, затерявшись в равнодушной Вселенной?

Такую возможность предвидел английский писатель Герберт Уэллс. Герой его романа «Машина времени» отправляется в далёкое будущее: узнать судьбу человечества. Он обнаруживает там мёртвую землю, чуть-чуть поросшую лишайником и мхом, бегущую по орбите вокруг гигантского красного солнца. Единственные звуки - это порывы ветра и холодный плеск моря. Кроме этих мертвенных звуков, в мире царила тишина. Тишина? Нет, невозможно описать это жуткое безмолвие. Все звуки жизни, блеяние овец, голоса птиц, жужжание насекомых, всё то движение и суета, которые нас окружают, - всё это отошло в прошлое...

И путешественник во времени - возвращается. Но куда? Всего лишь в более раннюю точку того же бесцельного стремления в ничто.

Когда я впервые прочитал книгу Уэллса, я подумал: «Нет, нет! Такого конца быть не может!» Но если нет Бога, именно таким и будет конец, хотим мы того или нет. Во Вселенной без Бога такова реальность. Это напоминает мне завораживающие строки Т.С. Элиота:

Именно так и кончается мир

Именно так и кончается мир

Именно так и кончается мир

Не раскатом грома, а всхлипом.

То, что истинно по отношению к человечеству в целом, истинно и по отношению к каждому из нас в отдельности: мы существуем бесцельно. Качественно наша жизнь ничем не отличается от жизни собаки. Я знаю, что это звучит резко, но это правда. В старину автор «Экклезиаста» писал об этом так:

Участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти... Всё идёт в одно место; всё произошло из праха, и всё возвратится в прах.

Вселенная без творца - это космическая случайность, непредвиденный взрыв. И человек - это лишь ублюдок природы, «ошибка эволюции», результат ненаправленного движения слепой материи при участии времени и случая. Он не более чем комок слизи, в котором развился разум, и его жизнь имеет не больше смысла, чем жизнь какого-нибудь вида насекомых, ибо и те, и другие - результат слепого взаимодействия случая и необходимости.

Французский специалист по молекулярной биологии Жак Моно провозгласил:

Случай - вот единственный источник всего нового, всего творческого в биосфере Чистый случай, исключительно случай, абсолютная, но слепая свобода - вот что лежит в корне чудесного здания эволюции, и это центральное понятие современной биологии сегодня \же не является лишь одной гипотезой среди других возможных.. Идея случая - единственная, согласующаяся с фактами наблюдения и опыта. Человек, наконец, точно знает, что он одинок в равнодушной громадности Вселенной

Один философ выразился так:

Человеческая жизнь громоздится на бесчеловечном постаменте, и обречена в одиночку трепыхаться посреди безмолвной и безмозглой Вселенной.

Мы тогда представляем собой результат взаимодействия факторов наследственности и окружающей среды; иными словами, мы жертвы генетической и экологической рулетки.

Психологи-фрейдисты уверяют нас, что наши действия - это результат различных подавленных сексуальных тенденций. Социологи типа Б. Ф. Скиннера утверждают, что наш выбор предопределён условиями нашей прошлой жизни, что наша свобода иллюзорна. Биологи вроде Френсиса Крика считают человека электрохимической машиной, которой можно управлять, изменяя генетический код.

Как бы то ни было, без Бога-творца мы становимся не более чем выкидышем природы, вышвырнутым в бесцельную вселенную на бесцельную жизнь.

Мне кажется, что неплохим описанием тягот современного человека могут послужить следующие выразительные слова выдающегося физика из Массачусетского технологического института Стивена Вайнберга. Ими заканчивается его нашумевшая книга «Первые три минуты»:

Как бы ни решалась все эти проблемы, и какая космологическая модель ни оказалась бы правильной. утешительного во всем этом мало Люди почти не в силах отказаться от веры в то, что мы находимся в каких-то особых отношениях со Вселенной, что человеческая жизнь - это не просто некий фарсовый исход цепи случайных событий, восходящих к первым трем минутам, но что мы каким-то образом были встроены во Вселенную с самого начала. Я пишу эти строки в самолёте на высоте тридцати тысяч футов, летя над Вайомингом по пути из Сан-Франциско в Бостон. Земля внизу выглядит очень мягкой и уютной - там и сям пушистые облака, снег, розовеющий в лучах заката, дороги, пересекающие местность от одного городка к другому Очень трудно осознать, что всё это - лишь крошечная часть ошеломляюще враждебной Вселенной Еще труднее осознать, что эта нынешняя Вселенная развилась из невообразимо чуждого нам раннего состояния, и что ей предстоит смерть от вечного холода или невыносимого жара Чем более постижимой представляется Вселенная, тем более она кажется бессмысленной.

Но если в плодах наших исследований нет утешения, его хоть в какой-то степени дает сам поиск. Люди не склонны убаюкивать себя сказками о богах и великанах или замыкаться мыслями в повседневных делах они строит телескопы, спутники и ускорители w нескончаемые часы сидят за столами, осмысливая собранные данные Попытка понять Вселенную - одна из вещей, которые чуть приподнимают человеческую жизнь над уровнем фарса и придают ей черты высокой трагедии

Пафос этих слов не требует комментариев Изгоните Бога из Вселенной, и Вайнберг будет абсолютно прав. Человеческий гений, в тисках у жизни, не имеющей ни высшего смысла, ни ценности, ни цели, делает положение человека лишь более трагическим. Утешительного в этом мало.

Надеюсь, вы начинаете понимать серьезность стоящего перед нами выбора. Как сказал один современный писатель: «Если Бог мёртв, человек тоже мёртв». Вот почему вопрос о существовании Бога столь жизненно важен для человека.

Кто-то может сказать: «Ну что ж, тогда остается просто жить». Беда, однако, в том, что жить, последовательно проводя принцип атеизма, человек не может.

«А мы? - спросят атеисты. - Живем же мы как-то!»

Разумеется. И я не обвиняю вас в том, что вы не живёте, - или что вы не атеисты. Мой вам упрек в непоследовательности.

Это хорошо объяснил Френсис Шейфер. Современный человек, согласно Шейферу, живет в «двухэтажной» Вселенной. Нижний этаж - это конечный мир без Бога, где жизнь абсурдна Неверующий человек живет в нижнем этаже, потому что он считает, что Бога нет В верхнем этаже находится Бог, а вместе с Ним - смысл, ценности и цель существования.

Проблема человека в том, что ему невмоготу жить в нижнем этаже, где жизнь абсурдна Поэтому он то и дело скачет на второй этаж и подворовывает оттуда смысл, ценности и цель. Но он не имеет никакого права на такое поведение - оно совершен но непоследовательно. Потому что эти ценности не существуют без Бога, а у человека из нижнего этажа Бога нет.

Давайте вновь коснёмся трёх областей, в которых жизнь без Бога показалась нам неполноценной, и посмотрим, способен ли современный человек жить, последовательно отрицая Бога.

Жить без высшего смысла?

Без Бога жизнь не имеет смысла, но даже те философы, кто это осознал, продолжают жить так, будто этот смысл есть.

Жан-Поль Сартр, например, считал, что человек может придать своей жизни смысл путём свободного выбора определённого образа действий. (Сартр выбрал марксизм)

Но подобная программа совершенно непоследовательна. Нельзя сказать, что жизнь абсурдна, и тут же, не переведя дыхания, утверждать, что человек может придавать ей смысл Человек, запертый в нижнем этаже, где жизнь абсурдна, не может скакать на этаж выше - туда, где жизнь обладает смыслом. Это уже будет не его жизнь, а чужая. У человека, не имеющего Бога, смысл жизни ниоткуда не возьмётся.

Упражнение в самообмане - вот что на самом деле предлагает нам Сартр. Не очевидно ли, что у Вселенной либо есть смысл, либо его нет? И оттого только, что я ей этот смысл припишу, он у неё не появится Ведь может выйти так, что я приписываю ей один смысл, а вы - другой. Кто же прав? Разумеется, ни вы ни я. Вселенная, лишённая смысла, остаётся бессмысленной, как её ни рассматривай, - точно так же, как Земля останется круглой, сколько б я ни утверждал, что она плоская. В действительности Сартр говорит. «Давайте притворимся, будто Вселенная имеет смысл».

Жить без ценностей?

Здесь непоследовательность наиболее наглядна. Во-первых, атеисты, опровергнув Бога, продолжают придерживаться ценностей любви и братства. Альбера Камю справедливо подвергали критике за то, что он верил одновременно в абсурдность жизни и в этику любви и братства между людьми. Эти две вещи логически несовместимы.

Бертран Рассел грешил такой же непоследовательностью. Будучи атеистом, он был также ревностным критиком общественных отношений, обличал войну и т.п.

Отрицать существование Бога - значит отрицать существование абсолютного добра и зла. Человек, живущий в нижнем этаже, обязан прийти к логическому заключению, что «всё позволено», говоря словами Достоевского. Но Достоевский показал, что с такими взглядами человек жить не может. В его романе «Преступление и наказание» молодой атеист зверски убивает старуху. Он знает, что, согласно его теориям, он не должен ощущать вины. Тем не менее, чувство вины точит его, пока он не является с повинной и не предаёт жизнь Богу.

В другом шедевре Достоевского, «Братья Карамазовы», Смердяков убивает отца, поверив Ивану, что нет ни Бога ни абсолютных ценностей. Затем он обвиняет в этом убийстве самого Ивана: ведь это он говорил, что Бога нет. Не в силах принять логические выводы собственного мировоззрения, Иван кончает «белой горячкой».

Человек не может жить без ценностей. Он не может представить себе. что солдаты имеют полное право убивать невинных детей, что для диктаторских режимов вполне естественно пытать политических заключённых, что вполне приемлемо, когда человек вроде Иди Амина безжалостно истребляет тысячи своих соотечественников. Все в человеке вопиет о том, что подобные поступки злы - поистине злы. Но ведь если нет Бога, то нет ни зла ни добродетели! И всё-таки человек апеллирует к ценностям, не замечая, что залез в область веры. Не говорит ли такое поведение о том, что миру, лишённому Бога, не хватает чего-то очень важного?

Во-вторых: если нет ни Бога ни бессмертия, то множество злодеяний останется без наказания, а героических жертв - без награды.

Английский богослов кардинал Ньюман сказал однажды, что если бы он не верил, что в загробной жизни все злодейства человеческой истории будут отомщены, то он сошёл бы с ума. И его можно понять. Невыносимо оказаться во вселенной, в которой нравственная ответственность и нравственные ценности отсутствуют. Поэтому вряд ли возможно найти атеиста, который жил бы в полном соответствии со своими взпядами, продуманными до конца.

Но, сознавая жизни быстротечность,

Он так живет - наперекор всему, -

Как будто жить рассчитывает вечность

И этот мир принадлежит ему.

Жить без цели?

Большинство людей, отрицающих наличие цели в жизни, всё же живут счастливо - либо придумывая себе какую-то цель (что, как мы видим на примере Сартра, сводится к самообману), либо не делая окончательных логических выводов из своих взглядов.

Возьмём, к примеру, проблему смерти. По мнению Эрнста Блоха, современный неверующий человек выживает под угрозой смерти - подсознательно заимствуя веру своего прародителя в бессмертие, хотя сам он на такую веру не имеет права. Как отмечает Блох, вера в то, что жизнь оканчивается ничем, вряд ли «достаточна для того, чтобы высоко держать голову и трудиться, словно нет никакого конца.» Заимствуя у предков обрывки веры в бессмертие, пишет Блох, современный человек не ощущает бездны, которая непрестанно его окружает и которая в конечном счете неминуемо его поглотит Благодаря этим обрывкам он сохраняет чувство собственной личности Благодаря им возникает впечатление, что человек не погибает, а попросту в один прекрасный день мир перестает ему являться Таким образом это «мужество» кормится за чужой счёт Оно живет минувшими надеждами и той опорой, которую они некогда давали

Но у человека нет больше прав на эту опору, если он отвергает Бога. Однако, чтобы не жить бесцельно, он скачет в верхний этаж и тащит цель жизни оттуда.

В таком же точно положении оказываются и те, кто рассуждает примерно так: «Ни у Вселенной, ни у человечества цели существования нет, это правда. Но причина существования есть. Эта причина - случай.» Однако много ли радости жить в безличной вселенной, управляемой слепым случаем? И кончается тем, что эти люди начинают приписывать личностные качества и мотивы самим физическим процессам. Такой скачок этажом выше порождает довольно неожиданную манеру выражаться

Например, выдающиеся советские физики Зельдович и Новиков, размышляя над свойствами Вселенной, задаются вопросом: почему это Природа создала именно такую Вселенную, а не другую? Это странно слышать, особенно от советских учёных.

Природа, судя по всему, здесь подменяет собой Бога, играет Его роль.

Френсис Крик тоже пишет слово «Природа» с заглавной буквы и рассуждает о естественном отборе как об «умном» процессе, думающем, что предпринять.

Английский астроном Фред Хойл приписывает самой Вселенной божественные качества.

Жить без Бога?

Хотя все эти люди отрицают существование Бога, они протаскивают контрабандой некий заменитель Бога, потому что им тошно жить во вселенной, где всё представляет собой случайный результат действия безличных сил. Забавно наблюдать, как они пятятся, отступаясь от своих взглядов перед лицом вытекающих из них конечных логических выводов.

Так например, борцы за права женщин поднимают бурю протеста по поводу сексуальной психологии Фрейда, обвиняя её в шовинизме и в унижении женщин. Некоторые психологи не выдерживают напора и пересматривают свои теории.

Но где же их логика? Если фрейдистская психология и впрямь истинна, её унизительность для женщин не должна иметь никакого значения. Нельзя менять истину только потому, что нам не нравится, куда она ведёт. Но люди не могут вести последовательную и счастливую жизнь в мире, где другие люди обесцениваются.

Последовательно выступать в поддержку прав женщин можно лишь при условии, что Бог существует. Ибо если Бога нет, то ценности не имеет никто. К тому же, в соответствии с установкой естественного отбора, самец биологического вида обладает характеристиками доминантности и агрессивности, и у женщины «прав» не больше, чем у козы или курицы. В природе правильно то, что существует.

Но кто же сможет жить с такими взглядами? Видимо, даже фрейдистам это не под силу.

Вспомним социологический бихевиоризм - учение Б. Ф. Скиннера. Его взгляды ведут к обществу наподобие описанного Джорджем Оруэллом в

романе «1984», где правительство контролирует и программирует мысли каждого Собак Павлова можно было приучить к слюнотечению по звонку, и то же возможно по отношению к людям. Если Бога нет, и теории Скиннера верны, то не может быть никакого нравственного возражения против обращения с людьми как с крысами в ящике Скиннера, где они бегают по своим лабиринтам, манимые пищей и подгоняемые электрошоками. По мнению Скиннера, все наши поступки все равно заданы наперёд. Человек качественно не отличается от крота, поскольку и тот, и другой - это всего лишь вещество в комбинации с временем и случаем.

Как же можно жить с такими бесчеловечными взглядами?

Или, наконец, возьмем биологический детерминизм такого ученого как Френсис Крик Логика приводит к заключению, что человек ничем не луч1ие любого лабораторного экспоната. Мир пришёл в ужас, узнав о лагерях наподобие Дахау, где нацисты использовали заключённых в медицинских экспериментах. Но к чему приходить в ужас? Если Бога нет, то какие есть основания возражать против использования людей в качестве подопытных кроликов?

На мемориальном комплексе в Дахау есть надпись. «Nie wieder» «Это не должно повториться!», - но подобные вещи повторяются. Недавно было обнаружено, что ученые-медики в Соединенных Штатах сделали нескольким людям, без их ведома и согласия, инъекцию стерилизующего препарата. Отсюда прямая дорога к демографическому контролю, в ходе которого слабые л нежелательные индивиды уничтожаются, уступая место сильным. Разве мы не должны заявить, что это недопустимо, что человек - это не просто электрохимический прибор? Но: мы можем протестовать лишь в том случае, если Бог существует.

Теперь вы видите, почему - если Бог мёртв, человек также мёртв? Человек не в состоянии последовательно жить в соответствии со взглядом, что в конечном счете жизнь лишена смысла, ценности и цели.

Фридрих Ницше, великий немецкий атеист девятнадцатого столетия, провозгласивший «смерть Бога», признавал, что для последовательной и счастливой жизни атеисту необходимо быть «сверхчеловеком» - неким мифическим, сверхчеловеческим идеалом, достичь которого никому, в том числе и самому Ницше, не удалось и не удастся. Сам по себе конечный мир вряд ли достаточен для обоснованно счастливой жизни.

Вариант второй: Бог есть

Такова позиция библейского христианства.

Читатель, возможно, спросит - а почему, собственно, речь пошла именно о христианстве, а не о любой другой религии, точно так же признающей существование Бога?

Ответ на это простой. В этой книжке я делюсь с вами теми истинами, которые нашёл лично я. Д мои поиски привели меня к убеждению, что Библия (состоящая из Ветхого и Нового заветов) и основанное на ней христианство - это истина. Разумеется, читатель вправе обратиться и к другим книгам, сравнить точку зрения других авторов с моей. Моё же дело пока что - только ознакомить вас с альтернативой атеизму - не единственно возможной, но (по мнению автора) единственно верной.

Сказанное отнюдь не значит, что в нехристианских религиях абсолютно все ложно. Нет, в любом учении могут содержаться крупицы истины или даже глубокие открытия. Например, аргументы, изложенные в следующей главе, я нашёл у средневековых мусульманских мыслителей. Однако откровение Бога я нашёл именно в Библии. Поэтому, чтобы не терять время, к ней-то мы и обратимся.

Согласно Библии, Бог существует, и жизнь человека могилой не завершается. Бог наделил нас душой, которая, воссоединившись с воскрешённым телом, будет жить вечно. (Все люди по-своему бессмертны, но одни унаследуют вечную жизнь, а другие - вечную гибель.) Таким образом, библейское христианство признаёт два условия, необходимые для осмысленной, ценной и целенаправленной жизни: Бога и бессмертие.

Давайте теперь для каждой из этих трёх областей вкратце коснёмся библейского решения проблемы.

Высший смысл

Человек не перестаёт существовать, когда физически умирает. Поэтому выбор, сделанный им при жизни, имеет реальное и вечное значение. Согласно Библии, человек располагает свободой, не снившейся никаким экзистенциалистам: свободой определять свою вечную судьбу. (Бог предлагает нам прощение. И от того, как мы при жизни ответим на это предложение - будет зависеть наша судьба после смерти.)

В этом случае человек обретает не только вечное существование. Тот факт. что он создан по образу Самого Бога, придаёт человеку особое значение.

Как ограниченное материальное существо - он, подобно всей остальной Вселенной, качественно отличен от бесконечного, ничем не ограниченного Бога (см. список слева).

Но как личность, осознающая себя, человек подобен Богу и качественно отличен от всего остального творения

Если человек сотворён по образу Бога, то одно человеческое существо ценнее всей материальной Вселенной. Так библейское христианство усматривает в существовании человека значение и смысл.

Ценности (добро и зло)

Поскольку жизнь не завершается могилой, человеку не уйти от ответа за свои действия. Зло будет наказано, добро - вознаграждено. В конце концов, весы Божьей справедливости придут в равновесие. Каждый злой поступок, совершённый во Вселенной, будет наказан. (Но за грехи верующих в Него наказание принимает на себя Иисус Христос.) Поскольку Бог будет судить мир, наши действия обладают реальной нравственной ценностью

Более того, если Бог существует, то существуют и абсолютные критерии добра и зла. Тогда Десять заповедей - это выражение нравственной природы Самого Бога. Святость и доброта, заключённые в природе Бога, - это и б>дет тот абсолютный стандарт, по которому меряются все поступки. Поэтому мы с полным правом можем считать эгоизм, войну, ненависть и угнетение истинным злом. Так библейское христианство выявляет в жизни ценности.

Цель

Поскольку человек получает дар бессмертия, он живёт не просто затем, чтобы умереть. Бог создал нас с известной целью: чтобы мы стали Его детьми. Мне очень нравятся слова катехизиса: «В чём главная цель человека? Любить Бога и вечно радоваться Ему». Наше окончательное назначение - это не земля сырая, а небо.

Больше того: человек и Вселенная - это не плод слепою случая. Бог задумал нас от века, когда Вселенной ещё не существовало, и был только Он. Сам Христос знал ещё до существования Вселенной, что примет человеческое обличье и умрёт на кресте, чтобы спасти людей, тогда ещё не созданных. Таким образом, человек и Вселенная - не случайны, но воплощают извечные цели Бога. И нам, Его детям, позволено присоединиться к Нему в достижении этих целей. Тем самым наша жизнь преисполняется вечно значимой цели.

Самые первые итоги

Итак, библейское христианство говорит нам, что жизнь имеет смысл, ценность и цель. И человек может прожить свою жизнь последовательно и счастливо. Библейское христианство добивается успеха именно там, где атеизм терпит неудачу. (Продуманный до логического конца, он приводит лишь к отчаянию.)

Не будем забывать, что мы пока мы не доказали истинности христианства. Мы лишь посмотрели, какие возможны варианты.

Если Бога нет, жизнь бесцельна и абсурдна. Если же Бог Библии существует, тогда обеспечены условия для осмысленной жизни. Только второй вариант позволяет человеку быть и счастливым и последовательным.

Давайте сделаем предварительный вывод: ещё не зная, существует Бог или нет, мы видим, что Его существование желательно.

Поэтому даже если бы аргументы в пользу этих двух альтернатив были абсолютно равноценными, разумный человек должен, мне кажется, выбрать вторую и допустить существование Бога.

Правда, некоторые атеисты, вроде Антони Флю, любят порассуждать о «презумпции атеизма» - т.е. что при вариантах равновероятных следует считать, что Бога нет.

Но в свете сказанного выше это кажется мне совершенной чепухой. Во-первых, здесь содержится логическая ошибка. Атеизм есть такая же претензия на какое-то знание («Бога нет»), как и теизм («Бог есть»). Поэтому, при равных доказательствах, он не может претендовать на презумпцию. В лучшем случае можно говорить о «презумпции агностицизма» («Может быть. Бог существует, а может, и нет»).

Во-вторых, разве не разумнее, при равных доказательствах, выбрать тот взгляд, который придаёт жизни и Вселенной значение, ценность и цель, и которого поэтому можно последовательно придерживаться! Зачем при равной вероятности этих двух вариантов предпочитать смерть, тщету и уничтожение? Поэтому я склонен говорить о «презумпции теизма». Ещё Блез Паскаль показал, что терять нам практически нечего, а выиграть мы можем бесконечно много.

Но при этом я отнюдь не считаю, что весы находятся в полном равновесии. По-моему, есть достаточно оснований полагать, что существование Бога не только желательно, но и весьма вероятно в свете логики и научных фактов. Давайте рассмотрим некоторые из этих оснований.