Методы исследования ощущения в психологии. Изучение ощущений и восприятия

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ

Экспериментальные

Методы изучения ощущений связаны с экспериментами в основном физиологическими или психофизиологическими.

Болевые ощущения имеют одну особенность, подметить которую можно, легко уколов палец. Сначала возникает относительно слабое, но точно локализованное болевое ощущение. Спустя 1-2 секунды оно становится более интенсивным. Разделить это «двойное ощущение» впервые удалось Г. Хеду в 1903 году. Ему в экспериментальных целях был пересечен чувствительный нерв. Тогда уже было известно, что нервы способны восстанавливаться. Сразу после перерезки на экспериментальном участке пропали все виды чувствительности, которые восстанавливались с неодинаковой скоростью. Через 8-10 недель появились первые признаки восстановления, через 5 месяцев восстановилась болевая чувствительность, но очень своеобразная. Легкий укол, даже прикосновение ассистента вызывали мучительное, почти непереносимое чувство боли. Исследуемый кричал, трясся всем телом, хватался за того, кто наносил раздражение. При этом, если у него были завязаны глаза, он не мог сказать, где возникает ощущение боли. И только спустя пять лет болевые ощущения полностью восстановились. Так возникло учение о протопатической и эпикритической чувствительности. Протопатическая чувствительность (от греч. protos - первый и pathos - страдание)

представляет собой самую древнюю примитивную недифференцированную чувствительность низкого уровня, а эпикпитическая (от греч. epikriticos - вынесение решения) - высокочувствительный и тонко дифференцированный вид чувствительности, возникший на более поздних стадиях филогенеза.

Диагностические

Диагностические методы изучения ощущений связаны в основном с измерением порогов чувствительности и предполагают наличие специальной аппаратуры.

Психология личности военнослужащего. Методы изучения индивидуальных особенностей

1. Наблюдение. 2. Изучение документов. 3. Анализ практической деятельности военнослужащих и подразделений. 4. Обсуждение вопросов на общих собраниях. 5. Индивидуальная воспитательная работа. 6. Круглые столы. 7. Вечера вопросов и ответов. 8. Опросы...

Свойства памяти

Экспериментальное В качестве примера исследовательского метода приведем пример исследования непроизвольного запоминания В.П. Зинченко. Цель исследования - установить зависимость непроизвольного запоминания от особенностей деятельности...

Сплоченность групп и эффективность работы

Техника измерения групповой сплоченности включает два тесно соприкасающихся методических подхода. Первый - измерение эмоциональной привлекательности членов группы...

Сравнительная характеристика произвольного и непроизвольного запоминания

2.1. Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности Непроизвольное запоминание - процесс запоминания, протекающий на фоне деятельности, направленной на решение немнемических задач...

Стратегии преодоления одиночества у старшеклассников

одиночество старшеклассник подросток Выбор методов и конкретных методик исследования в современной психологии весьма разнообразен. Как правило, на практике используют несколько методов для повышения достоверности результата...

Теории и виды ощущений

Экспериментальные Методы изучения ощущений связаны с экспериментами в основном физиологическими или психофизиологическими. Болевые ощущения имеют одну особенность, подметить которую можно, легко уколов палец...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Сочинский государственный университет

Социально-педагогический факультет

Кафедра общей психологии и социальных коммуникаций

Курсовая работа

по дисциплине: "Экспериментальная психология"

на тему: "Исследование роли ощущений в познавательной деятельности"

Выполнила студентка:

Яремкив Таисия Юрьевна

Проверил: Шуванов И.Б.

Введение

1. Теоретическое исследование

1.1 Понятие об ощущениях

1.2 Теории ощущений

1.4 Общие свойства ощущений

2. Эмпирическое исследование

Заключение

Список литературы

Введение

Основным источником наших знаний о внешнем ми ре и о собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и состоянии организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили нужной информации, никакая сознательная жизнь не была бы возможной.

Ощущение, как таковое - достаточно непростое психическое явление, каким кажется на первый взгляд. Несмотря на то, что это достаточно изученное явление, глобальность его роли в психологии деятельности и познавательных процессах человеком недооценена. Ощущения широко распространены в обычной жизни человека, и в непрерывном процессе познавательной деятельности для людей является обыденной первичной формой психологической связи организма со средой.

Частичное или полное отсутствие видов ощущения (зрение, слух, вкус, запах, осязание) у человека препятствует или тормозит его развитие. Ощущения оказывают огромное значение на формирование таких познавательных процессов как речь, мышление, воображение, память, внимание и восприятие, а так же на освоение деятельности, как специфического вида активности человека направленной на создание предметов материальной и духовной культуры, преобразование своих способностей, сохранение и совершенствование природы, и строительство общества.

В самом начале жизни у людей помимо физического развития, прежде всего, формируется речь, которая является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств. Письменная речь чаще выступает как способ запоминания информации. Внешняя речь, играет в основном роль средства общения, а внутренняя средство мышления. Необходимо отметить и тот факт, что речь сужает границы выбираемого вида деятельности. Формирование же речи в свою очередь проблематично или даже невозможно без таких видов ощущения как зрение, слух, осязание.

Человек является органической частью природы и общества, он представляет собой достаточно сложный организм. Зарождение и развитие человеческого организма направленно, прежде всего, на формирование личности. На формирование и развитие личности большое влияние оказывают познавательные процессы, деятельность, а также человеческие взаимоотношения. На приобретенные качества при формировании личности влияет образовательный процесс. Но как можно представить образовательный процесс без ощущений?

Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы, как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Полноценное протекание всех познавательных процессов проблематично, а порою даже невозможно представить без задействованности всех наших органов чувств. Поэтому необходимо оценить роль ощущений в жизни человека, так как иногда это знание помогает в организации благополучного существования личности в обществе, достижения успехов в деловой среде.

Цель исследования: изучить роль ощущений в познавательной деятельности.

Задачи исследования :

* Дать общую характеристику ощущений;

* Рассмотреть основные теории ощущений;

* Изучить классификацию ощущений и их свойства; * Дать характеристику познавательной деятельности;

* Установить отличие ощущений от восприятия при тактильном распознавании предметов.

Предмет исследования : ощущения в познавательной деятельности.

Объект исследования : познавательная сфера.

Метод ика : исследование роли ощущений в познавательной деятельности человека (тактильные ощущения)

1. Теоретическое исследование

1.1 Понятие об ощущениях

Ощущение - процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма, возникающий при непосредственном воздействии их на рецепторы (органы чувств).

Ощущение - это, во-первых, начальный момент сенсомоторной реакции; во-вторых, результат сознательной деятельности, дифференциации, выделения отдельных чувственных качеств внутри восприятия.

Ощущения - это процесс первичной обработки информации, свойственный и животным, и человеку. С помощью ощущений субъект отражает свет, цвет, звуки, шумы, тепло, холод, запахи, вкусы. Ощущения являются предпосылкой для создания образов и их познания. " Иначе, как через ощущения, мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем…"

По мнению А.В. Петровского " Ощущения - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а так же внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде.

"Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. Это, в частности, доказывается тем, что при торможении деятельности высших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность иметь ощущения, т.е. чувствовать, осознанно воспринимать мир. Такое происходит, например, во время сна, при наркозе, при болезненных нарушениях сознания.

В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой материи избирательно реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения. По своему происхождению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий)".

"Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И. П. Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела, называемого рецептором (рецептор -- это воспринимающая часть анализатора, его основная функция -- трансформация внешней энергии в нервный процесс); 2) проводящих нервных путей; 3) корковых отделов анализатора (их еще по-другому называют центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т. е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при нарушении целостности зрительных нервов, и при разрушении затылочных долей обоих полушарий."

Сигнальная - уведомление организма о жизненно важных объектах или свойствах окружающего мира.

Отражательная (образная) - построение субъективного образа свойства, необходимого для ориентировки в мире.

Регулятивная - адаптация в окружающем мире, регулирование поведения и деятельности.

1.2 Теории ощущений

Рецепторная и рефлекторная теория ощущений

В классической психологии сложилось представление, согласно которому орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители, и этим пассивным ответом являются соответствующие ощущения. Эта концепция называлась рецепторной теорией ощущений, и, согласно ей, ощущение как пассивный процесс противопоставлялось движению, которое рассматривалось как активный процесс.

В настоящее время такая рецепторная теория ощущений признана несостоятельной и отвергается большинством исследователей, которые противопоставляют ей представление об ощущении как об активном процессе. Это представление и лежит в основе другой теории, которая носит название рефлекторной теории ощущений.

Рассматривая ощущения животных, мы уже отмечали тот факт, что они носят не пассивный, безразличный характер и что животные активно выделяют из воздействий внешнего мира только те, которые имеют для них биологически важное значение. Мы уже говорили, что пчела реагирует на смешанные цвета гораздо активнее, чем на чистые цвета; что кобчик реагирует на гнилостные запахи, игнорируя запахи трав и зерен, в то время как утка проявляет обратные особенности в своих реакциях; что кошка активно выделяет поскребывание мыши, не реагируя на индифферентные для нее звуки камертона. Этот факт указывает на активный, избирательный характер ощущений.

Дальнейшие факты показывают, что физиологически ощущение вовсе не является пассивным процессом, но всегда включает в свой состав двигательные компоненты.

Так, наблюдения, проведенные американским психологом Неффом еще более сорока лет назад, позволили убедиться, что если наблюдать под микроскопом за участком кожи, раздражаемым иглой, можно видеть, что момент возникновения ощущения сопровождается рефлекторными двигательными реакциями этого участка кожи. В дальнейшем многочисленными исследованиями было установлено, что в состав каждого ощущения входит движение иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно -- гальванический рефлекс), иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т. д.).

Было установлено, что сложные ощущения, требующие различения или узнавания предмета, вообще невозможны без активных движений. Так, чтобы различить с закрытыми глазами предмет, необходимо активно ощупать его; даже такие признаки, как гладкость и шероховатость предмета, его величина и т. д., воспринимаются, лишь если ощупывающая рука активно движется; ощущения, возникающие от предмета пассивной поверхностью кожи, являются крайне несовершенными.

То же самое было установлено и в отношении зрительного восприятия. Еще И.М.Сеченов указывал на то, что для зрительного восприятия предмета необходимо, чтобы глаз "ощупал" его. В последнее время было установлено, что каждое зрительное восприятие действительно осуществляется при активном участии движений глаз, которые иногда носят характер крупных "ощупывающих" движений, а иногда принимают вид микродвижений глаз. Мы еще специально остановимся на том факте, что и слуховое ощущение протекает при ближайшем участии двигательных компонентов как в самом слуховом аппарате, так и в связанном с ним голосовом аппарате. Известно, что для уточнения звука необходимо пропеть его, и только в этом случае звук будет достаточно четко отделен от близких к нему звучаний.

Все это показывает, что ощущения вовсе не являются пассивными процессами, что они носят активный характер и участие двигательных компонентов в ощущении может осуществляться на разном уровне, протекая иногда как элементарный рефлекторный процесс (например, при сокращении сосудов или мышечных напряжениях, возникающих в ответ на каждое ощущаемое раздражение), а иногда как сложный процесс активной рецепторной деятельности (например, при активном ощупывании предмета или разглядывании сложного изображения).

В указании на активный характер всех этих процессов и состоит рефлекторная теория ощущений.

Диалектико-материалистическая.

Согласно этой теории "ощущение - есть действительная непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания" (В.Л. Ленин).

1.3 Классификация видов ощущений

Так как ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений исходит, естественно, из рецептора, который дает ощущение данного качества или "модальности".

В качестве основных видов ощущений различают кожные ощущения - прикосновения и давления, осязание, температурные ощущения и болевые, вкусовые и обонятельные ощущения, зрительные, слуховые, ощущения положения и движения (статические и кинестетические) и органические ощущения (голод, жажда, половые ощущения, болевые, ощущения внутренних органов и т.д.).

По модальности (видам анализаторов) различают ощущения: зрительные, слуховые, осязательные (тактильные, температурные и болевые), обонятельные и вкусовые. Выделяют также интермодальные ощущения.

По характеру отражения и месту расположения рецепторов классификация ощущений представлена английским физиологом Ч. Шеррингтоном (1906). На основе анатомического расположения рецепторов ощущения делятся на три класса: интероцептивные (рецепторы расположены во внутренней среде организма), проприоцептивные (рецепторы расположены в мышцах, сухожилиях и суставных сумках) и эк-стероцептивные (рецепторы расположены на поверхности тела). К экстероцептивным относят: контактные (вкус, осязание) и дистантные (обоняние, слух, зрение). А.Р. Лурия дополняет последний ряд двумя категориями: интермодальными (промежуточными) и неспецифическими видами ощущений.

По происхождению (генетическая классификация X. Хэда) выделяют: протопатические и эпикритические ощущения.

Модальность (модальный - относящийся к местоположению) -качественная характеристика ощущений и восприятий, указывающая на их принадлежность определенным органам чувств, например зрительным, слуховым, тактильным и др.

Ощущения зрительные - ощущения, стимулом для которых являются электромагнитные излучения с длиной волны примерно от 380 до 780 миллиардных долей метра, а рецепторами - светочувствительные клетки сетчатки глаза.

Зрительные ощущения подразделяются на две группы: к одной относятся ощущения хроматических цветов, к другой -- ощущения ахроматических цветов. К хроматическим принадлежат такие цвета, как жёлтый, зелёный, синий, красный и другие со всеми их оттенками, а ахроматическими называются чёрный и белый цвет со всеми промежуточными между ними оттенками серого цвета. При воздействии на глаз хроматических цветов в сетчатке глаза возбуждаются колбочки, а при воздействии ахроматических цветов -- палочки. Колбочки, иначе говоря, выполняют функцию дневного зрения, а с помощью палочек мы видим в сумерках и ночью.

Ахроматические цвета - белый, черный, серый. Ахроматическое зрение использует "палочки".

Хроматические цвета - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. При хроматическом зрении действуют "колбочки".

Ощущения слуховые- ощущения, стимулом для которых являются звуковые волны различной амплитуды и частоты. Звуковые волны - это продольное колебание частиц воздуха, распространяющееся во все стороны от колеблющегося тела, которое служит источником звука. Все звуки, которые воспринимает человеческое ухо, могут быть разделены на две группы: музыкальные (звуки пения, звуки музыкальных инструментов и др.) и шумы (скрипы, шорохи, стуки и т.п.).

Музыкальные звуки образуются благодаря периодическим ритмическим колебаниям звуковых волн, а шумы - в результате нерегулярных колебаний.

Человеческая речь, как правило, одновременно содержит звуки обеих групп.

Звуки бывают простыми или сложными, состоящими из нескольких тонов. Один из этих тонов является основным, определяющим силу и высоту звука, другой - сопутствующим (обертоном), определяющим своеобразие (тембр) звука.

Тембр - специфическое качество, которое отличает друг от друга звуки одной и той же высоты и интенсивности, издаваемые разными источниками.

Ощущения вестибулярные - основаны на информации, приходящей из полукружных канальцев внутреннего уха. Одна из основных функций системы вестибулярных ощущений - обеспечить устойчивую основу для зрительного наблюдения. За счет существования рефлекторного механизма, который компенсирует каждое движение головы противоположным по направлению движением глаз, перед нами предстает довольно стабильная картина мира (не прыгает, не дрожит).

Вестибулярный аппарат- анализатор, позволяющий оценивать положение в пространстве и изменение направления движения.

Ощущения осязательные (или кожные) - включают в себя три различных вида ощущений, имеющих свои анализаторы: тактильные (прикосновения и давления), температурные (тепла и холода) и болевые.

Кожные ощущения вызываются действием механических и термических свойств предмета на поверхность кожи. Возникают они при раздражении рецепторов, расположенных в коже в виде окончаний нервных сплетений или в виде специальных нервных образований - телец Майснера, расположенных на ее поверхности, лишенных волос, и телец Пачини, расположенных в глубоких слоях кожи.

Ощущения тактильные - дают информацию о том, что соприкасается с телом субъекта. Это ощущение прикосновения и давления. Иногда выделяют ощущение щекотки.

Ощущения температурные - ощущения тепла или холода. На поверхности кожи холодовых клеток больше (8-23 на 1 кв. см), чем тепловых (0-3 на 1 кв. см), и они находятся ближе к поверхности (на 0,17 мм), чем тепловые (на 0,3 мм). Поэтому организм быстрее реагирует на холод, чем на тепло.

Ощущения болевые - одни ученые полагают, что существуют специализированные болевые рецепторы, находящиеся на всей поверхности кожи. Их количество велико (примерно 100 на 1кв. см), и располагаются они на глубине 0,1 мм от поверхности кожи. По мнению других, боль возникает в ответ на чрезмерную стимуляцию любого кожного рецептора. Болевые ощущения сигнализируют о возможной физической опасности.

Козубовский В.М. считает важным отметить, что: "болевые ощущения защищают организм от опасности физических разрушений. Боль делает человека осторожным, предостерегает его от необдуманных действий, связанных с угрозой для жизни. Вместе с тем исследования показывают, что интенсивность ощущения боли обусловлена не только индивидуальными болевыми порогами, но и психологическим фактором страха самого ожидания боли."

Ощущения обонятельные - вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Обонятельные ощущения вызываются действием химических веществ на рецепторные клетки полости носа и носоглотки. Система классификации запахов, известная как "Призма Хеннинга" (цветочный, фруктовый, пряный, смолистый, пригорелый, гнилостный), образует углы призмы с промежуточными качествами, расположенными на плоскостях.

Имеются и другие классификации. В практике часто используют сравнение данного запаха с известным эталоном (сирень, сено и т.д.). Обоняние - одно из самых древних, простых, но жизненно важных ощущений. Оно обеспечивает индивида информацией о наличии в воздухе различных химических веществ и действует на подсознание.

Ощущения вкусовые - отражение качества пищи, обеспечение индивида информацией о том, можно ли употребить внутрь данное вещество. Вкусовые ощущения (часто вместе с обонянием) вызываются действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или воде, на вкусовые рецепторы (вкусовые почки), расположенные на поверхности языка, задней поверхности глотки, небе и надгортаннике. Система классификации вкусов представлена "Тетраэдром Хеннинга" в которой четыре основных вкуса (сладкий, кислый, соленый, горький). Они располагаются в углах тетраэдра (четырехугольной пирамиды), а все другие ощущения вкуса располагаются на плоскостях Тетраэдра и представляют их как комбинации двух или более основных вкусовых ощущений.

Разные участки языка по-разному чувствительны к разным веществам: к сладкому наиболее чувствителен кончик языка, к кислому -его края, к горькому - область корня языка, к соленому - края языка и середина.

Ощущения интероцептивные - объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма, чувствительность к собственным обменным процессам (голод, жажда, удушье и т.п.). Обычно они замыкаются на субсенсорном (неосознаваемом) подкорковом уровне и осознаются лишь в случае существенного нарушения нормального состояния организма, нарушения необходимого постоянства его внутренней среды (гомеостаз). Возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Интероцептивные ощущения относят к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям. Их часто называют органическими.

Суб - составная часть слова, означающая "под", внизу, нижний, младший, в малом количестве.

Гомеостаз (греч. homoios - подобный, сходный, statis - стояние, неподвижность) - подвижное, но устойчивое равновесие какой-либо системы (биологической, психической). Система противодействует внешним и внутренним факторам, нарушающим это равновесие. Понятие введено американским физиологом У.Б. Кэннонем. Например, понижение температуры (фактор, нарушающий равновесие системы) инициирует ряд процессов, таких как дрожь и пр., которые вызывают и сохраняют высокую температуру до тех пор, пока не будет достигнута нормальная температура, то есть равновесие (гомеостаз).

Ощущения проприоцептивные ("глубокая чувствительность") - ощущения, передающие информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений. Эти ощущения создают основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Эта группа ощущений включает ощущение равновесия, или статическое ощущение, а также двигательное, или кинестетическое, ощущение. Периферические рецепторы этой чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и называются тельцами Паччини. Периферические рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

Ощущения кинестетические (греч. kinema - движение, aisthesis -ощущение, чувство) - отражение положения и перемещения в пространстве тела или его частей, направления и объема движений в различных положениях, сопротивления и тяжести предметов окружающей обстановки. Осуществляется через импульсы, поступающие от проприоцепторов, находящихся в мышцах, сухожилиях, связках, суставах. Играет важную роль в сохранении телом равновесия в различных положениях.

Ощущения экстероцептивные - по классификации Ч. Шеррингтона- это ощущения, обеспечивающие получение сигналов из внешнего мира и создающие основу для нашего сознательного поведения. Сюда всходят все 5 модальностей ощущений.

Ощущения интермодальные (промежуточные) - ощущения, занимающие промежуточное место между модальностями. Например, вибрационная занимает среднее место между осязанием и зрением. К интермодальным ощущениям относят также ощущения сверхсильных запахов и вкусов, сверхсильных звуков и света. Все эти воздействия вызывают смешанные ощущения, расположенные между обонятельными, слуховыми или зрительными и болевыми ощущениями.

Ощущения вибрационные- чувствительность к колебаниям, вызываемым движущимся телом. Вибрационное чувство является промежуточной, переходной формой между тактильной и слуховой чувствительностью. При нормальном слухе она особенно не выступает, но при поражении слухового органа эта ее функция ясно проявляется.

Ощущения неспецифические - к ним относят, например, фоточувствительность кожи - способность ощущать цветовые оттенки кожей руки или кончиков пальцев. Сюда относят и мало изученное "чувство расстояния", позволяющее слепым определять на расстоянии возникающую преграду. Предполагают, что "чувство расстояния" связано либо с ощущением тепловых волн кожей лица, либо с отражением звуковых волн от преграды (по типу радара). Однако эти формы чувствительности еще мало изучены.

Фоточувствительность кожи - способность ощущать цветовые оттенки кожей руки или кончиков пальцев (описано А.Н. Леонтьевым и др.).

"Ощущения протопатические (греч. protos- первый, первичный, pathos - болезнь, страдание) - филогенетически это более древние ощущения, примитивные и недифференцированные, смешанные с эмоциями и локализованные. Чаще это понятие употребляется относительно кожной чувствительности. Сюда относятся органические ощущения (голод, жажда и пр.)".

Ощущения эпикритические (греч. Epikrisis - суждение, решение) -филогенетически новые ощущения. Они характеризуются более низким порогом раздражения, способностью ощущать легкие прикосновения, точной локализацией внешнего раздражения, более совершенным распознанием качества внешнего раздражителя. К ним относятся все основные виды ощущений человека.

1.4 Общие свойства ощущений. Нарушения ощущений

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество -- это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.

При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время -- так называемый латентный (скрытый) период ощущения. Латентный период различных видов ощущений неодинаков: например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс; для болевых -- 370, а для вкусовых -- всего 50 мс. Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Наличие положительных последовательных образов объясняет, почему мы не замечаем перерывов между следующими один за другим кадрами кинофильма: они заполнены следами действовавших до этого кадров -- последовательными образами от них. Последовательный образ изменяется во времени, положительный образ заменяется отрицательным. При цветных источниках света последовательный образ переходит в дополнительный цвет.

Нарушения ощущений

Анализатор состоит из трех частей. Каждая из них может иметь какое-либо отклонение от нормы - заболевание (например, воспаление), органическое поражение. Но ясно, что при этом характер нарушений будет различным. Например, одно дело, если есть какое-то воспаление, скажем, среднего уха. И совсем другое дело, когда это поражение височной коры, где происходит обработка звукового сигнала. Надо добавить и еще нарушения структурной организации психических процессов, когда собственно височные поля сохранны, а нарушены связи в коре больших полушарий. Нарушения ощущений встречаются как у психически здоровых людей (обычно это кратковременные нарушения), так и у больных. Есть несколько видов нарушений.

Слабость ощущений

Это неотчетливость и слабость ощущений в сравнении с силой раздражителя. Этот вид нарушения можно наблюдать при инсулиновой гипогликемии, при травме, при интоксикации. Отмечается также у больных с органическими поражениями мозга, при шизофрении. В предельном виде это приводит к анестезиям, т.е. к отсутствию ощущений при любом, самом сильном раздражителе. Например, у истерических больных могут быть нечувствительные участки кожи. Кстати, это можно и внушить таким больным.

Чрезмерные ощущения

При этом свет кажется слишком ярким, звук - чрезмерно громким, прикосновение - болезненным. Тяжело переносятся медицинские процедуры. Такие состояния возникают при менингитах, лихорадке, в постоперационном периоде. Сюда же относят и неприятные ощущения от внутренних органов; иногда они переходят в галлюцинации. В крайних случаях возникают так называемые парестезии, т.е. ощущения, которые возникают вообще без внешнего раздражения. Человек при этом ощущает холод, жар, онемение, мурашки. Эти ощущения возникают при невритах, расстройствах кровообращения или при центральных нарушениях, т.е. нарушениях головного или спинного мозга.

2. Эмпирическое исследование

2.1 Исследование тактильных ощущений

Так как кожные ощущения - это наиболее широко представленный вид чувственности, мы проведем исследование тактильных ощущений.

Ощущения тактильные - дают информацию о том, что соприкасается с телом субъекта.

При проведении эмпирического исследования, главной целью являлось установить отличие ощущений от восприятия при тактильном распознавании предметов. ощущение анализатор тактильный чувство

Материал и оборудование: набор мелких предметов для тактильного распознавания (булавка, ключ, ватка и т.п.), повязка для глаз, секундомер.

Процедура исследования

Описание выборки

В исследовании приняли участие 10 студентов в возрасте 18-25 лет

Исследование тактильных ощущений состоит из двух серий опытов и проводится с одним испытуемым.

Задача первой серии была: установить особенности тактильных ощущений по словесным описаниям испытуемых, вызванных предметами из набора во время их поочередного предъявления на неподвижную ладонь.

В ходе выполнения первой серии исследования испытуемомым завязывали глаза и давали следующую инструкцию.

Инструкция испытуемому в первой серии:

"Разверните руку ладонью вверх. На ладони во время нашего исследования Вы будете ощущать некоторые воздействия. Не совершая ощупывающих движений рукой, дайте словесный отчет тех ощущений, которые Вы будете испытывать. Все, что будете ощущать, говорите вслух".

Далее последовательно предъявлись предметы для тактильного распознавания их испытуемым. Время предъявления каждого из них - 10 секунд. После чего предмет убирался с руки, а в протоколе производилась запись словесного отчета испытуемого.

Задача второй серии: установить особенности тактильных ощущений по словесным описаниям испытуемого, когда предметы поочередно кладутся на его ладонь и разрешается их ощупывать этой же рукою.

Вторая серия исследований проводилась через две-четыре минуты после первой. Во второй серии так же, как и в первой, испытуемомым завязывали глаза и перед предъявлением предметов набора предоставляли инструкцию.

Инструкция испытуемому во второй серии:

"Разверните руку ладонью вверх. Во время нашего исследования Вы будете ощущать некоторые воздействия. Вам разрешается совершать ощупывающие движения рукой. Дайте словесный отчет тех ощущений, которые Вы будете испытывать при этих воздействиях и движениях ладони руки".

Во второй серии экспериментатор последовательно предъявляет те же предметы из набора, сохраняя длительность тактильного распознавания 10 секунд и записывая словесный отчет испытуемого в протокол.

По окончании двух серий исследования испытуемые дают самоотчет о том, каким образом они ориентировались в оказываемых на ладонь руки воздействиях, когда легче было распознавать предметы и когда сложнее.

Протокол исследования двух серий опытов представлен на одном общем бланке.(см в "приложении")

Обработка и анализ результатов.

Количество названных ощущений в первой и второй сериях считаться показателем распознавания "П1" и "П2".

Проводя анализ результатов, по группе студентов были сравнены величины показателей тактильного распознавания в первой (П1=0) и второй (П2=3) сериях и внимание было обращено на то, что распознавание воздействий, идущих от предметов, качественно различается. В первой серии испытуемый дает отчет об отдельных свойствах предмета, а затем пробовал его установить, давая ему название. Во второй серии, где присутствует благодаря ощупывают тактильное восприятие, испытуемый сначала определил предмет, называя его (например: "булавка"), а потом давал словесный отчет о его свойствах.

В ходе исследования были получены следующие групповые результаты:

Количество названных ощущений в серии П1 составило - 0 %.

Количество названных ощущений в серии П2 составило - 100%.

Из данных результатов следует вывод, что тактильные ощущения являются важнейшими в контактной ориентировке и позволяют расширяют познавательные возможности индивида.

Заключение

В работе был проведен краткий анализ ощущений в жизни человека. В результате этого анализа была оценена глобальная роль ощущений.

Прежде всего, было описано понятие ощущения, в результате чего было дано его четкое определение, и установлено каким образом информация из внешней среды поступает в мозг человека.

Классификация ощущений показала многообразие и специфику ощущений в жизни каждого здорового человека, и помогла сформировать общее представление о видах ощущения.

В ходе эксперементального исследования было выявлено, что тактильные ощущения являются важнейшими в контактной ориентировке и позволяют человеку выжить и учиться даже при отсутствии слуха и зрения. Они расширяют познавательные возможности индивида, привыкшего полагаться на свое зрение, а потому опыт с закрытыми или завязанными глазами можно использовать как средство отдыха после длительного чтения книг или просмотра фильмов. Сознательное применение этого средства поможет переключить внимание и в случаях напряженного эмоционального состояния в ситуациях предстоящего экзамена, ожидания оценки и т.д. ощущения оказывают огромное влияние на деятельность человека. Без них невозможна или была бы очень затруднена, какая либо деятельность. Если же у человека полностью или частично отсутствует один из познавательных процессов (слух, зрение, обоняние, вкус и т. п.), то это резко снижает рамки выбираемой профессии.

Список используемой литературы

1)Лурия Александр Романович, Лекции по общей психологии - СПб. : Питер, 2004. - 320 с.

2)Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы: Учеб. пособие в 3 ч. Ч. 2. /В.М. Козубовский. - Мн.: Амалфея, 2004. - 368 с

3)Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.

4)Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов вузов: В 3 кн. М., 1998. Кн. 1. Общие основы психологии.

5)Кравков С. В. Взаимодействие органов чувств. М.- Л.

6)Ленин В.И. Материализм и эмпириокритизм. - полн. СОБР.соч, т. 18, с 50.

7)Гамезо M.B., Герасимова B.C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М.

Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо.

8)Петровский А.В. Общая психология. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1976 - 479 с.

9)Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., Питер. 2002. - 650 с/

10)Ленотьев А. Н. Проблема возникновения ощущений. - В кН. : Леонтьев А.Н. Пролемы развития психики.

11)Шриффман X. Р. Ощущения и восприятие. СПб., 2003

12) П. А. Рудик "Психология" (изд. 2-е, М 1964), стр. 47. 227

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие ощущения, его развитие, функции, физиологические механизмы, виды. Рефлекторная диалектико-материалистическая, рецептивная теории ощущений. Чувствительность и ее измерение, приспособление к внешним условиям. Индивидуальные различия в ощущениях.

    реферат , добавлен 23.08.2010

    Понятие, механизмы и физиологическая основа ощущений. Систематическая классификация ощущений: интероцептивные (боль), проприоцептивные (равновесия и движения), экстероцептивные (дистантные, контактные). Структурно-генетическая классификация ощущений.

    реферат , добавлен 27.11.2009

    Понятие и психологическая природа ощущений, их разновидности. Характерные свойства и физиологические механизмы развития ощущений. Характеристика видов ощущений: зрительный и слуховой анализаторы, музыкальные и речевые ощущения, обоняние и вкус.

    реферат , добавлен 27.07.2010

    Пространственно-временная структура ощущений, как познавательного процесса. Структура, свойства, функции и классификация ощущений как сенсорных систем. Взаимодействие и методы исследования ощущений. Сущность и особенности закона Вебера-Фехнера и Стивенса.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2015

    Структурная сложность ощущений человека. Основные виды ощущений. Понятие сенсора и сенсорных систем. Органы чувств человека. Понятие адаптации в современной психологии. Взаимодействие ощущений, сенсибилизация, синестезия, закон Вебера-Фехнера.

    презентация , добавлен 09.05.2016

    Физиологическая основа ощущений как познавательного процесса, их классификация, отличия от восприятия и связь с воображением. Оценка влияния ощущений на познавательные процессы в жизни людей, их роль в психологическом развитии и становлении личности.

    реферат , добавлен 23.01.2016

    Понятие об ощущениях, их классификация и свойства (интенсивность, пространственная локализация). Анализаторы как органы чувственных ощущений. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений. Зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя.

    курсовая работа , добавлен 06.08.2013

    Ощущение как психический процесс, понятие и основные закономерности ощущений. Современные представления о системном характере взаимодействия структур мозга в обеспечении ощущений: детекторная концепция и концепция информационного синтеза А.М. Иваницкого.

    курсовая работа , добавлен 13.08.2010

    Ощущения, восприятия, представления, память как чувственные формы познания. Сенсорная организация личности, понятие ощущения, принципы обработки информации мозгом. Деятельность нервных рецепторов, классификация ощущений. Зрение, вкус, слух, обоняние.

    реферат , добавлен 05.10.2010

    Характеристика человеческой способности думать, вспоминать, предвидеть. Определение понятия и сущности познавательных процессов. Рассмотрение современных концепций ощущений. Сходство и отличие ощущений от восприятия. Изучение видов ощущений и восприятий.

Исследование восприятия проводится:

1) клиническими методами;

2) экспериментально-психологическими методами. Клинический метод применяется, как правило, в следующих случаях:

1) исследования тактильной и болевой чувствительности;

2) исследование температурной чувствительности;

3) исследование расстройств органов слуха и зрения.

4) исследование порогов слуховой чувствительности, восприятия речи.

Экспериментально-психологические методы обычно применяются для исследования более сложных слуховых и зрительных функций. Так, Е. Ф. Бажиным был предложен комплекс методик, который включает:

1) методики для исследования простых сторон деятельности анализаторов;

2) методики для исследования более сложной комплексной деятельности.

Также применяются следующие методики:

1) методика «Классификация предметов» – для выявления зрительной агнозии;

2) таблицы Поппельрейтера, которые представляют собой изображения, наложенные друг на друга, и которые нужны для выявления зрительной агнозии;

3) таблицы Равена – для исследования зрительного восприятия;

4) таблицы, предложенные М. Ф. Лукьяновой (движущиеся квадраты, волнистый фон), – для исследования сенсорной возбудимости (при органических нарушениях головного мозга);

5) тахистоскопический метод (идентификация прослушиваемых магнитофонных записей с различными звуками: звон стекла, журчание воды, шепот, свист и т. д.) – для исследования слухового восприятия.

1. Анестезия, или утрата чувствительности, может захватывать как отдельные виды чувствительности (парциальная анестезия), так и все виды чувствительности (тотальная анестезия).

2. Довольно часто встречается так называемая истерическая анестезия – исчезновение чувствительности у больных с истерическими невротическими расстройствами (например, истерическая глухота).

3. Гиперестезия обычно захватывает все сферы (наиболее часто встречаются зрительная и акустическая). Например, такие больные не переносят звук обычной громкости или не очень яркий свет.

4. При гипоэстезии больной как бы нечетко воспринимает окружающий мир (например, при зрительной гипоэстезии предметы для него лишены красок, выглядят бесформенно и расплывчато).

5. При парестезииу больных отмечаются тревожность и суетливость, а также повышенная чувствительность к соприкосновению кожи с постельным бельем, одеждой и т. д.

Разновидностью парестезии является сенестопа-тия – появление довольно нелепых неприятных ощущений в различных частях тела (например, чувство «переливания» внутри органов). Такие нарушения обычно возникают при шизофрении.

Определение и виды восприятия

Теперь рассмотрим основные нарушения восприятия. Но сначала определимся, чем же восприятие отличается от ощущений. Восприятие основывается на ощущениях, возникает из них, но обладает определенными особенностями.

Общим для ощущений и восприятия является то, что они начинают функционировать лишь при непосредственном воздействии раздражения на органы чувств.

Восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а является качественно новой ступенью познания.

Основными принципами восприятия предметов считаются следующие.

1. Принцип близости (чем ближе друг к другу в зрительном поле располагаются элементы, тем с большей вероятностью они объединяются в единый образ).

2. Принцип сходства (похожие элементы стремятся к объединению).

3. Принцип «естественного продолжения» (элементы, выступающие как части знакомых фигур, контуров и форм, с большей вероятностью объединяются именно в эти фигуры, контуры и формы).

4. Принцип замкнутости (элементы зрительного поля имеют тенденцию к созданию замкнутого целостного изображения).

Вышеперечисленными принципами обусловлены основные свойства восприятия:

1) предметность – способность воспринимать мир в виде отделенных предметов, обладающих определенными свойствами;

2) целостность – способность мысленно достраивать воспринимаемый предмет до целостной формы, если он представлен неполным набором элементов;

3) константность – способность воспринимать предметы постоянными по форме, цвету, консистенции и величине независимо от условий восприятия;

Основные виды восприятия выделяются в зависимости от органа чувств (как и ощущения):

1) зрительные;

2) слуховые;

3) вкусовые;

4) осязательные;

5) обонятельные.

Одним из наиболее значимых видов восприятия в клинической психологии является восприятие человеком времени (оно может значительно изменяться под влиянием различных заболеваний). Большое значение придается также нарушениям восприятия собственного тела и его частей.

Основные нарушения восприятия

К основным нарушениям восприятия относят:

1. Иллюзии – это искаженное восприятие реального объекта. Например, иллюзии могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и т. д.

По характеру возникновения выделяют три вида иллюзий:

1) физические;

2) физиологические;

3) психические.

2. Галлюцинации – нарушения восприятия, возникающие без наличия реального объекта и сопровождающиеся уверенностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно существует.

Зрительные и слуховые галлюцинации обычно делят на две группы:

1. Простые. К ним относятся:

а) фотопсии – восприятия ярких вспышек света, кругов, звездочек;

б) акоазмы – восприятия звуков, шума, треска, свиста, плача.

2. Сложные. К ним относят например слуховые галлюцинации, которые имеют вид членораздельной фразовой речи и носят, как правило, приказывающий или угрожающий характер.

3. Эйдетизм – расстройство восприятия, при котором след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе остается в форме четкого и яркого образа.

4. Деперсонализацией называется искаженное восприятие как собственной личности в целом, так и отдельных качеств и частей тела. Исходя из этого, выделяют два вида деперсонализации:

1) парциальную (нарушение восприятия отдельных частей тела); 2) тотальную (нарушение восприятия всего тела).

5. Дереализация – это искаженное восприятие окружающего мира. В качестве примера дереализации можно привести симптом «уже виденного» (de ja vu).

6. Агнозиями называют нарушения узнавания предметов, а также частей собственного тела, но при этом сохраняется сознание и самосознание.

Выделяют следующие виды агнозий:

1. Зрительные агнозии – расстройства узнавания предметов и их изображений при сохранении достаточной остроты зрения. Делятся на:

а) предметную агнозию;

б) агнозию на цвета и шрифты;

в) оптико-пространственную агнозию (больные не могут передать на рисунке пространственные признаки объекта: дальше – ближе, больше – меньше, выше – ниже и т. д.).

2. Слуховые агнозии – нарушение способности различать звуки речи при отсутствии нарушений слуха;

3. Тактильные агнозии – расстройства, характеризующиеся неузнаванием предметов путем их ощупывания при сохранности тактильной чувствительности.

Стресс. Кризис

Понятие стресса было введено канадским патофизиологом и эндокринологом Г. Селье. Стрессом является стандартный ответ организма на любой фактор, который воздействует на него извне. Характеризуется аффектами – выраженными эмоциональными переживаниями.

Стресс может носить различный характер:

1) дистресс носит негативный характер;

2) эустресс носит позитивный и мобилизующий характер.

Г. Селье выделил две реакции на вредные воздействия внешней среды:

1. Специфическая – определенное заболевание со специфической симптоматикой.

2. Неспецифическая (проявляется в общем адаптационном синдроме).

Неспецифическая реакция состоит из трех фаз:

1) реакция тревоги (под влиянием стрессовой ситуации организм меняет свои характеристики; если стрессор очень сильный, стресс может наступить и на этом этапе);

2) реакция сопротивления (если действие стрессора совместимо с возможностями организма, организм сопротивляется; тревога почти исчезает, уровень сопротивляемости организма значительно повышается);

3) реакция истощения (если стрессор действует длительное время, силы организма постепенно истощаются; вновь появляется тревога, но теперь уже необратимая; наступает стадия дистресса).

Концепция кризисов зародилась и развивалась в США. Согласно этой концепции «риск возникновения психических расстройств достигает наивысшей точки и материализуется в определенной кризисной ситуации».

«Кризис – это состояние, возникающее, когда лицо сталкивается с препятствием жизненно важным целям, которое в течение некоторого времени является непреодолимым при помощи привычных методов разрешения проблем. Возникает период дезорганизации, расстройства, в течение которого совершается много разных абортивных попыток разрешения. В конце концов достигается какая-то форма адаптации, которая может наилучшим образом отвечать или не отвечать интересам этого лица и его близких»1 .

Выделяют следующие виды кризисов:

1) кризисы развития (например, поступление ребенка в детский сад, школу, вступление в брак, уход на пенсию и т. д.);

2) случайные кризисы (например, безработица, стихийное бедствие и т. д.);

3) типовые кризисы (например, смерть близкого человека, появление в семье ребенка и т. д.).

Фрустрация. Страх

«Фрустрация (англ. frustration – „расстройство, срыв планов, крушение“) – специфическое эмоциональное состояние, возникающее в тех случаях, когда на пути к достижению цели возникает препятствие и сопротивление, которые или реально непреодолимы, или воспринимаются как таковые».

Для состояния фрустрации характерны следующие признаки:

1) наличие мотива;

2) наличие потребности;

3) наличие цели;

4) наличие первоначального плана действия;

5) наличие сопротивления препятствию, которое является фрустрирующим (сопротивление может быть пассивным и активным, внешним и внутренним).

В ситуациях фрустрации человек ведет себя либо как инфантильная, или как зрелая личность. Инфантильная личность в случае фрустрации характеризуется неконструктивным поведением, которое выражает в агрессии или в уходе от разрешения сложной ситуации.

Зрелой личности, напротив, свойственно конструктивное поведение, которое проявляется в том, что человек усиливает мотивацию, повышает уровень активности для достижения цели, сохраняя саму цель.

Наиболее частым симптомом нарушения эмоциональной сферы считается страх. Однако страхи могут являться адекватной мобилизующей реакцией на реальную угрозу. Многие люди даже не подозревают о наличии у них какой-либо разновидности страха до тех пор, пока не столкнутся с соответствующей ситуацией.

Для оценки степени патологичности страхов используют следующие параметры.

1. Адекватность (обоснованность) – соответствие интенсивности страха степени реальной опасности, которая исходит из данной ситуации или от окружающих людей.

2. Интенсивность – степень дезорганизации деятельности и самочувствия человека, охваченного чувством страха.

3. Длительность – продолжительность страха по времени.

4. Степень контролируемости чувства страха человеком – способность преодолевать собственное чувство страха.

Фобия – это страх, который переживается часто, является навязчивым, плохо контролируется и в значительной степени нарушает деятельность и самочувствие человека.

Наиболее распространенными видами фобий являются:

1) агорафобия – боязнь открытых пространств;

2) клаустрофобия – страх закрытых помещений. Достаточно распространенным явлением являются социофобии – навязчивые страхи, которые связаны с опасением осуждения человека со стороны окружающих за какие-либо действия.

Нарушения волевой сферы

Понятие воли неразрывно связано с понятием мотивации. Мотивация – это процесс целенаправленной организованной устойчивой деятельности (основная цель – удовлетворение потребностей).

Мотивы и потребности выражаются в желаниях и намерениях. Побудителем познавательной деятельности человека может быть и интерес, который играет наиболее важную роль в приобретении новых знаний.

Мотивация и активность тесно связаны с двигательными процессами, поэтому волевая сфера иногда обозначается как двигательно-волевая.

К расстройствам волевой деятельности относятся:

1) нарушение структуры иерархии мотивов – отклонение формирования иерархии мотивов от естественных и возрастных особенностей человека;

2) парабулия – формирование патологических потребностей и мотивов;

3) гипербулия – нарушение поведения в виде двигательной расторможенности (возбуждения);

4) гипобулия – нарушение поведения в виде двигательной заторможенности (ступора).

Одним из наиболее ярких клинических синдромов дви-гательно-волевой сферы является кататонический синдром, который включает в себя следующие симптомы:

1) стереотипии – частое ритмичное повторение одних и тех же движений;

2) импульсивные действия – внезапные, бессмысленные и нелепые двигательные акты без достаточной критической оценки;

3) негативизм – беспричинное отрицательное отношение к любым воздействиям извне в виде сопротивления и отказа;

4) эхолалия и эхопраксия – повторение больным отдельных слов или действий, которые он слышит или видит в данный момент; 5) каталепсия (симптом «восковой гибкости») – застывание больного в одной позе и сохранение этой позы в течение длительного времени. Особыми разновидностями нарушений воли являются следующие патологические симптомы:

1) симптом аутизма;

2) симптом автоматизмов.

Симптом аутизма проявляется в том, что больные утрачивают потребность общаться с окружающими. У них формируется патологическая замкнутость, нелюдимость и отгороженность.

Автоматизмы – это самопроизвольное и неконтролируемое осуществление ряда функций независимо от наличия побудительных импульсов извне. Выделяют следующие виды автоматизмов.

1. Амбулаторный(встречается у больных эпилепсией и заключается в том, что больной совершает внешне упорядоченные и целенаправленные действия, о которых после эпилептического припадка полностью забывает).

2. Сомнамбулический (больной находится либо в гипнотическом трансе, либо в состоянии между сном и бодрствованием).

3. Ассоциативный.

4. Сенестопатический.

5. Кинестетический.

Последние три разновидности автоматизмов наблюдаются при синдроме психического автоматизма Кандинского-Клерамбо.

Психофизика - это первая экспериментальная область в психологии, возникшая еще в первой половине XIX в. и имевшая в качестве предмета изучения ощущения. Основателем психофизики является немецкий ученый Густав Теодор Фехнер (1801 - 1887). Фехнер поставил своей целью изучать связь между миром психическим и физическим, что и дало само название «психо» + «физика». Начиная с работ Фехнера, эта связь изучалась через измерение человеческих ощущений и определение количественных отношений между величинами физических раздражителей и ощущений, возникших в результате воздействия этих раздражителей.Вопрос о соответствии мира физического и мира психического ставился в науке давно. Напомним только, что из философии известно, что еще в XVII в. Рене Декарт сформулировал так называемую психофизическую проблему связи мира психического и мира материального. Декарт выделил две субстанции - материю (субстанция протяженная и не мыслящая) и душу (субстанция мыслящая, но не протяженная). В связи с этим возник вопрос, как обе субстанции соотносятся друг с другом. Каково место психического в мире физического и наоборот? Вокруг решения психофизической проблемы было сломано немало копий - и в философии, и в психологии. Одно из наиболее цитируемых решений психофизической проблемы в философии принадлежит Б. Спинозе, однако в контексте психологии познания особое значение приобрели научные исследования Фехнера. Одним их достижений работ Фехнера является положение о том, что психическое также может быть не только изучено, но и измерено строгими экспериментальными методами. И в настоящее время методы Фехнера, разработанные в рамках психофизики, применяются в разных разделах психологии.

Научные взгляды Фехнера были приближены к панпсихизму , и, опираясь на философию немецкого философа Фридриха Шеллинга (1775-1854), в одной из своих значительных работ Zend-Avesta , oder, Uber die Dinge des Himmels und des Jenseits Зенд-Авеста , или о вещах небесных и загробной жизни») Фехнер выдвинул принцип всеобщей одухотворенности мироздания. Фехнер полагал, что все в природе одушевленно («beseelt ») и, отвергая декартовский дуализм души и тела, развивал двойственную монистическую точку зрения на природу взаимоотношений физического и психического. Двойственный монизм Фехнера заключался в том, что, пытаясь решить психофизическую проблему, он хотел создать универсальную науку о единстве психического и физического, в силу чего и появляется сам термин «психофизика» 1 .

Принцип одушевленности Вселенной лег в основу всех научных исследований Фехнера и стал стержнем всех его идей. К числу таких идей относится положение о соответствии физического психическому. В одной из своих знаменитых метафор Фехнер уподобляет Вселенную кривой, которая, с одной точки зрения, может рассматриваться как выпуклая, а с другой стороны - как вогнутая, не теряя при этом своей целостности. Исходя из этой метафоры, Фехнер видит цель психофизики в том, чтобы продемонстрировать единство души и тела эмпирически, посредством установления отношений между увеличением энергии внешнего и соответствующим изменением в интенсивности психического. Фехнер писал: «Задача собственно состояла не в том, чтобы найти единицу измерения духовного, но более в том, чтобы найти функциональные отношения между физическим и психическим...» Поэтому Фехнер полагал, что, устанавливая строгие математические законы взаимодействия физического и психического, он доказывает постулат о единстве мира.

Весь процесс взаимодействия психики и материального мира Фехнера разделил на четыре этапа: раздражение (физический процесс), возбуждение (физиологический процесс), ощущение (психический процесс), суждение (логический процесс) (рис. 3.1).

Рис. 3.1.

При этом Фехнер не имел возможности количественно определять физиологический процесс возбуждения, поэтому он пытался установить прямую зависимость между физическим процессом раздражения и психическим процессом ощущения. Это упрощение процесса чувственного отражения впоследствии вызвало много критики со стороны физиологов, которые утверждали, что установленная Фехнером зависимость является не психофизической, а чисто физиологической, аргументируя это тем, что эта зависимость выражает не отношение между ощущением и раздражением, а связь между раздражением и нервным возбуждением.

Вопрос о переходе от возбуждения к ощущению затрагивался в трудах современников Фехнера, наибольшее влияние на науку XIX в. и психофизику в частности оказала теория немецкого физиолога Иоганнеса Петера Мюллера (1801 - 1858) и, в частности, его закон специфической энергии органов чувств. Мюллер установил, что какие бы раздражители не использовались для воздействия на нерв, ощущение всегда будет одним и тем же. Поэтому закон специфической энергии органов чувств Мюллера можно сформулировать так: ощущение зависит от того, какой нерв пришел в возбуждение, а не от того, какой конкретно раздражитель вызвал это возбуждение. Этот закон закрепил в науке того времени положение о том, что ощущения зависят от материального субстрата, т.е. мозга. Мюллер игнорировал зависимость ощущений от объективных свойств раздражителя.

Закон Мюллера послужил развитию психофизики от обратного; пытаясь опровергнуть позицию Мюллера, Фехнер использовал понятие порога ощущения. В классической психофизике порог ощущения (иначе - сенсорный порог) - это критическое значение раздражителя, выше которого действие этого раздражителя начинает вызывать осознанное ощущение. Такой порог называется абсолютным. Абсолютный порог обратно пропорционален сенсорной чувствительности - способности организма воспринимать действие раздражителей: чем выше абсолютный порог, тем ниже чувствительность субъекта. Поэтому характеризуя абсолютный порог, часто говорят либо об абсолютной чувствительности , либо об абсолютном пороге чувствительности.

Абсолютный порог, о котором шла речь по своей сути представляет нижний порог чувствительности, но абсолютная чувствительность ограничена не только нижним, но и верхним порогом ощущения. Верхний абсолютный порог ощущений - это максимальная величина раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителя вызывает либо исчезновение ощущения, либо переход в ощущение другой модальности, например болевое. Абсолютный верхний порог иногда еще называют терминальным порогом.

Касательно судьбы эффекта от раздражителей, интенсивность которых ниже абсолютного порога, Фехнер разделял позицию немецкого философа Гербарта: они продолжают воздействовать на организм, но эти воздействия остаются неосознанными. Однако же в современной науке существуют данные о том, что человек воспринимает раздражители, находящиеся за нижним порогом его чувствительности. Эти раздражители называют субсенсорными , потому что они демонстрируют восприимчивость к нео- щущаемым сознательно раздражителям. Советский физиолог Г. В. Гер- шуни в своих экспериментах показал изменение электрической деятельности коры головного мозга, связанное с воздействием неощущаемых внешне раздражителей (звуковых, интенсивность которых лежала ниже абсолютного порога). Зона неслышимых звуков, вызывающих различные реакции, была названа Гершуни «субсенсорной областью» .

В психофизике Фехнера абсолютный порог - это точка перехода от возбуждения нерва к ощущению, иначе говоря, порог - это точка связи мира физического и мира психического, и, измеряя пороги, Фехнер полагал, что можно установить количественную меру этой связи, определив ее математическое выражение, известное в настоящее время как психофизический закон.

Абсолютная чувствительность является важной характеристикой работы сенсорной системы. В настоящее время данные о величинах абсолютного порога в разных модальностях применяются в различных областях знания - медицине, электротехнике, робототехнике. Практически все характеристики органов чувств, участвующие в процессе приема информации, имеют свои значения абсолютного порога. Например, во вкусовой модальности известны абсолютные пороги к разным вкусовым ощущениям: у большинства людей самым низким оказывается порог определения веществ с горьким вкусом.

Чувствительность сенсорных систем, определяемая величиной абсолютных порогов, изменяется под влиянием физиологических и психологических условий. Значения порогов варьируются по времени протекания процессов в органе чувств (например, в случае темповой адаптации, рис. 3.2) и по пространственной локализации рецепторов, участвующих в приеме информации (например, абсолютная чувствительность рецепторов, расположенных в фовеалыюй ямке и на периферии сетчатки (рис. 3.3)).

Рис. 3.2. Пример абсолютного порога: кривая темновой адаптации палочек и колбочек глаза (зависимость величины абсолютного порога от времени):

о - колбочки; - палочки

Кроме абсолютного порога известен дифференциальный порог (порог различения). Впервые дифференциальный порог был экспериментально установлен немецким ученым Э. Вебером, а Фехнер направил эти исследования в русло установления психофизических связей. Дифференциальный порог определяется как минимальное (т.е. едва заметное) различие в раздражителях, меньше которого оба раздражителя кажутся равными, т.е. объективно в мире физическом оба раздражителя отличаются на какую-то величину, но эта величина ниже дифференциального порога, поэтому наблюдатель ощущает эти раздражители как одинаковые.

Рис. 3.3.

о - фовеальная ямка; ? - периферия

Усилия Фехнера были направлены на решение психофизической проблемы, однако его исследования привели к развитию нового направления в экспериментальной психологии, заложив основы естественнонаучного подхода к психическим процессам. В настоящее время психофизика представляет собой сложную область психологического знания, направленную на решение разнообразных проблем. В зависимости от предмета и решаемой проблемы изучения выделяют разные разделы психофизики.

В трудах последователей Фехнера наибольшее развитие получили две проблемы, которые легли в основу двух разных направлений в психофизике (рис. 3.4). Первая проблема касалась измерения порогов и сенсорной чувствительности, вторая - шкалирования ощущений, находящихся выше пороговой точки. В работах Фехнера обе проблемы были тесно взаимосвязаны

друг с другом, однако позже психофизику, которая решает первую проблему, стали называть психофизикой-1, а психофизику, которая решает вторую проблему, - психофизикой-П, тем самым разграничивая предмет изучения каждого из разделов. Психофизику-11 еще называют надпороговой психофизикой, потому что шкалируются ощущения, находящиеся выше пороговой точки.


Рис. 3.4.

Исходя из логики исторического развития, выделяют классическую психофизику и современную. Классическая психофизика представлена работами Фехнера и его современников Ж. Дельбефа, Дж. Петрова, Ч. Пирса и др. Большой вклад в развитие современной психофизики внесли С. С. Стивенс, Д. Бекеши, Г. Блсквелл, а также Д. Грин, Д. Свете и У. Тэннер. Принципиальным отличием классической психофизики от современной является учет последней влияния на работу сенсорной системы различных несенсорных факторов.

  • Панпсихизм (от греч. pan - все и psyche - душа) - идеалистическое представлениео всеобщей одушевленности природы.
  • Fechner G. Т. Zend-Avesta oder iiber die Dinge des Himmels und des Jenseits. VomStandpunkt der Naturbetrachtung. Leipzig: L. Voss, 1851.
  • Fechner G. T. Elemente der Psychophysik. Leipzig: Breitkopf und Hartel, Theil 2., 1860.S. 559.
  • Цит. по: Бардин К. В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы.М.: Наука, 1976.
  • Гершуни Г. В. Изучение субсенсорных реакций при деятельности органов чувств //Физиологический журнал СССР. 1947. Том XXXIII. № 4. С. 393-412.
  • Gescheider G. A. Psychophysics: Method, theory and application. Hillsdale, NJ: Eribaum,1985.

Методика №1 « Наложенные предметы»

Цель:

Ребенку предлагают узнать все изображения наложенные друг на друга и дать каждому из предметов название.

Инструкция: сейчас мы с тобой поиграем. Ты любишь играть в прятки? У меня есть интересные картинки, которые тоже решили поиграть с тобой в прятки. Давай их с тобой найдем.

Анализируемые показатели:

1. Доступность выполнения задания

2. Наличие фрагментарности восприятия

3. Возможность выделения целостной фигуры

4. Наличие парагнозий

5.Стратегия выделения изображения

Методика №2 « узнавание перечеркнутых изображений»

Цель: исследование особенностей зрительного восприятия для детей дошкольного возраста.

Ребенку предлагают узнать изображения на листе перечеркнутый предмет и дать ему название. Целесообразно не показывать с какого предмета надо начинать, поскольку это позволяет обнаруживать стратегии восприятия.

Инструкция: посмотри на эти картинки. Какие предметы ты там видишь.

Анализируемые показатели:

1. Возможность узнавание перечеркнутых изображений

2. Возможность адекватного выделения фигуры (устойчивость

зрительного образа предмета)

3. Стратегия направления образа (справа налево, слева направо, хаотично или последовательно)

Методика №3

Цель: исследование слухового восприятия.

Оборудование : Несколько музыкальных инструментов.

а) Ребенку предлагается определить какая игрушка звучала: посмотреть и

послушать звучание двух различных инструментов. Затем ребенок

отворачивается, исследователь вызывает звучание одной игрушки.

Повернувшись, ребенок показывает, какая игрушка звучала, или если, может,

называет ее.

б) Ребенок на слух должен определить направление звучащей игрушки.

Исследователь позади ребенка вызывает звучание одной игрушки вверху,

внизу, справа, слева.

Ребенок показывает направление звучащей игрушки.

Приложение № 3 к лабораторной работе №1

Методики на исследование памяти.

Методика "Запомни пару".

Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Необходимый материал: два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи во втором ряду они отсутствуют.

Первый ряд

кукла - играть

курица - яйцо

ножницы - резать

лошадь - сани



книга - учитель

бабочка - муха

щетка - зубы

барабан - пионер

снег - зима рыба - пожар

корова - молоко пила - яичница

Ход выполнения задания. Экспериментатор читает испытуемому (ым) 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой - 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Обработка данных задания. Результаты опыта записываются в таблицу:

Методика «Запоминание двух групп слов».

Задание: ребенку предлагается запомнить ряд слов, а затем их повторить.

Инструкция: повтори за мной: ... Ребенок повторяет. Повтори еще слова....

Затем исследователь спрашивает, какие были слова в первой группе, затем во

второй. Если ребенок не может развести слова по группам, то спрашивают,

какие вообще были слова.

При неполноценном выполнение задания, оно воспроизводиться до 4 раз.

После этого проводится интерференция 3 -5 мин. По окончанию

интерферирующего задания ребенка просят повторить слова, которые были

даны в первой и во второй группах, без их предъявления.

Дом, лес, кот - ночь, игла, пирог

Кит, меч, круг - лед, флаг, тетрадь

Кран, столб, конь - лень, сосна, вода

Клей, луч, куб - трон, шуба, ваза

Интерпретация: нормой считается непосредственное полноценное

воспроизведение с третьего раза. Прочность слухоречевой памяти при

отсроченном воспроизведение слов считается нормой, если были сделаны 2

ошибки (например, забыты 2 слова, либо произведены 1-2 замены на слова



близкие по звучанию или значению, перепутано расположение слов по

группам).

Методика «10 слов»

Инструкция: « Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно:

стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко

Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили… Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле:

С = В/А Х 100%

А - общее количество слов,

В - количество запомнившихся слов,

С - коэффициент долговременной памяти.

Результаты интерпретируются следующим образом:

75-100% - высокий уровень;

50-75% - средний уровень;

30-50% - низкий уровень;

ниже 30% - очень низкий уровень.

Данная методика проводилась с ребенком 5 лет. В д/с с 3 лет. Диагноз: задержка психического развития, ОНР 3уровня.

Результаты обследовани я

стол мыло человек вилка книга пальто топор стул тетрадь молоко
+ + + +
+ + + + +
+ + + + + +
+ + + + + +

Вывод: ребенок показал средний уровень развития памяти. Это свидетельствует об эффективности коррекционной работы проводимой с ним.

Методика на память.