Контекст — что это такое? Значение слова контекст В каком контексте понятие.

Входящих в него отдельных слов , предложений , и т. п. Контекстуальность (обусловленность контекстом ) - это условие осмысленного употребления той или иной конкретной языковой единицы в речи (письменной или устной), с учётом её языкового окружения и ситуации речевого общения.

Говорить, опираясь на контекст, - значит придерживаться установившегося в разговоре уровня абстракции и использовать понятия заданного в нём семантического поля . Потерять контекст в разговоре - это перестать понимать то, на что опирается собеседник, или интерпретировать его мысль в ином смысле, нежели тот, который подразумевает собеседник, исходя из заданного в разговоре семантического поля понятий.

Любое событие, происходящее в жизни субъекта, интерпретируется исходя из контекста ситуации, отражённой в памяти субъекта.

Контекстуальный (от фр. contextue ) - обусловленный контекстом . Например: Контекстуальные связи слова.

Согласно новому стандарту ISO 9001 версии 2015 года пункт 4.1. требуется чтобы организация понимала, отслеживала и анализировала контекст, в котором она работает. Под контекстом в стандарте понимаются внешние и внутренние факторы, а также сопутствующие им риски, которые существенны с точки зрения целей и стратегического направления организации и которые влияют на способность системы менеджмента качества организации достигать ожидаемого результата(ов). В официальном переводе ГОСТ Р ИСО 9001-2015 англоязычный термин "Сontext" переведён как "Среда организации".

Виды контекста

В лингвистике (прежде всего при анализе языков с SVO-структурой и написанием слева направо) различают левый и правый контексты. Левый контекст - те высказывания, которые находятся слева от данного слова, правый - то, что находится справа.

См. также

Напишите отзыв о статье "Контекст"

Литература

  • Торсуева, Ирина Георгиевна // Лингвистический энциклопедический словарь . - М .: СЭ, 1990. - С. 238-239 .
  • ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Система менеджмента качества - Требования.

Ссылки

  • // Большая советская энциклопедия : В 66 томах (65 т. и 1 доп.) / Гл. ред. О. Ю. Шмидт . - 1-е изд. - М .: Советская энциклопедия , 1926-1947.

Отрывок, характеризующий Контекст

Пьер не заметил Наташи, потому что он никак не ожидал видеть ее тут, но он не узнал ее потому, что происшедшая в ней, с тех пор как он не видал ее, перемена была огромна. Она похудела и побледнела. Но не это делало ее неузнаваемой: ее нельзя было узнать в первую минуту, как он вошел, потому что на этом лице, в глазах которого прежде всегда светилась затаенная улыбка радости жизни, теперь, когда он вошел и в первый раз взглянул на нее, не было и тени улыбки; были одни глаза, внимательные, добрые и печально вопросительные.
Смущение Пьера не отразилось на Наташе смущением, но только удовольствием, чуть заметно осветившим все ее лицо.

– Она приехала гостить ко мне, – сказала княжна Марья. – Граф и графиня будут на днях. Графиня в ужасном положении. Но Наташе самой нужно было видеть доктора. Ее насильно отослали со мной.
– Да, есть ли семья без своего горя? – сказал Пьер, обращаясь к Наташе. – Вы знаете, что это было в тот самый день, как нас освободили. Я видел его. Какой был прелестный мальчик.
Наташа смотрела на него, и в ответ на его слова только больше открылись и засветились ее глаза.
– Что можно сказать или подумать в утешенье? – сказал Пьер. – Ничего. Зачем было умирать такому славному, полному жизни мальчику?
– Да, в наше время трудно жить бы было без веры… – сказала княжна Марья.
– Да, да. Вот это истинная правда, – поспешно перебил Пьер.
– Отчего? – спросила Наташа, внимательно глядя в глаза Пьеру.
– Как отчего? – сказала княжна Марья. – Одна мысль о том, что ждет там…
Наташа, не дослушав княжны Марьи, опять вопросительно поглядела на Пьера.
– И оттого, – продолжал Пьер, – что только тот человек, который верит в то, что есть бог, управляющий нами, может перенести такую потерю, как ее и… ваша, – сказал Пьер.
Наташа раскрыла уже рот, желая сказать что то, но вдруг остановилась. Пьер поспешил отвернуться от нее и обратился опять к княжне Марье с вопросом о последних днях жизни своего друга. Смущение Пьера теперь почти исчезло; но вместе с тем он чувствовал, что исчезла вся его прежняя свобода. Он чувствовал, что над каждым его словом, действием теперь есть судья, суд, который дороже ему суда всех людей в мире. Он говорил теперь и вместе с своими словами соображал то впечатление, которое производили его слова на Наташу. Он не говорил нарочно того, что бы могло понравиться ей; но, что бы он ни говорил, он с ее точки зрения судил себя.
Княжна Марья неохотно, как это всегда бывает, начала рассказывать про то положение, в котором она застала князя Андрея. Но вопросы Пьера, его оживленно беспокойный взгляд, его дрожащее от волнения лицо понемногу заставили ее вдаться в подробности, которые она боялась для самой себя возобновлять в воображенье.

Контекст - это обстоятельства и условия употребления какого-либо слова, словосочетания, предложения или нескольких предложений. Контекст особенно важен для определения значения некоторых слов и выражений, которые в разных контекстах имеют разный смысл. Слово произошло от латинского contextus - «соединение», «связь». Иногда контекстом называют просто совокупность условий, в которых находится объект, смысловое образование, которое определяет его значение. В случаях, когда распространенное значение термина подавляется условиями употребления, например, временными рамками, определенной литературой, говорят о контекстуальности термина или называют его контекстуальным. В лингвистике существует два вида контекста: левый и правый. Левый контекст - высказывания, которые находятся слева от рассматриваемого понятия, правый - справа от него.

Микроконтекст

Микроконтекст представляет собой ближайшее окружение слова или выражения, то есть небольшой отрывок, в котором оно употребляется и обтекает смыслом, который в данном случае может выходить из рамок типа обстоятельств других частей текста. Микроконтекст - это самостоятельная часть контекста, которая отделена от него семантическим полем языка.

Контекстуализация

Контекстуализация - это культурная среда, которая может быть двух видов: высокого контекста и низкого контекста. Низкий контекст предполагает упор на суть трансляции текста и ограничен его рецептивным характером, то есть предполагает "сухое", но точное, простое, быстрое, понятное изложение смысла. В культурах высокого контекста значение и суть сообщения переходят на второй план, главное в них - тот, кто транслирует информацию, как он это делает и эффект, который создаёт своей речью (текстом).

Разницу между высоким и низким контекстом выявил в 20 веке американский антрополог и исследователь вопросов кросс-культурного менеджмента Эдвард Холл. К низкоконтекстуальным странам он относил Северную Европу, страны Северной Америки, а также Австралию, Новую Зеландию, Германию, Швейцарию, Финляндию и скандинавские страны, а к высококонтекстуальным - Японию, арабские страны, Францию, Испанию, Португалию, Италию, Латинскую Америку. Принципы общения в странах с низким контекстом: прямота речи, отчётливость оценки обсуждаемой ситуации/человека/предмета и т.п., недосказанность приравнивается к некомпетентности, ясное выражение несогласия с чем-либо, невербальная коммуникация используется минимально. Для стран с высоким контекстом характерны: обтекаемость выражений, частое употребление пауз, выраженная роль невербального общения (мимика, жесты), чрезмерная нагруженность речи отдалёнными от главной темы понятиями, сдержанность и даже скрытность возмущения при несогласии с мнениями в любых обстоятельствах.

Что такое Контекст? Значение слова «Контекст» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.

Значение «Контекст» в словарях

Контекст

Толковый словарь Ожегова

Контекст М. – Толковый словарь Ефремовой

1. Отрывок текста или речи, необходимый для определения смысла входящего в него слова или фразы. 2. перен. Совокупность различных факторов, необходимых для понимания, объяснения какого-л. явления действительности.

Контекстная Теория – Психологический словарь

Теоретическая точка зрения, согласно которой все поведение должно анализироваться в контексте, в котором оно происходит, что интерпретация любого действия вне контекста, в конечном счете, приведет к заблуждению.

Контекстная Теория – Психологическая энциклопедия

Психологический словарь

См. научение, контекстное специфическое.

Контекстное Специфическое Научение – Психологическая энциклопедия

Контекстный Прил. – Толковый словарь Ефремовой

1. Соотносящийся по знач. с сущ.: контекст, связанный с ним. 2. Свойственный контексту, характерный для него.

Контекстуализация – Психологический словарь

Культурный показатель: степень, в которой культуры поощряют разнящееся поведение в соответствии со специфическим контекстом, внутри которого поведение имеет место.

Контекстуализация – Психологическая энциклопедия

Контекстуализм – Психологический словарь

См. контекстная теория.

Контекстуализм – Психологическая энциклопедия

Контекстуальная Ассоциация – Психологический словарь

(contextual association) Контекст занимает важное, но неоднозначное положение в психол. теории. В ранних исслед. англоязычных психологов контекст был отнесен к фоновой стимуляции, подкрепляющей и поддерживающей поведение. Поскольку контексту придавался такой же логический статус, как остальным источникам стимуляции, с ним можно было обращаться как с еще одним стимулом, способным вступать в ассоциативные связи с др. событиями. Используемый т. о. контекст позволил психологам исследовать вопрос о том, как опыт или, точнее, научение, может модифицировать наше восприятие. Э. Б. Титченер, признанный лидер структурализма в США, провозгласил, что ощущения приобретают смысл благодаря контексту, в к-ром они возникают. Простые ощущения не имеют значения: смысл появляется только тогда, когда первичное ощущение сопровождают др. ощущения или образы. По мнению Э. Б. Титченера, смысл - это совокупность ощущений, вызываемых в воображении всякий раз, когда конкретное ощущение испытывается в определенном контексте. Неск. ранее У. Джемс выступил с обсуждением того, каким образом происходит различение изначально смешанных стимулов в рез-те добавления более различимых признаков, или ассоциаций, к каждому стимулу. Почему же столь различные школы - структурализм Э. Б. Титченера, функционализм У. Джемса и необихевиоризм совр. теоретиков - одинаково обращаются с контекстом? Несмотря на многочисленные различия, все эти направления берут начало от эмпиризма. Как и эмпиризм, они делают главный упор на анализе явлений и разложении их на осн. элементы, а тж разделяют призыв к ассоцианизму, касающийся необходимости учитывать единство психич. жизни. Хотя контекст, вступающий в связь с происходящими в нем событиями, м. б. рассмотрен как стимул, в равной степени вероятно, что контекст стимула может служить в качестве метасообщения, к-рое классифицирует элементарный стимул (сигнал). Сообщение, передаваемое сигналом, может определяться контекстом, в к-ром оно находится. Др. словами, один и тот же раздражитель в различном контексте может нести различные сообщения. Контекст, рассматриваемый в таком свете, становится суперординатным понятием, иерархически упорядочивающим и структурирующим поведение. См. также Восприятие, Структурализм Э. Рикерт

Словарь Ушакова

Контекст

конте кст , контекста, муж. (лат. contextus - сплетение, соединение) (филол. ). Связное словесное целое по отношению к входящему в него определенному слову или фразе. Надо взять фразу в контексте, и тогда она станет понятной.

Контекст

(лат. contextus - тесная связь, соединение).

1) Законченный,в смысловом отношении отрезок письменной речи (текста), дающий возможность точно установить значение отдельного входящего в него слова или предложения.

2) Условия употребления данной языковой единицы в речи (языковое окружение, а в широком смысле также ситуация речевого общения). Установить значение слова по контексту.

Культурология. Словарь-справочник

Контекст

(лат. contextus – соединение, согласование, связь)

общий смысл социально-исторических и культурных условий, которые позволяют уточнить смысловое значение результатов деятельности человека.

Словарь лингвистических терминов

Контекст

(лат. contextus тесная связь, соединение)

1) Лексический контекст – словесное окружение, лексическая позиция слова. Контекст выявляет то или иное значение многозначного слова;

2) бытовой контекст - ситуация, которая определяет, в каком значении употреблено слово (операция : хирургическая операция, боевая операция, финансовая операция );

3) речевое окружение, композиционно-речевая система, предполагающая единство плана содержания и плана выражения.

Криминалистическая энциклопедия

Контекст

(лат. contextus - соединение, связь)

законченный в смысловом отношении отрезок письменной или устной речи, позволяющий установить смысл отдельного входящего в него слова или фразы.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Контекст

(от лат. contextus - сцепление, соединение) - отрезок речевой цепи, составляющий окружение входящей в эту цепь единицы языка.

Рб: язык. Изобразительно-выразительные средства

Целое: текст

Вид: грамматический контекст, семантический контекст, фонетический контекст

Асс: подтекст

* "Поэтический язык открывает новые возможности взаимодействия слова и его окружения, влияния на восприятие поэтического слова его фонетического, грамматического, семантического контекста. Поэтический контекст влияет на входящий в него элемент: происходит акцентирование определенных семантических признаков в слове, присоединение факультативных признаков, подавление элементов смысла, объединение смыслов с сохранением известной самостоятельности каждого из них, контрастное подчеркивание и т.п." (О.Г. Ревзина). *

Толковый переводоведческий словарь

Контекст

1. Языковое окружение, в котором употребляется та или иная языковая единица.

2. Лингвистическое окружение данной языковой единицы или ситуация, в которой она употребляется. Различают малый контекст, т.е. те лексические единицы, которые окружают слово, словосочетание, и большой контекст - информационный запас источника речи, т.е. его знания, прошлый опыт, связанные со значением лексических единиц. Контекст является важнейшим слагаемым языковой догадки.

3. Законченный в смысловом отношении отрезок письменной речи, позволяющий установить значение входящего в него слова или фразы.

4. Источники, из которых рецептор извлекает дополнительную информацию относительно содержания единиц языкового кода.

5. Лингвистическая ситуация.

6. Условия, особенности употребления данного элемента в речи.

7. Лингвистическое окружение слова, высказывания; содержание текста.

8. Совокупность тех формально-фиксированных условий, в которых однозначно выявляется содержание какой-либо речеязыковой единицы. В зависимости от иерархического уровня рассмотрения конкретной речеязыковой единицы, от уровня актуализации, индикации контекст может быть лексическим, морфолого-синтаксическим, синтаксическим, семантическим и др. При рассмотрении тех или иных стилистических приемов в их окружении на уровне стилистики проявляется стилистический контекст. Контекст, содержащий нейтрально окрашенные речеязыковые единицы, является нейтральным контекстом.

9. Фрагмент текста, включающий избранную для анализа единицу.

10. Лингвистическое окружение слова, высказывания; содержание текста. Слова словосочетания, которые окружают то или иное слово, и в зависимости от того, какую конструкцию мы создаем, слова приобретают то или иное значение.

Контекст самый распространенный способ устранить многозначность. Но есть еще и другие - ситуация и так называемые фоновые знания.

Вестминстерский словарь теологических терминов

Контекст

♦ (ENG context)

(от лат. contextus - сплетенный воедино)

социальное положение группы или класса. Это общее социальное положение, согласно теологии освобождения , является главной теологической задачей. Создание теологии неизбежно переплетается со всеми социальными измерениями жизни.

Энциклопедический словарь

Контекст

(от лат. contextus - соединение, связь), относительно законченный отрывок письменной или устной речи (текста), в пределах которого наиболее точно выявляется значение отдельных входящих в него слов, выражений и т. п.

Словарь Ожегова

КОНТЕ КСТ, а, м. (книжн.). Относительно законченная в смысловом отношении часть текста, высказывания. Значение слова узнаётся в контексте.

| прил. контекстный, ая, ое и контекстовый, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Контекст

  1. м.
    1. Отрывок текста или речи, необходимый для определения смысла входящего в него слова или фразы.
    2. перен. Совокупность различных факторов, необходимых для понимания, объяснения какого-л. явления действительности.

Предложения со словом «контекст»

Остальное же все труднее интерпретировать и в рамках логики принимаемых решений, и в контексте других решений.

Первый контекст их использования, в общем, может быть назван контекстом первоначальных значений и первоначальных функций.

Символ же и в плане выражения, и в плане содержания всегда представляет собой некоторый текст, т. е. обладает некоторым единым замкнутым в себе значением и отчётливо выраженной границей, позволяющей ясно выделить его из окружающего семиотического контекста .

Государство стремится играть более активную роль в придании дореволюционным вещам новых контекстов и значений и, тем самым, подчинить себе процесс придания им новой ценности в ответ на разрушение утилитарного бытового контекста использования старых вещей.

В этом контексте не таким уж странным выглядит тот факт, что Франция так и не подписала соглашение с Россией о взаимном признании документов об образовании.

Многослойный и семиотически неоднородный текст, способный вступать в сложные отношения как с окружающим культурным контекстом , так и с читательской аудиторией, перестаёт быть элементарным сообщением, направленным от адресанта к адресату.

С одной стороны, тот или иной частный текст может выполнять по отношению к культурному контексту роль описывающего механизма, с другой, он, в свою очередь, может вступать в дешифрующие и структурирующие отношения с некоторым метаязыковым образованием.

С другой стороны, символ активно коррелирует с культурным контекстом , трансформируется под его влиянием и сам его трансформирует.

Именно они, а не люди, причислявшие себя к психологам, стали порождать достоверное и полезное психологическое знание, которое вошло в контекст психологии труда и инженерной психологии.


Словари русского языка