Инновационные технологии в преподавании физической культуры. Инновационная деятельность учителя физической культуры

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 22

г. Новочеркасска

Учитель физической культуры

Ларионова Юлия Анатольевна

МБОУ СОШ № 22

2015

Методическая разработка урока по физической культуре с использованием инновационных педагогических технологий

Урок по теме: «Применение инновационных педагогических технологий на уроках волейбола как способ повышения мотивации и интереса к занятиям физической культурой».

Данная разработка представляет собой конспект урока физической культуры по ФГОС с использованием инновационных технологий, проведение которых в системе, помогает решить одну из главных задач физического воспитания в современной школе - формирование у учащихся жизненной потребности в личном физическом совершенствовании, развитие у них интереса к занятиям физической культурой.

Грамотное использование спортивных и подвижных игр на уроках физической культуры не только полезно для учащихся, но и чрезвычайно актуально, поскольку правильное “включение” элементов игр в процесс физического воспитания активно способствует гармоничному развитию и физической подготовленности учащихся. Различного вида игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Использование спортивных и подвижных игр на уроках физической культуры способствует воспитанию у учащихся положительных черт характера, создает благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи.

Снижение двигательной активности детей в сочетании с нервно-психическими перегрузками - это постоянная печальная составляющая школьной жизни. Результаты мониторингов подтверждают нарастающую подверженность детей хроническим заболеваниям, ухудшение общего состояния их здоровья. Облегчить сложившееся положение поможет введение различных форм телесно-двигательной практики на уроке и на переменах.

Целью деятельности на подобных уроках физической культуры является активное и методически грамотное использование спортивных и подвижных игр в процессе физического воспитания обучающихся.

При выборе игры для урока необходимо предусматривать педагогическую задачу, которая должна быть решена игрой;

место игры в уроке;

основное двигательное содержание игры:

физическую и эмоциональную нагрузку;

состав детей по возрасту, полу и физической подготовленности;

место проведения игры и необходимые пособия;

методы организации детей для игры.

Актуальность представляемой разработки заключается в том, что

Спортивные и подвижные игры - это игры направленные на общефизическое развитие детей и подростков. Сложные и разнообразные движения игровой деятельности вовлекают в работу все мышечные группы, способствуя развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту, укреплению различных функций и систем организма и формированию здоровой осанки.

В результате использования инновационных педагогических технологий

в повышении эффективности и качества урока физической культуры в современных условиях удается:

Раскрыть всесторонние способности учащихся;

Повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;

Научить учащихся быть более уверенными в себе;

Научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;

Повысить качество знаний учащихся;

Учащиеся становятся победителями и призерами олимпиад по физической культуре.

Здоровьесберегающие технологии, л ичностно – ориентированная технология, и нформационно-коммуникативные технологии, технология дифференцированного физкультурного образования – всё это важнейшие черты моего современного урока физической культуры.

Технологическая карта урока по физической культуре 5 кл. (ФГОС)

Раздел: Спортивные игры. Волейбол.

Базовый учебник:

Тип урока: Комбинированный.

Технологии:

- здоровьесберегающая:

- дифференцированный подход

Тема урока: «Применение инновационных педагогических технологий на уроках волейбола как способ повышения мотивации и интереса к занятиям физической культурой».

Цель урока: повышения мотивации и интереса к занятиям физической культурой у учащихся посредством занятий волейболом.

Задачи урока:

1. Знакомство с историей и правилами игры в волейбол.

2. Создать представление о технике верхней и нижней передачи в волейболе и её значении для успешной игровой деятельности.

3. Освоение техники нижней прямой подаче в волейболе.

4. Взаимодействовать со сверстниками в процессе игры: "Мяч среднему"

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: маты, скамейка, волейбольные мячи, сетка, демонстрационная доска для показа схем передвижений игроков и передач мяча, ноутбук.

Технологическая карта урока по физической культуре для 5 класса (ФГОС)

Сообщение целей и задач на урок.

Ознакомить учащихся с целью и задачами урока, настроить на урок.

Установить роль разминки при подготовке организма к занятию с мячом.

Предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик.

Использовать общие приемы решения задач.

Обсудить ход предстоящей разминки.

1.Разминка: Ходьба, бег, спец. упражнения(передвижения в стойке волейболиста, захлестом голени, высоко поднимая бедро, скрестным шагом, челночным бегом.

Подготовить организм занимающихся к работе в основной части урока.

Уточнить влияние разминки мышц плечевого пояса на готовность к работе по волейболу.

Определить

Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Взаимодействие при проведении разминки, как со сверстниками, так и с учителем.

2. Перестроение в две шеренги.

Знакомство с историей и правилами игры волейбола в процессе урока.

Осознание

Самоопределение в целях учебной деятельности.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Оценивание ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.

3. ОРУ на месте (проводят обучающиеся).

Контроль за верным выполнением команд ведущего ОРУ. Контроль за знанием теории основных стоек.

Осознание осваиваемого на уроке приема учебной деятельности, как ценности.

Определять последовательность и приоритет разминки мышечных групп.

Использовать общие приемы решения задач.

Адекватно использовать

Основной этап (30 мин.)

Разминка с мячами: (5мин.) - броски мяча двумя руками в парах;

Высокие броски двумя руками;

Броски мяча с ударом о пол;

Перестроить обучающихся на пары.

Описывать технику изучаемых игровых приемов и действий.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Формировать мыслительные операции по каждому из разучиваемых элементов волейбол

Распределять функций обучающихся во время работы по местам занятий

1. Передачи мяча двумя руками сверху и снизу: (12мин.)

Волейбольная стойка;

Правильное расположение рук при передачи мяча двумя руками сверху и снизу;

Передача мяча двумя руками сверху и снизу на оптимальном (удобном) расстоянии;

Передача мяча двумя руками сверху над собой и сверху партнёру;

Объяснить технику изучаемых игровых приемов и действий, добиться их самостоятельному освоению, выявить и устранить типичные ошибки.

Моделировать технику освоенных игровых действий и приемов, варьировать её в зависимости от ситуации и условий, возникающих в процессе игровой деятельности.

Применять правила подбора одежды для занятия спортом и использовать игру в волейбол в организации активного отдыха.

Повторять и осваивать

Адекватно воспринимать

Ориентироваться

Развивать

2. Нижняя прямая подача (8мин.)

Показ презентации: «Техника верхней подачи, прием после подачи, в полной координации».

1. Имитация подачи мяча.

2. Подача с расстояния 3-6 м.

3. Подачи через сетку с расстояния 3- 9 м от сетки.

Напомнить технику безопасности при выполнения подачи мяча через сетку.

Повторять и осваивать двигательные действия самостоятельно, выявлять и устранять типичные ошибки.

Преобразовать познавательную задачу в практическую.

Информационные: поиск, распознавание полезной информации на основе ее анализа. Построение речевого высказывания в устной форме.

Адекватно использовать речевые средства для решения ком-муникативных задач.

3. Подвижная подводящая игра к волейболу:

"Мяч среднему"(5мин.)

Перестроение в круг (передача мяча сверху и снизу через среднего игрока).

Объяснить правила игры.

Определять степень утомления организма во время игровой деятельности.

Адекватно воспринимать предложение учителя по исправлению ошибок.

Ориентироваться в разнообразии способов решении задач.

Развивать умение выразить свою мысль по поводу освоения работы одноклассников с элементами волейбола.

Заключительный (3мин.)

1 .Упражнения на внимание.

2.Анализ выполнения целей и задач обучающимися .

Анализ выполнения УЗ обучающимися, рефлексия, домашнее задание.

Учитель задает вопросы:

Какие упражнения вы сегодня выполняли на уроке?

Что нового узнали на уроке?

Что получалось на уроке лучше всего?

Над чем необходимо поработать на следующем занятии?

Восстановить пульс, дыхание после игры.

Проверяем степень усвоения обучающимися УЗ.

Проводит выборочный устный опрос по теории, изученной на уроке.

Демонстрирует умение обобщать результаты учебной работы.

Ставит домашнее задание.

Определять собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке.

Осознавать надобность домашнего задания

Определить смысл поставленной на уроке задачи.

Оценивают свою работу на уроке, прослушивают оценку учителя

Вычленять новые знания.

Формировать умения и выделять основные признаки сравнения выполнения поставленных задач.

Повторяют новые полученные знания на уроке.

Обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей.

Обучающиеся слушают одноклассников, активно участвуют в решении коммуникативной задачи, выражают свое мнение об итогах работы на уроке.

Инновационные технологии, используемые на уроке:

- здоровьесберегающая: использование дозированных физических нагрузок, чередование интенсивности и релаксации в обучении;

- личностно-ориентированный подход: формирование знаний по физической культуре, формирование двигательной подготовленности.

- компьютерные технологии (ИКТ): представление и просмотр двигательного действия технического плана.

- дифференцированный подход : индивидуальный подход к учащимся для достижения поставленной цели.

Методы обучения:

Методы общей педагогики(наглядный и словесный);

Игровой метод;

Групповой метод;

Поточный и фронтальный методы;

Методы стимулирования и мотивации.

В процессе проведения основной части урока учителем используются основные принципы организации деятельности:

Принцип сознательности (повышение интереса к уроку);

Принцип активности (организация взаимообучения и взаимопомощи);

Принцип доступности (от простого к сложному);

Принцип прочности (достаточное количество повторений и вариативности заданий).

Формы деятельности:

Игровая;

Спортивная;

Соревновательная.

Средства обучения:

Рассказ;

Показ

Заключение

Применяя инновационные технологии в современном уроке физической культуры предполагает организацию самостоятельной деятельности учащегося и его взаимодействие с преподавателем в процессе обучения, между «поддерживающим» и «инновационным» обучением. Инновационная деятельность в преподавании физической культуры предполагает такой процесс и результат учебной деятельности, который стимулирует вносить изменения в существующую культурную и социальную среду. Наиболее интенсивно все физические качества развиваются до 10 лет. Именно этот период является сензитивным и для создания благоприятных предпосылок для воспитания волевых качеств. При этом важно, чтобы требования к ученикам при выполнении физических упражнений повторялись систематически и постепенно повышались, - дети будут осознавать динамику роста своих результатов.

Это выражается не только в разнообразии заданий, в применении игрового и соревновательного методов, музыкального оформления, но и в обеспечении высокой моторной и общей плотности уроков. Важно, чтобы каждый ученик при выполнении каждого задания чувствовал заинтересованность педагога, выражающуюся в его требовательности.

Нагрузка, которую при этом получает школьник, не только должна соответствовать его возможностям, но и иметь разную направленность - и двигательную, и познавательную. Только оптимальность нагрузки может вызывать положительное к ней отношение. Кроме того, именно познавательный компонент нагрузки, получаемый на уроке физической культуры, позволяет формировать к данной учебной дисциплине такое же серьёзное отношение учеников, как и ко всем теоретическим предметам.

Из вышеизложенного следует, что наибольшая ответственность за формирование мотивации школьников к урокам физической культуры лежит на учителе, зависит не только от его профессиональных, но и личностных качеств.

Приложения 1

Игры на развитие прыгучести

«Удочка»

Играющие встают по кругу. В центре – водящий, который вращает над полом веревку, на конце которой привязан груз (мешочек с песком, теннисный мяч и т.д.).

а) Все стараются подпрыгнуть так, чтобы не задеть веревку. Кто заденет веревку, тот становится водящим.

б) Играют до победителя, тот становится водящим.

в) Встают парами, тройками, взявшись за руки.

г) Встают в колонну по два, по три.

д) Можно прыгать с грузом (с набивным мячом).

«Зайцы в огороде»

На площадке чертят два круга, один – в другом. Внутренний круг – «огород». В нем стоит «сторож». «Зайцы» находятся в промежутке между кругами. Они прыгают (на обеих ногах) то в «огород», то из «огорода». «Сторож» по сигналу водящего ловит «зайцев», оставшихся в «огороде», догоняя их только в пределах внешнего круга. «Зайцы» же могут выпрыгивать за пределы круга. Когда будет поймано два-три «зайца», выбирается новый «сторож».

«Бой петухов»

Играющие делятся на две команды. Каждая команда строится в одну шеренгу. Обе команды располагаются лицом друг к другу на расстояние 6-8 м.

В коридоре между шеренгами чертят круг диаметром 2.5-3 м. В середину круга по очереди встают по одному игроку от каждой команды. Они становятся на противоположных концах круга на одной ноге, руки закладывают за спину. По команде игроки, прыгая на одной ноге, стараются вытолкнуть друг друга из круга без помощи рук. Игрок, коснувшийся пола другой ногой или применивший толчок руками, считается побеждённым. Победа каждого игрока даёт командное очко. Команда, набравшая большее количество очков, побеждает.

Упражнение со скакалкой

1. Прыжки одновременно на обеих ногах. Встать на носки, ноги прямые,при прыжках ноги не сгибать, скакалка идёт сзади вперёд. Прыжки вперёд или на месте.

2. Прыжки на одной ноге с выносом другой ноги вперёд.

3. Прыжки на обеих ногах: ноги в момент перепрыгивания подтягиваются вперёд коленом до горизонтального положения бедра.

4. Прыжки попеременно на одной ноге.

5. Прыжки на обеих ногах: ноги в момент перепрыгивания сгибаются назад до прямого угла.

6. Два оборота скакалкой за один прыжок.

7. Прыжки в приседе с укороченной скакалкой.

8. Прыжки со скакалкой через препятствия.

Игры на развитие силы

«Тяни в круг»

Играющие встают с внешней стороны круга, крепко держась за руки. По сигналу они двигаются вправо или влево, затем по сигналу останавливаются и стараются втянуть за черту круга своих соседей, не разъединяя рук. Кто попадет в круг хотя бы одной ногой, тот выходит из игры. Затем игра продолжается. Игроки, не втянутые в круг, считаются победителями.

Играющие разбиваются на несколько команд и выстраиваются в колонны. Перед стоящими впереди игроками каждой команды чертится линия, за которую нельзя переступать ногой.

Первые номера имеют по набивному мячу. Они толкают мяч, не преступая черты. На месте падения мяча судьи, выделенные от каждой команды, проводят черту. Следующие игроки выполняют толчки, не переступая этой черты и т.д. Побеждает команда, у которой последняя черта на месте падения мяча оказывается на большем расстоянии от линии первоначального толчка.

«Не задень мяч»

Трое или четверо играющих становятся вокруг набивного мяча, лежащего на полу. Игроки кладут руки на плечи рядом стоящих партнеров. По сигналу они начинают толкать друг друга так, чтобы кто-нибудь коснулся мяча ногой. Тот, кто коснется мяча, выбывает из игры. Игра заканчивается, когда определяется сильнейший.

«Перетягивание каната»

Канат кладут параллельно командам на одинаковом расстоянии от них. Команды поворачиваются к канату спиной и выполняют различные движения руками до сигнала. Когда прозвучит свисток, все поворачиваются и устремляются к канату. Задача игроков – захватить канат (любым способом) и унести за линию своего «дома» (от исходного положения). В ходе игры разворачивается борьба. Правила разрешают игрокам брать игрокам канат за середину, за концы и другие части. Команда победит, если весь канат окажется за линией её «дома».

Упражнения на развитие быстроты

1. Рывки и ускорения из различных исходных положений (сидя, лёжа, стоя) по сигналу.

3. Рывки с резкой сменой направления перемещения.

3. Бег под уклоном (продолжительность упражнений от 5 до 10 с, количество повторений – 3-4, интервал отдыха – 2-3 мин).

4. Полезны также упражнения в размахивании, кружении, поворотах, бросании и толкании легких предметов, выполненные с максимальной возможной скоростью (продолжительность упражнений 5-6 с, количество повторений – 4-6 с.

5. Упражнения, требующие мгновенного реагирования на какой-либо заранее установленный сигнал или изменения условий, в которых происходит двигательная активность.

Игры на развитие быстроты

«Совушка»

В углу волейбольной площадки отмечается кружком «гнездо», в котором располагается один из играющих – «совушка». Все игроки разбегаются по площадке. По сигналу «день» они бегают по площадке, а по сигналу «ночь» мгновенно замирают в той позе, в которой находились. «Совушка» вылетает из гнезда и следит за играющими. Если кто-нибудь пошевелится, «совушка» берет этого игрока к себе в гнездо. По сигналу «день» она улетает в своё «гнездо», а игроки начинают бегать по площадке. Игроки, которые попались «совушке», пропускают одну очередь и затем снова включаются в игру.

«Падающая палка»

Играющие рассчитываются по порядку номеров и, запомнив свои номера, становятся в круг. Водящий ставит в центр круга палку, придерживая её рукой. Выкрикнув чей-либо номер, он опускает руку и бежит из круга. Игрок, чей номер был вызван, должен выбежать и успеть схватить палку до её падения. Если ему удалось это сделать, он возвращается на своё место, а прежний водящий продолжает водить. Если же игрок не успеет удержать падающую палку, он меняется местами с водящим.

«Воробьи и вороны»

Две команды («Воробьи» и «Вороны»), становятся у средней линии площадки спиной друг к другу. Кто-то один, не вошедший в команду, становится сбоку от них и называет «Во-ро-бьи» или «Во-ро-ны», долго протягивая слог «ро» и быстро и быстро произносит продолжение. Названная команда должна быстро убежать за лицевую линию площадки, а игроки другой команды пытаются поймать убегающих. Название команд чередуются в произвольном порядке. После каждой игры подсчитываю пойманных игроков. Побеждает команда, поймавшая больше игроков.

«Стрелки»

Играют две команды: «стрелки» и «бегуны». «Стрелки», разделившись пополам, располагаются на боковых линиях волейбольной площадки, а «бегуны» – на одной из концов площадки. Вдоль площадки посередине проводится черта – путь «бегунов». По сигналу один из «бегунов» бежит по этой черте на другой конец площадки, а «стрелки» бросаю с двух сторон по волейбольному мячу. Если им удаются попасть в бегущего, то команда «стрелков» выигрывает одно очко. Дальше бежит следующий – так до конца, после чего игроки меняются ролями. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

«Передача мячей»

Играющие становятся в круг. Двум игрокам, стоящим один напротив другого, даётся по волейбольному мячу. Игроки по сигналу стараются быстрее передать мяч рядом стоящим партнёрам, чтобы один мяч перегнал другой.

Ловкость. Особенность игры в волейбол в том, что игровые приемы и действия меняются в зависимости от ситуации в игре. Поэтому волейболисту необходимо обладать ловкостью, позволяющей выполнять быстрые и точные движения в самых разных обстоятельствах.

Наиболее простой способ определения ловкости волейболиста следующий: из положения стоя ноги вместе, руки на поясе прыжком повернуться налево; затем изменить угол поворота – от начала прыжка до приземления. Чем больше угол поворота, тем лучше результат.

Упражнения на развитие ловкости

Ходьба по гимнастическому бревну, делая движения руками в разных направлениях.

Прыжки с места и с разбега с поворотом на 180, 360 градусов.

В парах. Игрок зажимает мяч ступнями и резким движением ног вперёд бросает мяч партнёру.

Стоя спиной к стене на расстоянии 2 м, бросить мяч за голову, повернуться и поймать его.

Игры на развитие ловкости.

«Охотники»

«Звери» свободно ходят по площадке. Три или четыре «охотника» стоят в разных местах, имея в руках по маленькому мягкому мячику. По сигналу все звери останавливаются и каждый «охотник» бросает в них свой мяч. Те, в кого попали мячом, заменяют «охотников». Разрешается стоя на месте, увертываться от мячей. Пропускать какое либо из препятствий не разрешается.

«Западня»

Играющие образуют 2 круга – внутренний и внешний. Под музыку или песню они движутся в разные стороны. По сигналу руководителя игроки останавливаются. Стоящие во внутреннем круге берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Все остальные бегают под «воротами» в разных направлениях. По второму сигналу «ворота» закрываются (руки опускаются вниз). Все те, кто в этот момент оказался внутри круга, считаются пойманными. Пойманные переходят во внутренний круг, и игра продолжается. Когда во внешнем круге остается мало ребят, они, взявшись за руки, образуют внутренний круг, меняясь ролями с теми, кто находился в нем раньше.

«Лабиринт»

Участники игры делятся на 4 группы по 6 игроков или на 5 групп по 5 игроков, становятся в шеренги и держатся за руки. В образовавшихся коридорах водящий старается поймать убегающего игрока. По сигналу руководителя играющие опускают руки, делают четверть оборота и опять берутся за руки, образуя новые коридоры. Таким образом, руководитель может помогать то убегающему, то догоняющему. Благодаря частым свисткам создаются все новые ситуации.

Упражнения с мячами развитие ловкости

И.п. Ноги на ширине плеч, руки с малыми мячами впереди. Одновременно выпускать теннисные мячи из рук с последующей ловлей их хватом сверху.

То же, но мячи выпускать поочередно.

То же, ловля двух мячей, но перебрасывая их из одной руки в другую одновременно хватом сверху и снизу.

И.п. Партнёры находятся в низком приседе лицом друг к другу. Передачи мяча в парах любым способом на расстоянии 2-3 м.

То же, но из положения стоя на коленях.

То же, но из положения лежа на животе.

И.п. Партнёры стоят друг к другу спиной на расстоянии полушага, один из партнёров держит волейбольный мяч.

Передача мяча между партнёрами с поворотом туловища вправо и влево.

То же, но сочетая передачи мяча с вращением вокруг себя, с правой и левой стороны.

То же, но сочетая передачи с вращением мяча вокруг себя и «восьмёркой» вокруг ног.

Упражнения на выносливость

Бег с ускорением и изменением направления – 1 мин.

Серии прыжков – 15-20 с; в первой серии прыжки выполняют с максимальной частотой; после минутного отдыха – серия прыжков на максимальную высоту.

Перемещение в низкой стойке в различных направлениях – 1-1,5 мин, затем отдых 30 с. И так несколько серий, можно с отягощениями 2-5 кг.

В играх, выносливость проявляется не в статических, а в динамических условиях работы, когда чередуются моменты напряжения и расслабления. В одних играх, применяются с этой целью, движения циклические, в других – продолжительные усилия не связанны с определенным ритмом (игры с мячом). Существует немало игр, где сочетается развитие быстроты и выносливости при мышечной работе высокой интенсивности.

Существуют приемы, с помощью которых можно регулировать нагрузку в игре. Это уменьшение количества игроков при сохранении размеров поля, увеличение размеров площадки, усложнение приемов игры и правил при неизменном количестве играющих.

Игры на выносливость

«Вызывай смену»

Играющие размещаются по кругу, каждый знает свой номер. Выбирается двое водящих, из которых один убегает, другой догоняет его. И убегающий, и догоняющий могут вбежать в круг и вызвать себе смену – назвав любой номер. Вызванный игрок продолжает бег (убегает или догоняет), а вызвавший становится на его место.

« Ловля цепочкой »

Площадка волейбольная, ограниченная линиями, служит местом, где располагаются играющие. Выбирается водящий, который перед игрой встает за пределами площадки. Он начинает игру, преследуя игроков, свободно бегающих в поле. Догнав и осалив игрока, водящий берет его за руку, и вдвоём они начинают преследовать других игроков. Третий играющий присоединяется к ним (встаёт в середину) и ловля продолжается. Каждый раз пойманным считается игрок, которого окружили ловцы, причём крайние игроки должны сомкнуть руки. Победителями считается два последних не пойманных участника.

« Бег командами »

Играющие делятся на две команды и выстраиваются в колонны по одному параллельно на расстоянии 2-4 шага одна от другой. Перед колоннами проводится стартовая линия. Против каждой колонны на расстоянии 15 – 20 м ставят стойку или другой предмет. Каждый играющий обхватывает руками стоящего впереди. По сигналу игроки в колоннах, держась за пояс впереди стоящих, бегут вперед к стойке, огибают её и возвращаются назад, за стартовую линию. Выигрывает команда, игроки которой пробежали всю дистанцию не разъединившись и первыми вернулись на место.

Литература.

Железняк Ю.Д. Подготовка юных волейболистов.- М.: Физкультура и спорт, 1998.

Клещев Ю.Н., и Фурманов А.Г. Юный волейболист. – М.: Физкультура и спорт, 2006.

Маркосьян А.А. Вопросы возрастной физиологии. - М.: Просвещение, 1999. - 138 с.

Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 543 с.

Фурманов А.Г. Начальное обучение волейболистов..- Минск. 1999.

Физическая культура. 5-7 классы: учеб. Для общеобразовательных учреждений (М.Я.Виленский, И.М.Туревский, Т.Ю.Торочкова и др.); под ред. М.Я.Виленского. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2013г..

Специфика предмета позволяет использовать многообразие форм организации деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий. Была разработана и успешно реализуется на протяжении 3 лет здоровьесберегающая программа «Маленький дом - большого здоровья». Результаты работы данной программы просматриваются как в образовательном процессе, так и во внеурочной деятельности.

На уроках ученики должны быть мотивированы на положительный результат и доброжелательное отношение друг к другу. Такой эффект может быть достигнут лишь при комплексном использовании всего арсенала методов и средств обучения, наиболее результативными из которых являются - метод имитации, метод проектов, игровой, метод регламентированного упражнения, методы анализа, сравнения, соревновательный метод.

На занятиях со старшими классами особое место отводится силовой и общей физической подготовке, которая состоит в повышении физических возможностей человеческого организма. Это означает, что в юношеском организме под воздействием постоянного увеличения нагрузки происходит процесс приспособляемости, т.е. настроя всех функциональных систем организма на работу в максимальном режиме. Урок построен таким образом, чтобы при высокой плотности он был эмоционально насыщен и содержал элементы игры. Ученики получают такую физическую нагрузку, которую они способны выдержать без ущерба для здоровья. Такой результат достигается в результате использования всего арсенала методов: метода максимальных усилий, метода динамических усилий, «ударного» метода. В конце урока ребята получают домашнее задание на освоение техники движений, развитие двигательных качеств, контроль за его выполнением осуществляется в конце изучения модуля. На уроках студенты учатся правильному, в полном смысле «культурному» выполнению движений, что влияет не только на собственно физическое, но и личностное развитие ученика.

На уроках применяется способ круговой тренировки, в основе которого лежат три метода:

  • 1. Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении заданий одного за другим, с небольшим интервалом времени. Этот метод способствует комплексному развитию двигательных качеств.
  • 2. Поточно-интервальный базируется на краткосрочном (20-40 с) выполнении простых по технике упражнений с минимальным отдыхом, что способствует развитию общей силовой выносливости.
  • 3. Интенсивно-интервальный используется с ростом уровня физической подготовленности.

Совместно с учениками разработан комплекс общей физической подготовки способом круговой тренировки. У учеников появился живой интерес к систематическим занятиям физической культурой. Им стало небезразлично, сколько раз они подтянутся на перекладине, сколько раз сделают подъем переворотом, сколько времени продержат угол в висе на перекладине, сколько раз отожмутся. У них постоянно идет соперничество между собой, группами, они стали жить в соревновательном движении.

На занятиях физической культурой юноши приобретают не только технические навыки, но и навыки организатора. С этой целью ребята самостоятельно подготавливают обзор спортивных новостей за неделю в городе, крае, стране, мире и выпускают информационный бюллетень «Новости спорта», разрабатывают комплексы общих развивающих упражнений для разминки, выстраивают индивидуальную траекторию обучения. У ребят воспитываются те качества, которые характеризуют их отношение к делу: целеустремленность, трудолюбие, добросовестность, настойчивость, самостоятельность, изобретательность. Также развиваются и обязательные специфические волевые качества: решительность и смелость, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, которые необходимы им в будущей трудовой деятельности и способствуют карьерному росту.

На уроках и внеурочной деятельности обеспечиваются условия для постепенного перехода от коллективно-распределительных форм учебной деятельности к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу студентов и переход к саморегуляции и самокоррекции. С этой целью применяется технология Портфолио, адаптированная к преподаваемой дисциплине.

БАСТАУЫШ СЫНЫПТАРЫНДА ДЕНЕ ШЫНЫҚТЫРУ САБАҚ ТАРЫНДА ЗИЯТКЕРЛІК ТЕХНАЛОГИЯЛАРДЫ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ДистельР.З.

Средняя общеобразовательная школа №18

Г. Павлодар

Физическая культура

Новое время выдвигает перед учителем задачи поиска более совершенных способов для подготовки учащихся к жизни в условиях стремительно меняющегося мира. В настоящее время сложилось значительное количество образовательных концепций, технологий, которые пришли на смену технологиям «Традиционной школы».

Когда слышишь фразу «компьютер на уроке физкультуры», то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего движение.

Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется мало часов. Дети не любят слушать правила по технике безопасности, теоретические сведения по предмету, поэтому использование современных информационных технологий позволяет эффективно решать эту проблему. Используя компьютерные технологии, урок становится более интересным, наглядным. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому необходимо использовать различные виды наглядности. Сам факт проведения урока физической культуры в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету.

ХХ I -й век - век высоких информационных и компьютерных технологий. Сегодня современное образование ставит перед педагогом задачу совершенствовать традиционные технологии и находить новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса. Исходя из этого, формулируются основные цели современного образования:

    развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

    развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству; воспитание толерантности, терпимости к чужому мнению;

    формирование коммуникативных умений и навыков.

Возможным выходом из этой ситуации является применение информационных компьютерных технологий (ИКТ), представляющих собой накопление информации, её хранение и переработку, математический анализ, моделирование и прогнозирование. Составными частями ИКТ являются электронный, программный и информационный компоненты, совместное функционирование которых позволяет решать задачи, поставляемые развитием общества. Следовательно, наша цель – найти применение компьютерным технологиям в процессе физического воспитания учащихся как средство методической поддержки учебно-воспитательного процесса. Компьютерные технологии способны сделать учебно-воспитательный процесс интенсивным, эффективным и качественным. Они побуждают учащихся к заинтересованности, активизации познавательной деятельности, углублению межпредметных связей. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения ИКТ в образовании:

    использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество;

    использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;

    использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

    использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики.

Современные педагогические технологии, в частности использование новых информационных технологий, Интернет – ресурсов, позволяют учителю достичь в ходе проведения уроков максимальных результатов в решении таких задач, как:

1. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:
-повышение эффективности и качества процесса обучения;
-повышение активности познавательной деятельности;
- увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

2. Развитие личности обучаемого, подготовка к комфортной жизни в условиях информационного общества:
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
- формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.

3. Работа на выполнение социального заказа общества:
- подготовка информационно грамотной личности;
- осуществление профориентационной работы в области физической культуры.

В общеобразовательных учреждениях структура каждого предмета разнообразна, но общий принцип, один – задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что задача учителя заключается в выборе таких методов обучения, которые позволили бы каждому ученику в полной мере проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность. Специфика урока физической культуры не позволяет использовать информационно-коммуникативные технологии в том объеме, в котором они используются на других уроках, так как основное направление обучения предмету - двигательная активность. Но реалии современной жизни таковы, что ученик и учитель должны не просто уметь пользоваться компьютером, а органично вписывать работу с ним в урок, процесс подготовки к нему, либо во внеклассное мероприятие. Первоначально одной из форм использования ИКТ для учителя физической культуры - это составление текстовых документов в программе «MS OfficeWord»:

    Календарно – тематическое планирование;

    Годовое планирование учебного процесса и тренировочных занятий;

    Планы работ по триместрам и поурочное планирование;

    Все виды текстовых документов: заявки, отчёты, положения о соревнованиях, протоколы соревнований, объявления, поздравления, печатание грамот и др.

Следующая форма при работе на ПК – работа с таблицами в программе «MS OfficeExcel». Даёт возможность использования электронных таблиц и работа с ними при проведении соревнований различного уровня с большим количеством участников, быстрое подведение итогов соревнований и т.д.
Способ накопления информации:

    быстрый способ поиска информации через систему интернета;

    способ хранения информации;

    быстрый поиск необходимого материала.

Уроки физической культуры включают большой объём теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому применение электронных презентаций позволяет эффективно решать эту проблему. Электронная презентация – это логически связанная последовательность слайдов, объединённая одной тематикой и общими принципами оформления.

Целью презентации может быть:

    актуализация знаний;

    сопровождение объяснения учителем нового материала;

    первичное закрепление знаний;

    обобщение и систематизация знаний.

Одной из главных задач учителя физической культуры является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. Наглядность играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Просмотр и обсуждение учебного материала увеличивает степень запоминания. Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Другой формой использования ИКТ явилось применение тестирующих программ. Использование компьютерных тестов на теоретических уроках физической культуры даёт возможность:

    осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию

обучения;

    вносить обоснованные изменения в учебный процесс;

    достоверно оценивать качество обучения и управлять им.

Компьютерные тесты могут содержать неограниченно количество разделов и вопросов, что позволяет варьировать тесты под непосредственные нужды и конкретных участников тестирования. Тесты используются на любом этапе обучения. Компьютерные тесты предусматривают как работу с подсказкой ответов, так и без них, на каждый вопрос даётся 4 варианта ответа. Использование тестов при подготовке к олимпиадам по физической культуре позволяет объективно оценить теоретические знания учащихся. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью ИКТ предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить у учащихся знание и незнание материала.
Как средство улучшения образовательного процесса в педагогической деятельности учителя широко используется блог . Термин «Блог» (blog) происходит от английского слова, обозначающего действие – блоггинг – вход во Всемирную паутину или веб, в которой человек ведёт свою коллекцию записей. Каждое сообщение, опубликованное внутри блога, имеет свой URL-адрес, по которому к сообщению можно обратиться. Каждый учитель может оформить блог в соответствии со своими требованиями, выделить самые важные сообщения, разместить необходимые ссылки. Дизайн блога можно сделать как с помощью шаблонов, так и с использованием своих рисунков, тем и т.д. С помощью блога учитель может проводить тестирование, размещать домашние задания, дополнительные материалы к уроку. Блог позволяет выкладывать презентации, видеоматериалы, текстовые документы, изображения.
Постоянное использование блога сможет дать ученикам:

    использование материалов уроков в режиме on-line; дополнительную информацию по предмету;

    изучение пропущенных тем в случае болезни;

    повысить мотивацию к обучению;

    постоянный личный контакт с учителем.

Участие в блогосфере может помочь учителю в определённой своей собственной профессиональной позиции, наладить непосредственный контакт с учащимися, повысить интерес к предмету, расширить кругозор учащихся.
Другой из важных форм работы современного учителя является создание и использование личного интернет-сайта. Сайт может быть важнейшим инструментом организации учебно-познавательной деятельности учащихся вне урока. Главное его назначение – помочь ученикам через тематические странички сайта получить дополнительные материалы к урокам, зачётам. Использование интернет-сайта учителя помогает формировать информационную компетенцию учащихся, повышает эффективность обучения, сайт учителя экономит время и средства на подготовку к уроку, позволяет использовать материалы сайта для домашних заданий и работы на уроках, для подготовки к экзамену по предмету. Сайт для современного учителя – это, своего рода, одно из условий его профессионального роста, презентация своего педагогического опыта большой аудитории коллег.
Компьютерные технологии всё шире входят в нашу жизнь, хотя они не могут заменить непосредственное общение ученика с живым человеком, учителем. Однако использование этих технологий в качестве дополнительного инструмента для качественного обучения своих подопечных – необходимая потребность своевременного и будущего времени. Использование ИКТ позволяет учителю повысить уровень владения предметной информации, развить имеющиеся и приобрести новые навыки работы с информацией в условиях постоянного совершенствования компьютерного оснащения, перейти от объяснительно – иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ученик становится активным субъектом учебной деятельности. Применение новых информационных технологий позволяет сформировать у учащихся устойчивый интерес к физической культуре, оказывает влияние на качество знаний, на результативность обучения, развитие учащихся. При этом новые информационные технологии сами становятся инструментом познания, обучения, выполняют обобщающую, исследовательскую, развивающую, воспитывающую и контрольно-корректирующую функции. Новые информационные технологии являются полезным дополнением к уроку.
Таким образом, считаю, что при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, расширять общий кругозор. Я использую на уроках физической культуры электронные презентации. Это позволило мне при использовании компьютерных технологий в образовательном процессе, сделать урок более демонстративным. Создавая презентацию необходимо учитывать возраст учащихся. Для первых классов необходимо создавать слайды по проще, содержащие больше цветных картинок, меньше текста и схем. Четвертым классам уже более сложные, где они могут анализировать уже знакомые движения, изучать технику выполнения новых движений.

С помощью Информационных Компьютерных Технологийможно решать проблемы поиска и хранения информации, планирования, контроля и управления занятиями физической культурой, диагностики состояния здоровья и уровня физической подготовленности занимающихся.

На практике применительно к урокам физической культуры, вначале информационные технологии в области физического воспитания использовались в основном текстовые документы: – заявки, отчёты, положения о соревнованиях, печатание грамот. Наиболее популярными областями применения информационных технологий в обучении является получение новых знаний в самообразовании.

Мною был изучен материал по использованию Информационных Компьютерных Технологий на уроках. Училась овладевать компьютерными технологиями и программой М icrosoft Р ower Р oint . Сканирую из методической литературы схемы, картинки, пользуюсь материалом из интернета.

На примере презентации по лыжной подготовке показываю, как можно использовать Информационных Компьютерных Технологий на уроках физической культуры.

Сегодня физическая культура – это не погоня за результатами, а кропотливая работа учителя и родителей, над укреплением здоровья детей. На уроках необходимо учитывать желания, настроение, темперамент каждого ребенка и каждого учить саморегуляции, адаптации, релаксации.

Уроки физической культуры необходимо выстраивать, руководствуясь принципами гумманизации и демократизации, воспитания культуры здоровья, используя психолого-педагогические и психолого-физиологические теории обучения, воспитания и развития личности.

Использованная литература:
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.1999г.
2. Лехтина Л.П. Модели педагогических информационно-коммуникационных технологий (электронный ресурс)
3. «ИТО – Ростов -2010» - Дядюшкина Т.С. Использование информационных технологий на уроках физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Цели статьи:

  • Познакомить учителей физической культуры с инновационными методами оздоровления детей с помощью йоги, используемых в практической деятельности.
  • Стремиться развить у коллег коммуникативные навыки и умения, побудить и взять на вооружение предложенный опыт.
  • Показать, что урок физкультуры XXI века видоизменился, с помощью йоги стал интересным и является наиболее удачной формой комплексного занятия для школьников, позволяющей развить физические качества и улучшить работу организма каждого и который способен повысить мотивацию к урокам.

Моя статья актуальна тем, что с каждым годом йога все глубже проникает в нашу повседневную жизнь, каждый телеканал рассказывает о пользе йоги для укрепления здоровья. Йогу включают в программы во многих фитнесс центрах, а врачи рекомендуют заниматься йогой всем и каждому, без ограничений по возрасту и уровню физической подготовки. Обычный урок физкультуры в школе не отражает современных модных тенденций, он кажется детям неинтересным – отсюда и низкая мотивация к занятиям. Один из выходов из данного положения является применение нетрадиционных видов занятий по физической культуре в школе. Это йога.

Детская йога предлагает комплекс занятий, основанных на хатха-йоге, создающей все условия для грамотного и гармоничного роста. Особенно полезны занятия йогой для учеников начальных, средних классов, так как именно в этом возрасте начинают закладываться основы здоровья человека. Благодаря йоге удается развить хорошую осанку, гибкость, координацию движений, в будущем избежать таких заболеваний, как сколиоз, остеохондроз. Занятия йогой способны повысить уровень сопротивляемости организма к заболеваниям, укрепляют организм.

Немаловажно и то, что йога – отличное средство для эффективного расслабления. Занятия дают выход природной детской активности, особенно полезными они станут для чрезмерно активных и проблемных детей, которые невнимательны и не умеют сосредоточиться. Специалистами доказано, что те дети, которые занимаются регулярно йогой, становятся более дисциплинированными, меньше устают, намного лучше учатся. В подростковом же возрасте йога помогает преодолевать неуверенность в себе, обрести душевное и физическое равновесие.

Занятия сделают ребенка не только здоровым и физически развитым, но и будут способствовать концентрации, спокойствию, успешному противостоянию ежедневным стрессам, нагрузкам в школе и вне ее.

Йога создана для детей, которые еще хранят в памяти тайны внутреннего мира, а также для всех, жаждущих вновь его открыть.
М.Смитуяйт

Йога – древнейшее индийское учение, систематизированное мудрецом Патанджали примерно во II веке до н.э. и признанное практически всеми последователями йоги.

Йога – это соединение, гармония трех начал человека – физического, психического и духовного.

Одной из составных частей йоги является Хатха – йога. Элементы этой древнейшей, полезной для каждого человека системы индийских йогов давно вошли в нашу жизнь, а теперь и в урок физической культуры.

Один из лучших способов помочь детям достичь эмоциональной гармонии, чтобы тело, разум и дух развивались в единстве, – это обучить их йоге.

Регулярная практика йоги поможет детям улучшить:

  • силу, выносливость, координацию движений, равновесие;
  • осанку, кровообращение, работу внутренних органов;
  • поведение;
  • школьную успеваемость.

С регулярной практикой йоги …

  • отношения детей с родителями, учителями и друзьями станут более мягкими и теплыми.
  • гиперактивные и проблемные дети будут вести себя более сдержанно.
  • скованные и застенчивые дети обретут уверенность в себе и перестанут уклоняться от общения со сверстниками.
  • дети будут лучше усваивать информацию в школе.

Для учащихся от 7–13 лет используют тематические уроки, истории и разнообразные игры. Детей 14–17 лет привлекают усложненные позы, нередко изобретают собственные комбинации. Они способны дольше находиться в состоянии концентрации.

Игры, истории, изобразительное искусство и музыка – именно это делают уроки йоги занимательными и интерактивными. Игры без элемента состязательности увлекательны и учат ребятишек сотрудничеству и взаимопомощи. Они дают детям возможность “выпустить пар”, успокоиться и подготовиться к уроку йоги. Урок йоги представляет собой чередование подвижных и спокойных моментов.

Планирование урока:

  • всегда начинать с разминки;
  • от простых поз постепенно переходить к сложным, при выборе поз учитывать физические способности учеников;
  • выбирайте энергичные позы, если дети вялые и им нужно взбодриться, и расслабляющие позы, когда вы хотите их успокоить;
  • используйте комбинации из поз различных групп (например, позы;
  • с наклоном вперед, а затем позы с наклоном назад и т. д.);
  • постоянно предлагайте новые позы, чтобы никто не заскучал;
  • дыхательные упражнения;
  • заканчивайте каждый урок релаксацией.

Прежде чем приступить к разучиванию поз (асан), необходимо сделать несколько упражнений в качестве разминки, чтобы подготовить связки и сделать более, подвижными суставы и позвоночник. Разминку можно пополнять и разнообразить любыми динамическими упражнениями. После разминки посидите в удобной позе, простое скрещивание ног (сукхасана), успокойте дыхание и только после этого приступайте к выполнению поз. До наших дней дошло множество легенд, в которых называется количество существующих асан. По одним – их 84 тысячи, по другим – 30 миллионов.

Итак, начинаем разучивать асаны. Асана – поза, определенное положение тела, которое развивает физические качества, улучшает работу организма. Хатха-йога гласит: “Освободи мускул, сила – в покое”. Выполнение асан можно разделить на несколько этапов:

  • Отдых перед вхождением в позу.
Не начинать выполнять упражнения, если напряжены мышцы и учащено дыхание. Для этого нужно сделать 2–3 спокойных вдоха и выдоха, удлиняя выдох. Можно снять напряжение мышц, сидя или лежа в удобной позе.
  • Мысленная настройка на выполнение позы.
  • Посмотреть на выполнение позы. Представить себя в этом положении.
  • Вхождение в позу.
  • Последовательно выполнить позу. Одно движение за другим делать плавно и спокойно. Не допускать чрезмерных усилий и резких движений, этим можно навредить себе.
  • Фиксация позы.
  • Начинающим, вне зависимости от их способностей, оставаться в позе не более 5 секунд. Продолжительность фиксации увеличивать постепенно на 1–2 секунды. Для школьников максимальное время удержания позы 10–20 секунд.
  • Выход из позы.
  • Возвращаясь в исходное положение, производить плавные, спокойные движения.
  • Отдых после выхода из позы.
  • Принять удобную позу для отдыха и расслабиться. Минимальное время отдыха составляет половину продолжительности выполнения позы. Даже если учащиеся совсем не устали, спокойно посидеть 3–4 секунды. Это даст больше пользы от выполненного упражнения. Длительный отдых (релаксация) после всего комплекса составляет ¼ продолжительность всего занятия. Если, например, вы занимались 20 минут, то отдыхайте 5 минут, если 35, то – 8 минут. Расслабляйтесь в позе полного отдыха, лежа на спине (савасана).

    Звуки (музыкальный ряд).

    Попробуйте включить в уроки (1–5 класс) техники, развивающие умение детей слушать, а также их способность к концентрации. Это поможет тем, которые легко отвлекаются и не способны сидеть спокойно.

    Попросите детей сесть или лечь в удобную позу, закрыв глаза. Они будут наслаждаться интересными звуками, которые вы издаете. Попросите одного из них после прослушивания нескольких звуков рассказать, при помощи чего, по его мнению, извлекались звуки, и в какой очередности. Можно повторить те же звуки, но в другом порядке, побуждая детей слушать и запоминать. Это упражнение хорошо развивает память. Используйте любые детские инструменты (колокольчики, бубенчики и т.д.), но добавьте и свои изобретения! Например: крошите сухие листья, комкайте бумагу или полиэтиленовые пакеты, медленно сыпьте рис в металлический контейнер.

    Также можно использовать позы с партнером такие, как дерево дружбы, плывущая лодка, комета, рыба под мостом и т.д. Йога с партнером имеет некоторые преимущества перед индивидуальными занятиями йогой. Не все упражнения можно выполнить самостоятельно и помощь партнёра оказывается неоценимой. Во время совместной работы между партнёрами возникает доверие, дающее каждому из них дополнительную возможность отрабатывать многие свои качества, как физические, так и эмоциональные: испытывать ощущение энергии, чувство взаимодействия и равновесия, чувства ответственности, чуткости и благодарности друг к другу. Всё это приводит к установлению между партнерами тёплых, дружеских отношений.

    Дыхательные упражнения (пранаяма).

    Детям начальных классов можно предложить самые простые дыхательные техники, такие как:

    • Сдувание перьев (или мячиков для пинг-понга) – сделать глубокий вдох и, выдыхая через соломинку, попробуйте двигать перышко по полу или гонять его по воздуху.
    • Дыхание жужжащей пчелы – когда это упражнение выполняет вся группа, кажется, что проснулся целый рой пчел! Сесть в позу полулотоса. Сделать глубокий вдох через нос и зажать уши пальцами. Медленно выдыхая воздух, и не открывая рта, издавать сильный гудящий звук, похожий на гудение пчел (“м-м-м”). Это упражнение обладает сильным успокаивающим действием.

    Детям постарше, можно предложить:

    Дыхание “ха” – оно помогает избавиться от застоявшегося воздуха, накопившегося вследствие поверхностного дыхания. Лечь на спину, вытянуть руки над головой. Сделать глубокий медленный вдох. Резко выпустить воздух через рот со звукам “ха”, прижав колени к грудной клетке и обхватив их руками. Медленно вдохнуть и снова растянуться на полу. Дышать свободно несколько секунд, затем повторить все снова три раза.

    Дыхательные техники оказывают лечебное и восстанавливающее воздействие на нервную систему. Пранаяма успокаивает эмоции, она чрезвычайно благотворно сказывается на общем самочувствии и здоровье в целом, так как усиливает приток кислорода в кровь и эффективно удаляет из легких застоявшийся воздух.

    Завершаем урок йоги релаксационной позой (савасана). Детям необходимо расслабляться. Релаксация дает детям время и возможность переработать впечатления дня, помогает отстраниться от забот и по-новому взглянуть на вещи. Она может стать решением многих проблем.

    И в заключении, подарив “Урок йоги”, вы подарите каждому ребенку возможность познать себя. Вы откроете ему дверь в новый удивительный мир, где он обретет гармонию с собой, окружающими, прекрасное настроение и здоровый дух.

    ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

    Программа курса по выбору

    Программа курса по выбору «Инновационные технологии физической культуры» направлена на овладение студентами специальности 032101 «Физическая культура и спорт» и направления подготовки 032100 «Физическая культура» современными образовательными и оздоровительными технологиями в области физической культуры, а также направлена на формирование у студентов профессиональных компетенций, характеризующих качество подготовки кадров данной отрасли.

    I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

    1.1. Цель курса

    Цель курса – формирование у студентов факультета физической культуры профессионального мышления, умений, навыков и компетенций, которые позволят использовать инновационные технологии физической культуры в будущей трудовой деятельности.

    1.2. Задачи курса

    ▪ Добиться прочного овладения студентами системой профессиональных знаний об инновационных технологиях физической культуры.

    ▪ Воспитание у студентов способности осмысливать информацию, относящуюся к инновационным технологиям физической культуры и определять эффективные пути ее использования в будущей профессиональной деятельности.

    ▪ Привитие студентам опыта творческой деятельности, умений анализировать и проектировать инновационную работу.

    ▪ Обеспечить применение студентами усвоенных технологий в практической деятельности.

    1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

    Отечественная и зарубежная наука в области физической культуры и спорта в последние годы предлагает различные инновационные проекты. Их внедрение зачастую носит локальный характер, а опыт преподавания в практике подготовки физкультурных кадров практически отсутствует. Несомненно, овладение студентами факультета физической культуры инновационными технологиями физической культуры и внедрение их в практику физического воспитания системы образования России позволит решить многие как частные, так и общие проблемы в этой области.

    Курс по выбору «Инновационные технологии физической культуры» относится к национально-региональному (вузовскому) компоненту блока общепрофессиональных дисциплин (ОПД). Его содержание должно реализовываться перед выходом студентов на педагогическую и профессионально-ориентированную практики.

    1.4. Требования к уровню освоения содержания курса

    Усвоение курса по выбору «Инновационные технологии физической культуры» предусматривает три уровня:

    1-й уровень ознакомительный – предполагает восприятие, осмысление и запоминание студентом основного содержания курса «Инновационные технологии физической культуры».

    2-й уровень адаптивный – предполагает приобретение студентом профессиональных компетенций, необходимых для осуществления инновационной деятельности в знакомых условиях и обязательное выполнение заданий СРС.

    3-й уровень продуктивный – предполагает осуществление на практике в новых условиях инновационной деятельности.

    II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

    2.1. Разделы курса.

    Курс по выбору «Инновационные технологии физической культуры» состоит из разделов:

    1. Введение.

    2. Современные инновационные технологи физической культуры.

    3. Самостоятельная работа студентов (СРС).

    2.2. Темы и их содержание.

    РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ.

    Тема 1. Инновационные технологии физической культуры и их место в системе профессиональной подготовки физкультурных кадров.

    Вводное представление о курсе «Инновационные технологии физической культуры», его цели, задачи и значение в профессиональном образовании специалиста по физической культуре и спорту. Место инновационных технологий в профессиональной подготовке специалиста. Организация и формы занятий КПВ. Требования к студентам.

    Определение понятий «инновация», «инновационные процессы», «инновационная деятельность», «педагогические технологии», «педагогические проекты», «инновационные технологии» и их соотношение. Общие и специфические признаки, характеризующие современные инновационные технологии физической культуры. Инновационные технологии физической культуры и качество профессиональной подготовки современного специалиста.

    РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

    ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

    Концепция спортивно-ориентированного физического воспитания в России.

    Цель, задачи и особенности организации спортивно-ориентированного физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Методология построения спортивно-ориентированного физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Механизмы реализации спортивно-ориентированного физического воспитания школьников.

    Образовательный и социальный аспекты спортивно-ориентированного физического воспитания.

    Тема 2. Всероссийское движение «Дети России образованы и здоровы» (ДРОЗД)

    Цель, задачи и основные этапы развития движения «ДРОЗД». Опыт реализации проекта «ДРОЗД» в России. Перспективы развития движения «ДРОЗД».

    Исторический аспект олимпийского образования. Олимпийское движение: принципы, традиции, правила. Неоолимпизм и его приоритеты. Философское значение современного олимпизма.

    Цель, задачи, средства, методы и сущность олимпийского образования.

    Олимпийское образование как инновационная технология физического воспитания. Организационно-педагогические основы олимпийского образования в России. Особенности внедрения олимпийского образования в практику общеобразовательных учреждений.

    Валеологические функции и задачи системы образования.

    Концептуальные основы валеологической педагогики в образовательных системах. Методологические принципы валеологического воспитания и образования.

    Современные валеологические и прогрессивные психолого-педагогические технологии и методы обучения, способствующие сохранению здоровья человека.

    Валеологические основы стратегии и тактики педагогического мастерства специалиста по физической культуре и спорту.

    Здоровая школа как валеологически-ориентированная модель образовательного процесса. Наиболее результативные методы и формы валеологической работы в образовательных учреждениях разного типа.

    Концепция, методология и методика «Президентских состязаний» населения Российской Федерации. Особенности организации «Президентских состязаний». Информационное обеспечение «Президентских состязаний». Социокультурный эффект «Президентских состязаний».

    Проект всемирного спортивно-оздоровительного движения. Базовые посылки, компоненты и последовательность реализации международной части программы «Президентские состязания». Концептуальные основы Президентской спортивно-оздоровительной программы.

    Концепция спартианского движения. Цели и основные задачи спартианской технологии. Специфические цели и задачи, связанные с физкультурой и спортом.

    Формы и методы спартианской технологии. Спартианские игры. Спартианский клуб. Включение детей и молодежи в спартианское движение.

    Особенности спартианской технологии – гуманистическая направленность; комплексный интегративный характер; ценность соревнований для детей и молодежи; взаимосвязь спорта и искусства.

    Основные направления и социальный эффект использования спартианской технологии в работе с различными группами населения.

    РАЗДЕЛ 3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ (СРС)

    Тема 1. Спортивно-ориентированное физическое воспитание.

    Разработать годовое планирование спортивно-ориентированного физического воспитания для одной из общеобразовательных школ и предложить его к внедрению.

    Тема 2. Всероссийское движение «Дети России образованы и здоровы» (ДРОЗД).

    Подготовить реферат на тему «Опыт реализации проекта «ДРОЗД» в …».

    Тема 3. Олимпийское образование.

    Разработать не менее 10 тестов к программе теоретического тура предметной олимпиады школьников «Олимпийские игры современности».

    Тема 4. Валеологическое образование.

    Принять участие в проведении опроса школьников в рамках программы международного проекта «Здоровье и поведение школьников».

    Тема 5. Президентские состязания.

    Составить программу «Президентских состязаний» школьников для её внедрения в практику работы школ в период прохождения педагогической практики.

    Тема 6. Инновационная Спартианская технология духовного и физического оздоровления детей и молодежи.

    2.3. Контрольные задания

    Задание 1: гностические умения студентов.

    1. Найти сайт Госкомспорта РФ.

    2. Изучить материалы последнего заседания Госсовета по вопросам развития физической культуры и спорта в России.

    3. Выделить приоритетные задачи и предлагаемые пути их решения.

    Задание 2: прогностические умения студентов.

    1. Составить опросник для абитуриентов факультета на предмет выявления их профессиональной ориентации и пригодности.

    2. Провести опрос абитуриентов в период проведения «Дней открытых дверей факультета».

    3. Обработать результаты опроса и представить их в предметную комиссию.

    Задание 3: проектировочные умения студентов.

    1. Разработать программу «Дня здоровья» для общеобразовательной школы.

    2. Получить на программу экспертное заключение у ведущего преподавателя.

    3. В период педагогической практики провести в школе «День здоровья» по утвержденной программе.

    Задание 4: коммуникативные умения студентов.

    1. Составить текст собственного вступления на тему «Вклад Ставропольских спортсменов в развитие современного олимпийского движения».

    2. Записать выступление на диктофон и прослушать. Исправить ошибки.

    1. Выступить с докладом в группе.

    Задание 5: организаторские умения студентов.

    1. Изучить программу Спартакиады факультета.

    2. Выбрать один вид межгрупповых соревнований и войти в состав судейской коллегии.

    3. Оказать помощь в организации и проведении соревнований по одному из видов спорта.

    III. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

    Форма итогового контроля – зачет. Для получения зачета студент обязан освоить 3-й (продуктивный) уровень содержания курса и выполнить предусмотренный программой объем СРС и контрольные задания.

    IV. УЧЕБНО-НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

    5.1. Основная литература

    1. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе. – М.: ТПФК, 2006. – 112 с.
    2. Лубышева Л.И., Магин В.А. Инновационные технологии в профессиональной подготовке спортивного педагога: учебное пособие. – М.: ТПФК, 2005. – 191 с.
    3. Олимпийский учебник студента: Учебное пособие / В.С. Родиченко и др. – М.: Советский спорт, 2005. – 128 с.
    4. Основы валеологии: Учебное пособие / Под ред. В.П. Соломина, Л.П. Макаровой, Л.А. Поповой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – 205 с.
    5. Педагогика физической культуры и спорта: Учебное пособие / Под ред. В.А. Магина, И.Ю. Соколовой. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009. – 264 с.
    6. Столяров В.И. Инновационная спартианская технология духовного и физического оздоровления детей и молодежи. – М.: Центр развития спартианской культуры, изд-во «Советский спорт», 2003. – 336 с.
    7. Столяров В.И., Бальсевич В.К., Моченов В.П., Лубышева Л.И. Модернизация физического воспитания в общеобразовательной школе. – М.: ТПФК, 2009. – 320 с.
    8. Твой олимпийский учебник: Учебное пособие для учреждений образования России / В.С. Родиченко и др. – М.: Советский спорт, 2007. – 144 с.

    5.2. Дополнительная литература

    1. Бальсевич В.К. Лубышева Л.И. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физической культуры. 2003. № 5. с. 19-22.
    2. Вавилов Ю.Н., Вавилов К.Ю., Силина А.Ю. О проекте всемирного спортивно-оздоровительного движения // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 4. с. 58-61.
    3. Контанистов А.Т. О формировании организационно-педагогических основ олимпийского образования в России // Теория и практика физической культуры. 2003. № 3. с. 44-47.
    4. Попов С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников). – СПб; СОЮЗ, 1998. – 256 с.
    5. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. № 3.
    6. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 1.
    7. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003. № 1.