Электронный образовательный ресурс (презентация) "Роман "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни. Презентация - Роман А.С

Cлайд 1

Cлайд 2

Вопросы к уроку Что даёт основания назвать пушкинский роман «энциклопедией русской жизни»? Сохраняет ли роман качество энциклопедичности для современного читателя?

Cлайд 3

Историзм как основная характеристика произведения многопланов. История, время являются подлинными героями процесса создания романа. Для Пушкина была принципиально значима историческая обусловленность мотивов поведения и судеб персонажей. Можно определить хронологические вехи биографии персонажей. Онегин родился в 1795 году. Впервые появился в свете в 1811 году. Встреча с Автором (действие 1-й главы) - 1819 год.

Cлайд 4

Cлайд 5

Какие реальные исторические личности упоминаются в 1-ой главе романа? 1. «Второй Чадаев, мой Евгений» Пётр Яковлевич Чаадаев – – современник Грибоедова и Пушкина. 2. «Что там уж ждёт его Каверин» Каверин П. П. – геттингенец, гусар, кутила и дуэлянт, член Союза Благоденствия.

Cлайд 6

Cлайд 7

Cлайд 8

Театр пушкинской эпохи Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы, И переимчивый Княжнин; Там Озеров невольны дани Народных слёз, рукоплесканий С младой Семёновой делил; Там наш Катенин воскресил Корнеля гений величавый; Там вывел колкий Шаховской Своих комедий шумный рой, Там и Дидло венчался славой, Там, там под сению кулис Младые дни мои неслись.

Cлайд 9

Cлайд 10

Катенин Павел Александрович (1792 – 1853) Поэт, драматург, критик и переводчик; переводил пьесы французских просветителей Корнеля, Расина; писал оригинальные драмы и поэмы («Инвалид Горев», «Княжна Милуша»).

Cлайд 11

Княжнин Яков Борисович (1740-1791) Переводчик и драматург. Самые знаменитые его трагедии – «Вадим Новгородский» и «Владимир и Ярополк». Княжнин перевёл 5 трагедий Корнеля – исключительный случай в переводческой практике 18 века.

Cлайд 12

А. И. Истомина Прима-балерина русского театра. Пушкин называет её Русской Терпсихорой

Cлайд 13

Пушкин и балет Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола; То стан совьёт, то разовьёт И быстрой ножкой ножку бьёт.

Cлайд 14

Внешнеэкономические связи России Всё, чем для прихоти обильной Торгует Лондон щепетильный И по Балтическим волнам За лес и сало возит нам, Всё, что в Париже вкус голодный, Полезный промысел избрав, Изобретает для забав, Для роскоши, для неги модной, – Всё украшало кабинет Философа в осьмнадцать лет.

Cлайд 15

Cлайд 16

Кулинарное искусство 1-й половины XIX века К Таlоп помчался: он уверен, Что там уж ждёт его Каверин. Вошёл: и пробка в потолок, Вина кометы брызнул ток; Пред ним roast-beef окровавленный, И трюфли, роскошь юных лет, Французской кухни лучший цвет, И Страсбурга пирог нетленный Меж сыром лимбургским живым И ананасом золотым…

Cлайд 17

Античные реалии в романе Потолковать о Ювенале (римский поэт-сатирик, родился около 42 г. до н. э.) Из Энеиды два стиха (эпическая поэма римского поэта Вергилия) Ромул (легендарный основатель и первый царь Рима 8 в. до н. э.) Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита… (Гомер – древнегреческий народный поэт; Феокрит – древнегреческий поэт, автор идиллий) «Наука страсти нежной, которую воспел Назон» (Овидий Назон – римский поэт 43 г. до н. э.) Терпсихора –муза танцев Венера, Зевес, Диана - боги Древней Греции.

Cлайд 18

Архаизмы 1) Акцентологические (изменилось место ударения): призрак, эпиграфы, «на зеркальном паркете зал..» 2) фонетические Пиит» - поэт; «осьмнадцать»- восемнадцать «И рёвом скрыпок заглушён»

Cлайд 19

Семантические Латынь из моды вышла ныне: Так, если правду вам сказать, Он знал довольно по-латыне, Чтоб эпиграфы разбирать…. Но дней минувших анекдоты От Ромула до наших дней Хранил он в памяти своей. «Учёный малый, но педант». В «онегинскую» эпоху «педант» – человек, выставляющий напоказ свои знания, свою учёность, с апломбом судящий обо всём «Так думал молодой повеса». Это слово имело почти терминологическое значение. Применялось к кругу разгульной молодёжи, в поведении которой сочетались бесшабашная весёлость, презрение к светским развлечениям, некоторый привкус политической оппозиционности.

Cлайд 20

Семантические «Народных слёз, рукоплесканий…» «Плеск» - аплодисменты Всё, чем для прихоти обильной Торгует Лондон щепетильный… Щепетильный – употреблено в значении «относящийся к нарядам, щегольской». И это значение слова сейчас устарело. --------

Cлайд 21

Иностранные слова Почему так много иностранных слов в первой главе? Некоторые даже и написаны латинским шрифтом: Madam, Monsieur I`Abbe, dandy, vale, roast-beef… И слова – то из разных языков: французские, английские, латинские, опять английские…

Cлайд 22

Главная тема всей первой главы – тема становления личности в пору юности. Давайте поближе посмотрим на «молодого человека в начале 19 века» с точки зрения законов психологии и сравним полученный портрет с обликом современного юноши.

Cлайд 23

«Острижен по последней моде, как денди лондонский одет». «Молодёжь всегда хочет отличаться от старших, и легче всего сделать это с помощью внешних аксессуаров. Одна из функций молодёжной моды и жаргона, часто шокирующих консервативных отцов, в том и состоит, что с их помощью подростки и юноши маркируют, отличают «своих» и «чужих». Пушкинская цитата Психолог И.Кон

Cлайд 24

«Всего, что знал ещё Евгений, пересказать мне недосуг» «Отвлечённо-философская направленность юношеского мышления связана, конечно, не только с формально-логическими операциями, но и с особенностями эмоционального мира ранней юности. …Широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью, отсутствием системы и метода» Пушкинская цитата Психолог И.Кон

Cлайд 25

«Он три часа по крайней мере пред зеркалами проводил…» «Подростки и юноши особенно чувствительны к особенностям своего тела и внешности, сопоставляя своё развитие с развитием товарищей. Для ребят очень важно, насколько их тело и внешность соответствуют стереотипному образу. При этом юношеский эталон красоты и просто «приемлемой» внешности нередко завышен, нереалистичен» Пушкинская цитата Психолог И.Кон

Cлайд 26

«Он в первой юности своей был жертвой бурных наслаждений и необузданных страстей» «Люблю я бешеную младость» Эпитет «бешеный» обозначает чрезвычайную динамичность юности. Юность – время хаотичное, бурное, противоречивое. Особо выделим этимологическую семантику эпитета бешеную. Бешеную образовано от бесить, бес. В страсти, крайней зависимости от бурлящих стихийных чувств много бесовского, «грехов юности», Например, романы Онегина с замужними дамами. Пушкинская цитата Психолог И.Кон

Cлайд 27

Ему наскучил света шум… Условий света свергнув бремя… Вариант юношеского кризиса. Закончился цикл ранней юности («Быть как все»). Начинается переход к зрелой юности («Кто есть Я?»). Исчез интерес к недавно столь привлекательным светским занятиям. Наступило пресыщение страстью. Как итог духовной эволюции и самопознания возрастает уровень притязаний. В этом и состоит главное приобретение юности – открытие своего внутреннего мира, личной самобытности. «Юность – завершающий этап первичной социализации». Пушкинская цитата Психолог И.Кон

Cлайд 28

ЮНОСТЬ ЛЮБОВЬ ВЕСЕЛЬЕ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКА К ЗРЕЛОСТИ ВЫБОР СВОБОДА СТРАСТЬ К ПОЗНАНИЮ ОШИБКИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТВОРЧЕСТВО

«Произведения Пушкина» - Правильные ответы: Образ какого преобразователя России рисует А.С. Пушкин в поэме «Медный всадник»? Ответы: Ф.И. Тютчев. Первый тур: Второй тур: «ты мне, я тебе». Кто навестил А.С. Пушкина? Как называется поэма А.С. Пушкина о героях, колдунах, сражениях? Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет…

«Южная ссылка Пушкина» - Могила поэта находится в Святогорском монастыре, недалеко от Михайловского. В Москве прошло детство Пушкина. Величием и красотой покорили Пушкина Кавказские горы и Чёрное море. Пушкин родился в Москве в 1799 году. Удивительное и прекрасное имя – Пушкин. Через год (в 1830) Пушкин сватается вторично. Несколько фактов из биографии А.С.Пушкина.

«О Евгении Онегине» - Татьяна Ларина - прототип Авдотья (Дуня) Норова, подруга Чаадаева. Пушкин работал над романом до последних дней своей жизни. Ленский - Ольга. Роман Толстого «Анна Каренина» является продолжением романа «Евгений Онегин». Автограф Пушкина - автопортрет с Онегиным на набережной Невы. Сюжетные линии Онегин и Татьяна.

«Пушкин выставка» - Конкурс детских рисунков. 1 –й раздел «От рождения до гибели». Чудо-сказки. Кроссворд. Победители конкурса детских рисунков. 3 –й раздел «Чудо-сказки». О.Ященко). Название: В гостях у А.С. Пушкина. Город поэта. ВЫСТАВКА-КРОССВОРД «В гостях у А.С. Пушкина». Сказки Пушкина. (сл. и муз.

«Александр Сергеевич Пушкин» - Гений Александра Сергеевича,безусловно,универсален. Был уверен в победе. Поднялась тревога. А.С.Пушкин. Перевоплощения и широта творческих интересов Александра Сергеевича поразительны. Проведение даже место выбрало –Чёрную речку для дуэли. За одну «Вольность»Александр 1 хотел отправить Пушкина в Сибирь.

«Жизнь Пушкина» - Но, несмотря на славу, творческую зрелость, Александра Сергеевича не оставляла тоска, тревога. Многие произведения Пушкина экранизированы. Антон Дельвиг – добродушный, медлительный, фантазёр. Лирика А.С.Пушкина. Н.Н.Гончарова. Александру было 12 лет, когда родители решили определить сына в Лицей. Пушкин читает своё стихотворение на торжественном экзамене в Лицее.

Всего в теме 14 презентаций

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Роман А. С. Пушкина « Евгений Онегин»- « энциклопедия русской жизни». (В.Г. Белинский)

«К Талон помчался:Он уверен, Что там уж ждёт его Каверин». « Второй Чаадаев мой Евгений…» Современники Пушкина Пётр Каверин -лицейский друг Пушкина, гусар, дуэлянт, весельчак, повеса, член « Союза Благоденствия». Пётр Чаадаев- гусар. Общественный деятель. Философ. Оказал большое влияние на Пушкина. Известен своим свободолюбием. Искусство одеваться возвёл почти в степень исторического значения. Прототип Чацкого.

Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола; То стан совьет, то разовьет, И быстрой ножкой ножку бьет. Авдотья Истомина- знаменитая балерина 19 века Современники Пушкина

Театральная жизнь России 19 века. Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, все кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. P.S. Ложи блещут орденами на мундирах, бриллиантами дам, ведь дамы могли появляться только в ложах. Кресла - несколько рядов кресел перед сценой. Здесь сидела вельможная публика. Партер - пространство за креслами. Здесь смотрели спектакль стоя. Билеты стоили дёшево. Раёк -верхняя галерея, местопребывание демократической публики, которая аплодисментами требует начать спектакль. Среди какой публики находился в театре Онегин? Для чего он посещал театр?

Мода 19 века Был ли Онегин модником? Или полностью был равнодушен к новинкам моды? Дендизм- принцип моды и поведения. Оставайтесь в свете, до тех пор пока не произведёте впечатления. Признак дендизма- элегантная поза разочарованного и равнодушного человека.

Мода 19 века «Но панталоны, фрак, жилет… Всех этих слов на русском нет…» « Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар…» Мода начала XIX века отражает все веяния времени. Едва дошли до России сведения об освободительной борьбе в Латинской Америке, как появились люди, носящие шляпы Боливар. Онегин, желая предстать перед светской публикой Петербурга, одетым по последней моде, надевает такую шляпу.

Наиболее распространённой домашней одеждой дворян был халат. Описывая героев, сменивших фрак на халат, Пушкин подсмеивается над их простой, размеренной жизнью, занятой мирными заботами. Поэт пишет про старую Ларину: “… Но вскоре всё перевелось: Корсет, альбом, княжну Арину, Стишков чувствительных тетрадь Она забыла: стала звать Акулькой прежнюю Селину И обновила наконец На вате шлафор и чепец.” А предсказывая будущее Ленского, Пушкин замечал: “…А может быть и то: поэта Обыкновенный дал удел. Прошли бы юношества лета; В нем пыл души бы охладел. Во многом он бы изменился, Расстался с музами, женился, В деревне, счастлив и рогат, Носил бы стёганый халат…” Мода 19 века

Убранство кабинета Онегина Янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе, И, чувств изнеженных отрада, Духи в граненом хрустале; Гребенки, пилочки стальные, Прямые ножницы, кривые И щетки тридцати родов И для ногтей и для зубов. Руссо (замечу мимоходом) Не мог понять, как важный Грим Смел чистить ногти перед ним, Красноречивым сумасбродом. Защитник вольности и прав В сем случае совсем неправ. P.S. Духи вошли в моду в России только в конце 18 века. Во времена Онегина, т.е. в 20-ые годы 19 века, это ещё была модная новинка.

Дворянское жилище … А вот камин; Здесь барин сиживал один… Здесь с ним обедывал зимою Покойный Ленский, наш сосед.

Дворянское жилище «Она любила на балконе предупреждать зари восход»

«Быть может. Вы не раз видали уездной барышни альбом …» «Кто прочтёт секрет без спроса, Тот останется без носа» « Три грации досель считалось в мире, Но появились вы, и стало их четыре». Начинался альбом советами матери. В альбомах встречались стихи Жуковского, иностранных поэтов, конфетные фантики со стихами, травки и сушёные цветы между листами, много рисунков карандашом.

Дуэль. Правила дуэли. 1. Дуэлянты должны были иметь секундантов из числа знакомых дворян. 2.Секундаеты должны были примирить враждующие стороны. Последняя попытка примирения должна была быть за несколько минут до дуэли. 3.Вслучае опоздания одного из дуэлянтов дуэль отменялась. 4.кждый приезжал со своими пистолетами. Заряжались они под наблюдением секундантов. В соответствии ли с правилами состоялась дуэль Онегина и Ленского? Как относился Онегин к предстоящей дуэли с Ленским? Были ли у него планы убивать его?

Дуэль Вот пистолеты уж блеснули, Гремит о шомпол молоток. В граненый ствол уходят пули, И щелкнул в первый раз курок. Вот порох струйкой сероватой На полку сыплется. Зубчатый, Надежно ввинченный кремень Взведен еще. За ближний пень Становится Гильо смущенный. Плащи бросают два врага. Зарецкий тридцать два шага Отмерил с точностью отменной, Друзей развел по крайний след, И каждый взял свой пистолет.

Картины жизни крепостных крестьян Она меж делом и досугом Открыла тайну, как супругом Самодержавно управлять, И всё тогда пошло на стать. Она езжала по работам, Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам, Служанок била осердясь - Все это мужа не спросясь. Бывало, писывала кровью Она в альбомы нежных дев, Звала Полиною Прасковью И говорила нараспев… " Расскажи мне, няня, Про ваши старые года: Была ты влюблена тогда?" - И, полно, Таня! В эти лета Мы не слыхали про любовь; А то бы согнала со света Меня покойница свекровь. - "Да как же ты венчалась, няня?" - Так, видно, бог велел. Мой Ваня Моложе был меня, мой свет, А было мне тринадцать лет. Недели две ходила сваха К моей родне, и наконец Благословил меня отец. Я горько плакала со страха, Мне с плачем косу расплели, Да с пеньем в церковь повели.


Слайд 2

В.Г. Белинский

" … с такою полнотою, светло и ясно отразилась в "Онегине" личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы... "Онегина" можно назвать энциклопедией русской жизни…В этом произведении отразился век и современный человек "

Слайд 3

Давайте постараемся решить:

Почему роман в стихах «Евгений Онегин» можно назвать «энциклопедией русской жизни»? это наш основополагающий вопрос

Слайд 4

Попытайтесь выделить основные черты «энциклопедизма», исходя из следующих планов произведения:

система образов; географическое пространство; социально-исторический контекст; авторское присутствие и его формы;

Слайд 5

Тема вашего исследования может звучать так:

Энциклопедический характер системы образов, сюжета и композиции романа “Евгений Онегин”. Эпизодические персонажи романа. Их роль в широком воссоздании “энциклопедии русской жизни”. Пространства столицы и усадьбы как воплощение русской “ картина мира”.

Слайд 6

Возможно, вы решите самостоятельно определить направление вашего исследования.

Масштабность и неисчерпаемость произведения предоставляют огромный простор для вашей мысли. Читайте! Вдумывайтесь! Ищите!

Слайд 7

Чтобы раскрыть вашу тему, обратите внимание на следующие вопросы:

Какие ключевые образы противопоставляются герою и почему? Какова роль эпизодических персонажей в романе? Какие пространства формируют поле действия героев? Как сюжет позволяет раскрыть образ главного героя? Как общественно-политическая ситуация 1820-х гг. повлияла на идейное содержание романа? К какому литературному направлению относится роман и почему?

Слайд 8

Нам предстоит: 1. Объединиться в небольшие творческие группы для проведения исследования. 2. Определиться с направлением и темой исследования в рамках каждой группы. 3. Провести исследование с опорой на методические рекомендации и список литературы, предложенный учителем. 4. Оформить результаты исследования в виде презентации, публикации, статьи.

Слайд 9

Плодотворно поработав, мы научимся:

анализировать историко-культурный контекст изучаемых произведений; определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; использовать средства информационно-коммуникационных технологий для проведения исследования и оформления его результатов.

Роман «Евгений Онегин» – энциклопедия русской жизни

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Нижнесеребрянская ООШ»


«Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением»

В.Белинский


«Энциклопедия русской жизни «

Картины романа

Жизнь столичного и Картины природы

московского дворянства

Жизнь поместного

дворянства

Жизнь крепостного

крестьянства


Жизнь столичного дворянства

  • Онегин в столице:
  • «Утро»
  • «День»
  • «Театр»
  • «Антракт»
  • «Бал – утро»

Личность Онегина сформировалась в петербургской светской среде. Основные факторы, обусловившие его характер –принадлежность к высшему свету, обычное воспитание, обучение. Он ведет жизнь свободного дворянина, не обремененного службой. Это суетный, беззаботный, насыщенный развлечениями и любовными романами утомительно длинный день. Вся жизнь героя -однообразное, бессмысленное, бездеятельное времяпрепровождение.


  • Был ли счастлив Евгений Онегин в своей обычной жизни?
  • Почему Пушкин называет Онегина «угрюмым, томным»?
  • Дайте характеристику высшему свету Петербурга: какие ценности преобладают в свете?
  • В чем отличие Онегина от других представителей дворянства?

Почему Онегин едет в деревню?

/Скука Онегина не имеет связи с недовольством жизнью. Эта скука –простое физиологическое последствие очень беспорядочной жизни. Из-за чего суетятся, подличают, актерствуют самые презренные люди? «Денег ради,» -отвечает Пушкин./


Жизнь поместного дворянства

Что представлял собою «замок»?

Какой образ жизни вел дядя Онегина?


" Расскажи мне, няня,

Про ваши старые года:

Была ты влюблена тогда?"

И, полно, Таня! В эти лета

Мы не слыхали про любовь;

А то бы согнала со света

Меня покойница свекровь. -

"Да как же ты венчалась, няня?"

Так, видно, бог велел. Мой Ваня

Моложе был меня, мой свет,

А было мне тринадцать лет.

Недели две ходила сваха

К моей родне, и наконец

Благословил меня отец.

Я горько плакала со страха,

Мне с плачем косу расплели,

Да с пеньем в церковь повели.


Онегин и Татьяна

Юная девушка, которая выросла в «глуши забытого селенья» на преданиях глубокой старины и французских романах, не имеет никакого отношения к высшему свету. Татьяна обладает природным умом и естественностью, сердечной теплотой и кротким нравом. Она ждет любви и находит ее в лице Евгения. Пытаясь разгадать и понять своего возлюбленного, девушка сравнивает его с героями прочитанных романов. Он кажется ей то обольстителем, то верным другом, то героем-разбойником.


Дуэль Онегина и Ленского

Как произошла дуэль Онегина и Ленского?

Как относился Онегин к дуэли с Ленским?

Были ли у него планы убивать его?


Уход Онегина от светской жизни произошел не от банальной «русской хандрой», а из-за желания найти новое применение своим силам, свой путь развития. Он ищет его сначала в Петербурге, потом в деревне, но не может преодолеть в себе холодный скепсис, душевную лень и зависимость от людской молвы. Внешняя свобода не освободила Евгения от ложных мнений и предрассудков. Он не ценил дружбу, отвергнул любовь и только после убийства Ленского ощутил первое глубокое переживание – «тоску сердечных угрызений».