Арабские источники о тюрках. В борьбе за власть

Арабское вторжение. Арабский мир и тюркский мир

Как только Тюркская империя получила смертельный удар, Китай столкнулся с арабами.

В начале VII в. на Аравийском полуострове возникает ислам. Вскоре же он становится знаменем, под которым были совершены значительные завоевания на средневековом Востоке и Западе. Его основоположник – Мухаммед, призывая арабские племена к единобожию, тем самым заложил идею объединения разрозненных враждующих арабских племен под единым идеологическим началом. С самого начала своего зарождения ислам набирал силу и укреплялся вследствие завоеваний. Сперва мусульманская община в Медине во главе с Мухаммедом покорила одно за другим основные арабские и еврейские племена, а после смерти Мухаммеда его преемники продолжили завоевательную деятельность. Объединенные арабские племена составили войско мусульманской общины, и под предлогом распространения ислама оно начало захваты далеко за пределами Аравии.

До появления у границ Центральной Азии в Хорасане арабы одержали верх над двумя могущественными империями того времени: Византийской и Сасанидской. В решающей битве при Кадисии в 636 г. они разгромили сасанидское войско, а несколько недель спустя захватили столицу Сасанидов – Мадаин. В 638 г. пал Иерусалим, в 640–642 гг. завоеван Египет. На западе арабские отряды захватили в 642 г. Барку, а через год – Триполи. На северо-востоке ими также были достигнуты большие успехи: в 640 г. завладели Двином, в 641 г. – Мосулом и выиграли второе, решающее, сражение с сасанидами при Нихавенде. После этого арабы, не встречая сколь-нибудь серьезного сопротивления, вступили в пределы Хорасана.

Так, арабы и тюрки, обуреваемые одинаковыми стремлениями к экспансии, правда направленной в противоположные стороны, сошлись лицом к лицу. Начальный этап арабского завоевания в Хорасане и Мавераннахре продолжался 60 лет. Однако полному подчинению захваченных центральноазиатских владений на начальном этапе завоевания препятствовало несколько обстоятельств. Во-первых, упорное сопротивление народов Центральной Азии арабскому проникновению в этот регион; во-вторых, недостаточное развитие государственного аппарата арабов; в-третьих, нестабильность положения в арабском мире (борьба за власть между претендентами, межплеменная борьба, отделение некоторых военачальников с крупными контингентами войск, выступление различных социальных групп, недовольных местной или центральной властью).

К началу VIII в. мусульманские арабы захватили огромные территории от южных районов Франции до берегов Инда и Окса и, отяжелев от такой добычи, были не в состоянии наступать дальше. Начиная с 705 г. их походы при Омейадском халифате уже не напоминали прежние молниеносные войны: речь идет о вторжении в Тохаристан, древнюю Бактрию, находившуюся в то время под властью Кундуза, т. е. обращенных в буддизм тюркских царей, в Хорезм и Согдиану, где они столкнулись с местными принцами, тюрками и иранцами, с переменным успехом несколько раз вступали в сражение с тюрками Орхона и, наконец, с тюргешами, которые оказались самыми опасными врагами. Что касается Китая, он пребывал в полной нерешительности и избегал вмешательства.

В 750 г. китайцев к действию побудил один незначительный инцидент: смерть тюркского царя Ташкента от руки китайского губернатора провинции. Сын погибшего обратился за помощью к карлукам, жившим в верховье Иртыша, самой восточной точке озера Балхаш, и к арабским гарнизонам в Согдиане. К несчастью для Китая, и те и другие ответили согласием.

Столкновение востока и запада произошло летом 751 г. в Таласской долине. Это было вторым столкновением (вспомним, что первое произошло в Таласской долине в 36 г. до н. э., в результате чего китайцы не добрались до Европы на рубеже нашей эры).

Итак, китайское войско явилось туда по мольбе жителей Согдианы, жестоко терроризируемых арабами.

Бой на равнине шел три дня и был окончательно решен тюрками-карлуками, стоявшими неподалеку и державшими нейтралитет, следующим образом: китайцы, по их мнению, были все же хуже арабов, посему нанесли удар по их флангу – китайцы бежали.

По иронии судьбы китайский полководец Гао Сяньчжи не понес наказания за проигранное сражение и потерю Согдианы. Он остался при дворе и служил империи Тан в последующих войнах, а араб, победитель и герой Зияд ибн Салих, был вскоре казнен как политически неблагонадежный.

В результате победы арабов Центральная Азия стала мусульманской провинцией, т. е. повернулась лицом к исламу: происходило насаждение ислама и мусульманской культуры (по-видимому, исламизация части местного населения на левобережье Амударьи происходила еще до начала VIII в.). Центральная Азия, оккупированная Китаем при династии Тан, истребившей тюрков, сбросила китайский гнет – там возник Уйгурский каганат.

Китай же, несмотря на возможности для контрнаступления, погрузился в пучину восьмилетней гражданской войны (755–763 гг.).

Итак, в тот момент, когда Китай обладал силой и мощью для завоевания Азии, всегда именно тюрки останавливали агрессию Китая на запад. И в этом – заслуга тюрков перед человечеством.

Военная экспансия арабов, которая началась в 635 г., достигла кульминации и захлебнулась. Огромная империя халифов простиралась от южной оконечности Пиренеев до Инда и Окса, порождая внутренние проблемы, которые вскоре привели к ее расчленению и яростным идеологическим схваткам. Ее сказочно богатые правители утратили вкус к войне и предпочитали наслаждаться своими богатствами, казавшимися неистощимыми, и не мечтали о новых. Вместе с ними перестал быть агрессивным ислам, сделавшись благодаря этому более притягательным. Он породил великолепную цивилизацию, самую высокую в ту эпоху, используя богатые греческие и иранские традиции; он предлагал ее соседям, в частности северным варварам, которые сразу возлюбили ее. Чтобы охранить себя от их притязаний, арабы проводили главным образом оборонительную политику, возводя стену на границах со степью, своего рода плотину, о которую море бессильно будет бить своими волнами. О степени их амбиций и мощи их средств свидетельствует тот факт, что ислам почти не воспользовался плодами своей победы в борьбе против Китая, довольствуясь районом у подножья Тянь-Шаня.

Итак, сложилась следующая ситуация: у границ империи, от Черного моря до Памира, находился тюркский мир или, по меньшей мере, мир в стадии тюркизации. Индоевропейцы отступают по всем фронтам. Степи Южной Украины подвергаются уже не просто нерегулярным набегам тюрков, но настоящему массовому нашествию. Скифы ушли, как ушли и их наследники сарматы и другие племена, а также германцы, между тем как славяне еще не нашли свою нишу. Оазисы Согдианы еще принадлежат согдийцам, но уже начинают входить в орбиту монгольских племен, которые готовят свою будущую полную аннексию. Все происходит так, будто по мере того, как Согдиана все активнее противостоит натиску тюрков, они все упорнее проникают в нее и все сильнее сжимают ее в своих объятьях, от которых рождаются метисы. Разумеется, еще в течение некоторого времени тюрки продолжали поглядывать в сторону Китая, но уже не так жадно, поскольку их взоры были устремлены за другие горизонты. Конечно, у них еще на одно столетие останется мощная цитадель в священной земле Отюкен, но всего лишь на сто лет! Обстоятельства толкают их на запад. Там все привлекает их с тех пор, как тюркюты дали им фантастически сильный толчок в этом направлении. Теперь там их судьба.

Массовому движению арабов на восток противостоит стремление тюрков на запад. Это напоминает столкновение двух больших противоположных ветров. И из этого рождаются настоящие ураганы. Но дело в том, что эти две силы, равные по динамизму, имеют разную природу. Одна превратилась в духовную и культурную, а другая остается преимущественно военной. Ислам дал тюркам свою религию и свою цивилизацию, а тюрки взамен дали исламу свои армии.

Из книги Конец Великолепного века, или Загадки последних невольниц Востока автора де Нерваль Жерар

ПЕРВЫЕ УРОКИ АРАБСКОЕ О ЯЗЫКА Я подал знак рабыне, чтобы она взяла стул (я имел слабость приобрести стулья), но она отрицательно покачала головой, дав мне понять, что мое предложение нелепо, поскольку столик был невысоким. Тогда я положил на пол подушки и уселся, приглашая

Из книги Великая смута. Конец Империи автора

Глава 6 Двуязычие на Руси (русский и тюркский) Арабский язык и арабские буквы в русском обиходе до XVII

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

28. Арабское завоевание После сражения при Бадре (описанного также в Библии как победа Моисея над войском фараона) стиль жизнеописания Пророка Магомета резко меняется. Последующий рассказ, вплоть до смерти Магомета, состоит из перечисления воинских походов, сражений,

Из книги Постижение истории автора Тойнби Арнольд Джозеф

Иранское и арабское общества Следующим живым обществом, которое мы намереваемся исследовать, является исламское. Как только мы обратимся к первоисточникам его истории, то тотчас же обнаружим наличие универсального государства, универсальной церкви и движения племен –

Из книги Как рассказывают историю детям в разных странах мира автора Ферро Марк

Арабское завоевание Арабское завоевание и падение Сасанидов – это катастрофа. Было несколько предзнаменований этого. «При Перозе на империю обрушилась великая засуха; «царь царей» закупил продовольствие в других странах, чтобы справиться с голодом, заставлял богатых

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

28. Арабское завоевание После сражения при Бадре (описанного также в Библии как победа Моисея над войском фараона) стиль жизнеописания Пророка Магомета резко меняется. Последующий рассказ, вплоть до смерти Магомета, состоит из перечислений воинских походов, сражений,

Из книги Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Арабское естествознание Контакты между народами империи существовали всегда, в том числе научные, как бы убого с теперешней точки зрения та наука ни выглядела. Для своего времени она была наукой, а люди, развивавшие ее, были учеными.Происходило постепенное умственное

Из книги Легион «Идель-Урал» автора Гилязов Искандер Аязович

Фактор тюркский В первые годы Второй мировой войны во многих официальных актах Германии, на страницах газет и журналов замелькали такие термины, как Туран, пантуранизм (туранизм), пантюркизм. В Министерстве иностранных дел была заведена особая папка документов под

Из книги Кипчаки, огузы. Средневековая история тюрков и Великой Степи автора Аджи Мурад

Тюркский Халифат Огузы в Халифате были «обречены на триумф». Их питал Древний Алтай - родник духа тюркского народа. И Средняя Азия - земля творцов, поэтов, ученых - наследница Кушанского ханства.Когда в VII веке в Среднюю Азию пришла мусульманская конница, огузы, узнав об

автора Светлов Роман Викторович

Глава 2 БИТВА ПРИ КАДИСИИ – АРАБСКОЕ ВТОРЖЕНИЕ В ИРАН (2 декабря 636 года) Битва при Кадисии стала важнейшим событием в войнах арабов-мусульман с зороастрийским Ираном. Она открыла для арабов путь во внутренние районы Месопотамии и Персии. После этого сражения все попытки

Из книги Великие сражения Востока автора Светлов Роман Викторович

АРАБСКОЕ ВОЙСКО Ислам не религия, подобно христианству, а военно-политическая организация народа… (Ганс Дельбрюк, т. III; с. 149) Роль армии в халифате во многом определяла доктрина ислама. Основной стратегической задачей халифов считалось завоевание территории, населенной

Из книги Испания от античности к Средневековью автора Циркин Юлий Беркович

АРАБСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ В 711 г. король Родриго был вынужден прервать военные действия против васконов и обратиться к югу. На испанском берегу высадился арабский отряд под командованием Тарика. Он высадился на скале, которая несколько позже и была названа именем этого

Из книги Книга 1. Библейская Русь. [Великая Империя XIV-XVII веков на страницах Библии. Русь-Орда и Османия-Атамания - два крыла единой Империи. Библейский пох автора Носовский Глеб Владимирович

6. Вторжение ассирийцев в Ветилую - это повторное вторжение русских в Литву, то есть в западную Европу в XVI веке а. КНИГА ИУДИФЬ. ВТОРЖЕНИЕ АССИРИЙЦЕВ И ОСАДА ВЕТИЛУИ. Ассирийские войска Олоферна входят «в приморскую страну» по названию Ветилуя, где проживают сыны Израиля

Из книги История тюрков автора Аджи Мурад

Тюркский Халифат Огузы в Халифате были «обречены на триумф». Их питал Древний Алтай – родник духа. И Средняя Азия – земля творцов, поэтов, ученых – наследница Кушанского ханства.Когда в VII веке в Среднюю Азию пришла мусульманская конница, огузы, узнав об исламе, поняли:

Из книги Великая степь. Приношение тюрка [сборник] автора Аджи Мурад

Тюркский Халифат Огузы в Халифате были обречены на триумф. Их питал Древний Алтай – родник духа тюркского народа. И Средняя Азия – земля творцов, поэтов, ученых – наследница Кушанского ханства.Когда в VII веке в Среднюю Азию пришла мусульманская конница, огузы, узнав об

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Арабское наследие и современная литература Все эти причины способствовали тому, что арабы сделали свой выбор в пользу фусхи как литературного языка, а это означало, что фундаментом современной арабской культуры стало классическое наследие, вместо «вестернизации» с

«вольный».

На территории Казахстана в XIV-XV вв. устное народное творчество и литература развивались на

Кыпчакском языке

На территории Казахстана устное народное творчество и литература развивались на кыпчакском языке в

XIV-XV вв.

Памятником кыпчакского языка является

«Кодекс куманикус».

Кодекс куманикус» является памятником фольклора

Кыпчакского языка.

Словарем кыпчакского языка, предназначенным для европейцев, являлся

«Кодекс куманикус».

На территории Казахстана в XIV-XV вв. основная часть населения наряду с исламом почитали и верховное божество

Тенгри.

Наиболее ярким архитектурным сооружением XIV-XV вв. на территории Казахстна является мавзолей

Ахмеда Йасауи

Мавзолей Ахмеда Йасауи является архитектурным шедевром

XIV-XV вв.

Мавзолей Ахмеда Йасауи был построен по приказу

Эмира Тимура.

Чтобы привлечь исповедующих ислам на свою сторону Эмир Тимур, приказал построить мавзолей

Ахмеда Йасауи.

Памятник зодчества X-XI вв. мавзолей Алаш хана расположен в

Центральном Казахстане.

Возрождение сельского хозяйства и городской культуры после монгольского нашествия началось в

Конце XIII в.

Курултай монгольской знати в 1269 году принял решение о запрете сбора налогов выше установленной нормы с

Семей воинов.

К а з а х с к о е Х а н с т в о

Образование Казахского ханства связано с внутриполитическим состоянием двух государств

Ханства Абулхаира и Могулистана.

В середине XV в. пришли в упадок государства, существовавшие на территории Казахстана

Ханство Абулхаира и Могулистан.

В середине XV в. ханство Абулхаира и Могулистан

Пришли в упадок.

Ханство Абулхаира и Могулистан пришли в упадок в

Часть казахского населения во главе с Джанибеком и Керем перекочевала в Могулистан из

Ханства Абулхаира.

Причиной перекочевки части казахского населения во главе с Джанибеком и Керем в Могулистан послужило недовольство политикой хана

Абулхаира.

Основание Казахского ханства связано с именами султанов

Джанибека и Керея.

С именами ханов Джанибека и Керея связано

Основание Казахского ханства.

Казахское ханство в период образования занимало территорию

Долины Чу и Таласа.

Правитель Могулистана Есен-Буга вступил в союз с Джанибеком и Кереем, надеясь с их помощью

разбить джунгар.!!!

Правитель Могулистана Есен-Буга вступил в союз с Джанибеком и Кереем, надеясь использовать их в

Борьбе с ойратами.

Против хана Абулхаира.

Правитель Могулистана Есен-Буга вступил в союз с Джанибеком и Кереем, надеясь использовать их

В борьбе за власть.

Перекочевка части казахского населения во главе с Джанибеком и Кереем в западное Семиречье произошла в период правления в Могулистане

Есен-Буги.

Процесс сложения казахской народности завершился в

XIV-XVI вв.

Формированию этнической территории, объединению казахских племен и родов, способствовало

Образование Казахского ханства.

Перекочевка части казахского населения во главе с Джанибеком и Кереем из Восточного Дешт-и Кыпчака в Могулистан произошла в середине

В середине XV в. началась перекочевка части казахского населения во главе с Джанибеком и Керем из Восточного Дешт-и Кыпчака в

Могулистан.

Средневековый историк Мухаммад Хайдар в книге «Тарих-и-Рашиди» относит время образования Казахского ханства к

1465-1466 гг.

Время образования Казахского ханства относит к 1465-1466 гг. историк Мухаммад Хайдар в книге

«Тарих-и-Рашиди»

890. Время образования Казахского ханства относит к 1465-1466 гг. в книге «Тарих-и-Рашиди» историк

Мухаммад Хайдар.

О процессе образования Казахского ханства пишет

Мухаммад Хайдар.

Основные события истории Казахского ханства в конце XV- начале XVI вв. происходили в регионе

Сырдарьи.

Первостепенное стратегическое и экономическое значения для молодого Казахского ханства в конце XV- начале XVI вв. имел регион

Сырдарьи.

Одной из задач Казахского ханства в конце XV- начале XVI вв. было подчинить расположенные вдоль караванных путей

Присырдарьинские города.

После падения Восточного и Западного тюркских каганатов тюрки, занимая всю Великую Степь Евразии от Монголии до Причерноморья, некоторое время какого-то заметного государственного объединения не имели. На Волге и восточнее её враждовали возглавляемые вождями рода дуло и рода ашина. Вожди рода дуло возглавили булгар, а вожди рода ашина возглавили хазар. Великая Булгария располагалась в причерноморских и приазовских степях ее столицей была Фанагория. Хазария расположилась в прикаспийских степях. После того как булгарский хан Кубрат в 642 году умер, вожди рода ашина повели хазар войной на Великую Булгарию. Булгарские ханы сыновья Кубрата Аспарух, Батбай и Котраг не стали сопротивляться хазарам, но повели себя по разному. Аспарух увел своих булгар на Балканы создав там в 679 году балканскую Болгарию. Котраг увел своих булгар на Волгу создав там волжскую Булгарию. Батбай подчинился хазарам. После объединения приазовских булгар с хазарами сформировался в некотором смысле наследник Западного Тюркского каганата, Хазарский каганат. Ядром Хазарского каганата стал Северный Кавказ, территория каганата занимала всю Великую Степь Европы от Карпат до Урала и до Аральского моря, от лесов Русской равнины до предгорий Кавказа. Правителями в Хазарском каганате были вожди рода Ашина. Возможно, первым каганом Хазарского каганата был Ибузир Гляван, он известен тем, что в 698 году принял ссыльного византийского императора Юстиниана II и отдал ему в жены свою сестру Феодору. Эта политическая комбинация, впрочем, не привела в дальнейшем к миру между Византией и Хазарским каганатом. Каганы хазар правиышие в VIII веке воевали с арабами и византийцами. В Хазарии после смерти отца в 730 году пришел к власти каган Булан, он ввел в Хазарии иудаизм. Принятие иудаизма привело к смуте в каганате, за короткий срок сменилось несколько каганов: Обадия внук Булана, затем Езекия и Манасия, но затем подавил мятеж и утвердился у власти Ханукка брат Булана. Далее правили Исаак сын Ханукки, Завулон, Манассия, Нисси, Менахем, Вениамин, Аарон и Иосиф. Хазарский каганат существовал до 985 года пока не был уничтожен войсками русского князя Святослава, часть его населения жившего на Дону и в Приазовье вошла в состав Руси.
В 745 году на востоке Великой степи Евразии возник Уйгурский каганат. Уйгуры пришли к власти в лице кланового вождя Бильге из рода Яглакар. Каган Бильге признал себя вассалом китайцев и не стремился к завоеваниям. Но его сын Маянчур, пришедший к власти в 747 году весной 750 года нанес поражение чикам в верховьях Енисея; осенью — татарам в Северо-Западной Маньчжурии; на следующий год — на северо-западе кыргызам. При этом некоторые представители побежденных племен присоединялись к уйгурам. Подавлял Маянчур и два восстания в Китае.
Западные границы уйгурам не позволили расширить печенеги, кочевья которых в это время распространились до Хазарии.
Уйгуры приняли манихейство от беглецов из исламского Ирана и согдийцев. Согдийский язык стал вторым официальным языком империи наравне с тюркским.
К середине IX века сила Уйгурии была уже в прошлом. Племена отпадали от Уйгурии. В 841 восставшие кыргызы нанесли решающее поражение в Каракоруме. А в 842 году Китай мобилизовал против уйгуров армию, и те были разбиты и отброшены от Ордоса в Маньчжурию, м там их добили кыргызсы.
Уничтожение Уйгурской державы — это была акция не только военно-политическая: после ее разгрома китайцы предали огню все «книги мониев», а их имущество взяли в казну. Разгром манихейства в дальнейшем открыл дорогу буддизму.
Ислам, в Уйгурском казанате был представлен слабо, хотя мусульманские торговцы, посланники и суфии давно бродили по стране.
На бывшей территории Уйгурии народы входившие в её состав формировали новые государственные образования. В VII-VIII веках в верховьях Енисея жили кыргызы, тюркизированные индоевропейцы подчинённые уйгурами. Они были объединением нескольких племен, во главе которого стоял хан.
На востоке граница расселения кыргызов достигала Восточных Саян и водораздела Оки и Ангары.
Манихейство уйгуров кыргызов нисколько не затронуло.
Отношения кыргызов с уйгурами изначально складывались однозначно: это был язык мятежей, восстаний и войн: 758, 795, 818, 840, 861-870 годы. Великая степь стала театром войны между уйгурами и енисейскими кыргызами, которые вышли победителями и и на короткое время образовали Кыргызский каганат.
В 924 году кыргызов победили и изгнали на родину в верховья Енисея кидани.
Кидани не имеют отношения к тюркам, они — протомонголы, но они входили в государство уйгуров, а потом подчинялись кыргызам. Ослабление кыргызов дало киданям толчок. В период между 907 и 926 годами. их вождь Апао-Ки объединил киданей и после вторжения в Монголию открыл своим преемникам путь в Северный Китай. Китайский император ретировался с земель, расположенных к северу от Хуанхэ, и кидани образовали династию под именем Ляо. Когда-то они были учениками уйгуров, затем китаизировались. В ходе смены нескольких поколений они утратили свою силу. Удар им нанесли чжурчжени из Маньчжурии, которые вошли в Китай и довершили крах Великого Ляо в 1125 году. Осталось только их имя в истории Китая: «каракитаи» (каракидани). В 1125 году их изгнали из Китая и они пройдя через всю Центральную Азию, основали в 1130-1135 годах в северовосточной части Туркестана буддийское государство, известное под названием Каракитай.

В IX веке наиболее значительным тюркским племенем Семиречья были карлуки, кочевья которых тянулись на огромном расстоянии — от долины Таласа до Тарима в Восточном Туркестане. Кочевья эти во многих местах шли вдоль караванного пути и с юга обходили Иссык-Куль. Требовалось 30 дней, чтобы пройти караванным путем от западных границ карлукских владений до восточных. Карлуки обосновались в Семиречье еще в 766 году, после разгрома тюргешей и захвата власти в стране. Это был процветающий край. Карлуки жили не только в селениях, но и в городах (крупные карлукские города — Кулан (Луговая) и Мерке) и имели достаточно высокий уровень культуры. По роду хозяйственной деятельности они занимались звероводством, кочевым скотоводством, земледелием.
Вторым крупным тюркским племенем Семиречья были чигили. Они жили главным образом на северо-востоке от озера Иссык-Куль, хотя селились и в районе Тараза. Так же как и карлуки, они проживали в городах и селениях, владели большими стадами.
Третьим большим тюркским племенем, частично захватившим Семиречье, были ягма. Жили они на юге от озера Иссык-Куль, по направлению к городу Кашгару, причем большая часть их кочевий находилась в Восточном Туркестане.
В юго-западной части Семиречья в X веке еще проживали остатки тюргешей.
Карлуки создали свое государство со столицей Кара-Орду. После падения Уйгурского каганата вождь карлуков стал считать себя последователем уйгуров, его звали Билке Кюл Кадыр-хан. Билге Кюл Кадыр-хан начал объединять карлуков, чигилей, ягма и тюргешей в единое государство, которое позже было названо Караханидским каганатом, по имени основателя династии ханов — Абдул-Керим Карахана (умер в 956 году). Карлуки и чигили занимали в государственном аппарате и войске важные места, их племена сыграли огромную роль в образовании Караханидского государства. Высшие посты начальников занимали выходцы из ягма, наиболее воинственной тюркской народности.
Караханидское государство делилось на отдельные части — уделы, во главе которых стояли члены караханидского дома, носившие титул илекханов.
Связь между илек-ханами и ханом ханов не была прочной. Удельные князья — илек-ханы жили между собой в постоянной вражде, стремясь к самостоятельности, и потому чаще всего были в натянутых отношениях с главой караханидского дома.
Семиреченские тюрки были весьма терпимы к любым религиозным конфессиям — буддизму, христианству, манихейству, — однако основополагающей оставалось тэнгрианство. Тем не менее в 910 году ислам стал официальной государственной религией. Карлуки вели активную завоевательную политику и в начале 90-х годах. заняли весь Центральный Тянь-Шань и Семиречье. К середине 90-х годов граница Караханидского каганата на северо-востоке стала проходить по линии озер Балхаш, Сасык-Куль и Ала-Куль, позже караханиды распространили свою власть до долины Иртыша.

Исламизация тюрок.
В начале VII века на Аравийском полуострове возникает ислам. С появлением ислама начинается новая эпоха, которая называется эпохой хиджры (622 год — бегство Мухаммеда из Мекки в Медину, от которого мусульманство ведет свое летоисчисление). Мусульмане покорили арабские племена. Затем арабы одержали верх над двумя могущественными империями того времени: Византийской и Сасанидской. Правда У Вмзантии забрали только все неевропейские территории, а Сасанидскую захватили полностью. Арабы и тюрки стремившиеся к экспансии в Средней Азии столкнулись.
К началу VIII века мусульмане захватили огромные территории от южных районов Франции до берегов Инда и Окса и были не в состоянии наступать дальше. Начиная с 705 года их походы при Омейадском халифате уже не напоминали прежние молниеносные войны: речь идет о вторжении в Тохаристан, древнюю Бактрию, находившуюся в то время под властью Кундуза, то есть обращенных в буддизм тюркских царей, в Хорезм и Согдиану, где они столкнулись с местными принцами, тюрками и иранцами, с переменным успехом несколько раз вступали в сражение с тюрками Орхона и, наконец, с тюргешами. Китай избегал вмешательства.
В 750 году китайцев к действию побудил один незначительный инцидент: смерть тюркского царя Ташкента от руки китайского губернатора провинции. Сын погибшего обратился за помощью к карлукам, жившим в верховье Иртыша, самой восточной точке озера Балхаш, и к арабским гарнизонам в Согдиане. И те и другие ответили согласием.
Столкновение востока, в лице Китая, и запада, в лице Арабского Халифата, произошло летом 751 года в Таласской долине. Это было вторым столкновением востока и запада (первое произошло в Таласской долине в 36 году до нашей эры, в результате чего китайцы так не добрались до Европы на рубеже нашей эры).
Бой на равнине шел три дня и был окончательно решен тюрками-карлуками, стоявшими неподалеку и державшими нейтралитет, следующим образом: китайцы, по их мнению, были все же хуже арабов, посему нанесли удар по их флангу — китайцы бежали. В это время Китай погрузился в восьмилетнюю гражданскую войну (755-763 годы).
В результате победы арабов Центральная Азия стала мусульманской провинцией. Здесь началось насаждение ислама и мусульманской культуры среди тюрков и других народов.

Сложилась следующая ситуация: у границ халифата, от Черного моря до Памира, находился тюркский мир или, по меньшей мере, мир в стадии тюркизации. Степи Южной Украины подвергаются уже не просто нерегулярным набегам тюрков, но настоящему массовому нашествию. Скифы их наследники сарматы закрепились в горах Кавказа создав государство Аланию. Оазисы Согдианы еще принадлежат согдийцам, но тюрки все упорнее проникают в нее и все сильнее сжимают ее в своих объятьях. Разумеется, еще в течение некоторого времени тюрки продолжали поглядывать в сторону Китая, но обстоятельства толкают их на запад и этим они противостоят движению арабов на восток.

Ислам в Центральной Азии проповедовали тюркам люди, убежденные в превосходстве этой религии и не сомневающиеся в том, что она будет горячо принята. Начиная с царствования омейадского халифа Хишама (722-743 годы.), если верить историку Якуту, миссионеры добирались до тюркских правителей и предлагали им обратиться в ислам. Такие миссии посылались неоднократно и позже; к этому массовому движении примыкали также торговцы и дервиши, бродившие по степям.
Арабские коммерсанты, очень активные в первые столетия хиджры, в основном занимались пропагандой ислама, предлагая следовать их примеру «на всех путях и во всех царствах». Мистики, суфии составляли довольно разнородную группу, состоявшую из бедняков и просвещенных бродяг, в которой встречались и настоящие умы, вдохновленные верой и любовью к Аллаху.
Но существовала тюркская элита, состоявшая из уйгурской верхушки, которой не были чужды миссионерские порывы. Гардизи упоминает о мусульманском кладбище в буддийском Хотане, а один из самых выдающихся философов ислама, аль-Фараби, который жил в Дамаске и Алеппо и умер в преклонном возрасте в 950 году, вышел из тюркской семьи, жившей в Центральной Азии. Саманиды вновь ввели в обиход старую политику Ирана, которая заключалась в превентивных нападениях на скопления степных кочевников, но цель была не только в оккупации их земель или в покорении жителей, в ходе этих экспедиций присутствовал фактор веропринуждения. Активно распространял ислам в Средней Азии Караханидский каганат, тюркское государство пронявшее ислам и располагавшееся в Центральном Тянь-Шане и Семиречье. В 960 году ислам приняли многочисленные тюрки, его населявшие — «200 тысяч шатров».
Успехов в исламизации тюрков проповедники ислама добились так же у волжских и камских булгар, видимо принявших эту религию в противовес иудаизму Хазарии.

Тюрки в Халифате появились сначала качестве рабов: их покупали, у них были хозяева, которые могли освободить их. Потом пришли тюркские торговцы и военные наёмники, в большинстве принявшие ислам.
Масштабы тюркской миграции, долгое время остававшейся в определенных рамках, резко возросли в VIII веке и особенно в IX веке. Уже со второй половины VIII столетия тюркам удалось захватить важные должности в аппарате управления государством, например, Зубаир бен аль-Тюрки — губернатор Хамадана и Мосула; Хамад аль-Тюрки играл значительную роль в строительстве Багдада при аль-Мансуре (754-775 годы.). В IX веке тюркских чиновников, которые переступили незавидную участь наемников, в империи стало больше. А со времен царствования аль-Мансура количество наемников значительно увеличилось; особенно их стало много при аль-Мутасиме (833-843 годы.) можно считать, что он наводнил ими Арабскую империю.

В этом смысле представляют интерес истории двух выдающихся тюрков: Алптегина — эмира саманидов, дослужившегося до этого звания из наёмников, и Себуктегина — отца будущего султана Махмуда Газневи, также из наёмников.
Алптегин стал первым правителем захваченной во время смуты Газны. После него эмирами были Билгетегин и Пиритегин. Себуктегин был одним из командиров, пока не стал эмиром в 977 году.
В 994 годду после блестящих побед в Афганистане и Индии Себуктегин разгромил у Абиварда армию хорезмшаха Абу Али Мамуна, за что получил титул Насир ад-даула ва-д-дин («Защитник державы и веры»), а его сын Махмуд — титул Сайф ад-даула («Меч державы»).
В 818 году тюркские наёмники гулямы убили визиря аль-Фадл ибн Сахила!
Согласно источникам, в личной охране халифа аль-Мутасима тюрков насчитывалось от 4 до 7 тыс. человек, т. е. охрана была столь многочисленная и столь мятежная, что аль-Мутасим отдалился от Багдада и, по тем же источникам, основал Самарру, которая через год стала резиденцией халифа.
Это был город, где тюрки вскоре стали хозяевами.
Арабские историки признают, что у халифа аль-Мутасима I было три победы, завоеванные с помощью тюркских наемников, и без этих побед был бы уничтожен ислам: первая победа — над императором румов, вторая победа — над Бабеком и третья победа — над Мазкаром Гябром из Табаристана, который был казнен вместе с Бабеком.
Воля халифа аль-Мутаваккила (846-861 оды.), правителя без визиря, не выдержала натиска крупных чиновников-тюрков: секретарей, фаворитов, советников, камергеров, — которые засели повсюду. Здесь можно привести некоторые известные имена: Афшин — подавил восстание персидского еретика Бабека (816-837 годы.) в Азербайджане; Буга аль-Кабир (ум. в 862 год.) — сделал Армению вассальной провинцией; Буга аль-Шараби (умер в 868 году.) — некоторое время был настоящим правителем Аббасидской империи; Рашид аль-Тюрки — возглавлял поход мусульманских войск в Верхний Египет (880 год.); Ашина — в 840 году сел на трон; Итак (825-849 годы.) — губернатор Йемена и Хорасана; Вассаф (умер в 867 году.) — генерал, затем камергер и, конечно, ибн Тулун — основатель Тулунидской династии в Каире…
С такими людьми тюрки чувствовали себя всемогущими. Аль-Мутаваккил, изменив порядок наследования (хотел оставить трон младшему сыну), спровоцировал дворцовый переворот, был убит, и в 861 году на трон тюркские наёмники-гулямы посадили его старшего сына.
В 861 году халифы практически утратили реальную власть, а тюркские гулямы перестали быть рабами, даже номинально. Они стали истинными хозяевами. Будучи зависимыми от них, избираемые ими, потомки Мухаммеда вынуждены были потакать их капризам под страхом смерти. Они склонили перед ними головы, что, впрочем, не мешало тюркам нередко убивать их. Теперь арабы не знали, как обойтись без столь опасных «служителей».
Получалось более чем странно: халиф не мог и часу удержать власть без тюркских гулямов, а те не могли господствовать в чужой стране без соизволения халифа. Условия, которые создали для них халифы, были роскошны: они получали содержание, выполняли привычную работу — воевали, подавляли восстания, служа халифам, а власть защищала их от народа, ведь для народа они оставались чужаками. Оторванные от родины, традиций, тюркские гулямы убивали халифов, грабили купцов, жестоко обращались с крестьянами. Но они были силой, ибо сабли были только у тюрок.
Общим между гулямами и арабами было лишь исповедание ислама, но этого оказалось достаточно, чтобы система Халифата уцелела.
Тюркские гулямы, взяв власть в свои руки, за 10 лет низвергли и убили четырех халифов. Однако гулямы были необходимы, так как только они смогли, в частности, подавить восстание зинджей — черных невольников из Африки (869-883 годах.).
Теперь тюркским теневым властителям было бесполезно оставаться в Самарре. В 892 году город был сдан на милость песков, а двор вернулся в Багдад.

Влияние обычаев тюрков на население Халифата и на идеологию ислама.

Часто историки утверждают, что тюркские гулямы, обращенные в ислам, были искренними мусульманами и приняли арабскую цивилизацию. Возможен совершенно иной взгляд на сей счет. Известно, что тюрки не отличались скорым принятием новых мировых религий, хотя, разумеется, по мере того, как они поступали на службу к мусульманам, начинали попадать под влияние новой веры. Принять ее было для них вопросом дисциплины, а следовательно, и чести. Присягнув на верность халифу, мусульманскому имаму, эти прирожденные воины считали себя обязанными исповедовать его веру. Приняв ислам, они от него не отступали, дисциплинированность побеждала их сомнения. Ислам, принятый ими окончательно, они исповедовали добросовестно, ничего не изменяя в нем и ничего не оспаривая, как и подобало людям, называющим цивилизацию «повиновением», а государственный закон — приказом. Тюрки вступили в суннитскую мечеть не как смиренные неофиты, а как рекруты — по-военному, — не склонив головы, в полном вооружении, — что возмущало арабов, так как это противоречило их правилам. Но арабам пришлось смириться с тюркскими нравами.
Чтобы утверждать факт детюркизации наемников в IX веке, следовало бы допустить, что они совершенно смешались с местным населением или были привезены сюда детьми и воспитывались в духе мусульманской религии, как это позже случилось с янычарами. Но ничего подобного в истории не было. Арабы старались держать наемников подальше от мусульманских распрей. В Самарре у них были свои кварталы, где они жили своей этнической группой, им не разрешалось смешиваться с местным населением и брать жен вне круга тюркских девушек, которых покупал для них сам халиф. Молодых женщин привозили из Центральной Азии. Возраст имел особое значение. В женщинах, прежде всего, ценилась верность традициям предков: она должна была только наполовину принадлежать сообществу, т. е. иметь самое мизерное воспитание в духе Корана и не участвовать в социальной и религиозной жизни. Ее влияние на тюркских детей, родившихся на земле ислама, в Умме, могло быть благотворным, учитывая, что дети обычно забывают прошлое своих предков. Поэтому мусульманские авторы, в первую очередь Джихаз, помимо храбрости и привычки к суровой жизни, высоко ценили у тюрков верность родине. Как писал фон Грюнбаум: «Их страсть к насилию была ярко выражена, но еще сильнее было их сопротивление ассимиляции… Их преданность стране, откуда они были родом, нельзя назвать обычной ностальгией, напротив, она несет в себе опасные последствия. Тюрки, прежде всего, привержены групповой сплоченности, даже живя в самом центре ислама, они не стремятся войти в исламскую общину».
Обычаи и традиции тюрков, попавших в чужие страны, оставались в качестве главного мерила, определяющего их жизнь. Наиболее рельефной национальной чертой тюрков, кроме их приверженности к иерархии и дисциплине, было отсутствие лжи, доносительства, обмана доверившихся им. Предателей и доносчиков убивали. Тюрки в чужих краях сохраняли качества «благородных дикарей».
Арабы и персы ценили их гордость, свободу от пороков, стремление добиваться командных постов, что толкало их на усердия в боях, походах и государственной службе.
Покинув родину, тюрки попали во взаимодействие византийского, арабо-мусульманского и христианского миров и, будучи представителями степного мира, естественно, вступили во взаимодействие с ними.
Вспомним, как трактовал проблему контактов различных этносов Л. Гумилев: «Либо этносы сосуществуют рядом, помогая друг другу в ведении натурального или товарного хозяйства, — симбиоз; либо группа чужого этноса внедряется в среду аборигенов и бытует в относительной изоляции — ксения; либо пришлый этнос узурпирует ведущие позиции в местном этносе — химера; либо этнос растворяется в соседе путем смешанных браков — ассимиляция. Однако зачастую сосуществование становится трудным, и тогда возникают контроверзы, которые разрешаются путем войны».
Ни в Китае, ни в халифате кочевники не обрели покоя. Их не любили, а использовали. Вероломство и жестокость стали знамением эпохи. В Китае прокатилась волна шовинизма: ненависти ко всему чужому и больше всего — к тюркам.
В Византии в это время в тюрках не нуждались и пренебрегали ими. В халифате тюрок ненавидели.

К 900 году арабы проявили полную неспособность защищать свою страну, свои дома и семьи и уж тем более свою веру, от внешних и внутренних врагов. Власти арабов в Халифате как бы пришел конец. Персидский историк Равенди писал в 1192 году: «Слава Аллаху… в землях арабов, персов, византийцев и руссов слово принадлежит тюркам, страх перед мечами которых прочно живет в сердцах».
Влияние тюрков на преобразования в исламском обществе IX веке проявилось во всех областях жизни. Именно власть тюрков косьвенно обусловила расцвет философии, истории, точных наук, медицины, развитие погребального искусства, что в принципе запрещалось шариатом.
Пробуждение иранизма, отколовшегося от арабизма, происходит в том же IX веке, то есть именно тогда, когда утверждается владычество тюрков, с самого начала пропитанное согдийской, то есть иранской, культурой. Может быть, это не случайность, тем более что впоследствии тюрки часто, добровольно или не осознавая того, вставали на сторону Ирана. Газневиды и сельджуки говорили на персидском языке и дали иранскому искусству средства для полного самовыражения; при них персидская литература достигла сияющих высот; еще позже восхождение туркменов на трон в Исфахане стало началом первой национальной династии в этой стране со времени мусульманского завоевания — династии Сефевидов.

По Р. Рахманалиеву.

Post Views: 1 058

Как только Тюркская империя получила смертельный удар, Китай столкнулся с арабами.

В начале VII в. на Аравийском полуострове возникает ислам. Вскоре же он становится знаменем, под которым были совершены значительные завоевания на средневековом Востоке и Западе. Его основоположник – Мухаммед, призывая арабские племена к единобожию, тем самым заложил идею объединения разрозненных враждующих арабских племен под единым идеологическим началом. С самого начала своего зарождения ислам набирал силу и укреплялся вследствие завоеваний. Сперва мусульманская община в Медине во главе с Мухаммедом покорила одно за другим основные арабские и еврейские племена, а после смерти Мухаммеда его преемники продолжили завоевательную деятельность. Объединенные арабские племена составили войско мусульманской общины, и под предлогом распространения ислама оно начало захваты далеко за пределами Аравии.

До появления у границ Центральной Азии в Хорасане арабы одержали верх над двумя могущественными империями того времени: Византийской и Сасанидской. В решающей битве при Кадисии в 636 г. они разгромили сасанидское войско, а несколько недель спустя захватили столицу Сасанидов – Мадаин. В 638 г. пал Иерусалим, в 640–642 гг. завоеван Египет. На западе арабские отряды захватили в 642 г. Барку, а через год – Триполи. На северо-востоке ими также были достигнуты большие успехи: в 640 г. завладели Двином, в 641 г. – Мосулом и выиграли второе, решающее, сражение с сасанидами при Нихавенде. После этого арабы, не встречая сколь-нибудь серьезного сопротивления, вступили в пределы Хорасана.

Так, арабы и тюрки, обуреваемые одинаковыми стремлениями к экспансии, правда направленной в противоположные стороны, сошлись лицом к лицу. Начальный этап арабского завоевания в Хорасане и Мавераннахре продолжался 60 лет. Однако полному подчинению захваченных центральноазиатских владений на начальном этапе завоевания препятствовало несколько обстоятельств. Во-первых, упорное сопротивление народов Центральной Азии арабскому проникновению в этот регион; во-вторых, недостаточное развитие государственного аппарата арабов; в-третьих, нестабильность положения в арабском мире (борьба за власть между претендентами, межплеменная борьба, отделение некоторых военачальников с крупными контингентами войск, выступление различных социальных групп, недовольных местной или центральной властью).

К началу VIII в. мусульманские арабы захватили огромные территории от южных районов Франции до берегов Инда и Окса и, отяжелев от такой добычи, были не в состоянии наступать дальше. Начиная с 705 г. их походы при Омейадском халифате уже не напоминали прежние молниеносные войны: речь идет о вторжении в Тохаристан, древнюю Бактрию, находившуюся в то время под властью Кундуза, т. е. обращенных в буддизм тюркских царей, в Хорезм и Согдиану, где они столкнулись с местными принцами, тюрками и иранцами, с переменным успехом несколько раз вступали в сражение с тюрками Орхона и, наконец, с тюргешами, которые оказались самыми опасными врагами. Что касается Китая, он пребывал в полной нерешительности и избегал вмешательства.

В 750 г. китайцев к действию побудил один незначительный инцидент: смерть тюркского царя Ташкента от руки китайского губернатора провинции. Сын погибшего обратился за помощью к карлукам, жившим в верховье Иртыша, самой восточной точке озера Балхаш, и к арабским гарнизонам в Согдиане. К несчастью для Китая, и те и другие ответили согласием.

Столкновение востока и запада произошло летом 751 г. в Таласской долине. Это было вторым столкновением (вспомним, что первое произошло в Таласской долине в 36 г. до н. э., в результате чего китайцы не добрались до Европы на рубеже нашей эры).

Итак, китайское войско явилось туда по мольбе жителей Согдианы, жестоко терроризируемых арабами.

Бой на равнине шел три дня и был окончательно решен тюрками-карлуками, стоявшими неподалеку и державшими нейтралитет, следующим образом: китайцы, по их мнению, были все же хуже арабов, посему нанесли удар по их флангу – китайцы бежали.

По иронии судьбы китайский полководец Гао Сяньчжи не понес наказания за проигранное сражение и потерю Согдианы. Он остался при дворе и служил империи Тан в последующих войнах, а араб, победитель и герой Зияд ибн Салих, был вскоре казнен как политически неблагонадежный.

В результате победы арабов Центральная Азия стала мусульманской провинцией, т. е. повернулась лицом к исламу: происходило насаждение ислама и мусульманской культуры (по-видимому, исламизация части местного населения на левобережье Амударьи происходила еще до начала VIII в.). Центральная Азия, оккупированная Китаем при династии Тан, истребившей тюрков, сбросила китайский гнет – там возник Уйгурский каганат.

Китай же, несмотря на возможности для контрнаступления, погрузился в пучину восьмилетней гражданской войны (755–763 гг.).

Итак, в тот момент, когда Китай обладал силой и мощью для завоевания Азии, всегда именно тюрки останавливали агрессию Китая на запад. И в этом – заслуга тюрков перед человечеством.

Военная экспансия арабов, которая началась в 635 г., достигла кульминации и захлебнулась. Огромная империя халифов простиралась от южной оконечности Пиренеев до Инда и Окса, порождая внутренние проблемы, которые вскоре привели к ее расчленению и яростным идеологическим схваткам. Ее сказочно богатые правители утратили вкус к войне и предпочитали наслаждаться своими богатствами, казавшимися неистощимыми, и не мечтали о новых. Вместе с ними перестал быть агрессивным ислам, сделавшись благодаря этому более притягательным. Он породил великолепную цивилизацию, самую высокую в ту эпоху, используя богатые греческие и иранские традиции; он предлагал ее соседям, в частности северным варварам, которые сразу возлюбили ее. Чтобы охранить себя от их притязаний, арабы проводили главным образом оборонительную политику, возводя стену на границах со степью, своего рода плотину, о которую море бессильно будет бить своими волнами. О степени их амбиций и мощи их средств свидетельствует тот факт, что ислам почти не воспользовался плодами своей победы в борьбе против Китая, довольствуясь районом у подножья Тянь-Шаня.

Итак, сложилась следующая ситуация: у границ империи, от Черного моря до Памира, находился тюркский мир или, по меньшей мере, мир в стадии тюркизации. Индоевропейцы отступают по всем фронтам. Степи Южной Украины подвергаются уже не просто нерегулярным набегам тюрков, но настоящему массовому нашествию. Скифы ушли, как ушли и их наследники сарматы и другие племена, а также германцы, между тем как славяне еще не нашли свою нишу. Оазисы Согдианы еще принадлежат согдийцам, но уже начинают входить в орбиту монгольских племен, которые готовят свою будущую полную аннексию. Все происходит так, будто по мере того, как Согдиана все активнее противостоит натиску тюрков, они все упорнее проникают в нее и все сильнее сжимают ее в своих объятьях, от которых рождаются метисы. Разумеется, еще в течение некоторого времени тюрки продолжали поглядывать в сторону Китая, но уже не так жадно, поскольку их взоры были устремлены за другие горизонты. Конечно, у них еще на одно столетие останется мощная цитадель в священной земле Отюкен, но всего лишь на сто лет! Обстоятельства толкают их на запад. Там все привлекает их с тех пор, как тюркюты дали им фантастически сильный толчок в этом направлении. Теперь там их судьба.

Этнополитическая история Восточной Европы последней четверти I тыс. до сих пор полна неразрешенных проблем. Прежде всего это касается образования Древнерусского государства и происхождения этноса “русь”.

Многочисленные раннесредневековые источники часто противоречат друг другу в локализации русов и при описании потестарного устройства, социальных отношений, хозяйственного уклада, обрядов этого племени [Славяне и Русь…, 1999, с.430-435]. Но среди моря сообщений имеется круг источников первой половины IX - XII в. о русах с хаканом во главе, объединяющий западноевропейские и арабо-персидские известия. Употребление и западными, и восточными авторами титула “хакан” (в латиноязычных источниках сhacanus, chaganus) предполагает существование уже в нач. IX в. политического образования, в названии которого присутствует корень рус/рос , в то время как возникновение на политической арене Киевской Руси датируется концом IX в. И если локализация “Русского каганата” вызывает оживленные дискуссии [Славяне и Русь…, 1999, с.456-461], то возникновение титула хакана как претензии на независимость от Хазарии [Новосельцев, 1982, с.150-159] в современной исторической науке практически не оспаривается (историографию вопроса см.: [Коновалова, 2001, с.108-111]). Однако арабо-персидские источники дают другое понимание этого титула, не позволяющее согласиться с такой трактовкой.

Информация из Западной Европы ограничивается только одним источником - знаменитым упоминанием Бертинских анналов под 839 г. о посольстве хакана русов в Византию [Annales Bertiniani , 1964, р.30-31]. Наиболее полные же сведения о русах с хаканом во главе содержатся в средневековой арабо-персидской географической литературе. Это объясняется особенностями торговых связей Восточной Европы последней четверти I тыс.: если находки европейских товаров в этом регионе крайне редки, то контакты с Востоком, судя по данным археологии, были очень оживленными [Древняя Русь…, 1985, с.400].

В литературе Халифата согласно современной классификации выделяются две традиции, сохранившие наиболее подробные и древнейшие, но разные описания народов Восточной Европы, в том числе и русов. Одну представляет так называемая “школа ал-Джайхани” (сюжет о хакане русов и об “острове русов”), другую - “школа ал-Балхи” (“три вида русов”). К традиции ал-Джайхани относятся сообщения о Восточной Европе в трудах ученых X - XVI вв.: Ибн Русте, Гардизи, ал-Марвази, неизвестного автора “Худуд ал-‘алам” и др. Обе традиции в разное время черпали информацию из знакомства с Волго-Балтийским и Черноморским торговыми путями.

Однако описание русов в этих источниках кардинально различается, причем по такому этномаркирующему для языческих племен признаку, как обряд погребения. В трудах географов школы ал-Джайхани русы хоронят умершего в “могиле, подобной просторному дому” . Согласно последователям ал-Балхи, русы покойных сжигают .

Термин “хакан” в отношении правителя русов упоминается только учеными школы ал-Джайхани: “У них есть малик (царь. - Е.Г.), которого называют хакан рус” . Представители школы ал-Балхи главу каждого “вида” (джинс, синф ) русов называют просто царем (малик ) . Это различие имеет принципиальное значение.

Средневековые авторы и Востока, и Запада, как известно, очень внимательно относились к политической терминологии. Титулы служили предметом диспутов. Франкский император Людовик II в 871 г. в ответе на письмо византийского императора Василия I указывал, кого можно, а кого нельзя было, по его мнению, именовать “хаганом”: “Хаганом мы называем государя авар, а не хазар или северных людей (Nortmanni)” [Chronica Salernitanum , р.111]. Ни с хазарами, ни с “северными людьми” франки IX в. не контактировали и о степени их могущества ничего не знали (в отличие от Аварского каганата, разгромленного Карлом Великим). Византийский император в своем несохранившемся послании, очевидно, называл “хаганом” именно правителей хазар и “северных людей”.

В арабских средневековых источниках сохранились более конкретные определения титула “хакан”. Ал-Бируни в XI в. в списке “Разряды царей и прозвища царей этих разрядов” определяет хакана как царя (малика) тюрок , хазар и тогуз-гузов [Ал-Бируни , 1957, с.111-112]. Русы у ал-Бируни вообще не упомянуты в данном списке, а правитель славян назван “кназ ” (конъектура, в источнике к.бар [Ал-Бируни , 1957, с.437]. В персидском анонимном сочинении “Муджмал ат-таварих” (1126 г.) сказано, что титул “хакан” носят падишахи русов, хазар, тугузугузов и Тибета. В этом же сочинении приводится этногенетическая легенда, в которой Рус и Хазар являются братьями [Новосельцев, 1965, с.399-400]. Аналоги сведениям, приведенным в “Муджмал ат-таварих”, пока неизвестны, потому делать какие-либо выводы на их основе, к сожалению, не представляется возможным.

Автор первой половины IX в. ал-Хваризми, сравнивая титулы хана и хакана, объясняет хан как ар-ра’ис , а хакан как хан ханов , что было переведено ал-Хваризми как ра’ис ар-ру’аса’ (глава глав) . Естественно, что в первой пол. IX в., когда еще существовал хорошо известный в Средней Азии Уйгурский каганат и была сильным государством Хазария, титул хакана не являлся номинальным. Поскольку же корпус известий о хакане русов восходит не позднее, чем к IX в. (по мнению Т.М. Калининой, к “Анонимной записке о народах Восточной Европы” [Калинина, 2000, с.117], данный титул должен соответствовать понятиям того времени.

Титул хакана, который носил “царь” русов арабо-персидских источников, у кочевых народов и в потестарных образованиях с оседло-кочевым населением означал правителя, подобного европейскому императору раннего средневековья. Например, тюрки VI в., от которых и пошло это название, именовали хаканом китайского императора. Сам термин, однако, не тюркский и, вероятно, ведет свое происхождение от авар (жуань-жуаней ) Центральной Азии, чья этническая принадлежность дискуссионна . У сяньбийцев, которые считаются «наследниками» империи хунну, титул кагана зафиксирован в III в. . Как постоянный титул его достоверно использовали жуань-жуани. Полный титул, известный по китайским источникам, звучал как «правящий каган, приведший к расширению пределов (страны)» [Кычанов, 1997, с.278].

Известно, что жужани стали этнической основой авар. После разгрома Аварского каганата в середине VI в. собственными вассалами - тюрками-ашина - часть аварских племен приняла участие в этногенезе тюрок. Другая часть бежала на запад и, включив по пути множество позднегуннских племен Восточной Европы, образовала на Дунае европейский Аварский каганат. Первый же Тюркский каганат был прямым наследником азиатского Аварского государства (вождь тюрок Бумын принял титул кагана сразу после самоубийства последнего аварского правителя). Главной особенностью обоих потестарных образований была полиэтничность населения (собственно племенное объединение тюрок называлось тюрк эль ). Тем же характеризуются возникшие позже Хазарский и Уйгурский каганаты. В XIII - XIV вв. титул каана (хакана) носили правители Монгольской империи с центром в Каракоруме .

В знаменитых орхонских надписях, выполненных тюркским руническим письмом, титул кагана применяется к правителям Китая, Тибета, а также к вождям союзных тюргешей и киргизов [Кычанов, 1997, с.280].

Роль Тюркского и Уйгурского каганатов раннем средневековье была огромной. Арабские авторы, работавшие в первой половине IX в.: ал-Хваризми и ал-Фаргани - воспринимали всю территорию от Урала до Монголии как разделенную на «землю тюрок» и «землю (страну) тугузгузов» . Под последними понимались в данном случае уйгуры, которые в конце VIII в. покорили тюркоязычных носителей этнонима «токуз-огуз», после чего арабские авторы перенесли на уйгуров это имя [см.: Бартольд, 2002, с.568-569; Кляшторный, 2003, с.455].

Характерно, что после развала Уйгурского каганата вожди тугузгузов Восточного Туркестана, будучи потомками уйгурских каганов и господствуя над разноплеменным населением обширной территории, недолго сохраняли за собой титул кагана [Кляшторный, 2003, с.457-459].

В «Зайн ал-ахбар» Гардизи (XI в.), одном из самых подробных описаний тюрок раннего средневековья, каганами именуются правители и тугузгузов Восточного Туркестана, и киргизов, которые возглавили союз племен, недовольных правящей верхушкой Уйгурского каганата, вытеснили уйгуров и образовали в Центральной Азии свою политию . Гардизи подробно описывает систему управления тугузгузов, в которой хакан являлся не только верховным правителем, но и верховным судьей, и верховным военачальником. То, что киргизские правители наследовали титул хакана, подтверждается известиями “Худуд ал-‘алам” [Hudud al -‘ Alam , 1970, р.97]. Показательно, что Гардизи называет хаканами древних правителей Западного Тюркского каганата, а также хазар и русов . Известия “Худуд ал-‘алам” о киргизах В.В. Бартольд датировал 840-ми годами, когда они ненадолго завоевали огромные территории. Вскоре основная масса кыргызов, удовлетворившись разгромом Уйгурского каганата, повернула обратно на Енисей [Бартольд, 1927, с.20].

Таким образом, хаканом в степях Евразии I тыс. (не только у тюрок) считался абсолютный властитель, которому были подчинены многие, как правило, разноплеменные, земли, управляемые подчиненными ему наместниками. Принятие этого титула свидетельствовало не только о независимости государства, но и о полиэтничности состава населения, и обширности занимаемой территории, и обоснованных претензиях на господство в регионе. Принятие титула «хакан» имело политический смысл только для правителя, чьи основные контакты проходили в степной зоне. Для Западной Европы и европейского Севера этот титул, судя по источникам, не нес особенной смысловой нагрузки (это показывает переписка франкского императора и византийского василевса). В Халифате значение титула было известно лучше, благодаря длительным контактам с тюркскими племенами, но все же требовало пояснений. Важно, что сюжет о русах с хаканом во главе присутствует в работах тех географов, которые оставили в целом наиболее подробные описания народов Северной Евразии, были знакомы с политическим устройством каганатов Азии.

Показательна и терминология пояснений, которую используют арабо-персидские авторы в отношении правителя русов в пояснениях. Если, например, глава славян называется часто ра’ис ар-ру’аса’ (“глава глав”) или сахиб (“правитель”, “владетель”), иногда - малик, то русами - без всяких оговорок - правит малик (царь, полновластный собственник, хозяин земли), который называется хакан . В персидских вариантах вместо “малик” употребляется “падшах” , что синонимично титулу шаханшаха .

Славяне и русы в традиции ал-Джайхани резко разделены. Этнографические описания этих народов не дают оснований говорить даже об этническом родстве (земледелие, сожжение покойного у славян - и русы, у которых нет “ни имений, ни деревень, ни пашен”, хоронящие по обряду трупоположения ). Представить русов как социальную верхушку славянского общества, “дружину” нельзя. Археологические раскопки показывают, что в Среднем Поднепровье в IX в. у славян абсолютно господствовало трупосожжение, а первые трупоположения, которые можно уверенно датировать, относятся ко второй четверти X в. [Моця, 1990, с.85]. Термины ра’ис ар-ру’аса’ и сахиб, употребляемые арабскими географами в отношении главы славян, полностью соответствуют известной по археологическим и письменным источникам структуре славянских племенных союзов той эпохи [Фроянов, 1980, с.20-24]. Они отражают подконтрольность власти великого князя обществу (съездам князей, “старцам градским”, вече), сохранившуюся до монголо-татарского нашествия. Потестарная структура русов, судя по терминологии источников, была иной.

В понимании советской исторической науки, государством в полном смысле слова является лишь то, что возникло в результате раскола общества на антагонистические классы. В 1960-е гг. было введено понятие “дофеодальный период” (переходный между доклассовой и раннеклассовой общественной формациями), начальным этапом которого является военная демократия. В политической сфере ему соответствовало “протогосударство” (или “варварское”, “раннее” государство, “вождество”) - политическая структура, в которой в весьма неразвитой форме есть элементы будущей государственности. Народы Восточной Европы, в том числе и русы, в раннем Средневековье переживали именно дофеодальный период развития. Исследователями политогенеза выделяются простое протогосударство (в рамках части племени или при смешении субкланов разных племен) и составное (на уровне племени или нескольких племен, начинается разделение населения по территориальному принципу, судопроизводство осуществляется правителем, его помощниками и наместниками) [Васильев, 1981].

Каганат в том виде, как его понимали жители средневековых степей, должен по современной научной терминологии соответствовать составному протогосударству, распространявшему власть на обширные полиэтничные территории. Даже правители, имевшие наследное право на титул хакана, теряли его, если их объединение переставало соответствовать статусу каганата.

Этот вывод не согласуется с так называемым сюжетом об “острове русов в море в три дня пути” [Древняя Русь… , 1999, с.209], на котором и проживает хакан. Действительно, только один источник - анонимное сочинение конца Х в. “Худуд ал-‘алам” - не упоминает о лесистой и болотистой местности в три дня пути, а дает точные географические ориентиры “огромной страны”, на восток от которой - горы печенегов, на юг - река Рута, на запад - славяне и на север - необитаемые земли [Hudud al -‘ Alam , 1970, р.159]. Это сочинение требует отдельного исследования. Сообщения же об “острове русов” у представителей школы ал-Джайхани отличаются друг от друга весьма существенно. Традиционный перевод весьма многозначного термина джазира как “остров” не вызывает сомнения только для поздних авторов XIII-XIV вв., таких как Димашки и Ауфи. В самой старой из сохранившихся редакций сообщений об “острове” [Заходер, 1967, т.2, с.78] - у Ибн Русте - указано не море (бахр ), а озеро (бухайра ), которое находится около “острова” (хавалайха ), а не окружает его . В труде Ибн Русте явно говорится не об острове, а полуострове или каком-то водоразделе.

У поздних авторов остров уже находится в море (фи-л-бахр) . Переходный вариант сохранился в сочинении ал-Марвази, куда попали как море, так и озеро . Обычно данное место переводится так: “А что касается русов, то они живут на острове в море... там деревья и леса, вокруг них - озеро” [Заходер, 1967, т.2, с.79]. В таком виде сообщение выглядит явно нелогично. Поэтому В.Ф. Минорский отметил возможность другого перевода: “... около них (в тексте то же хавалайха , что и у Ибн Русте - Е.Г.) озеро” , хотя слитное местоимение скорее относится к джазира . Очевидно, что ал-Марвази пользовался одновременно несколькими редакциями, в результате чего в его тексте русы “живут на острове в море, и протяженность острова три дня пути в ту и другую стороны, и на нем леса и болота, и около него озеро”.

Однако общее, что объединяет русов с хаканом во главе у всех авторов, начиная с Ибн Русте или даже с “Анонимной записки” 70-х гг. IX в., - это территория в три дня пути, невозможная для статуса каганата , а также отсутствие точной локализации русов по отношению к соседям (в отношении других народов Восточной Европы она имеется). Уже в XI в. существовало несколько вариантов описания места жительства русов.

Все это заставляет предположить, что Русский каганат, который должен быть локализован не севернее лесостепной зоны Восточной Европы, перестал существовать не позднее второй половины IX в. Сюжет об “острове русов” появился уже после того, как Русский каганат прекратил существование и правитель русов перестал играть заметную роль в истории Восточной Европы. Новых сведений о русах с хаканом во главе не поступало, и сюжет этот стал очередной легендой-диковинкой, переходящей из сочинения в сочинение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бартольд В.В. Киргизы. Исторический очерк . Фрунзе, 1927

Бартольд В.В. Новое мусульманское известие о русах // Сочинения . Т. II. Ч. I. М., 1963

Бартольд В.В. Тугузгузы // Работы по истории и филологии тбркских и монгольских народов . М.: Вост. лит., 2002 (Перепеч. с изд.: Бартольд В.В. Сочинения . Т. V. М., 1968)

Ал-Бируни. Памятники минувших поколений // Избранные произведения . Ташкент, 1957. Т.1

Васильев Л.С. Протогосударство-чифдом как политическая структура // Народы Азии и Африки . 1981. №6

Высоцкий С.А. Древнерусские граффити Софии Киевской XI-XIV вв. Киев, 1966. Вып.1

Древняя Русь в свете зарубежных источников . М.: Логос, 1999

Древняя Русь: город, замок, село. М.: Наука, 1985

Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе . Т.2. М., 1967

Идейно-философское наследие Илариона Киевского / Публ. Т.А. Сумниковой. М., 1986. Ч.1.

Калинина Т.М. Заметки о торговле в Восточной Европе по данным арабских ученых IX - X вв. // Древнейшие государства Восточной Европы . 1998. М.: Вост. лит., 2000

Калинина Т.М. Сведения ранних ученых Арабского Халифата . М.: Наука, 1988

Коновалова И.Г. О возможных источниках заимствования титула “каган” в Древней Руси // Славяне и их соседи. Славяне и кочевой мир . Вып.10. М.: Наука, 2001

Кляшторный С.Г. История Центральной Азии и памятники рунического письма . СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2003

Кычанов Е.И. Кочевые государства от гуннов до манчжуров . М., 1997

Моця А.П. Погребальные памятники южнорусских земель IX - XIII вв . Киев: Наукова думка, 1990

Новосельцев А.П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI-IX вв. // Древнерусское государство и его международное значение. М.: Наука, 1965

Новосельцев А.П. К вопросу об одном из древнейших титулов русского князя // История СССР . 1982. №4

Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа . М.: Наука, 1990

Славяне и Русь: Проблемы и идеи. Концепции, рожденные трехвековой полемикой, в хрестоматийном изложении . М.: Наука - Флинта, 1999

Слово о плъку Игореве, Игоря, сына Святъславля, внука Ольгова // Энциклопедия «Слова о полку Игореве». Т.1. СПб.: Дмитрий Буланин, 1995.

Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980

Annales Bertiniani : Annales de Saint-Bertin. Paris, 1964

Boyle J.A. Khagan // The Encyclopaedia of Islam . New edition. Vol. IV. Leiden: Brill - London: Luzac, 1977.

Chronica Salernitanum / U. Westerbergh. Stockholm, 1956 (Studia Latina. T. III )

Hudud al-‘Alam. The Regions of the World. A Persian Geography 372 a.h. - 982 a.d. Transl. by V. Minorsky. E.J.W. Gibb Memorial Series. New Series, XI. London, 1970.

Das Kitab Surat al-Ard des Abu Ga’far Muhammed Ibn Musa al-Huwarizmi . Hrsg. Von H.v. Mžik. Leipzig, 1926

Kitab al-A lak an-nafisa VII auctore Abu Ali Ahmed ibn Omar Ibn Rosteh / M.J. de Goeje. Leiden: Brill, 1892 (Bibliotheca geographorum arabicorum, VII )

Opus geographicum auctore Ibn Haukal al-Nasibi / J.H. Kramers. Leiden, 1938. Vol. I. Leiden, 1939. Vol.2.

Viae Regnorum. Descriptio ditionis moslemicae auctore Abu Ishak al-Farisi al-Istakhri / M.J. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1870 (Bibliotheca geographorum arabicorum, I )

Martinez P. Gardizi’s two chapters on the Turks // Archivum Eurasiae Medii Aevi. T.2. Wiesbaden, 1982

Sharaf al-Zaman Tahir Marvazi on China, the Turks and India / Arabic text (c. a.d. 1120) with an English Translation and Commentaries by V. Minorsky. London: Luzac, 1942

Pulleyblank E.G. The Consonantal System of Old Chinese // Asia Major . 1962. T.IX.


Термин “каган” имел хождение в Древней Руси XI-XII вв. по отношению к некоторым ее правителям и употреблялся в ряде письменных источников применительно к Владимиру Святославичу, Ярославу Мудрому, Святославу Ярославичу [Идейно-философское наследие…