Анализ стихотворения сонет к форме брюсова. Анализ стихотворения Брюсова «Сонет к форме Сонет к форме брюсов

«Сонет к форме» Валерий Брюсов

Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.

Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.

И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.

Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!

Анализ стихотворения Брюсова «Сонет к форме»

Валерий Брюсов является одним из основоположников русского символизма – направления, которое возводит форму любого литературного произведения в абсолют. Поэтому неудивительно, что в своих ранних стихах этот поэт проповедует идеи выбранного литературного направления, пытаясь донести до читателей мысль о том, что даже скромное четверостишие должно быть совершенно в своей красоте.

Впрочем, увлечение формой было свойственно многим русским поэтам, придерживающимся символистических взглядов. И это стало прекрасным стимулом для развития поэтического языка, который стал более отточенным, лаконичным и изящным.

В 1895 году, декларируя свои символистические взгляды, Валерий Брюсов опубликовал стихотворение «Сонет к форме», в котором попытался донести до читателей, что связь между смыслом любого произведения и тем, как этот смысл выражается, влияет на его восприятие . Эта связь едва уловима, и чтобы ее сделать более видимой, любому автору приходится прилагать множество усилий. «Так бриллиант невидим нам, пока под гранями не оживет в алмазе», — отмечает поэт. По мнению Брюсова, в основе любого произведения лежит фантазия, которая воздушна и изменчива, как «в небе облака». Тем не менее, некоторым все же удается их запечатлеть таким образом, чтобы читатели смогли уловить каждый их изгиб и переменчивый контур. Они «окаменев, живут потом века в отточенной и завершенной фразе».

Стремление к вечности в своих произведениях свойственно практически каждому поэту. Однако Брюсов относился к этому вопросу с особым трепетом. Автор был убежден, что можно написать сотни стихов, и ни один из них не станет предметом для подражания и восхищения только потому, что читатели так и не смогут понять, что именно хотел сказать им поэт. С другой стороны, слишком простые и доступные в своем понимании произведения не вызывают должного восторга, так как даром стихосложения обладает практически каждый человек. В итоге идеальный вариант произведения, по мнению Брюсова, должен заключать в себе оригинальную мысль, которая подана в очень утонченной и безупречной в своем совершенстве форме . Только так рождаются настоящие стихи, которые становятся достояние мировой литературы и очередной ступенью в ее развитии. А имена их создателей золотыми буквами вписываются в историю, даже если автору принадлежит всего лишь одно четверостишие, идеальное во всех отношениях. Такие произведения под силу создавать лишь единицам, и вдохновение в этом отношении играет второстепенную роль. Поэт убежден, что стихосложение – это тяжелый умственный труд, помноженный на безупречное чувство гармонии.

Именно к такой вершине мастерства стремится и сам Брюсов, который мечтает о том, чтобы его стихи были не только прекрасны по содержанию, но и имели безупречную форму . Он мечтает, чтобы любой читатель смог насладиться двумя этими важными составляющими поэзии, так тесно взаимосвязанными между собой и позволяющими создавать единую картину мироздания, образную, волнующую и восхитительную в своей красоте. Брюсов хочет, чтобы каждый читатель, открыв сборник его стихов, «упьется в нем и стройностью сонета, и буквами спокойной красоты». Впрочем, стоит отметить, что с годами поэт несколько изменил свои взгляды, убедившись, что сила слова далеко не всегда зависит от той формы, в которую она обличена. Тем не менее, до конца своих дней Брюсов стремился к тому, чтобы найти гармонию между формой и содержанием, с особой тщательностью подбирая слова для каждого своего стихотворения и стараясь превратить его в маленький поэтический шедевр, блистающий, словно бриллиант, в солнечном свете.

«Сонет к форме» был написан в 1894 г. молодым 21-летним Брюсовым , студентом историко-филологического факультета Московского университета. Писатель включил его в цикл «Пролог» в сборнике юношеских стихотворений «Juvenilia», который готовил к печати в 1896 г. Сборник так и не был издан. Стихотворение вместе с другими, подготовленными к печати в неизданный сборник, вошло в «Полное собрание сочинений» (1913).

Литературное направление и жанр

В 1894 г. родилось направление символизма в России, у истоков которого стоял Брюсов. Был издан манифест символистов и альманахи «Русские символисты» (на средства Брюсова). «Сонет к форме» - стихотворение о воплощении идей символизма в поэзии. Жанр стихотворения – философская лирика, так называемый сонет – поэтический манифест.

Тема, основная мысль и композиция

Сонет имеет эпиграф французского символиста Малларме, который утверждает, что сущность вещей не раскрывается в обыденной речи. Как же тогда её раскрыть? Об этом сонет Брюсова.

Сонетная форма предполагает 2 катрена и 2 терцета. Первый катрен задаёт тему, тезис. Автор рассуждает о цветке, у которого связаны форма и содержание, внешнее и внутреннее, контур и запах. Эта мысль получает развитие в образе бриллианта, суть которого недоступна взгляду, пока огранка не сделает совершенной форму.

Первый терцет, казалось бы, не содержит противоречий, в нём нет ожидаемого перелома. Лирический герой мечтает, чтобы и его мечты воплотились в слове. Но антитезис к первоначальному тезису о единстве формы и содержания всё же представлен: важность формы на первом месте. Не доходят к свету мечты, не воплощённые в слове, исчезают, умирают.

Синтез второго терцета – история об издании стихов лирического героя и о восприятии их другом. Сонет – вот совершенная форма, с точки зрения лирического героя. То есть «Сонет к форме» - это сонет о сонете как совершенной форме. Так форма и содержание сливаются, но форма, согласно учению символистов, оказывается ведущей.

Тема стихотворения вынесена в заголовок. Это сонет не столько к форме, сколько о форме. В том числе – стихов.

Основная мысль стихотворения: совершенная форма – единственное условие правильного восприятия смысла художественного произведения.

Тропы и образы

Эпитеты стихотворения характеризуют и предмет изображения в поэзии, и саму суть совершенной поэзии. Тонкие властительные связи, изменчивые фантазии, желанные черты воплощаются в отточенной и завершённой фразе, буквах спокойной красоты.

Синтаксический параллелизм в катренах позволяет сопоставить единство формы и содержания цветка, ценности алмаза и красоты его огранки, мысленной фантазии и её воплощения в фразе. Быстротечность изменчивых фантазий в стихотворении сравнивается с облаками в небе. И к фантазиям, и к облакам применяется метафора «бегут», а фантазии каменеют в совершенных фразах (метафора).

В первом терцете основное внимание уделяется мечтам, которые как будто обладают собственной волей (олицетворение). Мечты доходят до слова и до света (метафора рождения мысли, её формулировки и словесного воплощения). Желанные черты – это совершенная форма, которая необходима для воплощения мыслей.

В последней строфе появляется образ друга. Это единомышленник, способный увидеть красоту стиха, готовый упиться им (метафора). Как известно, желанный том, в который должен был войти сонет, так и не был издан.

В сонетном замке поэт как будто вовсе забывает о содержании. На единомышленника производят впечатление стройность сонета (композиция, размер, рифмовка) и «буквы спокойной красоты» (очевидно, звукопись). Таким образом, Брюсов воплощает идею о том, что форма чрезвычайно важна.

Размер и рифмовка

Рифмовка данного сонета такова: аББа аББа вГвГГв. Это классический сонет с вариативной рифмовкой в терцетах. Сонет написан пятистопным ямбом со множеством пиррихиев.

  • «Юному поэту», анализ стихотворения Брюсова
  • «Кинжал», анализ стихотворения Валерия Брюсова
  • «Женщине», анализ стихотворения Брюсова

Анализ стихотворения - Сонет к форме

Сонет - стихотворение из 14 строк, обладающее строгой системой рифмовки.

Есть тонкие властительные связиМеж контуром и запахом цветка.

Контур - Очертание, внешний вид, фигура, образ и так далее. Все названное человек воспринимает зрением. Мир, воспринимаемый зрением - видимый, внешний и так далее. А запах не возможно увидеть. Он невидим, это - невидимый мир. Контур и запах нельзя разорвать.

Так бриллиант невидим нам, покаПод гранями не оживёт в алмазе.

Бриллиант - обработанный алмаз. Ювелир - человек, видящий в алмазе бриллиант

Так образы изменчивых фантазий,Бегущие , как в небе облака,Окаменев , живут потом векаВ отточенной и завершённой фразе.

Образы, мысли, чувства человека зыбки, текучи, они именно бегут.

И я хочу, чтоб все мои мечты,Дошедшие до слова и до света,Нашли себе желанные черты.

Что означает фраза: "Мечты дошли до слова"?

Их можно увидет.

Пускай мой друг, разрезав том поэта,Упьётся в нём и стройностью сонета,И буквами спокойной красоты!

Здесь ключевые слова: - Упьётся, стройность, красота.

Как мы убедились, поэта и ювелира объединяет умение придать форму - своим переживаниям или драгоценному камню, то есть воплотить то, что невидимо другим, и воплотить по законам красоты.

И символисты дерзновенно верили, что их творчество способно изменить жизнь к лучшему, не просто украсить, а именно изменить, и в первую очередь - человека.

Себя они считали творцами символов - бриллиантов, взглянув через которые на мир, читатель прозреет и пойдёт вслед за первооткрывателями, покорённый красотой их творений.

Сбылись ли их надежды - другой вопрос. Но в историю всеобщей литературы о Валерии Брюсове вписано гораздо больше двух строк.

Если домашнее задание на тему: » Художественный разбор стихотворения В. Брюсова «Сонет к форме» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      1.Упростить выражение: Ctg2(3п/2- X)/(1 +Tg2X) 1) ctg2X; 2) tg2 X; 3) sin2X 4) cos 2 X 2. Упростить: (Cos2(п/2 + X) – Стихи Шевченко - непревзойденный образ пейзажной лирики. Поэзия Т. Г. Шевченко очень эмоциональная, откровенная. Писатель с нескрываемой любовью относится к Новогодняя ёлка своими руками. Мастер-классКак хороша новогодняя ёлка! Как нарядилась она – погляди! Платье на ёлке зелёного цвета, Яркие бусы Аналіз вірша - Сонет до формиСонет - вірш із 14 рядків, що володіє строгою системою римуванняЄ тонкі властительние связимеж контуром

      Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

В работах Валерия Брюсова можно встретить множество работ, которые написаны в стиле русского символизма. Поэт был уверен, что литературные стихотворения должны быть совершенны, поэтому, даже небольшие четверостишия наполнял доскональной красотой. И такому принципу написания стихотворений придерживались многие русские поэты. Именно символизм дал толчок развитию лаконичного и отточенного поэтического языка.

В стихотворной работе «Сонет к форме» Брюсов высказывает свои символистические взгляды. Поэт говорит о том, что необычайно важно установить связь между главной идеей стихотворение, а также формой, через которую эта идея будет выражена.

Основой любой стихотворной работы является фантазия автора. Она изменчивая, гибкая, воздушная. Однако, не глядя на это, некоторым одаренным поэтам все-таки удается создавать такие стихотворные работы, которые запечатлеются в памяти многих читателей на века.

С особой внимательностью и душевностью Брюсов создает стихотворения, посвященные вечности. По его мнению, можно написать десятки и сотни рифмованных работ, однако, так и не воплотить идею вечности в их смысл. Такие работы должны быть сложными и пронзительными, их текс должен затрагивать душу каждого читателя.

Итогом таких умозаключений является простая истина – стихотворные работы должны обладать оригинальностью, основной мыслью, которая утонченно вплетена в строки стиха. Их форма должна быть совершенной. Только в этом случае такие литературные работы могут заслужить мировую известность и популярность.

Валерий Брюсов стремился к такому совершенству. Он всячески старался, чтобы его стихотворения имели ту самую, изящную и воздушную форму. До конца своей литературной карьеры поэт пытался найти гармонию, золотую середину между понятиями формы и содержания в стихотворениях. Каждое слово в его рифмованных строках было подобрано с особым вниманием. Благодаря такому старанию и таланту, каждая работа Валерия Брюсова превращалась в настоящий литературный шедевр.

Валерий Яковлевич Брюсов

Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.

Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.

И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.

Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!

Валерий Брюсов

Валерий Брюсов является одним из основоположников русского символизма - направления, которое возводит форму любого литературного произведения в абсолют. Поэтому неудивительно, что в своих ранних стихах этот поэт проповедует идеи выбранного литературного направления, пытаясь донести до читателей мысль о том, что даже скромное четверостишие должно быть совершенно в своей красоте.

Впрочем, увлечение формой было свойственно многим русским поэтам, придерживающимся символистических взглядов. И это стало прекрасным стимулом для развития поэтического языка, который стал более отточенным, лаконичным и изящным.

В 1895 году, декларируя свои символистические взгляды, Валерий Брюсов опубликовал стихотворение «Сонет к форме», в котором попытался донести до читателей, что связь между смыслом любого произведения и тем, как этот смысл выражается, влияет на его восприятие . Эта связь едва уловима, и чтобы ее сделать более видимой, любому автору приходится прилагать множество усилий. «Так бриллиант невидим нам, пока под гранями не оживет в алмазе», — отмечает поэт. По мнению Брюсова, в основе любого произведения лежит фантазия, которая воздушна и изменчива, как «в небе облака». Тем не менее, некоторым все же удается их запечатлеть таким образом, чтобы читатели смогли уловить каждый их изгиб и переменчивый контур. Они «окаменев, живут потом века в отточенной и завершенной фразе».

Стремление к вечности в своих произведениях свойственно практически каждому поэту. Однако Брюсов относился к этому вопросу с особым трепетом. Автор был убежден, что можно написать сотни стихов, и ни один из них не станет предметом для подражания и восхищения только потому, что читатели так и не смогут понять, что именно хотел сказать им поэт. С другой стороны, слишком простые и доступные в своем понимании произведения не вызывают должного восторга, так как даром стихосложения обладает практически каждый человек. В итоге идеальный вариант произведения, по мнению Брюсова, должен заключать в себе оригинальную мысль, которая подана в очень утонченной и безупречной в своем совершенстве форме . Только так рождаются настоящие стихи, которые становятся достояние мировой литературы и очередной ступенью в ее развитии. А имена их создателей золотыми буквами вписываются в историю, даже если автору принадлежит всего лишь одно четверостишие, идеальное во всех отношениях. Такие произведения под силу создавать лишь единицам, и вдохновение в этом отношении играет второстепенную роль. Поэт убежден, что стихосложение - это тяжелый умственный труд, помноженный на безупречное чувство гармонии.

Именно к такой вершине мастерства стремится и сам Брюсов, который мечтает о том, чтобы его стихи были не только прекрасны по содержанию, но и имели безупречную форму . Он мечтает, чтобы любой читатель смог насладиться двумя этими важными составляющими поэзии, так тесно взаимосвязанными между собой и позволяющими создавать единую картину мироздания, образную, волнующую и восхитительную в своей красоте. Брюсов хочет, чтобы каждый читатель, открыв сборник его стихов, «упьется в нем и стройностью сонета, и буквами спокойной красоты». Впрочем, стоит отметить, что с годами поэт несколько изменил свои взгляды, убедившись, что сила слова далеко не всегда зависит от той формы, в которую она обличена. Тем не менее, до конца своих дней Брюсов стремился к тому, чтобы найти гармонию между формой и содержанием, с особой тщательностью подбирая слова для каждого своего стихотворения и стараясь превратить его в маленький поэтический шедевр, блистающий, словно бриллиант, в солнечном свете.