Виды математических игр. Старт в науке

Федеральное агентство по образованию РФ

Оренбургский государственный институт менеджмента

Кафедра прикладной математики

Реферат по теории вероятностей

«Математические игры»

Выполнил:

Мурзабулатов А. С.

Группа ЭУ-21

Проверила:

Кочетова Л. А.

Оренбург – 2005

Введение
Математические игры очень популярны, как, впрочем, и все игры. И далеко не всегда более сложная игра – более интересная. Часто миллионы людей с неугасаемым интересом играют в самые простые игры, и именно эти игры больше всего ценят, именно они входят в историю математики и прославляют своих создателей.

Наиболее приближенными к математике являются головоломки, но много головоломок образовалось из когда-то существовавших (а некоторые из ещё существующих) игр. Большинство таких основополагающих игр было придумано древнегреческими математиками.

В последнее время математическим играм внимание уделяется, в основном, для нахождения выигрышных стратегий, на что сильно повлияло распространение программирования. Составить алгоритм, по которому в игру смог бы играть компьютер, часто бывает сложнее и интереснее, нежели самому научиться играть в неё, при этом глубже вникаешь в суть игры, после чего выиграть в неё можешь уже практически любого.

Простейшие математические игры часто используют как задачи, в которых нужно найти выигрышную стратегию, либо одно положение перевести в другое. Иногда задачи бывают весьма простыми, когда они решаются известными методами, такими как инвариант и раскраска, но есть и простые, до сих пор неразрешённые задачи, связанные с математическими играми.

^ Игра «Ним»

Существует несколько игр, в которых двое играющих A и B, руководствуясь определёнными правилами, по очереди вынимают то или иное число фишек из одной или нескольких кучек – побеждает тот, кто берёт последнюю фишку. Простейшая такая игра – это игра с одной кучкой фишек, и сделать ход в ней – значит взять из кучки любое число фишек от 1 до m включительно. Многие подобные игры поддаются исследованию с помощью числа Шпрага-Гранди G(C). Пустой позиции O, не содержащей фишек, отвечает G(O)=0. Комбинацию кучек, состоящих соответственно из x, y, … фишек, обозначим C=(x, y, …) и предположим, что допустимые ходы переводят C в другие комбинации: D, E, … Тогда G(C) есть наименьшее неотрицательное число, отличное от G(D), G(E), … Это позволяет по индукции определить G(C) для любой комбинации C, разрешённой правилами игры. Так, в упомянутой задаче G(x)=x mod (m+1).

Если G(C)>0, то игрок, делающий следующий ход, допустим, это игрок A, может обеспечить себе выигрыш, если ему удастся перейти к «безопасной» комбинации S с G(S)=0. Действительно, по определению G(S) в этом случае либо S – пустая позиция, и тогда A уже выиграл, либо B следующим ходом должен перейти к «опасной» позиции U с G(U)>0 – и тогда всё повторяется снова. Такая игра после конечного числа ходов заканчивается победой A.

К подобным играм относится ним . Имеется произвольное число кучек фишек, и игроки по очереди выбирают одну какую-то кучку и вынимают из неё любое число фишек (но хотя бы одну обязательно).

Более общий случай представляет игра Мура , которую также можно назвать k -ним. Правила её те же, что и в обычном ниме (1-ним), но здесь разрешается брать фишки из любого количества кучек, не превосходящего k.

Ещё одна подобная игра – Кегли . В ней фишки разложены в ряд, и при каждом ходе убирается одна какая-либо фишка или две соседние. При этом ряд может разбиться на два меньших ряда. Выигрывает тот, кто возьмёт последнюю фишку. Обобщённая вариация этой игры известна под именем игры Витхоффа .

Есть интересная вариация игры ним под названием «звёздный ним» . Она довольно проста, но стратегия в ней видна не сразу. Играют в эту игру на звездообразной фигуре, изображённой на рис. 1, слева. Поставьте по одной фишке на каждую из девяти вершин звезды. Игроки A и B делают ходы по очереди, снимая при каждом ходе либо одну, либо две фишки, соединённые отрезком прямой. Тот, кто снимает последнюю фишку, выигрывает.

рис. 1

Звёздный ним (слева) и выигрышная стратегия для него. (справа)

У игрока B при игре в «звёздный ним» есть выигрышная стратегия, использующая симметрию игровой доски (вообще, выигрышные стратегии многих математических игр строятся на этом). Представим, что отрезки прямых, соединяющие вершины звезды, - это нити. Тогда всю конфигурацию можно развернуть в окружность, топологически эквивалентную нитяной звезде. Если A снимает с окружности одну фишку, то B снимает две фишки с противоположного участка окружности. Если A берёт две фишки, то B снимает с противоположного участка окружности одну фишку. В обоих случаях на окружности остаются две группы из трёх фишек. Какую бы фишку (или какие бы фишки) ни взял A из одной группы, B берёт соответствующую фишку (или фишки) из другой группы. Ясно, что последняя фишка достанется игроку B.

^ Игра Леутуэйта
В конце 60-х годов Дж. Леутуэйт из шотландского города Терсо изобрёл замечательную игру с искусно скрытой стратегией «парных ходов», обеспечивающей второму игроку заведомый выигрыш. На доске размером 5х5 квадратных клеток в шахматном порядке расставлены 13 чёрных и 12 белых фишек, после чего любая из чёрных фишек, например, стоящая на центральном поле, снимается (рис. 2, слева).

Игрок A ходит белыми фишками, игрок B – чёрными. Ходы делаются по вертикали и горизонтали. Проигравшим считается тот из игроков, кто первым не сможет сделать очередной ход. Если доску раскрасить подобно шахматной доске, то станет ясно, что каждая фишка со своего поля переходит на поле другого цвета и что ни одну фишку нельзя заставить ходить дважды. Следовательно, игра для каждого игрока не может продолжаться более 12 ходов. Но она может окончиться и раньше выигрышем для любого игрока, если только B не будет придерживаться рациональной стратегии.

рис. 2

Игра Дж. Леутуэйта (слева) и стратегия парных ходов для неё (справа)

Рациональная стратегия для игрока В состоит в том, чтобы мысленно представить себе всю матрицу (за исключением пустой клетки), покрытую двенадцатью неперекрывающимися костями домино. Как именно они разложены на доске, не имеет значения. На рис. 2, справа показан один из способов покрытия доски костями домино. Какой бы ход ни сделал игрок А, В просто делает ход на ту кость домино, которую только что покинул А. При такой стратегии у В всегда есть ход после очередного хода А, поэтому В заведомо выигрывает за 12 или за меньшее число ходов.

В игру Леутуэйта можно играть не только фишками на доске, но и квадратными плитками или кубиками, передвигаемыми внутри плоской коробочки, на дне которой начерчена матрица. Предположим теперь, что в правила игры внесена поправка, позволяющая любому игроку в любое время ходить любым числом (от 1 до 4) фишек, стоящих на одной горизонтали или вертикали, если первая и последняя фишки в выбранной им горизонтали или вертикали «его» цвета. Перед нами великолепный пример того, как тривиальное (на первый взгляд) изменение правила приводит к резкому усложнению анализа игры. Леутуэйту не удалось найти выигрышную стратегию ни для одного из игроков в этом варианте игры.

Игра «15»
До изобретения кубика Рубика для многих людей знакомство с головоломками начиналось с «пятнашек» – так часто называют известную игру «15».

С пятнашек начинается история игр с дыркой – головоломок, в которых фишки перемещаются по игровому полю за счёт того, что одно из мест на поле свободно. У «пятнашек» есть множество родственников, которые как раз и образовывают целый раздел этих головоломок.

Игру «15» придумал в 70-х годах XIX-го века прославленный американский изобретатель головоломок Сэмюэль Лойд. Время появления его игрушки и известного всем кубика Рубика разделяют ровно сто лет. Любопытно, что возраст обоих изобретателей, когда они придумали свои знаменитые головоломки, был одинаков – немногим больше тридцати. До «пятнашек» никакая другая головоломка таким успехом не пользовалась.

Вскоре после своего появления на свет коробочка с цифрами 15 на крышке пересекла океан, быстро распространилась во всех европейских странах и поучила новое имя «такен». Изобретателю посчастливилось найти ту неуловимую меру сложности, когда головоломка решалась без труда почти всеми и в то же время требовала определённой сообразительности, благодаря чему каждый мог получить удовольствие от сознания своего высокого интеллектуального уровня.


рис 4.
Первому успеху головоломки в немалой степени способствовало и напечатанное в газетах объявление о призе в 1000$ за решение следующей задачи: в исходной позиции фишки располагаются по порядку номеров, за исключением двух последних, которые переставлены местами друг с другом (рис. 4); передвигая по одной фишке, но не вынимая фишки из коробочки, нужно поменять местами номера 15 и 14 так, чтобы все фишки стояли по порядку номеров, а правый нижний угол был свободен.

Помещая это объявление, Лойд знал, что ничем не рискует, так как предлагает неразрешимую задачу. Эта задача ещё сыграла с изобретателем злую шутку, когда он пытался запатентовать свою игру, – ему сказали, что нельзя запатентовать игру, не имеющую решения.
Заключение
В настоящее время придумано множество алгоритмов для решения игр, основанных, прежде всего, на переборе различных вариантов и анализе игры на следующие несколько ходов, которые очень близки к выигрышной стратегии, но лишь при их реализации на компьютере – человек же им следовать практически не может. Существуют простейшие приёмы игр, которыми пользуются игроки, но решающей чаще всего бывает внимательность.

Большинство игр, рассмотренных нами, имели выигрышную стратегию, но это не значит, что практически у всех подобных игр она существует. Есть множество игр, выигрышную стратегию в которых на сегодняшний день ещё не изобрели, а есть много и таких, у которых таковой вообще нет.
Список литературы
1. Болл, У. Математические эссе и развлечения. – М.: «Мир», 1986. – 120с.

2. Гарднер, М. Путешествие во времени. – М.: «Мир», 1990. – 150с.

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – обязательный спутник детства. «У каждого ребенка наблюдается потребность в игре, которая объясняется его стремлением знакомиться с окружающим, подражать взрослым, активно действовать. Игра – своеобразный, свойственный дошкольному возрасту, способ освоения впечатлений жизни». В игре происходит развитие всех сторон личности ребенка - умственных способностей, моральных качеств, творчества, которые формируются в единстве и взаимодействии.

Особая роль в умственном воспитании, развитии интеллекта принадлежит математическим играм. Математические игры – это игры, в которых смоделированы все важные математические стороны: построения, отношения, закономерности. Поэтому обучение математике в дошкольном возрасте целесообразней осуществлять через математические игры. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, измеряют, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции, идет развитие способностей познавательного характера, развитие таких важных для ребенка качеств, как наблюдательность, критическое восприятие, воображение, любознательность, сообразительность, смекалка. Роль взрослого в этом процессе – поддержать интерес детей и добиться того, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Обучение детей особенно дошкольного возраста должно быть радостным. Нельзя ориентировать процесс познания только на преодоление трудностей, ибо не во имя этого преодоления дети должны учиться, а во имя радости знания. Такой поход к процессу обучения дошкольников позволит уменьшить степень их психического напряжения и даст возможность детям успешнее овладеть основами математики.

Математические игры стимулируют общение между взрослым и детьми, и детей между собой, поскольку вовремя проведения этих игр взаимоотношения носят более непринужденный и эмоциональный характер. Каждая математическая игра – это школа сотрудничества, в которой ребенок учится радоваться успеху сверстника и стойко переносить свои неудачи.

Сюжетно – дидактические игры в ненавязчивой, занимательной форме учат детей практическому применению полученных математических знаний о счете и измерении в повседневной жизни, быту.

Обучаясь через математическую игру, дети дошкольного возраста начинаю лучше ориентироваться в окружающей обстановке, сосредотачиваться, у них появляется чувство независимости, что поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Гурьевского района

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад №12 «Ладушки»»

Математическая игра, как средство математического развития дошкольников

Городнова С. В

Воспитатель первой квалификационной категории
МАДОУ комбинированного вида
«Детский сад №12 «Ладушки»»

Салаир

2016

Введение.

1. Математические дидактические игры.

1.1 Сущность и значение математических дидактических игр.

1.2 Основные виды математических дидактических игр.

1.3 Структура математической дидактической игры.

1.4 Методика организации математических дидактических игр.

2. Сюжетно – дидактические игры.

2.1 Роль сюжетно – дидактических игр в приобретении дошкольниками математических представлений.

2.2 Принципы организации сюжетно – дидактических игр.

2.3 Руководство сюжетно – дидактическими играми.

ВВЕДЕНИЕ.

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – обязательный спутник детства. «У каждого ребенка наблюдается потребность в игре, которая объясняется его стремлением знакомиться с окружающим, подражать взрослым, активно действовать. Игра – своеобразный, свойственный дошкольному возрасту, способ освоения впечатлений жизни». В игре происходит развитие всех сторон личности ребенка - умственных способностей, моральных качеств, творчества, которые формируются в единстве и взаимодействии.

Особая роль в умственном воспитании, развитии интеллекта принадлежит математическим играм. Математические игры – это игры, в которых смоделированы все важные математические стороны: построения, отношения, закономерности. Поэтому обучение математике в дошкольном возрасте целесообразней осуществлять через математические игры. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, измеряют, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции, идет развитие способностей познавательного характера, развитие таких важных для ребенка качеств, как наблюдательность, критическое восприятие, воображение, любознательность, сообразительность, смекалка. Роль взрослого в этом процессе – поддержать интерес детей и добиться того, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Обучение детей особенно дошкольного возраста должно быть радостным. Нельзя ориентировать процесс познания только на преодоление трудностей, ибо не во имя этого преодоления дети должны учиться, а во имя радости знания. Такой поход к процессу обучения дошкольников позволит уменьшить степень их психического напряжения и даст возможность детям успешнее овладеть основами математики.

Математические игры стимулируют общение между взрослым и детьми, и детей между собой, поскольку вовремя проведения этих игр взаимоотношения носят более непринужденный и эмоциональный характер. Каждая математическая игра – это школа сотрудничества, в которой ребенок учится радоваться успеху сверстника и стойко переносить свои неудачи.

Сюжетно – дидактические игры в ненавязчивой, занимательной форме учат детей практическому применению полученных математических знаний о счете и измерении в повседневной жизни, быту.

Обучаясь через математическую игру, дети дошкольного возраста начинаю лучше ориентироваться в окружающей обстановке, сосредотачиваться, у них появляется чувство независимости, что поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.

1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

1.1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

Математика – это сложная наука, но также математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирование его познавательных и творческих способностей. Поэтому важно как можно раньше привить ребенку интерес к ее познанию. Для этого обучение должно проходить в увлекательной игровой форме. То есть игра является основным средством формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

Из всего существующего многообразия различных видов игр для обучения детей основам математики применяются чаще всего математические дидактические игры.

Математическая дидактическая игра (игра обучающая) - это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Это является утвержденным в педагогической практике и теории средством для расширения, углубления и закрепления знаний. Учебная задача в дидактической игре не ставится прямым образом перед детьми, поэтому усвоение учебного материала осуществляется непреднамеренно. «Двойственная природа» игры - учебная направленность и игровая форма - позволяет стимулировать овладение в непринужденной форме конкретным учебным материалом.

Однако если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель – развитие детей, передача им определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.

В математической дидактической игре смоделированы математические построения, отношения, закономерности.

Цели применения этих игр следующие:

  • освоение детьми средств познания: эталонов (цвет, форма), эталонов (образцов) мер (размер, масса), моделей, образов (представлений), речи;
  • овладение способами познания: сравнением, обследованием, уравниванием, счетом, классификацией, сериацией и др.;
  • накопление логико-математического опыта (осведомленности ребенка);
  • развитие мышления, сообразительности и смекалки.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры - занятия и дидактические, или автодидактические, игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр-занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, удельный вес которых должен быть в жизни ребенка неизмеримо больше, чем обучение игре. Игры - занятия поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приемов.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Она может быть индивидуальной или коллективной. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. В каждой такой игре заложен интерес к игровым действиям. Задача воспитателя заключается в том, чтобы дети самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе, чтобы они сами могли организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями. Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у детей угасает интерес к игре необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.

Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер, воспитатель является равноправным участником игры.

При определении победителя воспитатель дает возможность самим детям оценить действия играющих, назвать лучшего. Но в присутствии педагога этот этап в игре тоже проходит более организованно, четко, хотя сам он и не влияет на оценку, а лишь может, как и каждый участник игры, высказать свое «за» или «против». Так, в играх, помимо формирования самостоятельности, активности детей, устанавливается атмосфера доверия
между детьми и воспитателем, между самими детьми, взаимопонимание, атмосфера, основанная на уважении личности ребенка, на внимании к его внутреннему миру, к переживаниям, которые он испытывает в процессе игры. Это и составляет сущность педагогики сотрудничества.

Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях по математике, так и вне их. На занятиях используются те дидактические игры, которые можно проводить фронтально со всеми детьми. Они закрепляют, систематизируют знания. Но более широкий простор для воспитания самостоятельности в дидактической игре предоставляется детям в отведенные часы игр. Здесь дети самостоятельны не только в выполнении правил и действий, но и в выборе игры, партнера, в создании новых игровых вариантов, в выборе водящего.

1.2 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Настольно печатные игры.

Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковы Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.

Подбор картинок по общему признаку (классификация).

Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами.

Запоминание состава, количества и расположения картинок.

Эти игры направлены на развитие памяти, запоминания и припоминания. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др.), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок.

Словесные игры.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические
игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений классифицируются на игры с цифрами и числами, игры-путешествия во времени, игры на ориентировку в пространстве, игры с геометрическими фигурами и игры на логическое мышление.

Игры с цифрами и числами.

Посредством дидактических игр с цифрами и числами осуществляют обучение детей счету в прямом и обратном порядке, добиваясь от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Используя сказочный сюжет и дидактические игры, знакомят детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнения равных и неравных групп предметов. Сравнивая две группы предметов. Располагают их то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делают для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большое число всегда находится на верхней полосе, а меньшее – на нижней.

Игры путешествие во времени .

И используя игры путешествие во времени в старшей группе детей знакомят с днями недели. Объясняют, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, их обозначают кружочком разного цвета. Проводят наблюдение несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это сделано специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели угадывается, какой день недели идет по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник – второй день, среда – средний день недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. После такой беседы детям предлагают игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. К примеру, проводится игра «Живая неделя». Для игры 7 детей вызывают к доске, воспитатель пересчитывает их по порядку, дает им в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т.д. затем игра усложняется: дети строятся начиная с любого другого дня недели. Также используются разнообразные дидактические игры «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», которые помогают детям быстро запомнить название месяцев и их последовательность.

Игры на ориентировку в пространстве

Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.

Детей учат ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют задания типа: «Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади – Дима». При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: «Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида» и т.д. В начале каждого занятия воспитатель проводит игровую минутку: любую игрушку прячут где-то в комнате, дети ее находят или выбирает ребенка и прячет игрушку по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывает интерес у детей и организует их на занятие. Выполняя задание по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускают ошибки - в таких случаях воспитатель дает этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра «Найди игрушку», - воспитатель говорит детям, что в их отсутствие прилетел Карлсон и принес в подарок игрушки, а в его письме написано как можно будет их найти. Воспитатель читает письмо, где говорит, что где спрятано, а дети выполняют задание, находят игрушки. Когда дети начинают уже лучше ориентироваться в пространстве, то задания для них усложняются - воспитатель зачитывает из письма не местоположение, а только схему. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: «Найти похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате» и другие.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала средней группы, детям предлагают искать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивают: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?» (поверхность крышки стола, лист бумаги).

Игры с геометрическими фигурами.

С целью закрепления знаний о геометрических фигурах проводят игру типа «Лото». Детям предлагают картинки (по 3-4 штуки на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которую педагог демонстрирует. Затем предлагает детям назвать и рассказать, что они нашли.

В работе ДОУ используется множество дидактических игр и упражнений различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры как «Найди такой же узор», «Сложи квадрат», «Каждую фигуру на свое место», «Подбери по форме», «Чудесный мешок», «Кто больше назовет», «Собери бусы».

Дидактическую игру «Геометрическая мозаика», например, используют на занятиях и в свободное время с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры детей делят на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам дают задания разной сложности, например:

  1. составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу);
  2. работа по условиям (собрать фигуру человека - девочка в платье);
  3. работа по собственному замыслу (просто человека).

Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуре, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

Игры на логическое мышление.

Игры этой группы позволяют формировать элементы логического мышления, т.е. формировать умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, т.к. они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей – такие игры как «Найди нестандартную фигуру», «Чем отличаются?», «Мельница» и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображения по образцу, они радуются своим результатам и стремятся выполнять задания еще лучше.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, педагог добивается лучшего усвоения детьми программного материала, правильного выполнения сложных заданий. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, педагог должен стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

1.3 СТРУКТУРА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений.

Игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую, задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. «Игровые действия составляют основу дидактической игры - без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры» - отмечает Сорокина А. И.

Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым

педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.

Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Дидактическая задача.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо прежде всего
иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.

Игровые правила.

Основная цель правил игры - организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной.
Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.

Игровые действия.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя.

1.4 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входит :

отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;

установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей по формированию элементарных математических представлений определенной возрастной группы;

определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;

определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;

определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности детей. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам
процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.

Приемы и методы руководства дидактическими играми
Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.

С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития. Дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные, как правило, вначале берут на себя роли болельщиков при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем.

Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети
охотно играли раньше. Воспитатель должен так направлять игру, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения - на занятия. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии. Здесь они могут бурно реагировать на различные действия играющих: хлопать в ладоши, подбадривать, сопереживать, шутить. Воспитатель способствует тому, чтобы игровое настроение сохранялось у детей на протяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей.

Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В самом начале дети как бы «разыгрываются», усваивают содержание игровых действий, правила игры и ход ее. В этот период темп игры, естественно, более замедленный. В ходе игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется.

Педагог, знающий особенности развития игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения. Объяснение правил, рассказ воспитателя о содержании игры предельно кратки и четки, но понятны детям. Такой же ясности, краткости требует воспитатель и от детей: «Скажи коротко, но чтобы тебя все поняли». Поэтому в дидактических играх целесообразно использовать пословицы, поговорки, загадки, которые отличаются выразительностью и краткостью.

Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки детей, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах.

Если игра с элементами соревнования (кто быстрее выполнит задание, кто правильно, без ошибки решит задачу, кто больше назовет предметов и др.), то при подведении итогов необходимо быть особенно внимательным и объективным. Чтобы избежать ошибок, воспитатель использует фишки, с помощью которых оцениваются правильные решения. Наличие большего числа фишек у одного из играющих позволяет определить его как победителя.

В некоторых играх за неправильное решение задачи играющий должен внести фант, т. е. любую вещь, которая в конце отыгрывается. Разыгрывание фантов - интересная игра, в которой дети получают самые разнообразные задания: имитировать звуки животных, перевоплощаться, выполнять смешные действия, требующие выдумки. Игра в разыгрывание фантов вызывает общее веселье, создает у ребят бодрое настроение. Игра не терпит принуждения, скуки.

Таким образом, используя различные дидактические игры в работе с детьми, педагог добивается лучшего усвоения детьми программного материала, правильного выполнения сложных заданий. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, педагог должен стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

2. СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

2.1 РОЛЬ СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРИОБРЕТЕНИИ ДОШКОЛЬНИКАМИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИИ.

Особое место в жизни старших дошкольников занимают сюжетно – дидактические игры. Эти игры позволяют сохранить саму природу игры и в тоже время успешно осуществлять обучение детей математическим основам, а именно операциям счета и действиям с мерами. В этих играх дети, играя в профессии, постигают смысл труда и воспроизводят трудовую деятельность взрослых, а также одновременно учатся точному выполнению правил и математических действий в бытовой обстановке.

Сюжетно – дидактические игры должны быть организованы так, чтобы в них: во-первых, в качестве способа выполнения игровых действий возникала объективная необходимость в практическом применении счета и измерения; во-вторых, содержание игры и практические действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей.

Иначе говоря, в такой игре должен быть развернутый сюжет, включающий разнообразные роли, и не обязательно с математическим содержанием, но определенные игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных на занятиях математических знаний и предлагаться ребенку в виде игровых правил.

Сюжетно-дидактическая игра, организованная воспитателем после занятий, дает ребенку возможность практически использовать, закреплять и уточнять полученные представления. Например, если на занятиях дети старшей группы знакомятся с порядковыми числительными, то и основной целью сюжетно-дидактической игры «Зоопарк», организованной вслед за этим, будет практическое использование порядковых числительных в пределах 10. Таким образом, обеспечивается взаимосвязь между содержанием занятий по математике и последующей игрой.

2.2 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Исходя из содержания обучения основам математики и из специфики сюжетной игры, можно выделить следующие принципы построения сюжетно-дидактических игр:

Отбор математических знаний, полученных на занятиях, для последующего отражения их в играх старших дошкольников. Для реализации этого положения необходимо:

определить возможность применения знаний о числе, счете и измерении в детских играх;

обеспечить преемственность между содержанием занятий по математике с последующей игровой деятельностью;

включать в игры специфические действия, направленные на формирование первоначальных математических представлений и понятий.

Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия счета и измерения. Для построения игр надо ориентироваться на такую деятельность взрослых, которая отвечала бы следующим требованиям:

она должна быть общественно значимой и доступной для наблюдения и понимания детей. Действия счета и измерения должны выполнять в ней одну из ведущих функций и являться средством достижения социально значимых результатов;

профессиональная деятельность взрослых должна быть наглядной как по процессу счета и измерения, так и по получаемому продукту;

сообщаемым знаниям следует придавать эмоциональную окраску, чтобы у детей легче и яснее складывались представления о данном виде труда, о взаимосвязях людей в трудовом процессе, о применении счета и измерения в разных сферах жизни, о точности выполнения людьми указанных действий, обеспечивающих успешность деятельности; чтобы у ребят возник интерес к трудовым профессиям и желание включать их в игры;

необходимо использовать разнообразные методы и приемы, позволяющие знакомить детей с разными видами труда.

Отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр. Для реализации этого принципа необходимо соблюдать следующие условия:

дети должны хорошо ориентироваться в деятельности взрослых, отображаемой в игре. Тогда, решая игровую задачу, они будут целенаправленно и достоверно воспроизводить в игре счетно-измерительные действия;

при отображении труда следует включать в игру действия счета и измерения не как одноразовое поручение, а как действия, закрепленные за данной ролью. В этом случае они будут выступать как средства достижения цели деятельности, как практическая необходимость в применении математических знаний;

последовательность выполняемых ребенком Действий с реальными предметами, а затем их изображениями должна приводить к результату, который явится проверкой правильности выполнения действий счета или измерения. Тем самым будет раскрываться смысл и значение реальных действий.

Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребенка к выполнению ролей, включающих математические действия. Осуществление этого принципа создает условия для практического применения и развития математических представлений каждого дошкольника, для формирования эмоционально-положительного отношения к указанным знаниям, для развития самодеятельности и активности всех участников игры. Чтобы реализовать данные положения, необходимо:

обогащать игры по тематике, сюжетам, игровым ролям, взаимоотношениям детей. В этом случае усвоенные правила и способы действий дети будут переносить в другие игры с новыми объектами. Сфера применения знаний значительно расширится;

готовить вместе с детьми необходимый материал и атрибуты для игры. В совместном труде у детей появится интерес к содержанию игры, к будущему развертыванию сюжета.

Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми игровую роль. Это положение имеет принципиальное значение как с точки зрения организации самой игры, так и с точки зрения направленности и руководства ею. Необходимость участия взрослого в игре диктуется следующими соображениями:

счетно-измерительные действия нужно выполнять не приблизительно, а правильно и точно, иначе допущенные ошибки будут закрепляться;

беря на себя ведущую роль, воспитатель имеет возможность естественно (изнутри) видеть всю игру, контролировать правильность выполнения игровых действий, связанных со счетом и измерением, при затруднениях оказывать помощь в виде вопросов, разъяснений, советов и т. п., влиять на распределение ролей, подсказывать и создавать новые ситуации игры, подчеркивать, одобрять успехи детей, привлекая внимание коллектива, вызывать положительное эмоциональное настроение, стимулировать инициативу и творчество.

Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка). Целенаправленное воздействие воспитателя на поведение ребенка является важным условием для достижения всеми детьми определенного уровня овладения математическими знаниями, обеспечивающими подготовку их к учебной деятельности в школе. С этой целью воспитателю необходимо:

подбирать роли, соответствующие возможностям ребенка, его игровым интересам и навыкам;

предлагать решение посильных для ребенка задач, приводящих к развитию уверенности в своих силах, к проявлению активности и самостоятельности;

создавать игровые проблемные ситуации, последовательно усложняющиеся и вызывающие у детей радость поиска; удивляться догадкам детей, их сообразительности, поддерживая атмосферу доброжелательности, творчества, создавая специальные ситуации для застенчивых и неуверенных в себе детей.

Переход от практического счета предметов к действиям счета в плане представлений, а затем к операциям с числами. Пути реализации этого принципа следующие:

осуществление в игровых ситуациях постепенного перехода от счета реальных предметов к их заместителям, а затем к устному счету;

создание по ходу игры ситуаций взаимодействия с партнером, в которых возникает необходимость словесного обозначения количества (постановки задачи или вопроса, сообщения результата);

постепенное повышение уровня трудности задач, решение которых требует сравнения, рассуждения и обобщения знаний.

Итак, при проектировании и проведении сюжетно-дидактических игр воспитателю следует руководствоваться указанными выше принципами, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. В разных детских садах игры могут быть различными по тематике и содержанию, но принципы их организации остаются теми же. Так, если в сельском детском саду дети постоянно наблюдают работу животноводов, полеводов, то, безусловно, быт и труд людей этих профессий послужит поводом для подражания им в игре. В городских условиях содержанием детских игр может стать труд строителей, кондитеров, рабочих и т. д. Но, несмотря на специфику местных условий, в любом случае игра должна быть организована так, чтобы в ней возникала объективная необходимость в практическом применении математических знаний.

Педагогу, организующему сюжетно-дидактические игры, необходимо хорошо знать и свободно ориентироваться в методах и приемах руководства этими играми.

2.3 РУКОВОДСТВО СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКИМИ ИГРАМИ

Сюжетно-дидактические игры под контролем педагога целесообразно проводить 2-3 раза в неделю, во время, отведенное для игр. Самостоятельно в них дети могут играть и в другие дни.

Руководство любой игрой, в том числе и сюжетно-дидактической, требует большого педагогического мастерства и такта. Руководящая роль воспитателя в играх, включающих счет и измерение, обусловлена самой спецификой этих игр.

Напомним, какие особенности характерны для игр, в содержании которых отражаются количественные отношения предметов реального мира.

Это, во-первых, наличие разнообразных сюжетов и ролей, наполненных математическим содержанием.

Во-вторых, математические знания, усвоенные на занятиях, естественно включаются в игры как правила выполнения детьми той или иной роли. Воспитатель, беря на себя определенную игровую роль, помогает детям использовать счет и измерение и контролирует правильность их выполнения.

В-третьих, в сюжетно-дидактических играх развивается умение применять полученные на занятиях математические знания в новых условиях, с разными объектами. В-четвертых, в этих играх дети осознают практическую роль математики в повседневной жизни, реальных профессиях.

В-пятых, игры этого вида носят коллективный характер.

Чтобы развернулись содержательные и разнообразные по тематике сюжетно-дидактические игры, воспитателю необходимо продумать систему работы, которая помогла бы создать у детей определенное конкретное представление о наблюдаемом явлении окружающей жизни.

Положительные эмоции, впечатления являются основой содержательных игр. Однако, проводя работу по ознакомлению с окружающим, воспитатель должен показать ребенку обыденный, каждодневный труд людей, включая в него и математическое содержание. Обращая внимание детей на профессии, в которых счет и измерение выполняют одну из ведущих функций, воспитатель в доступной форме объясняет производственную необходимость этих операций и зависимость результатов деятельности взрослых от качества их выполнения.

Существенное значение для организации и проведения сюжетно-дидактических игр имеет подготовка игрового материала. Воспитатель должен заранее продумать, какой материал нужен для реализации задуманного содержания и как привлечь детей к его изготовлению. Участие ребенка в создании нужных для игры атрибутов заставляет его задуматься над содержанием ролей, определить, какую из них он хотел бы выполнить, проявить выдумку, творчество, терпение.

В процессе подготовки игрового материала ребята переживают радость совместного труда, получают удовлетворение при использовании в коллективных играх самостоятельно сделанных игрушек, у них развивается инициатива, чувство товарищества, взаимопомощи.

Совместную работу воспитатель использует для уточнения смысла конкретных действий взрослых, последовательности предстоящих игровых действий, для поддержания интереса к будущей игре и вовлечения отдельных детей в коллективную деятельность, для концентрации внимания ребят на выполнении ролей, включающих счетно-измерительные действия.

В играх следует широко использовать разнообразный дидактический материал и подбирать его таким образом, чтобы облегчить ребенку переход от применения более конкретных его форм к более абстрактным, т. е. в играх должны использоваться вначале реальные предметы, затем их заменители

В сюжетно-дидактической игре одновременно могут быть заняты от 6-8 до 12-14 детей. Воспитатель, принимая в ней непосредственное участие, в то же время должен держать в поле зрения и остальных детей группы. Это довольно сложно. Поэтому, организуя новые игры с группой детей, необходимо остальных занимать хорошо знакомыми играми («Семья», «Пароход» и др.). Это позволит воспитателю принимать участие в новой сюжетно-дидактической игре, а ведущие функции в бытующих играх передать самим играющим.

Соединение разных игровых сюжетов позволит одновременно участвовать в игре большинству детей и обеспечит постепенное выполнение ими ролей с математическим содержанием, поможет усвоить основные функции и взаимосвязь трудовой деятельности взрослых.

В организации и проведении сюжетно-дидактических игр можно условно выделить три этапа. Руководство игрой на этих этапах осуществляется по-разному. Выбор методов педагогического руководства обусловлен спецификой игр, наличием у детей знаний о числе, счете и измерении, уровнем их игровых навыков и умений.

На первом этапе игра носит сюжетно-дидактический характер. Ведущая роль здесь принадлежит воспитателю. Он направляет развитие сюжета, следит за сменой ролей и выполнением счетных и измерительных действий каждым ребенком, развивает умение применять эти знания в игре.

На втором этапе сюжетно-дидактическая игра перерастает в сюжетно-ролевую, которая в большинстве случаев организуется детьми, успешно овладевшими счетом и измерением. Ведущие роли начинают выполнять дети. Воспитатель принимает участие в игре в основном на второстепенных ролях.

Третий этап характеризуется возникновением самодеятельных сюжетно-ролевых игр по инициативе ребят. Все роли, в том числе и включающие счет и измерение, самостоятельно, с большим желанием и интересом разыгрывают дети. Воспитатель - активный наблюдатель. Лишь в отдельных случаях он включается в игру, беря на себя какую-либо роль. Таким образом, сюжетно-дидактические игры, помогают старшим дошкольникам овладеть элементарными математическими знаниями и умениями, развивают новые познавательные мотивы, способствуют применению полученных знаний в бытовой обстановке. В основе этих игр лежит практическое применение счетно-измерительных действий, освоенных детьми на занятиях по математике, что обеспечивает тесную взаимосвязь двух основных видов деятельности - учебной и игровой.

Использование сюжетно – дидактических игр в работе с дошкольниками по формированию у них математических представлений дает возможность опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, т. е. приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.

Список использованной литературы

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
  2. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336с.
  3. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Касабуцкий Н.И., Скобелев Г.Н., Столяр А.А., Чеботаревская Т.М.; Под редакцией А.А. Столяра. – М: Просвещение, 1991 - 80 с.
  4. Дружинин А., Дружинина О. Ваш ребенок от 0 до 7 лет. Как развивать интеллект вашего малыша. – М.: ЗАО Центрополиграф, 2007. – 191с.
  5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1990. – 94 с.
  6. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1993 - 95 с.
  7. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1982 – 96 с.
  8. Фельдчер Ш., Либерман С. 400 способов занять ребенка от 2 до5 лет. – СПб: Питер Пресс, 1996. – 288 с. – (Серия «Вы и ваш ребенок»).
  9. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет: Книга для воспитателей детского сада и родителей / Агеева Е. Л., Брофман В. В., Булычева А. И. и др.; Поп ред. Дьяченко О. М., Агаевой Е. Л. - М.: Просвещение, 1991. – 64 с.
  10. Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя учимся математике: Пособие для учителя: пер. с болг. – М.: Просвещение, 1993 – 191с.

Как уже говорилось выше основная цель применения математической игры на внеклассных занятиях о математике - это развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету через разнообразие используемых математических игр.

Так же можно выделить и следующие цели применения математических игр:

o Развитие мышления;

o Углубление теоретических знаний;

o Самоопределение в мире увлечений и профессий;

o Организация свободного времени;

o Общение со сверстниками;

o Воспитание сотрудничества и коллективизма;

o Приобретение новых знаний, умений и навыков;

o Формирование адекватной самооценки;

o Развитие волевых качеств;

o Контроль знаний;

o Мотивация учебной деятельности и др.

Математические игры призваны решать следующие задачи.

Образовательные:

ь Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала;

ь Способствовать расширению кругозора учащихся и др.

Развивающие:

ь Развивать у учащихся творческое мышление;

ь Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях;

ь Способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей и др.

Воспитательные:

ь Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности;

ь Воспитать нравственные взгляды и убеждения;

ь Способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе и др.

Математические игры выполняют различные функции.

1. Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность. Действительно, игра сближает то, что в жизни не сопоставимо и разводит то, что считается едино.

2. Математическая игра требует от школьника, то чтобы он знал предмет. Ведь не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать ученик не сможет участвовать в игре.

3. В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал.

4. Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности, тренированности. Математические игры помогают в самосовершенствовании учащихся и, тем самым побуждают их познавательную активность, повышается интерес к предмету.

5. Во время участия в математических играх учащиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильного ее применения.

К игровым формам внеклассных занятий предъявляется рад требований.

К участникам математической игры должны предъявляться определенные требования в отношении знаний . В частности, чтобы играть - надо знать. Это требование придает игре познавательный характер.

Правила игры должны быть такими, чтобы учащиеся проявили желание поучаствовать в ней. Поэтому игры должны разрабатываться с учетом возрастных особенностей детей , проявляемых ими интересов в том или ином возрасте, их развития и имеющихся знаний.

Математические игры должны разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с учетом различных групп учащихся : слабые, сильные; активные, пассивные и др. Они должны быть такими, чтобы каждый тип учащихся смог проявить себя в игре, показать свои способности, возможности, свою самостоятельность, настойчивость, смекалку, испытать чувство удовлетворенности, успеха.

При разработке игры нужно предусмотреть более легкие варианты игры , задания, для слабых учащихся и наоборот более сложный вариант для сильных учеников. Для совсем слабых учащихся разрабатываются игры, где не нужно думать, а нужна, лишь смекалка. Таким образом, можно привлечь больше учащихся к посещению внеклассных занятий по математике и тем самым способствовать развитию у них познавательного интереса.

Математические игры должны разрабатываться с учетом предмета и его материала . Они должны быть разнообразны. Многообразие видов математических игр поможет повысить эффективность внеклассной работы по математике, послужит дополнительным источником систематических и прочных знаний.

Таким образом, математическая игра как форма внеклассной работы по математике имеет свои цели, задачи и функции. Соблюдение же всех требований предъявляемых к математическим играм позволит добиться хороших результатов по привлечению большего числа учащихся к внеклассной работе по математике, возникновению у них познавательного интереса к ней. Не только сильные учащиеся будут больше проявлять заинтересованность к предмету, но и слабые учащиеся начнут проявлять свою активность в учении.

Введение.

Важной частью учебно-воспитательной работы в школе является внеклассная работа.

В основном эта работа сводится к дополнительным занятиям по предмету:

1. Работа с отстающими учениками

2. Работа с учащимися, проявляющими повышенный интерес к математике (математические кружки, олимпиады, факультативы, элективы и т.п.)

При этом основная масса учащихся, которая не проявляет повышенный интерес к предмету, не является отстающими учениками, так называемые, «середнячки» остаются не удел.

Как нам кажется внеклассная работа должна охватывать все слои учащихся и повышать их интерес к предмету.

Задача учителя показать, что математика - не сухая и скучная наука, что в ней не только одни цифры. Мы должны убедить и показать на практике – математика, наука, без которой, невозможно обойтись.

Основными целями внеклассной работы по математике являются:

    Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.

    Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу.

    Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.

    Воспитание высокой культуры математического мышления.

    Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

    Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики в технике, производстве, быту; о культурно-исторической ценности математики; о ведущей роли математической школы в мировой науке.

    Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.

    Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

Предмет математики настолько серьёзен,
что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным”
.

Б. Паскаль

В настоящее время существует много разновидностей внеклассной работы по математике: олимпиады, КВН, различные математические эстафеты, марафоны, математические кружки. Одной из форм внеурочной работы являются недели математики, которые обладают большим эмоциональным воздействием на участников.

Девизом к Неделе математики в школе для педагога могут служить слова К.Д.Ушинского: «Сделать учебную работу настолько интересной для ребёнка и не превратить эту работу в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики».

В нашей школе неделя математики проходит в начале декабря. В этом мероприятии участвуют учащиеся всех параллелей, включая и начальную школу. Недели за две ребятам предлагают подготовить доклады, связанные с историей математики, доклады о великих математиках, составить математические кроссворды, ребусы, загадки и найти интересные задачи. Все ученики относятся к таким заданиям с большим интересом. И очень часто, те ребята, которые не проявляли видимый интерес к предмету на уроках, выполняли эти задания лучше других. На уроках математики ученики выступают с подготовленными ими докладами, задачами. В рекреациях вывешивают портреты великих математиков, цитаты из их работ, кроссворды, ребусы, высказывания ученых, писателей о математике. В каждый из шести учебных дней проводятся игры, дискуссии, конкурсы. По окончании предметной недели подводятся итоги. Победителей награждают грамотами, наиболее активные получают призы. Итоги вывешиваются на доске объявлений.

В чем же состоят задачи и цели проведения недели математики?

Цели:

1. развитие интереса к предмету;

2. расширение знаний по предмету;

3. формирование творческих способностей: логического мышления,

рациональных способов решения задач, смекалки;

4. содействие воспитанию коллективизма и товарищества, культуры чувств (ответственности, чести, долга).

Задачи:

1. привлечь всех учащихся для организации и проведения недели.

2. провести в каждом классе мероприятия, содействующие развитию познавательной деятельности учащихся.

3. познакомить учащихся на практике со спецификой применения отдельных знаний в некоторых профессиональных сферах.

4. организовать самостоятельную и индивидуальную, коллективную практическую деятельность учащихся.

От каждой работы мы ожидаем каких-то результатов, так и после проведения предметной недели нам хочется увидеть желаемое, например:

1. Подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний в соответствии с тематикой Недели математики. 2. Знакомство с видами творческой самостоятельной деятельности и развитие навыков её выполнения. 3. Выявление круга учащихся, стремящихся к углублению знаний по математике. 4. Вовлечение родителей в совместную с учащимися деятельность (подбор материалов для проведения недели математики) 5. Расширение историко – научного кругозора учащихся в области математики. 6. Развитие коммуникативных умений при общении с учениками разного возраста (в конкурсах могут участвовать команды, составленные из учащихся разных классов(5-6,7-8,9-10))

Математическое образование вносит неоценимый вклад в формирование общей культуры подрастающего поколения, его мировоззрения, способствует эстетическому воспитанию ребёнка, пониманию им красоты и гармонии окружающего мира, развивает его воображение и пространственное представление, аналитическое и логическое мышление, побуждает к творчеству и развитию интеллектуальных способностей. И очень хочется надеяться, что проведение предметной недели как раз и дает возможность убедиться в этом.

Предлагаем вашему вниманию описание математической игры « Своя Игра», которую можно использовать вовремя проведения Недели математики.

Диск с игрой прилагается

Математическая игра «Своя игра»

При создании игры использовался шаблон игры «Своя игра»

Разделы

Великие математики

Геометрия

Алгебра

Реальная математика

Смекалка и логика.

В каждом разделе по 5 вопросов, которые оцениваются соответственно 10,20,30,40, 50 баллов и предусмотрен вопрос «кот в мешке». Ниже приводится список вопрос по разделам с ответами.

Великие математики

1.Вопрос на 10 баллов

2.Вопрос на 20 баллов

Древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы. Ответ Пифагор

3.Вопрос на 30 баллов

Русский математик, один из создателей неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения.

Известный английский математик Уильям Клиффорд назвал этого ученого - «Коперником геометрии». Ответ Н.Лобачевский

4.Вопрос на 40баллов

Русский математик и механик, с 1889 года иностранный член-корреспондент Петербургской Академии наук.

Первая в России и в Северной Европе женщина-профессор и первая в мире женщина - профессор математики. Ответ С. Ковалевская

5.Вопрос на 50 баллов

Французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии. Ответ Рене Декарт

Геометрия

1.Вопрос на 10 баллов

Какие фигуры дружат с солнцем? Ответ Лучи

2.Вопрос на 20 баллов

Параллелограмм, у которого смежные стороны взаимно перпендикулярны?

Ответ прямоугольник

3.Вопрос на 30 баллов

Название какой фигуры в переводе с греческого языка означает

«обеденный столик»? Ответ трапеция

4.Вопрос на 40 баллов

Отрезок стягивающий дугу в 180°? Ответ диаметр

5. Вопрос на 50 баллов

Множество точек угла, равноудаленных от его сторон?

Ответ биссектриса

Алгебра

1. Вопрос на 10 баллов

График линейной функции Ответ прямая

2.Вопрос на 20 баллов

Не положительное и неотрицательное число?

Ответ нуль

3. Вопрос на 30 баллов

Десятичная дробь Ответ

4.Вопрос на 40 баллов

Независимая переменная? Ответ аргумент

5. Вопрос на 50 баллов

Самое маленькое четырехзначное число, в записи которого цифры различны?

Ответ 1023

Реальная математика

1.Вопрос на 10 баллов

На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на десяти руках?

Ответ 50

2.Вопрос на 20 баллов

Прибор для определения сторон горизонта

Ответ компас

3.Вопрос на 30 баллов

Врач прописал 3 укола. Через полчаса на укол. Через сколько часов будут сделаны все уколы? Ответ через час

4.Вопрос на 40 баллов

Как называется чертёжный инструмент, который помогает начертить окружность?

Ответ циркуль

5.Вопрос на 50 баллов

Спутник Земли делает один оборот за 100 минут, а другой оборот за 1 час 40 минут. Как это объяснить? Ответ 1час 40мин=100мин

Смекалка и логика

1.Вопрос на 10 баллов

Какую цифру пишут летчики в небе? Ответ восьмерку

2. Вопрос на 20 баллов

Какая геометрическая фигура нужна для наказания

Ответ угол

3.Вопрос на 30 баллов

Профессор ложиться спать в восемь вечера. Будильник заводит на девять. Сколько спит профессор? Ответ 1 час

4.Вопрос на 40 баллов

Палку распилили на 12 частей. Сколько сделали распилов?

Ответ 11 распилов

5.Вопрос на 50 баллов

В семье семь братьев, у каждого по одной сестре. Сколько детей в семье?

Ответ 8 детей

Игра рассчитана на учащихся 7-8 классов, предназначена как для индивидуальной игры (например, конкурс капитанов команд), так и для командной игры. В игре могут принимать участие от 2до 4 команд. Команда выбирает раздел и вопрос на определенное количество баллов. При правильном ответе игру продолжает та же команда, при неправильном ответе происходит передача хода следующей команде. Если команде достается вопрос «кот в мешке», то команда передает ход любой другой команде. Выигрывает команда, набравшая наибольшее число баллов. Команде победительнице ведущий предлагает принять участие в суперигре.

Список литературы: 1. Фарков А.В. Внеклассная работа по математике 5-11 классы М. Айрис-пресс, 2006- 288сил.- (школьные олимпиады)

2. Фарков А.В. Математические кружки в школе 5-8 классы 2-е изд. - М., Айрис-пресс, 2006- 144с.- (школьные олимпиад)

3. Предметные недели в школе Математика составитель Гончарова Л.В. Волгоград: Учитель, 2004. – 134 с.

4.Оникул П.Р. 19 игр по математике: Учебное пособие – Спб.: Союз, 1999. – 95 с.

5. Худадатова С.С. Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах, 9 класс. – М.: Школьная пресса, 2002. – 32с. – (Библиотека журнала «Математика в школе». Вып.16).

Елена Маргелова

Игра «Собери МУХОМОР»

Цель : закреплять умение соотносить количество и число.

Материалы : Отдельно шляпки мухоморов с разным количеством белых точек в пределах 10-ти, и отдельно ножки мухомора с числами от1 до 10.

Описание : Играть можно как индивидуально, так и всей группой по очереди выходя и подыскивая нужную шляпку с необходимым количеством белых точек для ножки с выбранным числом. (дети не видят с каким числом им попадется ножка, они перевернуты внутренней стороной, а ребенок тянет на выбор)

Игра «Собери ГУСЕНИЦУ»

Цель : закрепить знания о цифрах и их месте в ряду натуральных чисел.

Материалы : отдельные части гусеницы с разными цифрами в пределах 10-ти.

Описание : Каждая чать гусеницы разбросана вразнобой, дети собирают по порядку.



Игра «ПОДБЕРИ ПРИЩЕПКУ»

Цель : закрепление знаний о соотношении количества и числа в пределах 10-ти, повторение названий геометрических фигур, развитие мелкой моторики.

Материалы : барабан с секторами, в которых расположены разные геометрические фигуры в разном количестве в пределах 10-ти. Прищепки с цифрами.

Описание : Детям даются прищепки с цифрами и рулетка с разным количеством геометрических фигур. Рулетку можно крутить, определяя количество геометрических фигур в выпавшем секторе, называть их и находить прищепку с необходимым числом, а можно просто переворачивать круг и крепить прищепки с необходимыми числами, называя при этом геометрические фигуры.



Игра «РЫБАЛКА»

Цель : закрепление навыка решения примеров в пределах 10-ти, формирование представлений о сотаве чисел в пределах 10-ти.

Материалы : картонные ведра, рыбки с примерами в пределах 10-ти на сложение и вычитание.

Описание : Можно работать индивидуально с одним ребенком, он раскладывает рыбок в нужные ведра, а можно с группой детей, кто быстрее и правильно наполнит ведра рыбками.


Игра «УГАДАЙ, КАКОЙ ЦЫПЛЕНОК ПОТЕРЯЛСЯ?»

Цель : определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Материалы : фигурки цыплят с числами от 1 до 10.

Описание. Выставляются цыплята в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. После того,как дети отгадают, какой цыпленок пропущен, показывается спрятанный и ставится на место.


Можно использовать цыплят и в других заданиях, например : вразноброс расставленные цыплята, а дети выстраивают их в правильной последовательности.


Игра «УГАДАЙ, КОТОРЫЙ ПО СЧЕТУ…»

Цель : закрепить навык порядкового счета.

Описание. На наборном полотне или на доске в ряд ставятся все герои сказки «Репка» . Задание : «Сейчас мы поиграем в игру «Угадай, которого по счету героя я спрятала?» Посмотрите, сколько всего героев? выслушав, ответы детей, объясняет задание : «Постарайтесь запомнить, в каком порядке расположены герои. Затем 1 –го героя я спрячу, а вы скажете, который по счету он был. Кто хочет пересчитать героев по порядку? Ребенок считает : Первый - дед, вторая – баба и т. д. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одного героя. Упражнение повторяется несколько раз.


Публикации по теме:

Здравствуйте уважаемые коллеги! В современном детском саду, с ее возможностями нет дефицита в оснащении развивающей среды разнообразными,.

Хочу познакомить Вас с имеющимся у нас наглядным и дидактическим материалом, изготовленным совместно с детьми и родителями. Дидактические.

Дидактическая игра "Лото" Цели:Совершенствование знания чисел в пределах 20,обозначение их цифрами; развитие внимания,памяти. Ход игры:В.

В старшем дошкольном возрасте у детей возникает потребность во взаимодействии и общении со сверстниками. Детям свойственны наблюдательность,.

Согласно ФГОС ДО у детей должны формироваться предпосылки к возникновению универсальных учебных действий. Учебная деятельность должна увлекать.