Упражнения для детей с ода. Методическая работа по физической культуре на тему: «Физические упражнения для профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата»

Физические упражнения для лиц, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, и в том числе суставным ревматизмом.

С помощью физических упражнений достигается:

  • восстановление психического равновесия;
  • приобретение и укрепление уверенности в своих силах и возможностях;
  • массаж внутренних и других органов;
  • вытеснение вредных веществ из тканей организма;
  • восстановление нормального обмена веществ.

От самых простых и спокойных упражнений по мере укрепления организма и расширения его физических возможностей следует переходить к более серьезным, и в том числе с применением отягощений, постепенно увеличивая нагрузки. Продолжительность занятий: сначала 10-15 мин ежедневно, а затем постепенно увеличивая до 1-1,5 ч - два-три раза в неделю.

1. Исходное положение (и. п.) - стоя или сидя. Наклонить голову вперед до касания подбородком груди, затем отклонить голову назад до предела. Повторить по 10 раз в каждую сторону.

2. И. п. - прежнее. Наклонить голову сначала влево, а затем вправо каждый раз до касания ухом плеча. Повторить по 10 раз в каждую сторону.

3. И. п. - стоя, руки на поясе или вдоль туловища. Круговые, вращения головой влево и вправо по 10 раз в каждую сторону. Это упражнение можно выполнять и сидя.

4. И. п. - стоя или сидя. Сцепить руки в замок на затылке и наклонять голову вперед, стараясь коснуться подбородком груди и помогая себе сцепленными руками. Выполнить 15 раз. Упражнение нужно выполнять так, чтобы почувствовать натяжение мышц поясницы.

5. И. п. - стоя или сидя. Развести руки в стороны и делать ими круговые движения вперед и назад по 10 раз в каждую сторону.

6. И. п. - лежа на скамье. Раскинуть руки в стороны и постараться отвести их назад-вниз как можно дальше, а затем свести над собой до касания ладоней друг друга. Выполнить 10 раз. Упражнение можно выполнять с помощью напарника. Можно также делать это упражнение стоя. Встать спиной к косяку двери так, чтобы затылок, ягодицы и пятки ног касались косяка и затем также разводить руки в стороны и назад и сводить их вместе перед собой.

7. И. п. - лежа на скамье. Лечь спиной на скамью так, чтобы голова находилась на краю скамьи, и вытянуть руки вверх. Постараться достать руками пол за головой и вернуть их затем в исходное положение. Выполнить 10-15 раз.

8. И. п. - стоя. Встать на расстояние 80-100 см от стола, положив на него кисти рук, и делать наклоны вперед до предела, возвращаясь затем в исходное положение. Ступни ног при этом должны оставаться на месте. Выполнить 10-15 раз.

9. И. п. - стоя. Сделать 10-15 приседаний. Можно при этом держаться руками за крышку стола или другой хорошо закрепленный и удобный предмет.

10. И. п. - стоя, ноги раздвинуть пошире в стороны. Не сгибая коленей, постараться достать руками попеременно носок то правой, то левой ноги. Сделать по 10 раз в каждую сторону. Упражнение можно выполнять сидя и разведя ноги в стороны.

11. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Подняться на носки и вернуться в исходное положение. Сделать 15-20 раз. Если больному трудно стоять, это упражнение можно выполнять, сидя и упираясь носками ног в стену либо в иное препятствие.

12. И. п. - лежа на спине. Подтянуть пятки к ягодицам так, чтобы голени ног стали перпендикулярны полу, и вытянуть руки вверх. Наклонять одновременно руки влево, а колени вправо до предела, а затем - руки вправо, а колени влево. Упражнение выполнять по 10 раз в каждую сторону.

13. И. п. - то же. Подтягивать, обняв руками, колени и стараться достать их лбом, а затем выпрямлять туловище. Повторить 10-15 раз.

14. И. п. - на четвереньках. Постараться, не сгибая спины, сесть на пятки и затем снова вернуться в исходное положение. Выполнить 10-15 раз.

15. И. п. - то же. Сесть на пол сначала слева от пяток, а затем - справа.

16. И. п. - лежа на животе. Подняв голову, прогнуться так, чтобы увидеть потолок, после чего вернуться в исходное положение. Повторить 15 раз. Можно помогать себе руками.

17. И. п. - лежа на спине. Самостоятельно или при помощи напарника делать круговые движения попеременно кистями и ступнями. Выполнить по 15-20 раз для рук и ног.

Упражнения приведенного ниже комплекса следует выполнять плавно, без рывков. Все перечисленные здесь движения для каждого упражнения составляют один подход. Занятия нужно начинать, делая по одному подходу каждого упражнения. Через месяц занятий можно добавить второй подход, а еще через месяц - третий подход. Нельзя торопить время, насилуя свой организм: результат проявится непременно, и недуг будет побежден.

Возможно, не все смогут сразу выполнять указанные упражнения в полном объеме - не стоит расстраиваться, делайте то, что вам по силам, и постепенно доводите нагрузки до нужного уровня. Постепенно по мере увеличения силы мышц и улучшения общего состояния можно переходить к выполнению этих упражнений с отягощениями (где требуется), увеличивая вес в зависимости от улучшения общего состояния и наращивания массы и силы мышц.

"Физические упражнения при нарушениях опорно-двигательного аппарата" и другие статьи из раздела Заболевания опорно-двигательной системы

Лечебная физкультура - самая распространенная процедура, входящая практически в каждую программу санаторно-курортного лечения. Она представляет собой совокупность методически разработанных и специально подобранных физических упражнений. Врачи и инструкторы санатория «Белокуриха» применяют специальные комплексы упражнений, которые помогают избавиться от болезней опорно-двигательного аппарата, нервной системы и других систем организма.

Собственной методикой лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата с читателями поделилась инструктор-методист по ЛФК высшей квалификационной категории Лилия Колесникова.

Лилия Владимировна, почему ЛФК необходимо заниматься каждому? Как правильно подобрать комплекс упражнений?

Назначение того или иного комплекса упражнений проводится врачом с учетом характера заболевания, его особенностей, стадии и степени патологических изменений.

Комплексы упражнений увеличивают подвижность суставов, растяжение мышц, тренируют работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Они улучшают обмен веществ, повышают устойчивость к физическим нагрузкам. Лечебная физкультура ускоряет выздоровление, повышает эффективность комплексного лечения, предупреждает дальнейшее прогрессирование хронических болезней.

- Какие основные формы заболеваний суставов и позвоночника существуют?

К основным формам относятся воспалительные артриты, дегенеративные артрозы, а также артриты и артрозы, связанные с другими заболеваниями; поражения суставов при открытой и закрытой травме; внутрисуставные заболевания мягких тканей опорно-двигательного аппарата.

- На занятиях ЛФК можно вылечить вышеперечисленные заболевания?

Конечно, да. Многие, впервые посещая занятия, сомневаются в необходимости такой терапии, но, испытав на себе положительный эффект гимнастических упражнений, возвращаются на занятия с удовольствием.

Лечебная физическая культура представляет собой лечебно-профилактический метод, предусматривающий применение средств физической культуры к больному человеку с целью более быстрого и полного восстановления здоровья и трудоспособности, а также предупреждения последствий патологического процесса. Она является важным и обязательным компонентом комплексной курортной терапии больных с различными заболеваниями.

Важным принципом санаторно-курортного лечения является его комплексность - использование разнообразных природных лечебных факторов в сочетании с физиотерапевтическими процедурами, диетотерапией, лекарственными и другими лечебными средствами и методами.

Близко по своим задачам к лечебной гимнастике примыкает лечебная гимнастика в воде, подводное вытяжение и механотерапия. Также полезны дозированные прогулки и терренкур, они сочетают между собой формы естественного действия тренирующего и закаливающего факторов.

Для профилактики и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата Лилия Владимировна рекомендует такой комплекс упражнений. Их нужно выполнять лежа на спине:

1. Лежа на спине, руки вдоль туловища, носки тянем на себя и от себя (10 раз).

2. Поочередно один носок тянем на себя, другой - от себя (10 раз).

3. Ноги шире плеч, носки поворачиваем внутрь и наружу, держать 5-7 секунд (5-10 раз).

4. Ноги шире плеч, оба носка разворачиваем по очереди в правую сторону и в левую, держать 5-7 секунд (4-10 раз).

5. Круговые движения в голеностопном суставе, по часовой стрелке и против (4-10 раз).

6. Руки вдоль туловища. Правую пятку тянем вниз, затем левую, растягиваем от бедра 5-7 секунд (4-8 раз).

7. Руки вдоль туловища. Обе пятки тянем вниз, фиксируем 5-7 секунд (4-8 раз).

8. «Велосипед», ноги сгибаем - разгибаем в коленном суставе вперед и назад (до 100 раз).

9. Носки тянем на себя, фиксируем 5-7 секунд (4-8 раз).

10. Правую ногу поднимаем под 45 градусов по отношению к полу 5-7 секунд, затем левой тоже самое (4-8 раз).

11. Ноги выпрямляем, коленные суставы тянем к груди (10 раз). Упражнение направлено на укрепление мышц брюшного пресса, нагрузка идет на прямую мышцу живота.

12. Ноги согнуть в коленных суставах, стопы на пол, руки вдоль туловища. Поднимаем таз на выдохе и держим 5-7 секунд (4-8 раз). При выполнении этого упражнения бедра сжать и все втянуть в себя.

13. Ноги согнуть в коленных суставах, стопы на пол, руки вдоль туловища. Поднимаем таз и вытягиваем ногу вперед на уровне своего коленного сустава, а носок на себя. Держим 5-7 секунд на каждую ногу (4-8 раз).

14. Ноги согнуть в коленных суставах, стопы на пол, на ширине плеч. Правое колено разворачиваем внутрь и держим 5-10 секунд, руки в стороны, ладони прижаты к полу, затем повторить то же левым (5-10 раз).

15. Руки в стороны, ладони прижаты к полу. Коленные суставы к груди, наклоняем вправо и держим 5-10 секунд, затем влево (4-10 раз).

16. Ноги выпрямляем, руки вдоль туловища. Упор на пятки, затылок и лопатки. Поднимаем таз вверх и держим 5-7 секунд (10 раз).

для детей старшего дошкольного возраста с нарушением функций опорно – двигательного аппарата и комплекс упражнений для детей с ДЦП.

Данная картотека включает в себя игровые упражнения простые по содержанию, хорошо знакомые детям на различные группы мышц содержат элементы корригирующей гимнастики, психогимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики. Продолжительность игровых оздоровительных упражнений для детей старшего дошкольного возраста не более 10 минут.

Основной целью использования педагогами или родителями в работе с детьми картотеки «Оздоровительные упражнения» является предупреждение мышечного и зрительного переутомления, а также развитие памяти, мышления, воображения, восприятия, анализа, синтеза, глазо – двигательной координации, пальцевой моторики, кинестетических ощущений. Картотека «Оздоровительные упражнения» составлена в помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения и родительскому сообществу.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Цель: повышение двигательной активности; глазодвигательной координации; развитие артикуляционной моторики, силы воздушной струи.

«СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК»

Солнечный мой заинька,

Прыгни на ладошку.

Солнечный мой заинька,

Маленький, как крошка.

Прыг на носик, на плечо.

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять

На плече давай скакать.

Вот закрыли мы глаза,

А солнышко играет:

Щечки теплыми лучами

Нежно согревает.

Дети вытягивают вперед ладошку.

Ставят на ладонь указательный палец другой руки.

Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводя вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой.

Голова все время находится в фиксированном положении.

Закрывают глаза ладонями.

Все больного навещают,

Все больного угощают:

Кто морошкой,

Кто черникой,

Кто сушенной земляникой.

Переводят взгляд вверх-вниз, вправо-влево.

Смотрит носик вправо-влево,

Смотрит носик вверх и вниз.

Что увидел хитрый носик?

Ну, куда мы забрались?

Резко перемещают взгляд вправо и влево.

Резко перемещают взгляд вверх и вниз.

Мягко проводят указательными пальцами по векам.

«ЗАЙКА»

Каждый ребенок берет зайчика в руки или любой предмет

Зайка вправо поскакал,

Каждый зайку увидал.

Зайка влево поскакал,

Каждый взглядом увидал.

Зайка – вправо, зайка – влево.

Ах, какой зайчонок смелый!

Дети прослеживают движения зайчика взглядом, голова остается в фиксированном положении.

«МУХА»

Громко муха зажужжала,

Над слоненком виться стала.

Муха, муха полетела

И на нос слоненку села.

Снова муха полетела,

И на ухо она села.

Муха вверх, и муха вниз.

Ну, Слоненок, берегись!

Слоненок наш закрыл глаза –

Улетела егоза!

Вытягивают вперед руку и описывают указательным пальцем в воздухе круг, прослеживая движение глазами.

Дотрагиваются пальцем до кончика носа, сфокусировать взгляд на кончике пальца.

Дотрагиваются до уха, прослеживая движение пальца взглядом в пределах видимости, не поворачивая головы. Так же медленно дотрагиваются до второго уха, прослеживая движения взглядом.

Резко перемещают взгляд вправо, влево, вверх, вниз, зафиксировав его на кончике пальца.

Плотно прижимают ладони к открытым глазам так, чтобы через них не проникал свет.

Смотрит вправо – никого,

Смотрит влево – никого.

Раз-два, раз-два –

Закружилась голова.

Глазки закрывали,

Глазки отдыхали.

Как откроем мы глаза,

Вверх посмотрим, да-да-да.

Вниз ты глазки опусти,

Вверх опять их подними.

Пальцами погладь глаза,

Отдыхать пришла пора.

Резко переводят взгляд вправо-влево.

Выполняют круговые вращения глазами.

Закрывают глаза.

Резко переводят взгляд вверх-вниз.

Мягко поглаживают веки указательными пальцами.

А в Африке, а в Африке,

На черной Лимпопо,

Сидит и плачет в Африке

Печальный Гиппопо.

Он в Африке, он в Африке

Под пальмою сидит

И на море из Африки

Без отдыха глядит:

Не едет ли в кораблике

Доктор Айболит?

Но вот, поглядите, какая-то птица

Все ближе и ближе по воздуху мчится.

На птице, глядите, сидит Айболит

И шляпою машет и громко кричит:

Да здравствует милая Африка!

Сидят по-турецки, медленно, в ритме стихотворения двигают зрачками слева направо.

Переводят взгляд вверх – вниз.

Складывают пальцы «трубочкой» смотрят в «подзорную трубу» сначала правым глазам, потом левым.

«БУКВЫ»

Много с буквами хлопот.

Уж такой они народ…

Будем буквы мы искать,

Будем глазки укреплять.

Вот я вижу: букву Б

Держит белочка в руке.

Переводят взгляд вверх-вниз.

Переводят взгляд вправо-влево.

Комплексы коррекционных упражнений

Цель: способствовать повышению двигательной активности; укрепление сводов стопы; развитие двигательно – моторной координации

Чуть слышно осень наступает,

Плоды на ветках созревают.

Уж ягод сладких полон лес.

И дождь осенний льет с небес.

Сад давно уж нас зовет…

Мы отправимся в поход.

Вот дорога впереди.

Боком надо нам пройти.

Высоко ноги поднимая,

Весело шагаем.

Ступеньки к озеру спешат,

Прыгать нам они велят.

По дорожке земляной

Идем «змейкой»,

Затем обычною ходьбой.

Врассыпную все идем.

Скоро-скоро сад найдем.

Увидали сад и побежали.

Что в саду мы увидали?

Яблоки красные

Высоко на ветках,

Их достанем, детки.

Вот они какие –

Красные, большие.

Яблоки под деревом найдем

И в кучу соберем.

Дети яблоню потрясут –

Яблоки качаться начнут.

Яблоню мы потрясли,

Яблоки попадали.

Заглянем под ветки:

Нет ли яблок, детки?

Яблоко с ветки упало

И запрыгало, поскакало.

Яблок много мы собрали

И немножечко устали.

По саду долго мы гуляли,

Свежим воздухом дышали,

Руки в стороны, к плечам –

Не нужна усталость нам.

Руки вверх, вниз, вперед –

Пора заканчивать поход.

Ходят на носках.

Идут приставным шагом боком.

Шагают с высоким подъемом колена.

Прыгают на обеих ногах с продвижением вперед.

Ходят «змейкой»

Идут обычным шагом.

Ходят врассыпную.

Бегут по кругу с ускорением и замедлением в зависимости от темпа музыки.

Останавливаются, повернувшись лицом в круг.

И.п.- основная стойка. 1 – руки вперед, вверх, подняться на носки.

2 – вернуться в и.п. повторить 6 – 8 раз.

И.п. – сесть с прямыми ногами, руки внизу, впереди. 1 – развести руки в стороны, назад. 2 – вернуться в и.п. повторить 6 – 8 раз.

И.п. – сесть, ноги врозь, руки вниз. 1 – руки в стороны - назад. 2- руки вперед – вниз. Повторить 5 – 6 раз.

И.п. – лежа на спине, руками обхватить согнутые в коленях ноги.

1 – 4 – раскачивание вперед – назад. Повторить 5 – 6 раз.

И.п. – опора на колени и кисти рук.

1 – руки согнуть в локтевых суставах, туловище прогнуть, сделать подлезание вперед

2 – вернуться в и.п. Повторить 3-4 раза.

Прыжки по показу ведущего.

Идут спокойно врассыпную, поднимая руки в стороны, вверх, вниз, к плечам.

«Колобок»

Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укреп ление мышц позвоночника, верхних и нижних конечностей.

Что за странный колобок

На окошке появился?

Полежал чуток,

Взял и развалился.

И.п.: лечь на спину, а затем сесть, обнимая руками коле ни. Убрать голову в колени. Прижать колени к плечам и посмотреть на свои ступни ног.

Вот вы все и колобки!

Раз, два, три, четыре, пять -

Развалились все опять.

Вытянуть ноги и лечь на спину.

«Ножницы»

Цели: укрепление мышц нижних конечностей, участвую щих в формировании свода стопы.

Давайте представим, что наши ножки - ножницы. И.п.: лежа на животе, поднимать поочередно прямые ноги вверх- вниз. Чтобы «ножницы» хорошо резали, ноги должны быть прямые. Лечь на спину, отдохнуть. Повторить 3 раза. (Второй вариант: и.п. - лежа на спине

«Плавание на байдарках»

Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, свя зочно-мышечного аппарата ног и рук.

И.п.: сидя на полу, ноги чуть согнуть в коленях, руки вы тянуть вперед. Лечь на спину и попробовать медленно сесть без помощи рук и снова лечь. Поплыли! Повторить 5 раз.

«Гусеница»

Цели: формирование правильной осанки, развитие коор динации движений в крупных мышечных группах рук и ног.

И.п.: встать на четвереньки, подтянуть колени к рукам, не отрывая ног от пола. А затем переставить обе руки одно временно вперед, как можно дальше. Так и передвигается гусеница в поисках еды. А теперь вы все – гусеницы. Поползли!

«Лягушки» («Лягушата»)

Цели: формирование правильной осанки, укрепление мышц нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании свода стопы.

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Ква-ква-ква!

Скачут, вытянувши ножки!

И.п.: встать на четвереньки, присесть, пальцами рук ка саться пола. Колени развести, руки между коленями. Под прыгнуть вверх и вернуться в и.п. (Второй вариант: с продви жением вперед).

Средь деревьев, на болотце,
Есть свой дом у лягушат.
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши"ножки.
Ква-ква-ква, ква-ква-ква, .

Скачут, не жалея ножки.

«Пингвины на льдинах»

Цели: формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета позвоночника, развитие координации дви жений в крупных мышечных группах нижних конечностей.

Бело-черные пингвины
Далеко видны на льдинах.
Как они шагают дружно?
Показать вам это нужно.
Оттопырили ладошки
И попрыгали -немножко.
А моржа вдруг увидали,

Руки вверх чуть приподняли

И быстрей на льдину зашагали.

Между ступнями зажаты маленькие кубики или мешочки с песком. Дети выполняют движения под речевое сопровождение.

«Великаны и гномики»

Цели: укрепление мышц верхних и нижних конечностей, формирование правильной осанки, улучшение координации движений.

Ходьба по залу. «Великаны» - идти на носочках, руки вверх. «Гномики» - идти в полуприседе, руки на пояс. Спина прямая!

«Все спортом занимаются»

Цели: формирование координации движений, укрепление мышечного корсета позвоночника.

Скачет лягушонок:

Ква-ква-ква!

Плавает утенок:

Кря-кря-кря!

Все вокруг стараются,

Спортом занимаются.

Маленький бельчонок:

Скок-скок-скок!

С веточки на веточку:

Прыг-скок, прыг – скок!

Все вокруг стараются,

Спортом занимаются!

Руки согнуть в локтях, наклоны в стороны.

Сжимать и разжимать пальцы в кулаках.

Имитировать плавание.

Сжимать и разжимать прямые пальцы рук.

Менять положение рук.

Прыжки вверх.

Прыжки на месте, вперед назад.

Одна рука вверх, другая вниз.

Менять положение рук.

«Еж с ежатами»

Цели: формирование навыка правильной осанки, укрепление мышц туловища, верхних и нижних конечностей.

Под огромною сосной

На полянке, на лесной,

Куча листьев, где лежит,

Еж с ежатами бежит.

Мы вокруг все оглядим,

На пенечке посидим,

А потом все дружно сядем

И иголки все покажем.

Показали, показали

И домой все побежали.

Бег на носках.

Произносить звуки (фрр-фрр- фрр)

Бег в полуприседе на носках, руки в упоре на бедрах, спина круглая.

Присесть, вытягивая шею вверх.

Присесть с упором на кисти рук, голову опустить, спина круглая – «показываем иголки».

Бег на носках.

«Самолетик – самолет»

Цели: укрепление мышц туловища, мягкое воздействие на функции вестибулярного аппарата, формирование навыка правильной осанки.

Самолетик – самолет.

Отправляется в полет.

Жу, жу, жу,

Постою и отдохну.

Я налево полечу,

Жу, жу, жу,

Постою и отдохну.

Развести руки в стороны, ладонями вверх.

Выполнять поворот вправо и произносить звук (ж0.

Встать прямо, опустить руки, пауза.

Поднять голову – вдох. Выполнить поворот влево и выдох на звук (ж).

Встать прямо и опустить руки – пауза.

«Мышка и мишка»

Цели: укрепление мышц верхних и нижних конечностей, формирование правильной осанки, улучшение координации движений.

У мишки дом огромный.

У мышки – очень маленький.

Мышка ходит

В гости к Мишке,

Он же к ней не попадет.

Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох.

Присесть, обхватить руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука (ш).

«Кошечка»

Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника.

И.п.: встать на четвереньки с опорой на колени и кисти рук. «Кошечка сердится» - спина круглая, голову опустить как можно ниже. «Кошечка добрая, ласковая» - прогнуть спину, голову приподнять.

«Ель, елка, елочка»

Цели: воспитание и формирование правильной осанки, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей, тренировка внимания.

В лесу стоят высокие ели. Встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь. (Голова, туловище, ноги – прямо, раздвинуть руки, «ветки», слегка в стороны, ладонями вперед.) Пойдемте дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички? Вот и сестрички ели – елки.

Они пониже, но такие, же стройные. (Принять правильную осанку, но в полуприседе.) Пойдемте, поищем еще сестричек-елочек. Вот они – совсем маленькие. Но и удаленькие: красивые и тоже стройные. (Сесть на корточки, голова и спина выпрямлены, руки ладонями слегка разведены в стороны.)

«Ласточка»

Цели: формирование координации движений, укрепление мышечного корсета позвоночника и мышц нижних конечностей.

И.П. – о.с.: встать прямо, правую (левую) ногу поднять назад вверх, руки в стороны, туловище немного наклонить вперед, голову приподнять. Удержать 1 – 2 с, затем вернуться в и.п. Повторить то же с левой ногой.

«Походи боком»

Цели: воспитание и формирование навыка правильной осанки, развитие координации движений, укрепление мышечного корсета позвоночника и мышечного аппарата стоп.

И.п. – о.с.: принять правильную осанку, мешочек с песком на голове. Ходьба боком приставным шагом (влево, вправо).

«Уголок»

Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц верхних и нижних конечностей.

И.п.: лежа на спине, вытянуть сомкнутые ноги. Приподнять ноги и голову одновременно и удерживать 1 – 2 с, спина прижата к ковру.

(Второй вариант: спина отрывается от пола и приподнимается вместе с головой).

«Сидячий футбол»

И.п.: сидя на полу, ноги согнуты в коленях и прижаты к животу. Движением ног вперед отбросить мяч сидящему напротив ребенку. Он ловит его руками, а затем ногами резко отбрасывает мяч своему партнеру. (Варианты: ловить отбрасываемый мяч ногами, прокатывать его то одной, то другой ногой, сбивать мячом кегли, которые стоят на равном расстоянии между играющими). После игры ведущий предлагает детям лечь на спину, поднять руки и потянуться. Затем повернуться на живот и снова потянуться (поднять голову и посмотреть вперед).

«Черепахи»

Цели: формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета позвоночника, развитие координации движений в крупных мышечных группах верхних и нижних конечностей.

И.п.: встать на четвереньки с опорой на колени и кисти рук. Передвигаться вперед, одновременно переставляя правую руку, левую ногу, затем левую руку, правую ногу. Спина ровная, голову приподнять.

«Гуси»

Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника и мышц нижних конечностей.

И.п. – о.с.: стоя, затем присев на корточки, ходить «гусиным шагом», руки положить на колени. Спину держать ровно.

Литература:

1. М.Ю. Картушина «Оздоровительные занятия», М: «Творческий Центр», 2004г.

2. Е.Н. Вареник «Физкультурно – оздоровительные занятия с детьми 5 – 7 лет», М: «Творческий Центр», 2002 г.

Игры и упражнения для развития моторики руки

«Моем ручки» - дети поочередно круговыми движениями охватывают кисти правой и левой руки.

«Надеваем перчатки» - проводим от ногтя до основания каждого пальца правой руки собранными вместе всеми пальцами левой руки (и наоборот) начиная с большого пальца.

«Снимаем варежку» - начинаем движение у основания кисти (охватываем поочередно правую и левую руку) и доходим до кончиков пальцев.

«Идет коза рогатая» - все пальцы кроме среднего и указательного сжаты в кулак. При этом кисть вытянутой руки поворачивают поочередно вправо и влево.

«Зайчик шевелит ушками» - указательный и средний пальцы направлены вверх, их поочередно сгибают и разгибают (остальные при этом все время сжаты в кулак).

«Здравствуй пальчик!» - в этом задании нужно поочередно коснуться большого пальца указательным, средним, безымянным пальцем и мизинцем. Когда дети смогут запомнить названия всех пальцев, можно усложнять и конкретизировать задания, меняя последовательность касаний.

«Нарисуй в небе солнышко» - указательным пальцем «рисуем» круг, используя при этом как правую, так и левую руку. В дальнейшем можно делать это упражнение одновременно двумя руками.

«Мячики» - Легкие и безопасные, их можно скатать из фольги или бумаги.

«Маракасы». В небольшие пластиковые бутылки насыпаем мелкие предметы: бусинки, камешки, монетки, семена. Вместе с ребенком можно просто наполнять бутылочки и закручивать их, а можно усложнять задачу: смешать наполнители в кучу и раскладывать каждый вид в «свой сосуд». Каждый из них будет иметь свой «голос», кроме того, через прозрачные стенки интересно отдыхая рассматривать содержимое!

«Шуршарики». Теперь наполняем мелкими предметами слегка надутые шарики, один оставляем пустым. Ощупываем и отгадываем: «что внутри?»

Массаж пальцев рук

Можно выполнять массаж со следующим материалом:

Зубной щёткой,

Массажной расчёской,

Карандашом, фломастером,

Различные мячики, шарики,

Грецким орехом.

Упражнения с мячами, шариками

Учить захватывать мяч всей кистью и отпускать его;

Катать по часовой стрелке;

Держать одной рукой-другой и выполнять ввинчивающие движения, пощёлкивания, пощипывания;

Сжимать и разжимать;

Подбрасывать и ловить.

Игры с крупами

Способствуют развитию мелкой моторики, чувственного восприятия, закрепление цвета, формы, мышления.

Массаж ладоней при помощи горошины или фасоли,

Пересыпание крупы из одной ёмкости в другую (баночки, миски, стаканчики, коробочки),

- «волшебный мешочек» - угадывание на ощупь (различные крупы),

- «Сухой бассейн» из фасоли и гороха,

Выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам,

Выкладывание фигурок людей и животных, цифр, букв

Игры с водой и песком

Игры с водой хороши тем, что позволяют даже незначительным движением – шлепком по воде – привести в движение и саму воду, и предмет, положенный в нее. Хорошо играть с предметами разными по плотности: одни будут плавать, а другие «утонут». Те из них, что будут издавать звуки, с одной стороны, привлекут внимание, с другой – будут способствовать сенсорному восприятию.

Игры с песком разовьют и усовершенствуют тактильную чувствительность и моторику кисти, привлекут и удержат внимание ребенка своей динамичностью. Перемешивание и пересыпание, заполнение песком предметов, смешивание с водой и даже просеивание через сито – эти нехитрые манипуляции успокоят и принесут положительные эмоции в любом возрасте. Способствуют развитию мелкой моторики, тактильные ощущения.

- «закапывание» игрушки, предмета,

Поиск «клада»,

Различные изображения (рисование) на песке,

Работа с пипеткой (всасывание воды пипеткой),

Раскрашивание воды (опыты с водой),

Поделки с применением песка.

Произвольно отпустить игрушку из руки в воду (по инструкции: «Дай»);

Вынуть - вложить игрушку самостоятельно или с помощью взрослого;

Покатать машину, мяч, кораблик по воде;

Собрать из воды мелкие предметы двумя пальцами, варьируя вес, форму и величину предметов

Игры с резинками и ленточками, проволокой

Способствуют развитию мелкой моторики, ловкости пальцев рук, внимания, усидчивости, терпения; развитие чувства цвета, размера.

Складывать ленточки,

Наматывать на палочку,

Брать резинку со стола различными пальчиками,

Растягивать резиночку разными пальцами рук

Куклотерапия, пальчиковый театр

Способствует развитию мелкой моторики, творчества, ловкости, ориентировка в пространстве, сочетать движения с речью, развитие творческого потенциала.

Вождение куклы,

Одевание куклы на разные руки,

Имитация движений и речи.

Игры с прищепками

Способствует развитию мелкой моторики, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, развивает чувственный опыт.

Перекладывать с одной руки в другую,

Доставать прищепки из корзинки,

Прищепками «кусать» поочерёдно ногтевые фаланги,

- «сушим платочки» (развешивание платочков на верёвочку),

- «добавлялки» подбираем недостающие детали для предметов, (например, для ежа – иголки, для солнца – лучики, для дома – крышу и так далее),

Подбирать прищепки по цвету одежды, ткани.

Работа с кольцами

На столе стоит деревянный стержень и лежит несколько одинаковых по размеру колец. Ребенку предлагается поочередно надеть эти кольца на стержень. Предварительно взрослый объясняет и показывает, как надо выполнять эти действия.

Работа с кубиками

Перед ребенком выставлено несколько кубиков одинакового размера. Малыш должен после объяснения и показа самостоятельно поставить кубики один на другой, чтобы получилась башенка, затем домик и др.

Работа с деревянными игрушками

На столе разложены складные деревянные матрешки, пирамидки, коробки. Взрослый вместе с ребенком внимательно рассматривает эти предметы. Затем ребенку показывают, как открывается игрушка, как ее можно разбирать, собирать и закрывать. После объяснения и показа взрослый предлагает ребенку выполнять действие самостоятельно.

С шариками

На стол ставят пустую коробку, с обеих сторон от нее кладут несколько шариков. Взрослый берет один шарик, который находится с правой стороны от ребенка, и бросает его в коробку, а потом предлагает ребенку сделать так же.

При этом необходимо определить, насколько ребенок владеет той или другой рукой, как он схватывает шарик.

Предложите детям следующие задания:

Легко нажимать тремя пальцами на грушу пульверизатора, при этом получаемую направлять струю воздуха на ватку так, чтобы она плавно двигалась по столу.

Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую круглую резинку. Перебирать эту резинку указательным и средним пальцами другой руки (как струны гитары).

Сжимаем пальцы в кулак, затем поочередно сгибаем и разгибаем каждый палец при остальных собранных в кулак. Повторять до 10 раз.

Сжатыми в кулак кистями сделаем круговые движения влево и вправо. Повторим круги в ту и в другую сторону 10 раз.

Разведем прямые пальцы и, начиная с мизинца, последовательно сгибаем пальцы в кулак. Потом, начиная с большого, возвращаем их в исходное положение.

Поочередно сгибать пальцы правой руки (левой руки), начиная с большого пальца.

Согнуть пальцы правой (левой) руки в кулак, поочередно их выпрямлять, начиная с мизинца и начиная с большого.

Брать крупные предметы, различные по весу, материалу, форме игрушки всей кистью;

Брать предметы сразу двумя руками (меняют фактуру, объем, вес этих предметов).

Игры с платочком

На столе лежит платок в развернутом виде. Ребенок кладет руку на середину платка ладошкой вниз, все пальчики раздвинуты. На слова педагога «дружно пальчики сведите» и платок в ладонь возьмите». Ребенок сдвигает пальцы, захватывает платок между пальцами. То же самое проделывается другой рукой.

- «Змейка»

Руки, согнутые в локтях стоят на столе. На слова педагога « змейка быстрая ползет, поиграть ребят зовет» - дети направляют платочек между мизинцем и безымянным пальцем, заводят платок между безымянным и средним, далее протягивают между средним и указательным. Заканчивается протягивание между указательным и большим пальцами, «змейка» ползет справа налево и обратно, начиная свой путь между большим и указательным пальцем и т.д. Направление движения «змейки» будет зависеть от той руки, двигательная функция которой наиболее сохранена.

- «Комочек»

Платочек в развернутом виде лежит на столе. Ладонь руки кладется на угол платка. На слова педагога «и-и-и… комкать, комкать, мять наши ручки не унять» – ребенок начинает комкать платок так, чтобы он весь оказался в кулаке.

Задания на развитие мимики лица у детей с ДЦП:

взрослый должен демонстрировать малышу, как принюхивается щенок, прислушивается птица, как кошка выслеживает мышку. Затем следует попросить ребенка повторить увиденное;

продемонстрировать удивленные глаза, попросить повторить;

описать момент счастья и удовольствия, показать, как радуется ласке котенок, а щенок – вкусному угощению;

описать ощущение боли, продемонстрировать боль в животе, плач, чувство холода;

показать момент отвращения: пусть малыш представит, что пьет горькое лекарство или ест лимон;

объяснить, что такое злость, показывая сердитого человека;

продемонстрировать чувство страха, потери родного дома или родных людей;

развивать чувство стыда и вины за свои поступки, научить просить прощения.

Комплекс упражнений для детей с ДЦП

Занятия, развивающие навыки движения:

ребенок сидит на корточках, взрослый становится перед ним так же, кладет ручки ребенка на свои плечи и, придерживая его у пояса, пытается поставить малыша на колени;

ребенок стоит на коленях, взрослый поддерживает его подмышками и наклоняет в разные стороны. Такой прием позволяет ребенку научиться распределять нагрузку то на правую, то на левую ножку;

взрослый стоит позади стоящего ребенка, придерживая его подмышки, и мягко толкает своими коленями подколенные впадины ребенка, заставляя его присесть;

ребенок сидит на стуле, взрослый стоит напротив него, зафиксировав его ножки, прижав ступни к полу. Взрослый берет руки ребенка и вытягивает их кпереди и кверху, что заставляет малыша встать;

придерживая ребенка, просить его постоять попеременно на каждой ножке, стараясь сохранить равновесие;

подстраховывая ребенка за руки, производить толчки и тянущие движения в разные стороны, заставляя ребенка сделать шаг.

Занятия для нормализации суставных функций:

ребенок лежит на спине, одна ножка вытянута, а другую следует постепенно приводить коленом к животу, после чего вернуться в первоначальное положение;

ребенок лежит на боку, при помощи взрослого медленно отводя бедро то в одну, то в другую сторону. Колено при этом согнуто;

ребенок лежит на спине, попеременно поднимает и опускает ножки, сгибая их в колене;

ребенок лежит на животе, под грудью подложена подушка. Взрослый приподнимает ребенка за верхние конечности, разгибая верхнюю часть туловища.

Занятия для мускулатуры живота:

ребенок сидит на стуле, взрослый помогает ребенку наклониться вперед. Возврат в исходное положение малыш должен проделать самостоятельно, либо при небольшой помощи взрослого;

ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела. Необходимо стимулировать попытку малыша перевернуться на живот и снова на спину самостоятельно, не используя при этом ручки;

научить ребенка напрягать мышцы животика, упражнение можно сочетать с глубокими вдохами и выдохами;

ребенок сидит на полу, ножки вытянуты. Помочь малышу дотянуться пальчиками рук до пальчиков ног, не сгибая ножки в коленях;

ребенок лежит на спине, взрослый помогает ребенку поднять прямые ножки и довести их, прикоснувшись пальцами пола над головой.

Занятия для устранения гипертонуса мышц рук:

проводить активные движения кистью ребенка в разных направлениях, изредка потряхивая рукой и расслабляя мускулатуру;

крепко удерживать руку или предплечье ребенка до устранения состояния гипертонуса, после чего покачать или встряхнуть конечность для расслабления.

Занятия для мышц ног:

ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела, ножки привести к животу. Взрослый удерживает голени и поочередно отводит ножки в тазобедренном суставе, сочетая отведения в стороны с круговыми вращениями ноги;

взрослый проводит ребенку сгибательные и разгибательные движения тазобедренного сустава, после этого ребенок пробует удержать ножку самостоятельно.

Занятия для поддержания шейной мускулатуры и мышечного корсета туловища:

ребенок лежит на спине, а взрослый, приподнимая туловище за подмышки, покачивает его из стороны в сторону, поворачивает вправо и влево, не позволяя ребенку сопротивляться. Точно так же покачивают и голову, придерживая её на весу;

ребенок лежит на боку, а взрослый пытается опрокинуть его на живот, либо на спину. При этом малыш должен пытаться не поддаваться толчкам, оказывая сопротивление;

ребенок сидит на стуле, руки и голова расслаблены. Взрослый поворачивает голову в разные стороны, наклоняет вперед и назад, а ребенок пытается максимально расслабить мышцы шеи.

Занятия для стабилизации дыхания:

попросить ребенка сымитировать глубокое дыхание, задуть горящую свечу, сдуть с ладони перышко. Полезно вместе с малышом надувать воздушные шарики или играть, пуская мыльные пузыри;

отличный эффект можно ожидать, если научить ребенка петь. Схожее действие наблюдается при игре на губной гармошке, свирели, для начала можно использовать обычный свисток.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский Государственный Профессионально Педагогический Университет»

Факультет искусств

Реферат по дисциплине «Физическая культура»

ЛФК ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Выполнил:

Студент группы ДК-104

Мингулова А.М.

Екатеринбург - 2014

Введение

2. Функции опорно-двигательного аппарата

3. Основные причины заболевания опорно-двигательного аппарата

Заключение

Список литературы

Введение

Опорно-двигательный аппарат занимает особое место в жизнедеятельности человека. Он включает в себя костную систему, суставы, связки, скелетные мышцы и обладает большими анатомическими и функциональными резервами (возвращение способности к движению за счет деятельности здоровых групп мышц при ранениях или атрофии какой-либо мышцы).

Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. Для людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата в этом случае, лучше всего подойдут занятия лечебной физкультурой.

Цель работы: подробно изучить проблему заболевания опорно-двигательного аппарата, и выяснить какие упражнения лечебной физкультуры подходят.

1. Выяснить что такое опорно-двигательный аппарат.

2. Узнать какие есть заболевания и в чём причины?

3. Узнать какие есть методы лечения и профилактики против заболеваний опорно-двигательного аппарата.

4. Подробнее узнать про ЛФК опорно-двигательного аппарата.

1. Что такое опорно-двигательный аппарат

Двигательный аппарат человека -- это самодвижущийся механизм, состоящий из 640 мышц, 200-212 костей, нескольких сотен сухожилий.

Опорно-двигательная система (синонимы: опорно-двигательный аппарат, костно-мышечная система, локомоторная система, скелетно-мышечная система) -- комплекс структур, образующих каркас, придающий форму организму, дающий ему опору, обеспечивающий защиту внутренних органов и возможность передвижения в пространстве.

Опорно-двигательная система человека -- функциональная совокупность костей скелета, их соединений (суставов и синартрозов), и соматической мускулатуры со вспомогательными приспособлениями, осуществляющих посредством нервной регуляции локомоции, поддержание позы, мимики и других двигательных действиях, наряду с другими системами органов образует человеческое тело.

Среди наук, изучающих опорно-двигательную систему человека - медицина (анатомия, физиология (физиология движений), ортопедия, травматология, спортивная медицина, протезирование, клиническая биомеханика), биомеханика и физическая культура (теория физической культуры, биомеханика физических упражнений).

2. Функции двигательного аппарата

1. опорная -- фиксация мышц и внутренних органов;

2. защитная -- защита жизненно важных органов (головной мозг и спинной мозг, сердце и др.);

3. двигательная -- обеспечение простых движений, двигательных действий (осанка, локомоции, манипуляции) и двигательной деятельности;

4. рессорная -- смягчение толчков и сотрясений;

5. биологическая -- участие в обеспечении жизненно важных процессов, такие как минеральный обмен, кровообращение, кроветворение и другие.

6. кроветворная -- система органов организма, отвечающих за постоянство состава крови.

Двигательная функция возможна только при условии взаимодействия костей и мышц скелета, потому что мышцы приводят в движение костные рычаги. Большинство костей скелета соединено подвижно с помощью суставов. Одним концом мышца прикрепляется к одной кости, образуя сустав, другим концом -- к другой кости. При сокращении мышца приводит кости в движение. Благодаря мышцам противоположного действия кости могут не только совершать те или иные движения, но и фиксироваться относительно друг друга.

Кости и мышцы принимают участие в обмене веществ, в частности в обмене железа, кальция и фосфора.

Существует три вида костей: трубчатые, губчатые и плоские. Трубчатые образуют кости нижних и верхних конечностей. Губчатые -- тела позвонков, грудину, запястья, предплюсну и мелкие кости кисти и стопы. А плоские -- кости черепа, лопатки и тазовые кости.

3. Основные причины заболеваний опорно-двигательной системы

Самая распространенная причина поражения опорно-двигательного аппарата - это несоответствие между нагрузкой на суставы и способностью хрящей сопротивляться ей. Как следствие - происходит быстрое «старение» суставного хряща. Он теряет свою эластичность, суставные поверхности становятся шероховатыми, на них появляются трещины. Позднее присоединяется воспаление, в ответ на которое происходит разрастание костной ткани.

Суставы начинают болеть и деформироваться. Приступы радикулита, обострение артрита, артроза и подагры провоцируют не только повышенные нагрузки (работа на дачном участке), но также и холод, сквозняк, холодная вода в жаркий летний день и т.д. Кроме этого, сильные боли при этих болезнях связаны с хроническим воспалением суставов, одна из причин которого - иммунные нарушения (это главная причина ревматических заболеваний суставов).

Другой спутник недуга - нарушение циркуляции крови в суставах, то есть сосудистые нарушения. Эти проблемы, в свою очередь, тесно связаны с нарушением обмена веществ. И, наконец, колебания гормонального фона, которые ведут к нарушениям обмена веществ (из-за чего женщины после 45 лет нередко полнеют). Таким образом, в основе заболеваний опорно-двигательной системы лежит клубок тесно связанных нарушений в работе основных систем организма

Еще одна из причин заболеваний опорно-двигательного аппарата - недостаток двигательной активности - гиподинамия. Она возникает «в связи с активной заменой ручного труда механизированным, развитием бытовой техники, транспортных средств и т. д. Неблагоприятно сказывается на состоянии всех органов и систем организма, способствует появлению избыточного веса тела, развитию ожирения, атеросклероза, гипертонической болезни, ишемической болезни сердца.

У пожилых людей под влиянием естественных возрастных изменений нервных структур и опорно-двигательного аппарата уменьшаются объём и быстрота движений, нарушается координация сложных и тонких движений, ослабляется тонус мышц, возникает некоторая скованность. Всё это обычно проявляется раньше и в более выраженной форме у тех, кто ведёт сидячий образ жизни.

Отсутствие двигательной активности мышц, окружающих кости, приводит к нарушению обмена веществ в костной ткани и потере их прочности, отсюда плохая осанка, узкие плечи, впалая грудь и другое, что вредно отражается на здоровье внутренних органов.

Отсутствие достаточной двигательной активности в режиме дня приводит к разрыхлению суставного хряща и изменению поверхностей, сочленяющихся костей, к появлению болевых ощущений, создаются условия для образования в них воспалительных процессов.

Некоторые заболевания:

Анкилоз - сращение суставов из-за болезни или травмы, вследствие чего кости теряют подвижность относительно друг друга. Причиной анкилоза могут быть острые и хронические инфекции в суставе, а также разрушение суставных концов патологическими процессами при ранениях и травмах.

В зависимости от характера развивающейся между суставными поверхностями ткани различают костный, фиброзный и хрящевой анкилоз, а в зависимости от протяжённости процесса в суставе -- полный и частичный.

Лечение производится путём оперативного вмешательства.

Артрит - воспаление суставов (причины - различны), приводящее к их опуханию, неподвижности, болям, деформации.

Все типы артрита сопровождает боль, характер которой зависит от типа артрита. Также для артритов характерны покраснение кожи, ограничение подвижности в суставе, изменение его формы. Часто подверженные болезни суставы неестественно хрустят при нагрузке. Человек, болеющий артритом, может испытывать трудности в случаях, если нужно применить физическую силу.

Для профилактики артрита необходимо:

1. Следить за весом, так как лишний вес увеличивает износ суставов.

2. Поднимать тяжести правильно, не изгибая позвоночник влево-вправо, избегая травм и лишних нагрузок на суставы и мышцы.

3. Регулярно заниматься физическими упражнениями.

4. Питаться сбалансировано, включая в рацион полиненасыщенные жирные кислоты и кальций, также исключить животные жиры, есть больше овощей и фруктов.

5. Сократить употребление сахара и других легкоусвояемых углеводов, газированных напитков.

6. Курение и употребление алкоголя также влияет на суставы отрицательно.

7. Сохранять правильную осанку, что позволит снизить нагрузку на суставы.

8. Правильно организовать рабочее место, так, чтобы сидеть было удобно, не приходилось наклоняться вперёд, закидывать голову назад, напрягать спину и шею.

9. Делать перерывы в работе, связанной с длительным сидением/стоянием. В перерывах делать лёгкие упражнения.

Ахондроплазия (карликовость) - наследственное заболевание, при котором длинные кости не дорастают до нормальных размеров.

В настоящее время удовлетворительное лечение не известно, но есть метод увеличения роста при ахондроплазии -- хирургическое удлинение костей, которое позволяет увеличить рост больного приблизительно на 24-28 см.

Бурсит - воспаление сумки сустава (часто возникает из-за длительной нагрузки на локтевые или коленные суставы). Приводит к припухлости и боли.

Причинами бурсита могут быть травмы, частые повторные механические раздражения, инфекции и диатез, но нередко он развивается без всяких видимых оснований.

Для лечения бурсита могут применяться компрессы, лед, противовоспалительные и обезболивающие препараты, кортикостероиды, антибиотики, режим покоя. В ряде случаев показано хирургическое вмешательство с целью вскрытия гнойника.

Вывих - смещение костей в суставе (часто - в локтевом или плечевом).

Первая помощь: Фиксация повреждённой конечности шиной. Холод на область поражения. Вправление суставных концов производится только врачом. При застарелых вывихах (3 недели после повреждения) -- хирургическая операция. При патологических вывихах -- лечение заболевания, приведшего к вывиху. Для восстановления функции иногда необходима хирургическая операция.

Миалгия (боль в мышцах) - боль и онемение в мышцах из-за чрезмерной нагрузки.

Мышечная дистрофия - наследственное заболевание, приводит к атрофии или недоразвитости мышц.

Судорога - болезненные мышечные спазмы из-за чрезмерного сокращения этих мышц.

Тендинит - воспаление сухожилий из-за их повреждения или чрезмерной нагрузки.

4. ЛФК для опорно-двигательного аппарата

ЛФК - это метод лечения и, следовательно, должна применяться строго по показаниям и под контролем.

Занятие физическими упражнениями и спортом увеличивают прочность костной ткани, способствуют более прочному прикреплению к костям мышечных сухожилий, укрепляют позвоночник и ликвидируют в нём нежелательные искривления, способствуют расширению грудной клетки и выработке хорошей осанки.

Главная функция суставов - осуществление движения. Вместе с этим они выполняют роль демпферов, своеобразных тормозов, гасящих инерцию движения и позволяющих производить мгновенную остановку после быстрого движения.

Суставы при систематических занятиях физическими упражнениями и спортом развиваются, повышается эластичность их связок и мышечных сухожилий, увеличивается гибкость.

При работе мышцы развивают определённую силу, которую можно измерить.

Сила зависит от количества мышечных волокон и их поперечного сечения, а также от эластичности и исходной длины отдельной мышцы. Систематическая физическая тренировка увеличивает силу мышц именно за счёт увеличения количества и утолщения мышечных волокон и за счёт увеличения их эластичности.

Основной физкультурной формой борьбы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата является лечебная физкультура. Она «применяется в форме лечебной гимнастики, ходьбы, терренкура, игр, строго дозированных спортивных упражнений. Лечебная гимнастика - основная форма ЛФК. Упражнения лечебной гимнастики делят на 2 группы: для костно-мышечной и дыхательной систем.

Первые в свою очередь подразделяются по локализации воздействия, или анатомическому принципу, - для мелких, средних и крупных мышечных групп; по степени активности больного - пассивные и активные. Пассивными называют упражнения для поражённой конечности, выполняемые больным с помощью здоровой конечности или при содействии инструктора ЛФК; активными - упражнения, выполняемые полностью самим больным.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что при заболеваниях опорно-двигательного аппарата основной упор нужно делать на упражнения направленные на укрепление костной, мышечной ткани, суставов.

Для повышения подвижности в суставах можно использовать следующие упражнения:

- «исходное положение - руки вперёд, ладони вниз. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу.

Исходное положение - руки вперёд, ладони внутрь. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу, в лучезапястном суставе.

Исходное положение - руки вперёд. Круговые движения в лучезапястных суставах, в локтевых и плечевых суставах.

Исходное положение - руки на пояс. Повороты туловища налево и направо с различным положением рук (в стороны, вверх).

Исходное положение - руки за голову. Круговые движения туловищем.

Исходное положение - руки к плечам. Круговые движения тазом влево и вправо.

Исходное положение - полуприсед, руки на колени. Отведение ног влево и вправо. Круговые движения в коленных суставах влево и вправо.

Исходное положение - основная стойка. Наклон влево, вправо.

Исходное положение - руки вверх в стороны. Наклоны вперёд до касания пола руками.

Исходное положение - лёжа на спине, руки вверх. Наклоны вперёд, руки к носкам».

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса выполняются из самых разнообразных исходных положений (стоя, упор присев, лёжа, в висе, стоя на коленях и т. д.). Движения в стороны, вверх, назад вперёд осуществляются как прямыми руками, так и согнутыми в локтевых суставах. Упражнения для рук и плечевого пояса могут широко использоваться в сочетании с упражнениями для других мышечных групп (ног и туловища и т. д.).

Упражнения для мышц шеи - это в основном наклоны головы вперёд, назад, в стороны, повороты головы и вращательные движения.

Упражнения для мышц ног должны подбираться с учётом всех мышечных групп, выполняющих сгибание и разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, а также отведения и приведения бёдрами. Это различные движения прямыми и согнутыми ногами, выпады вперёд, в стороны, назад, поднимания на носки, приседания на двух и одной ноге с опорой и без опоры руками, прыжки на месте, с продвижением вперёд и др.

Упражнения для мышц туловища способствуют развитию подвижности в позвоночнике. Это в основном наклоны и повороты в различных направлениях.

Выполняются они из исходного положения стоя, сидя, лёжа на животе и спине, стоя на коленях и др. После упражнений, направленных на развитие той или иной мышечной группы, должно следовать упражнение на расслабление, нормализующее мышечный тонус. Это поднимание рук и свободное, расслабленное их опускание, широкие, размашистые движения туловищем без напряжения, наклоны вперёд с опущенными руками, расслабление мышц, в положении сидя, лёжа, потряхивание руками, ногами и некоторые другие.

Упражнения для воспитания осанки. Как правило, с возрастом в результате ослабления мышц ног и туловища, неправильно или вынужденного положения отдельных частей тела при работе или дома осанка ухудшается.

Таким образом, становится очевидным, что даже небольшой комплекс упражнений, рассчитанный на опорно-двигательный аппарат, улучшает функции многих жизненно важных органов человека.

опорный двигательный аппарат упражнение

Заключение

В заключение своей работы хочется подвести некоторые итоги. Целью моей работы было: подробно изучить проблему заболевания опорно-двигательного аппарата, и выяснить какие упражнения лечебной физкультуры подходят. В ходе своей работы я узнала много нового и полезного для себя, в особенности некоторые новые упражнения ЛФК для того что бы поддержать в тонусе свой опорно-двигательный аппарат (у меня искривление позвоночника, родовая травма).

Занятия физической культурой должны быть систематическими и регулярными. Перед выполнением некоторых упражнений лучше проконсультироваться у врача, но мне кажется что ЛФК лучше заниматься под присмотром врача, на специальных занятия. Все упражнения нужно делать медленно и аккуратно, во избежание новых травм.

Список литературы

1. Епифанов В. А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина. Учебник М. Медицина 1999

2. Попов. Лечебная физическая культура. Москва, 2004.

3. Матвеева Л.П., Новикова А.Д. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для институтов физ. культуры / Под общ. ред. Матвеева Л.П. - Т.1. Общие основы теории и методики физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1993.

4. Физиология движений / под ред. М. А. Алексеева и др.- 1976.

5. «Домашняя медицинская энциклопедия», главный редактор Покровский В. И., Москва: «Медицина», 1993 год.

6. Интернет ресурс wikipedia.org

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Обобщение основных проблем пациентов с различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Принципы, средства, задачи и цели физической реабилитации. Массаж и физические упражнения при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Массаж при артрозах.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2015

    Принципы, средства, задачи и цели физической реабилитации. Основные причины заболеваний опорно-двигательной системы. Основные принципы реабилитации спортсменов при повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Сущность и цели механотерапии.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2014

    Термические особенности холодной воды. Основные принципы адаптивного спорта. Плавание как средство коррекции нарушения осанки. Лечебная гимнастика в воде, ее значение для посттравматических больных и больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

    презентация , добавлен 29.06.2015

    Изменения опорно-двигательного аппарата у детей различного возраста в процессе занятий акробатикой в цирковой студии. Оценка физического развития ребенка и коллектива. Результаты исследования для применения в работе с учащимися школ, в секции акробатики.

    дипломная работа , добавлен 25.06.2011

    Укрепление мышечного корсета у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата воспитывающихся в детском саду компенсирующего вида. Проведение сюжетных физкультурных занятий как формы организации физического воспитания с детьми дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 13.11.2014

    Распространение деформаций опорно-двигательного аппарата среди младших школьников. Самоконтроль соблюдения двигательного режима, гимнастические упражнения, направленные на исправление осанки и формирование мышечного корсета туловища в условиях урока.

    презентация , добавлен 30.01.2015

    Формирование правильной осанки детей в процессе специальной тренировки опорно-двигательного аппарата. Основные требования к правильной осанке, упражнения по формированию правильной осанки, правила выполнения и способы контроля правильной осанки.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2013

    Функции опорно-двигательного аппарата и возраст его полного формирования. Влияние качества пищи на химический состав костей и их свойства. Влияние двигательной активности на развитие скелета. Значение тренировки мышц. Цели утренней зарядки и физкультуры.

    презентация , добавлен 01.02.2015

    Общая характеристика системы "Пилатес". Физическая реабилитация опорно-двигательного аппарата с применение средств и методов "Пилатеса". Основные принципы и разновидности занятий по системе. Базовые упражнения Пилатеса. Комплекс упражнений на каждый день.

    контрольная работа , добавлен 20.08.2015

    Возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Анализ влияния оздоровительной гимнастики с элементами хатха-йоги как средства развития детей 7-9 лет. Особенности проведения экспериментальной диагностики состояния опорно-двигательного аппарата.

Упражнения для развития и профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата на уроках физической культуры.

Статья учителя физической культуры 1-й категории

Пругло Анны Викторовны

МАОУ СОШ №27

Г. Таганрог

Ростовской области

Гимнастика в нашем современном обществе решает несколько задач связанных с развитием и сохранением психофизических способностей человека. Все виды развивающих и сохраняющих оздоровительных упражнений при методически правильном построении занятий оказываются связанными с решением тех же задач, которые решаются упражнениями гимнастики оздоровительной направленности.

Все виды гимнастических упражнений, вне зависимости от специфической направленности и решаемых главных и частных задач, находят отражение в той или иной организационной физкультурно-спортивной структуре: от групп здоровья до сборных команд. Это, в конечном счете, определяет социальный заказ подготовки специалистов, владеющих теорией и практикой оздоровительной гимнастики.

В своей практике на уроках гимнастики я часто использую корригирующие упражнения на базе йоги. Применение этих упражнений позволяет быстро и эффективно улучшить самочувствие учащегося, его работоспособность и повседневную активность, сопротивляемость заболеваниям. Эффект занятий физическими упражнениями значительно повышается, если они сочетаются с правильным питанием, режимом дня, приемами психорегуляции, использованием гигиенических оздоравливающих мероприятий - т. е. всем тем, что называют рациональным и здоровым образом жизни.

В чем суть оздоравливающего эффекта на уроках физкультуры с использованием корригирующих упражнений?

Наш организм - целостная система. Высокая работоспособность, хорошее самочувствие, отсутствие болезней - возможно только в том случае, если все системы и органы работают нормально. Многие болезни связаны с заболеваниями позвоночника. Они вызываются либо органическим поражением (травмой), либо гипертонусом мышц спины (более 80 % случаев), либо недостатком движений в этом отделе опорно-двигательного аппарата. Рационально построенные занятия физкультурой должны обеспечивать профилактику заболеваний позвоночника. При занятия физической культурой с использованием корригирующих упражнений должны быть, безусловно, травмобезопасными, стимулировать общий «анаболический фон», включать достаточно большое количество медленных движений с ограниченной амплитудой во всех отделах позвоночника для улучшения питания межпозвоночных дисков, задействовать связки, сокращать и растягивать глубокие мышцы позвоночного столба для ликвидации их «спазмов», укреплять все мышечные группы спины и брюшного пресса для создания мышечного корсета для позвоночника.

Многовековой опыт йоги и китайской оздоровительной гимнастики не оставляет сомнений в важности применения этих упражнений на уроках физической культуры в основной школе.

Предлагаю вам комплекс упражнений на укрепление и профилактику опорно-двигательного аппарата для учащихся основной школы.

Комплекс упражнений на укрепление мышц спины.

1. Упражнение на укрепление мышц спины

Выполнение: лечь на живот и вытянутся, руки положить вдоль туловища ладонями вниз. Сделать сколько получится подъемов грудной клетки от пола. Можно выполнить три серии по 5 подъемов.

2. Вариации Шалабхасаны.

Сам Б.К.С. Айенгар в своем описании Шалабхасаны упоминает, что помог многим, кто страдал от болей в спине, именно используя для практики эту асану. Как вариант исполнения при болях в спине, он предлагает сгибать ноги в коленях (голени перпендикулярно бедрам) и сближать колени вместе.

Выполнение: Лечь на живот, как всегда перед упражнением вытянуть позвоночник из таза, перевести руки вперед и поднять и ноги, и руки над полом рисунок внизу.

Посчитайте, сколько дыханий вы сможете сделать, пока не почувствуете усталость в мышцах спины и не опуститесь на пол. Количество дыханий лучше записать. Так же можно воспользоваться часами и засечь время исполнения. Не стоит перенапрягаться, начинать нужно с малого, постепенно увеличивая время выдержки. После отдыха повторить вариации Шалабхасаны с различным положением рук, как показано на рисунках внизу.

После того, как мышцы окрепнут, можно выполнить все вариации не отдыхая между ними. Уверенно можно сказать, что тот, кто сможет свободно удерживать Шалабхасану в течение двух минут забудет о проблемах связанных с болью в спине!

Выполняются упражнения на две стороны.

3. Вирабхадрасана III и Маюрасана.

По мере успокоения болевых ощущений для укрепления мышц спины включается практика Вирабхадрасаны 3 и Маюрасаны (простой вариант с опорой на пальцы ног). Здесь нужно подходить аккуратно, чтобы не получилось обратного спазмирования мышц, и делать только по готовности спины. Можно воспользоваться упрошенным выполнением третьей Вирабхадрасаны. Для этого нужно просто опереть руки на спинку стула и вытянуть ногу. Не обязательно сразу поднимать ногу параллельно полу, можно приподнять ее на расстояние, которое будет оптимальным для практикующего, а затем, по мере тренировки, довести положение до соответствия основной форме асаны.

Упражнения на укрепление мышц живота

1. Наклоны из положения лежа.

Медленные наклоны вперед с согнутыми ногами и округленной спиной из положения лежа на спине. Тренируются мышцы живота, снимаются закрепощения сегментов позвоночника. Рисунок внизу.

Выполнение: лечь на спину и вытянуться, согнуть ноги в коленях и поставить их чуть шире таза. Медленно округляя спину и втягивая живот подняться и потянуться в наклоне (спина округлена, живот втянут и чуть напряжен). Поднимаясь, можно вначале давить руками в пол, помогая себе подняться. Затем, по той же траектории, медленно вернуться в исходное положение, рисунок внизу.

Выполнять без рывков, начать с трех подходов по пять раз (упражнение на продольные мышцы).

2. Упражнение на укрепление продольных мышц живота.

Выполнение: лечь на спину, согнуть ноги в коленях, руки завести за голову и положить ладонь на ладонь. С выдохом подняться к ногам, рисунок внизу.

Выполнить три серии по пять раз. Более продвинутый вариант этого упражнения – исходное положение, как на рисунке внизу.

Упражнение достаточно не экстремально для больной спины, выполняется, при прямых вытянутых ногах, строго с прижатой поясницей к полу. Если поясница приподнимается от пола, то не делайте это упражнение. Подходит для укрепления мышц ног, живота и подвздошно-поясничной мышцы на стадии, когда нет болезненных ощущений в спине.

на выдохе поднимаем согнутые ноги и голову, рисунок внизу,

со вдохом опускаем голову, а ноги выпрямляем, опускаем на пол и смотрим на носоки, рисунок внизу.

Повторяем сближение головы и коленей. Выполнить три серии по пять подходов. Для косых и поперечных мышц живота можно модифицировать упражнения, двигаясь по диагонали.

3. Упражнения для укрепления косых и поперечных мышц живота.

Выполнение: лечь на правый бок, как показано на рисунке внизу.

Выпрямить правую руку вперед и опереться на левую. Поднять по одной ноге, в конечном положении ноги вместе.

Удержать исходное положение в течение 30 секунд, затем расслабиться и выполнить на другом боку.

После ослабления болей в спине можно выполнять более сложные асаны, такие как Лоласана и вариации Навасаны.

Наклоны и прогибы

Упражнения для поясничного отдела позвоночника обязательно нужно делать и наклоны, и прогибы позвоночника.

На первых порах достаточно делать наклоны из упражнений на укрепления мышц живота с согнутыми ногами. Потом можно добавить наклоны с опорой на стул (ладони ложатся на спинку стула, затем на сиденье и т.д. – ориентир ощущения в спине).

Из прогибов при боли, можно посоветовать выполнить мягкое изгибание спины на подушках. Перекаты на баскетбольном или теннисном мячиках. Так же можно воспользоваться специальным валиком для спины или йога пробсом – горкой для прогибов. Далее выполняется Ардха Урдхва Дханурасана, рисунок внизу.

После можно начать выполнять мост Дханурасану.

Скручивания

Скручивания благотворно влияют на вытяжения многораздельной мышцы, межостистых и межпоперечных мышц.

Комплекс скруток «Крокодил» оказывает мощный оздоровительный эффект на больную спину. Все скрутки выполняются на задержке дыхания после вдоха с подтянутым животом. Дополнительное давление в животе помогает дискам раздвигать съехавшиеся позвонки.

Выполнение: лечь на спину, вытянуть позвоночник. Положить левую ступню на правую и после вдоха задержать дыхание. Выполнить несколько движений, поворачивая голову и пальцы ног в противоположные стороны, как показано на рисунке внизу.

Затем поменять ступни и проделать то же самое.

Выполнить аналогично первому варианту скрутки, поставив пятку на пальцы, как на рисунке внизу.

и в завершение колени по сторонам, как показано на рисунке внизу.

Упражнения выполняются в динамике в обе стороны.

Очень важно! Все упражнения выполняются без присутствия болевых ощущений. Дыхание ровное и спокойное. На базе этих йога упражнений можно строить свои индивидуальные комплексы занятий, в зависимости от своего состояния. Нужно учесть, что на уроке должны присутствовать фронтальные вытяжения, мягкие скручивания по сторонам и асаны на укрепление, как глубоких мышц спины, так и мышц живота.

Для более полного осмысления упражнений нужно получить консультацию у понимающего в йога терапии позвоночника инструктора йоги.

Еще следует добавить, что неплохо время от времени использовать полное дыхание с движением диафрагмы с максимальной амплитудой.

В заключении хочу еще раз сказать, что при организации занятий, имеющую цель - оздоровление, необходимо стремиться научить наших детей заниматься своим здоровьем и понимать, для чего необходимы эти навыки в будущей жизни.