Употребляется греческое слово метаморфоза или превращение. Прямые и образные метаморфозы образа персонажа как элемент художественной изобразительности

МЕТАМОРФОЗА

МЕТАМОРФОЗА

[гр. metamorphosis ] - превращение, полная, совершенная перемена.

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .

МЕТАМОРФОЗА

греч. metamorphosis , от meta , и morphe , вид. Превращение.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

МЕТАМОРФОЗА

превращена, видоизменение.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

МЕТАМОРФОЗА

превращение, видоизменение, преобразование; в зоологии - процесс развития до установления окончательной формы данного вида (особенно рельефен у насекомых, проходящих до полного своего развития формы яйца, личинки и куколки); в ботанике - видоизменение какого-нибудь типического органа в другой (напр. - тычинок в лепестки у махровых цветов).

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

МЕТАМОРФОЗА, МЕТАМОРФИЗМ

(греч. metamorphosis , от meta , и morphe - вид). Превращение, оборотничество.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

Метаморфо́за

1 (гр. metamorphosis) превращение, полная, совершенная перемена.

2 (гр. metamorphosis) биол. переход одной стадии или формы после-зародышевого развития нек-рых животных в другую, выражающийся нередко в резком изменении строения развивающегося животного (напр. , превращение головастика в лягушку, личинки насекомого - в куколку, куколки - во взрослое насекомое); у растений - изменение органов в связи с изменением их функций (напр. , м. корня в клубнеплод, побега - в луковицу и т. д.).

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Метаморфоза

метаморфозы, ж. [греч. metamorphosis ] (книжн.). 1. Превращение, переход из одной формы в другую с приобретением нового внешнего вида и функций (науч.). 2. Значительное изменение, необыкновенная перемена в чем-н. (шутл.).

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Метаморфоза

ы, ж. (фр. métamorphose лат. metamorphōsis греч. metamorphōsis превращение, преображение).
1. Превращение, полная, совершенная перемена. Какая-то м . с ним произошла .
2. биол. То же, что метаморфоз .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "МЕТАМОРФОЗА" в других словарях:

    - (от греч. metä между, после, вслед за и morphe – форма) превращение форм, изменение, преобразование (см. Морфология). Философский энциклопедический словарь. 2010. МЕТАМОРФОЗА … Философская энциклопедия

    МЕТАМОРФОЗА, метаморфозы, жен. (греч. metamorphosis) (книжн.). 1. Превращение, переход из одной формы в другую с приобретением нового внешнего вида и функций (научн.). Метаморфоза гусеницы в бабочку. Метаморфоза листа в усик. 2. Значительное… … Толковый словарь Ушакова

    См … Словарь синонимов

    - (иноск.) всякое превращеніе перемѣна. Ср. Встрѣча съ этою гордою дамой, ея надутый видъ и метаморфозы, которыя происходили съ нею въ теченіе нѣсколькихъ минутъ, были для меня предметомъ не малаго удивленія. Лѣсковъ. Горе и смѣхъ. 4. Ср. Отчетъ … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Превращение, преобразование чего либо … Большой Энциклопедический словарь

    МЕТАМОРФОЗА, ы, жен. 1. То же, что метаморфоз (спец.). М. головастика в лягушку. 2. Полная, совершенная перемена, изменение (книжн.). С ним произошла м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Жен., греч. превращение или принятие иного образа. Метампсихоза, переселение душ, переход души по смерти. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    - (греч. μεταμόρφωσις): Превращение, преобразование чего либо. Наиболее общее понятие для процессов, происходящих во вселенной. В биологии метаморфоз … Википедия

    Метаморфоза - Метаморфоза ♦ Metamorphose Полное изменение формы, протекающее достаточно быстро, чтобы вызвать удивление. Когда гусеница превращается в бабочку, мы называем это метаморфозой; когда новорожденный младенец становится стариком – нет … Философский словарь Спонвиля

    метаморфоза - ы, ж. 1) биол. Видоизменение растений, организмов, их органов в процессе естественного развития. Метаморфоза гусеницы в бабочку. Метаморфоза корня и листьев растений. Липы проделали все свои сложные, сорные, душистые, неряшливые метаморфозы… … Популярный словарь русского языка

МЕТАМОРФОЗА

МЕТАМОРФОЗА

1. Превращение, переход из одной формы в другую с приобретением нового внешнего вида и функций (научн.). Метаморфоза гусеницы в бабочку. Метаморфоза листа в усик.

2. Значительное изменение, необыкновенная перемена вчем-нибудь (шутл.). С ним произошла метаморфоза: он стал серьезным. Полная метаморфоза.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "МЕТАМОРФОЗА" в других словарях:

    - [гр. metamorphosis] превращение, полная, совершенная перемена. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. МЕТАМОРФОЗА греч. metamorphosis, от meta, и morphe, вид. Превращение. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от греч. metä между, после, вслед за и morphe – форма) превращение форм, изменение, преобразование (см. Морфология). Философский энциклопедический словарь. 2010. МЕТАМОРФОЗА … Философская энциклопедия

    См … Словарь синонимов

    - (иноск.) всякое превращеніе перемѣна. Ср. Встрѣча съ этою гордою дамой, ея надутый видъ и метаморфозы, которыя происходили съ нею въ теченіе нѣсколькихъ минутъ, были для меня предметомъ не малаго удивленія. Лѣсковъ. Горе и смѣхъ. 4. Ср. Отчетъ … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Превращение, преобразование чего либо … Большой Энциклопедический словарь

    МЕТАМОРФОЗА, ы, жен. 1. То же, что метаморфоз (спец.). М. головастика в лягушку. 2. Полная, совершенная перемена, изменение (книжн.). С ним произошла м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Жен., греч. превращение или принятие иного образа. Метампсихоза, переселение душ, переход души по смерти. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    - (греч. μεταμόρφωσις): Превращение, преобразование чего либо. Наиболее общее понятие для процессов, происходящих во вселенной. В биологии метаморфоз … Википедия

    Метаморфоза - Метаморфоза ♦ Metamorphose Полное изменение формы, протекающее достаточно быстро, чтобы вызвать удивление. Когда гусеница превращается в бабочку, мы называем это метаморфозой; когда новорожденный младенец становится стариком – нет … Философский словарь Спонвиля

    метаморфоза - ы, ж. 1) биол. Видоизменение растений, организмов, их органов в процессе естественного развития. Метаморфоза гусеницы в бабочку. Метаморфоза корня и листьев растений. Липы проделали все свои сложные, сорные, душистые, неряшливые метаморфозы… … Популярный словарь русского языка

Книги

  • Метаморфоза , Битов Андрей Георгиевич, Габриадзе Резо. "Метаморфоза"-книга эссе, статей, пьес о жизни великого русского поэта А. С. Пушкина и замечательного грузинского художника Р. Л. Габриадзе, объединенных в одном культурном пространстве…
  • Метаморфоза. Пьесы, статьи, эссе , Битов Андрей Георгиевич. "Метаморфоза"-книга эссе, статей, пьес о жизни великого русского поэта А. С. Пушкина и замечательного грузинского художника Р. Л. Габриадзе, объединенных в одном культурном пространстве…

МЕТАМОРФОЗА ж. греч. превращение или принятие иного образа. Метампсихоза, переселение душ, переход души по смерти. Толковый словарь Даля

  • метаморфоза - орф. метаморфоза, -ы Орфографический словарь Лопатина
  • метаморфоза - Мета/морф/о́з/а. Морфемно-орфографический словарь
  • метаморфоза - Метаморфозы, ж. [греч. metamorphosis] (книжн.). 1. Превращение, переход из одной формы в другую с приобретением нового внешнего вида и функций (науч.). 2. Значительное изменение, необыкновенная перемена в чем-н. (шутл.). Большой словарь иностранных слов
  • Метаморфоза - (от греч. metamórphosis) 1) превращение, преобразование чего-либо. 2) В биологии - см. Метаморфоз. Большая советская энциклопедия
  • метаморфоза - -ы, ж. и (спец.) метаморфоз, -а, м. 1. книжн. Превращение одной формы чего-л. в другую; видоизменение. Гераклит везде видит огонь; для него вода - потухший огонь, земля - окрепнувшая вода ---. Итак, вся природа - метаморфоза огня. Малый академический словарь
  • метаморфоза - сущ., кол-во синонимов: 17 видоизменение 20 изменение 73 метаморфизм 5 метаморфоз 4 обращение 88 овидиевы превращения 8 перевоплощение 11 переворот 37 перемена 43 перерастание 9 перерождение 15 переход 51 превращение 26 преображение 19 преобразование 41 претворение 12 трансформация 28 Словарь синонимов русского языка
  • метаморфоза - МЕТАМОРФОЗА, ы, ж. 1. То же, что метаморфоз (спец.). м. головастика в лягушку. 2. Полная, совершенная перемена, изменение (книжн.). С ним произошла м. Толковый словарь Ожегова
  • МЕТАМОРФОЗА - МЕТАМОРФОЗА - превращение, преобразование чего-либо. Большой энциклопедический словарь
  • метаморфоза - Заимств. в XIX в. из франц. яз., где métamorphose восходит к греч. metamorphōsis, суф. производному от metamorphoūn «переоформлять» (meta «пере», morphē «форма»). См. морфема, метатеза. Этимологический словарь Шанского
  • метаморфоза - МЕТАМОРФОЗА -ы; ж. Книжн. 1. Коренное изменение кого-, чего-л.; превращение. С кем-л. произошла м. - он стал следить за своей внешностью. Быстрая м. После реконструкции дом претерпел метаморфозу. 2. Разг. = Метаморфоз. Толковый словарь Кузнецова
  • МЕТАМОРФОЗА - МЕТАМОРФОЗА (от греч. μεταμορφωστς – превращение) – в философии и культуре превращение одних вещей, процессов, явлений в другие. Метаморфоза предполагает изменение в форме, виде и/или субстанции объекта, но включает в себя также и постоянство... Новая философская энциклопедия
  • метаморфоза - Метаморфоза, метаморфозы, метаморфозы, метаморфоз, метаморфозе, метаморфозам, метаморфозу, метаморфозы, метаморфозой, метаморфозою, метаморфозами, метаморфозе, метаморфозах Грамматический словарь Зализняка
  • - см. >> перемена Словарь синонимов Абрамова
  • И животных существенно различается.

    Метаморфоз у растений

    Выражается в видоизменениях основных органов, происходящих в онтогенезе и связанных со сменой выполняемых ими функций или условий функционирования. Истинный метаморфоз - превращение одного органа в другой с сильным изменением формы и функции, происходит у многих травянистых растений (постепенное отмирание надземного побега и переход в корневище , луковицу , клубнелуковицу на время неблагоприятного периода). В большинстве же случаев метаморфозу подвергаются не дифференцированные органы взрослого растения, а их зачатки, например, при превращении части побегов и листьев в колючки, усики. Детерминация зачатка органа, определяющая его окончательный облик и происходящая на разных этапах его развития, связана с накоплением определенных физиологически активных веществ и зависит от внешних и внутренних факторов.

    Метаморфоз у животных

    В отличие от растений, у животных при метаморфозе изменению подвергается всё строение организма. Метаморфоз свойственен большинству групп беспозвоночных и некоторым позвоночным - миногам , ряду рыб , земноводным . Обычно метаморфоз связан с резкой сменой образа жизни животного в онтогенезе , например, с переходом от свободноплавающего к прикрепленному образу жизни, от водного - к наземному и т. д. В жизненном цикле животных, развивающихся с метаморфозом, бывает хотя бы одна личиночная стадия , существенно отличающаяся от взрослого животного. У таких животных разные стадии онтогенеза выполняют разные жизненные функции, способствующие сохранению и процветанию вида (например, на личиночной стадии происходит расселение, а на взрослой - питание и рост). Регуляция метаморфоза у животных осуществляется гормонами .

      Frogspawn closeup.jpg

      Икра лягушек

      Tadpoles 10 days.jpg

      Головастики

      Метаморфический головастик

      Frog on bough.jpg

    Метаморфоз у беспозвоночных

    Метаморфоз у позвоночных

    Напишите отзыв о статье "Метаморфоз"

    Литература

    • // Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М. С. Гиляров ; Редкол.: А. А. Баев , Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. - М .: Сов. энциклопедия, 1986. - С. 354–355. - 100 000 экз.

    См. также

    Отрывок, характеризующий Метаморфоз

    После перенесенного страдания князь Андрей чувствовал блаженство, давно не испытанное им. Все лучшие, счастливейшие минуты в его жизни, в особенности самое дальнее детство, когда его раздевали и клали в кроватку, когда няня, убаюкивая, пела над ним, когда, зарывшись головой в подушки, он чувствовал себя счастливым одним сознанием жизни, – представлялись его воображению даже не как прошедшее, а как действительность.
    Около того раненого, очертания головы которого казались знакомыми князю Андрею, суетились доктора; его поднимали и успокоивали.
    – Покажите мне… Ооооо! о! ооооо! – слышался его прерываемый рыданиями, испуганный и покорившийся страданию стон. Слушая эти стоны, князь Андрей хотел плакать. Оттого ли, что он без славы умирал, оттого ли, что жалко ему было расставаться с жизнью, от этих ли невозвратимых детских воспоминаний, оттого ли, что он страдал, что другие страдали и так жалостно перед ним стонал этот человек, но ему хотелось плакать детскими, добрыми, почти радостными слезами.
    Раненому показали в сапоге с запекшейся кровью отрезанную ногу.
    – О! Ооооо! – зарыдал он, как женщина. Доктор, стоявший перед раненым, загораживая его лицо, отошел.
    – Боже мой! Что это? Зачем он здесь? – сказал себе князь Андрей.
    В несчастном, рыдающем, обессилевшем человеке, которому только что отняли ногу, он узнал Анатоля Курагина. Анатоля держали на руках и предлагали ему воду в стакане, края которого он не мог поймать дрожащими, распухшими губами. Анатоль тяжело всхлипывал. «Да, это он; да, этот человек чем то близко и тяжело связан со мною, – думал князь Андрей, не понимая еще ясно того, что было перед ним. – В чем состоит связь этого человека с моим детством, с моею жизнью? – спрашивал он себя, не находя ответа. И вдруг новое, неожиданное воспоминание из мира детского, чистого и любовного, представилось князю Андрею. Он вспомнил Наташу такою, какою он видел ее в первый раз на бале 1810 года, с тонкой шеей и тонкими рукамис готовым на восторг, испуганным, счастливым лицом, и любовь и нежность к ней, еще живее и сильнее, чем когда либо, проснулись в его душе. Он вспомнил теперь ту связь, которая существовала между им и этим человеком, сквозь слезы, наполнявшие распухшие глаза, мутно смотревшим на него. Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце.
    Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями.
    «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!»

    Страшный вид поля сражения, покрытого трупами и ранеными, в соединении с тяжестью головы и с известиями об убитых и раненых двадцати знакомых генералах и с сознанием бессильности своей прежде сильной руки произвели неожиданное впечатление на Наполеона, который обыкновенно любил рассматривать убитых и раненых, испытывая тем свою душевную силу (как он думал). В этот день ужасный вид поля сражения победил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и величие. Он поспешно уехал с поля сражения и возвратился к Шевардинскому кургану. Желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом, он сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы и не поднимая глаз. Он с болезненной тоской ожидал конца того дела, которого он считал себя причиной, но которого он не мог остановить. Личное человеческое чувство на короткое мгновение взяло верх над тем искусственным призраком жизни, которому он служил так долго. Он на себя переносил те страдания и ту смерть, которые он видел на поле сражения. Тяжесть головы и груди напоминала ему о возможности и для себя страданий и смерти. Он в эту минуту не хотел для себя ни Москвы, ни победы, ни славы. (Какой нужно было ему еще славы?) Одно, чего он желал теперь, – отдыха, спокойствия и свободы. Но когда он был на Семеновской высоте, начальник артиллерии предложил ему выставить несколько батарей на эти высоты, для того чтобы усилить огонь по столпившимся перед Князьковым русским войскам. Наполеон согласился и приказал привезти ему известие о том, какое действие произведут эти батареи.
    Адъютант приехал сказать, что по приказанию императора двести орудий направлены на русских, но что русские все так же стоят.
    – Наш огонь рядами вырывает их, а они стоят, – сказал адъютант.
    – Ils en veulent encore!.. [Им еще хочется!..] – сказал Наполеон охриплым голосом.
    – Sire? [Государь?] – повторил не расслушавший адъютант.
    – Ils en veulent encore, – нахмурившись, прохрипел Наполеон осиплым голосом, – donnez leur en. [Еще хочется, ну и задайте им.]

    МЕТАМОРФОЗЫ МЕТАМОРФОЗЫ

    в мифологии превращение одних существ или предметов в другие.
    В наиболее архаичных своих формах М. отражают существеннейшие черты ранней мифопоэтической мысли: представление о тех нечётких (расплывчатых) множествах, членами которых могут быть боги наравне с животными, людьми и неодушевлёнными предметами, иногда переходящими друг в друга благодаря М.; осознание непреодолимых границ между разными царствами («тот свет» и «этот свет», «мир живых» и «мир мёртвых»), благодаря чему переход из одного в другое возможен лишь посредством обязательных М.; наконец, рассмотрение предметов и существ как возможных обиталищ (часто временных) того или иного духа или бога (что и составляло древнюю обрядовую основу мифологических М.). Самый архаический вид М. связан с тотемическими представлениями (в австралийской мифологии и др.). В дальнейшем М. становятся формальным приёмом сюжетосложения (в частности, внутри волшебной сказки). Во многих космогонических мифах исходным материалом, из которого благодаря М. возникают части мироздания или земли, служит тело убитого чудовища или другого мифологического существа. Так, в ацтекском мифе боги Кецалькоатль и Тескатлипока разрывают на части богиню Тлате-кутли, превращают её волосы в деревья, цветы и травы, глаза - в источники, рот - в потоки, плечи - в горы и т. п.; сходные М. претерпевает расчленённое тело чудовища Тиамат в аккадской мифологии; в ряде индоевропейских мифологических традиций части вселенной и земли возникают благодаря М. расчленённого тела умерщвлённого первого человека: Имира в скандинавской мифологии, Пуруши, в ведийской мифологии, перволюдей в среднеиранских и восточнославянских текстах. Иногда первичным материалом для создания частей земли (или земного ландшафта) служат не сами существа, а их выделения (в дагомейской мифологии горы - это экскременты змеи-радуги Айдо-Хведо); в гротескном плане подобные М. нередко фигурируют в мифах о трикстерах (койот у североамериканских индейцев, ворон у коряков и др.).
    Одним из наиболее характерных видов М. богов и некоторых других мифологических персонажей являются их временные превращения с последующим возвращением к первоначальному виду (см. Оборотничество ). Это характеризует большинство древнеегипетских богов (Ра, Гор и др.), героя кетского мифа - разорителя орлиных гнёзд (спасаясь от преследователей, он последовательно превращался в горностая, в трёхногого коня, оленя). Сравнение мифов о преследовании с
    этиологическими мифами показывает, что постоянной остаётся сюжетная схема ряда М. центрального мифологического персонажа. Мотивировка М. может меняться, но существенно, что во всех случаях развитие мифологического сюжета осуществляется благодаря серии М. главного героя.
    Особый вид представляют собой М. неодушевлённых предметов, когда (чаще всего благодаря чудесному воздействию богов или других персонажей) эти предметы оживают. М. фигурок из дерева (или из глины), которых герой превращает в людей (а затем усыновляет), характерны для северо и центральноамериканских индейских и палеосибирских - юкагирских и енисейских (кетских) мифов. Позднейший след аналогичных сюжетов сохраняется в сказочном фольклоре - в рассказах об оживающем человечке из дерева и в их литературных обработках (Пиноккио, Буратино и т. п.). В мифах многих народов Евразии (особенно Восточной Азии) и Америки в распространённом мотиве магического бегства спасающийся от преследования герой бросает позади себя последовательно предметы (чаще всего три), которые благодаря М. преграждают путь его преследователям (ср. статьи Идзанаки и Идзанаму, Вяйнямёйнен). Аналогичного характера М.- в самодийских, юкагирских, чукотских и других мифах того же сюжета. В мотиве магического бегства совпадает не только число и характер бросаемых предметов (материала, претерпевающего М.), но и характер препятствий, возникающих благодаря М. этих предметов на пути преследующих. М. предметов, бросаемых во время магического бегства, и М. самого преследуемого героя и его преследователя нужно рассматривать как разные варианты единого мифологического мотива М.
    Смерть - переход в царство мёртвых в мифологии обычно рассматривается как М.: превращение человека (чаще - его души либо одной из его душ, если предполагается множественность душ у одного человека) в животное (чаще всего в птицу; иногда это превращение происходит не сразу после смерти, а спустя несколько лет, как в мифах ацтеков о небесном доме солнца), в человека другого пола (по древнемексиканским представлениям, умершая роженица становилась воином в образе женщины, надевала на том свете воинские доспехи и украшения) и т. п.
    В некоторых мифологических традициях животные выступают не только как результат М., но и как материал М., при этом часто М. окутана тайной и считается постыдной (у фон в Африке, если потомков царицы назовут детьми леопарда, они должны покинуть страну). Достаточно распространены также М., результатом которых является превращение в растения.
    Особенно распространённый вид М. (в мифах Южной Азии, Австралии, Океании, Южной Америки и др.) - превращение мифологических существ (или исторических персонажей) в камень (или каменное изваяние).
    По способу превращения можно разделить М. на временные (обычно характерные для богов и других высших мифологических существ) и постоянные (более характерные для человека или его души). Однако учение о перевоплощении или переселении душ (метампсихозе), в частности в его развитых формах в индейских мифологических и религиозно-философских системах, допускает длинный (в принципе бесконечный) ряд М. и для людей (и их душ).
    В позднейшей литературной традиции (как древневосточной, так и античной) М. сохраняются как излюбленный сюжет, но подвергаются переосмыслениям. В поэме Овидия «Метаморфозы» собраны многочисленные мифологические сюжеты, касающиеся М. (см. ст. Нарцисс. Гиакинф, Актеон, Арахна, Прокна, Дафна, Миниады и др.), но они нередко подвергнуты рационалистическому осмыслению; поэт выдвигает на первый план такие черты или признаки существ, подвергающихся превращениям, которые делают сами М. более понятными с точки зрения обыденного мышления (ср. «Золотого осла» Апулея). В европейской и американской литературе времени романтизма (Э. Т. А. Гофман и др.) сюжеты, связанные с М., иногда получают новое осмысление в духе поэтики иррационального, сохраняя древние архетипические истоки. Классическим образцом нового осмысления в литературе 20 в. мотива М. человека (сохраняющего все черты своей психологии), превращающегося в животное (насекомое), является повесть Ф. Кафки «Превращение». В поэзии (И. Анненский, А. Ахматова, П. Валери и др.) и в изобразительном искусстве широко используется мотив окаменения человека (или пары людей), их превращения в камень.
    Лит.: Богораз-Тан В. Г., Миф об умирающем и воскресающем звере, в сб.: Художественный фольклор, 1, М., 1926, с. 66-71; Иохельсон В. И., «Магическое бегство» как общераспространенный сказочно-мифологический эпизод, в кн.: Сборник в честь семидесятилетия проф. Д. Н. Анучина, М., 1913. с.155-66; Пропп В. Я., Исторические корни волшебной сказки, Л., 1946;
    Aarne A., Die magische Flucht Eine Märchen-Studie. Hels., 1930 (Folklore Felloros communications, v. 33. № 92-93); Firth R.. Twins, birds and vegetables: problems of identification in primitive religious thought, «Man», 1961, v. 61; Ноcart A. М., Turning into stone, в его кн.: The life-giving myth and other essays, 2 ed., L., 1970, p. 33-39; Кees H., Totenglauben und Jenseitsvorstellungen der Alien Ägypter. Grundlagen und Entwicklung bis zum Ende des Mattieren Reiches, 2 Aufl., В., 1956; его же, Der Gotterglaube in Alten Ägypten: 2 Aufl.. В., 1966; Levi-Strauss C., La pensée sauvage, P., 1962; его же, Mythologiques, t. 1, 4, П., 1964-71; его же, La vole des masques, v. 1-2, Gen., 1975; Stгеh1оw T. G. H., Aranda traditions. Melb., 1947; его же. Personal mono-totemism in a polytotemic community, в сб.: Festschrift für Ad. K. Jensen. Bd 2, Munch., 1964, S. 723-54.
    В. В. Иванов.


    (Источник: «Мифы народов мира».)

    Смотреть что такое "МЕТАМОРФОЗЫ" в других словарях:

      Metamorphoses Обложка издания 1632 года Жанр: Поэма

      Метаморфозы - ■ Смеяться над теми временами, когда верили в метаморфозы. ■ Придумал их Овидий … Лексикон прописных истин

      метаморфозы - арлекиновы 1733 (постуры) … Исторический словарь галлицизмов русского языка

      МЕТАМОРФОЗЫ - (греч.), превращения. Слово это иногда заменяет слово вариации … Музыкальный словарь Римана

      Метаморфозы Metamorphoses Обложка издания 1632 года Жанр: Поэма

      Метаморфозы Metamorphoses … Википедия

      Метаморфозы (фильм, 2007) Метаморфозы Metamorphosis Жанр фильм ужасов Режиссёр Джено Ходи … Википедия