Темы детских социальных проектов. Социальный проект для школьников

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№5»

с.Казгулак Туркменского района Ставропольского края

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

"Забытая страница истории"

учащаяся 10 класса

МКОУ СОШ №5 с.Казгулак

Бондарева Ирина Ивановна.

Руководители проекта –

заместитель директора по воспитательной работе,

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ №5 с.Казгулак

Литвинова Марина Ивановна;

учитель информатики МКОУ СОШ №5 с.Казгулак

Гладина Ольга Васильевна.

2013-2014 учебный год

Актуальность проекта

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, наш проект, который направлен на сохранение памяти поколений и формирование системы жизненных ценностей, активной гражданской позиции, мы считаем особенно актуальным.

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Любовь к родной стране, родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Эти качества должны воспитываться с раннего детства. Авторы проекта "Забытые страницы истории" уверены, что при его реализации в детях будет заложено начало понимания высоких гражданско - патриотических чувств: любовь к Отечеству, гордость за свой народ, его историю, традиции, любовь к своей малой Родине, бережное отношение к историческому прошлому своего села.

Но чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В современных условиях развития общества сложно заставить любить своё Отечество, научить искренне переживать за судьбу народа и страны, вызвать у ребёнка в душе те качества, которые и определяют его как личность, как гражданина. Мы должны помочь подрастающему поколению развить все эти качества, вовлекая их в совместную социально-значимую деятельность, на собственном примере показывать всю важность подобных мероприятий.

Обоснование актуальности проекта

Необходимость восстановления исторической памяти, уважительного отношения к историческому прошлому родного села, развитие гражданско-патриотических чувств.

Отсутствие необходимого жизненного опыта сохранения исторической памяти

Заявленная мною проблема – возможность восстановить забытые страницы исторического прошлого села Казгулак, сохранить связь между поколениями односельчан, приобрести ценный жизненный опыт через общение с людьми, пережившими военное лихолетье. А ещё - это возможность спасти от забвения имена людей, которые не с оружием в руках, не в фронтовых окопах, не на линии фронта, а в быту, на колхозных полях, в госпиталях, школьных классах на пределе человеческих возможностей ежедневно выигрывали свои битвы и сражения с разрухой, голодом, болезнями, являясь примером прочности духа и моральной стойкости.

Данный проект актуален именно для нашей школы ещё и потому, что ни одному из опрошенных в ходе анкетирования учащихся и подавляющему количеству педагогов и жителей села практически ничего не было известно об истории школы периода ВОв. Всё это наглядно отображено в результатах анкетирования (см. приложение).

Откуда возникла потребность в данном исследовании?

Проект берёт своё начало со сбора материала о педагогах школы разных лет в ходе подготовки к Вечеру встречи школьных друзей. Воспоминания пионервожатой выпускников 1960-го года и изучение архива сельского музея окунули нас в далёкие сороковые, поведав историю судьбы замечательного педагога и руководителя Гавриловой Веры Фоминичны, которая во время войны самоотверженно руководила школой, каждый день совершая свой педагогический и человеческий подвиг. Организуя в школе не только учебный процесс, но и горячее питание, Вера Фоминична спасала души да и жизни ребят, так как многим из них горячую похлёбку удавалось поесть только в школе. Не смотря на тягости военного времени, молодой директор, всегда причёсанная, строго, но со вкусом одетая, и школу содержала также в порядке и строгости. Она была примером стойкости, самоотверженности, дисциплинированности на работе, в быту и в общественной жизни для многих односельчан, чем завоевала их уважение и любовь. Но такое отношение к профессии не прошло даром. В 1960 году Веры Фоминичны не стало.

Минули годы. Некому было ухаживать за захоронением: родных не было, ученики Веры Фоминичны постарели. Скромная могилка бывшего директора затерялась среди гранитных плит, покосилась, обветшала. Да и память человеческая тоже обветшала.

Реализация этого проекта частично поможет преодолеть вышеназванные проблемы.

Жизнь показывает, что глобальные изменения в окружающем нас мире могут начаться с малого поступка: с посаженного дерева, очищенного ручья, помощи ближнему… Поступок влечет за собой не только конкретное действие, но и положительный пример.

Цель проекта

Развитие у обучающихся гражданско-патриотических качеств гражданина России, приобщение к традициям и богатейшей культуре страны, сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примерах героического прошлого народа.

Задачи проекта:

  1. Собрать сведения о жизни и деятельности директора школы Гавриловой В.Ф.
  2. Отыскать место захоронения Гавриловой В.Ф., осуществить его реконструкцию.
  3. Восстановить историческую память, объединяющую разные поколения жителей села.
  4. Привлечь как можно большее количество учащихся к сознательной добровольческой деятельности.
  5. Формировать активную гражданскую и социальную ответственность через позитивную систему нравственных ценностей.
  6. Формировать чувство уважения и благодарности к старшему поколению, историческому прошлому России, своей малой родины.
  7. Развивать детскую инициативность через различные виды деятельности.
  8. Вовлекать обучающихся в социально-значимую деятельность, направленную на милосердие, благотворительность, развивать у них общественную активность.
  9. Воспитывать потребность в сознательной добровольческой деятельности на благо общества.

Проект представляет собой комплекс из пяти модулей, направленных на развитие и воспитание гражданско-патриотических качеств личности школьников.

Основные целевые группы, на который направлен проект

Проект направлен на детей и подростков и другие социальные группы села Казгулак.

Миссия проекта

Актуализация лучших нравственных качеств участников проекта – доброты, отзывчивости, деятельной помощи, патриотизма, бережного отношения к историческому прошлому своей Родины.

Инициативная группа проекта

Сергиенко Карина

Шкабурда Евгения

Шкабурда Алина

Тарасенко Дарья

Бондарева Ирина

Пирожкова Алина

Координатор проекта/идейный вдохновитель

Гладина О.В., учитель информатики МКОУ СОШ №5.

Партнеры проекта

1) Партнеры педагогического сопровождения:

Литвинова М.И., заместитель директора по ВР, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №5.

2) Партнеры нормативно-правового и ресурсного обеспечения

Бондарь Е.И. – директор школы;

Медведев Ю.И. –глава администрации с.Казгулак

Кажанов В.В. – директор ЦкиД с.Казгулак

Степко С.И. – индивидуальный предприниматель с.Казгулак

География проекта

Данный проект реализован на территории села Казгулак, в нем были задействованы все возрастные категории учащихся школы.

Проект осуществлялся в четыре этапа: проектировочный подготовительный, социальная проба (основной) и заключительный.

Проектировочный этап – включает в себя определение темы и актуальности проекта, развитие идеи; определение круга социальных партнеров и получение их согласия на содействие, ресурсного п отенциала, миссии проекта, нормативно-правовое обеспечение, составление примерного плана - перечня социально-значимых, возможных для реализации дел, презентацию проекта потенциальным партнёрам; сбор средств, корректировке сметы расходов, списков участников проекта, приобретение материалов, необходимых для реконструкции памятника; заключение соглашений с партнерами проекта.

Сотрудничество с партнерами позволит, в первую очередь, обеспечить приобретение необходимых материалов, транспортные расходы, так как в данном проекте это самая затратная часть сметы; во-вторых, позволит использовать материально-технические ресурсы школы для проведения анкетирования, создания презентации о результатах проекта.

- состоит из мероприятий, включающих в себя анкетирование, сбор информации, составление сметы проекта .

Собственно сама Социальная проба в себя проведение реконструкции памятника.

Заключительный этап – анализ полученных результатов и освещение значимых этапов в СМИ.

Сроки реализации проекта

План реализации проекта

Мероприятие

Дата

Проведения

Виды работ

Затраты

Проектировочный этап

Основная деятельность– социальное проектирование.

1.1. Определение темы и актуальности проекта, развитие идеи.

1.2. Определение круга социальных партнеров и получение их согласия.

1.3. Определение ресурсного

потенциала.

1.4. Определение миссии проекта.

1.5. Нормативно-правовое

обеспечение.

1.6. Составление примерного плана - перечня социально-значимых, возможных для реализации дел.

1.7. Презентация проекта потенциальным партнёрам.

1.9. Корректировка сметы расходов на реализацию проекта.

Этап подготовки к социальной пробе

Составление документации, сопутствующей проекту.

Согласование по оформлению и утверждению сопутствующей документации администрацией школы, администрацией села, партнёрами.

Оформление сменного информационного стенда о деятельности инициативной группы по реализации проекта.

Создание информационных материалов о ходе проекта

Сбор и уточнение сведений о жизни и деятельности Гавриловой В.Ф.

В течение всего основного этапа.

Проведение поисковой, исследовательской работы в ходе сбора биографических сведений .

Уточнение места захоронения Гавриловой В.Ф. и его подготовка к реконструкции.

Проведение поисковой работы, демонтаж памятника, проведение уборочных работ территории в районе места захоронения

Выбор и согласование эскиза памятника с партнёрами проекта, обновление фотоизображения.

Обсуждение проекта и заказ эскиза памятника, действия по обновлению фотоизображения.

300 рублей

Основной этап Социальная проба

Обеспечение транспортных расходов (доставка предприятием изготовителем).

600 рублей

Изготовление и установка нового памятника (предприятием изготовителем)

В течение всего этапа

Проведение монтажных работ.

8300 рублей

2000

рублей

Заключительный этап

Анализ этапов реализации проекта.

Анализирование этапов реализации проекта и доведение результатов до сведения администрации школы, села, партнёров, учащихся школы, односельчан. Составление отчётной информации, отображающей результативность и значимость проекта.

Освещение значимых этапов в СМИ.

По результатам

Написание статьи в районную газету «Рассвет»

Итого

11200.00

рублей

Итого потребность в финансировании составила – 11200.00

рублей. Основную, материально-затратную часть проекта (изготовление, доставка и установка нового памятника), мы реализовали за счет средств партнёров проекта.

Оценка результативности проекта

Количественные показатели

  • несомненно, проект востребованный, поскольку налицо актуальность проблемы;
  • большой охват участников - проект рассчитан на разные категории учащихся школы и жителей села;
  • в рамках проекта проведено несколько самостоятельных мероприятий, объединенных одной идеей.

Показатель социального развития личности

  • налицо динамика развития личности – учащиеся проникаются идеей сотворчества, любви к своей Родине, и четко идут к решению поставленных задач, налицо активность ребят, желание приносить пользу обществу, проявлять милосердие, уважение к старшему поколению односельчан, повышение уровня социальной успешности.

Показатели общественного мнения

  • социально-зачимый эффект;
  • заинтересованность социальных партнеров – всем партнерам гарантировано размещение информации о них на информационном стенде проекта;
  • отклик в СМИ (районная газета «Рассвет») – ключевые моменты акции освещаются в средствах массовой информации.

Технологические показатели

  • уровень организации в целом и отдельных мероприятий очень высок, т.к. накоплен опыт и имеется практика их проведения;
  • четкое и эффективное управление;
  • организационная культура участников.

Экономические показатели

  • 100% результативность и значимость проекта;
  • привлечение дополнительных материально-технических ресурсов;
  • реалистичность бюджета и обоснованность затрат по проекту;

По окончании деятельности в рамках проекта в 2013-2014 учебном году предполагается, что от участников проекта будет исходить инициатива по его частичному продолжению в виде осуществления волонтёрской деятельности. Мы прогнозируем повышение уровня сознательного поведения и соблюдения социальных правил поведения в обществе; уважительное отношение подрастающего поколения к людям старшего поколения, к истории села, Родины, повышение социальной ответственности учащихся МКОУ СОШ №5.

Мы считаем, что выполнение подобного рода проектов будет само по себе являться воспитывающим фактором, что не должно не сказаться положительно на морально-нравственном облике каждого полноценного гражданина нашей страны.

Подготовительная работа в рамках проекта позволила поднять уровень членов школьного самоуправления и пройти участникам проекта все стадии социального закаливания.

Прогнозируем, что участники данного проекта не будут сомневаться в важности сохранения памяти об историческом прошлом их малой родины.

Социальные риски

  • отсутствие инициативы, должного интереса со стороны членов ДЮОО «Дружба»;
  • отсутствие поддержки со стороны социальных партнеров.

Жизнеспособность проекта

Привлечение учащихся школы к такому виду деятельности, как социальное проектирование, способствует гражданскому становлению личности, позволяет заняться социально- значимой деятельностью. Помимо конкретной деятельности, проект позволяет школьникам развивать социальную инициативу, создает условия для самостоятельного включения в жизнь общества. Этот проект – хороший способ социализации детей и подростков, их вовлечение в социально - полезную деятельность.

Считаем, данный проект полностью реализован. В дальнейшем планируется лишь регулярно осуществлять уход за местом захоронения силами волонтёров школы при поддержке со стороны социальных партнёров.

Приложение

Анкета

1.Возраст:

1) 10-18 2) 19-30 3)31-55 4) 56 и старше

2. Социальный статус:

1)учащийся 2) педагог 3) житель села

3. Знаете ли Вы, что в период ВОв в селе продолжала действовать школа?

1) да 2) нет

4. Знаете ли Вы, кто такая Гаврилова Вера Фоминична?

1) да 2) нет


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Социальные проекты в начальной школе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34» г.Бийска Алтайского края

Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь. Китайская пословица

Статистика Младшие школьники удерживают в памяти: 10 % от того, что они читают, 26 % от того, что они слышат, 30 % от того, что они видят, 50 % от того, что они видят и слышат, 70 % от того, что они обсуждают с другими, 80 % от того, что основано на личном опыте, 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, когда делают, 95 % от того, чему они обучают сами

Проектная деятельность: Позволяет ребенку приобрести опыт «обучения» других людей. Связана с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Предусматривает умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

Основы проектной деятельности: - развитие познавательных интересов обучающихся; умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве; - развитие критического и творческого мышления

Организация проектной деятельности в начальной школе Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. От недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным. От личных проектов к групповым и социальным.

В процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками: экскурсии прогулки-наблюдения социальные акции опросы интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект

Эффективность использования технологии проектной деятельности в начальной школе зависит: от учета возрастных особенностей обучающихся при выборе темы проекта, определения типа, структуры и степени участия учителя в координации деятельности ребят при работе над проектом.

Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Именно в это время необходимо формировать у учащихся социальные компетенции, социальную активность через проектную деятельность.

Знай и соблюдай правила движения

Знай и соблюдай правила движения Ребятами 4 класса была подготовлена игровая программа «Азбука безопасности – А + Б» для малышей. Первоклассники посмотрели мини-спектакль по правилам дорожного движения, участвовали в викторине, получили памятки.

Помогите птицам! В социальной гостиной проводилась акция «Помогите птицам!». Дети совместно с родителями, самостоятельно изготовили кормушки и развесили их на микрорайоне.

Наши сказки

Наши сказки Групповой проект по русским народным сказкам. Ребята – первоклассники подготовили инсценировки русских народных сказок. Причем, в каждом классе были свои артисты, костюмеры, декораторы, художники.

Посвящение в первоклассники Ребята 4 классов принимают в свою дружную семью малышей. Готовят для них поздравления, конкурсы, подарки своими руками.

Быть добрым – просто!

Быть добрым – просто! Совместно с обществом защиты животных «Преданность» ребята участвовали в конкурсе «Быть добрым – просто!» Значимость этого проекта в том, что было привлечено много людей – детей, групп детей, родителей. В результате совместной деятельности получился продукт от литературных произведений до поделок. По итогам работы жюри наша школа была признана самой доброй. Ребята получили кубок, который украшает школьный холл. Этот проект задел ребят за живое и получил свое продолжение. Было написано несколько заметок во Всероссийский журнал « Добрята ». А артисты кукольного театра «Маленькая страна» подготовили концертную программу в защиту бездомных животных. Маленькие зрители приносили с собой корм для братьев наших меньших.

Каждый проект – вполне реальное дело для ученика. Это одна из технология воспитания детей. А так же интересная работа, которая не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями. Эта работа оказывает огромное влияние как на отдельного школьника в плане развития его самостоятельности, так и на коллектив в целом, поскольку достижение единой цели очень сплачивает детей.

Метод проектов учит детей организовывать деятельность и учит размышлять. А это важнейшие умения, которые будут способствовать будущей успешной взрослой жизни. Даже неудачно выполненный проект имеет положительное педагогическое значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект в начальной школе как педагогическая практика по развитию личности ребёнка

В данной публикации раскрывается значение формирования социальной компетенции у младших школьников. Особое внимание уделяется организации и проведению социальных проектов, способствующих личностному р...

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Большесодомовская основная общеобразовательная школа

Паспорт проекта

Тема «Книжкин дом»

Вид проекта социальный

Руководитель проекта Пичугина Г.А. учитель начальных классов

Состав проектной группы: учащиеся начальной школы

Кириллова Ксения 1 класс

Заболотская Маргарита 2 класс

Попова Алёна 3 класс

Базанов Дима 4 класс

Срок исполнения проекта

Актуальность проекта. Важное место в образовательном и воспитательном процессах школы занимает библиотека. Сельская библиотека является исключительно адаптивным социокультурным институтом. Библиотека связана с общекультурными и просветительскими традициями России. Дети нуждаются в библиотечном пространстве, которое они могут воспринимать как свое собственное детское.
В образовательном учреждении есть возможность, используя все имеющиеся ресурсы, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и нетрадиционные виды носителей информации, отвечающую его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.
Основная идея – интеграция детей в социокультурную среду общества через чтение, просветительскую деятельность.

Цель проекта: способствовать приобщению детей к культурному наследию своего народа, к его нравственным, эстетическим ценностям.

Задачи проекта:

    создать условия для привлечения школьников к социально-активной жизни;

    проведение просветительской, исследовательской и агитационной деятельности, направленной на пропаганду среди учеников класса и школы культурных ценностей.

    организацию волонтёрской деятельности в образовательном учреждении, сельской библиотеке.

Адресная направленность:

Проект рассчитан для учащихся начальных классов, которые способны реализовать данную идею за март 2010- май 2010 гг.

Проект предполагает :

Проведение волонтёрским отрядом совместных мероприятий с социальным партнёром – библиотекой.
Работу волонтёрского лекторского отряда в образовательном учреждении.

Социальные партнеры проекта.

В ходе подготовки и реализации проекта необходимы партнеры, в качестве которых выступают учитель, родители, библиотекари школьной и сельской библиотеки.

Прогнозируемые результаты:

участники проекта осознают в процессе деятельности его социальную значимость, что повысит уровень сознательного поведения.
развитие и саморазвитие ребенка через приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре;
усвоение ценности чтения и книги; формирование информационной культуры личности;

Этапы реализации проекта

1 этап – проектный

    Знакомство учащихся с идеями проекта.

    Создание добровольческого волонтёрского отряда.

    Налаживание связей с библиотекой.

    Планирование работы.

2 этап – практический

    Организация праздника Неделя детской книги

    Конкурс чтецов.


    Книжная ярмарка (обмен книгами).

    Конкурс «Суперобложка для любимых книжек своими руками».

    Конкурс книжных закладок.

    Передвижная книжная выставка.

    Работа волонтёрского отряда в библиотеке.

Социальный проект «Мостик доброты»


Крутенкова Алёна Дмитриевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДО "Дом детского творчества" с. Молчаново Томской области
Социальный проект «Мостик доброты» предназначен всем людям с добрым сердцем, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, обучающимся от 7 лет и выше.
Цель: создание условий для формирования толерантного отношения к людям с ОВЗ.
Задачи:
- познакомить со структурой социального проекта;
- учить распределять обязанности в проекте;
- учить проводить социологические исследования;
- учить собирать, обрабатывать и классифицировать информацию;
- учить делать выводы из полученной информации;
- формировать культуру общения.
Впервые, когда мои ребята «Кудесники» попали в 2006 году в Тунгусовский детский дом, с ними творилось что-то невероятное. Они на автомате проговаривали текст пьесы, а их взгляд был прикован к необыкновенным зрителям. Хочу сразу сказать, что в Тунгусовский детский дом попадают самые «тяжелые» детки со всей области.
После выступления мальчишки, похватав декорации, пулей бросились в автобус, а девчонки с осторожностью и любопытством стали наблюдать и рассматривать детей, потом более смелые представители мужского пола всё же вернулись, и даже сфотографировались на память.
Так началось первое знакомство моих воспитанников «Кудесников» с ребятишками из Тунгусовского детского дома-интерната. Естественно, мои ребятишки-кудесники стали задавать кучу вопросов, почему дети такими рождаются, что с ними случилось.
И вот эти мои «Кудесники», погрузившись в проблему с головой, создали проект длинною в жизнь - «Мостик доброты», который наш театр кукол реализует по настоящее время. Все действия ребятишек описывать не стану, это много и долго, а познакомлю лишь с открытой защитой проекта «Мостик доброты. В принципе, в проекте ребятишки искали ответы на свои же вопросы, и самый главный, я полагаю, для них был вопрос: почему рождаются дети с ОВЗ.

Открытая защита проекта покорила сердца жюри на районном, межмуниципальном и областном этапах IX и X Всероссийской акции «Я - гражданин России», проходящего в рамках молодёжного Форума гражданских инициатив «Россия - это мы». Проектная группа награждена Дипломом за I место на районном конкурсе социальных проектов, Молчаново, 2009г., Дипломом за I место на Межмуниципальной проектной конференции, Новоколомино, 2009 г.; Дипломом Финалиста областного этапа, Томск, 2009 и 2010 годы.
Чтобы у вас не возникало вопросов, сообщаю сразу: до 2010 года наш театр работал на базе Молчановской школы №2, а теперь работает на базе «Дома детского творчества».
Открытая защита проекта «Мостик доброты»
Здравствуйте. Вас приветствует проектная группа «Мостик доброты» Молчановской средней школы №2 Надя, Катя, Коля, Марина, Настя, Ксюша, Артём, Эллина и Алёна.


До работы над проектом мы жили и не задумывались, что нас окружают много больных детей. В нашем районе есть специализированный детский дом для детей инвалидов.


Там живут самые «тяжелые» детки со всей Томской области: с глубокой умственной отсталостью, церебральным параличом, гидроцефалы, с большими физическими недостатками, и большинство из них лежачие.


По своей наивности мы думали, что такие дети рождаются лишь в семьях алкоголиков и наркоманов. После многочасовой беседы с Еленой Владимировной Бондарчук, директором детского дома, врачом по образованию и Надеждой Николаевной Салтынской, учителем биологии, которые рассказали нам о причинах и следствиях, почему могут родиться больные дети, мы изменили своё мнение.



В нашем районе существует очень много проблем по организации досуга для детей и подростков. Проведённый соцопрос в нашей школе выявил три главные:
1. отсутствие в районе концертного зала с хорошей акустикой;
2. отсутствие места отдыха детей и подростков;
3. отсутствие организации досуга детей с ограниченными возможностями.
Большинством голосов мы определили проблему, которую мы можем решить: организация досуга для детей с ограниченными возможностями.
Актуальность проблемы:
1. в мире рождались, рождаются, и будут рождаться дети с ограниченными возможностями здоровья, сокращённо ОВЗ;
2. никто не застрахован от непредвиденных обстоятельств;
3. дети с ОВЗ - это самая незащищённая категория граждан;
4. у ребят с ОВЗ есть проблема общения со сверстниками;
5. среди наших ровесников есть проблема толерантного отношения к людям с ОВЗ.
Наша цель: формирование толерантного отношения окружающих к детям с ОВЗ через организацию досуга.


Исследование проблемы включило в себя:
- изучение нормативно-правовой базы;
- проведение социологического исследования;
- изучение материалов СМИ о жизнедеятельности детей с ОВЗ.
Изучив документы международного, федерального и регионального уровней:
Конвенцию о правах ребенка, Декларацию ООН о правах инвалидов, Конвенцию о правах инвалидов, Конституцию Российской Федерации, Закон Томской области «Об основных гарантиях прав ребёнка на территории Томской области»,
мы поняли, что имеем право:
- свободно выражать свои взгляды по интересующим нас вопросам;
- на поиск получения и передачи информации, на участие в опросе граждан;
- на воспитание уважительного отношения к правам инвалидов;
- на освещение работы в средствах массовой информации, Интернете.
Изучив: Декларацию прав ребёнка, Декларацию ООН о правах инвалидов, Декларацию Генеральной Ассамблеи ООН о правах умственно отсталых лиц, Конвенцию о правах инвалидов, мы узнали, что дети с ОВЗ:
- имеют те же права, что и мы, независимо от степени инвалидности;
- имеют право на отдых и досуг, участие в играх и развлекательных мероприятиях;
Вывод: наши действия по разработке и реализации проекта «Мостик доброты» правомерны, так как опираются на нормативно-правовые акты.
Нами изучена информация в СМИ о жизни детей-инвалидов, проанализированы материалы журнала «Российская Федерация», районные газеты «Знамя» и «Молчановские вести». За последние пять лет мы нашли 16 статей о жизни людей с ОВЗ. Изучив материалы, мы убедились, что о них написано немного информации, и организацией их досуга практически никто не занимается.
Социологическое исследования подтвердили актуальность проблемы.


Мы разработали анкету, с помощью которой решили выяснить, знают ли жители села о жизни детей-инвалидов и готовы ли они нам помочь.
По итогам соцопроса, мы выяснили, что о жизни детей-инвалидов знают немногие, поэтому проблема актуальна как для жителей села, так и для власти. Узнать, помочь были согласны 98,4% респондентов. Ощущая такую поддержку, мы поняли, что сумеем привлечь внимание к проблеме.
Мы разработали «Программу действий».


Для реализации проекта мы наметили два возможных пути решения проблемы:
1. найти профессионалов, готовых организовать развлекательные досуговые программы для детей детского дома;
2. самим принять участие в организации досуга детей с ОВЗ.
Реально взвесив свои силы и возможности, мы решили идти вторым путём.
Мы нашли 9 организаций, ставших нашими социальными партнёрами.
Мы тщательно спланировали и решили:
1. создать инициативную группу для работы над проектом;
2. провести исследование по изучению общественного мнения;
3. наладить взаимоотношения и провести встречи с юристом района;
4. наметить и провести встречи с компетентными людьми;
5. привлечь внимание жителей села проблеме через публикацию статьи в районной газете;
6. привлечь ребят нашей школы к проблемам детей-инвалидам;
7. разработать развлекательные и игровые программы для ребят Тунгусовского детского дома;
8. провести в школе благотворительные акции по сбору игрушек, книг, одежды для детей детского дома;
9. провести в школе акцию «Сошьём куклу сами, своими руками»- для создания кукольного театра детского дома;
10. провести конкурс сочинения «Что такое добро и милосердие?»;
11. наладить взаимоотношения с социальными партнёрами и заключить с ними договоры о сотрудничестве;
12. воспитать у ребят нашей школы толерантное отношение к детям с ОВЗ;
13. по окончании срока реализации проекта провести рефлексию своей деятельности.
Встречи с компетентными людьми помогли исследовать нашу проблему, и найти пути решения задач:


1. Мы обратились к заместителю главного врача МУЗ «Молчановская ЦРБ» Юрию Романовичу Бугрову с вопросом о количестве инвалидов, проживающих в нашем районе, и получили письменный ответ.
2. За поддержкой реализации нашего проекта мы обратились к директору нашей школы Галине Павловне Майковой. Она одобрила наш проект, подсказала, по каким направлениям следует вести работу.
3. С льготами детей-инвалидов нас познакомила Ирина Викторовна Захаренко, директор Центра социальной поддержки.
4. С деятельностью общества инвалидов нас познакомил Виктор Данильбекович Иразов.
5. О правомерности наших действий узнали у зам. прокурора Дмитрия Валерьевича Юкова


6. Мы обращались к директору Тунгусовского детского дома Елене Владимировне Бондарчук, которая также считает, что обществу необходимо знать о жизни детей с ОВЗ.


7. Мы встретились с корреспондентом газеты «Знамя» Руженой Самойловной Девяниной, и наладили контакт с прессой.
8. Нашим партнёром по созданию кукольного театра детского дома является ателье «Свема».
9. Мы обратились к учителю биологии нашей школы Надежде Николаевне Салтынской чтобы узнать причины, рождения огромного количества детей с ОВЗ.
Когда мы создали инициативную группу для работы над проектом, сразу определили для себя круг социальных партнёров. Их Вы видите на стенде.


Мы заключили «Договор о сотрудничестве» с директором Тунгусовского детского дома Е.В.Бондарчук о предоставлении нам транспорта, и с директором ЦД А.И.Шеркуновым о предоставлении места для проведения праздников.



Провели 3 благотворительные акции, в результате которых собрали более 500 игрушек, а книги и одежду не считали.



Провели акции «Сошьем куклу сами, своими руками», и у ребят детского дома появилось 26 театральных кукол, и 13 кукол-рукавичек для лежачих ребят, было привлечено 67 учеников.



Силами учащихся нашей школы провели 2 праздника для районного общества инвалидов, поставили 8 кукольных спектаклей, провели 2 праздника для детей Тунгусовского детского дома и 3 праздника для людей старшего поколения Наргинского дома престарелых.



Например, участие в поздравительном концерте, посвящённому 5-летию общества инвалидов Молчановского района.
Опубликовали статью «Мостик доброты» в газете «Знамя».


Провели акцию сочинений «Что такое добро и милосердие?»[ /i]
Предлагаем вашему вниманию отрывки из сочинений


Игорь, 6 «А»:
Слова «милосердие» и «великодушие» открыли для меня много нового. В школе, например, мы шили игрушки и подарили их детям. Для моей соседки, бабушки Веры, я иногда хожу в магазин, а с папой привезли ей дрова. Я понял, что такое великодушие – это готовность бескорыстно жертвовать своим временем…
Некоторые люди ждут помощи, и я буду стараться им помочь, ведь я хочу стать настоящим человеком!»
Кристина 4, «А»:
«…Недавно у нас в школе была акция - надо было сдать вещи, книжки, игрушки ребятам в детский дом. И я принесла свои вещи - пусть они носят. Мне приятно, что я кому-то помогла…»
Надежда, 6 «А»:
«Я, как и многие из моих одноклассников участвовала в благотворительной акции «Помоги ближнему». Для ребят из детского дома я приносила свои вещи, игрушки... Для этих детей наша помощь всего капелька добра и внимания. А ведь у них нет самого главного - мамы и папы. Вот поэтому к таким детям нужно относиться с особой любовью и вниманием»
Ира, 6 «А»:
«…Надо помогать всем нуждающимся людям, больным, пожилым, инвалидам… нужно быть чутким и внимательным к тем, кто попал в беду. Нужно уметь оказывать помощь, поддерживать других в трудную минуту. Милосердие и великодушие должны быть в каждом из нас. Доброта и любовь - вот главные качества для человека...»
Настя, 6 «А»:
«…Хочу быть человеком! Не буду делать людям зло, не буду никого оскорблять и не хочу причинять боль родителям. И всё же мы живём на Земле, на большой планете. Нас объединяют тепло и уют. И я хочу, чтобы наша страна была дружелюбной и чистой к окружающим…»
Даша, 6 «А»
«…В нашем мире великодушных и милосердных людей осталось не много, но всё-таки они есть. Такие люди помогают старшему поколению чистить снег, вскапывать грядки, садить цветы.… И за это они не берут деньги. Так же, как и все, я хочу быть человеком. Поэтому я помогаю пожилым людям. Я рада, что могу кому-нибудь помочь…»
Анна, 6 «А»
«… Наш век- век наживы и обогащения, но всё же милосердие и великодушие живы! Люди помогают друг другу, животным, детям, у которых нет родителей. Так как материально я не могу никому помочь я помогаю детям: отдаю им свои маленькие вещи или игрушки. Я призываю каждого человека, чтобы он помогал детям и животным, ведь все они нуждаются в нашей помощи!!!»


Першин Влад 4 «А» класс
…Что такое добро и милосердие?
Из «Словаря русского языка» С.И. Ожегова я узнал, что «добро - это всё положительное, хорошее, полезное», а «милосердие – это готовность помочь кому-нибудь».
Людям всегда приятно, когда кто-то делает им добро, и за этим ходить далеко не надо. Каждый может помочь своим родителям, близким. Вот я, например, маме помогаю по дому: мою посуду, могу пропылесосить и навести порядок в своей комнате. А папе я помогаю зимой чистить снег на улице, а весной и летом - убираться во дворе и поливать грядки.
А ещё мне нравиться на каждый праздник своим близким делать какие-нибудь подарки. Мама с папой всегда улыбнутся, скажут «какой ты умничка!», а бабушка расплачется, и мне от этого хорошо.
Добрым поступком можно считать помощь пожилым людям. Ведь можно просто помочь соседской старушке почистить снег, сложить дрова, принести воды, сходить в магазин, или просто посидеть, поговорить с ней.
А ещё можно подарить какому-нибудь малышу из детского дома свои игрушки и вещи, из которых выросли, как делаем мы с ребятами из нашего класса.
Можно, как мы с Алёной Дмитриевной Крутенковой, съездить в Тунгусовский Детский дом и Наргинский интернат для престарелых с концертом.
Так что добро всегда рядом с нами, надо только не забывать об этом и учиться доставлять его другим…»


Нас часто спрашивают «Зачем вам это нам надо?»
В обществе сложился стереотип, что дети с ограниченными возможностями – как будто не люди, как будто с ними не надо работать.Но дети с ОВЗ такие же общительные, отзывчивые на добро и ласку.
Попробуйте себя запереть в четырёх стенах и посидеть хотя бы недельку, тогда вы почувствуете, каково этим деткам видеть перед собой каждый день одни и те же лица, одни и те же стены.
Когда ребятишки детского дома видят нас в ярких костюмах с красивыми куклами, слышат весёлые песни, в ответ начинают «гыкать», «аукать», махать ручками и даже называют нас – «мамами». А ведь в группе неговорящих детей только пятеро умеют произносить это слово.
Нам очень приятно, когда говорящие детки разгадывают наши загадки, отвечают на простенькие вопросы, участвуют в совместных играх. А тех, кто не может ходить, мы садим в круг и играем с ними.
Нам очень далеко до спонсоров томичей и северовчан, которые организуют благотворительные акции, привозят машинами вещи, памперсы, краски, игрушки, но мы очень рады своему маленькому вкладу в жизнь этих детей.


За время реализации проекта, среди воспитанников детского дома у нас появились свои любимчики. Это Димулька, которому уже седьмой год, но выглядит он как нормальный полугодовалый ребёнок, потому что у него отсутствует гормон роста. Он миленький, не слазит с наших рук. Умеет хлопать в ладоши и смеяться, играть в «сороку-белобоку». Мы внимательно слушали весёлую историю про Димочку. Он не умеет ходить и говорить, а только немножко ползает. На обед усадили всех детей по местам, но Димы нигде не было. Воспитатели и нянечки в растерянности стал искать Диму, потом другие работники, и вот уже весь детский дом в панике ищет малыша. Проверили все: туалеты, ванные, вышли на улицу. А малыша нет и нет. Все были сбиты с толку, куда мог деться маленький ребёнок, который даже ходить не умеет? А маленький Дима в это время мирно посапывал в игрушечной кроватке. Сейчас он уже подрос, ему дают витамины роста.
Ещё один Дима, тринадцати лет, он инвалид-колясочник, вполне может поддержать беседу, но до сих пор читать так и не научился.
Нам очень было жалко Мишу Тибеякова, когда мы узнали, что он умер, потому что в нужный момент не оказалось нужного дорогостоящего лекарства. Он всегда встречал нас у автобуса с широкой доверчивой улыбкой, помогал разгружать декорации, и провожал, когда мы уезжали, до самых ворот.
«Новичков-актёров» для поездки в детский дом мы заранее готовим: показываем фотографии ребят, видеозаписи, рассказываем о них, но всё равно многие не могут справиться с эмоциями, плачут, расстраиваются. А в следующую поездку уже становятся смелее, начинают общаться с ребятишками, потому что видят, что они такие же, как мы, добрые и доверчивые.
Общение с детьми детского дома дало нам много полезного: мы стали понимать и ценить, как хорошо жить дома, когда рядом родные, любящие тебя люди
Наш проект закончен, любой ученик нашей школы расскажет вам о ребятах Тунгусовского детского дома, но мы знаем, что он не имеет временных рамок, и будет продолжаться не один год.
Закончить своё выступление хочется словами академика Дмитрия Лихачёва: «Помощь другим важна и для самого помогающего, только так мы можем успокоить нашу совесть, которая должна всё же быть беспокойной».

Актуальность проекта

Актуальным является такое направление как экологическое воспитание школьников. Проектная деятельность сегодня стала эффективным средством формирования экологической культуры учащихся, становления их гражданского сознания. Эту работу мы рассматриваем, как часть системы социального становления личности.
Проект «Ёлочка» и акция «В защиту ёлочек» является эффективным средством формирования активной гражданской позиции школьников и их экологической культуры.

Цель проекта: формирование активной гражданской позиции школьников и их экологической культуры через участие в социально-значимой деятельности

Задачи проекта:

  • пропагандировать экологическую культуру;
  • способствовать формированию у детей сознательного отношения к охране и сохранению природы.
  • освоение навыков коммуникативной культуры, работы в коллективе;

Адресная направленность:

Партнеры и их роль в проекте

В ходе подготовки и реализации проекта необходимы партнеры, в качестве которых выступают учитель, родители, специалист-биолог.

Проект предполагает:

1. Проведение просветительской, исследовательской и агитационной деятельности, направленной на пропаганду среди учеников класса и начальной школы экологической культуры и понимания ценности природы.
2. Проведение исследования, сбор информации, встречу с биологом.
3. Создание учащимися листовок, стенда, создание мультимедийной презентации.

Этапы реализации проекта

  • Изучение мотивационной сферы воспитанников в области экологической грамотности.
  • Сбор информации по теме проекта. Встреча со специалистом-биологом. Подготовка агитационного материала. Сочинение листовок, фотоматериалов.
  • Оформление стенда «В защиту ёлочек»

Итоговый этап

  • Изучение и обобщение данных по теме проекта.
  • Подготовка презентации.
  • Обобщение опыта по итогам реализации проекта.
  • Презентация итогов проекта на районном конкурсе «Дети науки 2012» в номинации «Социальные проекты».

Педагогический паспорт проекта «Театр здоровья»

Актуальность . Здоровье – самое дорогое, что есть у человека. Бережное отношение к своему собственному здоровью нужно воспитывать с самого детства.
Проблема сохранения здоровья остается самой острой социальной проблемой общества.

Цель проекта: формирование мотивации здорового образа жизни у школьников, воспитание убеждённости и потребности в нем – через участие в конкретных, востребованных детьми, разнообразных видах деятельности.

Задачи проекта:

  • пропагандировать здоровый образ жизни;
  • использовать возможности для привлечения школьников к социально-активной жизни;
  • способствовать формированию у детей сознательного отношения к своему здоровью.

Адресная направленность:

Проект рассчитан для учащихся 4 класса, которые способны реализовать данную идею за 2011-2012 гг.

Партнеры.

В ходе подготовки и реализации проекта необходимы партнеры, в качестве которых выступают учитель, родители.

Проект предполагает:

1. Информационно-методическую работу со школьниками, выразившими желание принять участие в работе по данному проекту.
2. Создание учащимися театрального представления по проблеме формирования здорового образа жизни школьников, профилактике негативных привычек.
3. Проведение просветительской и агитационной деятельности, направленной на пропаганду среди учеников класса и начальной школы понимания ценности здорового образа жизни.
4. Развитие творческой деятельности школьников.

Этапы реализации проекта

Аналитический, диагностический этап

  • Организация деятельности творческой группы.
  • Планирование работы по проекту.
  • Изучение мотивационной сферы воспитанников в области здоровьесбережения.

Организационно-деятельностный этап

  • Организация проектной деятельности учащихся.
  • Сбор информации по теме проекта.
  • Написание сценария мини-спектакля.
  • Подготовка представления.

Итоговый этап

  • Презентация итогов проекта в виде театрального представления.
  • Рефлексия деятельности.

Педагогический паспорт проекта «Книжкин дом»

Актуальность проекта. Важное место в образовательном и воспитательном процессах школы занимает библиотека. Детская библиотека является исключительно адаптивным социокультурным институтом. Библиотека связана с общекультурными и просветительскими традициями России. Дети нуждаются в библиотечном пространстве, которое они могут воспринимать как свое собственное детское.
В образовательном учреждении есть возможность, используя все имеющиеся ресурсы, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и нетрадиционные виды носителей информации, отвечающую его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.
Основная идея – интеграция детей в социокультурную среду общества через чтение, просветительскую деятельность.

Цель проекта: способствовать приобщению детей к культурному наследию своего народа, к его нравственным, эстетическим ценностям.

Задачи проекта:

  • создать условия для привлечения школьников к социально-активной жизни;
  • проведение просветительской, исследовательской и агитационной деятельности, направленной на пропаганду среди учеников класса и школы культурных ценностей.
  • организацию волонтёрской деятельности в образовательном учреждении, городской библиотеке №11, в ДОУ.

Адресная направленность:

Проект рассчитан для учащихся 4 класса, которые способны реализовать данную идею за 2011-2012 гг.

Проект предполагает:

Проведение волонтёрским отрядом совместных мероприятий с социальным партнёром – библиотекой.
Работу волонтёрского лекторского отряда в образовательном учреждении.

Социальные партнеры проекта.

В ходе подготовки и реализации проекта необходимы партнеры, в качестве которых выступают учитель, родители, библиотекарь лицея, сотрудники городской детской библиотеки №__ и др.

Прогнозируемые результаты:

участники проекта осознают в процессе деятельности его социальную значимость, что повысит уровень сознательного поведения.
развитие и саморазвитие ребенка через приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре;
усвоение ценности чтения и книги; формирование информационной культуры личности;

Этапы реализации проекта

1 этап – проектный

  • Создание добровольческого волонтёрского отряда.
  • Налаживание связей с библиотекой.
  • Планирование работы.

2 этап – практический

  • Организация празднования Международного дня школьных библиотек.
  • Конкурс чтецов.
  • Книжная ярмарка (обмен книгами).
  • Конкурс «Суперобложка для любимых книжек своими руками».
  • Конкурс книжных закладок.
  • Передвижная книжная выставка.
  • Работа волонтёрского отряда в библиотеке.
  • Проведение библиотечных уроков для учеников 1-2 классов.

  • Обобщение результатов проектной деятельности.
  • Определение перспектив развития.

Педагогический паспорт проекта «Ветеран живёт рядом»

Актуальность проекта

Актуальным является идея сохранения воспоминаний о событиях Великой Отечественной войны для современного и будущего поколений, освещение судеб земляков, участников и свидетелей, героических и трагических страниц ВОв.

Цель проекта:

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание, повышение социальной активности и гражданской ответственности через непосредственное общение с ветеранами, передачу ими личных ощущений и жизненного опыта людей, прошедших войну;

Задача проекта: Организация социально-значимой общественной деятельности школьников.

Адресная направленность: Проект рассчитан для учащихся 4 класса, которые способны реализовать данную идею за 2011-2012 гг.

Социальные партнеры проекта.

В ходе подготовки и реализации проекта необходимы партнеры, в качестве которых выступают учитель, ветераны Вов, труженики тыла.

Проект предполагает:

Проведение интервью с тружеником тыла, поздравление ветеранов.
Реализация программы позволитпридать социальную значимость понятиям: национальная гордость, патриотизм, историческая память, гражданский долг.

Этапы реализации проекта

1 этап – проектный

  • Знакомство учащихся с идеями проекта.
  • Планирование работы.

2 этап – практический

  • Проведение интервью с тружеником тыла.
  • Поздравление ветеранов.

3 этап – рефлексивно-обобщающий

Рефлексивный классный час.

Финансирование. Спонсорская помощь родителей.

Смета расходов.

Литература

  1. Баранова И.В. и др. Нравственные ценности. Развивающая программа для младших школьников. М., 2004
  2. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
  3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  4. Курамшина О.Н., Железкина А.М. Школа оптимизма: Внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4 классы. М., ВАКО, 2008.
  5. Лопатина А., Скрябцова М. Ступени мудрости: 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми младшего и среднего возраста. М., 2005.
  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. В 4-х томах. М., 2000.