Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Навстречу ОГЭ.Учимся писать сочинение- рассуждение Что такое героизм 15.3

Текст для работы
(I)Когда в школе пишут сочинение о войне, учителя знают: у кого-то в тетрадке обязательно появятся сыновья Пешеходова - Семён и Василий. (2)Сыновья или кинутся под танк, или окажутся в горящем Сталинграде, или спасут полковое знамя. (3)И, прочитав, к примеру, о том, что Семён и Василий первыми таранили фашистский «мессер», учителя не возмущаются. (4)Они знают, в чём дело.
(5)В воскресные дни в людных местах городка появляется старик с выцветшими глазами. (7)На старике надета солдатская гимнастёрка, видимо, приобретённая по случаю у демобилизованного, потому что своя, фронтовая, давным-давно растворилась в дожде, в поту, в лучах солнца, в мыльной пене.
(8)Пешеходов не задерживается среди взрослых: его лучшие приятели и слушатели - ребятня. (9)Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой. (Ю)Болыпе того, он ждёт этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мёртвой ветке появятся почки или неожиданно зазеленеет листок.
(II)- Дедушка Пешеходов, верно, что ты на войне до Берлина пешком дошёл? - спрашивает старика кто-то из маленьких собеседников.
(12)И старик отвечает:
(13)- Прошёл до Берлина... пешком. (14)И фамилия моя потому Пешеходов.
(15)Постепенно кружок слушателей увеличивается. (16)Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова.
(17)- Дедушка Пешеходов, - уже в который раз расспрашивают ребята, - а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?
(18)- Мои сыновья, Семён и Василий, - как бы впервые отвечает старик.
(19)- А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?
(20)- Мои сыновья, Семён и Василий.
(21)- А кто грудью упал на вражескую амбразуру?
(22)- Мои сыновья...
(23)И тут, как бы желая задать старику задачу, кто-нибудь обязательно спрашивает:
(24)- Как же они до Берлина дошли, если грудью на амбразуру, а там пулемёт?
(25)Нет, не собьёшь старика!
(26)- Они поднялись с амбразуры и зашагали дальше, - невозмутимо отвечает он, и в его глазах проступает такая непоколебимая уверенность, что, конечно, никто из слушателей уже не решается усомниться в словах старого солдата.
(27)А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них спокойно и достойно.
(28)- А на Курской дуге кто задержал «тигров» и «фер-динандов»?
(29)- Мои сыновья...
(30)- А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?
(31)- Мои сыновья...
(32)- Везде поспевали?
(33)- Везде. (34)Шли, шли без отдыха, а вернуться с войны домой сил не хватило.
(35)- Так и не вернулись?
(36)- Так и не вернулись. (37)Спят в могиле.
(38)При слове «могила» у ребят как бы перехватывает дыхание, и тогда кто-то из них решается спросить:
(39)- Где их могила?
(40)Старик распрямляется и сдержанно говорит:
(41)- Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. (42)По всей родной земле.
(43)И от того, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт назначенный час...
(По А. Приставкину)

Вариант 1
Героизм - это поведение человека, который, не задумываясь, жертвует собой ради других людей. Как правило, героями становятся в каких-то критических ситуациях.
Великая Отечественная война дала миру множество примеров героического поведения. О них рассказывается и в тексте А. Приставкина.
Дедушка Пешеходов всех солдат считает своими героическими сыновьями: ведь они «в Сталинграде стояли до последнего дыхания» (предл. 19), «грудью упали на вражескую амбразуру» (предл. 21).
Героем можно назвать и лётчика Виктора Талалихина, совершившего ночной таран в небе и уничтожившего вражеский самолёт.
История победы нашей страны в той войне никогда не была бы написана без примеров подобного героизма.

Вариант 2
Героизм в моём понимании - это ситуация, когда человек рискует или жертвует своей жизнью ради чего-то, например, спасения людей, страны. Во все времена люди помнят имена своих героев, потому что их подвиги восхищают, рождают в душах лучшие чувства.
Именно поэтому мальчишки из текста А. Приставкина так увлечённо слушали рассказы дедушки Пешеходова. Он приводил примеры героического поведения сыновей Семёна и Василия: «...на Курской дуге задержали «тигров» и «Фердинандов» (предл. 28), «грудью упали на вражескую амбразуру» (предл. 21). Всех солдат, воевавших против фашистов, старик считал своими сыновьями.
Героические поступки совершаются не только на войне, но и в наше мирное время. Девятнадцатилетний матрос эсминца «Быстрый» Тихоокеанского флота Алдар Цыденжа-пов во время пожара ценой своей жизни спас экипаж миноносца, за что был удостоен звания Героя России посмертно.
Героизм ^- это проявление лучших человеческих качеств, поэтому мы гордимся теми, кто в сложнейших жизненных ситуациях делает осознанный выбор в пользу Родины или окружающих.

Вариант 3
Я считаю, что героизм невозможен без самопожертвования, отваги, любви к другим людям. Ведь именно ради других совершают подвиги герои. Героизм - это самоотверженность.
О бесстрашии и силе духа героев рассказывается и в тексте А. Приставкина. Дедушка Пешеходов приводит много примеров героического поведения своих сыновей (предл. 19, 21, 28). Для него родными людьми стали все, кто защищал страну от врагов (предл. 41-42). 28
И мне тоже известны примеры из биографий героев Великой Отечественной войны. Трижды Герой Советского Союза лётчик Иван Кожедуб сбил 62 вражеских самолета!
Без героев не было бы победы в той войне. И мы, потомки, гордимся ими.

Вариант 4
Героизм - это проявление мужества, отваги, способность жертвовать собою ради других. Героизм проявляется, как правило, в экстремальных условиях, в моменты беды.
Семён и Василий в рассказе А. Приставкина - сыновья старого фронтовика. Они погибли, как и тысячи других солдат, которых дедушка Пешеходов тоже считает своими детьми. Поэтому Василий и Семён в рассказах фронтовика предстают былинными героями (предл. 21, 22, 27, 28, 30, 31).
Таким же храбрым человеком я считаю и юного Марата Казея. Во время войны он подрывал эшелоны, ходил в разведку, а когда оказался в кольце немцев, подорвал себя вместе с ними.
Думаю, героизм предполагает готовность в самый сложный момент жизни принять ответственность на себя.

Истинный героизм – это великий, высокоморальный поступок, на который способен не каждый. И именно поэтому героизм так высоко ценится. Истинными героями можно назвать многих участников Великой Отечественной войны. Но героизм есть и ложный. Боевиков, взрывающих школы, назвать героями нельзя, хотя они себя и считают ими.

Героя текста Д.Н. Медведева, Сашу Творогова, можно назвать истинным героем. Заброшенный из-за ошибки лётного экипажа прямо в логово врага, он сражался до последнего. Хотя его группа почти вся погибла, она одержала нравственную победу, не сдавшись фашистам. Саша погиб, давая возможность скрыться двум оставшимся в живых товарищам: «Когда немцы ворвались в дом, который им долго не удавалось взять, их добычей были тела трех убитых партизан. Двое каким-то чудом бежали». Именно поэтому Сашу Творогова можно назвать истинным героем.

В моём городе тоже есть герои. Ф. Кайманову, командиру отряда в сто с небольшим человек, было поручено охранять небольшую заставу на Карельском фронте. Две недели он сдерживал натиск более чем двух тысяч финских солдат. И только оказавшись в окружении и поняв, что оборона заствы уже не имеет стратегического значения, а его группа может потребоваться где-нибудь в другом месте, он отступил. Его умелое руководство позволило отряду выйти из боя с минимальными потерями: 38 человек убитых и раненых против 500 убитых финнов.

Эти люди, и герои литературных произведений, и реальные участники военных событий, проявили истинный героизм. Их поступки, без сомнения, были великими. Не каждый способен на такое. И именно поэтому они навсегда останутся в нашей памяти и наших сердцах героями. (236 слов).

Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года (По тесту 15 сборника тестов И.П.Цыбулько. Вариант 2.)

Самовоспитание… Несмотря на то что в словаре С.И.Ожегова оно имеет одно значение, но сколько смысловых оттенков у этого слова! Это и воспитание у себя трудолюбия, целеустремлённости, силы воли.

Так, в тексте Л.Пантелеева описывается история мальчика, который, играя с мальчишками, охранял «пороховой склад». Он дал честное слово и не мог покинуть пост, потому что «сильная воля и такое крепкое слово» (предложение 53) не позволили бы ему сделать это.

Моя знакомая, маленькая девочка из первого класса дала честное слово своей маме, что выучит песенку, которую ей дали в школе. Девочке было трудно, она не справлялась, но целеустремлённость помогла ей исполнить обещанное.

Таким образом, самовоспитание помогает детям воспитать силу воли.(106 слов)

Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года (По тесту 16 сборника тестов И.П.Цыбулько.)

Что такое самовоспитание? Это целенаправленный процесс по развитию лучших, ценных свойств личности. В тексте Б.Полевого перед нами герой, который уже обладает и силой воли, и выдержкой. Но, оказывается, в деле самовоспитания мужественному человеку нет предела. Приведу примеры из текста.

Алексей Мересьев, мечтая снова стать полноценным лётчиком, занимался гимнастикой, которая причиняла ему острую боль. А как он учился ходить на протезах! Слёзы сами лились из глаз, но он не останавливался, герой шел к своей цели! И Алексей исполнил мечту: вновь поднялся в небо…

Ирек Зарипов, молодой 17 - летний парень, потерял ноги, но не сдался. Он, несмотря на боль, победил себя морально, и, упорно занимаясь биатлоном, добился своей цели, став олимпийским чемпионом.

Итак, самовоспитание помогает человеку воплотить свою мечту в реальность.(120 слова)

Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года (По тесту 17 сборника тестов И.П.Цыбулько.)

Что такое сострадание?

Сострадание, согласно статье «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова, - это «жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем, горем к сиротам».

В тексте А. Лиханова описывается история Николая, который, выходя из «Городского дома ребёнка», увидел в комнате деревянные кроватки, в которых лежали младенцы. У Коли «била в висок ужасная мысль»: «Их бросили?» В этот момент он испытал сострадание к малышам, которые остались одинокими…Испытал потому, что сам прошел «детдомовские университеты».

В повести Ю.Короткова «Седой» рассказывается о судьбе мальчика Олега Петухова, которого мать из семейного гнездышка отдает в детдом. Каждое слово автора, описывающее первые дни Олега в этом заведении, пропитано состраданием. И как не жалеть несчастного мальчишку, если он за несколько дней в детдоме поседел…

Могу сделать вывод, что дети, попавшие в детский дом, достойны жалости и сочувствия, милосердия и сострадания.

Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года (По тесту 17 сборника тестов И.П.Цыбулько. Вариант 2.)

Сострадание – жалость, вызванная несчастьем другого человека. Это сочувствие и милосердие к людям, идущее от чистого сердца.

Так, примером сострадания может являться отношение Коли к брошенным детям. Ведь их боль тронула его. Мальчику стало очень страшно от одной мысли о том, что все эти дети оказались брошенными… Они были не нужны ни своим родителям, ни государству, которое готово отдать их американцам… Но ведь не все же люди способны к состраданию… Есть те, которые живут легко и, не испытывая раньше сильной боли, считают, что так бывает где-то далеко, совсем не близко к ним… А коля знает, насколько ужасно оказаться никем.

Но есть и другие примеры сострадания в нашей жизни. Например, бывают такие случаи, когда об одиноких и больных пенсионерах некому позаботиться, но находятся люди, бескорыстно помогающие им. Также существуют такие люди, которые исправляют жестокие ошибки других. Они выхаживают животных, изуродованных или раненых самыми беспощадными существами, которых и людьми не назовёшь. Остаётся лишь верить в то, что не все люди такие.

Таким образом, сочувствие становится неотъемлемой частью жизни, необходимой для мирного сосуществования всех живых существ.

Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года (По тесту 18 сборника тестов И.П.Цыбулько.)

Что такое сострадание?

Сострадание - это активная доброта. Не просто сочувствие, добрые слова в адрес пострадавшего, а стремление помочь попавшему в беду и словом, и делом. Сострадание идет из самой души человека, его нельзя вызвать при помощи приказа и даже просьбы. Это душевный порыв!

Так, А.Лиханов рассказывает, как во время войны тётя Груня, простая "неграмотная старуха", после работы спешила не домой, а в госпиталь к раненым, для того чтобы позаботиться о них, в меру своих возможностей облегчить их боль и страдания. Делала она это по зову собственного сердца, по-матерински и абсолютно бескорыстно.

Состраданием к маленьким больным детям Домбасса вызваны действия российского врача, которого все называют Доктор Лиза. Десятки рискованных командировок в охваченный войной Домбасс…Зато какой результат! Более ста малышей, нуждающихся в срочной медицинской помощи, вывезены в Россию и размещены в лучшие клиники страны. Это ли не истинное сострадание?!

Таким образом, активная доброта, идущая из самого сердца человека, и есть сострадание.

Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года (По тесту 19 сборника тестов И.П.Цыбулько.)

Что такое сострадание?

Сострадание-это качество души, которое, я думаю, присутствует у всех людей, но не каждый умеет это чувство проявлять.

Для меня сострадание-это также понимание, переживание и помощь близким, оно требуется каждому из нас в трудной ситуации, главное, вовремя проявить его.

В тексте В.Осеевой рассказывается о двух мальчишках, Серёжке и Лёвке, которые однажды стреляли из рогаток, а старушка Марья Павловна сделала им замечание. Мальчикам это не понравилось, и они решили проучить старушку, украв её кота, которого любил весь дом. Прошло несколько дней после пропажи кота, и все соседи искали Мурлышку, а несчастная Мария Павловна совсем отчаялась. Лёвка с Серёжкой заметили это, и им стало жалко старушку. В их душах проснулось чувство сострадания! Мальчишки вернули рыжего котика.

Приведу пример из жизненного опыта. У моей подружки Олеси была собака, которую любили все близкие. Но собака нравилась и их соседу. И однажды он не вытерпел и украл Буяна…Близкие Олеси стали искать животное, сосед заметил это и не удержался… Он отпустил собачку, которую до этого запер в сарае. В тот момент у него тоже проснулось чувство сострадания, как и у мальчишек, героев произведения В.Осеевой.

  1. (56 слов) Подвиг — громкое слово. Но именно так можно описать поступок Гули Королевой, описанный в посвященной ей книге «Четвертая высота» Елены Ильиной. Во время битвы она вынесла с поля 50 раненых бойцов, а после смерти командира взяла командование на себя. И даже будучи смертельно раненой, продолжала вести бой до последнего вздоха. Можно лишь восхититься мужеством этой девушки.
  2. (47 слов) Несмотря на то, что герой поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» не считает свой поступок подвигом, его можно считать героем. Мужчина, не обращая внимания на большой риск, самоотверженно переплывает реку, чтобы передать важное донесение командованию. Это могло стоить ему жизни, но он все же решился на этот поступок.
  3. (48 слов) В рассказе М. Шолохова «Судьба человека» поднимается тема не только военного подвига, но и нравственного. Шофёр Андрей Соколов, будучи на фронте, узнает о гибели всей своей семьи. Несмотря на это, он нашел в себе силы не сломаться и усыновить осиротевшего мальчика. Сила характера героя не может не восхитить.
  4. (50 слов) В повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» рассказано о военном подвиге целой группы. Во время разведки женскому отряду и старшине приходится вступать в отчаянную схватку с врагом. Каждая из женщин героически и мучительно погибает. Даже осознавая всю опасность, они вырывались на фронт и жертвовали своими жизнями наравне с мужчинами.
  5. (52 слова) «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого совершенно не случайно носит такое название. Автор повествует о реальной истории летчика Алексея Мересьева. Герой был сбит на истребителе над оккупированной немцами территорией, сквозь леса пытался найти дорогу обратно, пока не вышел к своим. Даже потеряв обе ноги, мужчина продолжает давать отпор врагу. Такого человека поистине можно назвать великим, а его поступок — подвигом.
  6. (61 слово) В повести «Обелиск» В. Быкова возникает спорное отношение к поступку героя. Учитель Алесь Морозов во время войны создает со своими учениками антифашистскую группу. Не послушав учителя, ребята совершают убийство жестокого полицая. После их поимки Алесю предлагают сдаться добровольно. Мужчина приходит, понимая, что учеников не отпустят. Впоследствии их всех казнят. Спустя годы кто-то считает этот поступок безрассудным, а свидетель событий — подвигом.
  7. (44 слова) В романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой показывает нам, что не всегда подвиг оказывается заметен. Капитана Тушина, практически принимавшего пули на себя, отчитали за выход без приказа, хотя отважное сопротивление его батареи потрясло даже врага. Подвиг был замечен только благодаря заступничеству князя Андрея.
  8. (52 слова) В романе Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера» рассказывается история реального человека — немца Оскара Шиндлера. Мужчина спас огромное количество евреев во время холокоста. Он нелегально нанимал их как своих рабочих, укрывая от преследования. После капитуляции Германии герой был вынужден бежать, но остались целые поколения евреев, благодарных ему за нравственный подвиг, который он совершил.
  9. (53 слова) «Альпийская баллада» В. Быкова — это история о горьком самопожертвовании. Иван Трёшка, по случайности избежавший концлагеря, встречает Джулию. Внезапное чувство, вспыхнувшее между ними, прерывается преследующими их фашистами. Здесь герой совершает свой подвиг: попав в тупик, Иван спасает девушку, бросая ее с ущелья в сугроб снега, сам же остается на растерзание, жертвуя своей жизнью.
  10. (59 слов) В повести Б. Васильева «В списках не значился» повествуется о защите Брестской крепости. Несомненно, все, кто дал в той битве отпор врагу, совершили подвиг. Но единственный оставшийся в живых лейтенант Плужников поражает своей стойкостью. Лишившись своих товарищей, он продолжает отважно сражаться. Но даже будучи взятым в плен, он настолько восхитил фашистов своей отвагой, что они сняли перед ним фуражки.
  11. Примеры из жизни, кино и СМИ

    1. (57 слов) В фильме «Мальчик в полосатой пижаме» сын коменданта концлагеря, заводит дружбу с еврейским мальчиком по ту сторону ограды. В конце концов, родители узнают об этом и настаивают на переезде. Тем не менее, мальчик успевает перебраться через ограду, чтобы помочь своему другу в поисках отца. Несмотря на трагичный исход событий, даже такое искренне желание помочь можно считать подвигом.
    2. (41 слово) Спасатели или пожарные постоянно рискуют своей жизнью, спасая чужие. Каждая смена — новое испытание. Такая работа требует невероятной смелости и бесстрашия, забирает много нервов. Часто они сами и не считают это подвигом, но для людей, которые получают их помощь, они — настоящие герои.
    3. (42 слова) Не все подвиги имеют огромные масштабы. Мальчик, боящийся высоты, но снимающий маленького котенка с дерева, тоже совершает подвиг. Он борется со своим страхом, переступает через него, чтобы в конечном итоге спасти беззащитное животное. Внутри себя он преодолевает большую преграду. Это заслуживает уважения.
    4. (56 слов) Однажды мы с другом загорали на пляже. Неподалеку, на мелководье, бродила девушка, но вдруг она резко пропала из виду. Мы заволновались, и мой друг пошел проверить то место. Оказалось, что там было двойное дно — она упала и начала тонуть. Друг, не испугавшись опасности, нырнул за ней и спас ее жизнь. Я считаю это настоящим подвигом.
    5. (43 слова) Подвиг может быть абсолютно разным. Моя подруга постоянно помогает бездомным животным. Я могу назвать это подвигом, так как она искренне о них заботится, забирает их домой и содержит в тепле и уюте. Несмотря на все сложности, она подбирает отвергнутых питомцев, сохраняя им жизнь.
    6. (47 слов) Однажды мне на глаза попалась статья о юноше, который спас маленькую девочку, выпавшую из окна. Парень просто проходил мимо, невероятно быстро среагировал и успел поймать ребенка. Этим действием он совершил настоящий подвиг. Герои — среди нас. И носят они вовсе не развивающиеся плащи, а обычные джинсы и футболки.
    7. (42 слова) В фильме «Гарри Поттер и дары смерти II» главный герой совершает невероятный подвиг, когда решает пожертвовать свой жизнью ради спасения всего волшебного мира. Он встречается с главным злом лицом к лицу. Не обращая внимания на уговоры друзей, готовых сражаться, Гарри остается непоколебим.
    8. (40 слов) Я всегда считала нравственным подвигом усыновление ребенка. Меня восхищает, как люди способны взять на себя такую ответственность, подарить любовь и тепло неродному отпрыску. Такой подвиг совершили мои дядя и тетя. Я безмерно уважаю их за такое сложное и великодушное решение.
    9. (47 слов) Люди очень часто привязываются к своим домашним любимцам. Герой истории, на которую я наткнулась на новостном сайте, так хотел защитить своего питомца, что бросился на медведя, когда тот напал на его щенка. Мужчина проявил нечеловеческую храбрость, благодаря которой его любимец остался жив. Это можно назвать настоящим подвигом.
    10. (62 слова) По моему мнению, первая жена Стивена Хокинга совершила невероятный подвиг. Джейн не оставила ученого, когда у него начала развиваться болезнь, которая в последствии привела к параличу. Она продолжала ухаживать за ним, пока это было возможно, подарила ему троих детей, буквально посвятила ему всю свою молодость. Даже несмотря на то, что спустя много лет супруги развелись, такой выбор женщины все еще меня восхищает.
    11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Текст для работы
(I)Когда в школе пишут сочинение о войне, учителя знают: у кого-то в тетрадке обязательно появятся сыновья Пешеходова - Семён и Василий. (2)Сыновья или кинутся под танк, или окажутся в горящем Сталинграде, или спасут полковое знамя. (3)И, прочитав, к примеру, о том, что Семён и Василий первыми таранили фашистский «мессер», учителя не возмущаются. (4)Они знают, в чём дело.
(5)В воскресные дни в людных местах городка появляется старик с выцветшими глазами. (7)На старике надета солдатская гимнастёрка, видимо, приобретённая по случаю у демобилизованного, потому что своя, фронтовая, давным-давно растворилась в дожде, в поту, в лучах солнца, в мыльной пене.
(8)Пешеходов не задерживается среди взрослых: его лучшие приятели и слушатели - ребятня. (9)Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой. (Ю)Болыпе того, он ждёт этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мёртвой ветке появятся почки или неожиданно зазеленеет листок.
(II)- Дедушка Пешеходов, верно, что ты на войне до Берлина пешком дошёл? - спрашивает старика кто-то из маленьких собеседников.
(12)И старик отвечает:
(13)- Прошёл до Берлина... пешком. (14)И фамилия моя потому Пешеходов.
(15)Постепенно кружок слушателей увеличивается. (16)Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова.
(17)- Дедушка Пешеходов, - уже в который раз расспрашивают ребята, - а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?
(18)- Мои сыновья, Семён и Василий, - как бы впервые отвечает старик.
(19)- А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?
(20)- Мои сыновья, Семён и Василий.
(21)- А кто грудью упал на вражескую амбразуру?
(22)- Мои сыновья...
(23)И тут, как бы желая задать старику задачу, кто-нибудь обязательно спрашивает:
(24)- Как же они до Берлина дошли, если грудью на амбразуру, а там пулемёт?
(25)Нет, не собьёшь старика!
(26)- Они поднялись с амбразуры и зашагали дальше, - невозмутимо отвечает он, и в его глазах проступает такая непоколебимая уверенность, что, конечно, никто из слушателей уже не решается усомниться в словах старого солдата.
(27)А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них спокойно и достойно.
(28)- А на Курской дуге кто задержал «тигров» и «фер-динандов»?
(29)- Мои сыновья...
(30)- А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?
(31)- Мои сыновья...
(32)- Везде поспевали?
(33)- Везде. (34)Шли, шли без отдыха, а вернуться с войны домой сил не хватило.
(35)- Так и не вернулись?
(36)- Так и не вернулись. (37)Спят в могиле.
(38)При слове «могила» у ребят как бы перехватывает дыхание, и тогда кто-то из них решается спросить:
(39)- Где их могила?
(40)Старик распрямляется и сдержанно говорит:
(41)- Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. (42)По всей родной земле.
(43)И от того, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт назначенный час...
(По А. Приставкину)

Вариант 1
Героизм - это поведение человека, который, не задумываясь, жертвует собой ради других людей. Как правило, героями становятся в каких-то критических ситуациях.
Великая Отечественная война дала миру множество примеров героического поведения. О них рассказывается и в тексте А. Приставкина.
Дедушка Пешеходов всех солдат считает своими героическими сыновьями: ведь они «в Сталинграде стояли до последнего дыхания» (предл. 19), «грудью упали на вражескую амбразуру» (предл. 21).
Героем можно назвать и лётчика Виктора Талалихина, совершившего ночной таран в небе и уничтожившего вражеский самолёт.
История победы нашей страны в той войне никогда не была бы написана без примеров подобного героизма.

Вариант 2
Героизм в моём понимании - это ситуация, когда человек рискует или жертвует своей жизнью ради чего-то, например, спасения людей, страны. Во все времена люди помнят имена своих героев, потому что их подвиги восхищают, рождают в душах лучшие чувства.
Именно поэтому мальчишки из текста А. Приставкина так увлечённо слушали рассказы дедушки Пешеходова. Он приводил примеры героического поведения сыновей Семёна и Василия: «...на Курской дуге задержали «тигров» и «Фердинандов» (предл. 28), «грудью упали на вражескую амбразуру» (предл. 21). Всех солдат, воевавших против фашистов, старик считал своими сыновьями.
Героические поступки совершаются не только на войне, но и в наше мирное время. Девятнадцатилетний матрос эсминца «Быстрый» Тихоокеанского флота Алдар Цыденжа-пов во время пожара ценой своей жизни спас экипаж миноносца, за что был удостоен звания Героя России посмертно.
Героизм ^- это проявление лучших человеческих качеств, поэтому мы гордимся теми, кто в сложнейших жизненных ситуациях делает осознанный выбор в пользу Родины или окружающих.

Вариант 3
Я считаю, что героизм невозможен без самопожертвования, отваги, любви к другим людям. Ведь именно ради других совершают подвиги герои. Героизм - это самоотверженность.
О бесстрашии и силе духа героев рассказывается и в тексте А. Приставкина. Дедушка Пешеходов приводит много примеров героического поведения своих сыновей (предл. 19, 21, 28). Для него родными людьми стали все, кто защищал страну от врагов (предл. 41-42). 28
И мне тоже известны примеры из биографий героев Великой Отечественной войны. Трижды Герой Советского Союза лётчик Иван Кожедуб сбил 62 вражеских самолета!
Без героев не было бы победы в той войне. И мы, потомки, гордимся ими.

Вариант 4
Героизм - это проявление мужества, отваги, способность жертвовать собою ради других. Героизм проявляется, как правило, в экстремальных условиях, в моменты беды.
Семён и Василий в рассказе А. Приставкина - сыновья старого фронтовика. Они погибли, как и тысячи других солдат, которых дедушка Пешеходов тоже считает своими детьми. Поэтому Василий и Семён в рассказах фронтовика предстают былинными героями (предл. 21, 22, 27, 28, 30, 31).
Таким же храбрым человеком я считаю и юного Марата Казея. Во время войны он подрывал эшелоны, ходил в разведку, а когда оказался в кольце немцев, подорвал себя вместе с ними.
Думаю, героизм предполагает готовность в самый сложный момент жизни принять ответственность на себя.

Методистами давно замечено, что через раскрытие значения слов, через толкование понятий, имеющих нравственный смысл, оказывается воспитательное воздействие русской лексики на обучающихся.

Одно из письменных заданий ОГЭ направлено как раз на выявление способности выпускника 9 класса раскрывать значение этических понятий, таких как честь, благородство, зависть, достоинство, долг, совесть, стыд, трудолюбие, учтивость, правда.

К сожалению, в учебниках по русского языку не всегда достаточно материала для работы, в процессе которой ученики должны были объяснять слова, содержащие этический смысл. Для этого обращаемся к художественным текстам, с помощью которых можно вывести понятие и подобрать необходимые примеры.

Рассмотрим несколько этических понятий: что такое справедливость, благодарность, бесстрашие, ответственность, бездушие, гордость, отзывчивость, совесть, смелость, геройство, внутренний мир человека.

Справедливость

Для анализа предлагается текст А. Алексина из повести «Подумаешь, птицы!» от (1)Колькину маму никто по имени-отчеству не называл, все, даже ребята, называли её просто Лёлей. <...> до (28)Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы.

Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова СПРАВЕДЛИВОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое справедливость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Бывают в жизни человека такие моменты, когда он в недоумении вопрошает о справедливости. Что же такое справедливость? Это уважение прав и достоинств, выполнение своих обязанностей таким образом, чтобы не допустить их нарушения. Главный принцип справедливого человека - быть беспристрастным, не оставлять места для зависти и споров.

«Каждому – то же, что и другим». Именно так и поступает отец Кольки из повести А. Алексина. Не случайно все ребята уважительно называют его «О справедливейший из справедливых!». Для них свисток судьи был законом. Зато мама Кольки, хотя и не напоминала о правилах жизни своим близким, всегда принимала справедливые решения, и отец и Колька «весело и добровольно подчинялись» им.

В моей жизни тоже были моменты, связанные с проявлением справедливости. В одном из матчей в руку соперника попал мяч, и мы стали оспаривать его поведение. Судья принял такое решение, что никто не усомнился в его правильном отношении к нарушению. Он достойно справился со своими обязанностями и разрешил конфликтную ситуацию.

Я считаю, что ни в отношении себя, ни в отношении других нельзя поступать несправедливо, нужно всегда сохранять беспристрастие и уважать права и достоинство человека.

Благодарность

Текст К.Г. Паустовского из рассказа «Заячьи лапы» от (1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. <...> до (35)Так и живут вместе – старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.

Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова БЛАГОДАРНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть благодарным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Что такое благодарность? Благодарность - чувство признательности к кому-нибудь за оказанную помощь, внимание, совет. Это способность ценить то доброе, что делают нам другие.

Благодарность касается не только отношений между людьми. В тексте К. Паустовского дед Ларион был благодарен зайцу, который спас ему жизнь во время лесного пожара: «– Этот заяц, – сказал дед, – спаситель мой: я ему жизнью обязанный. Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь – бросить». Старик понимал, что он тоже должен помочь бедному животному, пострадавшему от огня и дыма.

В моей жизни есть человек, которому я благодарна. Это тренер, сумевший меня поддержать и вселить чувство уверенности в свои силы. На добро всегда надо отвечать добром, уметь сделать что-то хорошее и полезное тому, кто оказал вам помощь.

Благодарность – одно из самых приятных чувств, которое возникает в ответ на благородные и добрые действия.

Бесстрашие

Текст из повести «Мальчик у моря» Н. Дубова от (1)Что делают летом мальчишки на всех улицах и дворах? <...> до (40)Фёдор Михайлович улыбался, Антон сиял: Бой победил.

Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова БЕССТРАШНЫЙ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть бесстрашным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Что значит быть бесстрашным? Бесстрашие – качество человека, позволяющее преодолевать трудности и не бояться их. Быть бесстрашным – значит твёрдо принимать решения, когда это необходимо, не отступать перед опасностью.

В тексте Н. Дубова это слово используется в ироничном смысле: «...всех бесстрашных нападающих, несгибаемых защитников и твёрдых, как скала, вратарей сдуло с пустыря» при одном только виде ньюфаундленда. Огромная собака напугала даже взрослых, которые выглядывали из окон дома. Однако в финале текста становится ясно, что ребята не такие трусы, какими мы их видим вначале: «Через десять минут ребята орали и визжали, но уже не от страха, а от восторга».

Бесстрашными, например, можно считать многих былинных героев, таких как Илья Муромец или Добрыня Никитич. Можно храбро отстаивать истину, как протопоп Аввакум, сражаться с врагом до последней капли крови, как герои Брестской крепости. Когда человек уверен в своей правоте, он способен преодолеть страх, который рождают сомнения.

Тот, кто действует решительно, без смятения и беспокойства, забывает о страхе и не боится смотреть в лицо неизвестности. Такого человека можно назвать по-настоящему бесстрашным.

Ответственность

Тест из повести А. Алексина «Сигнальщики и горнисты» от (1)Мама точно знала, кто, в какой квартире и чем болен. <...> до (31)И бюро добрых услуг продолжало действовать.

Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое ответственность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Ответственность – это обязанность отвечать за поступки и их последствия. Ничего существенного в жизни нельзя добиться, если безответственно относиться ко всему важному: к делу, к слову, ко времени. Ответственный человек выполняет обещания, никогда не опаздывает, принимает решения не только за себя, но и за других.

Таким ответственным человеком можно считать героиню повести А. Алексина. Врач по профессии, она спасает жизни людей на работе, внимательно относится ко всем и дома. Её долг – следить за физическим состоянием здоровья тех, кто нуждается в помощи. Соседи к ней обращаются не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами, и она никогда никому ни в чём не отказывает. Их квартиру поэтому прозвали «бюро добрых услуг». Совестливый и добрый человек, она учит своего сына поступать точно так же: «Но в бюро не может работать один человек. Должно быть минимум два. Ты понял?».

Мой папа тоже ответственный человек. Именно он берёт на себя весь груз ответственности за принятие решений в семье, учитывает наши интересы и слабости, помогает нам справиться со сложными проблемами. Я во многом стараюсь быть похожей на него.

Таким образом, ответственность представляет собой такие действия, которые подкрепляются добрыми и решительными поступками, умением держать данное слово, помогать нуждающимся. Мера ответственности зависит от каждой отдельной личности.

Бездушие

Текст А. Алексина из повести «Подумаешь, птицы!» от (1)В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной. <...> до (50)Подумаешь, птицы!..

Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова БЕЗДУШИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое бездушие», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Бездушие – это бессердечие, жестокость, чёрствость. Бездушный человек способен на ужасные поступки, он безразлично относится к чувствам других людей, заботится только о своём благополучии и абсолютно равнодушен к нуждам и проблемам окружающих.

В произведении А. Алексина бездушие проявляется в отношении близких Кольки к его любимой птице. Мальчик спас раненую чайку, лечил её всю зиму, кормил рыбой, сделал просторную клетку и посадил куст, чтобы птице было комфортно. Его поразило, что никто не ухаживал за ней, что отец так грубо сказал о её смерти. Никому в семье, кроме Кольки, не было дела до птицы, всем она мешала. Равнодушие звучит и в словах Елены Станиславовны: «Подумаешь, птицы!..»

Другой пример проявления бездушия: человек почувствовал себя плохо, а находящиеся рядом прохожие сделали вид, что не заметили, будто ничего не произошло. Я считаю, что ко всему окружающему надо относиться с душой, быть чуткими к чужой боли и чувствам.

Таким образом, бездушие – это неспособность нести энергию любви, проявлять тёплое, живое, сочувственное отношение к кому-то или чему-то.

Гордость

Текст из повести «Персональный ангел» Т. Устиновой от (1)Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками. до <...> (43)Навсегда.

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение слова ГОРДОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое гордость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

В моём понимании слово «гордость» имеет несколько значений. Во-первых, гордость – это чувство, передающее самооценку человека. Во-вторых, это способность испытывать радость от того, что кто-то добился успеха. В-третьих, это чувство собственного достоинства.

В тексте Т. Устиновой мы видим, как непросто складываются отношения героев. Находясь в сильной нужде, мальчик из гордости не может обратиться за помощью. Знакомство с Машей позволило Тимофею почувствовать свою значимость, важность. Но гордость перерастает в гордыню: самолюбование и амбиции мальчика мешают ему верно оценивать свои и чужие поступки. Однажды Маша допустила оплошность: купила мороженое и угостила Тимофея, чем ужасно его оскорбила. Мальчик воспринял её жест как унизительную подачку. Его гордость не разрешает делать людям то, что ниже их достоинства.

Приведу ещё один пример проявления гордости. Мои родители гордятся братом, который отлично сдал вступительные экзамены и поступил в лучший столичный вуз. Он превзошёл наши ожидания и вызвал чувства радости и уважения.

Можно гордиться не только своими собственными успехами и трудом, но и великими достижениями родины, всего русского народа.

Отзывчивость

Текст из рассказа «Живая душа» К.Д. Воробьёва от (1) Всяк по-своему возвращался с войны в отчий дом. <...> до (50) Вот же живая душа!»

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение слова ОТЗЫВЧИВОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое отзывчивость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Наблюдая за людьми вокруг, я всё больше понимаю, что главное качество в человеке – отзывчивость, то есть способность понимать другого и сочувствовать. Отзывчивому человеку хочется творить добро не только по чьей-то просьбе, а даже тогда, когда о ней никто не говорит.

В тексте К. Воробьёва усатый шофёр-сержант, согласившийся довезти на "виллисе" до родной деревни незнакомого офицера, неожиданно для всех и в ущерб себе принимает решение помочь крестьянам. Не берёт он платы ни за подвоз, ни за пахоту, и в этом его поступке проявляется сострадание и благородство. Быть отзывчивым – значит быть бескорыстным и не требовать за добрые поступки вознаграждения.

Приведу ещё пример. Раньше я не всегда замечала реакцию людей на свои слова. Однажды сказала что-то подруге, а она на другой день не позвонила, при встрече общаться не захотела. Стала я внимательнее оценивать своё поведение, признала ошибку, и мы снова с ней не разлей вода. Отзываясь на проблемы в жизни моих друзей или близких, я теперь стараюсь словом или делом помочь, тактично выслушать, дать совет.

Уважать, сопереживать, помогать, быть добрым к окружающим людям – вот что значит быть отзывчивым человеком.

Совесть

Текст из рассказа Н. Сафронова от (1)Новый учитель русского Иван Васильевич появился в нашем классе неожиданно. <...> до (40)Новая учительница, увидев, что я не пишу, и, желая сразу навести порядок в классе, поставила мне в дневник двойку.

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое совесть», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми. Прекрасным подтверждением этой мысли является текст Н. Сафронова, где речь идёт о неуважительном отношении к взрослому человеку.

Герой рассказа принял нового учителя в штыки и не сдержал язвительного вопроса. Даже инцидент со случайно поставленной тройкой чуть не перерос в скандал. Пятиклассник нагрубил своему преподавателю и в итоге добился, что оценку исправили. Однако ученик не был рад своей победе, у него пробудилось чувство совести, он хотел извиниться перед учителем-фронтовиком, но было слишком поздно: на следующий урок Иван Васильевич не пришёл, он уволился из школы.

И в моей жизни был случай, когда мне пришлось испытать угрызения совести. Меня послали в магазин и дали много денег, а я их потерял. Родители ругали меня за то, что я такой невнимательный, рассеянный. К счастью, деньги мне удалось найти и на душе у стало спокойно и радостно.

Подводя итоги, можно сказать, что совесть помогает осознать свою вину, удерживает от дурного поступка. Несомненно, совесть должна быть у каждого человека.

Смелость

Текст из повести В. Крапивина от (1)Славка шагал вдоль длинной набережной. <...> до (33)Славка был счастлив.

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение слова СМЕЛОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое смелость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Смелость - умение бороться со своими страхами и подавлять их, способность проявлять храбрость и отвагу, решительность и независимость. Смелыми можно назвать солдат, сражавшихся за наше отечество. "Смелость города берёт" - гласит пословица. Чтобы победить защищённый и укреплённый город, требовалась не только военная подготовка, но и смелость.

Смелость не всегда проявляется в больших и великих свершениях, она видна и в малых, но значимых для человека поступках. Например, Славка из текста В. Крапивина прыгает по скользким камням, чтобы спасти от прибойной волны маленький кораблик и пустить его в плавание. Передвигаться ему было очень трудно. Но мальчик упрямо движется к цели и совершает добрый поступок, по-детски наивный и трогательный. Это ведь тоже проявление смелости, такие поступки и рождают отважного человека.

В повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" Пётр Гринёв смело защищает свою честь. Он открыто заявляет, что не может служить Пугачеву, отказывается признать в нём государя и даже обещает сражаться против него. Смелые поступки молодого офицера вызывают уважение и понимание у предводителя крестьянского восстания.

Смелость - это моральное качество, когда преодолеваются страх, неуверенность, опасения перед трудностями и неблагоприятными последствиями.

Геройство

Текст из повести В. Осеевой от (1)У Севы болело горло.<...> до (36)Сева, но я думаю всё-таки, что в каждом честном человеке непременно есть это геройство... непременно есть...

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение слова ГЕРОЙСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое геройство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

В моём понимании геройство – это способность человека совершать храбрые поступки, готовность сделать что-то полезное для других, пожертвовать собой ради благой цели. Но истинное геройство заключается не в пафосной демонстрации своих возможностей, а проявляется в мужестве и смелости.

Обратимся к тексту В. Осеевой. Сева и его мама по-разному понимают смысл слова "геройство". По мнению мальчика, он ни на что не годен, многого не умеет делать, не способен совершить рискованный поступок. Сева не знает, что показное геройство подвигом не является. Мама пытается убедить его, что геройство должно быть бескорыстным, настоящим героем может стать честный человек, совершающий смелые поступки для спасения чьей-то жизни.

В поступках молодого лейтенанта Кузнецова, героя романа "Горячий снег", Юрий Бондарев видит проявление героического. Мужество и стойкость сочетается у командира с душевной мягкостью, благородством и человечностью. Иначе ведёт себя лейтенант Дроздовский, мечтавший отличиться в бою и совершить геройский поступок. В самый решительный момент он рискует не собой, а своим подчинённым, отправляя его на верную смерть.

И в мирной жизни можно найти примеры подлинного геройства: пожарные вызволяют из горящих домов пострадавших, спасатели помогают в критических ситуациях, врачи спасают от смертельных болезней. Я горжусь людьми, которые сделали риск своей профессией.

Внутренний мир человека

Текст из повести «Ночной обыск» А. Алексина от (1)Я не любила эту куклу.<...> до (39)Мы и куклой-то её называть не решались, а именовали только Ларисой.

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое внутренний мир человека», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Что означает внутренний мир человека? Это его идеалы, интересы, представления об окружающем. Чем богаче этот мир, тем насыщеннее и разнообразнее жизнь человека. Формируется внутренний мир обычно в детстве. И от того, какие ценности тогда были заложены, зависит очень многое.

В тексте Анатолия Алексина речь идёт о самовлюблённой девочке, которая имела "венценосные замашки" и любила командовать. Она привыкла властвовать и повелевать. К счастью, рядом с ней заботливые родители, которые оказывают серьёзное влияние и помогают отличить добро и зло.

Повлиять на внутренний мир человека могут и книги. В них обобщён опыт жизни многих поколений. В неимоверно трудных обстоятельствах рос Максим Горький, однако любовь к чтению, знаниям помогла ему преодолеть "мерзости жизни" и вырасти человеком с богатым внутренним миром.

Таким образом, люди должны стремиться к духовному развитию, обогащать свой внутренний мир, быть интересными собеседниками, уметь понять и принять другого человека.