Кто такой эзоп презентация. Эзоп презентация к уроку по литературе на тему

Слайд 1

Урок литературы в 5 классе Басни Эзопа

Учитель литературы Салимова Мадина Ганиятулловна МОУ «Гуманитарная гимназия» Сафоново - 2010

Слайд 2

Показать роль басни в литературе разных времён и народов, обличение в басне несправедливых общественных порядков и недостатков людей; закрепить изученное по теории литературы: басня, мораль, аллегория, метафора, ирония; Формировать навыки выразительного чтения, внимание к художественной детали; Способствовать развитию образного и аналитического мышления, творческой фантазии.

Слайд 3

Басня - один из древнейших литературных жанров, короткий занимательный рассказ в стихах или прозе с обязательным нравоучительным выводом. Древней Греции был знаменит Эзоп (VI-V века до нашей эры), писавший басни в прозе. Мораль – нравоучение, поучение. Басня содержит мораль, чтобы автор мог показать собственное отношение к рассказанному в басне, донести до читателя авторскую идею.

Слайд 4

Приёмы баснописцев

При помощи каких приёмов писатели- баснописцы выражали свои мысли? - Аллегория – иносказание; метафора – употребление слов в переносном значении для определения предмета на основе сходства значения, уподобления; ирония – скрытая насмешка, иносказание).

Слайд 5

Аллегория

Иносказание в басне заключается в том, что главными героями являются животные. Они не имеют собственных имён. За их обобщёнными образами скрываются люди с их характерами и недостатками.

Слайд 6

Эзоп (VI-V в. до н. э.)

Полулегендарный раб с острова Самос, живший в VI в. до н. э., автор множества басен, ставших достоянием европейской – земной культуры. Его сюжетами пользовались такие мастера басни, как Лафонтен и Крылов. Его афоризмы вошли в нашу жизнь...

Эзо́п 150 до н. э. Рим (Villa Albani коллекция)

Слайд 7

Известно, что Эзоп был рабом. Благодаря своему уму он добился свободы. Даже правители Греции прислушивались к его советам, выраженным в иносказательной форме. В своих баснях под видом животных Эзоп высмеивал глупость, жадность и другие пороки людей. Многие принимали это на свой счёт. Чтобы отомстить Эзопу, обиженные им люди подложили в его котомку золотую чашу, украденную из храма. Согласно легенде, когда Эзопа схватили, его должны были либо казнить, либо он снова должен был признать себя рабом – и тогда хозяин уплатил бы штраф, а Эзоп сохранил бы жизнь. Эзоп не захотел терять свободу и выбрал смерть свободного человека.

Картина Диего Веласкеса (1639 – 1640)

Слайд 10

Эзоп. «Крестьянин и дети»

Один крестьянин-виноградарь Участок свой из края в край Возделывал всегда, как надо, Чтоб был высоким урожай. Поняв, что дни уж сочтены, Подумал, как найти бы средство, Чтоб глупые еще сыны Не растранжирили наследство. Вот, сыновей к себе позвав, Сказал, лозу не указав, Что под лозой зарытый клад В наследство им оставить рад.

Он умер. Сыновья, не зная Где спрятан клад, лопаты взяли И землю всю перекопали; Клад не нашли, но урожая Добились в этот год такого Невиданного, право слово: Он их обогатил стократ Щедрее, чем заветный клад. С тех пор известно на миру, Что клад для человека - труд.

Слайд 12

Ворон и лисица.

Ворон унёс кусок мяса и уселся на дерево. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царём над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него ещё и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос: выпустил он мясо и закаркал. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать».

Слайд 1

Учитель литературы Салимова Мадина Ганиятулловна МОУ «Гуманитарная гимназия» Сафоново - 2010
Literata.Ru

Слайд 2

Басня
Басня - один из древнейших литературных жанров, короткий занимательный рассказ в стихах или прозе с обязательным нравоучительным выводом. Древней Греции был знаменит Эзоп (VI-V века до нашей эры), писавший басни в прозе. Мораль – нравоучение, поучение. Басня содержит мораль, чтобы автор мог показать собственное отношение к рассказанному в басне, донести до читателя авторскую идею.

Слайд 3

Приёмы баснописцев
- При помощи каких приёмов писатели- баснописцы выражали свои мысли? - Аллегория – иносказание; метафора – употребление слов в переносном значении для определения предмета на основе сходства значения, уподобления; ирония – скрытая насмешка, иносказание).

Слайд 4

Аллегория
Иносказание в басне заключается в том, что главными героями являются животные. Они не имеют собственных имён. За их обобщёнными образами скрываются люди с их характерами и недостатками.

Слайд 5

Эзоп (VI-V в. до н. э.)
- полулегендарный раб с острова Самос, живший в VI в. до н. э., автор множества басен, ставших достоянием европейской – земной культуры. Его сюжетами пользовались такие мастера басни, как Лафонтен и Крылов. Его афоризмы вошли в нашу жизнь...
Эзо́п 150 до н. э. Рим (Villa Albani коллекция)

Слайд 6

Известно, что Эзоп был рабом. Благодаря своему уму он добился свободы. Даже правители Греции прислушивались к его советам, выраженным в иносказательной форме. В своих баснях под видом животных Эзоп высмеивал глупость, жадность и другие пороки людей. Многие принимали это на свой счёт. Чтобы отомстить Эзопу, обиженные им люди подложили в его котомку золотую чашу, украденную из храма. Согласно легенде, когда Эзопа схватили, его должны были либо казнить, либо он снова должен был признать себя рабом – и тогда хозяин уплатил бы штраф, а Эзоп сохранил бы жизнь. Эзоп не захотел терять свободу и выбрал смерть свободного человека.
Картина Диего Веласкеса (1639 – 1640)

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Эзоп. «Крестьянин и дети»
Один крестьянин-виноградарь Участок свой из края в край Возделывал всегда, как надо, Чтоб был высоким урожай. Поняв, что дни уж сочтены, Подумал, как найти бы средство, Чтоб глупые еще сыны Не растранжирили наследство. Вот, сыновей к себе позвав, Сказал, лозу не указав, Что под лозой зарытый клад В наследство им оставить рад.
Он умер. Сыновья, не зная Где спрятан клад, лопаты взяли И землю всю перекопали; Клад не нашли, но урожая Добились в этот год такого Невиданного, право слово: Он их обогатил стократ Щедрее, чем заветный клад. С тех пор известно на миру, Что клад для человека - труд.

Слайд 10

Слайд 11

Ворон и лисица.
Ворон унёс кусок мяса и уселся на дерево. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царём над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него ещё и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос: выпустил он мясо и закаркал. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать».
Вспомните аналогичную басню И.А.Крылова.

Слайд 12

Слайд 13

Благодаря Эзопу в обиходе появилось выражение «Эзопов язык». Что означает это выражение? - Иносказательное выражение мыслей. - С какой целью поэты пользовались Эзоповым языком? - Эзопов язык, понятный искушённому читателю, позволял избегать преследований властей и выражать запретные мысли при помощи различных приёмов.
Literata.Ru

Эзоп

Басни


  • Он - раб, но мудрее свободных;

он некрасив, но лучше красавцев.

  • Бабий, древнегреческий
  • Бабий, древнегреческий
  • Бабий, древнегреческий
  • Бабий, древнегреческий
  • Бабий, древнегреческий
  • Бабий, древнегреческий

поэт- баснописец



  • О мудрости Эзопа слагались целые легенды, которые рассказывали о том, что он намного превосходил разумом своих современников.
  • Он первый баснописец, имя которого известно.

  • Басня – короткий рассказ, обычно в стихах, часто сатирического характера.
  • Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни.
  • Мораль – поучительный вывод, в котором заключается главная мысль басни.

  • Аллегория (от греческих слов «иной» и «говорю») – иносказание.
  • Суть аллегории в том, что с помощью сравнения одного явления с другим создается конкретный образ, раскрывающий какое-то понятие.

Проверь себя

  • Что такое басня? Из каких частей она состоит?
  • Что такое мораль басни? Почему говорят, что басня обогащает

своих читателей?

  • Подумайте, чем басня

отличается от сказки или

библейской притчи.



«Лисица и виноград»

  • Перескажите басню близко к тексту.
  • Найдите в тексте и зачитайте мораль басни.
  • Подберите пословицы и поговорки, которые передают мораль этой басни.
  • Какие аллегории использует Эзоп в басне «Лисица и виноград»?

«Отец и сыновья»

  • На примере прочитанной басни раскройте понятие «эзопов язык».
  • Расскажите, о чем эта басня.

«Волк и ягненок»

  • Расскажите, какие недостатки раскрывает эта басня.
  • Какие аллегории использует Эзоп в басне «Волк и ягненок»?

  • Докажите, что прочитанные произведения – басни.
  • Объясните, как вы понимаете выражение «эзопов язык».
  • Какие вы знаете украи нские басни, написанные на сюжеты басен Эзопа?

Творческая работа: прочтите басни Эзопа и самостоятельно сформулируйте и запишите мораль каждой из них.

  • Собака и заяц
  • Охотничья собака поймала зайца и то его кусала, то его лизала в губы. Изумился заяц и сказал: “Любезная, уж ты или не кусайся, или не целуйся, чтоб я знал, враг ты мне или друг.”

Творческая работа

  • Лисица и барс
  • Лисица и барс поспорили, кто красивее. Барс на все лады хвалился своей испещренной узорами шкурой, но лиса ему на это сказала: “Насколько

же я тебя красивее, раз у меня

не тело испещренное, а душа изощренная!”


Творческая работа

  • Кошка и куры
  • Кошка прослышала, что на птичьем дворе разболелись куры. Она оделась лекарем, взяла лекарские инструменты, явилась туда и, стоя у дверей, спросила

кур, как они себя чувствуют?

«Отлично! - сказали куры. – Но

только когда тебя нет

поблизости».


Творческая работа

  • Лягушки
  • Две лягушки, когда пересохло их болото, пустились искать, где бы повеселиться. Пришли они к колодцу, и одна из них предложила, недолго думая, туда прыгнуть, но другая сказала:

А если и здесь вода пересохнет,

как нам оттуда выбраться?”


Жанровые отличия и сходства басни и притчи

Сходство

Небольшое произведение, имеющее поучительный характер


Отличие

Заставляет читателя самого решать, как можно поступить в данной ситуации

Заключена определенная идея

Истолкование басни многозначно

Показывает, как можно поступить в той или иной ситуации


Диалог искусств

Д. Веласкес “Эзоп”

Эзоп.

Мраморный бюст, VI в. до н. э.



Басни Эзопа в иллюстрациях В. Холлара


Сделайте выводы

  • Почему произведения Эзопа близки нам и нашему времени?
  • Подготовьте сообщение «Что объединяет басни Эзопа и библейские притчи?»

Слайд 2

Эзоп - легендарный древнегреческий создатель басен

Диего Веласкес. Эзоп.

Слайд 3

Обладая от рождения уродливой внешностью, Эзоп имел острый ум

Горбатый карлик, проданный в рабство, Эзоп был родом из Фригии.

Слайд 4

На одном из рынков Эзопа купил богатый грек Ксанф

Именно на острове Самос жил Эзоп вместе со своим хозяином и его семьей.

Слайд 5

О биографии Эзопа и его мудрости рассказывает в книге «Занимательная Греция» М. Гаспаров:

Эзоп был сочинителем басен. Считалось, что все басенные рассказы, которые потом на разный лад пересказывались в течение многих веков, впервые были придуманы Эзопом: и про волка и ягненка, и про лису и виноград, и про лягушек, просящих царя. Его имя так срослось со словом «басня», что, когда какой-нибудь писатель брался за сочинение басен, он писал на своей книге: «Эзоповы басни такого-то писателя».

Эзоп сочинял басни потому, что он был раб и говорить прямо то, что он думал, было для него опасно. Это был его иносказательный, «эзоповский язык». А о том, как он был рабом, и у кого, и что из этого получалось, в народе рассказывали множество веселых историй.

Рабом он был, так сказать, от природы: во-первых, он был варвар, во-вторых, урод. Он был фригиец, из Малой Азии, а фригийцы, по твердому греческому убеждению, только и годились, чтобы быть рабами. А вид его был такой: голова как котел, нос курносый, губы толстые, руки короткие, спина горбатая, брюхо вспученное. Зато боги его наградили даром слова, острым умом и искусством сочинять басни.

Слайд 6

Мудрость Эзопа

Устроил Ксанф угощение ученикам, послал Эзопа на рынок: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости - Эзоп подает одни только языки: жареные, вареные, соленые. «Что это значит?» - «А разве язык не самое лучшее на свете? Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах - ничего нет лучше языка!» - «Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете!» Назавтра Эзоп опять подает одни только языки: «Что это значит?» - «А разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну - ничего нет хуже языка!» Рассердился Ксанф, но придраться не мог.

После обеда стали пить вино. Ксанф напился пьян, стал говорить: «Человек все может сделать!» - «А море выпьешь?» - «Выпью!» Побились об заклад. Утром Ксанф протрезвел, в ужас пришел от такого позора. Эзоп ему: «Хочешь, помогу?» - «Помоги!» - «Как выйдете вы с судьями и зрителями на берег моря, так ты и скажи: море выпить я обещал, а рек, что в. него впадают, не обещал; пусть мой соперник запрудит все реки, впадающие в море, тогда я его и выпью!» Ксанф так и сделал, и все только и дивились его мудрости.

Слайд 7

Послал Ксанф Эзопа за покупками, встретил Эзоп на улице самосского градоначальника. «Куда идешь, Эзоп?» - «Не знаю!» - «Как так не знаешь? Говори!» - «Не знаю!» Рассердился градоначальник: «В тюрьму упрямца!» Повели Эзопа, а он оборачивается и говорит: «Видишь, начальник, я тебе правду сказал: разве я знал, что в тюрьму иду?» Рассмеялся начальник и отпустил Эзопа.

Собрался Ксанф в баню, говорит Эзопу: «Ступай вперед, посмотри, много ли в бане народу?» Эзоп возвращается и говорит: «Только один человек». Ксанф обрадовался, идет и видит: в бане полным-полно. «Что же ты мне вздор говорил?» - «Не вздор я тебе говорил: лежал перед баней на дороге камень, все об него спотыкались, ругались и шли дальше, и только один нашелся, который как споткнулся, так тут же взял камень и отбросил с пути. Я и подумал, что народу тут много, а настоящий человек - один».

Слайд 8

Смерть Эзопа

Долго еще жил Эзоп, сочинял басни, побывал и у вавилонского царя, и у египетского, и на пиру семи мудрецов. А погиб он в Дельфах. Посмотрел он, как живут дельфийцы, которые не сеют, не жнут, а кормятся от жертв, приносимых Аполлону всеми эллинами, и очень ему это не понравилось. Дельфийцы испугались, что он разнесет о них по свету дурную молву, и пошли на обман: подбросили ему в мешок золотую чашу из храма, а потом схватили, обвинили в краже и приговорили к смерти. За это их город постигла чума, и еще долго пришлось им расплачиваться за Эзопову смерть.

Дельфы сегодня.

Слайд 9

Басни Эзопа

Всем с детства известен сюжет о вороне, лисице и сыре, придуманный Эзопом. Прочитайте дословный перевод этой басни, сделанный Л. Толстым. Какая тема у этого произведения и отличается ли она от темы басни И. Крылова «Ворона и лисица»?

Удалось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит: «Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то твоих перьев самый царственный! Будь только у тебя голос - быть тебе владыкой всех пернатых!» Так говорила плутовка. Попался Ворон на удочку. Решился он доказать, что у него есть голос, каркнул во все воронье горло и выронил сыр. Подняла Лисица свою добычу и говорит: «Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало».

  • Слайд 10

    Вопросы

    • Что нового о жанре басни вы узнали благодаря знакомству с жизнью Эзопа?
    • Что нового о художественном переводе вы узнали благодаря знакомству с творчеством Эзопа?

    Домашнее задание:

    1. попробуйте найти свои примеры того, как особенности перевода влияют на смысл произведения;
    2. напишите небольшое сочинение-рассуждение о том, можно ли считать переводные произведения и их оригиналы самостоятельными произведениями;
    3. напишите мини-сочинение на тему: «И. А. Крылов: создатель басен или их переводчик?»
    4. узнайте, кто еще из зарубежных или русских писателей использовал в своем творчестве или переводил сюжеты басен Эзопа.
  • Посмотреть все слайды









    Позднее его родиной называли Малую Азию, что вполне правдоподобно, так как с этим согласуется характер его имени. Его смерть в Дельфах была украшена легендой, которую можно восстановить по Геро- доту и Аристофану, комбинируя их с более поздними свидетельствами. Согласно этой легенде Эзоп, находясь в Дельфах, своим злословием возбудил против себя нескольких граждан, и они решили наказать его.


    Для этого они, похитив золотую чашу из храмовой утвари, тайно вложили ее в котомку Эзоп и затем забили тревогу; приказано было обыскать богомольцев, чаша была найдена у Эзопа, и он, как святотатец, был побит камнями. Через много лет последовало чудесное обнаружение невинности Эзопа; потомки его убийц были вынуждены уплатить виру, за получением которой явился внук того Иадмона, который был его господином.


    Басни Эзопа были переведены (часто переработаны) на многие языки мира, в том числе знаменитыми басенниками Жаном Лафонтеном и Иваном Крыловым. Жаном ЛафонтеномИваном Крыловым На русском языке полный перевод всех басен Эзопа был опубликован в 1968 году.1968 году


    Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил», говорит у Аристофана одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, без всякой художественной отделки. В действительности, в так называемый Эзопов сборник вошли басни самых различных эпох. АристофанаЭзопов сборник




    Верблюд Ягнёнок и Волк Лошадь и Ишак Куропатка и Курицы Тростник и Оливковое дерево Орёл и Лиса Орёл и Галка Орёл и Черепаха Кабан и Лиса Осёл и Лошадь Осёл и Лиса Осёл и Коза Осёл, Грач и Пастух Лягушка, Крыса и Журавль Лиса и Баран Лиса и Осёл Лиса и Дровосек Лиса и Аист


    Басня - «Человек, обещающий невозможное» Один бедняк занемог и почувствовал себя совсем дурно; врачи от него отступились; и тогда он взмолился к богам, обещая принести им гекатомбу и пожертвовать богатые дары, если выздоровеет. Жена его, оказавшись поблизости, спросила: «Да на какие же деньги ты это сделаешь?» – «Неужели ты думаешь, – ответил он, – что я стану выздоравливать лишь затем, чтобы боги с меня это потребовали?» Басня показывает, что люди легко обещают на словах то, чего и не думают выполнить на деле.


    »Зевс и черепаха» Зевс справлял свадьбу и для всех животных выставил угощение. Не пришла одна лишь черепаха. Не понимая, в чем дело, на следующий день спросил ее Зевс, почему она одна не пришла на пир. «Свой дом – лучший дом», – ответила черепаха. Рассердился на нее Зевс и заставил ее повсюду носить на себе собственный дом. Так многим людям приятнее жить скромно у себя, чем богато у чужих.


    Завершается его история несправедливой казнью по ложному обвинению в краже из дельфийского храма. В жизнеописании Эзопа, предпосланном своду приписываемых ему басен, которые были собраны монахом Максимом Планудом (14 в.), имеется множество других анекдотов, в большинстве своем недостоверных.