Комбинаторные способностей и их описание. Методика исследования комбинаторных способностей

В течение трех дней в стране будет проходить акция распродаж «Черная пятница». Скидки покупателям предоставят в 1,5 раза больше компаний, чем в прошлом году. Впервые за онлайн-магазинами будут следить с помощью роботов. Они проконтролируют, чтобы участники не завышали цены перед распродажей и не привлекали клиентов искусственными скидками. Об этом «Известиям» рассказали в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), которая является организатором акции на одной из крупнейших онлайн-площадок. Недобросовестные компании будут дисквалифицированы, пояснил представитель альтернативной площадки Black Friday.

Начнут по-черному

Акция распродаж «Черная пятница» продлится до воскресенья. По прогнозам (АКИТ), в 2018 году в ней примут участие более 5 тыс. компаний по всей стране. Это в 1,5 раза больше, чем в прошлом году, отметили в ассоциации.

Если еще 3–5 лет назад об акции знали преимущественно жители крупных городов, в основном Москвы и Санкт-Петербурга, то сейчас мы видим, что почти 70% посетителей онлайн-распродажи - жители регионов. Так называемых искусственных скидок становится всё меньше, покупатели это видят, поэтому доверие растет, - рассказал «Известиям» представитель АКИТ.

Традиционно в этом году по акции будут продаваться электроника, бытовая техника, одежда, детские товары, украшения и другие товары. Кроме продукции массового потребления, купить с дисконтом можно будет даже автомобили и недвижимость, отметила коммерческий директор Black Friday Светлана Харабурова. Также будет расширен ассортимент услуг: от скидок на страхование и образование до бронирования номеров в элитных отелях по сниженным ценам.

Максимальная скидка на товары в этом году достигнет 90%. В АКИТ подчеркнули, что она будет действовать на одежду и аксессуары. В сегменте бытовой техники и электроники таких акций ждать не стоит, особенно на популярные бренды, добавил представитель ассоциации.

Вычислят искусственные скидки

Как рассказали организаторы «Черной пятницы», они проследят за тем, чтобы предоставляемые скидки были реальными и честными. У нарушителей начнут снимать товары с распродажи. За несколько подобных проступков и саму компанию могут исключить из акции.

Президент АКИТ Артем Соколов пояснил «Известиям», что цены на все товары, которые участвуют в днях распродаж, проверяют за сутки до старта акции. Компании загружают свои предложения в информационную систему на площадке, где проводится «Черная пятница», после чего робот анализирует стоимость продукции в магазине за последние несколько недель. Речь идет только об онлайн-магазинах, стационарных точек продаж проверки не коснутся - такой возможности нет.

Так мы можем сравнить и понять: действительно ли скидка реальная. Если у нас возникает ощущение, что она накручена, такой товар мы снимаем, - отметил он. - Также у нас есть специальная «горячая линия». Те, кто заметил, что скидки ненастоящие, могут сообщить об этом. Такие предложения также будут моментально сниматься с нашей площадки.

Артем Соколов уточнил, что механизм проверки с помощью робота в этом году применят впервые, в прошлом сезоне за скидками следили только покупатели.

Другой крупнейший организатор «Черной пятницы» - Black Friday - намерен проводить выборочную проверку предложений на предмет завышения цен и честности распродаж на протяжении всех дней акции, пояснила «Известиям» Светлана Харабурова. По ее словам, это позволит обеспечить максимальную прозрачность скидок. При выявлении нарушений компания намерена требовать оперативного исправления ошибочных цен. А за неоднократные нарушения магазин будет сниматься с распродажи.

Финансы играют «в белую»

Российские банки тоже используют возможности «Черная пятницы» и предоставят клиентам скидки. Для ритейла эта акция - способ побудить потребителя совершить покупку, причем не только запланированную, но и спонтанную, отметил исполнительный директор, начальник управления по развитию дистанционного бизнеса и продвижению банковских продуктов «Ренессанс Кредит» Алексей Грибков.

Чаще всего банки предлагают повышенный кэшбэк или особые условия по карте на период действия акции. Например, Ситибанк на три дня установит кэшбэк по дебетовым картам в 10%. МКБ даст скидку в 10% бонусами при покупках одежды, обуви и аксессуаров. Как отметил директор департамента розничных продуктов банка Алексей Охорзин, МКБ также будет участвовать в «Киберпонедельнике», который также пройдет в ноябре.

Банк «Восточный» - один из тех, кто участвует в «Черной пятнице» не впервые. Обычно он на три дня снижает ставку по кредитным продуктам примерно на 1 п.п., отметил директор по маркетингу кредитной организации Александр Рукавишников. По его словам, в прошлые годы спрос рос на 25–30%. Скидки на кредиты дает также Локо-банк. В «Хоум Кредите» скоринговая система отберет клиентов с лучшей кредитной историей, чтобы предложить им заем на выгодных условиях. «Ренессанс Кредит» запустил акционный депозит по повышенной ставке на срок 550 дней.

Однако собственные продукты предлагают не все. Банк «Открытие» готов предоставить скидки в магазинах и в категории «развлечения». Как пояснила директор департамента CRM, розничного маркетинга и продвижения банка Екатерина Маслова, акция работает в большей степени на лояльность уже действующих клиентов, чем на привлечение новых.

Дело спонтанное

В «Черную пятницу» многие импульсивно приобретают товары, которые в итоге оказываются не нужны, показало исследование Mail.Ru Research и «Юлы», проведенное для «Известий». Спонтанную покупку совершает каждый второй, правда, пятая часть опрошенных делает такие покупки каждую неделю. В период масштабных акций россияне и тратятся вдвое активнее, чем обычно. Мужчины чаще всего необдуманно покупают электронику (38%) и одежду (33%), а женщины - одежду (44%), косметику (39%) и украшения (36%).

Две трети покупателей после глобальной распродажи становятся владельцами ненужной вещи. Чаще всего (36%) их отдают знакомым, на втором месте по популярности (22%) - продажа через сервисы онлайн-объявлений.

Психологическая диагностика уровня развития познавательных процессов человека - важная со ставляющая деятельности психолога во многих сферах общественной практики. Большинство со временных профессий предполагают наличие у ра ботника тех или иных способностей. Причем в ряде случаев при низком уровне развития соответствую щих способностей осуществление деятельности становится просто невозможным. Эти методы так же необходимы при ранней диагностике детской одаренности. Многие тесты позволяют быстро и до статочно точно определить причину возникающих у ребенка трудностей в ходе усвоения школьной программы.

Диагностика способностей дает возможность человеку выбрать вид деятельности, наиболее соот ветствующей его возможностям и склонностям. Это, безусловно, влияет на формирование положи тельной профессиональной мотивации, удовлетво ренности трудом и, как следствие, на удовлетво ренность жизнью в целом.

Проблеме способностей посвящено огромное ко личество исследований. Библиография включает ра боты видных отечественных ученых Б. Г. Игнатьева, А. Н. Леонтьева, В. М. Мясищева, К. К. Платонова и др. Наиболее отчетливо определение способно стей, их основных признаков и факторов развития сформулировано Б. М. Тепловым в его известной ра

боте «Способности и одаренность». Теплов выделя ет 3 основных признака способностей как индиви дуально психологических особенностей человека: во первых, они отличают одного человека от друго го, во вторых, они имеют отношение к успешности выполнения какой либо деятельности или многих видов деятельности, в третьих, они не сводятся к на личным знаниям, умениям, навыкам, но могут объяс нить легкость и быстроту их приобретения.

Природные, врожденные факторы в формиро вании способностей рассматриваются отечествен ными психологами как анатомо физиологические задатки, лежащие в основе формирования способ ностей. Сами же способности - всегда результат развития в конкретной деятельности. С. Л. Рубин штейн пишет: «Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатка ми и способностями еще очень большая дистанция; между одними и другими - весь путь развития личности».

Принято выделять общие и специальные спо собности. Общие способности обеспечивают овла дение разными видами знаний и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности. В отличие от общих специальные способности рас сматриваются в отношении к отдельным, специаль ным областям деятельности.

МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ»

Методика предназначена для исследования спо

собности классификации и анализу. Обследуемым предлагается бланк с 17 рядами слов. В каждом ря

ду 4 слова объединены общим родовым понятием,

а пятое к нему не относится. За 3 минуты обследуе

мые должны найти эти слова и вычеркнуть их.

Тестовое задание

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный,

3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торо

4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.

5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возму

щаться, понимать.

6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.

10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, на падение.

11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.

13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

15. Секунда, час, год, вечер, неделя.

16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отваж

1. Василий, Федор, Семен, Иванов , Петр.

2. Дряхлый, маленький , старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно , торо

4. Лист, почва, кора, чешуя , сук.

5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возму щаться, понимать.

6. Темный, светлый, голубой , яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка , берлога.

8. Неудача, волнение , поражение, провал, крах.

9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие , неудача.

10. Грабеж, кража, землетрясение , поджог, на падение.

11. Молоко, сыр, сметана, сало , простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый , высокий, длин

13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

15. Секунда, час, год, вечер , неделя.

16. Смелый, храбрый, решительный, злой , отваж

17. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер,

чернила.

Выделены правильные ответы.

Оценка выставляется по 9 балльной системе с помощью следующей таблицы:

Таблица 51

Количество

правильных

МЕТОДИКА «КОМБИНАТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ»

Назначение: методика предназначена для оцен

ки логического мышления.

Суть методики заключается в том, что обследуе

мые должны найти для каждого цифрового шифра

соответствующие буквенные комбинации и из них

составить 16 четырехбуквенных слов. Время -

Методические указания: объяснить испытуе

мым, где они должны написать ответы. При наличии

различных вариантов методики могут быть розданы

по рядам так, чтобы четные ряды выполняли четный

вариант, а нечетные - нечетный.

Часть 2. Темперамент, характер, познавательные процессы

Демонстрационный плакат

НЦ 5345

ГО ОКНО

Составление заключения. Оценка логического

мышления производится по количеству правильно составленных четырехбуквенных слов в соответ ствии с таблицей.

Таблица 52

Кол во пра

вильно соста

вленных слов

Инструкция : «перед вами бланк, на котором

1) ключ к шифру (10 цифр от 0 до 9, каждой из ко торой соответствует по две буквы);

2) 16 шифров (четырехзначные числа).

Вы должны рядом с каждым шифром выписать

соответствующие его цифрам буквенные комбина

ции, составить из них одно четырехбуквенное сло во существительное».

Например . Шифр 5345, соответствующие соче

тания букв: 5 ГО; 3 ВК; 4 НЦ; 5 ГО.

Слово - «ОКНО».

Время работы 5 минут.

Ключ к шифру

ОБРАЗЕЦ БЛАНКА

Ф. И. О. _______________________________________ Дата __________________

Глава 5. Психологическая диагностика способностей

МЕТОДИКА «ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЩИХ ПОНЯТИЙ»

Методика предназначена для выявления спо собности к обобщению, анализу и классификации.

Обследуемым предлагается бланк с 20 рядами слов. В каждом из них набор из 5 слов, 2 из которых более всего с ним связаны. Задача обследуемого - найти в каждом ряду по 2 слова, наиболее соответ ствующих обобщающему понятию, и подчеркнуть их. Время на выполнение работы - 3 минуты.

Тестовое задание (правильные ответы подчеркнуты)

1. Сад (растения , садовник , собака, забор, земля).

2. Река (берег , рыба, рыболов, тина, вода ).

3. Город (автомобиль, здание , толпа, улица , вело сипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша , скот, стены ).

5. Куб (углы , чертеж, сторона , камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое , карандаш, делитель ,

7. Кольцо (диаметр , алмаз, проба, округлость , пе

8. Чтение (глава , книга , печать, картина, слово).

9. Газета (правда, приложение, телеграммы, бу

мага , редактор ).

10. Игра (карты, игроки , штрафы, наказания, правила ).

11. Война (самолеты, пушки, сражения , ружья,

солдаты ).

12. Книга (рисунки , война, бумаги, любовь, текст ).

13. Пение (звон, искусство, голос , аплодисмен

ты, мелодия ).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания

почвы , шум , наводнение).

15. Библиотека (город, книги , лекция, музыка,

читатели ).

16. Лес (лист, яблоня, дерево , охотник, волк ).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязание , победа,

стадион ).

18. Больница (помещение , сад, враг, радио, боль

ные ).

19. Любовь (розы, чувство , человек , город, приро

20. Патриотизм (город, друзья, родина , семья,

человек ).

Оценка выставляется по девятибалльной шкале

с помощью таблицы 53.

Таблица 53

  • Обработка и анализ индивидуальных тестовых результатов
  • Количественный анализ групповых тестовых результатов
  • Назначение: используется для исследования структуры умственных способностей.
    Содержание субтестов:
    1. Дополнение предложений - способность формулировать суждения.
    2. Выбор слова - проверка чувства языка, понимание значения слова.
    3. Аналогии - комбинаторные способности, подвижность и переключаемость мышления.
    4. Обобщение - способность к формированию понятий.
    5. Числовые ряды - теоретическое математическое мышление.
    6. Память - исследование кратковременной памяти, умение работать с формальными признаками и смысловыми признаками, сохраняемыми в памяти.
    7. Фигурки - способность к пространственному воображению, конструктивные способности.
    8. Кубики - способность к объемно–геометрическому анализу.
    Методика предназначена для возрастной категории от 6 до 12 лет. В ее основе лежит тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Адаптированный вариант имеет семь самостоятельных модификаций, используемых для работы с конкретными возрастными группами.
    6-7 лет - до момента поступления в 1-й класс и начало 1-го класса.
    7-8 лет - конец обучения в 1-м классе.
    8-9 лет - 2-й класс.
    9-10 лет - 3-й класс.
    10-11 лет - 4-й класс.
    11-12 лет - 5-й класс.
    9-12 лет - невербальная часть теста.
    Комплексное использование адаптированных методик позволяет получить сведения об уровне интеллекта и его структуре. При использовании всех вариантов теста на протяжении пяти лет можно проследить динамику развития общих умственных способностей.
    Интеллект понимается как субструктура в структуре личности человека, как структурированная целостность умственных способностей человека, которые реализуются в достижениях и дают человеку возможность жить жизнью действующего субъекта. Отдельные способности взаимосвязаны, имеют определенную структуру и их нельзя понимать как изолированные элементы.
    Тест позволяет интерпретировать результаты на трех уровнях:
    1. Общий уровень интеллекта выявлен на основе общего результата, переведенного в стандартный показатель. При интерпретации, однако, необходимо учитывать следующие специфические требования со стороны теста:
    а) тест требует определенной быстроты мышления;
    б) из–за относительной сложности заданий тест меньше годится для тестирования лиц с явно заниженной результативностью; чем дальше их результативность отклоняется от среднего уровня, тем менее надежны полученные результаты;
    в) на тестовые результаты положительно влияет образовательный уровень, результаты школьного обучения; поэтому более адекватно сравнить испытуемых с лицами с одинаковым образованием, чем с лицами одного возраста;
    г) общие достижения в тесте явно зависят от социокультурных условий, т.е. от неспецифического учения.

    2. Интерпретация профилей на базе группы субтестов, близких по факторному признаку. Благодаря субтестовой структуре тест позволяет дифференцированно оценивать уровень развития интеллекта. Отдельные субтесты возможно объединять в следующие группы:
    а) вербальные субтесты, требующие способности обращаться со словами, как с символами (субтесты 1, 2, 3, 4, 6). У лиц с высшей результативностью в этих субтестах можно предполагать превалирование вербального интеллекта, они чаще ориентированы на общественные науки или изучение иностранных языков, интересуются такими видами практической деятельности, в которых могут использовать вербальное мышление;
    б) математический субтест, требующий способности обращаться с математическими символами, с числами;
    в) наглядные субтесты, которые выявляют уровень мышления, основанного на наглядности (наглядно-образное). Высокая результативность в наглядных субтестах (7, 8) указывает на превалирование «конкретного» мышления, на мануально-техническую или иную направленность интеллекта. Кроме того, тест позволяет определить профили на основании результатов по отдельным субтестам. Лучшая результативность в субтестах 1 и 3 указывает на одаренность «скорее практическую», в то время как лучшая результативность в субтестах 2 и 4 говорит об одаренности «скорее теоретической». Однако необходимо учитывать и результаты по остальным субтестам, особенно если опыт в наших условиях не полностью подтверждает точку зрения Амтхауэра (а если и да, то только по отношению к вербальному интеллекту, т.е. к общественно–научной ориентации одаренности). Сравнение результативности по отдельным субтестам указывает на существование фактора ригидности - подвижности мышления в тесте: у лиц, достигших лучших результатов в субтесте 4 по сравнению с субтестами 3 и 7 можно ожидать скорее ригидное мышление, и наоборот, у лиц с высшими результатами в субтестах 3 и 6 можно ожидать большую подвижность мышления.

    3. Интерпретация результативности по отдельным субтестам. На основе достигнутых в отдельных субтестах результатов можно проводить анализ компонентов структуры интеллекта , исходящих из направленности отдельных субтестов:
    1) дополнение предложений: возникновение рассуждений, здравый смысл, акцент на конкретно–практическое чувство реальности;
    2) исключение слова: классификация, чувство языка, индуктивное речевое мышление, точное выражение словесных значений, способность вчувствоваться; включается рецептивный компонент.
    3) аналогии: словесно-логическое мышление, способность комбинировать, подвижность мышления, индуктивное мышление.
    4) обобщение: способность к абстракции, образование понятий; присоединяется умение словесно выражать мысль.
    5) нумерические ряды: индуктивное мышление с числами, больше теоретическое нумерическое мышление; присоединяется ритмический компонент.
    6) мнестическое умение: способность запоминать, удерживать заученные слова, а также выносливость к нагрузке и длительность сосредоточения.
    7) выбор геометрического образца: воображение, богатство представлений, наглядно–образное мышление; присоединяются конструктивные компоненты.
    8) задачи с кубиками - пространственное воображение; могут присоединяться аналитические компоненты.
    Возможно индивидуальное и групповое предъявление теста. Время для решения отдельных субтестов различно, но возможен и вариант, при котором максимальным временным интервалом для каждого субтеста будет служить десятиминутный интервал. Для решения всего теста необходимо (вместе с инструкциями) 90 минут. Для того чтобы сократить время, тест поделен на две части: вербальную и невербальную. Обе части самостоятельны и могут предъявляться как самостоятельно, так и вместе. Учитывая ограниченное время для решения задач, важно, чтобы испытуемые полностью поняли инструкцию и проверили способ решения задач. Инструкция вместе с указанием решения отдельных для каждого субтеста задач, а также задачи для решения приводятся в данном пособии в соответствующих разделах.
    Учитывая сложность теста и ограниченность времени для решения, важно, чтобы были соблюдены все условия для оптимального решения теста, а также чтобы психолог, использующий этот метод, имел опыт работы с тестом.

    Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

    Аналитическое мышление – известные всем виды мышления. Однако, есть и такие, услышать о которых можно не часто. К их числу относится комбинаторное мышление, и в этой статье мы хотим поговорить именно о нем: рассмотрим само понятие, побеседуем на тему актуальности его развития (а о развитии мышления глобально вы можете узнать ) и коротко коснемся комбинаторики – раздела математики, изучающего комбинаторные задачи.

    Что такое комбинаторное мышление

    Комбинаторным мышлением принято называть способность человека к решению комбинаторных задач. Интересен тот факт, что оно представляет собой как бы переходную форму от образного мышления к абстрактно-логическому, а также наоборот, т.к. оно включает в себя самые разные элементы: мотивационные, операционные, содержательные, абстрактно-логические и образные. Это, кстати, служит одной из причин, почему комбинаторное мышление тесно связано с логикой. Также обращаем ваше внимание на то, что данный тип мышления не может формироваться самостоятельно и для его развития необходимо прибегать к специальным педагогическим методикам.

    Суть же комбинаторного мышления состоит в том, что при его активизации мозг человека занят поиском и преобразованием каких-либо одних элементов в другие, придавая им новые формы и комбинации. Вот лишь некоторые особенности этого процесса:

    • Нужные для комбинирования знания являются содержательной стороной комбинаторного процесса;
    • Механизмы, задействованные при комбинировании, включают в себя интеграции всего количества операций и действий, которые осуществляются воображением, восприятием и мышлением;
    • Мотивационная составляющая выражается в необходимости познания человеком новых форм и комбинаций окружающей его действительности, а также в получении нового опыта и обновлении собственных психических образований.

    Ко всему прочему есть еще и разные типы комбинаторного мышления. Всего их три категории:

    • Наглядно-образный и наглядно-действенный типы;
    • Продуктивный и репродуктивный типы;
    • Теоретический и практический типы.

    Обусловлено это разнообразие тем, что рассматриваемый вид мышления относится к самостоятельной форме интеллектуальной активности. В характеристику категорий мы углубляться не будем (при желании вы можете найти интересующую информацию самостоятельно), а лучше расскажем о том, почему комбинаторное мышление нужно развивать.

    О развитии комбинаторного мышления

    Актуальность развития комбинаторного мышления может быть рассмотрена с нескольких сторон, однако каждая из них так или иначе связана непосредственно с логикой:

    • Во-первых, развитие комбинаторного мышления необходимо по той простой причине, что традиционная система образования крайне мало внимания уделяет логическому мышлению. Результатом этого становится то, что, например, в школах ученики совершают множество логических ошибок, а взрослые нередко испытывают проблемы в логической организации информации. Комбинаторное мышление помогает все это устранить.
    • Во-вторых, развитие комбинаторного мышления формирует у человека способность к поиску оптимальных комбинаций компонентов различных ситуаций, причем в совершенно разных сферах деятельности (от общения до ведения бизнеса), позволяет находить многообразие возможных вариантов, которые могут основываться на отдельных элементах ситуаций, а также прогнозировать вероятные последствия таких комбинаций.

    Исходя из этого, переоценить важность развития комбинаторного мышления достаточно сложно, т.к. вместе с ним развивается и логика, и образное восприятие, и способность к поиску причинно-следственных связей, и мышление в целом и т.д. Хотя, если говорить о развитии мышления как такового, и не изобретать велосипед, мы советуем вам пройти наш , а с комбинаторным мышлением разбираться в свободное время по желанию. Но если все-таки вам интересно узнать о нем больше, спешим познакомить вас с комбинаторикой.

    Комбинаторика

    В жизни каждого из нас время от времени бывают такие задачи, решить которые можно несколькими способами. И чтобы сделать это правильно, очень важно учесть все эти способы. Именно по этой причине нужно уметь перебирать все возможные варианты и устанавливать их количество. Как раз такие задачи и носят название комбинаторных, а их изучением занимается конкретный раздел математики – комбинаторика.

    Заметим, что подобного рода задачи волновали людей с древнейших времен. Так, еще в Древнем Китае люди составляли магические квадраты, где конкретные числа по всем совпадениям всегда давали одну и ту же сумму. А древние греки занимались подсчетом числа комбинаций слов разной длины в стихотворных размерах, изучали теорию фигурных чисел, а также исследовали фигуры, которые могут получиться из элементов специальным способом разрезанного квадрата и т.д. Позже комбинаторные задачи стали появляться и в области игр, таких как кости, карты, домино, шахматы, шашки и т.п.

    Сама комбинаторика возникла в 17 веке и изначально рассматривала комбинаторные задачи, касающиеся азартных игр. По мере их изучения вырабатывались общие методы решения задач и определялись формулы, позволяющие подсчитывать число комбинаций. Также появление комбинаторики тесно связано с теорией вероятности, для решения задач которой изначально было необходимо уметь вести подсчет количества различных комбинаций, подчиненных конкретным условиям. В 18 веке такие задачи изучались Г. Галилеем, Н. Тартальей, Д. Кардано, а позже – математиками П. Фермой, Б. Паскалем и другими. Множество достижений в представленной области принадлежит также Л. Эйлеру. Задачами из области комбинаторики были заинтересованы, кроме всех прочих, математики, составлявшие и разгадывавшие шифры и изучавшие древние письменности.

    Сегодня же комбинаторика применятся с целью решения огромного количества теоретических и практических задач, где речь идет о возможных исходах, в том числе и благоприятных, для конкретных случаев. Применение она нашла и во всех научно-технических областях, включая биологию (посредством нее, например, исследуется состав ДНК и белков), химию, механику и другие области.

    Интересно отметить, что с развитием комбинаторики было обнаружено, что, невзирая на визуальное различие вопросов, которые она изучает, большинство из них обладают одним и тем же математическим содержанием, результатом чего становятся задачи на тему множеств и их подмножеств. Со временем ученые определили ряд базовых видов задач, решение которых позволяет изучить многие комбинаторные проблемы. А одной из важнейших областей комбинаторики является теория перечислений – именно при помощи нее возможно определить количество решений разного рода комбинаторных задач. К слову добавим, что важность комбинаторики обусловлена и тем фактом, что с определением объектов и их расположением в каком-либо вообще порядке людям приходится сталкиваться, пожалуй, во всех сферах деятельности человека.

    И в заключение еще несколько слов о связи комбинаторного мышления и математики.

    Комбинаторное мышление и математика

    Особое место решение задач комбинаторного характера занимает, как уже стало ясно, в математике, причем роль этого навыка становится все серьезнее. Причина же состоит в том, что такие задачи обладают огромным потенциалом для вообще и для обучения решению проблем в обычной каждодневной жизни.

    В начальных курсах математики данные задачи решаются в основном методом подбора, а чтобы сделать этот процесс проще нередко применяются графы и таблицы. Кроме того, включение комбинаторных задач в математические курсы сопряжено также и с тем, что повышается развивающая функция математики, ведь их решение предполагает симбиоз алгоритмического и эвристического стилей мышления. Эвристический элемент здесь нужен, чтобы адекватно воспринять задачу, найти ее решение, составить алгоритм перебора или определения компонентов, а алгоритмический элемент – для грамотного выполнения составленного алгоритма.

    Таким образом, для обучения комбинаторному мышлению требуется не просто задействовать особые педагогические методы, но и обращаться к соответствующим образом подготовленным специалистам.

    Надеемся, эта информация будет для вас полезной, но выводы делать, естественно, вам.

    Цель : оценка продуктивности мыслительной деятельности при решении задач комбинированного типа.

    Оборудование : стимульный материал, ручка, секундомер.

    Инструкция : «Возьмите бланки. Задание выполняется в два этапа. Вначале отыскиваются и записываются необходимые слоги, а затем из слогов складываются слова. Найдите на бланке фигуру под номером 1. Около нее ряд цифр: 9222. В шифре каждой цифре соответствует слог. В верхней клетке соответственно цифре 9 записываем «РУ», в остальных клетках «АМ», соответствующие цифре 2. Выбирая из каждого слога по одной букве в порядке очередности, нужно составить слово, имеющее смысл, из 4-х букв. Оно записывается в горизонтальных прямоугольниках на бланке. На работу отводится 7 минут».

    : подсчитывается количество заданий, которое успел правильно выполнить испытуемый, на основании чего делается вывод о продуктивности мыслительных операций в условиях ограниченного времени. За демонстрационный пример № 1 баллы не начисляются. Уровень продуктивности мыслительной деятельности оценивается по следующей таблице:

    Стимульный материал :

    Методики исследования индивидуально-психологических особенностей

    и рефлексивной (осознанной) саморегуляции мышления

    Методика Лачинса

    Цель : выявить индивидуальную выраженность такого параметра мыслительной деятельности, как ригидность-подвижность (гибкость).

    Оборудование : стимульный материал (бланк с заданиями), ручка.

    Инструкция : Экспериментатор выдает испытуемому бланк с заданиями и оглашает инструкцию: «Вам предстоит решить десять арифметических задач. Решайте их в строгой последовательности, начиная с № 1 и заканчивая № 10. Последовательность решения задач нарушать нельзя. Если Вы не можете решить какую-либо задачу, пропускайте ее и принимайтесь следующую. Свои решения записывайте в виде последовательности арифметических операций, например, 35 – 12 – 2 – 2 = 19. Время решения не ограничивается».

    Обработка и интерпретация : экспериментатор проверяет правильность и рациональность решений испытуемого. При этом под рациональностью понимается экономность решения: чем меньшее количество арифметических действий произвел испытуемый для получения искомого ответа, тем рациональнее его решение. Первые пять задач имеют только одно, относительно нерациональное решение – последовательное (а иногда – многократное) вычитание обоих меньших чисел из большего (например, задача 2: 37 – 24 – 2 – 2 = 9). В результате однотипного нерационального решения задач № 1 – 5 у испытуемого вырабатывается стереотип, придающий мышлению ригидность. Задачи № 6 – 10 могут быть решены подобным стереотипным способом, но имеют и более рациональное решение. Исключение составляет задача № 9, которая может решается единственным рациональным способом: 7 + 5 = 12. Успешность преодоления мыслительного стереотипа при решении задач № 6 – 10 свидетельствует об индивидуальной выраженности гибкости мышления испытуемого. Чем больше задач № 6 – 10 испытуемый решил рациональным способом (отличающимся от стереотипного нерационального), тем выше пластичность его мышления. Напротив, если он перенес стереотипный способ на решение большинства задач № 6 – 10 (при этом задача № 9 становится нерешаемой), то его мышление характеризуется ригидностью.

    Стимульный материал :

    Условия задачи Решение задачи
    Даны три сосуда, емкость которых 37, 21 и 3 л. Как отмерить 10 л.?
    Даны три сосуда: 37, 24, 2 л. – как отмерить 9 л.?
    Даны три сосуда: 39, 22, 2 л. – как отмерить 13 л.?
    Даны три сосуда: 38, 25, 2 л. – как отмерить 9 л.?
    Даны три сосуда: 29, 14, 2 л. – как отмерить 11 л.?
    Даны три сосуда: 28, 14, 2 л. – как отмерить 10 л.?
    Даны три сосуда: 27, 13, 3 л. – как отмерить 9 л.?
    Даны три сосуда: 30, 12, 3 л. – как отмерить 15 л.?
    Даны три сосуда: 28, 7, 5 л. – как отмерить 12 л.?
    Даны три сосуда: 26, 10, 3 л. – как отмерить 10 л.?

    Методика диагностики рефлексивности

    Цель : диагностика индивидуального уровня развития рефлексивности как личностного свойства.

    Оборудование : стимульный материал (текст опросника), бланк, ручка.

    Инструкция : испытуемому вручается текст опросника с инструкцией: «Вам предстоит выразить степень своего согласия с утверждениями опросника. В бланке ответов напротив номера вопроса поставьте, пожалуйста, цифру, соответствующую варианту вашего ответа:

    1 – абсолютно неверно;

    2 – неверно;

    3 – скорее неверно;

    4 – не знаю;

    5 – скорее верно;

    6 – верно;

    7 – совершенно верно.

    Не задумывайтесь подолгу над ответами. Помните, что правильных или неправильных ответов в данном случае быть не может».

    Стимульный материал : текст опросника:

    1. Прочитав хорошую книгу, я всегда потом долго думаю о ней; хочется ее с кем-нибудь обсудить.

    2. Когда меня вдруг неожиданно о чем-то спросят, я могу ответить первое, что пришло в голову.

    3. Прежде чем снять трубку телефона, чтобы позвонить по делу, я обычно мысленно планирую предстоящий разговор.

    4. Совершив какой-то промах, я долго потом не могут отвлечься от мыслей о нем.

    5. Когда я размышляю над чем-то или беседую с другим человеком, мне бывает интересно вдруг вспомнить, что послужило началом цепочки мыслей.

    6. Приступая к трудному заданию, я стараюсь не думать о предстоящих трудностях.

    7. Главное для меня – представить конечную цель своей деятельности, а детали имеют второстепенное значение.

    8. Бывает, что я не могу понять, почему кто-либо недоволен мною.

    9. Я часто ставлю себя на место другого человека.

    10. Для меня важно в деталях представлять себе ход предстоящей работы.

    11. Мне было бы трудно написать серьезное письмо, если бы я заранее не составил план.

    12. Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами своих неудач.

    13. Я довольно легко принимаю решение относительно дорогой покупки.

    14. Как правило, что-то задумав, я прокручиваю в голове свои замыслы, уточняя детали, рассматривая все варианты.

    15. Я беспокоюсь о своем будущем.

    16. Думаю, что во множестве ситуаций надо действовать быстро, руководствуясь первой пришедшей в голову мыслью.

    17. Порой я принимаю необдуманные решения.

    18. Закончив разговор, я, бывает, продолжаю вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения.

    19. Если происходит конфликт, то, размышляя над тем, кто в нем виноват, я в первую очередь начинаю с себя.

    20. Прежде чем принять решение, я всегда стараюсь всё тщательно обдумать и взвесить.

    21. У меня бывают конфликты от того, что я порой не могу предугадать, какого поведения ожидают от меня окружающие.

    22. Бывает, что, обдумывая разговор с другим человеком, я как бы мысленно веду с ним диалог.

    23. Я стараюсь не задумываться над тем, какие мысли и чувства вызывают в других людях мои слова и поступки.

    24. Прежде чем сделать замечание другому человеку, я обязательно подумаю, какими словами это лучше сделать, чтобы его не обидеть.

    25. Решая трудную задачу, я думаю над ней даже тогда, когда занимаюсь другими делами.

    26. Если я с кем-то ссорюсь, то в большинстве случаев не считаю себя виноватым.

    27. Редко бывает так, что я жалею о сказанном.

    Испытуемый должен регистрировать свои ответы в бланке следующей формы:

    Вариант ответа Вариант ответа Вариант ответа

    Обработка и интерпретация результатов : из 27-и утверждений 15 являются прямыми (номера вопросов: 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 14, 15, 18, 19, 20, 22, 24, 25); остальные 12 – обратными утверждениями (в бланке они затенены). При обработке результатов для получения итогового балла суммируются в прямых вопросах цифры, соответствующие ответам испытуемых, а в обратных – значения, замененные теми, что получаются при инверсии шкалы ответов:

    Сырые суммарные тестовые баллы перекодируются в стандартный балл (стен) по следующей таблице:

    Итоговый балл указывает на индивидуальную меру выраженности у испытуемого свойства рефлексивности. По шкале стенов высокий уровень рефлексивности соответствует диапазону 7 баллов и выше; средний уровень – от 4 до 7 баллов; низкий уровень – менее 4 баллов. Рефлексивность как психическое свойство личности проявляется в устойчивой склонности испытуемого к осознанию процесса и результатов своей деятельности (как внешней – практической, так и внутренней – мыслительной). Рефлексивность обусловливает эффективность практической и интеллектуальной деятельности, существенным образом влияет на способность их осознанной произвольной саморегуляции. Высокий балл по данной методике может рассматриваться как косвенный индикатор осознанности, произвольности, критичности, контролируемости мыслительного процесса, его должной опосредованности целями, планами и программами. Низкий балл является косвенным показателем малосознанности, непроизвольности, импульсивности мышления, недостаточной его опосредованности процессами осознанной саморегуляции – целеполаганием, планированием, программированием.


    Похожая информация.