Ибо сочинительный или подчинительный. Конспект урока "Союзы простые и составные

СОЮЗ

Союз – это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения, а также отдельных предложений в тексте. Союзы не изменяются и не являются членами предложения.

По образованию союзы бывают:

1) непроизводные (первообразные), то есть такие, которые не связаны по происхождению с другими частями речи: а, но, или, да и ;

2) производные (непервообразные), образованные:

Соединением непроизводных союзов: как будто ,

Соединением указательного слова из главной части и простого союза: для того чтобы,

Соединением союза со словом с обобщённым значением: до тех пор, в то время как,

Исторически от других частей речи: пока, хотя, чтобы.

По строению различают союзы:

1) простые, состоящие из одного слова: а, ибо , чтобы ;

2) составные, состоящие из нескольких компонентов: так как, в то время как .

По употреблению союзы делятся на:

1) одиночные (неповторяющиеся): но, же, однако, зато;

2) повторяющиеся, которые состоят из одинаковых частей (ни...ни, то...то, или...или, либо…либо ).

3) двойные (двукомпонентные) союзы, части которых расположены дистантно с обязательной или не обязательной второй частью: не столько...сколько, не только...но и ; если...то, когда...то, едва...как .

По характеру синтаксических отношений, выражаемых ими, союзы делятся на: 1) сочинительные: и, а, но, даже, зато, однако ;

2) подчинительные: хотя, чтобы, если, потому.

Сочинительные союзы соединяют равноправные компоненты. Они связывают однородные члены предложения, части сложного предложения, предложения в тексте.

Сочинительные союзы в зависимости от передаваемых смыслов объединены в разряды по значению.

Классификация сочинительных союзов по значению

Название

Союзы

Примеры

Соединительные

и, да (=и), тоже, также, ни… ни и др.

1. Сухо трещат кузнечики, и убаюкивает, и волнует этот шёпот-треск (И. Бунин). 2. Пётр встал, я тоже поднялся.

Разделительные

или, либо, то… то, не то… не то и др.

1. Запрягли коня, сбросили на телегу два или три узла, кровать да деревянный топчан – вот и всё хозяйство (В. Распутин). 2. То холодно, то очень жарко, то солнце спрячется, то светит слишком ярко (И. Крылов).

Противительные

а, но, да (=но), однако, зато, же и др.

1. Со всеми буду я смеяться, а плакать не хочу ни с кем (М. Лермонтов). 2. На нас цыкают, прогоняют с холода домой, но мы не уходим (В. Астафьев).

Градационные

не только… но и, не столько… сколько, не то чтобы… а и др.

И.Е. Репин не раз утверждал, что Леонид Андреев не только наружностью, но и характером напоминает ему одного из обаятельнейших русских писателей – Гаршина (К. Чуковский).

Пояснительные

то есть, а именно, или (=то есть) и др.

Он принадлежал к числу молодых людей, которые на всяком экзамене «играли столбняка», то есть не отвечали ни слова на вопросы профессора (И. Тургенев).

Присоединительные

да и, причём, притом и др.

Когда измученные музыканты перестали играть, вызванное музыкою возбуждение исчезло и я почувствовал, что вот-вот упаду, да и упал бы, не случись вовремя остановка на отдых (В. Гаршин).

Подчинительные союзы объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из этих компонентов от другого. Они связывают главным образом части сложного предложения, но могут быть использованы и в простом предложении для связи однородных членов: Книга интересная, хотя немного затянутая . Союзы как , будто, словно, чем связывают однородные и неоднородные члены предложения: Зимой ночь длиннее, чем день; Пруд словно зеркало.

Разряды подчинительных союзов по значению разнообразны.

Классификация подчинительных союзов по значению

Название

Союзы

Примеры

Изъяснительные

что, чтобы, будто и др.

1. Казалось, что на землю сыплются разноцветные лоскутки (Ю. Олеша). 2. Цель моя состояла в том, чтобы побывать на Старой улице (И. Бунин).

Временные

когда, пока, с тех пор как, лишь, едва и др.

1. В морозном воздухе раздался первый удар колокола, когда Макар вошёл в избу (В. Короленко). 2. Так и будет кособениться изба, пока не завалится совсем или не дождётся доброго хозяина (В. Распутин).

Причинные

потому что, оттого что, так как, вследствие того что, благодаря тому что и др.

И теперь трудно было иностранному пришельцу бороться с простою местною дудкой, потому что она явилась слепому мальчику в сопровождении всей родственной украинской природы (В. Короленко).

Целевые

чтобы, для того чтобы, с тем чтобы и др.

1. Тогда, чтобы вознаградить себя за тоскливый день, пассажиры сбились вместе с моряками в кают-компании (И. Бунин). 2. Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин (В. Сухомлинский).

Условные

если, ежели, если… то, ли и др.

Если вы удачно выберете работу и вложите в неё свою душу, то счастье само вас отыщет (К. Ушинский).

Уступительные

несмотря на то что, хотя и др.

1. Некогда было любоваться видом, хотя вид этого заслуживал (Ю. Олеша). 2. Лошадь начинал уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то что он поминутно был по пояс в снегу (А. Пушкин).

Сравнительные

как, словно, будто, как будто, как бы, точно и др.

Пламя появлялось в одну секунду, как будто кто-то пускал в толпу солнечных зайчиков (Ю. Олеша). Сравнительные союзы могут присоединять сравнительный оборот: Гром запрыгал, как мяч , и покатился по ветру (Ю. Олеша).

Следствия

так что

Всё идёт по плану, так что действуйте смело.

Эти примеры подчинительных союзов можно дополнить составными подчинительными союзами, например: в то время как, как будто, лишь только, в связи с тем что, с той целью чтобы и др. (см. выше). Некоторые союзы многозначны и могут быть отнесены к нескольким разрядам, например чтобы (целевой и изъяснительный), когда (временной и условный).

Союз – это служебная часть речи, при помощи которой оформляется связь между частями сложного предложения, между отдельными предложениями в тексте, а также (это относится к некоторым союзам) связь между словоформами в составе простого предложения. Основная функция – связующая, а также квалифицирующая, то есть обозначает отношения между соединяемыми предложениями или их членами (с разной степенью конкретизации).

При помощи большинства союзов различается синтаксический вид связи (сочинительная или подчинительная). Грамматическое значение союза как части речи сближает его с предлогами и частицами, а также с вводными (модальными) словами.

Как и предлоги, союзы не изменяются. Однако в отличие от предлогов, которые выполняют свою служебную функцию только в сочетании с падежными формами существительного, союзы являются грамматически не связанными с теми словами, которые они соединяют, и не зависят от принадлежности этих слов к той или иной части речи. Союзы лишь помогают выявить и оформить связь между словами в предложении или между отдельными предложениями.

В зависимости от того, какие именно синтаксические отношения выражаются с помощью союза, союзы делятся на: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы могут соединять однородные члены предложения внутри простого предложения, а также самостоятельные предложения.

Подчинительные союзы главным образом помогают выразить всевозможные смысловые отношения между главной и придаточной частями в сложноподчиненном предложении; отношения временные, целевые, сравнения, следственные, причинные и т.п..

Иногда подчинительные союзы употребляются для связи отдельных членов в простом предложении: "В это лето я узнал наново... много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми" (Паст.) – союз хотя и... но соединяет определения и передает сопоставительно-уступительные отношения между ними; "Пруд как зеркало"– союз как соединяет сказуемое с подлежащим, дополняя значение сказуемого оттенком сравнительности. В этой синтаксической функции подчинительные союзы встречаются крайне редко. В основном ее могут выполнять союзы как, чем.

Между сочинительными и подчинительными союзами есть существенное различие. Подчинительные союзы тесно связаны по смыслу с придаточными предложениями и образуют с ними "цельную смысловую массу". Этим свойством союзов обусловлен порядок следования частей в сложном предложении: сочинительные союзы, объединяющие простые предложения, всегда находятся между этими предложениями, в то время как подчинительный союз может стоять в начале сложноподчиненного предложения в случае, если оно начинается с предложения придаточного.

В зависимости от значения сочинительные союзы делятся на следующие группы:

а) соединительные союзы , выражающие отношения перечисления: и, да, и... и, ни... ни, тоже, также.

б) разделительные союзы , выражающие отношения взаимоисключения: или, либо, то... то, не то... не то и др.

в) противительные союзы : а, зато, но, однако и др.

г) градационные союзы : не только... но и, если не... то, не столько... сколько, как... так и и др.: "Но не столько страшен палач, сколько неестественное освещение... происходящее от какой-то тучи, которая кипит и наваливается на землю, как это бывает только во время мировых катастроф " (М.Булг.); эта группа союзов указывает на то, что один из соединяемых членов (как правило, второй), является более значимым, более существенным;

д) присоединительные союзы : и, да и, да и то, или и др., присоединяющие предложения или отдельные члены предложения, которые дополняют, развивают ранее высказанную мысль: "Что сталось с старухой и с бедным слепым,– не знаю. Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру " (Л.).

Подчинительные союзы (по значению):

а) временные : когда, пока, покуда, доколь, когда... то, по мере того, как и др.

б) сравнительные: как, будто, словно, точно и др.

в) целевые : чтобы, дабы, для того, чтобы и др.

г) уступительные: несмотря на то что, хотя и др.

д) условия: если, если... то, когда... то.

е) изъяснительные : что, будто, чтобы, как бы не и држ) причинные: потому что, так как, ибо и др.

з) следствия; так что, до того, что, вследствие чего.

От подчинительных союзов следует отличать союзные слова – относительные местоимения и местоименные наречия: где, который, кто, что, куда, откуда и т.д. Союзные слова выполняют ту же синтаксическую функцию, что и союзы (присоединяют придаточное предложение к главному), но являются знаменательными словами, выступающими в придаточном предложении в качестве одного из его членов. Ср.: "Такими же знаками ему ответили, что от частных людей заказов не берут" (Паст.) – изъяснительный союз что присоединяет придаточное предложение к главному. – "Одна из мастериц изобразила на лице недоумение и в знак досады выставила ладошку лодочкой вперед, глазами спрашивала, что ему, собственно, нужно" (Паст.) – относительное местоимение что является подлежащим в придаточном изъяснительном.

Как и предлоги, союзы могут быть однозначными и многозначными . Одно значение имеют, например, союзы: для того..., чтобы; по мере того, как; несмотря на то, что и др . В первую очередь одно значение имеют союзы, представленные несколькими словами. В противоположность этому такие союзы, как и, или, да, как, что и др . являются многозначными. Так, для союза да 4-томный "Словарь русского языка" указывает четыре значения: 1) соединительное: "Степь да степь кругом. Путь далек лежит"; 2) перечислительное, которое реализуется при перечислительном присоединении нескольких однородных членов, а также нескольких предложений: "Мой идеал теперь – хозяйка. Мои желания – покой. Да щей горшок, да сам большой" (П.); 3) присоединительное: "Что за уха! Да как жирна: Как будто янтарем подернулась она" (Крыл.); 4) противительное: "Хотели было даже меня коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем" (Гог.); "И будем все, хоть на день, да испанцы" (Маяк.).

Разряды союзов по строению

С точки зрения строения союзы делятся на простые (– состоящие из одного слова: и, а, но, хотя, словно и др.), и составные (– состоящие из нескольких слов: потому что, так что, по мере того, как и др.) Простые союзы бывают непроизводными : а, но и и производными : хотя – восходит к деепричастию хотя; якобы, чтобы, итак и др. – восходят к застывшему сочетанию служебного слова со знаменательным словом. В настоящее время активно пополняется разряд составных союзов.

Наконец, союзы могут быть одиночными: и, что, как и др., повторяющимися: ни...ни, то...то (с обязательным повторением); двойными, или парными : если…то, когда…то, едва…как (у них вторая часть возможна, но не обязательна); как…так и, настолько...насколько (вторая часть необходима).

В состав простых союзов входят союзы и союзные частицы, неоднородные как по своему формальному строению, так и по семантической специализации и условиям употребления. (а, абы, аж, ан, благо, будто, вроде, дабы, да, даже, едва, ли, либо, словно, хотя, хоть, покуда и др.). Сюда же примыкает группа слов с квалифицирующими лексическими значениями, которые активно вовлекаются в сферу союзных средств, т.е. в предложении выступают как аналоги союзов : вдобавок («кроме того», «к тому же»), ведь, вернее, впрочем, выходит («следовательно»), зато, значит, собственно («именно»), притом, правда, кстати, лишь и др.

Поскольку аналоги союзов, как и сами союзы, являются носителями определенного квалифицирующего значения, при описании соотнесенности союзов с другими ЧР, аналоги не отделяются от союзов.

Составные (=неоднословные) союзы по своему строению представляют нецельнооформленные соединения двух или более элементов, каждый из которых одновременно существует в языке как отдельное слово. В образовании большинства таких – простые многозначные союзы (и, что, чем, как, когда, если). Например, благодаря тому что, все равно что, несмотря на то что, оттого что, потому что, в то время как, как вдруг, с тех пор как, как только, едва только, прежде чем и т.д..

По характеру связи между элементами, составные союзы: (1)синтаксически немотивированные (несинтагматического типа), (2)синтаксически мотивированные (синтагматического типа).

1 – объединены по принципу простого сцепления, нанизывания.

Несинтагматическую структуру имеют союзы, образованные без участия предлога, и т.о. не включающие в свой состав падежной словоформы. (а именно, а не, а не то, а также, едва лишь, если уж, и т.д.)

2 – элементы соединены по образцу существующих в языке сочетаний слов. Основная их масса образована при участии предлога и сохраняет т.о. связь с соответствующими предложно-падежными сочетаниями. Строевой элемент таких союзов – простой союз (как, что, чтобы, если). Примеры: вплоть до того что, перед тем как, без того чтобы не, для того чтобы, подобно тому как, сверх того что и др.

По числу занимаемых в предложении позиций все союзы делятся на одноместные и неодноместные. Одноместный союз располагается между соединяемыми частями текста или позиционно примыкает к одной из них (и, но, зато, тем не менее, когда, лишь только, в случае если, вопреки тому что);

Неодноместный союз располагается т.о., что его компоненты помещены в каждой части соединяемой конструкции (или –или, как – так и, хотя – но, не только – но и, достаточно – чтобы, и др.).

Неодноместные: двухместные и многоместные. Многоместный союз – сцепление нескольких позиционно разобщенных компонентов: и…и…и, да…да…да, ни…ни…ни, либо…либо…либо, и т.д..

Двухместные союзы – соединения двух формально не совпадающих и позиционно разобщенных элементов, в их образовании участвуют, кроме собственных союзных средств, частицы, модальные слова, наречия, а также устойчивые сочетания «мало того что… (еще и)», «не сказать чтобы… (но)», «что касается…(то)». Все эти средства, образуя союзные соединения, являются носителями квалифицирующих или субъективно-оценочных значений.

По синтаксической функции, т. е. в зависимости от того, сочинительные или подчинительные отношения они оформляют, союзы бывают сочинительными и подчинительными.

Сочинительные союзы служат для связи синтаксически равноправных единиц (однородных членов предложения, частей сложносочиненного предложения).

По значению, т.е. по характеру выражаемых ими отношений, сочинительные союзы подразделяются на:

1) соединительные , выражающие отношение перечисления: и, да (в значении и ), и... и, ни... ни, тоже, также: Хутор раскинулся далеко в стороне, и возле причала стояла такая тишина, какая бывает в безлюдных местах только глухою осенью и в самом начале весны ;

2) противительные , выражающие отношения противопоставления, несоответствия, различия: а, но, да, однако, же, зато, а то: Березы все еще горели, но и они осыпались, тихо сквозь сон роняя последние листья, которых много лежало вокруг каждой березы ;

3) разделительные , выражающие отношения взаимоисключения, чередования действий, явлений, признаков: или, либо, ли... ли, то... то, то ли... то ли, не то... не то: Вечерами Тарас Семенович либо читал вслух какую-нибудь книгу, либо рассказывал сказки ;

4) пояснительные , выражающие отношения пояснения: именно, а именно, то есть, или (в значении то есть ), как то и др.: Узнавание себя – это обычно медленный, подчас растягивающийся на десятилетия процесс, связанный и даже в известной мере обусловленный узнаванием других, то есть жизненным опытом, который приходит не скоро ;

5) присоединительные , выражающие отношения присоединения, т. е. служащие для присоединения слов, словосочетаний и предложений, содержащих добавочные замечания, не предусмотренные первоначальным планом высказывания: да и, также, а также, тоже и др. (в присоединительном значении употребляются и другие сочинительные союзы): За чаем дядя приказал мне разобрать мой склад в сенной, а также сходить к дворничихе, чтобы она перечистила посуду, вымыла пол и привела квартиру в порядок .

Подчинительные союзы служат для связи синтаксически неравноправных единиц (главной и придаточной частей сложного предложения, реже – членов простого предложения) и для выражения тех или иных смысловых отношений между ними.

По семантическому признаку подчинительные союзы подразделяются на:

1) временные : когда, как только, лишь только, едва, едва лишь, только, лишь, прежде чем, с тех пор пока, пока, пока не, после того как и др.: Едва отчалили, как из прогнившего днища в разных местах фонтанчиком забила вода ;

2) изъяснительные : что, чтобы, как: Лес был по-прежнему набит людьми, и сколько бы их ни отправлялось под командой в разные стороны, казалось, что они никогда не рассосутся ;


3) причинные : так как, потому что, ибо, вследствие того что, благодаря тому что, ввиду того что, оттого что, в связи с тем что, в силу того что и др.: Я что-то промычал и быстро исчез, потому что в Васькином деле была и моей вины доля ;

4) следствия : так что: Снег выпал в два аршина, так что лошадь тонула в нем ;

5) сравнительные : как, как будто, словно, точно, подобно тому как и др.: Через мгновение мы мчались с такой скоростью, словно в машине был установлен реактивный двигатель ;

6) уступительные : хотя, пускай, пусть, несмотря на то что и др.: Нет, он не думал сейчас о том, чтобы оказаться со своей дивизией там, в самом центре сотрясающего равнины южной России землетрясения, но, хотя его ум был неподатлив к таким мыслям, его сердце чувствовало доносившиеся оттуда торжественные и страшные толчки ;

7) условные : если, ежели, коли, кабы, раз и др.: Коль любить, так без рассудку, коль грозить, так не на шутку, коли спорить, так уж смело ;

8) целевые : чтобы, для того чтобы, затем чтобы и др.: На пиджак Саша приколол значок сельскохозяйственной выставки, чтобы все видели, что он побывал в Москве .

Частицы

В классе частиц объединяются неизменяемые незнаменательные (служебные) слова, которые, во-первых, участвуют в образовании морфологических форм слов и форм предложения с разными значениями ирреальности (побудительности, условности,); во-вторых, выражают самые разнообразные субъективно-модальные характеристики и оценки сообщения или отдельных его частей; в-третьих, участвуют в выражении цели сообщения (вопросительность), а также в выражении утверждения или отрицания; в-четвертых, характеризуют действие или состояние по его протеканию во времени, по полноте или неполноте, результативности или нерезультативности его осуществления. Перечисленные функции частиц группируются, с одной стороны, в функции формообразования, с другой стороны, в функции разнообразных коммуникативных характеристик сообщения. Общим для всех этих функций является то, что во всех случаях в них присутствует значение отношения: или отношения (отнесенности) действия, состояния либо целого сообщения к действительности, или отношения говорящего к сообщаемому, причем оба эти вида отношений очень часто совмещаются в значении одной частицы. Значением частицы как отдельного слова является то отношение, которое выражается ею в предложении.

Характерной чертой многих частиц является то, что по своему строению и функциям они сближаются с наречиями, союзами или междометиями и не всегда могут быть им строго противопоставлены; во многих случаях частицы сближаются также с вводными словами.

Подчинительные сою­зы и союз­ные сло­ва явля­ют­ся свя­зу­ю­щим зве­ном меж­ду глав­ным и зави­си­мым пред­ло­же­ни­ем в слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии (СПП). Приведем спи­сок союз­ных слов и под­чи­ни­тель­ных сою­зов в зави­си­мо­сти от того, какую по смыс­лу при­да­точ­ную часть они при­со­еди­ня­ют.

Подчинительные союзы

В отли­чие от сою­зов, слов слу­жеб­ной части речи, они выпол­ня­ют роль сою­за и в то же вре­мя оста­ют­ся пол­но­прав­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния.

Меня спро­си­ли, кто я такой, спер­ва по-португальски, потом по-испански, потом по-французски, но ни одно­го из этих язы­ков я не знал (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

  • (Кто?) я - это под­ле­жа­щее;
  • (что гово­рит­ся обо мне?) кто такой - состав­ное имен­ное ска­зу­е­мое.

Перечислим союз­ные сло­ва - место­име­ния :

  • кто;
  • что;
  • какой;
  • каков;
  • кото­рый;
  • чей;
  • сколь­ко (сколь).

Примеры предложений с союзными словами - местоимениями

Разрешите полю­бо­пыт­ство­вать, кто име­ет честь быть пер­вым? (Артур Конан Дойль. Собака Баскервилей).

Берлиоз тоск­ли­во огля­нул­ся, не пони­мая, что его напу­га­ло (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Бывало барин, какой бы сер­ди­тый ни был, при ней утих­нет и мило­сти­во со мною раз­го­ва­ри­ва­ет (А. С. Пушкин. Повести Белкина).

Ответа не было, кро­ме того обще­го отве­та, кото­рый дает жизнь на все самые слож­ные и нераз­ре­ши­мые вопро­сы (Лев Толстой. Анна Каренина).

Но каков этот срок, не знал и узнать не мог (Анатолий Рыбаков. Дети Арбата).

Неужели он обре­чен на гибель, этот юно­ша с пре­крас­ным силь­ным телом, юно­ша, чей голос зву­чит, как при­зыв гор­на и звон ору­жия? (Джек Лондон. Железная пята).

А вот поди же ты, сколь­ко в ней еще неис­пор­чен­но­го, дет­ско­го (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Но он вошел уже в такой раж, что не заме­чал, сколь тщет­ны его уси­лия (Джек Лондон. Сердца трех).

Союзными сло­ва­ми явля­ют­ся место­имен­ные наре­чия :

  • где;
  • зачем;
  • как;
  • когда;
  • куда;
  • отку­да;
  • отче­го;
  • поче­му;
  • насколь­ко.

Примеры предложений с союзными словами - наречиями

Богатое собра­ние писто­ле­тов было един­ствен­ной рос­ко­шью бед­ной мазан­ки, где он жил (А. С. Пушкин. Повести Белкина).

Догадывались, зачем царь позвал во дво­рец (Алексей Толстой. Пётр Первый).

Неизвестно, как он это делал, но толь­ко нос его зву­чал, как тру­ба (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

А когда он их открыл, уви­дел, что все кон­чи­лось, маре­во рас­тво­ри­лось, клет­ча­тый исчез, а заод­но тупая игла выско­чи­ла из серд­ца (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Он не сооб­ра­жал, куда он шага­ет, широ­ко рас­ки­ды­вая ноги, но ноги пре­крас­но зна­ли, куда нес­ли его (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Двое уже еха­ли впе­ред к месту, отку­да долж­ны были пус­кать (Лев Толстой. Анна Каренина).

Мод выпу­сти­ла его руку, отче­го паль­цы его слег­ка раз­жа­лись и каран­даш выпал (Джек Лондон. Морской волк).

Тут он поте­рял тер­пе­ние и начал роп­тать, поче­му его все­гда застав­ля­ют делать то, что он не хочет (Марк Твен. Приключения Тома Сойера).

Юра пони­мал, насколь­ко он обя­зан дяде общи­ми свой­ства­ми сво­е­го харак­те­ра (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Как отличить союзы от союзных слов

Подчинительные сою­зы не явля­ют­ся чле­на­ми при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния , а слу­жат толь­ко для при­со­еди­не­ния при­да­точ­ных к глав­но­му или дру­го­му при­да­точ­но­му.

Например:

Горько думать, что прой­дет жизнь без горя и без сча­стья, в суе­те днев­ных забот. (И. Бунин.)

Сравним:

Отец дога­ды­вал­ся, что у меня на душе (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

Союзные сло­ва не толь­ко при­креп­ля­ют при­да­точ­ные пред­ло­же­ния к глав­но­му (или дру­го­му при­да­точ­но­му), но и явля­ют­ся чле­на­ми при­да­точ­ных пред­ло­же­ний .

Например:

Осенью пти­цы уле­та­ют в такие края, где все­гда теп­ло.

Не знаю, зачем он это сде­лал.

В дан­ных пред­ло­же­ни­ях союз­ные сло­ва «где» и «зачем» явля­ют­ся обсто­я­тель­ства­ми.

1. Однородными членами предложения являются: а) повторяющиеся для большей выразительности слова; б) слова, отвечающие на один и тот же

вопрос и относящиеся к одному

члену предложения;

в) слова, относящиеся к одному и тому же члену предложения, но отвеча-

ющие на разные вопросы.

2. В каком предложении определения однородные (запятые не проставлены):

а) Купим удобный широкий стол.

б) Купим удобный письменный стол.

3. Найдите предложение с однородными членами:

а) Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.

б) Луна была за тучками, и сугробы казались синими.

в) С утра шел дождь и небо было затянуто тучами.

4. Ставится ли запятая между однородными членами, соединенными союза-

ми, в устойчивых сочетаниях.:

5. Двоеточие при обобщающих словах ставится:

а) если обобщающее слово стоит впереди однородных членов;

б) если обобщающее слово стоит после однородных членов.

6. Найдите предложение, соответствующее схеме: О: О, О, О -…

(запятые не проставлены).

а) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.

б) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкус-

ных блюд.

в) Утро рассеивает все страх усталость волнения.

1. Какими способами соединяются однородные члены предложения:

а) сочинительными союзами и интонацией;

б) подчинительными союзами и интонацией.

2. Найдите противительный союз:

3. К какой группе относится союз или:

а) сочинительный;

б) противительный;

в) разделительный.

4. Найдите в предложениях однородные члены и определите их синтакси-

ческую функцию.

а) Мы обследовали наше новое жилье и нашли здесь много нужных вещей.

б) Розово и зыбко явь отражается в снах.

в) Длинноногая тень от белого, в рыжих пятнах, коротконогого Мурзика.

г) Рядом со Стрелецким стояли Тася и Волошин.

1. подлежащее;

2. сказуемое;

3. определение;

4. дополнение;

5. обстоятельство.

5. Определите, как связаны между собой однородные члены:

а) Эта птица вообще любит озера, реки, болота.

б) Были здесь узкие и острые гоночные суда и широкие мореходные боты.

1. союзная связь;

2. бессоюзная связь.

9. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Работая над рецензией.
А. определите сначала главную мысль текста.
Б. главная мысль определяется не сразу.
В. была дана оценка тексту.
Г. анализируются языковые средства выразительности текста.
10. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
А. Рассказы Грина пьянили, как душистый воздух, который сбивает нас с ног после чада душных городов.
Б. У нас были и есть писатели, которые сумели ввести науку в свои повести и романы как необходимейшее качество прозы.
В. Писателя занимает мечта, которая живет у каждого в сердце, будь он лесоруб, сапожник, охотник или знаменитый ученый.
Г. Помню, я открыл книгу, стоя около киоска, где я её купил.
11. Укажите верную характеристику предложения.
… природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина.
А. сложносочиненное;
Б. сложноподчиненное, состоящее из трех частей;
В. сложноподчиненное, состоящее из четырех частей;
Г. сложное с сочинительной и подчинительной связью.

среди предложений 16-25 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью.(19)Некоторые предсказывают, что вся словесность будет

опираться на гипертекст (20)Аборигены Сети помнят один из первых популярных сайтов - сетевой роман (21)Он начался с одного абзаца, датируемого 1987 годом. (22)С тех пор каждый мог дописывать к нему всё что угодно.

(23)Интернет можно использовать, чтобы обучать импровизации, сочинительству, но к будущему литературы он не имеет никакого отношения. (24)Одно дело - законченная и закреплённая на магнитофонной ленте или ином носителе музыка, и совсем другое – джаз как не загнанная в рамки импровизация (25)Возможно, в будущем ограничений здесь будет меньше. (26)Но в результате всё сведётся к формуле Умберто Эко из эссе «Как написать роман».

А 1. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?

1) позволить

2) косьба

3) безработный

4) метраж.

А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) кОрысть

2) крАлась

3) пОняла

4) (хороших) нОвостей.

А3. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить ГУМАНИТАРНЫЙ?

1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.

2) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.

3) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.

4) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) четырьмястами строчками

2) полощущий белье

3) все директора гимназий

4) более выше

А5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения

Поднявшись на смотровую площадку,

1) можно увидеть весь город.

2) открывается чудесный вид на город.

3) город виден как на ладони.

4) охватывает волнение при виде открывшихся просторов.

А6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Благодаря статьи в газете мы узнали о возобновлении туристского теплоходного маршрута к «Северным островам».

2) Кемь является одним из самых старых городов России, расположенных на Белом море.

3) Все, кто написал рецензию на «отлично», дали глубокий анализ произведения и обосновали свою точку зрения.

4) В рассказе Паустовского «Скрипучие половицы» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора Чайковского.

Прочитайте текст и выполните задания А7-А12.

(1)…(2) Морская мышь на самом деле является весьма симпатичным червем размером в несколько сантиметров. (3) Замечательная особенность этого червя состоит в том, что его тело покрыто своего рода бахромой, состоящей из множества волосков, которые переливаются всеми цветами радуги.(4) Здесь, так же как и в опале, игра цвета определяется дифракцией света на сложной микроструктуре, и, если поместить волоски морской мыши под электронный микроскоп, становится отчетливо видно их ячеистое строение, напоминающее пчелиные соты. (5) Эта структура отличается удивительной упорядоченностью, а линейные размеры ячеек соизмеримы с длинами волн в диапазоне видимого света. (6)… можно с уверенностью утверждать, что в волосках морской мыши имеется двумерная фотонная среда: из потока света, падающего на волосок перпендикулярно, отражается только красная составляющая, если же свет падает наклонно, то волосок отражает (в зависимости от угла) то желтый, то зеленый, то синий цвета, и глазу он предстает поочередно во всех цветах радуги.

А7. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте

1) Интересно, что морская мышь – не единственный носитель фотонных кристаллов в море.

2) В конце XX века ученые обнаружили, что ворсинки их меха являются даже не одномерным, а полноценным двумерным фотонным кристаллом.

3) Большой интерес представляют так называемые морские мыши, обитающие на глубине нескольких километров в пучине южных морей.

4) Если смотреть на волосок морской мыши под прямым углом, то он окажется ярко-красным.

А8. Какое из приведенных ниже слов(сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

1) К счастью

2) Поэтому

3) Потому что

4) Несмотря на это.

А9. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) морская мышь является (предложение 2)

2) тело покрыто бахромой(предложение 3)

3) переливаются (предложение 3)

4) поместить (предложение 4).

А10. Укажите верную характеристику четвертого предложения текста.

1) Сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями.

2) Сложносочиненное

3) Сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями

4) Сложноподчиненное.

А11. Укажите верную морфологическую характеристику слова ПОКРЫТО (предложение 3)

1) причастие

2) наречие

3) прилагательное

4) деепричастие.

А12. Укажите слово, которое имеет значение «быстрая смена пятен света, красок».

1) радуга (предложение 3)

2) игра (предложение 4)

3) диапазон (предложение 5)

4) поток (предложение 6).

А13. В каком слове есть суффикс –Д-?

2) посуда

3) причуда

4) кривда.

А14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

По мнению М.Ю. Лермонтова, ярко одаре(1)ая личность в кругу ничтожеств обрече(2)а на непонимание и одиночество, а если ведет себя соответстве(3)о «нормам» этого общества, то и на постепе(4)ое самоуничтожение.

А15. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) Зап…здалый, предст…вление, ст…рожевой.

2) К…лыхаясь, отгор…диться, оп…лчение.

3) Бл…гоухать, пл…вец, распол…жжение.

4) Г…рячий, прип…сенный, пап…ротник.