Формирование педагогом мотивации к учебе у студентов. Мотивация студентов к учебе влияет на их перспективы

Как найти нужную мотивацию для учебы? Для студентов учебная мотивация – очень важный фактор успеха и настоящего, и будущего. В то время как и прокрастинация – враг всех студентов.

Интересные лайфхаки для мотивации к учебе студенту можно найти на нашем телеграм-канале . Здесь мы расскажем, почему учебная мотивация так важна и что бывает, если ее нет.

Как повысить мотивацию к учебе

Мы можем сказать, что верим в себя и во что бы то ни стало добьёмся успеха. И это будет правдой.

Мотивация ключ к успеху

Мотивация – это побуждение к действию, психофизический процесс, задающий направленность поведения человека.

Мотивация бывает внешняя и внутренняя. Первая нас не очень интересует. А вот поговорить о второй гораздо интереснее.

Правильная мотивация – твой бро

Итак, как мотивировать себя учиться?

  1. Нужно любить свое дело. Лучшая мотивация учиться это любовь и интерес к своей специальности. Насилие над собой – неблагодарная вещь, поэтому прислушивайтесь к себе. Если прирожденный художник будет учиться на бухгалтера, постоянно заставляя и «перешагивая через себя», то, возможно, он и станет неплохим специалистом. Но отсутствие мотивации к учебе, желания развития и удовольствия от своего дела человек не получит никакого.
  2. Верить в то, что все получится. Будьте уверены в себе. Как сказал гитарист известной группы Led Zeppelin Джимми Пейдж: « верить в себя совсем не обязательно, главное верить в то, что ты делаешь» .
  3. Не смотреть на других. В первую очередь старайтесь вырасти над самим собой. Постоянное сравнение себя и своих успехов с успехами других людей может породить такие черные чувства, как зависть и злоба. Или вы можете чрезмерно расслабиться и пренебречь делами. Ценная энергия, необходимая для плодотворной работы, улетучится. Как не потерять или даже вернуть мотивацию к учебе? Мы не говорим отказаться от борьбы и соперничества. Просто в первую очередь соревнуйтесь с самим собой. Михаил Барышников был уверен в следующем: « Я не пытаюсь танцевать лучше других. Я лишь пытаюсь танцевать лучше, чем я сам» .
  4. Не бояться трудностей. Вспомните, ради чего вы работаете, и принимайтесь за дело с новыми силами. Например, Мохаммед Али однажды сказал, что ненавидел рутинные и однообразные тренировки каждый день. Но именно осознание того, что без этих тренировок ему не стать чемпионом, и позволило ему не отлынивать, а в последствие «порхать как бабочка и жалить как пчела». Где найти лучшую мотивацию для учебы, как не в самой учебе?
  5. Работать и учиться в спокойной, «здоровой» обстановке. Изолируйте все раздражители: мобильный телефон, телевизор и прочие гаджеты. Если пропала мотивация к учебе, сконцентрируйтесь на конкретной задаче, не отвлекаясь на постороннее, и вы увидите положительный результат уже очень скоро. При правильном настрое дело пойдет на лад гораздо легче и быстрее.
  6. Почаще выходить из зоны комфорта и не бояться неудач. Ведь поражения – это бесценный опыт, который делает вас сильнее. Это, пожалуй, самое важное в том, как повысить мотивацию к учебе.

Прокрастинация – не твой бро

Злейший враг и антипод мотивации – прокрастинация.


Прокрастинация – склонность к постоянному откладыванию дел на потом. В том числе очень важных и срочных дел.

Приведем еще одну мотивирующую цитату Джорджа Бернарда Шоу.

Сделай так, чтобы получить то, что ты хочешь, иначе тебе придется любить то, что ты имеешь.

Напоследок, предлагаем посмотреть искрометное видео на тему « Мотивация» от Джорджа Карлина. Из него вы узнаете, что делать, если нет мотивации к учебе и где ее взять на весь учебный год.

Дорогие друзья, искренне желаем вам повысить мотивацию к учебе, а также верить в себя! Конечно, постоянный контроль и работа над собой требуют больших усилий. Иногда просто необходимо расслабиться, чтобы не « перегореть» . Если в такой момент вы не успели выполнить учебную работу, вспомните о нас и сервисе студенческой помощи . Zaochnik всегда готов поддержать вас и вашу репутацию в трудную минуту.

В теории мотивация студентов рассматривает стимулирование их деятельности в сравнении с деятельностью других людей. Это процесс воздействия конкретных побуждений, влияющих на самоопределение и продуктивность профессиональной работы. Мотивация студентов влияет на выбор пути в специализации, на эффективность такого выбора, на удовлетворенность результатами и, соответственно, на успешность обучения. Главное здесь - положительное отношение к будущей профессии, то есть интерес к ней.

Проявление мотивации у студентов сильных и слабых

Два основных фактора влияют на эффективность обучения: уровень когнитивной сферы в развитии и мотивационная сфера личности. Проводился ряд исследований, и ученые доказали, что отнюдь не уровень интеллекта отличает сильного студента от слабого. Здесь самую главную роль играет как раз мотивация студентов. Сильные учащиеся постоянно держат эту мотивацию внутри, поскольку им интересно освоить данную профессию на самом высоком уровне, а потому получают и усваивают знания в полном объеме, чтобы знания, умения и навыки были полноценными. А слабым студентам профессиональная мотивация в таком объеме интересной не кажется, она у них только внешняя, главное - стипендию получить. Некоторым из них важно получение одобрения от окружающих. Однако сам процесс учебы у них живого интереса не вызывает и к получению как можно более широких знаний они не стремятся.

Только интерес, то есть положительное отношение к будущей практической деятельности может являться основой мотивации учебной деятельности студентов. Именно интерес к профессии напрямую связан с конечной целью обучения. Если та или иная специальность выбрана осознанно, если учащийся считает ее общественно и личностно значимой, тогда процесс профессиональной подготовки будет продуктивен и эффективен. Обычно первокурсники практически все считают сделанный выбор правильным, но уже к четвертому курсу эйфория снижается. К концу обучения далеко не в полном составе курс удовлетворен собственным выбором.

Однако интерес все равно остается положительным, поскольку мотивация учебной деятельности студентов постоянно подогревается с разных сторон: это и уважаемые преподаватели с интересными лекциями, и коллективные занятия играют огромную роль. Но если уровень преподавания в учебном заведении низок, удовлетворенность может пропасть даже у тех студентов, которые были замотивированы внутренне. Также влияет на охлаждение чувств по отношению к профессии несоответствие представлений юного ума о данной профессии и постепенно появляющиеся реальные знания, которые приносят понимание и иногда коренным образом меняют первоначальное мнение. В этом случае профессиональная мотивация студентов может сильно пострадать.

Негативные факторы

Меняют отношение к профессии и убивают желание обучаться ее секретам в основном три вещи, выявленные в процессе исследования мотивации студентов:

  1. Столкновение с реальностью в вузе, коренным образом отличающаяся от тех представлений, которые молодой человек имел до поступления в вуз.
  2. Низкий уровень подготовки, слабая обучаемость, сопротивляемость организма к напряженному и систематическому труду.
  3. Категорическое неприятие тех или иных специальных дисциплин, а потому стремление сменить специальность, хотя сам процесс обучения у студента может и не вызывать отторжения.

Обычно выделяют два источника активности в мотивации студентов вуза - внешний и внутренний. Внутренний источник - это социальные и познавательные потребности, интересы, установки, стереотипы, эталоны, влияющие на успешность самосовершенствования личности, на ее самореализацию, самоутверждение в любых видах деятельности. В этих случаях движущая сила активности - стремление к идеальному образцу собственного "Я" и ощущение несоответствия с реальным "Я". Внешними источниками учебной мотивации студентов, их личностной активности служат обстоятельства, в которых проходит жизнь и деятельность конкретного человека. Сюда нужно включать и требования, и набор возможностей, и ожидания.

Суть требований - соблюдение норм поведения, деятельности и общения в социуме. Ожидание можно трактовать как мотивацию студентов к обучению относительно отношения общества к образованию, поскольку это является нормой поведения, и студент должен принять это как данность, что поможет ему в преодолении трудностей в учебном процессе. А возможности создаются объективными условиями, которые необходимы для того, чтобы учебная деятельность продвигалась широко и мощно. Здесь движущая сила - стремление к тем общественным требованиям, которым реальный уровень знаний студента пока не соответствует.

Классификация мотивов

Для изучения мотивации студентов создано множество классификаций, где мотивы разнесены по значимости или по признакам однородности по соответствующим группам. Например: мотивы социальные, когда появляются осознание и принятие значимости обучения, потребности к развитию миропонимания и становлению мировоззрения. Это могут быть познавательные мотивы: интерес и стремление к получению знаний, когда учебный процесс приносит удовлетворение. И, конечно же, личностные мотивы играют важнейшую роль: авторитетная позиция на курсе, персонализация, самоуважение и даже честолюбие - все идет в ход.

Методики мотивации студентов направлены на учебный процесс, и потому первые два вида используются практически всегда, личные мотивы в этих случаях учитываются редко. А напрасно, потому что это явно приблизило бы результат, поскольку оценка преподавателя и реакция окружающих очень этому помогает. Успеваемость студентов значительно повышается, если в расчет берется все - результат настолько же важен, насколько важен процесс. Познавательная и социальная мотивации способствуют подготовке студентов с профессиональной стороны, они эффективно формируют навыки, шлифуют умения, а знания углубляют. Однако методики мотивации студентов должны брать во внимание и личностные мотивы.

Другой подход к классификации мотивов

Очень хорошо отвечает поставленной задаче классификация Д. Якобсона, где отдельно представлены мотивы, связанные с ситуациями вне учебной деятельности. Это мотивация профессионального выбора узкосоциальная (отрицательная): идентификация с родителями или другими уважаемыми людьми из окружения, когда выбор обусловлен тем, что студент не хотел потерпеть неудачу, а также брать на себя ответственность за самостоятельное решение, иногда ему диктовало выбор обычное чувство долга. И формирование мотиваций студентов в этом ключе представлено очень широко.

Сюда же относится мотивация общесоциальная: если студент ответственный, он стремится к успешной учебе, чтобы впоследствии приносить социуму пользу. Другая ипостась - мотивация прагматическая, когда к деятельности побуждает престиж профессии, возможность социального роста и материальные блага, которые профессия в будущем принесет. Развитие мотивации студентов к учебной работе тоже включает в себя разные побуждения:

  • Это мотивация познавательная, если студент стремится к получению образования, охотно впитывает в себя новые знания, овладевает умениями и навыками.
  • Мотивация профессиональная обусловлена интересом к будущей профессии, к ее содержанию. Тогда появляется творческий подход, и возможности увеличиваются, потому что есть уверенность в наличии собственных способностей, которые обязательны в данной профессии.
  • Очень сильны в повышении мотивации студентов и мотивы личностного роста, когда в основе обучения лежит желание самосовершенствования и саморазвития.

Для подготовки к будущей профессии важнее всех мотивы, связанные с учебой, и общесоциальная мотивация, а прагматическая и узкосоциальная чаще всего оказывают отрицательное влияние на учебу.

Для педагогов

В методике учебной мотивации студентов используется и классификация, выполненная Б. Б. Айсмонтансом, которая относится к деятельности преподавателей, направленной на данные проблемы. Превалируют в работе учителя мотивы долженствования, на втором месте - заинтересованность и увлеченность дисциплиной, которую они преподают. И, наконец, общение со студентами - это тоже должно входить в обязательный режим преподавательской работы, чтобы диагностика мотивации студентов была постоянно под контролем.

Учебная мотивация - структура сложная, включающая в себя и внутреннюю, и внешнюю, ее характеризуют устойчивость связей непосредственно учебной деятельности и уровня интеллектуального развития. Успехи в учебе зависят не только от способностей студента, которые он получил от природы, но в большей степени - от мотивации. Нужно признать, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны.

Сегодняшние проблемы

Сложившаяся современная ситуация обострила до предела проблему качественной подготовки специалистов. Она является проблемой первостепенного внимания среди всех остальных на сегодняшний день. Нужно развивать познавательную активность и творческие способности студентов, что делать очень сложно, поскольку слишком много скопилось неприятных моментов в этом самом узком месте педагогики. Профессиональная мотивация - движущий фактор развития личности, поскольку без формирования ее на самом высоком уровне невозможно эффективно развивать страну, в том числе и ее экономику. А высоких профессионалов год от года становится все меньше буквально во всех отраслях народного хозяйства.

Проблема из самых актуальных, поскольку мотивационная сфера в развитии специалиста определяет не только его внутреннее и внешнее состояние, но и подход к выполнению своего долга перед обществом. Мотивация студентов играет важнейшую роль в организации учебного процесса, это одна из сложнейших педагогических задач, решаемая по разным причинам все более медленно или не решаемая вовсе. Управлять мотивационными процессами преподавателям сложно именно потому, что престиж педагогической деятельности в последние десятилетия находится на исключительно низком уровне. Приходится создавать некие условия для того, чтобы студент развивал внутренние мотивы, каким-то образом этот процесс стимулировать.

Нельзя во всем винить тот огромный объем информации, который обрушивается на молодые и не до конца окрепшие умы, виновата, скорее, социальная политика государства, особенно в образовательной сфере. Хотя, конечно, медиа-социальные сети, например, всерьез мешают мотивировать студентов к учебному процессу, к систематической работе, к поиску серьезной информации. Интернет - огромный мир, где можно получить объемные знания на любую научную тему, однако студенты рассматривают картинки с котиками и чудовищно неграмотно пишут комментарии. Идет поиск способов, как мотивировать студентов, чтобы Интернет помогал получать знания, а не отнимал их. Этим и занимаются педагоги, психологи и общество в целом, но нужно признать, что пока не получается.

Проблема активности

Это тоже проблема животрепещущая. Нужны новые формы и методы обучения студентов, чтобы активизировать их отношение к учебной деятельности. Но прежде всего необходимо провести критический анализ существующих. Ведь часто все обучение опирается на то, что студент воспроизводит, запоминая только определенный круг фактического материала: "от сих до сих". Нужна творческая активность, желание заглядывать на десять страниц вперед. Здесь роли преподавателя и студента должны быть качественно пересмотрены. Нужны партнерские отношения, чтобы сделать студента действующим лицом. Иначе педагог не сможет даже диагностировать мотивацию студента или отсутствие ее.

А знать то, что движет студентом, какие мотивы побуждают его к действиям, преподаватель обязан, чтобы разрабатывать и реализовывать эффективную систему методов управления мотивацией во время учебного процесса. Главной задачей является правильная организация деятельности студента, в том числе и неучебной, чтобы максимально способствовать раскрытию внутреннего потенциала личности. Однако структура такой мотивации - и профессиональной, и педагогической - для подготовки специалиста пока не только не изучена, она еще и не выстроена. Стратегия профессионального образования сегодня должна обеспечивать усиление мотивации к профессиональной деятельности, стимулировать творческий потенциал, развивать интеллектуальные, эмоциональные, духовные и волевые качества студентов.

Мотивационная сфера

Изучать учебную мотивацию необходимо, чтобы выявить реальный уровень и возможные перспективы, зоны влияния на развитие студента, которому крайне требуется указать новые цели и обозначить основные потребности, именно тогда и проявятся процессы взаимосвязи между общественным устройством и формированием мировоззренческих категорий личности. Рассматривать необходимо все без исключения этапы развития мотивационных составляющих, поскольку результаты всегда разные, они зависят от многих факторов: мотивов познавательных и социальных, от уровня жизни, от иерархии учебного сообщества, когда непосредственные побуждения подчинены осознанным, произвольным их формам.

Побуждения должны гармонично согласоваться между собой, быть стабильными, устойчивыми и обязательно положительно окрашенными, ориентироваться на длительные перспективы по времени, быть действенными и реально влиять на поведение. Именно тогда и получится зрелая форма профессиональной мотивации. В данный момент у большинства студентов-первокурсников внутренняя мотивация преобладает, далее это число снижается, но сохранившие в себе этот внутренний стержень не теряют из вида поставленные цели, несмотря на воздействие многочисленных внешних факторов.

Становление мотивации

Особенности становления мотивации у каждого студента являются индивидуальным процессом, они буквально неповторимы, и здесь задача педагога - найти некий общий подход, выявить все сложные и даже противоречивые пути профессиональной мотивации, чтобы направлять ее ход. Прежде всего необходимо развивать познавательный интерес, поскольку без такого плана активности ничего достичь невозможно. Потому в обучении лучшим подходом является систематический мониторинг возбуждения, развития и укрепления познавательного интереса. Это основа мотивации, действующая мощно и как средство воспитания студента, и как средство повышения качества обучения.

Конкретные рекомендации разрабатываются, доводятся до учебных заведений и реализуются. Во главе угла стоят совершенствование самостоятельной работы. Очень многое зависит от самого преподавателя, от силы его обучающего воздействия. Повышают познавательную активность и содержание материала, который предстоит усвоить (и здесь как нигде необходима учебная мотивация), вдохновляет и сам процесс работы с новым материалом, где можно вводить в действие резервы качеств личности как студента, так и преподавателя.

Формирование личности

Мотивация студентов к обучению - это преследование целей и опора на ценности профессионального образования, перспектива удовлетворения потребностей личности, социума и государства. Именно это и предопределяет все текущие изменения в образовательном процессе, в том числе и в мотивационной сфере. Личность студента за время обучения должна стать высокомотивированной, чтобы трудиться и жить в постоянно изменяющихся условиях экономических и социальных.

Однако все сложнее становится исследовать специфику этой сферы, структура ее стремительно усложняется, и это не способствует хорошему освоению профессии в целом. Приоритетными становятся интересы личности, а не коллектива, становление эрудиции и компетентности, а не чувства долга и чести. Нужно повышать общую культуру и развивать творческое начало. Студент должен быть активным субъектом в социуме.

Уровень профессиональной мотивации показывает включенность студентов в учебный процесс, именно это и показывает, что они удовлетворены выбором профессии. Изучать состояние познавательного интереса нужно постоянно, на всех этапах развития личности, сообразуя полученные сведения с социальными мотивами, с иерархической мотивационной сферой. По согласованности и гармоничном сосуществовании разнообразных мотивов, стабильности и устойчивости появившегося эффекта, действенности мотивации можно сделать заключение о том, насколько высок уровень познавательной активности.

16.05.13

Все больше и больше взрослых людей, стремясь найти себе лучшую работу, садятся за виртуальные парты. Но окончательно вопрос «Как мотивировать взрослых учиться?» не закрыт. На пути у взрослых людей к учебе стоит немало препятствий. Попробуем их преодолеть.

Голова у взрослого человека набита разными мыслями гораздо плотнее, чем у ребенка. Он, может, и хотел бы выполнить задание онлайн-курса, да просто замотался. Кроме того, люди в возрасте не так явно ощущают плоды своих учебных усилий, как молодые студенты. Их учебные привычки тоже давно ушли на задний план или даже совсем забыты. Больше того, часто взрослым студентам не столько интересно учиться, сколько они вынуждены проходить онлайн-курсы, чтобы повысить квалификацию, сохранить рабочее место, устроиться на новую работу или продвинуться по карьерной лестнице. Вот почему взрослых студентов трудно мотивировать на учебу и сделать активными ее участниками.

Хорошо, что у нас есть 17 способов увеличить мотивацию взрослых студентов к учебе. Применим их все!

1. Объединяйте учеников в группы близкого возраста и одинаковой учебной подготовки.

Делайте акцент на практических занятиях. Отлично, если полученные знания можно будет немедленно применить на практике! Студенты в возрасте гораздо вернее предпочитают практические навыки, чем разного рода отвлеченные теории и факты.

2. Будите в онлайн-студентах исследовательскую жилку.

Известно, что у детей особенно развиты любопытство и жажда исследований. Однако и взрослым ученикам тоже приятно иногда побыть детьми и удовлетворить свой познавательный интерес. Дайте им такую возможность. Пусть в их распоряжении будут все виды бесплатных ресурсов: учебные материалы, справки, графики, короткие видео, подкасты и прочее. Идеальная информационная среда вдохновляет на получение знаний.

3. Объедините учащихся с помощью социальной сети.

4. Не ограничивайтесь закадровым голосом.

Добавьте личный контакт. Пусть онлайн-курс ассоциируется у студентов с вашим лицом. Будьте доступны для студентов. Устраивайте дискуссии в прямом эфире, сессии вопросов и ответов, а также приглашайте экспертов, других преподавателей и специалистов.

5. Вводите в онлайн-обучение игровую нотку.

Придумайте игровые упражнения и тематические исследования, которые можно было бы выполнить разными способами. Пусть ваши студенты ищут и находят решения!

6. Юмор – ваше все!

С помощью юмора вы заинтересуете самых незаинтересованных участников. Если студенты знают, что могут услышать на ваших лекциях нечто забавное, они будут слушать их очень внимательно, дабы случайно не пропустить самое интересное. Будьте остроумны – и вы всегда останетесь в выигрыше!

7. Дробите информацию.

Маленькие порции легче переваривать. Пусть онлайн-студентам будет легко усвоить и запомнить информацию.

8. Создайте напряжение!

Не раскрывайте сразу все свои карты. Пусть студенты недоумевают, что произойдет дальше. Если известно, чем кончается книжка, читать ее уже не так интересно.

9. Показывайте учащимся перспективы их карьеры.

Расскажите, как с помощью новых знаний они смогут удовлетворить свои потребности. Пусть они будут лично заинтересованы в получении знаний!

10. Стимулируйте студентов.

Поощряйте их, когда они включают свой мозг. Пусть-ка поломают голову над каким-нибудь интересным заданием.

11. Позвольте студентам учиться на своих ошибках.

Вот какой эксперимент провел один онлайн-преподаватель. Он разделил своих студентов на две группы. Первая группа получала учебный материал в течение 4 лекций. Другая группа тот же самый материал получила в течение одной лекции, причем 3 раза проходила тест на усвоение нового. И что же? Вторая группа усвоила материал на 50% лучше. Мораль – не бойтесь, если первый или даже второй блин будет комом.

12. Позаботьтесь о визуальном эффекте.

Вы ведь в курсе, что 83% информации мы воспринимаем глазами?

13. Наполните свою лекцию эмоциями.

Если в вашем рассказе нет ни искры вдохновения, если материал звучит скучно и плоско – как вы заставите учащихся его воспринять и запомнить? «Пробейте» студентов на эмоции – придумайте противоречивые тезисы, нажмите на воспоминания, включите в свой рассказ истории из реальной жизни.

Иногда сложно приступить к делу, когда вам предстоит выполнить тонны домашней работы. Если разделить задания на небольшие, выполнимые цели, то справиться с работой будет значительно проще. Также важно настроиться и составить план действий. Забудьте про нелюбимый распорядок и начните мыслить творчески. Выберите оптимальный образ действий и приступайте к работе. Так, начинать лучше заблаговременно, чтобы не пытаться все успеть в последнюю минуту, но не нужно слишком ругать себя за промедление.

Шаги

Возьмите на себя ответственность

    Не ругайте себя слишком сильно за привычку откладывать дела. Если вы постоянно медлите или вам трудно начинать работу, то попытки отчитать себя только ухудшат ситуацию. Не пытайтесь обвинять или наказывать себя в качестве мотивации. Подобные поступки лишь утомляют и отвлекают. Будьте великодушны к себе в трудные минуты. Признайте проблему, но помните, что проблемы - это нормально, а вы стремитесь исправиться.

    • Не сравнивайте себя с другими одноклассниками, которые получают хорошие оценки. Каждый из нас учится и работает по-своему, поэтому сосредоточьтесь на своих потребностях и способностях, а также перестаньте думать о чужих успехах.
  1. Отпустите свои переживания и прекратите сопротивляться. Попробуйте метод свободного письма или начните вести дневник, чтобы понять свои переживания из-за учебы или конкретные факторы, которые мешают вам приступить к делу. Выпускайте пар с друзьями и одноклассниками. Выпустите факторы стресса из своей головы и отложите негативные чувства в сторону. Сделайте глубокий вдох и скажите себе - пришло время изменить свой образ мыслей и начать работать.

    • Если хотите выговориться подруге, убедитесь, что она готова слушать, а вы не будете отвлекать ее от учебы.
  2. Расскажите свой план действий близкому человеку. Когда составите план действий, расскажите о нем другу, однокласснику или родственнику. Скажите, что вы хотите кратко проговорить свой план и заранее выявить проблемы или сложности. Попросите человека контролировать вас, временами спрашивать об успехах или проверять, как вы справляетесь с заданиями.

    • Обучение - это очень индивидуальная и уединенная работа, но ответственность перед другими людьми будет мотивировать вас.
    • Договоритесь с одногруппником или соседом по комнате следить за успехами друг друга.
    • Скажите подруге, что вы сможете встретиться, если успеете закончить уроки до определенного времени. Вряд ли вы захотите расстроить подругу и пропустить встречу, поэтому используйте это желание встретиться в качестве мотивации учиться.
  3. Работайте в учебной группе или с репетитором, чтобы иметь обязательства перед людьми. Если работа в группе не мешает вам учиться, то работайте с другом или найдите учебную группу. Важно обсудить предпочтительный стиль обучения и другие аспекты до начала работы, чтобы проверить вашу совместимость. Поставьте ряд совместных целей и определите, как и когда они должны быть достигнуты. Если работа в группе не для вас, то найдите репетитора, с которым можно выполнять домашние задания. Договаривайтесь о занятиях наперед и рассматривайте подобные встречи как сроки выполнения задач.

    Выберите подходящий режим работы

    1. Оцените, какие рабочие привычки чаще позволяют вам достичь успеха. Подумайте, какие именно окружающие условия и навыки позволяют вам успешно запоминать материал и получать хорошие оценки на экзаменах. Вам комфортно работать в тишине и одиночестве или в общественном месте вроде библиотеки или кафе? Оцените, как вам проще запоминать факты: когда вы просматриваете собственные конспекты лекций или же работаете с учебником и анализируете старые контрольные работы? Определите такое сочетание факторов, которое позволит вам максимально позитивно, продуктивно и сосредоточенно работать, чтобы в будущем всегда учиться в подобных условиях.

      • Вспомните свои прошлые попытки учиться, которые принесли хорошие и плохие результаты. Так вам будет проще понять, какие факторы помогают вам или мешают успешно работать.
      • Создайте свою индивидуальную систему, чтобы учеба приносила меньше стресса.
    2. Сосредоточьтесь на долгосрочных целях и пользе обучения. Ежедневная учеба изнуряет, но не нужно зацикливаться на отрицательных аспектах. Настройтесь на позитив - представляйте себе пользу, которую принесет усердный труд. Мысленно представляйте, как вы получаете отличную оценку за контрольную работу, похвалу учителя или гордитесь своим табелем за год. Позвольте этим приятным чувствам наполнить вас изнутри, чтобы изменить свой взгляд на учебу.

      Разделяйте работу на меньшие цели и задачи. Ставьте конкретные цели для каждого занятия по предмету. Разделяйте масштабные цели на меньшие, выполнимые задачи. Определяйте конкретные и достижимые цели, которые можно выполнять по очереди. Таким образом вы будете двигаться вперед, а успешное выполнение каждой цели позволит испытывать чувство удовлетворения в конце каждого занятия.

      • Большой объем работ и бесконечных заданий обескураживает. Вместо мыслей: «Сколько нужно времени, чтобы со всем справиться?» - спросите себя: «Сколько я успею сделать за два часа?»
      • Вместо попытки прочитать всю книгу за один подход задайтесь целью прочитать одну главу или 50 страниц за один раз.
      • При подготовке к контрольной работе сегодня рассмотрите свои конспекты и записи за первую неделю учебы, а завтра сосредоточьтесь на материалах второй недели.
    3. Расположите задачи в порядке от простых к сложным или от меньших к большим. В зависимости от нежелания работать или сложности предметов можно выбрать такой порядок выполнения, при котором снизится уровень стресса и возникнет желание приступить к делу. Попробуйте выполнять задания от самого маленького к самому масштабному, от самого простого к самому сложному или наоборот, чтобы ваши задачи постепенно упрощались. Также можно выполнять задания согласно учебному расписанию.

      • Выбранная логичная система позволит не тратить силы на принятие решений и вам будет проще переключаться между заданиями.
    4. Определяйте крайний срок или окно в расписании для каждого задания. Разделите все задачи на выполнимые цели и попытайтесь интегрировать в свое расписание. Если вам комфортно работать в жестких условиях, то определите время начала и завершения работы над каждым заданием. Для гибкости можно определить крайний срок выполнения каждой задачи и выбирать по масштабности или уровню сложности. В любом случае каждый день планируйте время для занятий.

    Настройтесь и подготовьте рабочее место

      Прогуляйтесь или подвигайтесь, чтобы настроиться на позитивный лад. Избавьтесь от плохого настроения с помощью кратковременной физической активности. Прогуляйтесь по улице 10 минут, чтобы подышать свежим воздухом. Приседайте или танцуйте под любимую песню в спальне.

      Освежитесь и переоденьтесь в удобные вещи. Если вы ощущаете вялость и отсутствие желания учиться, примите холодный душ или умойтесь. Выберите одежду из мягкой ткани, которая приятна к коже. Колючие бирки или тугая резинка на поясе будут отвлекать вас от работы. Одежда должна быть комфортной и вашего размера. Учитывайте температуру в помещении и при необходимости держите под рукой теплые вещи. Если у вас длинные волосы, соберите их в хвост на затылке для хорошего обзора.

      • Вещи не должны ощущаться как пижама, иначе вы начнете засыпать за работой.
    1. Приведите в порядок рабочее место и разложите учебные материалы. Ваш стол в спальне или столик в кафе нужно привести в порядок и убрать лишнее. При необходимости отложите вещи в сторону, чтобы разобраться с ними позже. На свободном столе разложите учебники, конспекты, тетради, ручки, маркеры, бумагу для заметок и другие необходимые материалы.

      • При выборе рабочего места старайтесь избавиться от любых отвлекающих факторов. Садитесь спиной к холодильнику или окну, если они мешают вам сосредоточиться. Работайте за разными столами с подругой, если вы отвлекаете друг друга.
      • Рабочее место должно быть приятным и комфортным, чтобы вы хотели проводить здесь время. Украсьте стены фотографиями, поставьте рядом комнатное растение и возьмите удобное кресло.
    2. Включите компьютер и закройте все ненужные вкладки перед началом работы. При работе на ПК закройте окна или вкладки, которые не относятся к учебе. Подготовьте необходимые документы в формате PDF. Если у вас ноутбук, работайте возле розетки, чтобы аккумулятор не разрядился и не отвлекал вас от учебы.

      Выключите или переведите телефон в беззвучный режим. Во время учебы не нужно отвлекаться на групповые чаты с друзьями или отвечать на звонки родственников. При необходимости следует заранее предупредить всех, что вы собираетесь учиться и будете недоступны. Переведите свой телефон в режим «Не беспокоить» или выключите.

      • Уберите телефон в ящик, чтобы периодически не поглядывать на экран.
    3. Пейте воду и не забывайте подкрепиться. Пейте много воды и возьмите с собой бутылку с водой, чтобы не испытывать жажду. Поставьте рядом с собой блюдо с арахисом, злаковыми батончиками или свежими фруктами, чтобы всегда была возможность успокоить урчащий желудок и пополнить запас сил.

      • Старайтесь не заниматься сразу после плотного обеда, иначе можно расслабиться и заснуть.
      • Не откладывайте ужин в качестве награды, иначе пустой желудок будет отвлекать от работы. Под рукой должны быть полезные закуски, чтобы вы могли перекусить.
      • Не используйте вредную пищу, блюда быстрого приготовления и кондитерские изделия. Такие продукты кратковременно заряжают энергией, которая быстро сходит на нет.
    4. Слушайте приятную музыку. Выбирайте композиции без слов или хорошо знакомые вам песни, чтобы не отвлекаться. Поставьте альбом на повтор или выберите большой список песен, чтобы не тратить время на подбор композиций.

    Приступайте к делу

      Заставьте себя приступить к делу на несколько минут, чтобы унять тревогу. Если вас пугает объем предстоящей работы, то напомните себе: нужно лишь начать и дальше будет проще. Для начала выберите самую простую и незначительную задачу. Например, просмотрите список новых слов в течение пяти минут или испробуйте метод «помидора». Устанавливайте таймер на 25 минут для каждой задачи. Время пройдет быстро, а вы ощутите удовлетворение от выполненной работы.

      • Через пять минут нервные центры мозга, которые бьют тревогу при нежелании начинать работу, придут в состояние покоя.
      • В методе «помидора» каждый промежуток времени продолжительностью 25 минут называется помидором, а между помидорами можно установить таймер еще на пять минут для отдыха.
      • Если 25 минут не хватит, то продолжайте работать после звукового сигнала, ведь ваша цель уже достигнута - вы начали работать.
    1. Создайте персонализированное учебное пособие по каждому предмету. Это полезно в том случае, если учитель не предоставил вам учебное пособие или текущее пособие не подходит под ваш стиль обучения. Создайте такое пособие, которое соответствует вашим потребностям. Используйте обучающие карточки, списки всех необходимых тем или перечни вопросов, которые могут встретиться на экзамене. Работайте с учебником, чтобы составить вопросы для повторения или переформулируйте название каждого параграфа в вопрос.

    2. Используйте мнемонические приемы для запоминания фактов. Мнемонические приемы - это простые словесные подсказки, которые помогают запоминать информацию. Помимо прочего, можно создавать акронимы, чтобы запоминать списки слов или идей, сочинять песенки и стихотворения, чтобы запоминать важные имена и даты из истории или сюжет романа для урока литературы. Идеи для мнемонических приемов можно находить в интернете или придумывать самостоятельно.

      • Например, запомнить цвета радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый) можно по первым буквам фразы: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
      • Используйте шуточные рифмы вроде: «Биссектриса - это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам, а медиана - это обезьяна, которая лазает по сторонам и делит их напополам», чтобы запомнить геометрические определения.
      • Еда - это хорошая награда, но старайтесь не лакомиться большим количеством продуктов с высоким содержанием сахара в самом начале занятия, иначе может резко понизиться уровень сахара в крови. Сладостями лучше подкрепиться в самом конце занятия.
      • Если наградой служит короткий перерыв, то помните, что вам нужно будет продолжить работу. Ограничьте перерыв во времени и не поддавайтесь мыслям вроде: «Еще пару минут, и все».
    • Если вам нужна помощь, то не бойтесь обратиться к учителю или преподавателю! Посещайте факультативные занятия или спросите после урока, когда можно подойти с вопросом. Также не забывайте задавать вопросы на занятиях, чтобы показать свое желание и мотивацию учиться.
    • Здоровый ночной сон позволяет лучше запоминать информацию во время занятий. Старайтесь спать хотя бы 8 часов каждую ночь.
    • Стремитесь делать грамотные записи во время занятий и использовать одну тетрадь для одного предмета. Конспект будет полезен при выполнении домашних заданий и при подготовке к экзаменам.

Учиться прилежно — это большой плюс как для саморазвития, так и для аттестата или диплома. Но бывают моменты, когда наступает ступор и нет ни малейшего желания учиться и вообще что-либо делать. Что делать в такой ситуации? расскажет, как мотивировать себя к учёбе.

У преуспевающих людей есть мотивация. Безупречно справляется с учёбой и работой тот, кто хочет получить знания и понимает, для чего всё это делает

Ни одно действие не происходит без мотива — внешнего или внутреннего. Если тебя в дороге застал дождь, ты торопишься домой. Преподаватель даёт контрольную работу, мотивируя учащихся получить за неё более высокий балл. В таком случае речь идёт о внешней мотивации . Ты волен следовать ей либо игнорировать.

Внутренняя мотивация связана с личными интересами и желаниями. Например, ты учишь биологию не потому, что тебя попросил преподаватель. Т ебе нравится этот предмет , и ты готов в свободное время самостоятельно его изучать. Из наших примеров следует, что мотивация — это все внутренние и внешние факторы, которые влияют на поведение человека.

Психологи выделяют два главных вида мотивации :

— направленная на достижение успеха. Цель — добиться чего-то положительного. Например: «Готовлюсь к экзамену, чтобы сдать его на «отлично».

— направленная на избегание неудачи. Цель — уйти от неприятностей. Скажем: «Готовлюсь к экзамену, чтобы не получить двойку».

Чувствуешь разницу?


Какая мотивация лучше?

Желание достичь успеха полезнее для нас, чем установка избегать неудачи. Ведь когда мы думаем о том, как бы избежать чего-то неприятного, то волей-неволей представляем свою неудачу. А негативные эмоции съедают энергию, которую можно было бы потратить на достижение цели. Такая же схема работает в нашу пользу, если мы делаем установку на успех. Положительные эмоции позволяют быть продуктивнее.

Есть такое понятие, как «подножка самому себе». Некоторые люди склонны сами создавать препятствия на пути к успеху. Человек делает нелепые вещи и списывает неудачу на них. Например: «Я не сдал экзамен, потому что поссорился с преподавателем» или «Я не смог подготовиться к экзамену, потому что вчера весь вечер был в клубе». Это куда меньший удар по самолюбию, чем откровенное признание самому себе: «Я не сдал экзамен, потому что оказался недостаточно способным и трудолюбивым».

Откуда берётся мотивация?

Мотивы напрямую связаны с потребностями человека, которые имеют определённую очерёдность. Это хорошо иллюстрирует «пирамида Маслоу», названная в честь её создателя-психолога.


На нижнем уровне располагаются физиологические потребности, на верши­не — самореализация

Пока не удовлетворены потребности низшего уровня, сложно перейти на следующий. Какой изголодавшийся человек предпочтёт чтение книги вкусному обеду? Или будет предаваться рассуждениям о смысле жизни, не имея тёплого и безопасного жилища? Саморазвитие и удовлетворение познавательных потребностей — это своего рода «психологическая роскошь». И, кстати, чем выше уровень потребностей, побуждающих человека трудиться, тем продуктивнее идёт его работа.

В чём опасность слабой и чрезмерной мотивации?

Если мотивация слишком слабая, человек работает спустя рукава и, как следствие, успеха не достигает. А если мотивация чрезмерная, усилия уже не столько прилагаются к работе, сколько тратятся на переживания из-за неё. Многое зависит и от того, насколько знакома человеку деятельность. Для каждой есть свой оптимальный уровень акти­вации: для простой деятельности он довольно высокий, для сложной — пониже.

Допустим, чтобы подготовиться к устному ответу по физике, нужно выучить формулы и понять суть физических процессов. Если ты считаешь выполнение задания важным для себя и воспринимаешь его как источник стресса, твоя подготовка пойдет более продуктивно, чем при равнодушном отношении. Простая зубрёжка в сочетании с высокой мотивацией только навредит.

Однако этот закон не распространяется на мотивацию, направленную на желание научиться чему-то новому. Невозможно быть «слишком жад­ным до знаний». Чем ненасытнее подобная «жадность», тем эффективнее осваивается новая информация.

Другое дело, если человек настолько увлечён приобретением знаний, что у него не хватает времени и сил на их использование, это к профессиональному успеху вряд ли его приведёт. Нет такой профессии, как «ходячий справочник», да и не нужна она в эпоху информационных технологий.

Как научиться мотивировать себя ?

Чтобы найти мотивацию, нужно понимать себя и управлять эмоциями. и фокусироваться на актуальных задачах.


Главный убийца мотивации — неуверенность в себе. Иногда начинаешь придумывать объяснения, почему ты чего-то до сих пор не добился. Отдай должное тому, что ты уже достиг. Напиши список своих сильных сторон, прошлых и настоящих достижений. Когда ты искренне веришь в то, что заслуживаешь успеха, твой ум будет создавать пути для его достижения.

Второй убийца мотивации — неумение концентрировать внимание . Вспомни, как часто ты фокусируешься на том, что тебе в действительности не нужно, вместо того, чтобы сосредоточиться на конкретной цели. Вполне нормальными, например, являются мысли, . «Я боюсь, что я никуда не поступлю». «Я боюсь, что люди буду считать меня глупым». Страх питает сам себя и крадёт у нас мотивацию. Если у тебя есть страх не поступить в вуз, лучше создай .


Последний кусочек в мотивационной мозаике — . Если мы отчётливо не видим следующий шаг, то начинаем откладывать действия на потом. Сделай список всех своих действий. Первое должно быть несложным и легко выполнимым, а каждое последующее труднее. Решая лёгкие задачи, создаёшь позитивное настроение, отчего появляется желание дойти до конца.

Например, у тебя есть главная задача — поступить в вуз (ты пока не знаешь, на какую специальность и куда). Список твоих действий может выглядеть так:

    Продумать, благодаря каким школьным предметам можно вытянуть аттестат на максимально возможный для тебя балл. И да, не лениться, работать на аттестат.

    Записаться на по нужным тебе предметам, чтобы посмотреть свой начальный уровень подготовки.

    Во время подготовки к ЦТ изучить , чтобы иметь представление по проходным баллам и плану приёма на интересующую тебя специальность.