Что является физиологической основой воли. Физиологические основы внимания и воли

I. ВОЛЯ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА СОЗНАНИЯ.

Воля как характерис­тика сознания и деятельности появилась вместе с возник­новением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно свя­занной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Все действия человека могут быть поделены на две ка­тегории: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчет­ливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого пла­на. Примером непроизвольных действий могут служить по­ступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые мо­гут обеспечить ее достижение, их очередность. Все произ­водимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли че­ловека.

“Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние препятствия при совершении целенаправленных действий и поступков” (В. И. Селиванов).

Но “большая воля - это не только пожелать и добиться , но умение заставить себя отказаться от чего - то, когда это нужно . Воля - это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание и отказ”. (А. С. Макаренко)

Особенностями воли (волевых действий) являются:

1. СОЗНАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ. Специфическая черта воли - способность целенаправленного планомерного воздействияна окружающую действительность и себя самого. Чтобы что-то выполнить, че­ловек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизовать себя на ее достижение.

2. СВЯЗЬ С МЫШЛЕНИЕМ. Сознательная постановка целей, планирование своих действий, преодоление препятствий на пути к их достижению. Достичь чего-то и мобилизовать себя ради этого человек может только в том случае, если он все хорошо обдумал и спланировал.

3. СВЯЗЬ С ДВИЖЕНИЯМИ. Для реализации своих целей человек всегда двигается, изменяет формы активности.

Воля и психические процессы.

Воля - регулирующая сторона сознания, одна из его структурных единиц.

Мышление -целенаправленный, произвольный (наличие цели) .

Внимание, память - установка, воображение (произвольность) - (наличие цели).

Воля и характер.

Слабоволие и слабохарактерность - тождественные понятия.

Воля, будучи тесно связана со всеми психическими процессами, организует психическую деятельность человека, направляет его действия.

II. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЛИ.

Работы Сеченова - Павлова. Произвольные движения имеют условно - рефлекторный характер.

Воля имеет условно-рефлекторную природу. На основе временной нервной связи складываются и закрепляются самые разнообразные ассоциации и их системы, что в свою очередь создает условия целена­правленности поведения. Мозг непрерывно получает сведения о том, как и что выполняется в каждый данный момент. Эти данные немед­ленно включаются в уже выработанную программу действия. Если дей­ствия согласуются с заранее намеченной программой, то никаких из­менений в течение действия не вносится. Если же поступают сведе­ния, не соответствующие созданной в коре мозга программе, то изме­няется либо практическая деятельность, либо предварительная про­грамма.

Рефлекторная природа волевой регуляции поведения предполагает создание в коре мозга очага оптимальной возбудимости, который может быть вызван не только действующим в данный момент раздражителем, но и образуется на основе ранее полученных воздействий. Существую­щий в коре очаг оптимальной возбудимости требует постоянного повышенного внимания к себе и снабжения его энергетическими ресур­сами, которыми и управляет человек, достигая нужных ему целей.

Волевая деятельность связана с определенной уравновешенностью процессов возбуждения-торможения.

Ослабление процесса возбуждения понижает волевую активность человека, приводит к апатии (меланхолии).

Ослабление процесса торможения понижает возможности саморегулирования, сдержанности (холерик) - аффективность в поведении.

В теменной части коры больших по­лушарий расположена область, управляющая двигательной активнос­тью человека. Она связана со всеми участками коры, в том числе с корковыми концами всех анализаторов. Эта связь обеспечивает то, что возбуждение, возникшее в каком-либо участке коры, имеет возмож­ность достигнуть двигательной области и вызвать в ней аналогичный процесс. Информация из анализатора, пришедшая в двигательную об­ласть, служит своеобразным пусковым механизмом двигательной ре­акции. Связь двигательной области коры с другими участками мозга - предпосылка сознательных движений и действий человека.

ПРОИЗВОЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ - целая система различных участков коры. Работы Бернштейна, Орбели, Анохина, Лурия.

Нарушения при травме:

· человек не ощущает собственного движения;

· не чувствует разницу, когда берет в руки карандаш или иголку;

· ориентировка в пространстве (справа - слева).

· более сложное (разрушение условного рефлекса) - у машинистки, музыканта.

· нарушение почерка - двигательные персеверации (циклические повторения, связанные с запаздыванием сигнала о прекращении действия).

ОСОБАЯ РОЛЬ ПРИНАДЛЕЖИТ ЛОБНЫМ ДОЛЯМ.

Таким образом - ФО - различные участки коры больших полушарий, условно-рефлекторная дуга, лобные доли.

III. Теории воли.

Воля, как и вся психика, является функцией мозга, обусловлена закономерностями ВНД; строго детерминирована.

Существуют теории воли - из философии: индетерминизм, механический детерминизм, собственно детерминизм. Это философская концепция по вопросу о месте и роли причинности человеческого поведения - свобода воли .

а) ИНДЕТЕРМИНИЗМ - в природе и обществе нет объективных закономерностей, человек может произвольно изменять действительность. Воля как бы первична, не сводима ни к чему другому, она есть начало и конечный принцип существующего.

Теория “свободы воли” - уходит корнями в древнее учение о душе.

Немецкий философ Шопенгауэр (1788 - 1860) в своем труде “Мир как воля и представление” писал: "Сущность мира - это воля: все существующее представляет собой продукт воли". Он сторонник врожденности воли.

Отсюда исходит бредовая идея “сверхчеловека” Ницше – лежала в основе идеологии фашизма.

б) МЕХАНИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ (безответственность поведения) - отрицает всякую свободу воли. Фатальная причинная обусловленность всякого поступка , действия человека (фатом - судьба, рок; фатальный - навсегда заданный, предопределенный роком, судьбой).

В историческом плане механический детерминизм был учением прогрессивным, т. к. направлен против идеализма.

Но - приходит к признанию первопричины: бога, высшего существа.

Корни этой теории - древняя мифология - представление о господстве рока над людьми, вера в свою судьбу, суеверия, предрассудки.

17 - 18 в. - развитие механики. Идеал для всякой научной схемы - наличие некого часового механизма. Но если есть часы, необходим и часовщик (первопричина, высшее существо, бог).

Человек - как безвольная игрушка природы (бога), однажды заведенная и не способная изменить предначертанный ход событий.

Сторонники данной теории утверждали, что НИКАКОЙ СВОБОДОЙ ВОЛИ человек не обладает, а значит он не отвечает за свое поведение => безответственность поведения.

в) СОБСТВЕННО ДЕТЕРМИНИЗМ. Теория Маркса - Энгельса - Ленина. Положения диалектического материализма о свободе и необходимости, о детерминированности воли и, вместе с тем, ее свободе.

Свобода воли - по Энгельсу - это “не что иное как способность принимать решения со знанием дела , как основанное на познании необходимости господства над нами самими и над внешней природой”, воля является необходимым продуктом исторического развития.

УРОВНИ СВОБОДЫ:

1) Свобода “от”. 2) Свобода “для”. 3) Свобода “во имя”.

1) Свобода “от” – примитивное, упрощенное понимание свободы от всевозможных обязанностей, деятельности и т.п. Таким образом человек делает все, что ему хочется, не взирая на социальные и общечеловеческие законы и правила.

2) Свобода “для” – общения,самосовершенствования, творчества.

3) Свобода “во имя” – блага всего человечества, высших идеалов: мир на земле, ликвидация голода, защита детей и стариков, защита животного мира.

Но рассмотрим само понятие свобода.

1) СВОБОДА - ЭТО НАЛИЧИЕ ВЫБОРА .

Многие боятся свободы, те, кто привыкли жить в условиях несвободы.

2) СВОБОДА - ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

За свободу платим ответственностью. Свободный выбор - ответ за последствия.

Но в реальности у многих существует и СТРАХ СВОБОДЫ. В условиях свободы нужны соответствующие психологические качества.

ЖИТЬ В УСЛОВИЯХ СВОБОДЫ - умение вести дискуссию (а не спорить), т.е. УМЕНИЕ УБЕДИТЬ. Как только человек ощущает себя бессильным (доказать, убедить...) - он становится агрессивным.

Неумение сделать выбор - топтание на месте - приводит к неврозу.

СТИМУЛ ЛИЧНОЙ ВОЛЕВОЙ АКТИВНОСТИ - если не я, то кто же.

Чувство ЗАВИСТИ – тоже несвобода от своих меркантильных желаний и интересов. Здесь срабатывает "закон бумеранга" – желая плохого другому - человек “съедает” собственное здоровье.

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ.

Волевая деятельность человека полностью детерминирована. Но - принцип детерминизма не означает признания неизбежности любого действия, любого поступка. (“Так получилось” - классическое выражение).

Личность действует по принципу не свобода “ОТ”, а свобода “ДЛЯ”, "ВО ИМЯ".

СВОБОДА - ОСОЗНАННАЯ “НЕОБХОДИМОСТЬ”. СВОБОДЕН тот, кто поступает на основании всестороннего учета обстановки, под влиянием нравственных мотивов поведения, но ОТВЕТСТВЕНЕН за свои поступки.


Похожая информация.


ВВЕДЕНИЕ……..………………………………………………………………стр.3
ГЛАВА 1.ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ВОЛЕ И ЕЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАХ…………………………………………….. …..…стр.4


    1. Понятие о воле………………………………………………..…..стр.4

    2. Познание и воля………………………………………………..…стр.5

    3. Физиологические основы волевых действий……………...…стр.6

    4. Общественно – историческая обусловленность воли….. ...…стр.7

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ВОЛЕВОГО ДЕЙСТВИЯ………………..стр.8


    1. Осознание цели …………..…….…………………………………стр.8

    2. Планирование……………………….…………………….. ………стр.9

    3. Исполнение…………………………….……………………………стр.9

ГЛАВА 3. ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ……………………………………………………………………....стр.10


    1. Идейная основа волевых качеств личности………………...стр.10

    2. Целеустремленность………………………………………………стр.10

    3. Решительность……………………………………………….…….стр.10

    4. Настойчивость………………………………………………….…..стр.11

    5. Выдержка, самообладание……………………………………..…стр.12

    6. Мужество и смелость………………………………………….......стр12

    7. Самостоятельность…………………………………………............стр.12

    8. Дисциплинированность……………………………………………стр.13

    9. Формирование волевых качеств личности у подростков…стр.13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…стр.16

Выводы……………………………………………………………………..стр.16

ВВЕДЕНИЕ

Человек как активное существо не только отражает, воспринимает окружающий мир, не только как-то относится к нему, но и реагирует на его влияния, сам воздействует на окружающий мир, преобразовывая его в своих целях в соответствии со своими потребностями. В то же время человек регулирует и контролирует свою деятельность, управляет своим поведением. При этом человек преследует определенные цели, которые он более или менее ясно и четко осознает.

Иногда достижение цели не представляет трудности и не требует особых усилий. Но чаще всего достижение цели связано с преодолением трудностей и препятствий. Насколько человек способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько он умеет управлять своим поведением и выражается воля человека.

Актуальная значимость выбранной мной темы заключается в том, что волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, потребного режима активности, концентрацией этой активности в необходимом направлении.

Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т.е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием.

Цель настоящей статьи - опираясь на существующую научную литературу, проследить формирование волевых качеств личности в подростковом возрасте как переходном этапе во взрослое состояние.

На уровне личности подростка проявление воли находит свое выражение в таких качествах как настойчивость, воздержка, целеустремленность, решительность, мужество, смелость, самостоятельность, дисциплинированность и другие.

Объект исследования : подростки от 11-12 до 14-15 лет.

Задачи реферата :


  1. Дать понятие воли, её физиологических основ;

  2. Рассмотреть преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;

  3. Проанализировать приобретение человеком контроля над своим поведением;

  4. Познакомиться с волевыми качествами личности;

  5. Рассмотреть способы формирования и воспитания у подростков волевых качеств личности;

  6. Проанализировать выполненную работу и сделать выводы;

  7. Предложить практические рекомендации.
Данная статья поможет не только объяснить педагогам психологическое понятие о воле, но и научит формировать основные качества личности подростка. Философской основой излагаемого материала является марксистко – ленинское учение - диалектический и исторический материализм .

Объяснение всех психических процессов и качеств личности основано на диалектическом единстве психического и физиологического (учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова). Реферат показывает как под влиянием целенаправленного воспитания (идейных взглядов, идеалов, убеждений, мировоззрения), обучения и условий жизни у подростка формируются основные волевые качества личности.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ВОЛЕ И ЕЁ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАХ

1.1.Понятие о воле

В жизни мы наблюдаем, как человек работает, учится, отдыхает, занимается любимым делом. Мы наблюдаем, как он стремится к намеченной цели, преодолевая массу преград. Во всем этом проявляется воля человека.

Воля - это психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении внутренних и внешних трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Это - способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.

Еще И.М.Сеченов писал: «Воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением, - это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или другого и часто наперекор даже чувству самосохранения».

На природу воли сложилось два противоположных взгляда - материалистический и идеалистический.

Идеалисты считают волю духовной силой, не связанной ни с деятельностью мозга, ни с окружающей средой . Они утверждают, будто воля есть высший агент нашего сознания, который призван выполнять распорядительные функции. Воля никому и ничему не подчинена. Она свободна. Иными словами, человек делает то, что хочет, как желает, так и поступает. Все зависит от его свободной цели. Подобную трактовку природы воли называют индетерминистической (т.е. необусловленной). По сути своей такое понимание природы воли ведет к её божественному происхождению.

Сторонники материалистического подхода к природе воли подчеркивают закономерную зависимость человека от материальных условий его жизни, от причинно-следственных связей и отношений, в которые он включен. Подход этот носит название детерминистического (т.е. обусловленного) понимания природы воли. В данном подходе имеется два варианта понимания детерминизма воли - механистический и диалектико-материалистический.

Представители механистического детерминизма считают, что человек, его развитие, так же как и любая часть природы, подчинены законам необходимости, существующим в материальном мире. Отсюда они делают вывод об отсутствии у человека свободы воли и в беспомощности его в борьбе с тем, что ему предопределено. В итоге это приводит к фатализму.

Диалектический материализм решает эту проблему иначе. Воля, наравне с другими сторонами психики, имеет материальную основу в виде нервных мозговых процессов. Невозможно отделить волю от материи, мозга. Материалисты утверждают, что человек теснейшим образом связан с окружающей средой. Без надлежащих внешних условий он не может ни поддержать, ни продолжать жизнь.

«Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, - писал Ф.Энгельс, - а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей». И далее: «свобода воли означает, следовательно, не что иное, как способность принимать решения со знанием дела».

Волевое регулирование поведения человека детерминировано условиями, в которых он живет и трудится. В воле проявляется сознательная активность личности, целенаправленная и планомерно действующая.
1.2. Познание и воля

Воля не является изолированным свойством психики человека. Она должна рассматриваться в связи с другими сторонами психики и в первую очередь с познанием . Познание направлено на анализ и синтез, обобщение и абстрагирование полученных из окружающей среды впечатлений, знаний. Эти знания глубоко информируют о том, что окружает нас. Таким образом, воля содержательна. Её содержание заключено в представлениях и понятиях, которыми оперирует мышление, воображение. Вместе с тем воля - своеобразный пусковой и тормозной механизм. Волевое регулирование поведения - это сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели или сдерживание их.

Между мышлением как познанием и волей как сознательным регулированием поведения нет тождества. В жизни можно наблюдать людей, которые развивают бурную деятельность, проявляют завидное упорство в стремлении к цели, но сама эта цель незначительна, мелка. Нередко можно наблюдать и другое. Умный человек принимает совершенно правильные и необходимые решения. Они безупречны по замыслу, но человек не в состоянии напрячься, собраться, сделать более или менее длительное усилие, распорядиться своим поведением, чтобы выполнить решение.

Таким образом, осознать что-либо, понять - не одно и тоже, что действовать.

Воля, по словам И.М.Сеченова, - «деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или другого и часто наперекор даже чувству самосохранения».

Наши переживания - своеобразное отражение внешнего мира, поэтому чувства содержательны, они выполняют роль мотива действий, поступков. Вместе с тем, переживания могут служить сдерживающим средством поведения. Они как бы накладывают «вето» на действия, поступки. Например, чувство совести удерживает подростка от неблаговидного поступка. Чувства должны быть подконтрольны нашей воле. Иногда возникает необходимость действовать наперекор чувствам. Например, подростку страшно прыгать с парашютной вышки, но он подавляет чувство страха, бросается вниз, так как там, на земле стоят его товарищи. Быть трусом в их глазах куда неприятней , чем пережить минутную боязнь. Все это возможно благодаря воле. Именно здесь она выявляет одну из главных своих функций - тормозную .

Оценивая волевую регуляцию, необходимо всегда помнить её направленность, которая может быть коллективистической и индивидуалистической . В первом случае содержанием воли выступают общественно значимые побуждения, то, что отражает интереса и потребности коллектива, общества; во втором - индивидуальные, значимые только для данного человека.
1.3.Физиологические основы волевых действий

Волевые действия, как и вся психическая деятельность человека, являются функцией мозга. Огромное значение для правильного понимания физиологических механизмов волевых действий имеют труды И.П.Павлова.

В коре головного мозга можно различать две основные зоны: чувствующую (сенсорную) и двигательную (моторную) . В задней части коры головного мозга расположены зоны, которые осуществляют непосредственную связь с внешним миром. Эти зоны представляют собой корковые концы анализаторов (зрительные локализованы в затылочной области, слуховые - в височной области) сюда приходят сигналы с соответствующих рецепторов, и здесь происходит первичная обработка этих сигналов, их анализ и синтез. Ближе к передней части коры головного мозга расположены зоны, в которых происходит сложный процесс организации двигательных актов (обеспечение их точности, координации). Соответствующий «приказ» о характере движения направляется в специальные двигательные клетки, от которых нервные пути идут к мышцам.

Произвольные движения, согласно учению И.П.Павлова, происходят на основе образования сложных систем временных нервных связей между двумя зонами - сенсорной и моторной, между клетками - «представительницами как всех внешних влияний, так и всевозможных внутренних процессов организма» и двигательными клетками, которые приводятся в деятельное состояние различными внешними раздражениями и раздражениями, поступающими от внутренних органов. То есть началом движения является действие разнообразных раздражителей. Что же касается сложных волевых движений, то они представляют собой совокупность сложных комбинаций таких рефлексов, следовательно, также имеют условно-рефлекторный характер, также обусловлены внешними воздействиями.

Большую роль в организации волевых действий играет вторая сигнальная система , выполняющая регулирующую функцию. Волевые действия возникают на основе речевых сигналов. Слово не только является «пусковым сигналом» для волевого действия, оно направляет и регулирует протекание волевого акта.

Волевое действие может выражаться также в отказе от какого-либо действия. Согласно учению И.П.Павлова, нежелательные движения тормозятся сигналами второй сигнальной системы. Выдержка, самообладание как проявление воли связаны с избирательным торможением ответных двигательных реакций. На основе избирательного торможения у человека вырабатывается способность задерживать действия, что создает барьер для импульсивных реакций. Это выражается в том, что человек не принимает поспешных решений, обдумывает свои действия и поступки.

Таким образом, волевое поведение человека, выражается ли оно в сознательном осуществлении действий или в сознательном торможении их, регулируется через вторую сигнальную систему.
1.4.Общественно-историческая обусловленность воли.

Способность к волевым действиям возникла с переходом наших предков к трудовой деятельности . У животных нет воли. Воля - это специфически человеческая сторона психики , так как животные пассивно приспосабливаются к природе, а для человека характерен труд - сознательная деятельность , направленная на подчинение и изменение природы. Воля человека сформировалась в процессе труда.

Воля людей формировалась и изменялась в зависимости от общественно-исторических условий, в зависимости от условий материальной жизни общества. Характер целей и побуждений человека определяется тем, интересы какого класса он представляет. Направленность воли была различной в различные эпохи и у представителей различных классов.

Морально воспитанная воля, которая высоко ценится в обществе и воспитывается у молодого поколения - это воля, направленная на достижение общественно полезных целей, исходящая из чувства долга, воля, при которой человек умеет гармонически сочетать свои личные, индивидуальные устремления с устремлениями народа.

Только люди с морально воспитанной волей могут совершать подвиги, великие дела.

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ВОЛЕВОГО ДЕЙСТВИЯ

Волевые действия характеризуются наличием цели, а также препятствий, трудностей, наличием своеобразного напряжения, переживаемого в ходе их выполнения.

Принято различать простые и сложные волевые действия. Простые имеют два звена - постановку цели и исполнение . В них одно звено следует за другим тотчас, без промежуточных звеньев. В сложном волевом действии отчетливо обозначены три звена - осознание цели, планирование и исполнение . Рассмотрим сложное волевое действие.
2.1.Осознание цели

Мотивы человеческого поведения многообразны. Ими могут быть материальные потребности - голод, жажда, наличие одежды - и духовные - общение с другими людьми, овладение знаниями.

Зарождающая потребность отражается в сознании человека в виде смутного, неясного влечения. По мере возрастания потребности и осознания её влечение превращается в желание. Желать чего-либо - это значит быть в состоянии выразить какая испытывается нужда и чем можно её удовлетворить.

Желание - это существующее идеально содержание потребности. Желание может оказаться мотивом к действию. Желать - еще не значит действовать. Хотя в желании отражено содержание потребности, в нем нет действенности, активного элемента. Желать человек может многого, но это не значит, что он действует или будет действовать во всех направлениях. Таким образом, желать чего-либо - это прежде всего знать, что побуждает к действию.

Однако нельзя ставить знак равенства между желанием и знанием вообще. Не всякое знание превращается в желание, но всякое желание - это знание. Прежде чем желание превращается в непосредственный мотив поведения, а затем в цель, оно оценивается человеком. Иначе говоря, совершается напряженная умственная работа по отбору и обоснованию желаний.

Столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор, называют борьбой мотивов .

Борьба мотивов, с одной стороны, служит показателем способности человека устанавливать связи, понимать, выбирать желания, обусловленные высшими мотивами, и превращать их в цель . С другой стороны, борьба мотивов показывает способности человека напрягаться , прилагать усилия, способности нести ответственность за последствия, связанные с достижением или недостижением поставленной цели, т.е. проявлять волю . В борьбе мотивов проявляется воля человека. В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности, что окончательно выражается в принятии решения .

Принять решение - это значит отграничить одно желание от других и таким образом создать идеальный образ цели.

После принятия решения ослабевает напряжение, сопровождающее борьбу мотивов. Человек испытывает полное облегчение, если принятое решение полностью соответствует его желаниям, помыслам. Более того, в этом случае он переживает чувство радости и удовольствия.


2.2.Планирование

В сложном волевом действии за принятием решения следует планирование путей достижения поставленной задачи.

При выборе средств, как и при выборе самой цели, возможны трудности, переживаемые в виде напряжения. С одной стороны, трудности возникают из-за того, что некоторые пути и средства достижения цели представляются простыми, но не соответствующими моральным нормам, с другой стороны, иные пути могут быть трудными, требовать огромных затрат энергии, но не противоречат этическим нормам, не затрагивают чести и совести человека. Внутреннее напряжение создается потому, что складывается конфликтная ситуация : человек понимает возможность легкого пути достижения цели и невозможность его принятия. Когда эта конфликтная ситуация разрешается, напряжение спадает.
2.3.Исполнение

Как только намечены пути и средства, человек приступает к практическому осуществлению принятого решения . Он строит свое поведение таким образом, чтобы имеющийся в сознании замысел воплотился в вещи, предмете, движении, трудовом, умственном навыке, поступке. Поведение человека подчинено поставленной задаче к заранее спланированным способам действия. Однако человек не только действует, он контролирует и корректирует свои действия.

Практическое осуществление намеченной цели сопряжено с преодолением препятствий . Их могут создавать предметы, материальные процессы, люди, время, пространство. Могут возникать препятствия личного порядка , такие как, усталость, болезнь, недостаток знаний, навыков.

Внешние и внутренние препятствия порождают напряжение. Конфликтная ситуация разрешается либо последовательным движением к цели, а значит поддержанием волевого усилия, либо отказом от практической деятельности, отказом от волевого усилия, а в конечном счете - от цели.

В.С.Селиванов различает четыре основных типа волевых поступков:

1. Положительные нравственные мотивы реализуются в таких же делах, поступках.

2. Отрицательные в нравственном отношении мотивы порождают и безнравственные поступки.

3. Человек исходит из положительных мотивов, но по различным причинам совершает безнравственные действия.

4. Отрицательные мотивы ради отрицательных целей маскируются внешне положительными действиями.

ГЛАВА 3. ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ И


ИХ ФОРМИРОВАНИЕ
3.1. Идейная основа волевых качеств личности

С детского возраста человек выполняет действия и совершает поступки, регулируемые волей. Жизненная практика закрепляет регулирование действий в виде волевых качеств личности. Эти качества, наряду с другими личностными особенностями, образуют стиль поведения человека . Но отдельный человек не изолирован от других людей. Он член общества, представитель класса, имеющего свою идеологию, мораль, обычаи и традиции. В практической деятельности личность руководствуется индивидуальными потребностями, интересами, а также идеями, моральными нормами, традициями людей, в среде которых живет.

Идеология , выраженная в мировоззрении, мораль и традиции , господствующие в обществе , - это широкая основа, на которой вырастают конкретные действия и поступки человека. Вместе с тем существуют конкретные жизненные обстоятельства у каждого человека: большая или меньшая материальная обеспеченность, определенные взаимоотношения в семье, воспитательные воздействия, природные задатки . Сливаясь с общими условиями в единый поток, эти конкретные условия создают среду для формирования волевых качеств личности . Рассмотрим основные волевые качества личности.
3.2. Целеустремленность

Волевое качество личности, проявляющееся в умении ставить и достигать общественно значимые цели, называется целеустремленностью.

Целеустремленный - это одержимый человек. Он точно знает, за что борется, куда идет. Ясность цели - вот основное достоинство целеустремленного человека.

Борясь за претворение личных целей, целеустремленный человек одновременно борется за достижение целей общественных; решая общественные задачи, осуществляет личные решения.

У некоторых людей целеустремленность принимает индивидуализированное направление. Они тоже ставят ясные цели. Однако содержание их отражает только личные потребности и интересы. Действия развертывающиеся на основе таких целей не имеют или имеют очень малое общественное значение.
3.3.Решительность

Решительность - волевое качество личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели и определении способов её достижения. Особенно ярко решительность проявляется в сложных ситуациях, там где действие связано с некоторым риском.

Своевременность принятия решений есть умение принять решение в нужный момент, тогда, когда этого требуют обстоятельства. Решительный человек - это тот, который всесторонне и глубоко обдумывает цели действия и способы их достижения, понимает важность принимаемого решения, отдает себе отчет в возможных последствиях.

Решительность - качество личности, свидетельствующее о высоком уровне развития воли. Особенно отчетливо проявляется решительность в момент принятия цели, а также при осуществлении принятого решения. Не всем свойственна решительность высокого уровня. Мы встречаем людей, у которых явно не хватает этого качества. Они долго и мучительно думают, как поступить, сомневаются в правильности принимаемого решения, опасаются за последствия самого решения и результата его осуществления.

Раздвоенность мыслей, чувств - характерная особенность нерешительного человека. Это приводит к тому, что человек упускает время, а потом, когда все-таки оказывается перед необходимостью сделать выбор, хватается за первую попавшуюся, может быть, даже за самую худшую цель. Нерешительность проявляется и в том, что человек, не подумав, не взвесив, принимает поспешное решение.

Источники различных видов нерешительности у подростков разнообразны. Ими может быть боязнь ответственности, непредвиденных последствий, потеря веры в свои силы и возможности на основе ряда предыдущих неудач и др. Иногда подобная нерешительность бывает следствием недостаточной опытности.


3.4.Настойчивость

Волевое качество личности, которое проявляется в способности длительное время направлять и контролировать поведение в соответствии с намеченной целью, называется настойчивостью.

Настойчивость предполагает неуклонное движение к цели, невзирая на отдельные неудачи и поражения. При неудачах настойчивый человек не падает духом, а наоборот проникается еще более твердой решимостью добиться намеченного и ищет для этого новые пути и средства. Настойчивость особенно проявляется тогда, когда работа трудна, скучна, тяжела.

От настойчивости следует отличать отрицательное качество воли - упрямство. Настойчивый человек стремится к цели, положительный характер которой ясен, упрямый преследует неразумные цели. Упрямство лишь прикрывает слабоволие, так как упрямый человек не в состоянии перебороть себя, не в состоянии отказаться от действий , ошибочность которых сам понимает.

Упрямство – это проявление каприза избалованного ребенка, выросшего в атмосфере захваливания, обожания, отсутствия требовательности. Нередко, упрямство, особенно у подростков, есть следствие неправильного понимания или этого качества, результат оценки ими упрямства как проявления твердости, непреклонности, самостоятельности. Наконец, упрямство может быть следствием переутомления.

Упрямство - недостаток, от которого необходимо освобождаться.

3.5.Выдержка, самообладание

Выдержка и самообладание - волевое качество личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Это качество предполагает способность воздерживаться от действий, которые осознаются как ненужные или вредные в данных условиях, сохранять хладнокровие даже в сложных и трудных обстоятельствах. Выдержанный человек вынослив и терпелив. Он способен в случае нужды переносить невзгоды и лишения, причиняющие ему физические страдания, сдерживать, когда это надо, свои потребности.

Выдержка - качество личности, в котором выражена и закреплена тормозная функция воли. Примером исключительной выдержки служит поведение героев войны, космонавтов, летчиков.

Выдержка в большей мере необходима и учителю. Спокойный, уверенный в себе учитель, без нужды не повышающий голоса, не теряющийся ни при каких обстоятельствах, умеющий владеть собой, как правило, пользуется большим авторитетом среди учащихся.

невыдержанность, импульсивность. Например, подросток импульсивен, под влиянием порыва может совершить необдуманный поступок, в любой момент готов сорваться с места. Такие дети должны быть предметом особого внимания со стороны учителя, систематическая работа по воспитанию у них выдержки должна быть специальной целью педагога.


3.6.Мужество и смелость

Мужество и смелость - это качества личности, выражающие готовность человека идти к достижению цели, несмотря на опасности для жизни или личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания, лишения. Общее для этих двух качеств - готовность к выполнению опасных действий. Но мужество предполагает наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, хладнокровия даже перед лицом смертельной опасности, уверенности в себе, в правоте своего дела, готовности во имя цели пойти на любые жертвы. Мужество может проявляться в мирной жизни, в труде, в самоотверженной работе.

Противоположным, отрицательным качеством является трусость. Страх за себя и за свою жизнь руководит действиями трусливого человека, который в следствии этого легко может изменить своему долгу.


3.7. Самостоятельность

Волевое качество личности, выраженное в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути её достижения и практически выполнять принятые решения, называется самостоятельностью.

Самостоятельный человек без посторонней помощи вскрывает проблемную ситуацию, исходя из неё, ставит цель. Он не ждет подсказки, указаний от других людей, он активно отстаивает свою точку зрения, свое понимание задачи, цели и пути её реализации. Он уверен в правильности принимаемого решения и энергично борется за его осуществление. У самостоятельного человека сильно развита критическая сторона сознания.

Внушаемость - качество воли, противоположное самостоятельности. Люди, отличающиеся внушаемостью, не могут по собственной инициативе начать и закончить более или менее сложное волевое действие. Они проявляют активность в том случае, если получают указания, распоряжения, совет. Они быстро поддаются влиянию других людей. Иначе говоря, к мыслям, делам других людей внушаемые подходят не критически, тогда как к своим собственным предъявляют чрезмерно повышенные требования.
3.8.Дисциплинированность

Дисциплинированность - это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. Сознательная дисциплина проявляется в том, что человек без принуждения признает для себя обязательным выполнять правила социалистического общества, соблюдает порядок, ведет борьбу за их выполнение другими.

Дисциплинированность не оковы воли. Наоборот, соблюдение правил, выполнение распоряжений развивают волю человека, преодолевают внешние и внутренние препятствия на пути к цели.

Речь идет не о дисциплине, основанной на страхе, а о сознательной дисциплине, когда человек, подчиняясь ей, понимает необходимость этого подчинения. Хорошая дисциплина - вернейший признак воли.

Недисциплинированность , непослушание нередко наблюдается у подростков, особенно у мальчиков. Объясняется это тем, что для них характерен общий подъём жизнедеятельности, высокая степень энергии и активности. У них накапливаются силы, ищущие выхода. Если активность, энергия не находят разумного выхода, это часто ведет к шалостям, озорству непослушанию.
3.9. Формирование волевых качеств личности у подростков

У каждого человека представлены все волевые качества личности, но развиты они неодинаково.

Людей с высоким уровнем развития определенных волевых качеств, справедливо называют людьми сильной воли . Но нередко встречаются люди, у которых развито какое-либо одно качество, остальные же оказываются на более или менее низком уровне. Например, решительный, но ненастойчивый человек принимает хорошо продуманные, правильные, своевременные решения, но не может довести их до конца. Или может быть человек настойчивый, но не выдержанный; решительный, но в то же время внушаемый и т.д.

Есть люди, у которых низок уровень развития всех волевых качеств. Таких людей обычно называют слабовольными.

Волевые качества, подобно другим качествам личности, вырабатываются в деятельности. Здесь имеются в виду не искусственные упражнения, а тренировка волевых усилий в процессе выполнения повседневных обязанностей.

Подростковый возраст (от11-12 до 14-15 лет) является переходным главным образом в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания. В социальном плане подростковая фаза - это продолжение первичной социализации. Все подростки этого возраста - школьники, они находятся на иждивении родителей, их ведущей деятельностью остается учеба. Учебная деятельность , во-первых, требует от подростка умения управлять своей психической деятельностью; делать умственные усилия при решении задач, проявлять усидчивость, внимание, запоминать огромное количество школьного материала, доводить начатую работу до конца. Во-вторых, учебная деятельность требует от подростка умения управлять своим поведением; он должен выполнять то, что от него требуется, должен отказаться от игры, прогулки, интересной передачи ради учебных обязанностей. Смысл учебной деятельности для подростка - в самообразовании и самосовершенствовании . Подросткам свойственна более высокая организация учебного процесса, связанная с новым отношением к знаниям и к учению.

Большинство авторов, изучавших интересы подростков, отмечают рост и расширение круга познавательных интересов (В.А.Крутецкий, Н.С.Лукин, Д.Б.Эльконин). Учащиеся этого возраста нередко выходят за пределы программы обучения в школе. Широта интересов подростков связана как с ростом их общей активности , так и со становлением самостоятельности . Почти все подростки интересуются несколькими предметами обучения как естественного, так и гуманитарного цикла. Системе интересов личности подростка первое место занимают читательские интересы, которые связаны как с познавательными, так и с практическими потребностями , а именно интерес к определенной профессии.

Однако стремление быть взрослым, самостоятельным и отсутствие жизненного опыта, недостаточное знание окружающего мира, общение с ним порождают много противоречий в психике, поведении подростка. С одной стороны, он может позволить себе спорить с взрослыми и одновременно стесняться в присутствии товарищей ласково называть маму «мама», начинает презрительно, высокомерно относиться к «девчонкам».

Основной путь воспитания волевых качеств личности подростка - организация его деятельности . Строгий распорядок жизни приучает его активно и разумно управлять своим поведением, выполнять обязанности независимо от личных желаний и потребностей даже тогда, когда деятельность представляется ему малоинтересной, непривлекательной, скучной, однообразной. Овладение знаниями, умениями и навыками, разнообразные формы труда в условиях школы и дома заставляют подростка постоянно упражняться в преодолении трудностей, наблюдать, запоминать, активно мыслить, что нередко требует больших волевых усилий.

Решающее значение в воспитании волевых качеств подростка имеет руководство взрослых . В первую очередь учитель, родители и окружающие подростка взрослые применяют определенные приемы и средства по воспитанию воли и направляют её развитие. Взрослые учат подростка овладевать собственным поведением, организуя его волевую деятельность как практику поведения в обществе . Воля воспитывается только в преодолении трудностей. Воспитание ответственности, долга важное условие воспитания воли.

Большое значение в деле воспитания воли имеет личный пример взрослых . Воля воспитывается через подражание делам и поступкам волевых людей - учителя, родителей, героев книг и др.

Велика роль коллектива в воспитании волевых качеств личности. Целеустремленный, трудолюбивый коллектив положительно влияет на подростка, помогает ему преодолевать трудности, вырабатывает умение правильно соотносить личные и общественные цели. От коллектива нельзя отстать, и подросток подражает лучшим.

Немалую роль в воспитании волевых качеств у подростков играют этические беседы . В процессе этических бесед разъясняется учащимся, что такое воля, каковы правильные пути её воспитания. (Нередко подростки лихачество принимают за подлинную смелость, упрямство оценивают как настойчивость и т.д.)

Большое значение в старшем подростковом возрасте имеет самовоспитание воли. Взрослые должны помочь подросткам осознать сильные и слабые стороны их воли, раскрыть конкретные пути самовоспитания в процессе решения реальных жизненных задач (ликвидация отставания по учебным предметам, приобретение нужных и полезных привычек и др.)

Важнейшим средством воспитания воли является творческий, общественно полезный труд. В труде, связанном с преодолением разнообразных трудностей, воспитываются лучшие качества воли. Труд на пришкольном участке, работы в школьных мастерских - все это прекрасная школа воспитания волевых качеств личности.

Немалая роль в воспитании волевых качеств, принадлежит физкультуре, спорту, правильному режиму . Физически слабый человек быстрее может поддаться влиянию страха и потерять самообладание. Выдержка, выносливость, настойчивость более присущи физически здоровым людям, физкультура и спорт укрепляют организм, приучают человека к управлению своим телом, движениями и поведением.

В воспитании воли, так же как и во всей воспитательной работе, учителю следует поддерживать тесную связь с родителями. Только совместно с семьей учитель может добиться высоких результатов в воспитании воли, характера подростка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на пристальное внимание ученых и практиков к подростку, он ещё недостаточно изучен и правильно оценен. Сущность подросткового возраста состоит в том, что подросток, созревший для более активного социального положения, начинает бороться за это положение, ломая старые к нему отношения, сложившиеся в пору его детства . При этом, чем дальше он стоит от положения, которое принадлежит ему по праву, тем значительнее его протест.

Проведенные исследования убеждают, что главное для подростка не просто приобретение качеств, характеризующих взрослого человека, а раскрытие этих качеств через активность, задающую его новую социальную позицию и признаваемую обществом.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Интересы подростка по сравнению с младшими школьниками становятся разнообразными, широкими. Возникают новые интересы, в числе их познавательные, общественно-политические, трудовые и спортивные. Все это объясняется ростом общей активности и подготовленности (жизненная опытность, знания и умения) подростка.

2. Интересы подростка становятся более осознанными. Об этом говорит факт возникновения профессиональных интересов, и не только положительное отношение к самому процессу деятельности, но и к результатам работы.

3. Волевые качества личности подростка, подобно другим вырабатываются в деятельности, в тренировке волевых усилий в процессе выполнения повседневных обязанностей.

4.Важную роль в воспитании волевых качеств учащихся играет личный пример преподавателя и требования коллектива.

5. Только в процессе обучения и воспитания формируются интеллектуальные и волевые качества личности, достигается тот уровень развития, когда подросток начинает мыслить и чувствовать по-новому, у него возникают новые желания, которые он может реализовать только в положении «взрослого». Вот почему подросток борется за признание своей взрослости и вытекающей из нее самостоятельности.


  1. не делать за учащегося то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его учебной деятельности;

  2. активизировать самостоятельную работу учащегося и вызывать у него чувство радости от достигнутого;

  3. ничего не решать за учащегося, а лишь подводить его к рациональным решениям и добиваться от него непременного осуществления принятых решений;

  4. неуклонно воспитывать у учащихся привычку следить за собой, стараться преодолевать свои недостатки (плохие привычки, импульсивность, нерешительность).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Общая психология. Под редакцией В.В.Богословского, А.Г.Ковалева, А.А.Степанова. М. «Просвещение» 1981г.

    1. А.Г.Ковалев. Психология личности. М. «Просвещение» 1970г.

    1. К.Н.Корнилов. Воля и её воспитание. М. 1957г.

    1. Психология. Под редакцией В.А.Крутецкого М. «Просвещение» 1974г.

    1. С.Л.Рубинштейн. Основы общей психологии. М. 1946г.

    1. Л.Д.Столярского. Основы психологии. М. «Феникс» 1999г.

Первоначальная причина всякого поступка, по словам И. М. Сеченова, лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении. В этом заключается детерминизм деятельности, согласно которому любое действие человека имеет свою причину.
Сеченов говорит о первоначальной причине. Но в дальнейшем, на основе жизненного опыта, многие действия совершаются без непосредственного чувственного возбуждения или даже вопреки ему.
Так, внешний раздражитель, например телевизор, побуждает человека смотреть интересную передачу, а он садится за работу, руководствуясь мыслью о долге или о тех неприятных последствиях, которые произойдут, если работа не будет выполнена. Физиологической основой волевого действия являются те второсигнальные системы нервных связей, которые образовались в коре мозга ранее, в результате прошлого опыта. Эти системы к моменту волевого действия актуализировались (возбудились), что позволило совершить некоторые усилия, и человек заставил себя работать, а не смотреть телевизионную передачу, хотя и очень интересную.
В волевом действии особая роль принадлежит слову как раздражителю. Слово может быть сигналом, действующим на человека извне (например, указание учителя), но оно часто является и внутренним требованием к самому себе, самоприказом. Недаром И. П. Павлов говорил о том, что слова бывают не только слышимыми и видимыми (при чтении), но и произносимыми в уме, наедине с собой. Во всех случаях они являются реальными раздражителями для ответного произвольного действия. И при наличии устойчивого очага возбуждения человек добивается поставленной цели. Клетки мозга, управляющие нашими движениями, всегда бывают связаны с другими клетками коры больших полушарий.
Чем же объяснить, что один человек имеет достаточную силу воли, умеет себя заставить делать то, что надо, а другой не может этого сделать, отличается слабоволием? Физиологическое объяснение может быть следующее: у одних людей образовались более устойчивые системы связей в коре головного мозга, у других они менее устойчивы.
Как уже говорилось, всякое управление невозможно без контроля и коррекции (поправки). Человек в состоянии управлять и действительно управляет своими движениями и действиями благодаря тому, что клетки мозга, с одной стороны, посылают импульсы в мышцы тела, а с другой стороны, получают от органов движения обратные сигналы о совершенном действии. В коре мозга происходит переработка этой информации, и оттуда вновь идут сигналы о коррективах, которые надо внести в движение. Эта обратная нервная связь дает возможность человеку контролировать свои действия, сознательно и произвольно управлять ими, т. е. совершать волевую деятельность.
Процессы торможения в коре больших полушарий задерживают ненужные непроизвольные движения. Эти процессы подавляют чрезмерное возбуждение (например, в состоянии аффекта) и способствуют появлению сдержанности, самообладания, выдержки, последовательности действий и т. п.
Вообще существует прямая зависимость воли от способности коры больших полушарий регулировать работу подкорки. Последняя является источником многих возбудительных процессов в организме человека (инстинктов, влечений, аффектов и т. д.).



Истоки волевого действия

К числу непосредственных побудителей к волевому действию относятся потребности человека, его мотивы и цели, влечения, желания и т. п. Потребность как нужда в чем-то является исходным побуждением к деятельности. На основе потребности возникает мотив, т. е. побудительная причина к действию. А то, к чему человек стремится, будет целью его действий.
Если цель, к которой человек стремится, и мотивы, побуждающие его к этому, ясны, то такое стремление называют желанием. Неосознанные стремления называются влечениями. Влечение в меньшей степени, чем желание, получает волевую поддержку человека, и поэтому цель влечения реже получает реальное осуществление.
Важным побудителем к волевым действиям являются чувства. Они заставляют побеждать трудности, настойчиво добиваться поставленных целей. В общественно-историческом развитии человечества огромное значение для формирования волевых качеств имел труд. Именно в процессе труда люди воспитали и продолжают воспитывать свою волю, без которой немыслима любая работа. Важно, что труд человека с самого начала был коллективным. Являясь членом коллектива, человек боролся за жизнь, добывал средства к существованию совместно с другими людьми.
Коллективный труд накладывал на него определенные социальные (общественные) обязанности. А это вело к развитию у человека чувства долга. Именно оно побуждает нас преодолевать внешние и внутренние препятствия, чтобы выполнить свои обязанности. В здоровом, хорошо организованном коллективе выполнение общественного долга становится естественной, социально обусловленной потребностью человека. А. С. Макаренко говорил, что потребность у нас - родная сестра долга.
Важным побудителем волевого поведения являются устанем вившиеся взгляды, мировоззрение человека.
Примером мужества волевого человека может служить жизнь Эрнста Щаталова, который еще подростком начал терять способность двигаться. В 25 лет он уже был прикован к постелиНо он нашел в себе силы стать полезным членом нашего общества.
«Жизнь Эрнста Шаталова, - пишет Б. Полевой, - короткая, сложная, героическая. Да, именно героическая, хотя Шаталов не закрывал грудью амбразуру дота, не закладывал фундамента первого дома будущего города где-нибудь в далеком алмазном краю и не прокладывал человечеству новые пути в космическом пространстве... Но ведь недаром сказано: в жизни всегда есть место подвигу. И Эрнст Шаталов свой подвиг совершил, моральный подвиг, подвиг высокого человеческого духа, каким была вся его трагическая жизнь... Повесть о жизни и смерти молодого советского гражданина Шаталова пробуждает не только сочувствие, но и гордость за человека несгибаемой воли. Хотя судьба... обделила Эрнста всеми радостями молодости... он продолжает жить активно и полнокровно, учится, работает, находится в курсе общественной и политической жизни страны, остается полезным членом общества... Он живет активной, интеллектуальной жизнью. Он непрестанно и сосредоточенно думает над проблемами, волнующими человечество. Взять хотя бы его рассуждения о высоком назначении педагога... Он и уходит из жизни не как страдалец, оплакивающий свою горькую судьбу, а как сильный человек, полный замыслов и несвершенных планов...».

Анализ волевого акта

Волевые процессы бывают простые и сложные. К первым можно отнести те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться.
Но нередко приходится колебаться в выборе цели действия, при различных, иногда противоречивых мотивах, или испытывать трудности, решая, каким образом действовать. В этих случаях волевое действие приобретает сложный характер и состоит из двух этапов: 1) подготовительного и 2) исполнительного.
Подготовительный этап включает намерение, осознание цели, иногда борьбу мотивов, принятие решения, выбор методов, какими будет вестись работа. Так, если молодой человек имеет намерение поступить в вуз, он определяет цель, ради которой хочет получить высшее образование, решает вопрос о том, в какое учебное заведение ему поступить, на какой факультет и т. п., думает над тем, как он будет готовиться в институт: самостоятельно или поступит на курсы по подготовке в вуз.
При обдумывании всех этих вопросов у него может возникнуть так называемая борьба мотивов: одни из них побуждают человека поступать на дневное отделение, другие - на вечернее и т. д.
Наконец выбор сделан. Принятием решения заканчивается подготовительный этап действия. Но оно еще не будет волевым, если за ним не последует второй этап, заключающийся в исполнении решения. В данном примере это исполнение состоит в том, чтобы выдержать приемные экзамены, поступить в намеченный вуз.
Борьба мотивов в волевом акте может быть не только при выборе цели действия или приемов работы, но и в самом процессе достижения этой цели, когда возникают другие желания, мешающие намеченному действию. Тогда часто происходит борьба между чувством долга и другими побуждениями.
Воля человека и заключается в способности преодолевать желания, мешающие достижению поставленной цели, и упорно, настойчиво добиваться ее осуществления.

Волевые качества личности

Совершая волевые поступки, человек в процессе деятельности вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие очень большое значение для жизни и труда. Одни свойства делают человека более активным, что связано с преобладанием процессов возбуждения в коре полушарий, другие качества проявляются в торможении, задержке, подавлении нежелательных психических процессов и действий. К качествам, связанным с активностью, относятся решительность, смелость, настойчивость, самостоятельность.
Решительность - это умение принимать своевременные и твердые решения без ненужных колебаний. Решительность проявляется не в безрассудных непродуманных действиях, принятых поспешно, а в достаточно взвешенных, обоснованных поступках. Решительный человек глубоко уверен в том, что надо делать так, а не иначе. Умение проявлять решительность (при наличии педагогического такта) - важное качество учителя. А. С. Макаренко говорит о том, что достаточно выразить решительное, не ломающееся, не гнущееся требование, чтобы дети уступили и поступили так, как нужно.
Смелость - это способность человека преодолевать чувство страха и растерянности. Смелость проявляется не только в действиях в момент опасности для жизни человека, смелый не испугается сложной работы, большой ответственности, не побоится неудачи. Смелость требует разумного, здравого отношения к действительности. Иногда воображение рисует человеку опасность, которой на самом деле нет. Но усилием воли он подавляет необоснованные страхи и выполняет то, что считает нужным.
Смелость нельзя смешивать с лихачеством, когда человек хочет показать свою удаль, без необходимости подвергая себя опасности. Таких людей нельзя считать волевыми. Подлинная смелость волевого человека - это преодоление страха и учет грозящих опасностей. Такой человек знает свои возможности и достаточно продумывает действия. Недаром А. В. Суворов говорил: «Смелость и осторожность на одном коне ездят».
Смелый человек обычно обладает и мужеством, т. е. присутствием духа в момент опасности, умением стойко переносить трудности и невзгоды, встречающиеся на его пути.
Настойчивость - это такое качество, которое заключается в умении добиваться поставленных целей, как бы длителен и труден ни был путь к их достижению. Настойчивость проявляется в преодолении внешних и внутренних препятствий. Волевой человек способен к неослабному напряжению сил, причем трудности, как говорил И. П. Павлов, только увеличивают его желание продолжать свое дело. Настойчивость очень нужна и в педагогической работе. Настойчивость не следует отождествлять с упрямством, когда человек не способен отказаться от ошибочного решения из чувства мелкого самолюбия. Упрямство - отрицательное свойство личности.
Самостоятельность - это способность человека принимать решение и выполнять намеченное действие, не поддаваясь чужому влиянию. Люди, не отличающиеся этим волевым качеством, обычно теряются при встретившемся на их пути затруднении. Причина такой беспомощности часто объясняется особенностями воспитания еще в школьном возрасте, когда ребенка не приучали к самостоятельной работе и у него развилось стремление избегать ответственности за свои действия и поступки. Самостоятельность не исключает того, что человек охотно прислушивается к разумному мнению других людей и принимает их советы, если согласен с ними. Но волевой человек не обладает внушаемостью, этим отрицательным качеством, при наличии которого люди слишком легко отказываются от своего мнения, всецело подчиняясь другим. Подлинная самостоятельность не имеет ничего общего и с так называемым негативизмом, т. е. стремлением во что бы ни стало противодействовать влиянию извне. Если внушаемость побуждает человека совершать поступки, которые не соответствуют его намерениям и убеждениям, то негативизм толкает его на неразумные действия наперекор другим. Внушаемость и негативизм - признаки не силы воли, а ее слабости.
Действовать самостоятельно - это не значит не подчинять своих поступков мнению и воле коллектива. Но нельзя поддаваться и так называемому «стадному чувству», когда человек поступается своими убеждениями ради неразумной моды или вредного влияния товарищей. Здесь тоже сказывается недостаток воли, так как человек, заботясь о том, что подумают и скажут о нем другие, отказывается от своей точки зрения, хотя и считает ее правильной. Многие плохие привычки (пьянство, курение и т. п.) овладевают слабовольными людьми, склонными к внушению и подражанию, именно из-за недостатка самостоятельности.
Самостоятельное выполнение действий помогает выработке уверенности в своих силах, которая является важной волевой чертой человека.
2. К качествам воли, связанным с торможением нежелательных психических процессов и действий, относятся выдержка (самообладание), выносливость, терпение, дисциплинированность и организованность.
Выдержка, или самообладание,- это умение человека владеть собой. Сохраняя полный контроль над своим поведением, он побеждает в себе нежелательные побуждения, импульсивные действия, аффекты (например, гнев, страх). Наличие выдержки делает человека самокритичным, помогает воздержаться от неразумных поступков. Выдержка, самообладание очень важны для учителя. Поведение детей, непонимание ими учебного материала нередко раздражают учителя, и необходима большая выдержка, чтобы поступать так, как требует создавшееся положение. Самообладание помогает учителю воздерживаться от вспышек гнева, подавлять смущение, растерянность, преодолевать робость, скованность и другие психические состояния, возникающие у некоторых людей при работе с коллективом.
Близко к самообладанию стоят и такие волевые качества, как выносливость и терпение, при которых человек способен переносить лишения и страдания (от болезней, голода, холода, от крайне тяжелых условий работы). Несмотря на трудности, волевой человек продолжает добиваться поставленной цели.
Конечно, невозможно все волевые качества личности строго разделить на две группы в зависимости от преобладания процессов возбуждения или торможения. Иногда, подавляя одни действия, человек проявляет активность в других. Этим отличаются такие качества воли, как дисциплинированность и организованность. Дисциплина заключается прежде всего в подчинении требованиям коллектива. Организованный человек умеет заставить себя, а если надо, и других продуктивно работать. Неаккуратность, неточность (например, опаздывание на работу), небрежное, халатное отношение к обязанностям - все это проявление недисциплинированности и неорганизованности, которые говорят о недостатке силы воли. Недисциплинированный человек не может успешно руководить и работой других.
К. Д. Ушинский писал, что на волю действует только воля и что дисциплину может поддерживать лишь дисциплинированный человек. Чтобы успешно поддерживать порядок в школе, учитель сам должен быть образцом дисциплинированности. Недаром заслуженная учительница школы РСФСР Е. В. Мартьянова говорила: «Учитель, вошедший в класс на две минуты позже, чем положено (без уважительной причины), не может быть учителем».
Подтянутость, точность, аккуратность проявляются во всем, они заметны в повседневном поведении и даже, казалось бы, в мелочах.
К известному летчику М. Громову однажды обратился молодой человек с просьбой посоветовать, как поступить в летную школу. Громов назначил ему время для беседы. Молодой человек опоздал, сославшись на то, что забыл завести часы. Громов напомнил, к каким последствиям может привести забывчивость в летном деле. Когда летчик предложил юноше записать адрес учреждения, тот долго искал у себя карандаш, но так и не нашел. Карандашом хозяина он сделал неразборчивую запись, в которой цифра 7 была похожа на 4.
«Завтра вы можете не найти учреждения, куда вам надо обратиться, - заметил Громов. - Вы небрежно записали номер дома». - «Да, вы правы. Это, вероятно, от того, что я несколько взволнован». Громов сказал, что летчик и во время волнения должен быть внимательным и точным. «Когда за ним закрылась дверь, - рассказывал Громов, - я невольно подумал, насколько еще он не подготовлен к жизни и особенно к избранной им профессии...».

Воспитание воли

Каждому человеку необходимо работать над воспитанием воли. А. М. Горький советовал тренировать разум и волю так же, как человек тренирует тело.
Это хорошо понимали все выдающиеся люди, которые еще в молодые годы много работали над укреплением воли.
Юноша Ушинский составил расписание занятий по дням и часам. В его дневнике есть перечень книг, которые он намеревался прочитать. Он установил для себя правила поведения и строго следил за их выполнением.
Девятнадцатилетний Л. Н. Толстой тоже составил себе «Правила для развития воли». В них он включил строгий режим дня и определенный рацион питания, которых придерживался всю жизнь.
Большое значение самоконтролю придавала Н. К. Крупская. Она ежедневно вечером кратко записывала, что сделано за день, чтобы критически оценить степень продуктивности своего труда и уяснить, что осталось незаконченным.
Воспитанию воли помогает коллектив, мнение окружающих, их положительное влияние на поведение человека.
Обычный, повседневный труд, в том числе и учебный, тоже может быть хорошей школой укрепления воли. Если в работе или в учении есть немалые трудности, то преодоление их служит прекрасным средством воспитания волевых качеств. Очень хорошо об этом сказал, обращаясь к молодежи, Герой Советского Союза летчик А. П. Маресьев: «Иногда меня просят: расскажите, как вы ползли с отмороженными ногами и как это у вас хватило упорства снова сесть за руль самолета... А меня так и подмывает сказать в ответ: а не лучше ли я расскажу вам о суффиксах? Да, да, о суффиксах, над которыми я бился до одурения. Когда после войны я начал учиться в академии, обнаружилось, что я основательно забыл кое-что из того, что проходил в школе. Особенно плохо обстояло дело с грамматикой. И немало пота я пролил, прежде чем одолел ее! Конечно, это вещи разные - сидеть над учебником и вести в бой самолет, но иной раз уж очень похожи качества, которые требуются для того, чтобы хорошо делать эти непохожие друг на друга дела».
Итак, для воспитания воли нужна постоянная, систематическая работа над собой, которую необходимо начинать как можно раньше. Надо помнить, что волевые качества личности формируются в волевой деятельности. Поэтому труд всегда был и будет лучшим средством укрепления воли. Очень важно доводить каждое дело до конца, продумывать свои действия, не принимать невыполнимых решений, но, приняв решение, во что бы то ни стало добиваться его выполнения. Воспитание воли зависит и от цели, которую человек перед собой ставит. Осознание поставленной цели поможет закалить волю.
Необходимо также воспитать в себе привычку строго следить зa собой, контролировать свою работу и поведение. Тренировать колю надо, прежде всего преодолевая свои недостатки (лень, неаккуратность, дурные привычки и т. п.). Каждый успех в этом отношении внушает человеку веру в себя, делает его более волевым. Этому способствует правильный образ жизни, режим дня, общее укрепление нервной системы, физическая и психическая закалка, которая заключается в постоянном упражнении своего волевого усилия.

Вопросы для повторения

1. Что называется волей?
2 Какие препятствия приходится преодолевать при волевом действии? В чем их различие?
3 Какое значение имеет воля в жизни человека?
4. Что известно о физиологических основах воли?
5. Каковы истоки волевого действия?
6. Дайте анализ волевого действия.
7. Назовите основные качества воли и кратко охарактеризуйте каждое из них.
8. Как проводить работу по укреплению воли?

1. Приведите примеры (из жизни или из литературы) волевых действий, требующих преодоления препятствий (внешних или внутренних).
2. Расскажите о борьбе мотивов (из своей жизни или из жизни других людей).

Волей называется способность человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение сознательно поставленных целей, сознательно регулировать свою деятельность и управлять собственным поведением. Человек не только отражает действительность в своих ощущениях, восприятиях, представлениях и понятиях, он еще и действует, изменяя окружающую его среду в связи со своими потребностями, намерениями и интересами.

Волевыми действиями называются такие действия человека, в которых он сознательно стремится к достижению определенных целей. Отличительной особенностью волевых действий является их сознательная целеустремленность, что требует определенной степени сосредоточенности внимания на их выполнение. Способность к волевым действиям развилась у человека в связи с трудовой деятельностью.

Волевое действие - это всегда действие, совершаемое по слову, хотя бы и внутренне произносимому. В этих действиях человек сознает как сами действия, так и условия, в которых ему приходится действовать, а это возможно лишь с помощью речи. Без раздражения словом эти действия не могут быть произведены.

Объясняется это тем, что слова, как раздражители, в течение всей предшествующей жизни человека связываются с многочисленными первосигнальными раздражениями, заменяют их и поэтому могут вызвать все те действия, которые обусловливаются первосигнальными раздражениями.

Особенностью слов, как раздражителей, является то, что они в гораздо большей степени, чем первосигнальные ощущения, восприятия и представления, связываются с деятельностью всей коры больших полушарий головного мозга, приобретают в связи с этим обобщенный характер, отвлекаются от конкретных особенностей непосредственных раздражителей и взаимодействуют с прежним опытом человека в его обобщенной форме.

В процессе формирования волевых действий нервные возбуждения, вызванные словами, вначале, как и при всех других раздражителях, широко иррадиируют, а затем концентрируются под воздействием определенных подкреплений. Однако и здесь разражители-слова имеют свои особенности. При речевых условных рефлексах широта процесса иррадиации, его распространение по всей площади коры неизмеримо превосходят все то, что в этом отношении наблюдается при образовании условных рефлексов на первосигнальные раздражители. Если, несмотря на это, речевые условные рефлексы отличаются строгой определенностью и высокой целесообразностью, то это объясняется особым характером иррадиации процессов возбуждения и торможения, вызванных словесными раздражителями.

Здесь имеет место элективная (избирательная) иррадиация корковых процессов. Временные связи, образовавшиеся в первой сигнальной системе, благодаря элективной иррадиации получают свое более или менее полное и точное отражение в словесной форме во второй сигнальной системе, и наоборот, второсигнальные связи отражаются в первой сигнальной системе и соответственно в движениях. В этом втором случае слово-раздражитель связывается не механически всегда с одним и тем же первосигнальным образом и движением, а избирательно, в соответствии с дополнительными условиями, в которых произносится данное слово.

Процесс иррадиации при речевых условных рефлексах сменяется концентрированным течением корковых процессов на основе подкрепления, как правило, не безусловными, а речевыми раздражителями. Во всяком волевом действии человек побуждает себя к его выполнению путем словесно формулированных доводов и обоснований. Это же имеет место и в тех случаях, когда мы побуждаем к действию других людей, например в процессе обучения, применяя словесные объяснения и доказательства. Усвоение учеником в процессе обучения новых движений всегда требует направленного речевого подкрепления со стороны преподавателя, указывающего ученику характерные особенности изучаемого движения, обращающего его внимание на допущенные ошибки и требующего их исправления.

При этом слова-раздражители могут вызывать не только возбуждение, но и торможение двигательных реакций, которое является необходимым условием выработки точной дифференциации движений при волевых действиях, а в отдельных случаях и полной задержки их. В способности человека сдерживать свои движения и даже полностью отказываться от них психологи-идеалисты видели подчиненность материальных движений человеческого тела особому духовному началу. Слова, таким образом, играют при волевых действиях роль как пусковых, так и задерживающих сигналов.

Воля – произвольное управление, самоуправление. Это потребность преодоления препятствий, это отношение человека к субъективным трудностям, это цель усилие и самоконтроль, это реализация самоприказа по преодолению трудностей, устранению личностных недостатков.

Воля - это способность индивида сознательно и целенаправленно регулировать и контролировать свое поведение и деятельность, выражающаяся в умении мобилизовать психические и физические возможности для преодоления трудностей и препятствий, стоящих на пути к поставленной цели.

Осуществляя волевой акт, человек действует произвольно и, не подчиняясь действиям внешних причин. Произвольность и надситуативность - основополагающие принципы волевого поведения. Воля объединяет в себе три основных свойства сознания: познание, отношение и переживание, являясь побудительной и распорядительной формами их регуляции, выполняя активизирующую или тормозящую функции.

Все действия человека можно условно разделить на непроизвольные и произвольные. К непроизвольным действиям относятся: безусловные рефлексы, инстинкты, автоматизированные движения и действия, совершаемые в состоянии сильного эмоционального возбуждения. В отличие от них, произвольные действия осуществляются под контролем сознания. Для их выполнения требуется та или иная степень волевого контроля.

Физиологическая основа воли – доминирующий очаг возбуждения (ухтомский); сильная и инертная нервная система.

Этапы сложного волевого воздействия:

Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебания идет к намеченной цели. В сложном волевом акте между побуждением и самим действием вклинивается довольно сложный, опосредывающий это действие процесс.

В сложном волевом акте можно выделить, по крайней мере, четыре фазы: первая фаза - возникновение побуждения и предварительной постановки цели, вторая фаза - обсуждение и борьба мотивов, третья фаза - принятие решений, четвертая фаза - исполнение решения.

Особенность протекания волевого акта состоит в том, что механизмом его осуществления являются волевые усилия на всех фазах. Осуществление волевого акта всегда связано ощущением нервно-психического напряжения.

1. Стремление к действию (чувство, потребность)

2. Представление цели и ее постановка

3. Размышление, борьба мотивов, выбор одной цели из нескольких

4. Составление программы действия



5. Решение о начале действия

6. Исполнение действия

7. Завершающие действия, оценка

Волевые качества личности

Воля формирует определенные качества личности, которые получили название «волевых качеств личности». Волевые качества личности - это сложившиеся в процессе жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодоления препятствий на жизненном пути.

Психологи называют множество волевых качеств личности, назовем прежде всего основные, базовые волевые качества.

Целеустремленность - это сознательная и активная направленность личности на определенны результат деятельности. Различают целеустремленность стратегическую и тактическую. Стратегическая целеустремленность предполагает умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными ценностями, убеждениями и идеалами. Оперативная целеустремленность связана с умением личности ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.

Инициативность - это активная направленность личности на совершение действия. Она лежит в основе пускового этапа любого волевого акта. Любой волевой акт начинается с инициативы.

Самостоятельность - это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

Выдержка - это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле.

Решительность - свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Решительность проявляется во всех фазах волевого акта.

Энергичность - это качество личности, связанное с концентрацией всех ее сил для достижения поставленной цели.



Настойчивость - это качество личности, проявляющееся в умении ее мобилизовать свои силы для постоянной Ии длительной борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Упрямство - это неразумная воля.

Организованность - качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности.

Дисциплинированность - это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела.

Самоконтроль - это качество личности, выражающееся в умении контролировать свои действия и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач.

Итак, в понятии "воля" отчетливо прослеживается целостный характер психики человека. По мнению Л. С. Выготского, генеральный путь развития психики пролегает сквозь межфункциональные связи.