Чем отличаются понятия метод и методика. Понятие "методика" и "педагогические технологии", их отличительные особенности и место в преподавании культурологических дисциплин

Ориентируясь на определение, предлагаемое A. М. Новиковым, под методикой можно понимать раздел педагогической науки, связанный с исследованием закономерностей обучения определенному предмету или курсу и включающий в себя в общем случае: 1) изучение истории преподавания предмета, курса; 2) определение целей и задач предмета, курса, их места в общей системе образования; 3) определение содержания учебного предмета, курса, научное обоснование учебных программ, учебников; 4) разработку организационных форм и методов обучения, соответствующих целям и содержанию; 5) разработку средств обучения, в том числе учебников, учебного оборудования, технических средств обучения; 6) определение требований к подготовке преподавателей данного предмета, курса. В этом случае правомерно говорить о методике учебного предмета или курса. Совокупность методик учебных предметов или курсов, основанную на определенной (базовой) дидактической теории, выполняющей роль системообразующего фактора, по мнению B. И. Андреева, можно называть методической системой.

Разделы: Общепедагогические технологии , МХК и ИЗО

Изменения в обществе, экономике, политике и культуре на рубеже столетий столь велики, что консерватизм педагогической практики часто оказывается тормозом социального развития, он ограничивает возможности выпускников школ в самореализации, успешной деятельности в быстро меняющимся и полипроблемном мире.

Образование может стать мощным стимулом прогрессивных трансформаций в стране при условии владения выпускниками школ функциональной грамотностью и универсальными компетенциями: делать выбор в ситуации неопределенности, ненасильственно решать проблемы, ставить цели собственной деятельности, планировать и организовывать деятельность, работать в команде, оценивать полученные результаты.

Технологизация образования и учебно-воспитательного процесса, в частности, - это объективная тенденция, которая все более проявляет себя в педагогической практике. Ее объективность обусловлена множеством проблем, которые реально существуют и осознаются как преподавателями, так и учениками и их родителями, управленцами и методистами.

Педагогика как область человеческой деятельности, включает в свою структуру субъекты и объекты процесса. В традиционной субъектно-объектной педагогике (Я. А. Коменский) ребенку отводится роль объекта, которому старшее поколение передает опыт. Подготовить ребенка к жизни – это конечная цель системы. Принципиально важно – что и как формировать у него для ее достижения.

Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. С этой точки зрения необходимо ответить на вопросы: что представляет собой ученик как целостная личность? Какие структуры определяют его субъектные позиции? Какие качества следует у него развивать?

Педагогика субъект-субъектных отношений завоевывает все больше сторонников, и все прогрессивные образовательные технологии в большей или меньшей степени направлены на реализацию этой идеи.

С понятием технологии связаны такие слова, как производство, процесс, техника, машины, стандарт и др. может быть еще технология ведения избирательной компании. Совсем необязательно со словом технология ассоциироваться преподаватели, урок, институт, лекция, так как привычно это понятие связывать с производством продукции. Действительно, “технология” - это совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Технология – термин производственный. Тем не менее, технологии активно проникают в гуманитарные сферы деятельности людей: в политику, культуру, медицину, образование. Это связано с важнейшей чертой любой технологии: четкое планирование ожидаемого результата деятельности и ориентация на его достижение. Стремление людей достичь запланированных результатов с наименьшими затратами интеллектуальных, сырьевых, временных и энергетических ресурсов ведет их к технологизации деятельности.

Естественно и понятно желание преподавателей гарантированно обеспечивать достижение высоких результатов учебно-воспитательного процесса. В настоящее время в литературе описано множество технологий. Чтобы понять сущность этих технологий, важно их упорядочить, найти основания для их систематизации; каждой из них найти место, соотнести с понятиями методика, дидактика. В качестве таких оснований различными авторами предлагаются: целевые установки, содержание обучения, характер взаимодействия учителя и учащихся, способ управления познавательной деятельности обучаемых, масштаб применения и т. п.

Так, М. В. Кларин на основе анализа практики обучения в зарубежной школе, выделяет 4 модели учебно-воспитательного процесса: а) обучение как усвоение заданных образцов, б) обучение как дискуссия, в) обучение как игра, г) обучение как исследование. Этим моделям соответствуют технологии: полного усвоения, коммуникативные, игровые и исследовательские.

Г. К. Селевко представил классификацию широкого спектра традиционных и инновационных методик и технологий. Он указал классификационные параметры и основные характеристики каждой из них. Автором выделены классы технологий, которые различаются по уровню применения, философской основе, ведущему фактору психического развития ребенка, научной концепции, типу организации и управления познавательной деятельностью учащихся, категории обучающихся и др.

В. В. Гузеев рассматривает 4 класса технологий, которые в определенной степени характеризуют этапы развития образования: 1) традиционные методики, 2) модульно-блочные технологии, 3) цельноблочные и 4) интегральные. Все они представлены в современном образовании, но обнаруживает себя тенденция увеличения удельного веса интегральных технологий.

В настоящее время все активнее проявляют себя две ведущее тенденции модернизации педагогического процесса: первая связана с технологическим подходом к его проектированию и осуществлению, вторая – с гуманизацией и гуманитаризацией образования. В соответствии с этим Г. Д. Левитес предложил различать предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии. Первые из них еще называют знаниевыми или обучения, вторые – способностными, развивающими, гуманитарными. Можно привести несколько оснований для такого разделения: а) по ведущей деятельности на уроке – обучение или познание; б) по содержанию образования – знания, умения и навыки или, помимо них, еще и способности; в) по “продуктам” применения технологий – человек, умеющий работать по готовым нормам, в стандартных ситуациях или – способный к успешной деятельности в нетипичных ситуациях, в условиях быстрых перемен и множественных вариантов для собственного выбора.

Существуют множество определений технологии обучения, в которых, как отмечает Г. К. Селивко, в той или иной степени подчеркиваются следующие критерии технологичности.

  1. концептуальность
  2. : каждая из технологий основана на одной или нескольких теориях (философских, педагогических или психологических). Например, программированное обучение – на бихевиористской теории; развивающее обучение – на теориях учебной деятельности и содержательного обобщения; интегральная технология – на идее укрупнения дидактических единиц и др.
  3. системность
  4. , которая характеризуется логикой построения, взаимосвязью элементов, завершенностью и структурированностью материала и деятельности.
  5. управляемость
  6. , т. е. возможность эффективного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся за счет диагностической постановки целей; проектирования процесса обучения.
  7. эффективность
  8. . Она предполагает достижение запланированного результата с оптимальными затратами средств и времени на обучение.
  9. воспроизводимость
  10. , то есть возможность тиражирования, передачи и заимствования технологии другими педагогами.

Для четкого понимания сущности технологического подхода к учебно-воспитательному процессу целесообразно сравнить технологии обучения с традиционной учебной практикой (см. табл. 1) .

Можно ли традиционное обучение отнести к технологии? Оно, несомненно, обладает определенными технологическими характеристиками, поскольку осуществляется в рамках классно-урочной системы, во многом напоминающей конвейерное производство. Однако традиционное обучение отвечает не всем критериям технологичности. Оно может быть охарактеризовано концептуальностью, системностью. Три других критерия технологически организованного образовательного процесса – управляемость, эффективность и воспроизводимость - для традиционного обучения, как отражено в таблице 1, характерны в недостаточной степени.

Необходимо развести понятия методика и технология обучения. Это сделать сложно, ибо существует множество определений этих понятий, имеются значительные разночтения. Обратимся к авторитетным источникам. “Методика – это педагогическая наука, которая исследует закономерности обучения определенному учебному предмету”. “Методы обучения – способы деятельности учителя и ученика, с помощью которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности”. Понятие “методика” выражает механизм использования комплекса методов, приемов, средств и условий обучения и воспитания учащихся.

Если в методиках прописывается деятельность учителя на уроке, то в технологиях обучения, как правило, описана деятельность самих учащихся.

Если методики имеют мягкий, рекомендательный характер (преподаватель вправе в большей или меньшей степени следовать советам методический пособий), то технологии обучения предписывают определенную последовательность деятельности обучаемых и управляющих действий педагога, отступление от которых нарушает целостность образовательного процесса, что может препятствовать достижению запланированного результата.

О технологии далеко не всегда корректно говорить “моя технология”, поскольку при этом проявляется претензия на универсальность, на научную обоснованность того, о чем говориться, на то, что она воспроизводима и может без купюр принята другими. Ведь систему В. Ф. Шаталова никто полностью не повторил. У него авторская методика, включающая, вместе с тем, большое количество воспроизводимых, технологичных фрагментов.

Практическим воплощением методики является план урока учителя, в котором прописывается, в частности, определенная последовательность этапов, действий педагога, а иной раз – и учащихся. Как пишет В. П. Беспалько, “…любое планирование, а без него не обойтись в педагогической деятельности, противостоит экспромту. Действиям по наитию, по интуиции, это значит является началом технологии”. Важно отметить, что является только “началом технологии”, так как общепринято, что есть ряд признаков, которые выделяют предметно-ориентированную технологию:

  • диагностическое целеполагание: планирование результатов обучения через действия учащихся, которыми они владеют;
  • наличие определенной технологической цепочки педагогических и учебных действий, которые приводят к запланированному результату;
  • наличие в основе каждой целостной технологии одной или нескольких педагогических теорий;
  • возможность воспроизведения технологии любым учителем, поскольку технология строится на объективных – научных основаниях, которые не зависят от личности педагога;
  • наличие диагностических процедур, которые содержат показатели и инструментарий измерения результатов.

Часто в педагогической среде обсуждают вопрос: “Какое понятие шире – технология или методика?”. Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. В рамках той или иной технологии учитель может использовать локальные авторские методики, например выводу формулы, составления таблицы и т. п. Другой пример имеет противоположный смысл: педагог строит учебный процесс по своей авторской методике, однако, использует в ней технологические вставки.

При преподавании предметов культурологического цикла можно пользоваться как педагогическими технологиями, так и их элементами. К традиционным технологиям, применяемым в преподавании предметов культурологического цикла, относят лекционно-семинарско-зачетную систему обучения: сначала учебный материал преподносится лекционным методом, а затем прорабатывается на семинарских, практических и лабораторных занятиях. И результаты усвоения проверяются в форме зачетов. Основные методы усвоения знаний основываются на сообщении готовых знаний; обучении по образцу; индуктивной логике от частного к общему; механической памяти, вербальном изложении, репродуктивном воспроизведении.

Педагогические технологии, применяемые в преподавании предметов культурологического цикла, можно поместить в таблицу (см. табл. 2) .

Развитие образования, прогресс в отдельных его направлениях могут осуществляться только как инновационный процесс. Организация и управление этим процессом основываются на определенной базе, которая включает:

    1. банк педтехнологий, информационную базу концепций, алгоритмов, учебно-методического обеспечения;
    2. критерии выбора педтехнологий. Отправные позиции проектирования новой образовательной практики;
    3. механизмы включения педтехнологии в реальный процесс.

При использовании педтехнологий в образовании необходимо помнить, что они эффективны настолько, насколько с их помощью решается конкретная учебная задача – научить чему-то, выработать навык работы с чем-то.

Список литературы:

  1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  2. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996.
  3. Запрудский Н. И. Современные школьные технологии. Мн.: “Сэр-Вит”, 2004.
  4. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса. Мн.: “Университетское”, 2000.
  5. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.
  6. Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М., “Институт практической психологии”, 1999.
  7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., “Народное образование”, 1998.
  8. Хуторской А. В. Современная дидактика. СПб: “Питер”, 2001.

Общее понятие

Методика - это, как правило, некий готовый "рецепт", алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Близко к понятию технология . Методика отличается от метода конкретизацией приемов и задач. Например, математическая обработка данных эксперимента может объясняться как метод (математическая обработка), а конкретный выбор критериев, математических характеристик - как методика .

Понятие "методика" в различных отраслях

Образование

Методика обучения предмету включает в себя :

  • цели обучения
    • образовательные цели
    • развивающие цели
    • воспитывающие цели
    • практические цели
  • принципы обучения
  • содержание обучения
  • методы обучения
    • общие методы обучения
    • частные методы обучения

Экспериментальная наука

Теоретическая наука

Раздел нуждается в дополнении.

Требования к методике

Необходимыми требованиями к методике, как к конкретному "рецепту", процедуре, являются следующие:

  • реалистичность;
  • воспроизводимость;
  • внятность;
  • соответствие целям и задачам планируемого действия, обоснованность;
  • результативность.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Коджаспирова Г.М. и Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005.
  • Сенькина Г.Е., Емельченков Е.П., Киселёва О.М. Методы математического моделирования в обучении: монография/ Смол. гос. ун-т. - Смоленск, 2007.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Методика" в других словарях:

    методика - Установленный способ осуществления деятельности. Примечания 1. Во многих случаях методики документируются [например, методики системы качества]. 2. Когда какая либо методика документируется, лучше употреблять термин «письменная… … Справочник технического переводчика

    - (греч. methodike). 1) то же, что методология. 2) часть педагогики, излагающая правила обучения различным предметам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МЕТОДИКА греч. methodike. Тоже, что методология.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Методика - – установленный способ осуществления деятельности. Примечания: 1. Во многих случаях методики документируются, [например, методики системы качества]. 2. Когда какая либо методика документируется, лучше употреблять термин «письменная… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

    МЕТОДИКА, методики, жен. Система правил, изложение методов обучения чему нибудь или выполнения какой нибудь работы. Методика арифметики. Методика научного исследования. Методика пожарного дела. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа существования. Чаще всего применяется в словосочетаниях методика расчета, методика оценки, методика составления, разработки. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш.,… … Экономический словарь

    МЕТОДИКА, фиксированная совокупность приемов практической деятельности, приводящей к заранее определенному результату. В научном познании методика играет важную роль в эмпирическом исследовании (наблюдении и эксперименте). В отличие от метода … Философская энциклопедия

    Методика - (Methodology, guideline) – 1.Документ, рекомендующий к применению определенные способы действия (в бухгалтерском учете, отчетности, решении экономико математических задач и так далее), не требующий рассмотрения или утверждения руководством… … Экономико-математический словарь

    Совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    МЕТОДИКА, и, жен. 1. Наука о методах преподавания. 2. Совокупность методов обучения чему н., практического выполнения чего н. М. опытов. | прил. методический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 2 годегетика (1) методология (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (от греч. methodike совокупность методов) англ. те thodics; нем. Methodik. 1. Совокупность методов, приемов целесообразного выполнения к. л. деятельности. 2. Всоциологии система операций, процедур, приемов установления соц. фактов, их… … Энциклопедия социологии

Книги

  • Методика определения фактических потерь тепловой энергии через тепловую изоляцию трубопроводов , . Методика определения фактических потерь тепловой энергии через тепловую изоляцию трубопроводов водяных тепловых сетей систем централизованного теплоснабжения. Методика устанавливает порядок…

В переводе с греческого термин «метод» буквально означает «путь». Он применяется для описания взаимосвязанных и соединенных в единую систему взглядов, приемов, способов и операций, которые целенаправленно применяются в научно-исследовательской деятельности или при практическом осуществлении процесса обучения. Выбор метода напрямую зависит от мировоззрения того, кто будет его применять, от целей и задач деятельности.

Фактически любая область человеческой деятельности характеризуется своими собственными методами. Часто говорят о методах литературного творчества, методах сбора и обработки информации, ведения предпринимательской деятельности. При этом речь чаще всего идет о наиболее общих принципах и подходах, которые положены в основу познания одной из сторон действительности и действий с ее объектами.

Известно несколько самостоятельных классификаций методов. Они могут разделяться на общие и частные. Иногда выделяют особые методы конкретных научных дисциплин, например, сравнительный метод в языкознании или метод системных описаний в психологии. Но есть и наиболее общие методы, которые широко используются в любых науках, а также в образовании. К ним можно отнести непосредственное наблюдение, эксперимент и моделирование.

Отличие методики от метода

Методика, если сравнивать ее с методом, носит более конкретный и предметный характер. По сути своей она представляет собой хорошо подготовленный и адаптированный к конкретной задаче алгоритм действий в рамках методологического подхода. Эта более или менее четко заданная последовательность операций базируется на принятом методе, на его основных принципах. По своему содержанию понятие «методика» ближе всего стоит к термину «технология».

Отличительный признак методики – детализация приемов и приближение их к задаче, стоящей перед исследователем или педагогом. Если, к примеру, в социологическом исследовании решено использовать метод интервьюирования, то методика подсчета результатов и их интерпретации может быть разной. Она будет зависеть от принятой концепции исследования, особенностей выборки, уровня оснащенности исследователя и так далее.

Говоря другими словами, в методике непосредственно воплощается метод. Считается, что хороший ученый или педагог, работающий в рамках определенного метода, владеет целым репертуаром методик, что позволяет ему проявлять гибкость в подходах и приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности.

В образовательной практике ставятся и достигаются разнообразные цели, решаются многие задачи с опорой на различные методы, методики или технологии. Объясняется данный факт тем известным обстоятельством, что для достижения одной и той же цели можно использовать разные технологии, методы или приемы, средства или процедуры, применение которых, однако, может дать разный эффект, потребует больших или меньших временных, человеческих или материальных ресурсов и затрат.

Для того чтобы оптимизировать процесс достижения конкретной цели в условиях образовательного процесса на уровне деятельности педагога, повысить эффект от их применения, ученые и специалисты сферы образования обратились к феномену «технология» и объяснению отличий этого термина от традиционно употребляемых - «метод» и «методика».

В «Большой советской энциклопедии» приводятся следующие значения термина «метод »:

Путь исследования или познания.

Совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Для нас важно, что метод всегда имеет определенную структуру, адекватно которой выполняются действия, поэтому именно он является инструментальным генезисом появления технологии, применяемой в образовательной практике.

Для понимания специфики того или иного метода важно понимание его структуры, которая задает логику отбора и встраивания порядка всех действий субъектов образовательного процесса. Метод (проблемный метод, метод диалога, метод сотрудничества, и пр.) определяет конкретную форму организации деятельности субъектов образовательного процесса в рамках создаваемой и применяемой технологии для тех или иных целей (обучения, общения, развития)

Методика выступает организующим началом в построении профессионально-педагогической деятельности педагога. Она описывается» как правило, без учета механизмов и закономерностей, лежащих в основе достижения цели с ее помощью. В отличие от педагогической методологии, основанной на прогностическом знании о механизмах получения желаемого результата, источником появления новой методики чаще всего является обобщение положительного инновационного практического опыта конкретных носителей того или иного способа педагогической деятельности. Зачастую методическое описание принимается на веру на основании профессионального авторитета создателей (носителей) без научного обоснования или объяснения его создания, специфики и эффективности, например методика работы известных педагогов-новаторов конца XX в. (В.Ф. Шаталов и др.).



Если технология предстает как факт педагогической культуры сообщества педагогов-профессионалов, то методика отражает опыт конкретного субъекта, являясь достоянием локальной культуры отдельных педагогов и фактом педагогического мастерства и творчества в решении определенного типа педагогических задач. Лишь на уровне постепенного обобщения (точнее было бы сказать - обобществления) этого опыта методика приобретает широкое применение и известность. Однако эффективность конкретной методики зависит от степени ее технологичности, от способности вызвать нужный, желаемый, заранее спланированный педагогический результат.

В понимании технологии также до сих пор нет единой точки зрения, а различные аспекты отражены в следующих определениях:

■ процедурное воплощение компонентов организуемого педагогического процесса в виде системы действий;

■ цикл или алгоритм действий субъектов образовательного процесса;

■возможность построения педагогической системы на основе определенного набора приемов;

■редукция образовательных целей к целям деятельности конкретного педагога по реализации государственного образовательного стандарта на уровне конкретной учебной дисциплины или фрагмента образовательного процесса, организуемого для реализации образовательной программы и успешного ее освоения или для решения других, не менее важных образовательных задач;

■способ реализации конкретного процесса в образовательной практике путем расчленения его на систему последовательных, взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются субъектами этого процесса однозначно;

■конструирование и оценка образовательных процессов при учете человеческих, временных и других ресурсов в достижении эффективности образования и его целей.



Когда целесообразные и продуктивные системы действий, выверенные и осмысленные в опыте нескольких поколений, постепенно приобретают безличный, инструментальный характер и могут воспроизводиться в деятельности любого профессионала при условии его соответствующей подготовки и соблюдении рекомендуемых правил и ограничений, такая система приобретает признаки технологии.

С учетом сказанного в самом широком значении под технологией предлагаем понимать «поэтапную реализацию того или иного метода или принципа с помощью определенных форм работы. При одном и том же принципе могут быть разные технологии его реализации». Единицей в определении специфики технологии можно считать метод достижения поставленной цели и его структуру, а принцип, которым при этом руководствуются, выводит на теоретический уровень понимания этого феномена в ходе проектирования системы действий, структура которых адекватна выбранному методу.

Уровень обобщения в раскрытии специфики технологий, применяемых в сфере образования, повысился с выделением следующих требований .

Концептуальность - опора на научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование способов достижения образовательной цели.

Системность - логика процесса достижения цели, взаимосвязь его частей, обеспечение целостности и цикличности действий.

Управляемость - возможность проектирования и корректирования.

Воспроизведение системы действий - возможность применения другими субъектами в других однотипных условиях учебных заведений или образовательной среды.

Эффективность в достижении образовательной цели - действенность.

Выделение признаков технологий, применяемых в образовательной практике, допускает возможность построения методики и комплекса оценочных процедур для определения эффективности их применения в образовательной практике, расширяет возможности для поиска и разработки новых технологий.

Все группы признаков определенным образом взаимосвязаны в своих проявлениях и в совокупности способны представить целостную и полную характеристику технологий, применяемых в образовательной практике. Именно они приняты в качестве значимых характеристик для выделения образовательных технологий и оценки эффективности их применения.

Действенность - главный признак любой технологии. Действенность применяемой технологии как процедуры действий имеет специфические социально-антропологические, стратегические, логические, инструментальные предпосылки и основана на свойстве, которое можно обозначить как способность субъекта образовательного процесса эффективно (с наилучшими результатами и минимальными затратами времени и ресурсов) производить запланированные изменения в соответствии с поставленной целью. В связи с этим феномен технологичности в деятельности субъекта - это эффект -«попадания» в поле действия закономерностей достижения поставленной цели, и он проявляется в реализуемой логике (последовательности) осуществления действий. Это значит, что, с одной стороны, технология дает возможность комплексного прогностического нормирования поведения и ситуации, обусловленного знанием природы развития того или иного явления (процесса). С другой стороны, любая технология обеспечивает актуализацию и регулирование внутренних процессов, происходящих с объектом (или субъектом) педагогического влияния. Например, эффективность стимулирования школьников к самостоятельности со стороны педагога в образовательном процессе обусловлена пониманием закономерностей появления мотиваций самостоятельной образовательной деятельности, а технологичность учебной работы (ученика или студента) обусловлена опорой на закономерности формирования учебных действий. Следует также учесть, что каждая технологии имеет временные и пространственные границы эффективного применения.

Использование программы, алгоритма или цикла действий для описания структуры технологически выстраиваемых действий позволяет сделать ее более гибкой и мобильной. То есть можно выделить технологии, в основе которых лежит логический принцип построения системы действий (учителя с учениками или вузовского преподавателя со студентами), их называют «жесткими» технологиями (системами). Ориентация на гуманитарный принцип позволяет рассматривать и описывать структуры применяемых в образовательной практике технологий как «мягкие» - системы действий, которые могут адаптироваться к условиям внешней среды и учесть индивидуально-психологические особенности субъектов, сохраняя свои характерные признаки, особенности и свойства. Безусловно, для эффективного применения как «жестких», так и «мягких» образовательных технологий большую роль играет интуиция педагога, человеческий фактор и человеческий ресурс.

Заметим, что если педагогическое искусство связано в большей степени с методикой, индивидуальным опытом и своеобразным стилем в творчестве профессионала, то педагогическое мастерство достигается через овладение эффективными методами и технологиями и умелое их применение.

В литературе можно встретить различные варианты соотнесения понятий «метод», «методика», «технология», о чем в какой-то мере говорилось выше.

Вопрос о соотношении метода, приема и технологии обучения активно дискутируется, но мнения специалистов можно фактически свести к основным двум позициям.

Первая позиция построена на приоритете метода в широком смысле и признает за технологией функцию технического или процедурного воплощения метода в практику работы педагога.

Вторая позиция признает технологию как системное явление, в котором метод и прием выступают элементами целостной системы. Сторонники второй позиции ориентируют педагога на системное объединение идей, ей руководствуются при выборе и структурировании способов организации своей деятельности и деятельности других субъектов образовательного процесса, а также ресурсов для достижения образовательной цели. Вместе с тем сторонники и первой, и второй позиции понимание технологии в большей мере связывают со способами и средствами работы школьного или вузовского педагога.

В последнее время обострилась проблема различения технологии и методики.

Первая позиция - понятия «технология» и «методика» рассматриваются как идентичные или по крайней мере взаимозаменяемые поднятия (Н.Е. Щуркова).

Вторая позиция - понятие «технология» рассматривается как более широкое понятие, чем «методика», которая может быть элементом той или иной технологии. В этих случаях рассматриваются разные уровневые их соотношения.

Третья позиция - частная и конкретная методика рассматривается в рамках более общей технологии. Так, по мнению В.П. Беспалько, диагностическая методика является исходным пунктом разработки любой педагогической технологии.

Четвертая позиция - технология - специфичная составная часть методики. В этом смысле технология является логическим ядром методики, своеобразной ее основой.

Пятая позиция - технология как форма реализации методики.

Шестая позиция - технология понимается как рациональное (довольно стабильное) сочетание нескольких последовательно применяемых операций для получения какого-либо продукта. В этом смысле она становится близкой понятию «конкретная методика». Например, уровень конкретной методики (методики преподавания английского языка) и есть самый технологичный ее уровень.

Седьмая позиция - на основе одной и той же технологии могут быть построены разнообразные методики, различающиеся задачами и содержанием деятельности, а также тактическими вариациями в использовании отдельных технологических процедур. То есть одна и та же технологическая цепочка может иметь разную методическую инструментовку. Например, технология модульного обучения, проектная технология могут конкретизироваться в методике модульного освоения курса истории, в методике организации телекоммуникационного проекта. Другой пример: в основу методики подготовки специалиста могут быть положены технология коллективной деятельности, технология деловых и ролевых игр, технология психологических и педагогических тренингов.

Восьмая позиция - сама технология может существовать самостоятельно, независимо от методики, стихийно, если она не «вписывается» в целостную систему организации деятельности, подчиняясь сознательно избранным стратегии и тактике деятельности, например технология проблемного или программированного обучения.

Подводя итог анализу проблемы соотношения метода, методики и технологии, отметим, что все они обладают свойством системности:

■ метод, лежащий в основе той или иной технологии, раскрывает структурный аспект всех выполняемых действий;

■ методика реализуется в образовательной практике с помощью определенной системы методов и приемов;

■ технология обладает определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели, т.е. инструментовкой всех действий для ее достижения.

От понятия «технология» следует отличать термин «техника», который обозначает специфику и уровень исполнения субъектом образовательного процесса отдельных видов деятельности (техника общения, техника работы с компьютером и др.).

Если проанализировать разные трактовки термина «технология» в образовании, то можно обнаружить тенденции в изменении их содержания, которое по сути представлено разными аспектами, отражающими направления развития и смыслового обогащения рассматриваемой категории.

Первый аспект - технико-инструментальный. Он характеризуется тем, что понятие «технология» по содержанию сводится к техническим средствам, которые применяются в образовательном процессе, - средства звукозаписи, учебное кино, телевидение и др. Поиск путей использования технических средств в обучении определил возможность выделения особой сферы, которая получила название «технология в обучении». В этом значении разработчики новых технологий отталкивались от возможностей развивающихся технических средств как исходного момента построения образовательного процесса. Сторонники рассматриваемого аспекта ориентируются на выбор средств, обеспечивающих эффективность образовательного процесса, возможность достижения образовательных результатов системой разных, в том числе и технических, средств.

Второй аспект - функционально-процессуальный - по сути и есть собственно технологический подход к построению вузовского образовательного процесса, в котором способы, средства и условия могут выполнять разные функции в достижении одной и той же образовательной цели. Не случайно сторонники данного аспекта считают, что для достижения одной и той же цели педагог может использовать разные технологии. В рамках функционально-процессуального аспекта технология характеризуется как процесс выбора и использования определенной системы средств, необходимой для достижения поставленной преподавателем цели в определенной, заданной педагогом логике, эффективность которых будет достигаться только при определенно заданных условиях. Одним из результатов такого понимания технологии была ориентация педагогов на определение путей заранее спланированного поэтапного и процедурного достижения целей, противопоставленная расплывчатости целевых ориентиров на уровне только идей и деклараций. В рамках рассматриваемого аспекта можно сказать, что технологии, применяемые в образовательной практике, раскрывают воспроизводимые моменты организации образовательного процесса и процесса обучения конкретным учебным дисциплинам, управления процессом освоения образовательной программы, их общения или развития.

Масштабы воспроизводимых моментов организуемого преподавателем образовательного процесса определяются исходными установками, в качестве которых могут быть социальный заказ, образовательный стандарт, модель будущего специалиста, образ современного молодого человека, цели и содержание школьного или профессионального образования и т.д. ~

Сторонники системного подхода под технологиями понимают согласованность точно выраженной цели, средств и условий ее достижения, а также способов определения результатов, получаемых в ходе применения такой технологии в образовательной практике.

Какая разница между методикой и технологией? (по В.И.Загвязинскому)

Методика обучения – совокупность методов и приемов, используемых для достижения определенного класса целей. Методика может быть вариативной, динамичной в зависимости от характера материала, состава учащихся, ситуации обучения, индивидуальных возможностей педагога. Отработанные типовые методики превращаются в технологии.

Технология – это достаточно жестко зафиксированная последовательность действий и операций, гарантирующих получение заданного результата. Технология содержит определенный алгоритм решения задач. В основе использования технологий положена идея полной управляемости обучения и воспроизводимости типовых образовательных циклов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Назовите отличительные признаки понятия «технология».

2. Какой позиции в понимании соотношения между технологией и методикой вы будете придерживаться. Обоснуйте свой выбор.

3. Приведите свои примеры известных вам методов, методик и технологий и раскройте характер их связей.

4. В чем специфика методики преподавания, раскройте методические аспекты преподавания вашей учебной дисциплины.

Тема 3. Отличительные признаки образовательной технологии

Важно понимать, зачем вы обращаетесь к термину «образовательная технология» и в каком значении его использовать, чтобы сделать запланированное:

■ понять и оценить потенциал уже известной технологии, сравнив его с возможностями других технологий для достижения поставленной цели;

■ внедрить какую-то конкретную технологию в образовательную практику и оценить эффективность ее применения;

■ разработать в виде проекта новую технологию и реализовать ее на практике.

Появление термина «технология» в науке и образовательной практике связывают с особенностями применения технологического подхода:

■ к решению задач обучения, воспитания и развития субъектов педагогического процесса (в результате появился термин «педагогическая технология», который конкретизировался в других разновидностях с учетом специфики педагогических задач - технология обучения, технология воспитания, образовательная технология);

■ работе субъектов образовательного процесса с информацией (передачей, сохранением, поиском, систематизацией и т.д.), в результате чего информационные технологии стали активно применяться в образовательной практике;

■ организации учебного процесса (соответственно появился термин «технология обучения»);

Организации образовательного процесса (что привело к появлению термина «образовательная технология»).

Понятия «технология в обучении», «технология обучения», «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология подготовки специалиста», «технология профессионально-личностного развития» вошли в педагогическую лексику школьных педагогов и вузовских преподавателей. Однако в настоящее время термин «технология» активно расширяет свою географию в образовательной практике, поэтому требуется уточнение разных его смыслов и значений, а также наиболее общих понятий, связанных с этим термином, таких как «педагогическая технология», «технология обучения», «образовательная технология», которые составляют фундамент понятийного аппарата технологического подхода в образовании. И.В. Блауберг, В.И, Загвязинский, Г.Б. Корнетов, Ю.С. Мануйлов, В.Л. Назаров,ХА, Панкова, О.К. Стрелова, Э.Г. Юдин и другие считают, что разработка теории любого подхода начинается с осмысления, обоснования и содержательного наполнения понятийного аппарата. Его единицами являются уже имеющиеся термины и новые, специально вводимые в ходе разработки подхода. «Объекты современного научного познания требуют не просто расширения существующего концептуального аппарата, но именно нового категориального строя, новой системы понятий»

Совершенствуется такой категориальный аппарат за счет увеличения числа новых понятий и обогащения содержательного их наполнения. Понятийный аппарат означает новый подход, обоснование «идеальной» модели образовательной технологии.

В науке нет однозначного толкования термина «образовательная технология», что в значительной мере обусловлено сложностью проблемы и разнонаправленностью путей реализации технологического подхода в образовательной практике. Понятие «образовательные технологии» многозначно по своей сути. Это означает, что оно объективно имеет несколько значений и смыслов, и в разных контекстах может быть понято в зависимости от того, в каком значении и смысле употребляется.

Педагогическая технология. Так как во многих источниках технология определяется как совокупность операций, осуществленных определенным способом в определенной последовательности, из которой складывается запланированный педагогический процесс, то самая общая трактовка понятия «педагогическая технология» известна как категория поэтапного и воспроизводимого процесса достижения поставленной педагогической цели. Из этого определения понятно, что педагогическая, технология - это не просто система средств, обеспечивающих достижение поставленной педагогической задачи, но такие средства должны применяться в определенной логике, поэтапно и использоваться разными педагогами в решении одних и тех педагогических задач.

В.П. Беспалько пишет: «Педагогическая технология - это систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса» . С его точки зрения, педагогическая технология - это проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике. Значит, педагогическая технология может появиться в результате научного проектирования, а сам проект представляет собой систему действий, обладающую возможностью неоднократно воспроизводиться и гарантировать успех в достижении конкретной педагогической цели, поэтому и понимается как содержательная техника реализации педагогической цели.

В.А. Сластенин определяет педагогическую технологию аналогично - как последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Близкие по сути определения (с небольшими вариациями) педагогических технологий можно найти и в других работах. Выделим наиболее известные позиции в понимании педагогической технологии, это:

■ схема предметно-преобразующей педагогической деятельности;

■ целенаправленное использование предметов, приемов, средств, событий, отношений для повышения эффективности педагогического процесса;

■ систематизированное использование людей, учебных методов и оборудования для решения педагогических проблем;

■ системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогической цели;

■ проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике.

Подводя итог, отметим, что термин «педагогическая технология» описывает систему действий педагога, которая обладает признаками технологии (гарантированность достижения поставленной цели, возможность повторить эти действия в той же последовательности и теми же методами, наличие специальной диагностики для подтверждения эффективности этой системы).

При описании педагогической технологии, как правило, очерчивают проект педагогической деятельности. В этом значении под педагогической технологией понимается проект педагогического процесса (на уровне всего образовательного учреждения, профессиональной деятельности отдельного педагога или конкретной педагогической задач), разработанный на научной основе, процедуры которого эффективны для получения прогнозируемого результата в разных случаях:

Будь то проект процесса обучения в целом или процесса проведения только, например, школьного урока или семинарского занятия;

Процесса нравственного воспитания или, например, профессионально-личностного развития студентов средствами конкретной учебной дисциплины, развития критического мышления;

Процесса разработки образовательной программы или модуль -учебника;

Процесса педагогического общения с подростками или студентов условиях поликультурной образовательной среды.

Таким образом, понятие педагогической технологии связано с профессиональными действиями педагога (учителя или преподавателя), осознанно включающими известный ему и освоенный механизм развертывания логики того или иного педагогического процесса как процесса достижения цели или процесса реализации поставленной задачи.

Технология обучения. Как известно, термин «технология» первоначально стал применяться для планирования и более успешно достижения учебных целей. По определению ЮНЕСКО 1986 г., Технология обучения - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технологических и человеческих ресурсов, ставящий своей задачей оптимизацию форм и способов организации учебного процесса.

М.В. Кларин уравнивает понятие «технология обучения» с «полностью воспроизводимым обучающим набором». Он конкретизирует выше представленное определение технологии обучения, предлагая поймать воспроизводимые способы организации учебного процесса

Сюда включается полный набор учебных целей, подбор критериев их измерения и оценки, точное описание условий обучения. Автор отмечает, что технологический подход к обучению реализуется через конструирование учебного процесса с опорой на заданные исходные установки: социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание образования.

Рассматривая инновационные подходы к обучению, М.В. Кларин делит их на два основных типа:

1) инновации, в основе которых лежит технологический подход к обучению, заключающийся в оптимизации репродуктивных видов деятельности;

2) инновации, преобразующие традиционный учебный процесс и направленные на обеспечение его исследовательского характера, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности.

В частности, под технологиями обучения стали понимать область прикладной дидактики (В.П. Беспалько, П.И. Пидкасистый, Н.Ф. Талызина и др.). В этом смысле предметом технологии обучения является конструирование процесса обучения на уровне содержания, форм взаимодействия участников учебного процесса с содержанием и между собой, контроля и оценки результатов учебной деятельности. Такие технологии объясняют способы реализации идеального процесса обучения в конкретных условиях образовательной практики, отражая реальную деятельность субъектов в условиях учебного процесса.

Существуют и другие трактовки технологии обучения:

■ совокупность методов обучения, обеспечивающих реализацию определенной дидактической системы (Е.С. Полат);

■ определение наиболее рациональных, научно обоснованных способов достижения поставленных учебных целей (Н.Ф. Талызина) ;

■ системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО);

■ способ системной организации совместной деятельности педагога и учащихся на основе материальных средств и условий (Н.Н. Суртаева);

■ способ программирования, реализации и оценки учебного процесса (Б. Скиннер);

■ продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для студентов и преподавателей (В.М. Монахов);

■ искусство взаимодействия в процессе обучения (Н.Е. Щуркова);

В данной работе будем придерживаться понимания технологии учения как процесса проектирования и реализации на практике целостной дидактической системы. В проекте реализации дидактической системы должны быть технологично заданы цели обучения, структурно представлено содержание, логика применения методов обучения

В рамках конкретной организационной формы и способа взаимодействия субъектов учебного процесса, определена последовательность оценки результатов усвоения учебной информации с набором методического инструментария в рамках конкретной формы контроля.

Термины «педагогическая технология» и «технология обучения» близки по смыслу к термину «образовательная технология», но не являются синонимами.

Образовательная технология - вариант описания модели образовательного процесса, в котором акцент может быть сделан на дисциплинарном образе определенной отрасли знаний, организационной структуре учебного процесса, характеристике деятельности субъектов образовательного процесса или характере их взаимодействия. То есть образовательные технологии рассматривают в связи с конструированием образовательного процесса и реализацией этого проекта в образовательной практике.

Словосочетание «образовательные технологии» используется как собирательный термин, не соотносимый с каким-то конкретным видом продуктивной и эффективной деятельности, допуская возможность технологий в деятельности педагогов и других субъектов (учеников, студентов, аспирантов, администрации). То есть если терминологически фиксируется специфика продуктивной организации конкретного вида деятельности в образовательной практике, то используется термин «технология»: технология обучения, технология воспитания, технология управления, технология организации самостоятельной деятельности, технология общения, технология проектирования и чтения лекции и т.д.

Однако существенным признаком любой образовательной технологии является акцент на характере деятельности и взаимодействия субъектов образовательного процесса, а только потом на содержании, предмете или условиях. В качестве субъектов образовательного процесса может выступать только один либо оба субъекта, в том числе и группа - классный коллектив, студенческая группа или аудитория, группа учителей или преподавателей или педагогический коллектив.

В анализе категории «образовательная технология» обращаем внимание еще на одну особенность: она может восприниматься в двух аспектах - конструкционном и функциональном. Конструкционный аспект - соответствие образовательной технологии некой модели и существенным признакам; функциональный означает удовлетворение реальных потребностей в их применении в образовательной среде.

Понять истоки и причины разнообразия образовательных технологий можно по-разному. Один из вариантов - выделение основных направлений технологического обеспечения образовательного процесса.

Первым направлением технологического обеспечения образовательного процесса является технологическое совершенствование и оптимизация организации совместной деятельности учителей и учащихся или преподавателей и студентов в учебное время, связанной с передачей постоянно изменяющегося содержания образования - новых знаний, информации о мире, о предметах и способах деятельности человека и пр. В данном значении выделена тенденция обогащения организационно-методической инструментовки образовательного проса в достижении одних и тех же образовательных целей средствами образовательных технологий при решении одного класса задач - задач обучения. В этом помогают известные и новые технологии, такие как технологии проблемного и развивающего обучения, интенсивного и модульного, игрового и программированного, личностно ориентированного и дистанционного обучения.

Вторым направлением технологического обеспечения современного образования является опора на новые информационные технологии и возможности глобальной информатизации. Это связано с техническим оснащением образовательного процесса и передачей части функций педагога техническим средствам, компьютерам, Интернету.

Тем самым в какой-то мере повышается уровень конструкторско-технического обслуживания и автоматизации труда учителей, преподавателей и лаборантов и делается более доступной различная по содержанию и сложности информация для учащихся или студентов в ходе ее поиска и отбора.

Третье направление технологического обеспечения образовательного процесса связано с внедрением социальных технологий в процесс взаимодействия участников образовательного процесса как через овладение технологиями общения, сотрудничества, сотворчества, стимулирования, диагностики со стороны преподавателей, так и через овладение техникой общения с людьми разного статуса и культуры, самопознания и самооценки, самообразования и самосовершенствования со стороны студентов.

Четвертое направление технологического обеспечения образовательного процесса связано с поиском оптимальной системы средств и условий, обеспечивающих развитие учащихся или студентов как субъектов учения и общения, познания и саморазвития. Во взаимосвязи с этим направлением можно говорить о выходе на управление процессом личностного и профессионального развития и саморазвития субъектов образовательной среды. Разработка технологий развития тех или иных индивидуально-личностных характеристик человека средствами учебных дисциплин и возможностями образовательной среды находится в поле внимания и интересов современных ученых и практиков.

При ориентации на результативность важным звеном технологического обеспечения образовательного процесса выступит наличие таксономии целей и технологий мониторинга и определения качества образовательных результатов. Это пятое направление реализации технологического подхода применительно к контрольно-оценочной составляющей образования. В этом случае технологии используются в качестве процедуры отслеживания получаемых образовательных результатов и определения меры влияния на эти результаты организационных, человеческих, социальных и других факторов (новых учебников, новых педагогических технологий* новой учебной дисциплины, стиля преподавания, личности преподавателя, учебной среды и пр.) при включении в этот процесс самих учащихся или студентов.

Таким образом, технологичность образовательного процесса - это описание его стандартизации в виде предписывающей конструктивной схемы деятельности субъектов (учителя и ученика, преподавателя и (или) студента) с информацией, общения или взаимодействия в определенных, заданных условиях, с самим собой в роли субъекта образовательной или профессиональной деятельности.

Понимание образовательной технологии как системы действий субъектов, связанных с достижением поставленной образовательной цели одним из них или кем-то другим, расширяет возможности их применения - не обязательно в условиях учебной среды, а, возможно, в библиотеке, лабо